Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
1. Настоящие «Санитарные правила для систем водоотведения населенных пунктов» 2.1.5.12-43-2005 (далее - Правила) устанавливаются с целью охраны здоро...полностью>>
'Учебное пособие'
Г 77 Информационные технологии в управлении. Учебное пособие. – М.: Интернет-Университет Информационных Технологий; БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008. ...полностью>>
'Документ'
Абамелек - Лазарев (князь) Вопрос о недрах и развитие горной промышленности с 1808 по 1908 г. – Изд. 2-е, изменен. и доп. – СПб: Слово,1910. – 243 с....полностью>>
'Программа'
Предметом курса является изучение принципов формирования успешного бренда и управления брендом на различных этапах его жизненного цикла. В курсе подр...полностью>>

1. Пояснительная записка (3)

Главная > Пояснительная записка
Сохрани ссылку в одной из сетей:

1. Пояснительная записка

      Учебно-методический комплекс «Актерское мастерство» рассчитан на четыре года и включает в себя практические и теоретические формы обучения.  Методологическим основанием учебно-методического комплекса по дисциплине "Актерского мастерство " являются системы К.С. Станиславского и М.А. Чехова, получившие свое развитие в трудах О.И.Кнебель, П. М.Ершова, С. В. Гиппиус, Л.П. Новицкой и др.   В своей основе системы К.С. Станиславского и М.А. Чехова представляют собой методологию подготовки и реализации творческого результата.   Изучая природу сценического действия, К.С.Станиславский систематизировал те элементы творчества, которые позволяют сделать это действие целесообразным, продуктивным в обстоятельствах жизни роли. Универсальность подхода К.С.Станиславского, опирающегося в своих исследованиях на природные, психологические закономерности взаимодействия человека с окружающим миром, позволяет говорить о том, что элементы эти должны присутствовать и в процессе педагогического воспитания.

Центральной задачей курса является наиболее полное выявление индивидуальности каждого студента во всех аспектах: нравственном, творческом и профессиональном, с тем, чтобы на протяжении последующих лет обучения раскрыть и вырас­тить эту индивидуальность во всем ее неповторимом своеобразии. Главная учебно-творческая проблема первого года обучения — восприятие. Вокруг восприятия группируются все остальные элементы актерского мастерства и режиссуры. Первое, яркое, предельно эмоциональное, не придуманное, а максимально есте­ственное и неповторимо личное восприятие — вот на чем основывает­ся учебный процесс. Занятия по актерскому мастерству направлены на то, чтобы активизировать инициативу студента, выявить качества его режиссерского и актерского дарования: способность «аккумулировать» события духовной жизни народа, чувство жизненной правды и самобытность образного мышления, характер творческого темперамента, подвижность воображения и фантазии, наблюдательность, художественный вкус, организаторские способности.

С первых шагов обучения педагоги доби­ваются от студентов предельной искренности и откровенности само­выявления, прививают вкус к сегодняшнему способу выражения своих мыслей и чувств, к современной лексике простых психофизических действий. «Усвоить психологию импровизирующего актера — это значит найти себя как художника» (М. Чехов). Это постоянная готовность вос­принять явление, факт, событие, поступки партнеров. Круг этих и других возможных упражнений-тестов, заданий-«провокаций» педагогами определяется индивидуально. Выработка импровизационного самочувствия у студентов подго­тавливает их к следующему шагу в овладении актерским мастерст­вом — к этюдам, которые Алексей Дмитриевич Попов понимал как «импровизацию живых человеческих действий». В качестве переходно­го «мостика» от упражнений к этюдам целесообразно ввести раздел «наблюдения», который может включать самые разнообразные задания: наблюдения за трудовыми навыками и трудовыми процессами, логикой физических действий, физическим самочувствием людей самых разных профессий и характером восприятия ими окружающей действительно­сти. Наблюдения могут усложняться путем сочетания и соединения этих элементов и доводиться до уровня развернутого этюда.

Восприятие события — поиск самого первого, непосредственного ощущения происшедшего, не придуманное, не взятое напрокат из чу­жих находок, не вторичное, а свое, индивидуальное. Главное здесь — первая реакция на событие, пусть еще не осознанная, неожиданная, интуитивная. Подсознательный, рефлектор­ный и потому предельно эмоциональный отклик, присущий именно и только этому человеку, — вот что должно раскрываться в студенте с первых уроков. «Укол» события должен порождать в ученике стремле­ние выявить («выстроить» — для студента-режиссера) неповторимый поступок в адрес события. Современный театр стремится к личностному, гражданскому присутствию артиста в предлагаемых обстоятельствах, в восприятии и оценке события. Любая имитация подлинного восприятия является нарушени­ем творческого процесса. Нужно готовить артистов, которые не жале­ют себя, не используют готовую, уже бывшую, виденную где-то реакцию на событие. Главный принцип восприятия: мое первое впечатление, переведенное в действие, в поступок.

Выявляют­ся зоны артистической заразительности. Этюды, ориентированные на восприятие, могут быть самыми раз­нообразными: этюды из моей сегодняшней жизни, этюды-биографии, этюды на развернутую оценку события (в последних особенно важна структура момента восприятия: подробная «расшифровка» мгновения предполагает замедленное, «рапидное» движение мысли, внутренний монолог, внутреннюю борьбу мотивов, разработку стрессовой оценки обстоятельств). На следующем этапе студенты переходят к работе над более сложными этюдами, отличительной особенностью которых является предельное обострение, экстремальность предлагаемых обстоятельств. Поэтому на темы этюдов следует обращать особое внимание, всемерно добиваясь их содержательности. Темы этюдов предлагают и разраба­тывают сами студенты. «Авторами» и «постановщиками» этюдов с одинаковым успе­хом могут быть студенты-режиссеры и студенты-актеры. Сознательная, систематическая, неустанная работа начинающего артиста над развитием и совершенствованием своих способностей – непреложный закон театрального образования, единственно верный путь достижения мастерства.

Целью курса является подготовка квалифицированного специалиста – режиссера любительского театра с необходимой подготовкой в области знаний и навыков артиста драматического театра в работе с самодеятельным коллективом театрального творчества: исполнению ролей в спектаклях драматического коллектива, в театрализованных концертах, в работе театральным педагогом в студии на высоком художественном уровне. Раскрыть индивидуальные способности студента на базе освоения основ актёрской профессии, помочь ощутить художественные и эстетические особенности драматического театра как специфического вида сценического искусства, а также смежных искусств (праздничная, концертная деятельность и др.). Создать условия для формирования у будущих режиссеров любительского театра понимания важности нравственной позиции и личной ответственности художника (артиста) перед обществом. В течение всего курса обучения для каждого студента должны быть созданы максимально благоприятные условия для наиболее полного раскрытия и развития индивидуальности. Это становится возможным только в атмосфере требовательности и уважения к ученикам, подлинной благожелательности и искренности всех участников педагогического процесса. Занятия по мастерству актера направлены на то, чтобы в первую очередь активизировать инициативу студента. Очень важно раскрыть и воспитать личность художника, т. е. выявить грани его творческой заразитель­ности, диапазона его актерских и режиссерских данных, чтобы в дальнейшем определить возможность дальнейшего обучения сту­дента по избранной им профессии.

Студент должен освоить следующие понятия и навыки: Работа актера над собой. Метод К.С.Станиславского и школа психологического реализма в актерском искусстве. Элементы сценического самочувствия. Тренинг психологических навыков сценического поведения. Импровизация и импровизационное самочувствие. Событие, сквозное действие, сверхзадача. Драматический этюд. Образ и характер в актерском искусстве. Авторская природа чувств в произведении и «я» в предлагаемых обстоятельствах. Жанр и стиль в актерском искусстве. От этюда к отрывку, от отрывка к роли. Спектакль как художественная целостность и работа актера над ролью.

Важную роль в освоении курса играют также теоретические знания, приобретаемые студентами в циклах общегуманитарных, общепрофессиональных и специальных дисциплин («История театра», «Танец», «История кино», «История и теория режиссуры», «Театр малых форм», «Сценическое движение и пластика», «Режиссура КВН», «Этика и Этикет», «Вокал» и др.), помогающие выработать нравственные, эстетические и художественные позиции будущих специалистов. Необходимым условием освоения курса является производственная практика, в процессе которой студенты закрепляют и осмысляют приобретаемые профессиональные навыки в учебных спектаклях в академии и по месту преддипломной практики.

В результате освоения дисциплины «Мастерство актера» студент должен:

  • готовить под руководством режиссера и исполнять роли в драматических спектаклях, концертах, театрализованных представлениях.

  • знать и применять приемы психотехники актёра в работе над ролью;

  • свободно владеть внутренней и внешней актёрской техникой, включающей культуру сценической речи, навыки сольного пения, пластическую выразительность тела, быть готовым технически и пластически к выполнению задач, поставленных режиссером;

  • уметь готовить под руководством режиссера и исполнять роли в драматических спектаклях разных жанров;

  • иметь навыки работы в творческом коллективе в рамках единого художественного замысла, владеть методологией самостоятельной работы над ролью;

  • ориентироваться в библиографических источниках по проблемам театрального искусства.

Курс «Мастерство актера» является профилирующим курсом в цикле специальных дисциплин, использует и координирует все практические навыки, приобретаемые студентами в процессе освоения практических уроков по сценической речи, пластическим и специальным дисциплинам, в рамках изучения курса в соответствии с требованиями Гос. стандарта СД.Ф.06.03 Актерское мастерство.

Форма итогового контроля:

Устные и практические экзамены (показ этюдов, отрывков из пьес и др.) в конце каждого учебного года

2.ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

№ п/п

Наименование тем и разделов

ВСЕГО (часов)

практические занятия (часов)

Самосто-ятельная работа (часов)

II.

Основы психотехники артиста драматического театра

172

112

109

1

Развитие актёрского аппарата. Особенности внутренней и внешней техники актёра драматического театра

57

38

36

2

Отработка элементов психотехники в учебных этюдах

58

37

36

3

Сценическое действие

57

37

37

II.

Технология актерского мастерства

230

112

109

4

Парные этюды и отрывки. Взаимодействие с партнером. Общение

72

38

36

55

Характер и характерность

50

28

23

6

Жанровые и стилистические особенности сценического существования

40

18

23

7

Творческое взаимодействие с режиссером на пути создания роли в отрывках

68

28

27

III.

РАБОТА НАД РОЛЬЮ

262

113

109

8

Творческое взаимодействие с режиссером в процессе создания целостного спектакля

87

38

40

9

Движение по пути создания роли в системе актерского ансамбля целостного спектакля

88

37

50

10

Исполнение ролей в учебных спектаклях

87

37

19

ИТОГО

664

337

327

3. Содержание курса

Раздел I. Основы психотехники актера.

Раздел II. Технология актерского мастерства.

Раздел III. Работа над ролью.

Темы и краткое содержание

Раздел I. Основы психотехники актера

Тема 1. Развитие актёрского аппарата. Особенности

внутренней и внешней техники актёра драматического театра.

- Введение в профессию – установочные лекции-беседы: роль и место театра среди прочих видов искусства;

- Особенности актерского искусства в драматическом театре, его методологическое отличие от других профессий;

- Особенности природы человека-актера;

- Основные этапы возникновения и развития различных актерских школ;

- Этика и дисциплина как необходимые элементы коллективного творчества и др.

- Практическая работа по первоначальному освоению элементов органического действия на сцене: развитие природных актёрских данных, психофизический тренинг овладения основными элементами внутренней и внешней актёрской техники (внимание, освобождение мышц, воображение, чувство правды и вера, наблюдательность, память физических действий и ощущений, и т.д.)

- Законы органичного существования на сцене: логика и последовательность поступков, восприятие, оценка, воздействие, кинолента видений, внутренний монолог как основа (контролёр) органичности поведения.

- Структура сценического действия (сверхзадача и сквозное действие, предлагаемые обстоятельства, событие, конфликт, факт, задача и пр.), обоснованность, целесообразность и продуктивность сценического существования.

- Групповые упражнения, подводящие к пониманию и освоению элементов сценического общения.

- «Я в предлагаемых обстоятельствах» как основополагающее условие при выполнении упражнений и этюдов.

Тема 2. Отработка элементов психотехники

в учебных этюдах

- Отработка элементов психотехники актёра проходит в учебных этюдах (одиночных и парных с простейшим сюжетом на одно событие) на материале «память физических действий и ощущений» (работа с воображаемыми предметами) и «наблюдения» (вещи, животные).

- Регулярный психофизический тренинг, включающий новые упражнения, соответствующие данной теме.

- Зачин (самостоятельный) как основа начала урока по теме заданной педагогом или самими студентами.

Тема 3. Сценическое действие

Усложненные упражнения в виде парных, а затем и тройных этюдов. Переход к этюдам более массовым, вплоть до общекурсового.

- Общение - основополагающий момент взаимосвязи на сцене, основа сценического действия.

- Приспособления - как важнейший элемент взаимодействия с партнёром.

- Оценка как процесс возникновения определённого эмоционального отношения к объекту внимания, осмысление этого отношения и поиск ответного действия.

- Освоение целенаправленного, продуктивного и непрерывного взаимодействия с партнёром.

- Этюды на основе сюжетов, взятых из литературных произведений и жизненных наблюдений. Первый этап - этюды на органическое молчание, второй - с минимум слов.

- Анализ предлагаемых обстоятельств, логика поступков, сценическая задача. Словесное действие. Подход к пониманию авторского текста.

- "Я в предлагаемых обстоятельствах автора" как основополагающее условие существования студента на сцене.

Раздел II. Мастерство актера

Тема 1. Парные этюды и отрывки. Взаимодействие с партнером. Общение.

Начало освоения углубленной разработки и подхода к роли в работе над отрывком из драматургического произведения или прозы по принципу «я в предлагаемых обстоятельствах роли».

- Определение взаимоотношений с партнером, диктующих поведение действующего лица в этюде и отрывке. Умение добиваться своей цели с учетом предлагаемых обстоятельств, задачи и действий партнера.

- Анализ предлагаемых обстоятельств, цели действия и текста, созданных автором (писателем), освоение их, выход на действие от первого лица («от себя»). Создание непрерывной цепи подлинного органического действия, рождающего необходимые предпосылки для возникновения верных, искренних чувств.

Тема 2. Характер и характерность

- Создание линии жизни действующего лица (на основе авторского текста), определение социальных и других причин, обусловливающих формирование характера и поступков героя.

- Поиск внешней характерности, ее связь с решением внешнего облика персонажа: грим, костюм, манеры, пластика, особенности речи и др.

- Работа над отрывками, включающими усложненные события и предлагаемые обстоятельства, в том числе исторического, социального характера, более сложные по восприятию, различные по жанру, а также стилю драматургии.

Тема 3. Жанровые и стилистические особенности

сценического существования

- Определение главного события пьесы и его значения для линии поведения персонажа.

- Жанровые и стилистические особенности выбранной пьесы, особенности события в отрывке, препятствия на пути достижения цели и свои действия — средства для её осуществления.

- Создание линии жизни и способов поведения персонажа в соответствии с жанровой природой литературного материала.

- Демонстрация на конкретных примерах ситуаций, когда стилевые и жанровые особенности пьесы ставят перед студентом дополнительные творческие задачи, связанные с поиском соответствующей формы и ее сценического воплощения.

Тема 4. Творческое взаимодействие с режиссером

на пути создания роли в отрывке

В ходе работы над отрывком студенты анализируют его в контексте всего произведения, из которого взят отрывок, с учетом замысла режиссера, определяя:

  • сверхзадачу и сквозное действие роли;

  • взаимоотношения с партнером, диктующие поведение действующего лица в отрывке и пьесе;

  • круг предлагаемых обстоятельств, данных автором;

  • фантазируют собственные предлагаемые обстоятельства;

  • стремятся к «перевоплощению», предполагающему глубокое проникновение в поступки и отношения персонажей, овладение целями, взглядами, мыслями, стремлениями своего героя.

Раздел III. Работа над ролью

Тема 1. Творческое взаимодействие с режиссером

в процессе создания спектакля

- Работа над ролью в спектакле.

- Анализ событий пьесы, выделенных режиссером в соответствии с определенной им сверхзадачей будущего спектакля.

- Создание биографии своего героя.

- Изучение содержания пьесы в ее мировоззренческих, исторических и иных аспектах, определение ее идеи, национальные особенности.

- Поиск сквозного действия будущего спектакля и роли.

- Расширение диапазона жанров, авторских стилей драматургического материала, поиск «второго плана» роли.

- Верное самочувствие на сцене, точная логика действия, органическая жизнь на сцене в образе действующего лица, осмысление понятия «перевоплощение».

- Поиски внутренней и внешней характеристики образа в процессе перевоплощения.

Тема 2. Движение по пути создания роли в системе

актерского ансамбля целостного спектакля

- Умение самостоятельно работать над ролью в рамках режиссерского решения и в ансамбле с остальными исполнителями.

- Понятие ансамбля как творческого содружества актеров, объединенного единой творческой задачей, единым пониманием сверхзадачи и сквозного действия спектакля, его жанровых и стилистических особенностей.

Тема 3. Исполнение ролей в учебных спектаклях

- Подготовка учебных спектаклей различных жанровых и стилевых направлений.

- Разбор каждого спектакля педагогом, беседы с исполнителями и дополнительные репетиции.

- Постепенное сокращение сроков работы над каждым последующим спектаклем. Многократное выступление в учебных спектаклях (показах) перед публикой.

Самостоятельная работа

Студенты получают конкретные задания для самостоятельной работы в процессе освоения курса. Характер этих заданий определяется в ходе практических занятий в соответствии с их тематикой. Целесообразно чтобы каждый семестр с первого по четвертый курс на­чинался с выбора и самостоятельной подготовки всеми студентами (за минимальный срок) отрывков из любой интересующей их пьесы — предоставляется возможность сыграть любую роль, о которой они меч­тают. Делаются эти отрывки не для показа на зачетах или экзаменах, и педагоги просматривают их, не исправляя. Эти отрывки необходимы как материал для более глубокого знакомства со студентами (и они часто приносят ряд неожиданных открытий в этом смысле), но глав­ное — как повод для серьезного разговора о простейших элементах актерской технологии.

Курсовые работы

При освоении курса «Мастерство актера» курсовые работы осуществляются в виде подготовки учебных спектаклей, концертных программ, театрализованных представлений. Репертуар определяется в каждом конкретном случае особо, исходя из совокупных психофизических характеристик отдельных студентов, учебной группы в целом, творческих интересов профессорско-преподавательского состава и возможностей вуза.

Экзамен по всему курсу

Экзамен по всему курсу засчитывается по результатам освоения студентом материала и оценивается в соответствии с требованиями к уровню освоения содержания курса, на основе показа актерских работ студента в учебных отрывках, спектаклях, программах, концертных номерах.

4. Темы контрольных работ:

1. О духовных началах в актерском творчестве

2. Талант актера - природные данные и приобретенные способности

3. Действие - основной материал актерского искусства

4. Феномен актерской игры

5. «Туалет актера» - настройка к действию

6. Идеальный актер – мечта или реальность

7. От текста пьесы к сценическому воплощению образа

8. Актер наедине с ролью

9. Слово в практике драматического актер

10. Партнер на сцене. Содружество или соперничество

11. Работа над острохарактерной ролью

12. Этические нормы и правила в актерской профессии

13. Профессионализм и дилетантство в актерском искусстве

14. Этика как важнейший раздел «системы» К.С. Станиславского.

15.Система К.С. Станиславского. Ее составные части.

16. Тело актера и его значение для драматического искусства

17.Элементы актерского мастерства и их взаимосвязь.

5. Вопросы для подготовки к экзаменам:

1. Специфика театрального искусства и его разновидности на современном этапе.

2. Система К.С. Станиславского как основа отечественной театральной школы.

3. МХАТ и театральная реформа К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко.

4. Тенденции и проблемы развития современного профессионального и любительского театрального искусства.

5. Сквозное действие и сверхзадача. Их значение в

создании художественной целостности спектакля.

6. Этапы работы над спектаклем.

7. Действие – основной материал актерского искусства. Законы и виды сценического действия.

8. Основные элементы внутренней и внешней техники актера.

9. Характер и характерность. Приемы овладения этими

элементами актерского мастерства.

10. Приемы режиссерской работы с актером в процессе создания спектакля.

11. Критерии актерской одаренности.

12 Слово на современной сцене. Основные законы

словесного действия.

13. Виды и формы тренинговых занятий в театральном коллективе.

14. Воспитание основных качеств сценического голоса.

15. Этика коллективного театрального творчества

16. Специфика любительского театрального творчества

и его разновидности.

17. Внеучебные формы работы в театральной педагогике.

18. Сущность студийного театрального искусства и

театральной педагогики

19. Принципы, методы и формы обучения в народном

художественном творчестве.

20. Психолого-педагогические условия формирования и

развития актерских способностей в театральной студии

Библиографический список

Справочная литература

  1. Зверева, Н. А. Создание актерского образа: словарь театральных терминов / Н. А. Зверева, Д. Г. Ливнев. — Москва: РАТИ – ГИТИС, 2008. — 105 с.

  2. Иллюстрированная история мирового театра / под ред. Джона Рассела Брауна. – Москва: ЗАО "БММ". – 592 с.

  3. Кутьмин, С. П. Краткий словарь театральных терминов / С. П. Кутьмин. – Тюмень: ТГИИК, 2003. – 76 с.

  4. Павис, П. Словарь театра / П. Павис; пер. с фр.; под ред. Л. Баженовой. — Москва: ГИТИС, 2003. — 516 с.

  5. Русский драматический театр: энциклопедия. – Москва: Большая Российская энциклопедия, 2001. – 568 с.

  6. Театр. Актер. Режиссер: краткий словарь терминов и понятий / сост. А. Савина. – Санкт-Петербург: Лань; Планета музыки, 2010. – 352 с. – (Мир культуры, истории и философии).

  7. Театр: энциклопедия. – Москва: Олма-Пресс, 2002. – 320 с.

Основная литература

  1. Актерский тренинг: Мастерство актера в терминах Станиславского. – Москва: АСТ, 2010. – 512 с. – (Золотой фонд актерского мастерства).

  2. Гительман, Л. И. Зарубежное актерское искусство XIX века. Франция, Англия, Италия, США: хрестоматия / Л. И. Гительман. – Санкт-Петербург: СПб ГУЭФ; Вертикаль; Гуманитарный университет профсоюзов, 2002. – 408 с.

  3. Захава, Б. Е. Мастерство актера и режиссера: учеб. пособие / Б. Е. Захава. – 5-е изд. – Москва: РАТИ–ГИТИС, 2008. – 432 с.: ил.

  4. Кнебель, М. О. Поэзия педагогики. О действенном анализе пьесы и роли. – Москва: ГИТИС, 2005. – 576 с.

  5. Кнебель, М. О. Слово в творчестве актера / М. О. Кнебель. – Москва: РАТИ–ГИТИС, 2009. – 160 с.

  6. Сарабьян, Эльвира. Актерский тренинг по системе Станиславского. Речь. Слова. Голос / Эльвира Сарабьян. – Москва: АСТ, 2010. – 160 с. – (Золотой фонд актерского мастерства).

  7. Сарабьян, Эльвира. Актерский тренинг по системе Георгия Товстоногова / Эльвира Сарабьян. – Москва: АСТ, 2010. – 320 с. – (Золотой фонд актерского мастерства).

  8. Станиславский, К. С. Актерский тренинг. Работа актера над ролью / К. С. Станиславский. – Москва: АСТ, 2009. – 480 с. – (Золотой фонд актерского мастерства).

  9. Станиславский, К. С. Актерский тренинг. Работа актера над собой в творческом процессе переживания: Дневник ученика / К. С. Станиславский. – Москва: АСТ, 2009. – 478 с. – (Золотой фонд актерского мастерства).

  10. Станиславский, К. С. Актерский тренинг. Учебник актерского мастерства / К. С. Станиславский. – Москва: АСТ, 2009. – 448 с. – (Золотой фонд актерского мастерства).

  11. Станиславский, К. С. Искусство представления / К. С. Станиславский. – Санкт-Петербург: Азбука-классика, 2010. –192 с.

  12. Станиславский, К. С. Работа актера над собой. М. А. Чехов. О технике актера: антология. – Москва: АРТ, 2008. – 496 с.

  13. Теоретические основы создания актерского образа. – Москва: ГИТИС, 2002. — 180 с.

  14. Хрестоматия по истории зарубежного театра: учебное пособие / под ред. Л. И. Гительмана. – Санкт-Петербург: Санкт-Петербургская академия театрального искусства, 2005. – 640 с.

  15. Хрестоматия по истории русского актерского искусства конца XVIII - первой половины XIX веков: учебное пособие. – Санкт-Петербург: Санкт-Петербургская академия театрального искусства, 2005. – 600 с.

  16. Чехов, М. А. Тайны актерского мастерства. Путь актера / М. А. Чехов. – Москва: АСТ, 2009. – 560 с. – (Золотой фонд актерского мастерства).

Дополнительная литература

  1. Альшиц, Ю. Л. Тренинг forever! / Ю. Л. Альшиц. – Москва: РАТИ–ГИТИС, 2009. – 256 с.

  2. Бажанова, Р. К. Феномен артистизма и его театральные разновидности / Р. К. Бажанова // Обсерватория культуры. – 2010. – № 4. – С. 42–49.

  3. Барба, Э. Бумажное каноэ: Трактат о театральной антропологии / Эудженио Барба; пер. с фр. М. Александровой. – Санкт-Петербург: Изд-во СПбГАТИ, 2008. – 304 с.

  4. Барбой, Ю. М. К теории театра / Ю. М. Барбой. – Санкт-Петербург: Изд-во СПбГАТИ, 2009. – 240 с.

  5. Бочкарева, Н. В. От упражнения – к спектаклю: учебное пособие / Н. В. Бочкарева, Е. Р. Генелин. – Санкт-Петербург: Изд-во СПб ГАТИ, 2007.– 85 с.

  6. Венецианова, М. А. Актерский тренинг. Мастерство актера в терминах Станиславского / М. А. Венецианова. – Москва: АСТ, 2010. – 512 с. – (Золотой фонд актерского мастерства).

  7. Владимиров, С. В. Действие в драме. – 2 изд., доп. – Санкт-Петербург: Изд-во СПб ГАТИ, 2007. – 124 с.

  8. Вокруг актера: сб. ст. победителей Пятого Всероссийского конкурса студенческих работ / отв. ред. Г. А. Лапкина, А. А. Чепуров; редколлегия Г. А. Лапкина [и др.]. – Санкт-Петербург: Изд-во СПб ГАТИ, 2002.– 200 с.

  9. Гиппиус, С. В. Актерский тренинг. Гимнастика чувств / С. В. Гиппиус. – Москва: АСТ, 2010. – 384 с. – (Золотой фонд актерского мастерства).

  10. Жабровец, М. В. Монолог в творчестве актера: учебно-методическое пособие / М. В. Жабровец, Э. В. Парфенова. – Тюмень: РИЦ ТГАКИ, 2009. – 20 с.

  11. Жабровец, М. В. Тренинг актера: методическое пособие / М. В. Жабровец. – Тюмень: РИЦ ТГАКИ, 2008. – 40 с.

  12. Жабровец, М. В. Тренинг фантазии и воображения: методическое пособие / М. В. Жабровец. – Тюмень: РИЦ ТГАКИ, 2008. – 24 с.

  13. Зверева, Н. А. Создание актерского образа: словарь театральных терминов / Н. А. Зверева, Д. Г. Ливнев. – Москва: РАТИ–ГИТИС, 2008. – 105.

  14. Кипнис, М. Актерский тренинг. 128 лучших игр и упражнений для любого тренинга / М. Кипнис. – Москва: АСТ, 2009. – 288 с. – (Золотой фонд актерского мастерства).

  15. Кипнис, М. Актерский тренинг. Более 100 игр, упражнений и этюдов, которые помогут вам стать первоклассным актером / М. Кипнис. – Москва: АСТ, 2010. – 256 с. – (Золотой фонд актерского мастерства).

  16. Кокорин, А. Вам привет от Станиславского: учебное пособие / А. Кокорин. – 2002. – 224 с.

  17. Кутьмин, С. П. Освоение элементов актерского мастерства: учебное пособие / С. П. Кутьмин. – Тюмень: ТГИИК, 2002. – 34 с.

  18. Кутьмин, С. П. Работа актера над ролью и над собой: методические рекомендации / С. П. Кутьмин. – Тюмень: ТГИИК, 2002. – 42 с.

  19. Кутьмин, С. П. Характер и характерность: учебно-методическое пособие / С. П. Кутьмин. – Тюмень: ТГИИК, 2004. – 51 с.

  20. Лоза, О. Актерский тренинг по системе Станиславского. Упражнения и этюды / О. Лоза. – Москва: АСТ, 2009. – 192 с. – (Золотой фонд актерского мастерства).

  21. Немирович-Данченко, В. И. Рождение театра / В. И. Немирович-Данченко. – Москва: АСТ; Зебра Е; ВКТ, 2009. – 672 с. – (Актерская книга).

  22. Новарина, Валер. Жертвующий актер / пер. с фр. Екатерины Дмитриевой //Новое литературное обозрение. – 2005. – № 73. – Режим доступа: /nlo/2005/73/no31-pr.html.

  23. Полищук, Вера. Актерский тренинг. Книга актерского мастерства. Всеволод Мейерхольд / Вера Полищук. – Москва: АСТ, 2010. – 224 с. – (Золотой фонд актерского мастерства).

  24. Райан, П. Актерский тренинг искусства быть смешным и мастерства импровизации / П. Райан; пер. с англ. – Москва: АСТ, 2010. – 320 с. – (Золотой фонд актерского мастерства).

  25. Русский театр. 1824-1941. Иллюстрированная хроника российской театральной жизни. – Москва: Интеррос, 2006. – 472 с.

  26. Русская театральная школа. – Москва: ПанЪинтер, 2004. – 544 с. – (Русские школы).

  27. Сорокин, В. Н. Мизансцена – как пластическое выражение сути драматургического материала / В. Н. Сорокин, Л. Я. Сорокина // Искусство и образование. – 2010. – № 1(63). – С. 19–27.

  28. Соснова, М. Л. Искусство актера: учеб. пособие / М. Л. Соснова. – Москва: Академический проспект; Мир 2005. – 432 с.

  29. Создание актерского образа: теоретические основы / сост. и отв. ред. Н. А. Зверева, Д. Г. Ливнев. – Москва: РАТИ–ГИТИС, 2008. – 244 с.

  30. Создание актерского образа: хрестоматия / сост. Д. Г. Ливнев. — Москва: РАТИ– ГИТИС, 2008. — 156 с.

  31. Стреллер, Джорджо. Театр для людей. Мысли, записанные, высказанные и осуществленные / Джорджо Стрелер; пер. с итал. и коммент. С. Бушуевой. – Москва: Радуга, 1984. – 310 с.

  32. Сушков, Б. Театр будущего. (Школа русского демиургического театра. Этика творчества актера) / Борис Сушков. – Тула: Гриф и К, 2010. – 472 с.

  33. Хмельницкий, Ю. О. Из записок актера таировского театра / Юлий Хмельницкий. – Москва: ГИТИС, 2004. – 212 с: ил.

Интернет – ресурсы

  1. Актерское мастерство. – Режим доступа: .

  2. Культура и Образование. Театр и кино // Онлайн Энциклопедия «Кругосвет». – Режим доступа: /enc/kultura_i_obrazovanie/teatr_i_kino.

  3. Античный театр. – Режим доступа: .

  4. Каталог: Театр и театральное искусство. – Режим доступа: .

  5. Энциклопедия: Музыка. Театр. Кино. – Режим доступа: /music/teatr/What_takoe_teatr.htm

  6. Театральная Энциклопедия. Режим доступа: /bibliotek_Buks/Culture/Teatr/_Index.php

  7. Планета театра: [новости театральной жизни России]. – Режим доступа: /articles.

  8. Средневековый театр Западной Европы. – Режим доступа: /music/teatr/Zarybegnui_teatr3.htm

  9. Средневековый театр. – Режим доступа: /index.php?year=2008&num=06

  10. Западноевропейский театр. – Режим доступа: .

  11. Театральная библиотека: пьесы, книги, статьи, драматургия. – Режим доступа: .

  12. Театральная энциклопедия. – Режим доступа: .

  13. История: Кино. Театр. – Режим доступа: /index.php.

  14. Театры мира. – Режим доступа: /hrestomat.

  15. Театры народов мира. – Режим доступа: /

  16. Театральная библиотека: пьесы, книги, статьи, драматургия. – Режим доступа: .

  17. Хрестоматия актёра. – Режим доступа: /hrestomat.

1. Пояснительная записка – (стр.1-5)

2. Тематический план – (стр.6)

3.Содержание курса – (стр. 7-12)

4.Темы контрольных работ – ( стр. 13)

5. Вопросы для подготовки к экзаменам – (стр. 14-15)

6. Рекомендуемая литература – (стр. 16-18)

При разработке данного учебно-методического комплекса использована программа, подготовленная профессором кафедры актерского мастерства Российской государственной академии театрального искусства Д.Г.Ливневым, кандидатом искусствоведения, заслуженным деятелем искусств Российской Федерации.

Тюмень 2010г.

24



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Пояснительная записка к проекту закона красноярского края «об утверждении отчета об исполнении краевого бюджета за 2008 год»

    Пояснительная записка
    постановление Правительства Красноярского края от 05.06.2008 № 273-п «Об утверждении порядка осуществления бюджетных полномочий главных администраторов доходов бюджетной системы Российской Федерации, являющихся органами государственной
  2. Пояснительная записка Календарно тематическое планирование по русскому языку в 5 классе составлено на основе общеобразовательной программы, рекомендованной Министерством образования РФ

    Пояснительная записка
    Календарно – тематическое планирование по русскому языку в 5 классе составлено на основе общеобразовательной программы, рекомендованной Министерством образования РФ.
  3. Пояснительная записка Учебные программы для V-IX классов специальных (коррек-ционных) общеобразовательных школ VIII вида (для умственно от­сталых детей) определяют содержание предметов и коррекционных курсов,

    Пояснительная записка
    Учебные программы для V—IX классов специальных (коррек-ционных) общеобразовательных школ VIII вида (для умственно от­сталых детей) определяют содержание предметов и коррекционных курсов, последовательность его прохождения по годам обучения.
  4. Пояснительная записка (17)

    Пояснительная записка
    Предмет «Кинотеатры и видеозалы» один из профилирую­щих по специальности 2013 «Аудиовизуальная техника и звукотехническое обеспечение аудиовизуальных программ».
  5. Пояснительная записка к отчету о выполнении второго этапа Программы реформирования муниципальных финансов

    Пояснительная записка
    Пояснения к сводной справке-отчету о выполнении второго этапа Программы реформирования муниципальных финансов Арзгирского муниципального района Ставропольского края на 2009 – 2011 годы 5
  6. Пояснительная записка к бухгалтерской отчетности Открытого акционерного общества (1)

    Пояснительная записка
    Открытое акционерное общество «Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы» (далее - Общество) создано во исполнение решений Совета директоров ОАО РАО «ЕЭС России» от 25.

Другие похожие документы..