Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
У світі в останні три десятиріччя вчені різних країн шукають і розробляють системи землеробства, які згладжують або знімають всі негаразди інтенсивно...полностью>>
'Анализ'
Становление и развитие экономической базы казачьих обществ, включая привлечение казачьих обществ к реализации национальных проектов, государственных ...полностью>>
'Конкурс'
На конкурс представляются образцы, соответствующие действующей нормативно-технической документации (НТД) с качественными удостоверениями и сертификат...полностью>>
'Документ'
Конвенция между Правительством Республики Казахстан и Правительством Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии об устранении двойно...полностью>>

Примерная учебная программа философия. Биоэтика для студентов обучающихся по: специальности

Главная > Программа
Сохрани ссылку в одной из сетей:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

УТВЕРЖДАЮ

____________ _____________________

(подпись) (ФИО)

"____" ________ 20.. г.

Вводится в действие с"____" ________ 20… г.

ПРИМЕРНАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

ФИЛОСОФИЯ. БИОЭТИКА

Для студентов обучающихся по:

специальности

Стоматология

Форма обучения

очная

Москва

2011 г.

1.ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ

Цельформирование у будущего врача

- теоретических знаний о предмете философии, об основных философских проблемах, идеях и концепциях в их взаимосвязи и развитии;

- представлений о роли философии в осмыслении исторических типов рациональности, структуры, форм и методов научного познания, типов общенаучного и медицинского мышления;

- представлений о неразрывной связи философско-методологических, мировоззренческих, аксиологических проблем с содержательным развитием науки, биологии и медицины, о смысле медицины как феномена культуры.

- способности эффективно анализировать и разрешать этические проблемы, возникающие в профессиональной деятельности медицинского работника, в том числе в клинической практике;

- представлений об общих этических ценностях, связанных с такими понятиями как долг, честь, достоинство, правдивость, справедливость.

Задачами дисциплины являются:

- создание у студентов целостного системного представления о мире и месте человека в нем;

- формирование у студентов философского мировоззрения и мироощущения; умения логично формулировать, излагать и аргументировано отстаивать собственное видение рассматриваемых проблем;

- ознакомление студентов с основными сведениями о специфике дофилософских и философского мировоззрений, с особенностями философского знания, его структуры, функций, основных проблем, с основными взаимосвязями философии с частными науками;

- ознакомление студентов с основным содержанием и принципами современных философских школ и направлений, в их понимании природы мира и человека, структуры человеческой психики и сознания, роли науки и общества в бытии современного человека, становлении его личности, возвышении его культурного и духовного потенциала;

- формирование у студентов своей собственной философской позиции по важнейшим проблемам современной медицины, а также умения самостоятельно осмысливать сложнейшие ситуации в современной общественной жизни, использовать приемы ведения дискуссии, полемики, диалога.

- ознакомление студентов с историческими типами этических теорий, историческими предпосылками формирования и развития, современным состоянием и проблематикой биоэтики;

- формирование у студентов представлений о моделях, принципах, правилах биомедицинской этики, восприимчивости студентов к этической проблематике;

- обучение студентов практическим умениям в области биомедицинской этики, искусству этического анализа;

- формирование у студентов представления о моральных ценностях (как профессиональные и личные, так и ценности своих пациентов), основополагающих в условиях регулирования и разрешения этических конфликтов.

2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП СПЕЦИАЛИСТА

Дисциплина «Философия» относится к базовой (обязательной) части цикла «Гуманитарный, социальный и экономический цикл» для медицинского образования и изучается как модульная дисциплина «Философия. Биоэтика».

Основные знания, необходимые для изучения дисциплины должны быть сформированы при изучении

- программы общего среднего образования по обществознанию, всеобщей и Отечественной истории, географии, культурологии, иностранным языкам;

- в рамках вузовского образования – истории медицины, биологии и генетики, латинского и иностранных языков.

- является предшествующей для специальных философских дисциплин (напр., «история и философия науки», «философия техники»), если таковые предусмотрены учебным планом.

3. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

а) общекультурных (ОК):

  • способен и готов использовать на практике методы гуманитарных, естественнонаучных, медико-биологических и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности (ОК-1);

  • способен и готов научно анализировать социально-значимые проблемы и процессы, способен к пониманию и анализу мировоззренческих, социально и личностно значимых философских проблем, основных философских категорий (ОК-2);

  • способен и готов к логическому и аргументированному анализу, к публичной речи, ведению дискуссии и полемики, к сотрудничеству и разрешению конфликтов, к толерантности (ОК-5);

  • способен сформировать новые личностные качества: критически относится к себе, к своим стереотипам и привычкам, обладает гибким мышлением, способен сотрудничать и вести диалог, критически оценивать информацию, уметь анализировать и синтезировать, способен к творческой адаптации в реальной обстановке (ОК-6);

  • способен к формированию системного подхода к анализу медицинской информации, восприятию инноваций, к критическому восприятию информации (ОК-7).

  • способен и готов осуществлять свою деятельность с учетом принятых в обществе моральных и правовых норм; соблюдать правила врачебной этики, законы и нормативные акты по работе с конфиденциальной информацией; сохранять врачебную тайну (ОК-8).

б) профессиональными (ПК):

  • способен и готов реализовать этические и деонтологические аспекты врачебной деятельности в общении с коллегами, медицинскими сестрами и младшим персоналом, взрослым населением и подростками, их родителями и родственниками (ПК 1);

  • способен и готов к формированию системного подхода к анализу медицинской информации, опираясь на всеобъемлющие принципы доказательной медицины, основанной на поиске решений с использованием теоретических знаний и практических умений в целях совершенствования профессиональной деятельности (ПК 3);

  • способен и готов анализировать результаты собственной деятельности для предотвращения врачебных ошибок, осознавая при этом ответственность дисциплинарную, административную, гражданско-правовую, уголовную (ПК- 4);

  • способен и готов получать информацию из различных источников, работать с информацией в глобальных компьютерных сетях; применять возможности современных информационных технологий для решения профессиональных задач (ПК 9).

В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать:

- структуру философского знания и специфику его основных разделов: онтологии, гносеологии, антропологии, аксиологии, социальной философии, философии истории;

- методы и приемы философского анализа проблем;

- формы и методы научного познания, их эволюцию;

- основные этапы развития мировой философской мысли, важнейшие школы и учения выдающихся философов;

- научные, философские и религиозные картины мира, их фундаментальные понятия и принципы;

- философские и религиозные концепции человека;

- о многообразии форм человеческого познания, истине и заблуждении;

-о роли культуры и науки в развитии цивилизации;

-философские основания и проблемы медицины;

- основные этические термины и понятия;

- основные этические теории;

- основные методы, используемые в биоэтике;

- модели биоэтики;

- морально-этические нормы профессиональной врачебной этики;

- принципы и правила взаимоотношения «врач-пациент», «врач – родственники»

- основные этические документы международных и отечественных профессиональных медицинских ассоциаций и организаций.

Уметь:

- мыслить в соответствии с требованиями, правилами и законами формальной логики;

- ориентироваться в панораме мировой философской мысли;

- аргументировано отстаивать свою мировоззренческую позицию;

- аргументировано отстаивать свою научную и терапевтическую позицию; вести конструктивный диалог, осуществляемый в стиле доказательств и опровержений;

- применять методы и приемы философского анализа проблем в своей профессиональной деятельности.

- использовать методы и приемы философского анализа этических проблем;

- использовать морально-этические нормы, правила и принципы врачебной деонтологии и медицинской этики и профессионального врачебного поведения в своей практической деятельности;

- использовать в практической деятельности основные этические документы международных и отечественных профессиональных медицинских ассоциаций и организаций;

- вести дискуссии в условиях плюрализма мнений, применяя различные этические способы разрешения конфликтов;

- защищать гражданские права врачей и пациентов различного возраста;

- выстраивать и поддерживать рабочие отношения с другими членами коллектива;

- руководствоваться принципами гуманизма и общечеловеческими ценностями при участии в жизни гражданского общества.

Владеть:

- принципами современного философского и научного стилей мышления;

- основными моделями развития современного научного знания;

- навыками философской интерпретации научных и практических лечебных проблем;

- навыками работы с текстами по важнейшим философским проблемам медицины;

- навыками рациональной коммуникации.

- навыками нравственной культуры, изложения самостоятельной точки зрения, анализа и логического мышления, морально-этической аргументации, ведения дискуссий;

- принципами врачебной деонтологии и медицинской этики;

- аргументацией для решения проблемных этико-правовых вопросов медицинской практики, защиты интересов пациента.

4. ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ

Вид учебной работы

Всего часов / зачетных единиц

Семестр

IV

V

Аудиторные занятия

120

72

48

(28флс,20бэ)

В том числе:

-

Лекции (Л)

40

24

16

(9 флс, 7бэ)

Семинарские занятия (СЗ)

80

48

32 (19 флс/13бэ)

Самостоятельная работа

60

36

24

В том числе:

-

Написание эссе/реферирование

14

8

6

Подготовка презентаций

14

8

6

Ведение понятийного (терминологического словаря)

14

8

6

Конспектирование источников и литературы

18

12

6

Вид промежуточной аттестации

36

экзамен

Общая трудоемкость, часы

216

108

72

зачетные единицы

6

5. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

5.1. Содержание разделов дисциплины

п/п

Название раздела дисциплины

Содержание раздела

1.

Предмет философии: природа, генезис, структура. Место и роль философии в культуре (медицине). Функции философии. Философские вопросы в жизни современного человека

Мудрость и знание в духовном освоении мира. Дофилософские мировоззрения. Структурные компоненты мировоззрения. Философия как выражение мудрости в рациональных формах. Человек и его бытие как центральная проблема философии. Круг метафизических разделов знания и мыслительных проблем. О соотношении философии и отдельных наук. Роль философии как базисной дисциплины в системе гуманитарной, естественнонаучной и практической подготовки медика. Зависимость менталитета и ценностных ориентаций медиков от специфики и уровня философской культуры. Возрастающая роль философии в формировании теоретико-методологических основ медицины.

Возникновение философской рациональности как преодоление мифа. Многообразие философских направлений, стилей и методов философствования, их критерии. Типы философской предметности. Специфика категорий, законов, принципов и методов философии. Формы философской рациональности и методы философствования: диалектика, метафизика, герменевтика. Основные разделы философии. Основные тенденции и исторические типы развития философской рациональности. История философии как источник философских идей, школа мысли. Незавершенность, открытость философских истин как выражение «внутренней» конституции человека, неисчерпаемости мира. Плюрализм философских систем и школ. Философское исследование Вселенной, общества, человека. Значение философии для медицины, науки и культуры. Философия как духовная квинтэссенция своего времени. Философия как синтетическое знание.

Философские проблемы медицины. Философские основания медико-биологического знания. Зависимость медицины от философских предпосылок на примере различий западной и восточной медицинских школ.

2.

Философия Древнего Востока.

Древний Восток (Индия, Китай) - колыбель философской мысли. Истоки предфилософского мировоззрения в Древней Индии. Основные школы индийской философии. Индуизм. Буддизм. Йога как философия и медицина. Специфика китайской философии. Даосизм и конфуцианство. Проблема человека в традиционных древнекитайских учениях. «Средний путь» человека в китайской философии. Китайская медицина. Типы осмысления бога, мира, времени и пространства в Индии и Китае.

Принципы традиционной восточной медицины. Особенности подхода древних врачевателей к человеку и лечению его организма.

3.

Античная философия.

Самодостаточный космос как культурный архетип античной философии, ее созерцательный характер. Гилозоизм и диалектика в античной философии.

Истоки и социокультурные основания греческой мысли. Первые греческие мыслители. Идея архэ и ее образы в античной философии. Милетская школа. Гераклит. Элеаты. Пифагорейцы. Плюралисты. Софисты и софистика. Сократ и сократические школы. Философия Платона и Аристотеля. Эллинистическо-римская философская мысль: эпикуреизм, стоицизм, неоплатонизм. Философские идеи в античном естествознании и медицине. Пифагорейская медицина. Эмпедокл. Гиппократ и его школа. Гуморальная теория. Гален. Этика в контексте античной философии и медицины. Античная философия и научное мышление

4.

Философия Средних веков. Арабо-мусульманская философия

Теоцентризм средневековой духовной культуры. Креационизм. Формирование средневековой философии. Философия средневековья – размышления в вере. Вера как разум сердца. Превращение философии в богословие. Философия отцов церкви. Патристика и Блаженный Августин. Схоластическая философия: от Эриугены до Абеляра. Этапы в развитии схоластики. Фома Аквинский – вершина схоластики. Фома о вере и разуме. Учение об универсалиях: номинализм и реализм. Специфика схоластического рационального мышления. Доказательства бытия Бога. У. Оккам.

Особенности арабской философии средневековья. Ибн-Сина (Авиценна), Ибн-Рушд (Аверроэс). Божественное озарение и человеческое познание. Первые естественнонаучные исследования эпохи средневековья. Проблема человека в схоластической философии. Схоластическая медицина и практика врачевания. Монастырская и университетская медицина.

5.

Философия Возрождения.

Гуманистический антропоцентризм эпохи Возрождения. Леонардо да Винчи. Гуманизм и антропоцентризм как ведущие идеи и тенденции эпохи Возрождения. Гуманизм и реформация. Пантеизм. Зарождение философского сомнения. Новое естествознание – натурфилософия эпохи Возрождения. Н. Кузанский. Д. Бруно. Н. Коперник и парадигма гелиоцентризма. Новая мировоззренческая проблематика в философии. Начало эпохи рассудочного мышления. Рационализм и социальный прогресс. Учение Н. Макиавелли. Социалистические утопии Т. Мора и Т. Кампанеллы. Медицина Ренессанса в открытиях Парацельса, Везалия и др.

6.

Философия Нового времени. Английский эмпиризм. Философия Французского Просвещения.

Исторические условия зарождения эпохи разума и просвещения. Рационализм эпохи научной революции. Формирование нового тина знания – научно-технического. Соединение математики с естествознанием и медициной. Мировоззренческие аспекты новой науки. Учение о субстанции. Философия и метод познания. Ф. Бэкон и философия науки. Разработка индуктивного метода. Р. Декарт. Философское обоснование рационализма и дедуктивного метода. Субъективно-объективная парадигма Декарта. «Я мыслю, следовательно, я существую». Рационализм Б. Спинозы и Г. Лейбница. Создание критического эмпиризма Т. Гоббсом и Д. Локком. Теория общественного договора. Философское обоснование единства природы и человека, тела и души, индивида и общества.

Динамика развития концепции «человек – общество» в истории философии. Родоначальники просветительских учений. Разум в культуре эпохи Просвещения. Особенности английского, французского, немецкого и российского просвещения. Идеология Просвещения XVIII столетия и прогресс человечества, философское обоснование просветителями «естественных прав» человека. Вольтер. «Энциклопедия, или Толковый словарь наук, искусств и ремесел». Философия западного Просвещения - поворотный пункт в духовном развитии народов. Просветительский материализм XVIII века. Д. Дидро. Этические и социально-философские учения. Ж.-Ж. Руссо.

7.

Немецкая классическая философия.

Немецкая классическая философия как завершение новоевропейской философской традиции. Социально-историческая, естественнонаучная и философская интерпретация эпохи.

И. Кант и критический поворот западной мысли. Понятие трансцендентального субъекта. Активность мышления и конструирование предмета опыта как способ обоснования всеобщего характера научного знания. «Вещь в себе» и «вещь для нас» в философии Канта. Априорный синтез. Чувственность и рассудок. Система категорий чистого рассудка. Паралогизм, антиномии и идеалы чистого разума. Агностицизм Канта. Морально-практическая философия Канта. Эмпирическая природа человека и его нравственная сущность. Категорический императив как закон практического разума. Свобода и долг. Эстетическая и телеологическая способность суждения. Казуальное объяснение и телеологическое рассмотрение природы. Культура как последняя цель природы. Философия истории Канта. Диалектика Канта.

Диалектическая философия И.Г.Фихте. Трансцендентальная философия Ф. Шеллинга о диалектике природы. Абсолютная диалектика Г.Ф.В. Гегеля. Диалектика и принцип системности в философии. Гегеля. Гегель о тождестве мышления и бытия. Гегель о субстанции и субъекте. Феноменология духа. Новая концепция логики. Учение о бытии, сущности, понятии. Категории и принципы диалектического мышления. Гегелевское понимание истины. Философия природы и духа. Философия права, истории, религии. История общества как процесс развития самосознания и осуществления понятия свободы. Абсолютный дух и его ступени движения. Антропология Гегеля и ее значение для медицины и педагогики.

Эволюция гегелевской школы и антропологический материализм Фейербаха. Сведение теологии к антропологии. Человек - единственный, универсальный и высший предмет философии. Антропологический принцип философии Фейербаха. Критика религии как отчуждения родовой сущности человека. Религия любви. Философия и медицина, распространение диалектических идей в естественнонаучном познании XIX века.

8.

Марксистская философия.

Идейные и теоретические истоки марксистской философии. Основные особенности марксистской философии. Марксизм о диалектике материального мира и диалектике его познания. Философский детерминизм и научное познание. Обоснование единства материализма и диалектики. Философское осмысление проблемы единства мира. Принцип диалектико-материалистического монизма во взглядах на природу, общество, человека. Гуманистические тенденции в марксистской философии. Материалистический взгляд на историю человечества. Общественное бытие и общественное сознание. Теория общественно-экономической формации как ступени исторического развития человечества. Марксистская философия и теория личности, факторы отчуждения. Человек как субъект и объект исторического развития. Трансформации диалектического метода в работах Г.В.Плеханова и В.И.Ленина. Диалектический материализм и советская медицина.

9.

Философия западного антисциентизма XIX в.

Смысл и проблемы антисциентизма в западной философии XIX в. Отход от классической философии как системно-теоретического учения о всеобщем. Неклассическая философия XIX в. как протест против всеобщей рационализации бытия в машинно-бюрократической цивилизации,

Волюнтаризм А. Шопенгауэра. Мир как воля и представление. Метафизика морали. Пессимизм. Медико-деонтологическое значение идей Шопенгауэра о смерти, ничтожестве и горестях жизни.

Философия жизни – альтернатива философии разума. В. Дильтей: обоснование наук о духе. Витализм и психологизм В. Дильтея.

А. Бергсон и творческая эволюция. Жизненный порыв. Инстинкт, разум и интуиция. Спиритуализм и интуитивизм Бергсона.

Философия Ф. Ницше и ее основной принцип. Переоценка ценностей. Имморализм. Идеал «сверхчеловека» и «воля к власти». Апполонийское и дионисийское начала. Нигилизм, вечное возвращение.

Мифология культуры и основные идеи философии истории О. Шпенглера. Цивилизации как организмы.

10.

Философские направления XX - XXI веков.

Место и роль философии в культуре XX-ХХI века. Философское исследование личности, творчества и свободы, жизни и смерти, любви и ненависти в качестве бытийных феноменов. Появление нового философского языка. Основные направления неклассической философии.

Феноменология Э. Гуссерля и ее влияние на развитие современной гносеологии. Философия Э. Гуссерля и «феноменологическая медицина».

Неопозитивизм как возрождение идей классического позитивизма в новой логической форме. Неопозитивистский критерий демаркации науки и ценностей, рациональности и идеологии. Понимание философии как логики науки. Кризис неопозитивистской мысли и рождение постпозитивизма. Влияние неопозитивизма на западную медицину.

Философское открытие бессознательного. Бессознательное и сознательное в человеке. Концепции 3. Фрейда, К.Г. Юнга, Э. Фромма. Культура как механизм цензуры бессознательного.

Социально-исторические и духовные основы экзистенциализма. Бытие человека в мире как философская проблема. Экзистенция и свобода; свобода и отчуждение; экзистенция на грани жизни и смерти; философема пограничной ситуации. Понимающая психология К. Ясперса.

Аналитическая философия. Интегральный подход К.Уилбера. Философия телесности и психосоматическая медицина.

11.

Философия русской духовности. Русская философия всеединства.

Специфические особенности русской духовности. Исторический путь философской мысли в России. Философские идеи в культуре Древней Руси. Илларион. Органическая взаимосвязь русской философской мысли с наукой, моралью, искусством, религией.

М.В. Ломоносов и русское Возрождение. А.Н. Радищев, П.Я. Чаадаев - оригинальные русские мыслители. Славянофилы и западники. Идея русской соборности. Характерные черты и ключевые вопросы русской философии. Проблема человека в русской философии XVIII века. Гуманистическая и революционно-демократическая мысль в России (В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский и др.).

Русская философия всеединства (В. Соловьев, П.А. Флоренский, Н.А. Бердяев и др.). Идея богочеловечества. Критика отвлеченных начал. Приведение начал во всеединство. Антиномия теодицеи. Витализм и диалектика в русской философии всеединства. Эмпирическое и идеальное всеединство, факторы теофании.

Философско-мировоззренческие взгляды передовых русских естествоиспытателей и врачей. И.М. Сеченов, И.И. Мечников, Д.И. Менделеев, В.И. Вернадский, М.Я. Мудров, И.П. Павлов, И.В. Давыдовский и др. Русские писатели как оригинальные мыслители (Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой и др.).

Философия русского космизма (Н.Ф. Федоров, Э.К. Циолковский, В.И. Вернадский, А.Л. Чижевский и др.).

12.

Бытие и его атрибуты. Развитие и эволюция. Проблема возникновения и бытия человека, соотношение дочеловеческих и человеческих форм жизни.

Категория бытия. Проблема бытия в истории философии. Бытие как высшее начало. Содержание категории бытия. Основные формы бытия: бытие вещей и процессов, бытие человека, бытие духовного (идеального) и материального, бытие социального. Гармония и трагизм бытия. ХХ век: судьбы проблемы бытия.

Понятие субстанции. Субстанция как предельное основание. Уровни организации бытия. Современная наука о строении и свойствах материи. Атрибуты бытия: а) внутреннее и внешнее бытие, б) пространство и время, в) движение, его типы, основные формы. Развитие и эволюция. Специфика пространственно-временных отношений в биологических процессах. Социальное пространство и время. Проблема единства мира. Проблема бытия как обобщенной инвариантности (симметрии). Понятия здоровья и болезни как разные меры адаптивности организма.

Понятие диалектики. Исторические формы диалектики. Диалектика и метафизика. Диалектика как метод. Субъективная и объективная диалектика. Единство диалектики, логики и теории познания. Основные принципы диалектики. Диалектическая и формальная логика.

Основные законы диалектики: взаимного перехода количественных и качественных изменений, единство и борьба противоположностей, отрицания отрицания. Их проявление в биологии и медицине.

Категории диалектики: единичное, особенное, всеобщее, содержание и форма, структура и функция, сущность и явление, причина и следствие, возможность и действительность, необходимость и случайность. Методологическое значение категорий диалектики для медицины и формирования клинического мышления врача.

13.

Основы гносеологии. Научное познание. Основы философии и методологии науки. Философская логика.

Познание как предмет философского анализа. Социокультурные основания познания. Человек как субъект познания. Многообразие форм познания. Понятие «знания». Преднаучные, научные и вненаучные формы знания. Народная медицина. Знание и мнение, вера и убеждение. Обыденное знание и здравый смысл.

Познавательные способности человека. Сенсуализм и рационализм. Познание и отражение. Познание как конструирование действительности. Художественное познание и его формы. Эйдетическое познание. Интуитивное и дискурсивное познание. Этапы познания и уровни знания, их диалектическое соотношение.

Природа познавательного отношения. Субъект и объект познания. Понятие гносеологического образа. Роль знаковых систем и символических форм культуры в познании. Понимание и объяснение как формы познания.

Истина как цель познания. Классическое определение истины и пути его исторического развития. Трансцендентная и имманентная истина. Теория соответствия (корреспонденции), теория согласованности (когеренции), теория прагматичности. Критика и момент оправданности скептицизма и агностицизма. Диалектика абсолютной и относительной истины. Истина, заблуждение, ложь. Критерии истины. Практика и теория как критерии истины. Истина и ценность. Процедуры обоснования в медицинском познании и практике.

Проблемы научно-технического развития. Наука классическая и неклассическая. Междисциплинарный и трансдисциплинарный характер современных научных проблем. Синергетика. Перестройка категориальной системы современного научного мышления. Изменения в социальном положении науки и техники в XX веке. Новые формы организации науки и постнеклассическая фаза развития научного знания. Смена ценностных ориентации и проблема гуманизации науки и техники. Гуманистические проблемы медицины, их модификации в связи с развитием новых медицинских технологий.

14.

Основы аксиологии.

Аксиология – теория ценностей. Философский смысл понятия «ценность». Укорененность ценностей в феномене жизни и сознания. Природа ценностей, их иерархия, роль в духовно-практической деятельности. Ценность как мотив человеческих поступков и критерий выбора. Ценности материальные и духовные. Проблема вечных ценностей. Разработка теории ценностей в истории философии. Ценности медицинской профессии.

Понятие свободы. Свобода как социальный идеал и личная ценность. Грани свободы. Необходимость и свобода. Свобода и справедливость – основные социальные детерминанты. Цена свободы. Свобода как самоценность. Проблема выбора и ответственности личности. Ее специфика в деятельности врача.

15.

Основы философской антропологии

Бытие человека как философская проблема. Место и роль антропоцентризма в истории философской мысли. Становление и развитие философской антропологии. Типы антропологических учений: антично-греческий, иудео-христианский, естественнонаучный. Предмет философской антропологии.

Биологические свойства человека. Натуралистическая антропология (Ч. Дарвин). Этологическая концепция К. Лоренца. Этология здоровья и патологии. Социобиология. Психоаналитическая антропология 3. Фрейда. Биоантропология (А. Гелен, Г. Плеснер) и культурная антропология (Э. Ротхакер, М. Ландман) о деятельном человеке. Идеи философской антропологии М. Шелера. Философско-религиозная антропология (Ф. Хаммер). Восточные и западные версии философской антропологии. Интегральная антропология (К.Уилбер).

16.

Общество и производство. Структура общества. Общество и природа

Общество как целое. Элементы социальной системы. Социальные отношения и их разновидности. Социальная дифференциация и интеграция. Целостность и системность социальной реальности, ее способность к саморазвитию. Виды социальных целых (экстенсивные и интенсивные). Примеры социальных эмерджентностей (совместная деятельность, язык и т.д.). Гражданское общество. Социальные общности и объединения, социальные институты. Личность, общество, государство. Роль личности и государства в развитии общества.

Идеи и их реализация. Первая и вторая материализация идей. Процесс производства. Философия техники как область современной философии. Подобие технического развития природной эволюции. Место техники в духовной культуре. Этика и техника. Этические проблемы использования техники в медицине. Структура общества. Понятие социальной стратификации. Теория элит. Этнические общности. Народность и нация. Общество и природа. Взаимодействие природы и общества.

17.

Философия истории. Формационный и цивилизационный подходы.

Идеи историзма и неоэволюционизма. Философия истории. Необратимость социального времени. Теории мерности социального времени, понимания его направленности. Функционирование и развитие общества. История как пространственно-временная действительность общественной жизни.

Понятие общественно-экономической формации и способа производства (К.Маркс). Формационный подход как исторический монизм. Общественно-экономическая формация и цивилизация. Цивилизационный подход как исторический плюрализм. Концепции многообразия цивилизаций и культур (Н.Я. Данилевский, О. Шпенглер, П. Сорокин, А. Тойнби, Л.Н. Гумилев).

Исторический прогресс. Проблема смысла и «конца истории». Различные критерии прогресса и их оценка. Иерархия критериев прогресса. Многоуровневая модель истории как основа конвергенции формационного и цивилизационного подхода в философии истории.

Роль медицины в развитии цивилизации. Медицина и общественный строй. Возможности альтернативного общественного развития. О роли народных масс и личности в истории.

18.

Философия биологии и медицины. Холизм и редукционизм в биомедицинском знании.

Философия медицины и ее место в философии науки. Феноменология живого и ее соотношение с теоретическим знанием о живом. Холизм и редукционизм в биомедицинском знании. Современные теории живого (теория аутопоэза, эпигенетика, биосемиотика), тенденция конвергенции холизма и редукционизма.

19.

Категория меры и ее роль в философских основаниях медицины.

Философско-методологические основания медицины. Категория меры и ее роль в философских основаниях медицины.

20.

Методология оптимальности в медицинском знании и практике (критерии оптимальности в стоматологии).

Методология оптимальности в медицинском знании и практике (критерии оптимальности в стоматологии). Междисциплинарный характер современного медицинского знания. Медицина как единство естественно-научных и социо-гуманитарных знаний. Философско-этические проблемы медицины

21.

Предмет, дисциплинарный статус и методы биоэтики.

Феномен биоэтики, история и условия ее возникновения. Основные подходы к этике. Нормативная этика. Дескриптивная этика и метаэтика. Соотношение биоэтики и медицинской этики. Биоэтика как новый – трансдисциплинарный - этап развития биомедицинского знания и практики. Характер и основные виды этических конфликтов. Антиномический дискурс биоэтических проблем, методология его разрешения, дополнительность либеральной и консервативной, деонтологической и прагматической позиций в биоэтике. Биоэтика как наука о биоэтах. Классические проблемы биоэтики, их антиномический характер и интервальная (контекстно-зависимая) методология разрешения.

22.

Основные типы этической теории, используемые в биоэтике. Утилитаризм.

Принцип полезности. Теории ценности: гедонизм, утилитаризм. Кантианская этическая теория. Общая характеристика деонтологической теории. Категорический императив. Различные формулировки категорического императива. Этика Канта в медицинском контексте. Трудности, с которыми встречается этика Канта. Теория моральных обязательств prima facie У. Д. Росса. Моральные свойства и правила. Фактические моральные обязательства и prima facie моральные обязательства. Теория моральных обязательств prima facie в биомедицинском контексте. Теория справедливости Дж. Ролза. Теория справедливости Ролза в медицинском контексте. Либертарианская теория справедливости Р. Нозика. Этика добродетели. Этика добродетели Аристотеля. Современные теории добродетели.

23.

Принципы биомедицинской этики. Моральные обязательства врачей и права пациентов. Модели отношения «врач – пациент».

Основные биоэтические принципы. Этические нормы взаимоотношений медицинских работников и пациентов, основные модели взаимоотношения врача и пациента. Принцип уважения автономии личности. Принцип автономии в медицинском контексте – информированное согласие. Ключевые понятия: компетентность и понимание. Классификация некомпетентности. Принцип патернализма. Патернализм слабый и сильный. Принцип благодеяния. Принцип "не навреди". Понятие и обязательство не вредить. Принцип "двойного эффекта". Принцип справедливости. Справедливость и здравоохранение. Принцип сообщения правды. Понятие и обязанность сообщать правду. Проблема "лжи во благо". Проблема плацебо. Принцип конфиденциальности. Понятие и обязательство хранить тайну. Модели взаимоотношения врач-пациент.

24.

Этические и юридические проблемы смерти и умирания.

Определение смерти, виды смерти. Либеральная и консервативная позиции в решении проблемы критерия смерти, антиномический характер этой проблемы и ее интервальное (контекстно-зависимое) разрешение. Этика поддерживающего жизнь лечения. «Смерть с участием врача». Эвтаназия, ее виды. Эвтаназия как биоэт. Эвтаназия и проблема страдания. Антиномический дискурс проблемы эвтаназии и ее интервальное (контекстно-зависимое) разрешение. Хосписное движение как альтернатива «смерти с участием врача».

25.

Этические и юридические проблемы начала жизни. Этика аборта, стерилизации и контрацепции. Этические и юридические проблемы начала жизни. Этика новых репродуктивных технологий.

Аборт: история вопроса. Определение и виды аборта. Статус человеческого эмбриона. Эмбрион как биоэт. Дополнительность либеральной и консервативной позиций в решении проблемы статуса человеческого эмбриона. Этические проблемы стерилизации и контрацепции. Методы искусственной инсеминации. Этические проблемы замороженных эмбрионов и банков спермы. Экстракорпоральное оплодотворение (суррогатное материнство). Суррогатные матери и их права. Этические теории и репродуктивный контроль. Вопрос распределительной справедливости. Этические и юридические проблемы репродуктивного и терапевтического клонирования.

26.

Специфические проблемы биоэтики: этические и юридические проблемы медицинской генетики и проведения биомедицинского исследования.

Биоэтические проблемы медицинской генетики. Конфиденциальность и добровольное информированное согласие в медицинской генетике. Биомедицинский эксперимент. Терапевтические и нетерапевтические эксперименты. Этика исследователя. Институциональные механизмы контроля при проведении биомедицинских экспериментов. Этика пользователей результатами биомедицинских исследований.

27.

Специфические проблемы биоэтики: этические и юридические проблемы трансплантации органов и тканей. Этика передачи в дар органов.

Биоэтические проблемы трансплантации. Живые доноры. Принцип пропорциональности в трансплантации. Живые, но терминальные доноры. Трансплантация ткани плода. Проблема продажи органов. Этика передачи органов от трупов. Информированное согласие. Этические теории и трансплантация органов.

28.

Специфические проблемы биоэтики: этические и юридические проблемы СПИДа и оказания психиатрической помощи. Стоматологическая этика.

Этические и юридические проблемы отношения к больным СПИДом. Этические и юридические проблемы оказания психиатрической помощи. Стоматология как профессия и профессиональные обязательства. Центральные ценности стоматологической практики. Проблемы и темы в стоматологической этике. Главный клиент. Идеальное взаимоотношение между стоматологом и клиентом. Иерархия ценностей. Компетентность. Убытки и относительная приоритетность благополучия пациента. Отношения с другими представителями профессии. Отношения между стоматологами и более широким сообществом.

5.2. Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Примерная программа дисциплины офтальмология для студентов обучающихся по: специальности Стоматология

    Примерная программа
    Цель дисциплины - обеспечить приобретение студентами теоретических знаний и практических навыков по специальности офтальмология, необходимых для врача-стоматолога в амбулаторно-поликлинических условиях.
  2. Примерная программа дисциплины патофизиология для студентов обучающихся по: специальности Стоматология

    Примерная программа
    Цель дисциплины - овладение студентами знаниями об общих закономерностях и конкретных механизмах возникновения, развития и исходов патологических процессов, отдельных болезней и болезненных состояний, в том числе в тканях полости
  3. Примерная программа дисциплины оториноларингология для студентов, обучающихся по: специальности Стоматология

    Примерная программа
    Цель дисциплины - создание у обучающихся теоретических и практических знаний, умений и навыков в отношении диагностики, лечения, диспансеризации, профилактики наиболее часто встречающихся заболеваний ЛОР-органов, связанных с патологией
  4. Примерная программа дисциплины гигиена для студентов обучающихся по: специальности Стоматология

    Примерная программа
    Цель дисциплины – овладение знаниями гигиенической науки и умениями по санитарии в оценке факторов окружающей среды, влияющей на здоровье населения, его факторной обусловленности и показателей,
  5. Примерная программа дисциплины акушерство для студентов, обучающихся по: специальности Стоматология

    Примерная программа
    Цель дисциплины – подготовка врача-стоматолога, способного оказывать помощь при родовспоможении, и ориентироваться в клинических симптомах акушерско-гинекологических заболеваний для своевременного направления пациентки с целью оказания

Другие похожие документы..