Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Программа'
Основные понятия сервиса. Теоретические аспекты культуры в области социально – культурного сервиса. История формирования индустрии гостеприимства в м...полностью>>
'Закон'
В целях реализации статей 32 и 36 Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изме...полностью>>
'Курсовая'
Целью изучения дисциплины является формирование у студентов основополагающих знаний для производственно-технологической, организационно-управленческо...полностью>>
'Пояснительная записка'
Наше родное село Леботер расположено в одном из самых красивейших мест Чаинского района, на правом берегу реки Ягодной, являющейся протокой Оби. А ещ...полностью>>

Примерная программа дисциплины теплотехника рекомендуется Минобразованием России для направлений подготовки (специальностей) в области техники и технологии

Главная > Примерная программа
Сохрани ссылку в одной из сетей:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

ТЕПЛОТЕХНИКА

Рекомендуется Минобразованием России для направлений
подготовки (специальностей) в области техники и технологии,
сельского и рыбного хозяйства

Москва 2001г.

1. Цели и задачи дисциплины

Одним из основных направлений развития материального производства на современном этапе является надежное обеспечение его отраслей энергетическими ресурсами. Главный путь решения этой проблемы заключается в широком использовании ресурсоэнергосберегающих технологий, отвечающих требованиям максимальной эффективности производства. Важную роль в решении этой задачи играет повышение качества энергетической, в частности теплотехнической подготовки бакалавров и дипломированных специалистов для народного хозяйства. В связи с возрастающим применением топливно - энергетических ресурсов (ТЭР) и повышением их стоимости в промышленности, агропромышленном комплексе, на транспорте, в коммунальном хозяйстве актуальными стали проблемы повышения эффективности использования ТЭР и загрязнения окружающей среды продуктами сгорания топлива.

Цель преподавания теплотехнических дисциплин - теоретически и практически подготовить будущих специалистов по методам получения, преобразования, передачи и использования теплоты в такой степени оптимизации, чтобы они могли выбирать и при необходимости могли эксплуатировать необходимое теплотехническое оборудование отраслей народного хозяйства в целях максимальной экономии ТЭР и материалов, интенсификации, технологических процессов и выявления использования вторичных энергоресурсов, защиты окружающей среды.

Предметом изучения, в общем случае, являются основные законы термодинамики и тепломассообмена, термодинамические процессы и циклы, свойства рабочих тел, основы расчета теплообменных аппаратов, горения, энерготехнологии, энергосбережения, вторичные энергоресурсы, возобновляемые источники энергии, теплоэнергетические и холодильные установки, использование теплоты в отрасли, системы теплоснабжения, связь теплоэнергетических установок с проблемой защиты окружающей среды.

Дисциплина в общем случае состоит из трех разделов: термодинамика, основы тепломассообмена, использование теплоты в отрасли.

Задачей теплотехнических дисциплин является формирование у студентов: знаний основ преобразования энергии, законов термодинамики и тепломассообмена, термодинамических процессов и циклов, свойств существенных для отрасли рабочих тел, горения, энерготехнологии, энергосбережения, расчета теплообменных аппаратов, способов теплообмена, принципа действия и устройства теплообменных аппаратов, теплосиловых установок и других теплотехнических устройств, применяемых в отрасли, систем теплоснабжения; умения рассчитывать состояния рабочих тел, термодинамические процессы и циклы, теплообменные процессы, аппараты и другие основные технические устройства отрасли, определять меры по тепловой защите и организации систем охлаждения, рассчитывать и выбирать рациональные системы теплоснабжения, преобразования и использования энергии. Базой теплотехнических дисциплин являются: физика, математика, программирование и алгоритмические языки.

Программа курса состоит из двух частей: первая содержит основы теории и практики теплотехники, вторая – дополнительные разделы (модули), учитывающие отраслевую специфику.

Излагаемая далее примерная программа не определяет последовательность и глубину изучения материала. Перечень вопросов, включенных в программу, для большинства направлений значительно превосходит реальные возможности их изучения в реальных объемах дисциплин, установленных стандартами и учебными планами.

Кафедры высших учебных заведений, которые ведут преподавание теплотехнических дисциплин, должны организовывать учебный процесс в соответствии с рабочими программами, разработанными самими кафедрами. Научно - методический совет по теплотехнике рекомендует при составлении рабочих программ для теплотехнических дисциплин учитывать их примерное содержание для различных направлений.

Программа предусматривает усиление практической подготовки студентов за счет активизации их самостоятельной работы, широкого применения вычислительной техники при выполнении расчетно-графических и контрольных работ, курсовых проектов и курсовых работ, а также при выполнении лабораторного практикума. Предусматривается также активизация всех видов учебного процесса за счет использования технических средств обучения и автоматизированных обучающих систем.

Таким образом, данная программа является базовой при составлении рабочих программ для теплотехнических дисциплин.

В тех случаях, когда в учебных планах курс теплотехники объединен со специальными курсами (например, для направления 552900 теплотехника объединена с курсом теории резания) рекомендуется на кафедрах теплотехнического профиля вести преподавание теплотехнических разделов этих курсов.

В программе наряду с разделами, приводятся примерные перечни практических занятий, лабораторных работ, расчетно-графических работ, курсовых работ и курсовых проектов.

Отводимые для изучения теплотехнических дисциплин аудиторные часы рекомендуется делить примерно следующим образом: лекции - 50%- 70%, практические занятия - 10% - 20%, лабораторные работы - 20% - 30%.

В рабочих программах, разработанных кафедрами вузов на основе данной примерной программы, следует учитывать: размещение курса в учебных планах, принятых для данного учебного заведения; профиль специальности вуза; указывать содержание и распределение часов учебных занятий (тем), число расчетно-графических, курсовых работ, содержание и сроки их выполнения, рекомендуемую литературу.

В лекциях следует рассматривать принципиальные вопросы, формулировать и доказывать основополагающие положения. Особое внимание следует обращать на четкость формулировки понятий и их определений.

Рассмотрение частных случаев, решение конкретных задач, иллюстрированных детальными расчетами, должны быть отнесены к практическим занятиям и домашним заданиям.

Проверка знаний по теплотехническим дисциплинам производится на экзамене. На экзамен отводится времени – 0,5 часа на одного студента.

Нижеизложенная программа составлена следующим образом. В ней приведены основные разделы (ядра) и дополнительные разделы к ним (модули). Конкретная рабочая программа для любого направления и специальности может быть составлена из набора этих ядер и модулей. НМС по теплотехнике составлено примерное содержание рабочих программ для бакалавров и инженеров различных направлений (разделы 9 и 10). В этих же разделах приведены рекомендуемые темы практических занятий, лабораторных работ, расчетно-графических работ, темы курсовых проектов, рекомендуемая литература.

2. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Основная цель изучения теплотехники – теоретическая и практическая подготовка будущих специалистов по методам получения, преобразования, передачи и использования теплоты, научить их проектировать, выбирать и эксплуатировать необходимое теплотехническое оборудование отраслей народного хозяйства, дать им знания современных методов экономии ТЭР и материалов, интенсификации технологических процессов и выявления использования вторичных энергоресурсов, защиты окружающей среды.

Бакалавр и дипломированный специалист должен знать:

  • основные законы преобразования энергии, законы термодинамики и тепломассообмена;

  • термодинамические процессы и циклы;

  • основные свойства рабочих тел, применяемых в отрасли;

  • принцип действия и устройства теплообменных аппаратов, теплосиловых установок и других теплотехнологических устройств, применяемых в отрасли;

  • основные способы энергосбережения;

  • связь теплоэнергетических установок с проблемой защиты окружающей среды;

Бакалавр и дипломированный специалист должен уметь:

  • проводить термодинамические расчеты рабочих процессов в теплосиловых установках и других теплотехнических устройствах, применяемых в отрасли;

  • проводить теплогидравлические расчеты теплообменных аппаратов;

  • рассчитывать и выбирать рациональные системы теплоснабжения, преобразования и использования энергии, рациональные системы охлждения и термостатирования оборудования, применяемого в отрасли;

  • рассчитывать тепловые режимы энергоустановок, из узлов и элементов.

Бакалавр и дипломированный специалист должен иметь представление:

  • о современных энергоресурсах Земли и перспективах их реального использования;

  • о принципах работы применяемых в отрасли устройств, связанных с получением, преобразованием, передачей и использованием теплоты;

  • о влиянии этих устройств на состояние окружающей среды.

3. ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ

Большое разнообразие разделов дисциплин, необходимых для бакалавров и дипломированных специалистов различных направлений и специальностей не позволяет дать единые рекомендации по объему дисциплины, видам учебной работы с конкретным распределением по часам и по распределением преподаваемых дисциплин по семестрам.

Рабочие программы теплотехнических дисциплин pазрабатываются высшим учебным заведением в соответствии с объемом часов, отводимых на их изучение учебными планами вузов. В целях обеспечения необходимого уровня теплотехнической подготовки будущих специалистов Научно - методический совет по теплотехнике Министерства образования РФ рекомендует высшим учебным заведениям при разработке своих учебных планов руководствоваться следующими уровнями теплотехнических дисциплин.

Трудоемкость дисциплины

уровень

Всего

Аудиторные занятия

1

До 100

До 50

2

До 140

60-70

3

Свыше 140

Свыше 70

Для направлений 550900, 552700, 553100 и направлений подготовки дипломированных специалистов 650800, 651100, 652200, специальностей высшего профессионального образования 070200, 070700, 100500-101500, 130200, 130400, 130500, 131500) выделяемые часы предусматриваются для изучения курсов теоретических основ теплотехники (технической термодинамики и теории тепломассообмена).

В рабочие программы должны включаться как основные разделы курсов, так и модули, учитывающие специфику вузов и направлений, а также дополнительные материалы основных разделов. В рабочей программе необходимо приводить перечень практических занятий и лабораторных работ, а также тематику расчетно-графических работ. Тематика контрольных работ определяется кафедрами в соответствии с основными и дополнительными разделами курсов. Число контрольных работ зависит от уровня подготовки (1-й уровень - одна работа, 2-й уровень - две работы, 3-й уровень - три - четыре работы). Объем контрольных работ устанавливается из расчета времени, отводимого на самостоятельную работу студентов.

Предложения научно-методического совета по уровням теплотехнической подготовки будущих специалистов для различных направлений приведены в разделах 9 и 10.

4. Содержание дисциплины.

4.1. Разделы дисциплины "Теплотехника" и виды занятий:

Раздел дисциплины

Лек-ции

ПЗ

Лаб.

РГР, КР

КП

Введение

*

Техническая термодинамика

1

Основные понятия и определения термодинамики

*

*

*

2

Первый закон термодинамики

*

*

3

Второй закон термодинамики

*

*

4

Термодинамические процессы

*

*

*

*

5

Влажный воздух

*

*

*

6

Термодинамика потока. Истечение и дросселирование газов и паров

*

*

*

*

7

Термодинамический анализ процессов в компрессорах

*

*

*

*

8

Циклы двигателей внутреннего сгорания (ДВС)

*

*

*

*

9

Циклы газотурбинных установок (ГТУ)

*

*

*

*

10

Циклы реактивных двигателей

*

*

*

*

11

Циклы паросиловых установок

*

*

*

*

12

Новые способы преобразования энергии. Прямые преобразователи энергии

*

13

Циклы холодильных установок

*

*

*

14

Основы химической термодинамики

*

*

15

Основные положения термодинамики необратимых процессов

*

Теория тепломассообмена

16

Основные понятия и определения теории теплообмена

*

17

Теплопроводность

*

*

*

*

18

Конвективный теплообмен

*

*

*

*

19

Теплообмен излучением

*

*

*

*

20

Теплопередача

*

*

21

Основы расчета теплообменных аппаратов

*

*

*

*

22

Основы массообмена

*

*

Промышленная теплотехника

23

Топливо, основы горения

*

*

*

*

*

24

Основы энерготехнологии. Охрана окружающей среды

*

*

*

25

Основы энергосбережения. Вторичные энергетические ресурсы

*

*

*

*

26

Возобновляемые источники энергии

*

*

*

27

Промышленные котельные установки

*

*

*

*

*

28

Применение теплоты в отрасли

*

*

*

*



Скачать документ

Похожие документы:

  1. «Разработка моделей и образцов стандартов для бакалавров и магистров по специальности»

    Книга
    Цель исследований – разработка моделей и образцов стандартов для бакалавров и магистров по специальности с учетом отечественного и международного опыта и потребностей рынка труда.
  2.  естественные науки (1)

    Учебное пособие
    Г 421 Гершель, Джон. Философия естествознания: Об общем характере, пользе и принципах исследования природы : пер. с англ. / Гершель, Джон. - Изд. 2-е.
  3. Рабочая программа учебной дисциплины опд. Р. 01 Гидромашины и компрессоры для специальности 130501 Проектирование, сооружение и эксплуатация газонефтепроводов и газонефтехранилищ

    Рабочая программа
    Рабочая программа составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом направления 130500 «Нефтегазовое дело» специальности 130501 «Проектирование,
  4. Программа среднего профессионального образования по специальности 110809 Механизация сельского хозяйства Квалификация Техник механик вид подготовки базовая форма подготовки очная

    Программа
    Основная профессиональная образовательная программа профессионального образования по специальности 110809 Механизация сельского хозяйства (базовый уровень подготовки).
  5. Отчет о самообследовании основной образовательной программы по специальности специальность 260204 «Технология бродильных производств и виноделие»

    Публичный отчет
    Подготовка дипломированных специалистов по основной образовательной программе (ООП) по специальности технология бродильных производств и виноделия ведется в Воронежской государственной технологической академии с 2 года в соответствии

Другие похожие документы..