Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Задача'
После семи столетий иностранного господства Латвия снова независима и трансформируется в экономически сильное демократическое государство, готовое к ...полностью>>
'Документ'
Посещение всемирно известного музея Кунсткамера, осмотр коллекции диковинных вещей, привезенных в Россию со всего света. Экскурсия в Меншиковский дво...полностью>>
'Документ'
Згідно інформації державного реєстратора в м.Сніжне зареєстровано 37 приватних підприємців, що здійснюють перевезення пасажирів на таксі. Підприємці ...полностью>>
'Реферат'
Мировая экономика внешне проявляется, прежде всего, как международная торговля товарами и услугами. Во второй половине XX века мировая торговля не то...полностью>>

Министерство образования и науки российской федерации (16)

Главная > Литература
Сохрани ссылку в одной из сетей:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Юго-Западный государственный университет»

(ЮЗГУ)

В помощь куратору

ПРОФИЛАКТИКА НАРКОМАНИИ
И ТОКСИКОМАНИИ

Курск 2011

УДК 37

Составитель В.Г. Полищук

Профилактика наркомании и токсикомании / Юго-Зап. гос. ун-т; сост. В.Г. Полищук. Курск, 2011. 12 с.

В работе представлены материалы по профилактике наркомании и токсикомании.

Издание предназначено для кураторов учебных групп ЮЗГУ, преподавателей и сотрудников, занятым в сферах учебно-воспитательного процесса.

Подписано в печать 24.03.11. Формат 6084 1/16.

Усл. печ. л. . Тираж 500 экз. Заказ . Бесплатно.

Юго-Западный государственный университет

305040, г. Курск, ул. 50 лет Октября, 94.

Отпечатано в Юго-Западном государственном университете

Содержание

Наркомания и токсикомания 5

Проблемы профилактики наркомании
в молодежной среде 9

Организация профилактической деятельности
употребления наркотиков и ПАВ в учебных заведениях 11

Ликбез для родителей 17

Портрет молодого человека, употребляющего наркотики 20

Опасность употребления наркотиков 22

Правовая основа профилактики наркомании 24

Литература 28

Наркомания и токсикомания

Наркотические вещества растительного происхождения, обладающие одурманивающим действием на человека, известны очень давно. Употребление наркотиков первоначально было связано с религиозными и бытовыми обычаями в местах произрастания содержащих их растений. Такими зонами являются: Азия, где растут опийный мак и дающая гашиш конопля; Южная Америка (растение кока, из которого добывается кокаин); Африка (растение кат, близкое к кока). Много тысяч лет тому назад наркотики стали использоваться служителями различных религий для достижения состояния мистического экстаза при исполнении культовых обрядов. Другой исторически сложившийся тип потребления наркотиков – использование их в лечебных целях в качестве успокоительных, обезболивающих, снотворных средств.

Резкий толчок к распространению наркотиков во всем мире дало бурное развитие в XIX веке химии лекарственных веществ. Химиками и фармакологами были получены морфий, героин, барбитураты и другие снотворные препараты, различные психостимуляторы. В результате выросла доступность наркотиков, расширились сферы их производства и применения. Потребление наркотиков вышло из-под контроля медиков и юристов. Стали возникать эпидемии потребления наркотиков исключительно для одурманивания, что быстро ведет к возникновению заболевания – наркомании, суть которой заключается в постоянной зависимости человека от приема наркотика. Длительный прием наркотиков приводит к тяжелым медицинским и социальным последствиям, распаду личности больных, росту смертности и преступности. Наркомания является бичом человечества, проблемой государственного масштаба.

За последние 10 лет наблюдается омоложение контингента наркоманов и токсикоманов. По данным МЗ РФ 20,3% подростков пробовали наркотики, средний возраст приобщения к употреблению наркотиков 14,2 – 14,5 лет. Количество «новобранцев» в «армию белой смерти» растет с угрожающей быстротой.

В современных условиях актуальной становится проблема профилактики – предупреждения начала употребления подростками и молодежью наркотиков и токсикантов. У подростков и молодых людей необходимо выработать «наркотическую стойкость» - психологическую готовность к отказу от пробы, даже единичной, любых одурманивающих веществ.

Наркотики (от греч. narcosis – оцепенение) – химические вещества и лекарственные средства, оказывающие особое, специфическое действие на нервную систему и весь организм человека. Это действие заключается в развитии наркотического опьянения – особого состояния со снятием болевых ощущений, с изменениями настроения, психического и физического тонуса сознания.

Наркомания – это тяжелая болезнь, которая развивается в процессе употребления наркотиков и заключается в нарастающем изменении чувствительности организма к действию наркотиков – в формировании жесткой зависимости психического и физического самочувствия человека от наличия и отсутствия наркотика в организме.

Токсикомания – это заболевание, которое вызвано злоупотреблением какими-либо веществами (токсическими, лекарственными), к наркотикам не отнесенными. Состояние, вызываемое их непосредственным действием на мозг, называют состоянием токсического опьянения.

В центральной нервной системе человека имеются участки, раздражение которых вызывает особые ощущения – «зоны удовольствия, комфорта, награды» и «зоны наказания». У человека эти зоны отвечают за регуляцию настроения, психического и физического тонуса. Действие наркотических средств и других одурманивающих веществ – это самораздражение зон «комфорта». Обусловленные действием наркотиков ощущения становятся для употребляющего их человека самоцелью. Постепенно поведение человека направляется на добывание и прием дурманящего зелья. Без наркотиков такой человек испытывает нехватку чего-то необходимого, испытывает ощущения внутренней пустоты, напряженности с оттенком озлобления. Эти явления свидетельствуют о развитии психической зависимости от наркотического или токсического средства, являющейся сущностью наркомании и токсикомании. Психическая зависимость от наркотиков – это патологическое влечение к одурманивающему средству, болезненное стремление непрерывно или периодически принимать его, чтобы вновь испытать определенные ощущения и снимать явления психического дискомфорта.

С течением времени в результате систематического приема наркотиков или токсикантов развивается более тяжелая форма патологической зависимости от них – физическая зависимость. У больного через несколько часов после последнего приема наркотика, когда его содержание в организма значительно уменьшится, развивается тяжелое, мучительное состояние – абстинентный синдром или синдром отмены, лишения, наркотического голодания. Это состояние причиняет больному тягостное физическое недомогание, резкую слабость, озноб. Пропадают сон и аппетит. Беспокоят сильнейшие головные боли, «ломающие» боли и судороги во всем теле, особенно мышцах спины, шеи, конечностей, в крупных суставах, боли в желудке, кишечнике и других внутренних органах. Сильно дрожат руки и тело, нарушается походка и координация движений, развиваются рвота, судорожные припадки с потерей сознания. Больной обливается потом, неудержимо чихает, из глаз текут слезы. Он впадает в тоску, крайне раздражителен, его охватывает тревога, злобное беспокойство, чреватое агрессией в отношении к окружающим. Нередко развивается психоз – острое расстройство сознания с появлением галлюцинаций, возникает бред преследования. От боли, ужаса, страшных видений больной мечется, кричит, совершает нелепые поступки, может пойти на самоубийство или преступление.

Абстинентные явления требуют специального медицинского лечения.

Другое проявление физической зависимости от наркотика – патологическое физическое влечение к наркотику. На стадии развития физической зависимости наблюдается утрата одурманивающим веществом эффекта ложной радости. Человек начинает испытывать потребность в увеличении дозы. Это происходит из-за привыкания организма к действию наркотика, снижения чувствительности мозговых «зон комфорта». Через некоторое время и новая доза становится недостаточной.

За последние 5 лет смертность наркоманов увеличилась в 5 раз. Гибель больных связана не только с осложнениями тяжелых заболеваний, которые являются следствием постоянной интоксикации (острая сердечная недостаточность, печеночная недостаточность), но и передозировками препаратов, несчастными случаями в состоянии опьянения, самоубийствами в приступе тоски, во время абстинентных мучений, от заражения крови при употреблении грязных шприцев, от СПИДа.

Наркоманы разрушают себя не только физически, но и духовно. Для них характерна душевная опустошенность, черствость, холодность, утрата способности сопереживать, глубокий эгоизм. Угасают все влечения и потребности, кроме влечения к наркотикам. В связи с этим они демонстрируют аморальность, склонность к асоциальному поведению, готовность к преступлениям. Преступность наркоманов обусловлена изменениями их личности. Часто они совершают общественно опасные действия в связи с психозами, по бредовым мотивам или под влиянием устрашающих галлюцинаций. Приобщение к наркотикам часто приводит человека в преступную группу наркоманов, отличающихся сплоченностью и организованностью в поиске и добыче наркотиков. Постоянная зависимость от наркотиков толкает наркоманов на совершение преступлений (подделка рецептов, проституция, кражи, грабежи, убийства). Нарко(токсико) мания опасны для общества еще и потому, что могут распространяться подобно эпидемии, поражая различные слои населения, особенно молодежь.

Сегодня каждый человек должен понимать, что его здоровье и жизнь в первую очередь зависят от него самого. Прежде всего, речь идет о формировании у человека четких знаний о вредных факторах и привычках (курение, алкоголь, наркотики), сознательного негативного отношения к ним, твердой установки на недопустимость даже однократного приема наркотика или другого одурманивающего вещества.

Проблемы профилактики наркомании
в молодежной среде

В 2006–2007 гг. Центром Дальневосточного государственного университета по профилактике наркомании и деструктивных воздействий было проведено социологическое исследование. Объектом исследования явились 1500 учащихся и студентов различных средних и высших учебных заведений Приморского края в возрасте от 14 до 20 лет (57% – девушки, 43% – юноши). Целью данного исследования явилось изучение мнения молодых людей по проблеме наркотизации населения. Опрос выявил ряд особенностей в отношении молодых людей к наркотикам и наркомании.

В процессе проведенного социологического исследования выяснялся и такой вопрос, насколько необходима работа в области профилактики наркомании в современных условиях, какова ее эффективность?

Опрошенные подростки в большинстве случаев (63%) считают профилактику наркомании эффективной, если она проводится в виде игры-тренинга.

В то же время примерно 30% подростков указали, что они осознанно избегают подобных антинаркотических мероприятий, т.к. считают, что в своей жизни они с наркотиками не встретятся, а поэтому для них эти занятия не представляют интерес. Каждый 10-й подросток от ответа на данный вопрос либо уклонился, либо указал, что он знает, что такое наркотик. Опрошенные подростки (в 45% случаев) также отметили, что разъяснительные и информативные занятия должны быть постоянными. Многие при этом указывали, что они просто не знают, куда необходимо обратиться, если им нужны совет или помощь. При этом 62% указали, что не решаются спрашивать у взрослых что-либо о наркотиках, потому что боятся, что их сразу станут считать наркоманами.

Результаты проведенного исследования показали, что современную молодежь условно можно разделить на несколько групп. Первая группа – это молодежь (13%) с активной жизненной позицией, целеустремленная, талантливая, которая отлично учится, участвует в общественной и политической жизни, побеждает на конкурсах, выигрывает гранты, за успешную учебу получают дополнительную стипендию и другое. Это группа людей при любых жизненных условиях пробивается и достигает намеченной цели, даже независимо, есть ли поддержка или нет.

В то же время 11% молодежи – это абсолютно полярная группа: слабая, с неустойчивым характером, неуверенная в своих силах, не умеющая бороться с трудностями, «плывущая по течению», очень часто оказывающаяся растерянной при столкновении с жизненными экстремальными ситуациями. Именно эта группа, оказавшаяся в жестких обстоятельствах реальности, пытается от них уйти, прибегая к употреблению наркотиков, алкоголя, к другим психотропным веществам. Очень часто лица данной категории, встретившись с трудностями по работе, учебе, бросают ее, начинают жить за счет случайного заработка, опускаются, деградируют как личности, нередко становятся бродягами, попрошайками, живут за счет совершения корыстных или иных преступлений.

Как правило, это молодежь, которая выходит их неблагополучных, неполных семей, где родители ведут антиобщественный, аморальный образ жизни, пьянствуют, в семье обычное явление физическое или психологическое насилие над детьми, рукоприкладство обязательный атрибут семейного воспитания.

В самой большой средней группе молодежи около 30% может получить образование, достичь определенного успеха в бизнесе, науке, других сферах знаний или профессиональной деятельности. И хотя они в свое время не получали грантов, не пользовались повышенной стипендией, которая выдавалась талантливой молодежи, тем не менее смогли найти свое место в жизни и вырасти достаточно успешными людьми, имеющими интересную работу, создавшими благополучную семью. В основном это хорошие специалисты своего дела, люди физического труда.

Предупреждение наркомании – это очень многоплановая проблема, решение которой возможно только при тесном взаимодействии и координации сил и средств.

Наркомания чрезвычайно сложна и очень многогранна, так как она затрагивает социальные, медицинские, правовые, нравственно-психологические и иные аспекты жизнедеятельности человека. Отсюда и профилактика наркомании должна быть построена с максимальным учетом ее всестороннего воздействия.

Организация профилактической деятельности
употребления наркотиков и ПАВ в учебных заведениях

Анализ наркоситуации в настоящее время говорит о том, что преступный акцент сводится в образовательные учреждения, общежития профессиональных училищ, среднеспециальных и высших учебных заведений. Складывающаяся ситуация подтверждает необходимость усиления профилактической антинаркотической деятельности в образовательных учреждениях.

По данным ряда социологических исследований около 60% учащихся и студентов получают информацию о наркотических веществах в учебном заведении, а основным местом употребления наркотиков для трети потребителей наркотиков являются помещения школ и ВУЗов.

Результаты социологического исследования, проведенного в апреле 2009 года на территории г. Иркутска по теме «социологический портрет лиц, вовлекаемых в употребление наркотиков», свидетельствуют о еще недостаточной эффективности профилактической работы. Из опрошенных 414 подростков 8-9 классов, 2/3 воспринимают наркоманов, как обыденное явление, считая их слабыми, безвольными людьми. Большинство (около 75%) полагают, что от наркомании можно вылечиться. Подростки недооценивают опасность наркотиков.

Учитывая данный аспект, борьба с наркоманией и ее профилактика в учебных заведениях является одним из приоритетных направлений.

Практика подтверждает, что не только дети, но и их родители не знают самого элементарного о наркотиках и последствиях их употребления. Просто говорить, что наркотики вредны для здоровья и приводят к смерти, - это не поможет. Если же разъяснять молодому человеку, что именно происходит, когда начинают принимать наркотики, об истинной сущности наркотиков, обо всех наступающих негативных последствиях, то ситуация принципиально меняется в положительную сторону.

Спецификой профилактики в системе образования является то, что формирование у молодых людей навыков противостояния наркогенному давлению рассматривается как часть общего учебно-воспитательного процесса, обеспечивающего формирование личностной устойчивости в отношении всех факторов риска девиантного поведения.

В соответствии с классификацией ВОЗ, профилактика может быть первичной, вторичной и третичной. Под первичной профилактикой подразумевается работа с обучающимися по внедрению идей здорового образа жизни. Она обеспечивает предупреждение приобщения к наркотизации.

Вторичная профилактика направлена на работу с «группами риска», на коррекцию уже сформированных дезадаптивных форм поведения. Она предотвращает развитие зависимости от ПАВ у лиц, имеющих опыт использования одурманивающих веществ.

Третичная профилактика – социально-педагогическая реабилитация лиц со сформированной зависимостью.

В условиях образовательного учреждения эффективна первичная профилактика, т.е. опережающая антинаркогенная подготовка учащихся, до возникновения реальной угрозы вовлечения в употребление психоактивных веществ. Вторичная профилактика в учебном заведении возможна лишь частично и требует специальной медицинской подготовки. Чаще всего это система индивидуального консультирования обучающихся и родителей, возможны варианты групповой работы в режиме различных тренингов. Третичная профилактика требует особых условий и в образовательном учреждении не проводится.

При проведении первичной профилактической работы целесообразно учитывать три основных принципа:

  1. Принцип устрашения;

  • Объективное информирование о последствиях употребления наркотических средств.

  • Определение разумной меры, основанной на принципе необходимости и достаточности.

  1. Принцип обращения к здравому смыслу:

  • Формирование моды на здоровый стиль жизни (использование кумиров молодежи).

  • Разработка профилактических областей альтернативных наркотизации.

  • Повышение уровня корпоративной культуры обучающихся.

  • Объединение усилий различных социальных групп и организаций.

  • Повышение родительской компетенции в области наркозависимости.

  1. Принцип казуальности:

  • Работа с первопричиной, а не со следствием.

  • Приоритетное направление ведения профилактики – психологическая служба образовательного учреждения

Успешно влияют на снижение активности употребления наркотиков антинаркотические программы (проекты). Они призваны способствовать формированию и осознанию мотивации обучающихся к активному участию в них.

В учебном заведении необходимо грамотно вести пропаганду здорового образа жизни и реализовывать различные программы укрепления здоровья, поощряя развитие здоровых привычек (занятия спортом, активный творческий досуг, здоровый режим труда и питания). Это может служить альтернативой употребления психоактивных веществ. Важной становится организация внеучебной воспитательной деятельности.

Анкетирование – метод групповой диагностики, позволяющий выяснить мнение или представление опрашиваемого по необходимому вопросу, к определенному явлению. Анкетирование применяется, чтобы выяснить отношение опрашиваемых к наркотикам, компетентность участников образовательного процесса в вопросах здорового образа жизни. Анкетирование обычно является анонимным.

Вопросы анкеты могут быть различными.

По степени развернутости вопросы бывают: закрытые – ответы типа «да – нет», «верно-неверно»; открытые – содержательный вариант ответа. По характеру связи с исследуемым предметом вопросы бывают: прямые (Ты употребляешь наркотики?), косвенные (Согласишься ли ты попробовать наркотик, если тебе предложат?), проективные (Люди, употребляющие наркотики, по своим человеческим качествам такие же достойные, как остальные?).

При разработке анкеты следует избегать наводящих (подсказывают определенный ответ), альтернативных (со словом «или»), манипулятивных (играющих на слабостях или желании выглядеть хорошим), двойных (содержащих два утверждения, которые могут быть не связаны между собой) вопросов.

Например, узнать отношение обучающегося к проблеме употребления наркотиков, его мнение по поводу профилактики может помочь приведенная ниже анкета.

1.

Ваш возраст

2.

Пол

3.

Как вы относитесь к тому, что есть люди, увлекающиеся потреблением лекарственных средств, действующих на психику?

осуждающе

с тревогой

безразлично

это их дело

не знаю

4.

Как Вы считаете, является ли наркомания распространенным явлением?

да

нет

не знаю

5.

Считаете ли Вы, что прием наркотиков имеет для человека последствия?

вред для здоровья

сокращает продолжительность жизни

крушение жизненных планов

разрушение семьи

опасность для окружающих

никаких последствий

не знаю

6.

Знаете ли Вы какие-нибудь лекарственные препараты, вызывающие наркоманию?

да

нет

7.

Как Вы думаете, является ли опасным однократный прием наркотиков?

да

нет

смотря, что принимать

не знаю

8.

Как Вы думаете, с какой целью некоторые люди принимают наркотики?

испытать новые ощущения

снять нервное напряжение

добиться повышения настроения

облегчить общение с людьми

с лечебной целью

9.

Есть ли среди Ваших знакомых лица, которые пробовали принимать наркотики?

да

нет

не знаю

10.

Приходилось ли Вам принимать наркотики?

да

нет

11.

В какой ситуации это происходит?

случайно в компании

дома, в одиночестве

где-то еще

12.

Как Вы думаете, какие источники наркотических веществ используют наркоманы?

в домашней аптечке

у близких людей и знакомых

по месту учебы и работы

через аптеку

через больницы и поликлиники

воровство

контрабанда

13.

В чем Вы видите причины распространения наркотиков?

14.

Считаете ли Вы, что нужно усилить разъяснительную работу в этом направлении?

да

нет

не знаю

15.

Что Вы можете предложить для искоренения наркомании?

16.

Знаете ли Вы о существовании центров помощи тем, кто решил отказаться от наркотиков?

да

нет



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Министерство образования и науки российской федерации (54)

    Документ
    Правительство Российской Федерации и Правительство Азербайджанской Республики, именуемые в дальнейшем Сторонами, учитывая исторически сложившиеся научно-технические связи между Российской Федерацией и Азербайджанской Республикой,
  2. Министерство образования и науки Российской Федерации (8)

    Документ
    Сводные данные (план) международных научно-технических мероприятий издаются в виде брошюр с 1986г. и рассылаются по министерствам, ведомствам и организациям, региональным центрам России и др.
  3. Министерство образования и науки Российской Федерации (47)

    Документ
    Главный редактор — А.Н. Тихонов, директор Государственного научно-исследовательского института информационных технологий и телекоммуникаций «Информика».
  4. Министерство образования и науки Российской Федерации (42)

    Документ
    Примерная основная образовательная программа высшего профессионального образования бакалавриата, реализуемая по направлению подготовки 100700.62 - Торговое дело (далее - ПООП) представляет собой систему документов, разработанную и
  5. Министерство образования и науки Российской Федерации (45)

    Документ
    Сводные данные международных мероприятий в области образования, науки и инноваций издаются в виде брошюр с 1986 г. и рассылаются по министерствам, ведомствам и организациям, федеральным и региональным центрам России и др.
  6. Министерство образования и науки российской федерации (27)

    Учебное пособие
    Загинайлов Ю.Н. Правовые вопросы защиты информации: Учебное пособие. Алт.гос.техн. ун-т им. И.И.Ползунова. Центр дистанционного обучения. Барнаул: Изд-во АлтГТУ, 2001.

Другие похожие документы..