Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Закон'
С 1 января 2011 года организациям - плательщикам транспортного налога не нужно подавать в инспекцию расчеты авансовых платежей. Соответствующие измен...полностью>>
'Документ'
В. Соловьевой). - М.: “Смысл”, 199 ; Грехнев В.С. Культура педагогического общения, М, “Просвещение”, 1990; Жуков Ю.М., Петровская Л.А., Растянников П...полностью>>
'Закон'
Двадцать пять лет назад, в марте 1979 года, закончилась длившаяся чуть больше месяца война между КНР и Вьетнамом - двумя азиатскими коммунистическими ...полностью>>
'Документ'
Бирючина обыкновенная (Ligustrum vulgare) 0,1 1,0-1,3 3 110 - 0 . Боярышник (сорто-смесь) (Grataegus) 1,5 0, -,07 150 50 10 7....полностью>>

Урок в 10А классе на тему: «Я люблю Вас…»

Главная > Урок
Сохрани ссылку в одной из сетей:

МОУ «Средняя общеобразовательная школа №3»

Открытый урок в 10А классе на тему:

«Я люблю Вас…»

(по роману И. С. Тургенева «Отцы и дети»)

(урок-размышление)

Иванова Р. Н., учитель

русского языка и литературы.

г. Новочебоксарск.

Тема урока: «Я люблю Вас…» (по роману И. С. Тургенева «Отцы и дети»).

(урок-размышление).

Эпиграф: Только… любовью держится и движется жизнь.

И. С. Тургенев

Цель урока: - продолжить знакомство с произведением «Отцы и дети»;

- развивать умение размышлять, сопоставлять и сформулировать

вывод;

- обратить внимание учащихся на мастерство

«тайной психологии» писателя;

- развивать у учащихся психологическую наблюдательность

(за состоянием внутренних переживаний героев);

- учить вдумчивому чтению;

- развивать связную монологическую речь учащихся;

- развивать творческие способности учащихся.

Оборудование: магнитофон, проигрыватель.

Музыкальное сопровождение: «Лунная соната» Л. В. Бетховена;

«Ты…» (Песня на стихи Л. Дербенёва, муз.

исп. К. Орбакайте).

Оформление доски.

Иллюстрации к произведениям: работы, выполненные учащимися класса, портреты И. С. Тургенева и Полины Виардо.

Высказывания о любви И. С. Тургенева, героев произведения, известных писателей.

А вы будьте вполне уверены, что в тот день, когда я перестану

нежно и глубоко любить вас, я перестану и существовать.

И. С. Тургенев – Виардо.

Вся моя жизнь пронизана женским началом. Ни книга, ни что-либо иное не может заменить мне женщину…

И. С. Тургенев.

Самое умное, что достиг человек – это умение любить женщину, поклоняться её красоте; от любви к женщине родилось всё прекрасное на земле.

Л. Н. Толстой.

Блестит вдали какой-то луч спасенья: святое слово Любовь.

Н. В. Гоголь

Герои произведения: «Я люблю Вас… глупо, безумно».

«Великодушная! Ох, как близко, и какая молодая, святая, чистая…»

Е. Базаров.

«Я люблю Вас…»

«Я люблю вас навек и безвозвратно, и никого не люблю, кроме вас…»

Аркадий Кирсанов.

«Если б эта девушка не стоила… Это не легкомысленная прихоть»

Н. П. Кирсанов.

«Ах, как я люблю это пустое существо!»

П. П. Кирсанов.

Словарная работа: Любовь –

  1. Чувство самоотверженной и глубокой привязанности,

сердечного влечения.

материальная любовь;

горячая любовь;

взаимная любовь.

  1. Склонность, пристрастие к чему-нибудь:

любовь к музыке, природе…

Ход урока: I. Слово учителя.

Сегодня мы с вами будем говорить о самом прекрасном чувстве, которое только может испытать человек, о любви… К теме любви обращались почти все поэты и писатели всех времён и народов. И для каждого из них любовь имеет особое, личное значение… Мы будем говорить о том, какое место занимала любовь в жизни самого Ивана Сергеевича Тургенева, и рассуждать, и размышлять о том, какое место занимает любовь в жизни тургеневских героев. Способны ли они к глубокому и сильному чувству? Выдержали ли они испытание любовью? Как изменилась их жизнь? Какими они стали? Итак, тема нашего урока «Я люблю Вас…»(по роману И. С. Тургенева «Отцы и дети»). Эпиграфом к уроку послужат слова самого писателя: «Только… любовью держится и движется жизнь».

Имя Ивана Сергеевича Тургенева неразрывно связано с именем Полины Виардо, полуиспанки, полуцыганки, знаменитой французской певицы, приехавшей в Россию на гастроли. Первая же встреча оставила неизгладимый след в жизни молодого тогда, неизвестного ещё писателя. Ему было 25 – ей 22. Умная, образованная, прекрасная актриса, владеющая несколькими языками: английским, французским, испанским, итальянским и русским (благодаря Тургеневу) – покорила сердце Ивана Сергеевича. Сорок лет связывала их искренняя дружба и сильная любовь.

Из воспоминаний И. С. Тургенева о Полине Виардо:

- С той самой минуты, как я увидел её в первый раз, с той самой роковой минуты я принадлежал ей весь, вот как собака принадлежит хозяину. Я…я уже не мог жить нигде, где она не жила; я оторвался разом от всего мне дорогого, от самой родины, и пустился вслед за этой женщиной…

- Я люблю её больше, чем когда-либо, и больше, чем кого-либо на свете,- признавался он в письме Л. Н. Толстому в 1857 году (через 13 лет знакомства!).

II. Слово предоставляется Наде И. и Юле П., подготовившим сообщение о Тургеневе и Полине Виардо.

III. Сообщение учащихся.

1 вед. 1 ноября 1843 года, во время гастролей итальянской оперы в Петербурге, Иван Сергеевич Тургенев увидел гениальную французскую певицу Полину Виардо. Увидел, услышал и влюбился с первого взгляда. Писатель не был женат и уже никогда не женится. Так распорядилась судьба. Он понимал: так, как эту женщину, он не сможет полюбить никого. Знаменитый писатель, красавец, он всю свою жизнь оставался верен одной женщине.

2 вед. Любовь, которую испытывал Тургенев к Полине Виардо, была необыкновенной, одухотворенно-романтической. Средневековое рыцарство светилось в ней.

1 вед. Кто же та, что сумела завоевать сердце Тургенева? Какими качествами должна была обладать? Чем сумела покорить писателя эта женщина, которая, по словам немецкого поэта Генриха Гейне, вовсе не была красавицей?

2 вед. Виардо считалась выдающейся женщиной своего времени. Она не только прекрасно пела, заставляя восхищаться своим талантом самых взыскательных знатоков вокального искусства. Даже мать Тургенева, Варвара Петровна, не разделявшая увлечение сына и называвшая Полину цыганкой, была вынуждена признать, что она чудесно поёт. Полина играла на фортепиано, отлично рисовала.

1 вед. Полина Виардо была замужем. У неё был прекрасный муж Луи Виардо, директор итальянского оперного театра, человек разносторонних интересов, который был старше жены на 21 год.

2 вед. Но между Тургеневым и Луи Виардо всегда сохранялись дружеские отношения. Именно он познакомил Тургенева с женой. Ну, а дальше произошло то, что описано в повести «Вешние воды». Куда бы ни отправилась Полина Виардо, Тургенев следовал за ней. Этим и объясняется его долгое пребывание за границей. Ради неё он готов был на всё. Самые счастливые месяцы своей жизни он провёл в городке Буживале, в предместье Парижа, где была расположена дача Тургенева и где в соседнем доме жила Виардо. У Полины было четверо детей. Существует легенда, что отцом одного из сыновей, ставшего известным скрипачом, был Тургенев.

1 вед. Были в жизни Ивана Сергеевича и другие увлечения, но что бы ни происходило, главной женщиной для Тургенева была Полина Виардо. Поэтому он всегда стремился быть рядом с ней и священный для него день – 18 июня – день рождения Полины Виардо. «Мои чувства к Вам слишком велики и могучи. Я не могу жить вдали от Вас, я должен чувствовать вашу близость, наслаждаться ею – день, когда мне не светили ваши глаза, - день потерянный ».

2 вед. И всё же… «Жизнь на краю чужого гнезда», по его собственному определению, не совсем достойна настоящего мужчины. Так, по крайней мере, многие считали в окружении Тургенева. Но толки и пересуды не смогли разлучить этих людей.

IV Слово учителя. В его глазах она навсегда оставалась молодой, прекрасной,

великой и любимой. Пока он был жив, время не имело над нею ни

власти, ни силы.

«Я люблю Вас…» - говорил он Полине Виардо.

V. Слушание песни «Ты…» в исполнении Кристины Орбакайте.

- Ты, теперь я знаю, ты на свете есть,

И каждую минуту я тобой дышу, тобой живу

И во сне и наяву…

- Нет, мне ничего не надо от тебя,

Нет, всё, чего хочу я, тенью на твоем мелькнув пути,

Несколько шагов пройти.

- Пройти, не поднимая глаз,

Пройти, оставив легкие следы,

Пройти, хотя бы раз по краешку твоей судьбы…

VI Слово учителя. Вот такая любовь выпала на судьбу Ивана Сергеевича Тургенева. И мы увидели, что для него любовь – всепоглощающее, упоительное, страстное, возвышающее чувство. А сейчас мы узнаем, способны ли тургеневские герои на глубокие и сильные чувства? Кто из них?

VII. Ответы учащихся. (Все герои способны на глубокие и сильные чувства.)

VIII. Вопросы классу:

1. В какое время года происходит действие в романе? (весной)

2. Кто вспоминает стихи Пушкина о любви? Весна, весна, пора любви!

(Н. П. Кирсанов)

3. Как вы думаете, почему? (потому что он влюблен, у него отношения с

молодой женщиной…)

4. Какую историю любви Николая Петровича поведал нам автор?

(рассказ истории любви)

5. Как вы думаете, продолжает любить свою бывшую жену Николай

Петрович? Докажите. Как они жили? Сколько лет они прожили? Почему

столько лет прожил он вдовцом? (Десять лет прошло как сон)

6. Какие чувства связывают его с Фенечкой?

7. Любит ли он её так же, как свою первую жену, Марью? (подтвердите

примерами)

- (Я Николая Петровича одного на свете люблю и век буду любить.

Мне не любить – да после этого мне и жить не надо!) (Ф.)

- Если б эта девушка не стоила… Это не легкомысленная прихоть…

(Н. П.)

8. Что связывает двух этих людей?

9. Боится ли Николай Петрович осуждения сына, брата? Что они ему

советуют? И чем завершаются эти отношения?

10. Что значит любовь в жизни Н. П. Кирсанова?

Вывод. Николай Петрович, утонченный эстет, любящий Шиллера, Гёте, Пушкина, играющий на виолончели Шуберта и восторгающийся красотой природы. У него мягкий характер и любвеобильное сердце. Даже в 44 года его до слёз волнует «волшебный мир» прошлого. Он очень любил свою первую жену, постоянно думал о ней и после её смерти. 12 лет хранил верность, но его доброта и чувство любви ко всему ближнему помогли обрести счастье с Фенечкой. С появлением сына Мити у него складывается новая, счастливая семейная жизнь, впоследствии завершающаяся свадьбой.

IX. Слово учителя. Николай Петрович счастлив, а как же его брат, Павел Петрович?

1. Счастлив ли он?

2. От кого мы узнаём о судьбе Павла Петровича Кирсанова?

3. Какова история его любви?

4. Как он добивается любви княгини?

5. Взаимны ли их чувства?

6. Что значила для него эта любовь? (Всё!) Повлияла ли любовь к княгине на всю оставшуюся жизнь Павла Петровича? (Карьера, жизнь – всё было поставлено на карту во имя любви к этой женщине)

7. Каким он был до встречи с ней и каким стал? Можно ли было построить отношения с кем-нибудь? Искал ли он встреч с женщинами?

8. Кем была для него Фенечка? Почему именно на неё обратил он внимание?

9. Испытывал ли он к ней чувство любви? (Ах, как я люблю это пустое существо!)

10. Что значила любовь в жизни Павла Петровича Кирсанова? (Подумайте, что может быть ужаснее, как любить и не быть любимым! П. П.) Для него любовь к женщине – самое основное в его жизни. Вне любви для него ничего не существует.

Вывод: Встреча с княгиней Р. изменила всю жизнь Павла Петровича Кирсанова. Она так и осталась для него загадкой. Она то приближала его к себе, то отталкивала. Поэтому ему долгое время приходилось добиваться её любви, она была для него недосягаемой. Ради неё он оставил карьеру – а он мог быть и генералом, у него было блестящее военное будущее, он оставил дом, родных, уехал вслед за ней за границу, ревновал, мучился, преследовал её, но так ничего не смог добиться. Ему 45 лет – и он одинок. Роковая любовь… В Фенечке его привлёк загадочный взгляд и молодость, но она тоже недосягаема, она любит его брата… Нет родового гнезда и нет любви… Но есть память о первой всесильной любви… Со смертью княгини Р из жизни Павла Петровича ушла его духовная наполненность… Любовь убивает, это страшная и трагическая сила, по Тургеневу.

X. Слово учителя. Два брата – две судьбы и какие разные…

1. Евгений Базаров, узнав историю любви Павла Петровича Кирсанова от Аркадия, воспринял её совсем не так, как Аркадий, почему? Что он сказал по этому поводу? (Нравится тебе женщина, - старайся добиться толку; нельзя – ну не надо, отвернись – земля не клином сошлась.) Б.

(А я всё-таки скажу, что человек, который всю свою жизнь поставил на карту женской любви и, когда ему эту карту убили, раскис и опустился до того, что ни на что не стал способен, этакой человек – не мужчина, не самец.) (8 гл.)

2. Как вы думаете, любил ли кого-нибудь Базаров до Одинцовой?

3. Как относился он к женщинам и любви? (приведите примеры)

Высказывания Базарова о женщинах и любви…

- Между женщинами свободно мыслят… только уроды.

- И что за таинственные отношения могут быть между мужчиной и женщиной?

- Лучше камни бить на мостовой, чем позволить женщине завладеть хотя бы кончиком пальца.

- Любви вообще не существует…

- Любовь считал «белибердой», непростительной дурью…

Об Одинцовой до влюбленности

- что за фигура? На остальных баб не похожа.

- кто бы она ни была – просто ли губернская львица или эмансипе вроде Кукшиной, только у неё такие плечи, каких я не видывал давно…

- посмотрим, к какому отряду млекопитающих принадлежит сия особа.

- этакое богатое тело. Хоть сейчас в анатомический театр.

- сказано – первый сорт.

- баба с мозгом.

и после…

сравнивает её с герцогиней, называет её великодушной, молодой, сежей, чистой.

4. Что произошло с Базаровым?

5. Обратите внимание на мастерство писателя, владение тайной психологии. Каким становится Базаров? Как показывает автор его чувства, переживания?

XI. Художественный пересказ текста. (17 гл.) В. Бурков. (Состояние

Базарова. Его внутренние переживания.)

XII. Изменился Базаров?

XIII. А теперь мы с вами со стороны понаблюдаем за Базаровым и Одинцовой, увидим, насколько сильны были его чувства к Одинцовой. (Сцена признания в любви Базарова к Одинцовой. Инсцен. ученики:

Оксана Н. и Илья Н.)

XIV. 1. Что значила любовь в жизни Базарова?

2. Какой Базаров вам ближе? дороже?, отвергающий любовь, женщин, природу, искусство, или тот, который прошел испытание любовью?

3. Каким он стал? (чувствительнее, добрее, мягче, говорить стал, как поэт!)

4. Когда Одинцова не ответила ему взаимностью, как поступил Базаров? Были бы они счастливы, если бы она ответила ему взаимностью?

5. Какое чувство испытывал к Фенечке, если он любил Одинцову?

6. Почему он поцеловал её, а Анну Сергеевну так и не решился?

7. До конца своей жизни к кому он сохранил свои чувства? Почему?

8. Почему Одинцова не ответила ему взаимностью? Как сложится её дальнейшая судьба?

Вывод: Базаров, никогда не любивший, презирающий женщин, не верящий в любовь, был прекрасным знатоком женщин. Они привлекали его чисто физиологически, своей красотой. Но, влюбившись в Одинцову, увидев в ней достойного противника, умную и рассудительную женщину, он меняется. Он робеет, смущается, сам себя не понимает (бабы испугался! Какой я смирненький стал!). Для него человек становится загадкой, иначе он смотрит и на природу, слышит шелест листьев, шорох; внимательнее становится к родителям, речь становится красивой, выразительной: великодушная,

милая – говорит он Одинцовой. Он становится сам романтиком. Пришла любовь, и сама жизнь заставляет его признать, хоть и с трудом, силу и действенность любви. Столь циничный и равнодушный ко всему человек, отрицающий всё и вся, прошёл через горнило любви. Это здорово! Он полюбил. Пусть он прожил недолго, но ему удалось испытать то великое, животрепещущее чувство – любовь, которая помогла ему взглянуть на мир другими глазами.

XV. Кому автор отдаёт предпочтенье в любви? (Аркадию). Кого ждет счастливое семейное счастье? (Аркадия и Н. П. Кирсанова).

  1. Чем привлекла его Одинцова и почему он не стал добиваться её любви?

  2. Отношение Аркадия к Кате. Какими они были вначале? Почему они сблизились? Что их объединяло?

  3. Чем схожи судьба Аркадия с судьбой его отца?

  4. Что ценят они в женщинах?

  5. Что значит для него любовь?

  6. Будут ли они счастливы? Что об этом говорит автор?

Вывод: Аркадий Кирсанов похож на своего отца – такой же добрый, романтичный, восторженный, чувствующий красоту природы, ценящий искусство. В Кате он нашёл свою любовь. Их ждет хорошее семейное счастье. Они близки по духу, их многое объединяет. Мы видим слёзы в глазах героев от счастья, переполнявшего их, они любят друг друга, а это главное.

XVI. Слово учителя. Вот и подошёл к концу наш урок. Мы увидели, сколько жизней – столько судеб… Всех своих героев автор проверил на прочность… через испытание любовью. Ведь только любовь может так сильно обнажить чувства, может повлиять на дальнейшую судьбу человека (сколько человеческих жизней унесла трагическая, роковая любовь!) и сколько счастья испытали люди, познав это великое чувство. А в заключение мне хочется признаться вам в своей любви: я люблю вас… и хочу, чтобы всё у вас было хорошо и чтобы в жизни вы встретили ту неповторимую, единственную любовь…

(Слушание продолжения песни «Ты…» в исполнение Кристины Орбакайте.)



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Тема: «Филологический анализ текста как путь к успешному развитию компетенций учащихся в области русской словесности»

    Документ
    2. Психолого-педагогический портрет класса (группы) обучающихся (воспитанников), являющихся базой для формирования представляемого педагогического опыта… 8
  2. Ерофеева Людмила Михайловна, Заслуженный учитель Чувашской Республики Стаж работы : 35 лет Категория: высшая Проблема : Нравственное воспитание на урок

    Урок
    заместитель по учебной части   Стаж работы: 0 лет Категория: высшая Проблема: «Опорные схемы в изучении русского языка" Ерофеева Людмила Михайловна, Заслуженный учитель Чувашской Республики Стаж работы: 35 лет Категория: высшая Проблема:
  3. План проведения: 4 Урок по валеологии 4 Интегрированный урок истории и литературы 7

    Урок
    Цели проведения: обобщить опыт работы педагогического коллектива по данной теме; проанализировать, насколько учителя лицея владеют современными технологиями,
  4. Календарно-тематическое планирование уроков по литературе класс (1)

    Урок
    Плановых классных сочинений 4, домашних сочинений 2, практических работ 5, уроков внеклассного чтения 17, уроков проверки техники чтения 3, уроков развития речи 8, произведений для заучивания наизусть 9 + 1*.
  5. Д. С. Лихачев Кюбилею Дмитрия Сергеевича Лихачёва

    Документ
    Незаметно пролетел год, но за этот год ты стал старше, по-новому взглянул на мир. Ты по-настоящему начинаешь осмысливать свой путь, ставить серьезные цели и стремишься воплотить их в жизнь, переживаешь первое любовное увлечение и какие-то неудачи.

Другие похожие документы..