Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Пояснительная записка'
Рабочая программа составлена в соответствии с учебным планом и программой по литературе для общеобразовательных учреждений 5 – 11 кл. под редакцией Т....полностью>>
'Автореферат диссертации'
Работа выполнена в Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный университет ...полностью>>
'Документ'
12 июня 1974 года Кочкину Валере вручили диплом об окончании Воронежского лесотехнического института, теперь он инженер—технолог по специальности Мех...полностью>>
'Документ'
Ведущий-1: Четыре далеких года, 1418 дней, шла на нашей земле самая кровопролитная и страшная война в истории человечества. 22 июня 1941 года в 3 часа...полностью>>

Психофизиологиеские и функциональные изменения у детей с отклонениями интеллектуального развития при физических и гипоксических тренировках 03. 00. 13 Физиология

Главная > Автореферат
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Примечание: * - различия достоверны по сравнению с нормоксией, p<0,05.

Наряду с повышением функций внешнего дыхания, «экстренным» механизмом компенсации острой гипоксии является сердечно-сосудистая система. Результаты исследования показали, что после сеанса нормобарической гипоксии МОК в средней возрастной группе увеличивается на 44 % и 40% (p<0,05).

При сравнительно однородном увеличении ЧСС во всех группах, ударный объем сердца у старших школьников несколько выше, чем у испытуемых 12-14 лет. Эти данные свидетельствуют о преобладании положительных хроно-инотропных влияний на сердце в старшей возрастной группе. При этом выраженное увеличение МОК может быть свидетельством повышенной реактивности сердечно-сосудистой системы в средней возрастной группе на действие острой гипоксии.

Полученные данные свидетельствуют о выраженных реактивных изменениях внешнего дыхания и сердечно-сосудистой системы на острую ступенчато возрастающую гипоксию (18-15-13-10) % О2. При этом, несмотря на компенсаторное усиление деятельности кардиореспираторной системы и повышение доставки кислорода на всех уровнях, включая головной мозг, развивается тканевая гипоксия, которая сопровождается повышением тревожности, снижением способности восприятия и переработки информации во всех изучаемых возрастных группах детей и подростков с отклонением интеллектуального развития. Исходя из полученных данных о реактивных изменениях психоэмоционального состояния и газотранспортных систем, можно полагать, что повторные кратковременные гипоксические воздействия могут привести к модификации ответных реакций и формированию адаптивных изменений кардиореспираторной системы, включая региональные особенности церебрального кровотока и утилизации кислорода, повышение резистентности нейронов к дефициту кислорода и изменению психоэмоционального состояния детей и подростков с отклонениями интеллектуального развития.

3.4 Психоэмоциональные и функциональные изменения у детей с отклонениями интеллектуального развития после курса прерывистой нормобарической гипоксии

В отдельной серии исследований оценивались возможности прерывистой нормобарической гипоксии в коррекции психоэмоционального состояния и функциональных резервов организма детей с отклонениями интеллектуального развития. На основании реактивных изменений кардиореспираторной системы и чувствительности детей и подростков с нарушением интеллектуального развития к острой, ступенчато возрастающей гипоксии, был определен уровень нормобарической гипоксии, который включал в себя дыхание газовыми смесями с содержанием О2 – 13% (ПНГ-13).

Результаты исследования показали, что в отличие от острой гипоксии, после 14-ти сеансов ПНГ-13 уровень тревожности в средней возрастной группе достоверно снижается на 20 и 58 % (p<0,05) у мальчиков и девочек, соответственно (табл. 7).

Подобная направленность изменений отмечается и в старшей возрастной группе, в которой снижение уровня тревожности составило в среднем 44 и 32% (р<0,05). При этом отмечается положительная динамика суммарного отклонения от аутогенной нормы во всех возрастных группах, независимо от пола и возраста, которая устанавливается на среднем уровне (Филимоненко, 1993). Полученные данные свидетельствуют о повышении психологического потенциала, снижении эмоциональной напряженности и риска психоэмоционального срыва в обеих возрастных группах.

Таблица 7

Изменение психоэмоционального статуса и пластичности нервных процессов детей с отклонениями интеллектуального развития после курса прерывистой нормобарической гипоксии (Мm)

Показатели

12 - 14 лет (n – 16)

15 - 17 лет (n - 18)

Мальчики

Девочки

Юноши

Девушки

До ПНГ

После ПНГ

До ПНГ

После ПНГ

До ПНГ

После ПНГ

До ПНГ

После ПНГ

Уровень

тревожности(у.е)

2,0±

0,2

1,6±

0,1*

1,9±

0,1

0,8±

0,1*

3,9±

0,5

2,2±

0,3*

4,1±

0,5

2,8±

0,3

Суммарное отклонение от аутогенной нормы (у.е)

18,6±

1,2

15,4±

1,0*

18,4±

2,0

11,2±

1,2*

18,9±

1,2

14,2±

1,2*

19,6±

1,1

13,4±

1,2*

Вегетативный

коэффициент(у.е)

1,12±

0,10

0,97±

0,04*

1,28±

0,16

0,87±

0,12*

1,23±

0,15

1,01±

0,10*

1,31±

0,16

0,94±

0,12*

Орфо-графи-ческие тесты

Время выпол-нения (сек.)

57,3±

4,7

44,2±

3,7*

49,4±

5,7

34,6±

4,8*

52,4±

6,2

38,6±

5,1*

47,9±

3,8

40,1±

2,4*

Правильность

выполнения (%)

79

85

88

98

84

90

83

90

Мате-мати-ческие тесты

Время выпол-нения (сек.)

84,2±

5,2

61,2±

4,1*

58,4±

5,3

44,2±

3,7*

74,1±

5,3

55,4±

4,8*

49,2±

4,2

39,2±

4,6*

Правильность выполнения (%)

70

80

76

84

78

81

80

84

Примечание: * - различия достоверны по сравнению с данными до курса ПНГ, p<0,05.

Оценивая уровень координационных способностей у испытуемых после 14 сеансов ПНГ, установлено некоторое увеличение показателей пробы Ромберга и скорости реакции на движущийся объект. Данные теппинг-теста свидетельствуют, что до и после курса гипоксической тренировки нарушения мелкой моторики рук, скорость двигательной реакции и точность одиночных дифференцированных движений существенно не изменяются. Совокупность проведенных тестов свидетельствует, что курс ПНГ не оказывает существенных влияний на уровень координационных способностей детей и подростков с отклонениями интеллектуального развития, независимо от возраста и пола.

Между тем установлено, что время выполнения предложенных орфографических тестов, соответствующих возрасту и уровню умственных возможностей испытуемых, после курса ПНГ достоверно снижается (табл. 7). При этом правильность выполнения этих тестов увеличивается в среднем на 6-10 % в обеих возрастных группах, независимо от пола.

Подобная динамика отмечается и при выполнении соответствующих математических тестов, длительность выполнения которых сокращается в средней возрастной группе на 14-23 сек. (р < 0,05) и на 10-18,7 сек (р < 0,05) в старшей. Правильность ответов увеличилась в группе детей 12-14 лет на 8-10%, а в старшей группе – на 3-4%.

Таким образом, полученные данные свидетельствуют, что курс гипоксической тренировки приводит к снижению уровня тревожности, повышению подвижности и пластичности нервных процессов, сопряженных с улучшением возможностей восприятия и переработки информации.

Имеющиеся в литературе данные свидетельствуют, что адаптация к хронической и экспериментальной (гипо- и нормобарической) гипоксии сопровождаются совокупностью морфофункциональных изменений в ЦНС, направленных на повышение специфической резистентности нервных структур и дефициту О2 (Гаврилова с соавт., 2008). Установлено повышение числа и размеров митохондрий в нервных клетках, активности митохондриальных дыхательных ферментов (Лукьянова с соавт., 2008), ферментов антиоксидантной защиты (Кислин, Тюлькова, 2008), индуцированного гипоксией ангиогенеза (Иванов, 1991) и повышения количества капилляров в различных отделах головного мозга (Воротникова, 2003), в совокупности обеспечивающих улучшение кислородного обеспечения и оптимизацию окислительных процессов в структурах ЦНС.

Можно полагать, что совокупность морфофункциональных изменений в различных отделах головного мозга, инициированная действием гипоксии лежит в основе психофункциональных изменений описанных для разных этапов адаптации к дефициту О2 (Сороко с соавт., 1996-2003; Агаджанян с соавт., 1973) и изменений, выявленных в проведенном исследовании у детей с отклонениями интеллектуального развития.

В соответствии с задачами наряду с психоэмоциональными изменениями в исследовании оценивали вегетативные сдвиги, возникающие после курса ПНГ.

Результаты исследования показали, что в отличие от острой гипоксии, курс ПНГ приводит к снижению вегетативного коэффициента (табл. 7), указывая на снижение активности симпатической нервной системы. Можно полагать, что эти изменения лежат в основе установленных после курса ПНГ функциональных особенностей кардиореспираторной системы (табл. 8).

Так, в состоянии относительного мышечного покоя после курса гипоксической тренировки потребление О2 во всех возрастных группах достоверно снижается, что указывает на минимизацию метаболических функций и является критерием специфической тканевой адаптации к дефициту О2 (Слоним, 1981; Балыкин, 1994). Поскольку метаболические потребности организма определяют деятельность газотранспортных систем, в исследовании оценивались изменения внешнего дыхания и сердечно-сосудистой системы, возникающие у детей с отклонениями интеллектуального развития после курса ПНГ (табл. 8.)

Результаты исследования показали, что в состоянии относительно мышечного покоя МОД во всех возрастных группах снижается. Известно, что адаптация к гипоксии сопровождается снижением чувствительности дыхательного центра к гипоксемии (Бреслав, Глебовский, 1981), изменяя паттерн дыхания и подстраивая систему внешнего дыхания удовлетворению кислородного запроса организма. При этом во всех возрастных группах имеют место тенденции к увеличению объемно-скоростных характеристик внешнего дыхания, существенно выраженные в старшей возрастной группе. Эти данные указывают на формирование адаптивных изменений после курса ПНГ, характеризующих повышение резервов внешнего дыхания.

Подобные тенденции «минимизации» функций отмечаются со стороны сердечно-сосудистой системы. Установлено, что после курса ПНГ во всех группах детей с отклонениями интеллектуального развития отмечается снижение минутного объема кровообращения, при тенденциях к брадикардии покоя.

Таблица 8

Изменение показателей внешнего дыхания, газообмена и кровообращения детей различного возраста с отклонениями интеллектуального развития до и после курса прерывистой нормобарической гипоксии (Мm)

Показатели

12 - 14 лет (n – 16)

15 - 17 лет (n - 18)

Мальчики

Девочки

Юноши

Девушки

До ПНГ

После ПНГ

До ПНГ

После ПНГ

До ПНГ

После ПНГ

До ПНГ

После ПНГ

МОД

(л/мин)

12,5±

1,5

10,6±

1,0

12,6±

1,0

9,9±

1,1*

11,7±

1,4

9,3±

1,2

12,0±

1,0

9,2±

1,1*

ЧД

(в мин.)

19,5±

2,4

17,2±

2,1

22,5±

2,8

16,4±

2,2*

16,5±

2,0

15,1±

1,9

19,4±

2,4

15,8±

1,9

ПОС (л)

3,4±

0,1

3,6±

0,2

3,1±

0,4

3,5±

0,2

5,1±

0,1

5,3±

0,2

4,5±

0,5

4,8±

0,1

МОС25(л)

3,4±

0,2

3,7±

0,1

2,8±

0,3

3,1±

0,1

4,5±

0,1

4,9±

0,1*

4,2±

0,2

4,8±

0,2*

МОС50(л)

2,9±

0,3

2,9±

0,1

2,3±

0,2

2,8±

0,1*

4,3±

0,1

5,2±

0,2*

3,2±

0,2

3,9±

0,2*

МОС75(л)

1,7±

0,2

1,9±

0,1

1,5±

0,2

1,9±

0,1*

2,9±

0,3

3,7±

0,1*

2,4±

0,3

3,1±

0,2*

СОС (л)

2,6±

0,1

2,8±

0,2

1,6±

0,1

1,8±

0,2

4,0±

0,1

4,9±

0,2*

3,3±

0,2

4,6±

0,2*

МОК

(мл/мин.кг)

110,0±

12,4

95,2±

8,1

106,3±

10,8

92,4±

6,2

90,0±

11,6

76,3±

4,7

112,6±

12,2

93,1±

5,8*

ЧСС

(в мин)

76,4±

3,5

69,4±

2,4*

81,2±

4,2

73,7±

3,4

66,2±

4,2

59,2±

3,2

76,4±

4,5

62,4±

3,2*

САД

(мм.рт.ст)

110,5±

3,8

112,4±

2,9

105,0±

3,1

107,3±

3,3

115,3±

3,4

114,1±

3,1

110,0±

3,7

112,2±

3,4

ДАД

(мм.рт.ст)

70,0±

3,7

65,3±

3,1

60,2±

3,3

58,2±

3,2

72,4±

3,0

60,1±

2,7*

67,8±

4,1

61,2±

2,9

2

(мл/мин.кг)

13,4±

1,6

10,9±

0,,8*

15,4±

1,1

12,4±

1,0*

15,3±

1,2

11,9±

1,2*

16,1±

2,1

11,6±

1,4*

Примечание: * - различия достоверны по сравнению с данными до курса ПНГ, p<0,05.

Можно полагать, что это является следствием снижения тропных слияний симпатической нервной системы на сердце, регулирующих его насосную функцию в соответствии с низким уровнем метаболизма. Таким образом, полученные данные свидетельствуют, что курс ПНГ приводит к экономизации физиологических функций у детей с отклонениями интеллектуального развития, независимо от возраста и пола при снижении тонуса симпатической нервной системы, окислительного метаболизма и деятельности кардиореспираторной системы.

Для оценки функциональных резервов организма и кардиореспираторной системы у детей с отклонениями интеллектуального развития оценивали изменения общей физической работоспособности и аэробных возможностей организма, возникающие после курса ПНГ.

Результаты исследования показали, что уровень общей физической работоспособности в средней возрастной группе (12-14 лет) увеличился на 14 и 26% (p<0,05) у мальчиков и девочек. В старшей возрастной группе эти изменения составили 14 и 22 % (p<0,05), соответственно (рис.1,2).

Рис. 1 Показатели физической работо- Рис. 2 Показатели аэробной произво-

способности до и после курса ПНГ дительности до и после курса ПНГ

Примечание: * - различия достоверны по сравнению с данными до курса ПНГ, p<0,05.

Увеличение аэробных возможностей (МПК) составило в средней возрастной группе 9%, в старшей - 10% (p<0,05). Наряду с установленной экономизацией тканевого метаболизма, деятельности кардиореспираторной системы в состоянии мышечного покоя, повышение общей физической работоспособности и уровня МПК после курса ПНГ, свидетельствуют о высокой эффективности прерывистой гипоксической тренировки в расширении функциональных резервов кардиореспираторной системы, аэробных возможностей и физической работоспособности детей и подростков с отклонениями интеллектуального развития, независимо от пола.

ВЫВОДЫ

  1. Дети с отклонениями интеллектуального развития имеют повышенный уровень тревожности и непродуктивной напряженности, более выраженные в старшей группе; низкий уровень координационных способностей и регуляции дифференцированных движений, выражены преимущественно в младшей школьной группе, при сниженной физической работоспособности во всех возрастных группах.

  2. Регулярные занятия в баскетбольной спортивной секции приводят к снижению уровня тревожности, повышению координационных способностей, расширению функциональных резервов кардиореспираторной системы и общей физической работоспособности в зависимости от «стажа» занятий и более выраженны в старшей возрастной группе подростков с отклонениями интеллектуального развития.

  3. После однократной ступенчато возрастающей нормобарической гипоксии во всех возрастных группах отмечается повышение уровня тревожности, тонуса симпатической нервной системы, снижение скорости восприятия и переработки информации, при повышенной реактивности функций внешнего дыхания и сердечно-сосудистой системы в группе подростков 14 – 17 лет.

  4. Курс прерывистой нормобарической гипоксии приводит к снижению уровня тревожности, непродуктивной напряженности и тонуса симпатической нервной системы, повышению пластичности нервных процессов, что указывает на оптимизацию психоэмоционального состояния детей и подростков с отклонениями интеллектуального развития.

  5. Прерывистая гипоксическая тренировка приводит к повышению резистентности к дефициту кислорода, функциональных резервов внешнего дыхания и сердечно-сосудистой системы, общей физической работоспособности и аэробных возможностей во всех группах детей с отклонениями интеллектуального развития независимо от возраста и пола.

СПИСОК РАБОТ, ОПУБЛИКОВАННЫХ ПО ТЕМЕ ДИССЕРТАЦИИ

  1. Махова, Н.А. Изменение физической работоспособности и психофизиологического состояния детей с умственной отсталостью при гипоксических воздействиях / Н.А. Махова, М.В. Балыкин, Р.Ш. Макаева // Вестник Тверского государственного университета: серия экология, биология. – Тверь, 2008, выпуск 10 №31(91). – С. 14 – 19.

  2. Ефимова, Н.А. (Махова, Н.А.) Физическая работоспособность школьников старших классов с нарушением интеллекта / Н.А. Махова // Вестник Томского государственного университета. Приложение: сборник материалов Всероссийской научной конференции «Механизмы индивидуальной адаптации». – Томск, 2006. – С. 47-48.

  3. Ефимова, Н.А. (Махова, Н.А.) Организация и методика адаптивной физической культура для детей с умственной отсталостью / Н.А. Ефимова, О.В. Боярова // Сборник научных трудов Всероссийской конференции с международным участием «Культура здоровья и безопасность жизнедеятельности».- Балашов, 2006. - С. 48-49.

  4. Ефимова, Н.А. (Махова, Н.А.) Методологические подходы в организации коррекционной работы с детьми с церебральной патологией / Н.А. Ефимова, О.В. Боярова // Сборник научных трудов Всероссийской конференции с международным участием «Культура здоровья и безопасность жизнедеятельности».- Балашов, 2006. - С. 27-28.

  5. Ефимова, Н.А. (Махова, Н.А.) Методы адаптивной физической культуры в коррекции основных и сопутствующих заболеваний у учащихся специальных школ 8 вида / Н.А., Ефимова // Материалы 2-й Всероссийской научной конференции «Актуальные вопросы здоровья и среды обитания современного человека».- Ульяновск, 2005. – С. 33-34.

  6. Махова, Н.А. Физическое развитие и функциональное состояние учащихся 8-9 классов коррекционной школы для умственно отсталых детей / Н.А. Махова, М.В. Балыкин // Сборник материалов научно-практической конференции «Интеграция инновационных систем и технологий в процессе физического воспитания молодежи» в 2 т.:Т 1. - Ульяновск: УлГТУ, 2007. – С. 82-85.

  7. Махова, Н.А. Эффективность методик адаптивной физической культуры в младших классах коррекционных школ для детей с нарушением интеллекта, имеющих сопутствующие заболевания опорно-двигательного аппарата / Н.А. Махова // Сборник материалов конференции «Актуальные проблемы физиологии, физического воспитания и спорта». – Ульяновск: УлГПУ, 2007. – С. 80-83.

  8. Махова, Н.А. Функциональные возможности сердечно-сосудистой системы умственно отсталых школьников / Н.А. Махова // Материалы 1 конференции молодых ученых медико-биологической секции Поволжской ассоциации государственных университетов. – Ульяновск: УлГУ, 2007. – С. 161-163.

  9. Махова, Н.А. Реакции сердечно-сосудистой системы на физическую нагрузку у детей с ментальными нарушениями / Н.А. Махова // материалы Всероссийской конференции с международным участием «Медико-физиологические проблемы экологии человека». – Ульяновск: УлГУ, 2007. – С. 166-167.

  10. Махова Н.А.. Влияние гипоксических тренировок на функциональное состояние и физическую работоспособность умственно отсталых детей / Н.А. Махова // Материалы ХIII Российского Национального конгресса. – Санкт-Петербург, 2008 – С. 37.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Публикации доклады на международных конференциях Кафедра АиКС

    Доклад
    Вичугова А.А., Вичугов В.Н. Поиск оптимальных параметров нейросети для решения задач управления Современные техника и технологии: Труды XIV Международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых - Томск, 24-28 марта 2008.

Другие похожие документы..