Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Реферат'
Любая отрасль российского права регулирует определенные правоотношения, т.е. отношения урегулированные нормами права. В частности, гражданскому праву...полностью>>
'Учебно-методический комплекс'
Сегодня остро стоит проблема сохранения и бережного отношения к народной культуре, не извращая традиций, не выдавая ее за экзотику. Традиционная куль...полностью>>
'Документ'
Рощинский ДЮСШ, РМО учителей физкультуры ....полностью>>
'Документ'
Положение о поощрениях и взысканиях учащихся МОУ средней общеобразо­вательной школы № 36 устанавливает правила и регулирует приме­нение к учащимся мер...полностью>>

Пособие для дошкольных образовательных учреждений. Москва. 2008 г

Главная > Руководство
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Девочки и мальчики 3 - 4 лет

В семье и детском саду

Пособие для дошкольных образовательных учреждений.

Москва. 2008 г.

ОГЛАВЛЕНИЕ


Введение - 3

Почему детей желательно воспитывать с учетом их гендерных особенностей? - 8

Девочки и мальчики четвертого года жизни. Какие они? - 13

Подготовка педагогического коллектива к работе с детьми с акцентом на их гендерную идентичность - 17

Формирование у родителей гендерной компетентности - 28

Подбор материалов и оборудования с учетом гендерных особенностей детей - 41

Руководство игровой деятельностью девочек и мальчиков - 49

Планирование занятий с детьми с акцентом на гендерную идентичность - 56

Праздники девочек и мальчиков - 96

Народный фольклор с акцентом на гендер для мальчиков и о мальчиках - 113

ВВЕДЕНИЕ

Вы держите в руках необыкновенную книгу – это первое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений, в котором дано годовое планирование воспитательно-образовательной работы с детьми 3-4 лет с учетом их гендерных особенностей1.

Общеизвестно, что в возрасте 2-3 лет дети начинают понимать, что они либо девочка, либо мальчик, и обозначают себя соответствующим образом. В возрасте с 3 до 7 лет у детей формируется гендерная устойчивость. Детям становится понятно, что гендер не меняется: мальчики становятся мужчинами, а девочки – женщинами и эта принадлежность к полу не изменится в зависимости от ситуации или личных желаний ребенка.

Нейропсихологии, физиологи, психологи и педагоги считают, что формирование гендерной устойчивости обусловлено социокультурными нормами и зависит в первую очередь от отношения родителей к ребёнку, характера родительских установок и привязанности как матери к ребёнку, так и ребёнка к матери, а также от воспитания его в дошкольном образовательном учреждении. Однако содержание работы с дошкольниками с учетом их гендерных особенностей разработано недостаточно, что по мнению исследователей (С. А. Марутян, Н. В. Плисенко, Т. А. Репиной, Л. Г. Таранниковой, С. В. Шаповаловой и др.) приводит к отсутствию у детей специфических черт характерных для пола: мальчики порой лишены эмоциональной устойчивости, выносливости, решительности, девочки–нежности, скромности, терпимости, стремления к мирному разрешению конфликтов (Т. А. Репина).

Для того чтобы помочь воспитателям дошкольных образовательных учреждений и родителям в решении этой сложной проблемы, по инициативе Марии Михайловны Цапенко – заместителя начальника управления Департамента образования города Москвы в пилотный проект «Московское образование: от младенчества до школы» в рамках совместной деятельности с ЮНЕСКО была включена тема «Разработка технологий воспитания с учетом гендерных особенностей детей раннего и дошкольного возраста в условиях детского сада и семьи». Эту тему было поручено разрабатывать ресурсному центру ГОУ компенсирующего вида № 557. Заведующая Иванова Ирина Максимовна – заслуженный учитель Российской Федерации. В состав ресурсного центра входят ГОУ ЦРР детский сад № 1352 ВАО г. Москвы – заведующая Белявская Наталья Семеновна и ГОУ ЦРР детский сад № 867 ЮВАО г. Москвы - Сенновская Ирина Борисовна.

Включение в проект «Московское образование: от младенчества до школы» темы, связанной с разработкой технологий воспитания детей с учетом их гендерных особенностей, обусловлено особой значимостью данной проблемы.

Общеизвестно, что одним из определяющих индексов развития образования является индекс гендерного равенства, потому что недискриминационное образование приносит пользу, как девочкам, так и мальчикам и тем самым в конечном итоге способствует развитию равноправных отношений между мужчинами и женщинами. Поэтому с целью достижения высоких результатов в области дошкольного образования актуальным является разработка и использование в работе с детьми дифференцированных форм воспитания девочек и мальчиков с учетом их психофизических различий.

Пособие «Девочки и мальчики 3-4 лет» является первым результатом деятельности ресурсного центра. В пособии дано годового планирования работы с детьми 3-4 лет с учетом их гендерных особенностей и описана работа с родителями по данному вопросу.

Важной особенностью пособия является то, что в работе с детьми 3-4 лет широко используется игра.

Общеизвестно, что в этом возрасте игра - основной вид детской деятельности, который вызывает качественные изменения в психике ребенка. В сюжетной игре происходит усвоение детьми гендерного поведения, но при этом у мальчиков и девочек этого возраста наблюдается, как общее, так и дифференцированное содержание ролевой игры. Для того, чтобы игра стала эффективным средством гендерного воспитания, в пособии подробно описано руководство содержанием ролевой игры с учетом особенностей мальчиков и девочек, как в детском саду, так и в семье и показано, как организовать включение ребенка в позицию субъекта игровой деятельности, которая наиболее полно соответствует его гендерным склонностям и интересам с целью воспитания ребенка, как будущего мужчину или будущую женщину. Кроме того, сюжетная игра является основой для создания игровой мотивации при обучении мальчиков и девочек рисованию, лепке, аппликации и конструированию.

Для того, чтобы облегчить работу воспитателей по новому, достаточно сложному направлению, в дополнение к системе планирования был разработан предметно-методический комплект.

Предметным этот комплект называется потому, что в него вошли игрушки и отдельные атрибуты для игр, в которых педагоги особенно заинтересованы при воспитании детей с учетом их гендерных особенностей. Так, например, общеизвестно, что для мальчиков 3-4 лет одним из самых привлекательных атрибутов является милицейский жезл, но купить такой жезл в торговой сети настоящее время не предоставляется возможным. Поэтому был сделан специальный заказ и отечественные производители изготовили точную копию жезла, которым пользуются службы ГАИ.

Отличительной особенностью предметно-методического комплекта является включение в него деревянных игрушек, созданных народными мастерами ЗАО «Климо» (г. Климовск Московской области).

С 1992 г. ЗАО «Климо» занесено в перечень предприятий, выпускающих изделия художественных промыслов и современное производство свято хранит традиции народных умельцев. Вся продукция производится из экологически чистых материалов и имеет соответствующие сертификаты. Педагогическая ценность климовской деревянной игрушки состоит в том, что она радует и развивает детей младшего дошкольного возраста. Игрушки привлекают своей наивной непосредственностью, праздничностью, буйной красочностью, радостным восприятием мира.

Много замечательных игрушек делают и расписывают климовские мастера, но для данного предметно-методического комплекта были отобраны те их них, которые позволяют родителям и педагогам с минимальными финансовыми затратами решить наибольшее количество общеразвивающих задач и осуществить воспитание детей с учетом гендерных особенностей. В предметно-методический комплект вошли: семья зайчат ( мама – зайчиха и 10 мальчиков-зайчиков и 10 девочек-зайчат), а также домик, в котором живут со своей мамой зайчата и наборы овощей, фруктов, грибов.

Климовские игрушки расписываются мастерами вручную, поэтому все зайчата разные и среди 20 зайчиков нет двух одинаковых. Для проведения работы по гендерному воспитанию, важной особенностью деревянных зайчат является то, что среди них дети легко могут различить по одежде мальчиков и девочек, а подвижные части тела зайчат (голова, туловище, ноги) позволяют детям организовать с ними сюжетную игру (покатать на машине, уложить спать, взять на прогулку и т.п.) (фото зайчика-мальчика и девочки).

Детям 3-4 лет очень нравятся зайчата. Кроме того, что эти милые игрушки играют важную роль в художественном и гендерном воспитании детей, они призваны обеспечить и эмоциональное развитие, как девочек, так и мальчиков. Поэт, историк литературы, Натан Венгров об этом написал так:

Если заинька – деревянный,

И глаза у него – стеклянные,-

Ничего это ровно не значит:

Заинька такой и плачет,

Если он болен;

И очень смешно смеется,

Если доволен.

И сердце у заиньки бьется:

Тук-тук! Раз-раз!

Только не слышно сейчас.

Удовольствие и познавательное развитие дети получают от игр с комплектами деревянных овощей, фруктов, грибов. В процессе игр с этими игрушками у детей формируются обобщенные представления об овощах, фруктах, грибах. Кроме того, в процессе игр с овощами, фруктами и грибами дети учатся различать 8 основных цветов (красный, синий, желтый, зеленый, белый, черный, оранжевый и фиолетовый). Они могут группировать их по признакам цвета при выборе из нескольких цветов, соотнося их по сочетанию 2 свойств (цвет и форма) и даже взвешивать (фото весов с овощами)

С помощью этих привлекательных игрушек легко происходит формирование у детей элементарных представлений о пространстве: рядом - далеко, подальше, поближе, впереди-сзади, вверху, внизу, слева - справа и т.п., дети учатся понимать наречия и предлоги : подальше, поближе, около, на, под, за, в из-за, из и т.п. Для работы с детьми по ознакомлению с окружающим, в предметно-методический комплект включены виды транспорта: паровоз, пароход, самолет, самосвал, подъемный кран и др. (фото).

В специальном учебно-наглядном пособии широко представлен фото материал, который играет важную роль в познавательно-речевом развитии и воспитании девочек и мальчиков 3-4 лет с учетом их гендерных особенностей. Так, например, очень часто в учебно-наглядных пособиях дается изображение одежды. Но какой? Обычно это картинка с одеждой или девочки, или мальчика, хотя в возрасте 3-4 лет вопросы гендерной идентичности решаются именно через такое простое содержание, как подбор дифференцированной одежды для девочек и мальчиков. В учебно-наглядном пособии среди фотографий для выбора одежды, как девочкам, так и мальчикам предоставляется большой выбор.

Кроме того, используя фотографии, которые даны в учебно-наглядном пособии, воспитатели смогут:

  • познакомить детей с представителями животного мира, вещами, орудиями труда, предметами рукотворного мира;

  • уточнять представления детей о свойствах предметов и явлений;

  • учить дифференцировать предметы на основе установления тождества и различия;

  • обращать внимание детей на природные явления, характерные для обозначения времени года;

  • формировать представления о некоторых особенностях, характеризующих разное время суток: утро, день, вечер, ночь;

  • продолжать формировать представления о домашних и диких животных,

  • уточнять и расширять представления детей о жителях водоемов, о плодовых и ягодных растениях, кустарниках и деревьях;

  • воспитывать бережное отношение к природе.

Для проведения работы с детьми воспитателю следует хорошо подготовиться. Все листы учебно-наглядного пособия необходимо ламинировать и разрезать.

Внимательно прочитать пособие и стараться действовать в соответствии с указаниями, которые даны его авторами. Кроме того, авторы надеются, что при использовании данного предметно-методического комплекта у воспитателей и педагогов появится много других новых идей, связанных с общим и гендерным развитием детей 3-4 лет, которые они смогут реализовать в процессе инновационной деятельности.

Результаты апробации пособия показали, что благодаря систематической и целенаправленной работе по данному направлению у воспитателей дошкольных образовательных учреждений появляется гендерная компетентность, которая позволяет им нейтрализовать негативные последствия процесса феминизации дошкольного образования. Результатом работы с детьми 3-4 лет на основе технологий воспитания с учетом гендерных особенностей явилась твердая идентификация детьми себя с тем или иным полом, осознание необратимости половой роли и того, что пол в этом возрасте «переделать» уже невозможно.

Желаем Вам успехов!

Научный руководитель ресурсного центра

«Девочки и мальчики»

Доронова Т.Н.

ПОЧЕМУ ДЕТЕЙ ЖЕЛАТЕЛЬНО ВОСПИТЫВАТЬ

С УЧЕТОМ ИХ ГЕНДЕРНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ?

В результате анализа психолого-педагогических исследований, проведенных в России и за рубежом, было установлено, что именно в период дошкольного детства у всех детей, живущих в разных странах мира, происходит принятие гендерной роли:

  • к возрасту 2-3 лет дети начинают понимать, что они либо девочка, либо мальчик, и обозначают себя соответствующим образом;

  • в возрасте с 4 до 7 лет формируется гендерная устойчивость: детям становится понятно, что гендер не изменяется: мальчики становятся мужчинами, а девочки – женщинами и эта принадлежность к полу не изменится в зависимости от ситуации или личных желаний ребенка.

Анализ литературы показывает, что в мировой психолого-педагогической науке имеется много работ посвященных изучению половых особенностей детей дошкольного возраста. Но, к сожалению, большинство западноевропейских и американских исследований, в которых утверждалось, что девочки и мальчики по - разному воспринимают окружающую действительность, обучаются, запоминают, думают и т.п., оказались несостоятельными и получили критическую оценку в работах Э.Маккоби и К. Джеклин.

Вместе с тем Э. Маккоби, К. Джеклин и другие ученые пишут о том, что достоверно установлено, что девочки превосходят мальчиков в вербальных способностях, а мальчики сильнее девочек в визуально-пространственных способностях. У мальчиков выше, чем у девочек математические способности, но при этом они более агрессивны, чем девочки.

Девочки дошкольного возраста «социальнее» и более внушаемы, чем мальчики. Девочки лучше справляют с простыми, рутинными задачами, тогда как мальчики - с более сложными познавательными процессами. На девочек больше влияет наследственность, а на мальчиков – среда. У девочек больше развито слуховое, а у мальчиков – зрительное восприятие и многое другое. Однако, по мнению ученых, здесь также очень много спорного, проблематичного, неясного.

Единодушны ученые лишь в одном - формирование гендерной устойчивости обусловлено социокультурными нормами и зависит в первую очередь от отношения родителей к ребёнку, характера родительских установок и привязанности как матери к ребёнку, так и ребёнка к матери, а также от воспитания его в дошкольном образовательном учреждении. Рассмотрим проблемы, связанные с гендерным воспитанием детей в дошкольном образовательном учреждении.

По многим параметрам социального и эмоционального развития ребёнка решающую роль играют не только родители, но и сверстники, которые фиксируют нарушение неписанного гендерного кода и жестоко наказывают его нарушителей. Дети не приемлют в своём обществе поведенческих деприваций и нарушений в полоролевой идентификации. Причём женственных мальчиков отвергают мальчики, но охотно принимают девочки, и наоборот — маскулинных девочек отталкивают девочки, но принимают мальчики.

Некоторые исследователи считают, что решающую роль в формировании образа, идеальной модели поведения играет не идентификация или желание уподобиться некоему образцу, а депривация, эмоциональный дефицит: ребёнка привлекает пол того значимого лица, от которого он был в детстве отчуждён. Дети, чьё поведение соответствует гендерным ожиданиям, чувствуют себя отличными от сверстников противоположного пола, которых они воспринимают как непохожих, экзотических по сравнению со сверстниками собственного пола.

Хотя несоответствие гендерным стереотипам создаёт психологические трудности для всех детей, у мальчиков, независимо от их будущей сексуальной ориентации, такие проблемы встречаются гораздо чаще:

1) для мальчиков на всех этапах формирования гендерной устойчивости требуются дополнительные усилия, без которых развитие автоматически идёт по женскому типу;

2) мужские качества традиционно ценятся выше женских и давление на мальчиков в направлении дефеминизации значительно сильнее, чем на девочек в сторону демаскулинизации; (женственный мальчик вызывает неодобрение, насмешки, а маскулинная девочка воспринимается спокойно и даже положительно);

3) в раннем детстве мальчики и девочки находятся под влиянием матерей и вообще женщин, поэтому с возрастом мальчиков необходимо переориентировать на мужские образцы поведения, так как нетипичное гендерное поведение в детстве имеет для мужчин, независимо от их сексуальной ориентации, множество отрицательных последствий.

Анализ массовой практики показывает, что в настоящее время в системе дошкольного образования возникают серьёзные проблемы по вопросам гендерного воспитания. В первую очередь это связано с тем, что в программно-методическом обеспечении дошкольных образовательных учреждений России не учитываются гендерные особенности. В результате этого содержание воспитания и образования ориентировано на возрастные и психологические особенности детей, а не на мальчиков и девочек того или иного возраста, которые, по мнению ученых различаются:

  • в физическом развитии и социальном поведении;

  • в интеллектуальных и визуально-пространственных способностях и уровне достижений;

  • в проявлении агрессии и многом другом.

Период дошкольного детства – это тот период, в процессе которого педагогии родители должны понять ребенка и помочь ему раскрыть те уникальные возможности, которые даны ему своим полом, если мы хотим воспитать мужчин и женщин, а не бесполых существ, растерявших преимущества своего пола. В самый ответственный период формирования гендерной устойчивости девочки и мальчики в течение длительного времени пребывания в дошкольном образовательном учреждении (8-12 часов) подвергаются исключительно женскому влиянию.

Наблюдения показывают, что в настоящее время обращение воспитателей ограничивается словом «дети», что не способствует идентификации образа Я ребенка с определенной социальной ролью. Поэтому первоочередной задачей является введение в жизнь дошкольных образовательных учреждений полоориентированных обращений к детям в тех ситуациях, когда это является уместным.

Стратегия обучения, формы и методы работы с детьми, применяемые в детском саду, чаще всего рассчитаны на девочек. При этом воспитывают и девочек и мальчиков чаще всего женщины: дома – мама или бабушка, а в детском саду – женщины-воспитатели. В результате для многих мальчиков гендерная устойчивость формируется без участия мужчин. А женщины, по мнению ученых, правильно воспитывать мальчиков не могут, только по одной простой причине: у них другой тип мозга и другой тип мышления. Кроме того, педагог-женщина, естественно, не располагает детским опытом переживаний, с которыми сталкиваются мальчики дошкольного возраста при общении со взрослыми и детьми. Поэтому при общении с мальчиками многие воспитатели руководствуются лишь представлениями о том, что если это мальчик, то, следовательно, он является воплощением воли, силы, выносливости. В результате этого совсем не мужественные, а скорее боязливые, слабые физически и очень ранимые мальчики систематически подвергаются со стороны воспитателей травмирующему их воздействию. Так, например, когда на занятии воспитатель обращается с вопросом к детям, то первыми всегда поднимают руку девочки. При ответе на вопрос они стараются, чтобы их ответ был полным, смотрят в глаза педагогу и т.д. Мальчики не торопятся с ответом, потому что более тщательно обдумывают его. Речь у мальчиков развита хуже, чем у девочек, поэтому они вынуждены потратить большее количество времени для того, чтобы подобрать нужные слова и высказать их. В результате всего этого, в глазах воспитателя девочки выглядят более знающими и умеющими и получают больше положительных оценок и похвал. А у мальчиков на фоне этого формируется низкая самооценка, они теряют уверенность в себе и своих возможностях. В связи с этим первоочередной задачей является обучение воспитателей осуществлению дифференцированного подхода к девочкам и мальчикам, как при общении с ними, так и при организации и руководстве различными видами деятельности на занятиях и в повседневной жизни.

В результате многочисленных исследований, проведенных в нашей стране и за рубежом, было установлено следующее.

При обучении детей воспитателю важно учитывать, что девочки нуждаются в стимулах, в большей степени построенных на основе слухового восприятия. Мальчики плохо воспринимают объяснение воспитателя на слух и для них предпочтительнее использовать визуальные средства, построенные на зрительном восприятии.

На занятиях по изобразительной деятельности важно создавать условия для того, чтобы девочки и мальчики могли бы выразить то, что для каждого из них интересно или эмоционально значимо. Но при отборе содержания для обучения детей на занятиях рисованием, лепкой и аппликацией важно помнить о том, что кисть руки мальчика в своем развитии отстает от кисти руки девочки на 1,5 года.

При оценке поведения детей и результатов их деятельности (рисунка, лепки, аппликации, поделки, конструкции и т.п.) воспитателю необходимо помнить, что девочки крайне чувствительны к интонациям, к форме оценки, ее публичности. Для девочек очень важно, чтобы ими восхищались в присутствии других детей, родителей и т.п.. Для мальчиков наиболее значимым является указание на то, что он добился результата именно в этом: научился здороваться, чистить зубы, конструировать что-то и т.п. Каждый приобретенный навык, результат, который мальчику удалось получить, положительно сказывается на его личностном росте, позволяет гордиться собой и стремиться к новым достижениям. Но именно у мальчиков наблюдается тенденция к тому, что добившись результата в каком-то виде деятельности, они так счастливы этим, что готовы конструировать или рисовать одно и то же, что позволяет им утвердиться в своих достижениях, но требует правильного понимания со стороны воспитателя.

Мальчики очень любят дружеские потасовки, что не является проявлением агрессии и создает у детей положительный эмоциональный фон. Воспитатели не всегда правильно понимают потребность мальчиков в этих потасовках и резко прерывают их, лишая детей радости, которую они при этом испытывают. Очевидно, настало время для того, чтобы сформировать у воспитателей правильное отношение к подобного рода занятиям мальчиков и научить их руководить ими.

Особенно заметны различия девочек и мальчиков дошкольного возраста в игровой деятельности. Ученые отмечают разное содержание и игровые стили, которые часто не могут быть реализованы детьми в силу того, что воспитателям – женщинам ближе тихие игры девочек на семейно-бытовые темы. Шумные, наполненные движением игры мальчиков вызывают у воспитателей раздражение, так как они считают, что такого рода игры являются лишь бессмысленной беготней и могут привести к травме, а, следовательно, им не место в жизни группы и они должны быть прекращены. В результате мальчики лишены истинно «мужских игр», что отрицательно сказывается на их личностном развитии.

При совместном воспитании мальчиков и девочек очень важной педагогической задачей является преодоление разобщенности между ними и организация совместных игр, в процессе которых дети могли бы действовать сообща, но в соответствии с гендерными особенностями. Мальчики принимают на себя мужские роли, а девочки – женские. Аналогичным образом может быть построена и театрализованная деятельность.

Особого внимания со стороны педагогов требуют проблемы, связанные с организацией предметно-пространственной среды.

Общеизвестно, что среда является одним из основных средств развития личности ребенка, источником его индивидуальных знаний и социального опыта. Предметно-пространственная среда не только обеспечивает разные виды активности дошкольников (физической, игровой, умственной и т.п.), но и является основой его самостоятельной деятельности с учетом гендерных особенностей. Роль взрослого в данном случае состоит в том, чтобы открыть перед мальчиками и девочками весь спектр возможностей среды и направить их усилия на использование отдельных элементов ее с учетом гендерных и индивидуальных особенностей и потребностей каждого ребенка.

Вместе с тем, в психологических особенностях воспитания укоренен дисбаланс предметной среды в сторону преобладания «девчоночных» материалов и пособий, так как они ближе женщине-воспитателю, к тому же создают ощущение безопасности, в отличие от игрушек, которые предпочли бы мальчики.

Становится очевидным, что при воспитании ребенка-дошкольника в семье и образовательном учреждении существует много проблем, связанных с формированием у детей гендерной идентичности, решение которых становится вполне реальным, если подойти к ним с учетом современных достижений психологии и педагогики. По мнению ученых, наиболее благоприятным возрастным периодом для начала этой работы является четвертый год жизни. Рассмотрим особенности данного возрастного периода более подробно.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Проект рекомендаций по созданию нормативно-правовой базы психолого-педагогической оценки игровой продукции для дошкольных образовательных учреждений Разработка рекомендаций по созданию нормативно-правовой базы психолого-педагогической оценки игровой продукция для детей дошкольного возраста

    Документ
    Одной из наиболее актуальных проблем в развитии дошкольного образования сегодня является проблема несоответствия предметно-развивающей среды ДОУ современным требованиям к информационно-игровым ресурсам.
  2. Образовательная программа муниципального дошкольного образовательного учреждения (1)

    Образовательная программа
    «Санитарно-эпидемилогическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях. СанПин 2.4.1.2660 10» (утв.
  3. Образовательная программа Муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада комбинированного вида №291

    Образовательная программа
    - «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных организациях (Постановление от 22 июля 2010 г.
  4. Образовательная программа Муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида «Радуга» города Лахденпохья

    Образовательная программа
    Основная общеобразовательная программа Муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида «Радуга» города Лахденпохья (далее Программа) является нормативно-управленческим документом,
  5. Программа муниципального дошкольного образовательного учреждения «детский сад комбинированного вида «кораблик»

    Программа
    - «Санитарно- эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений. СанПиН 2.4.2 660-10 (утв.

Другие похожие документы..