Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Кодекс'
Данная справка подготовлена по поручению руководителя аппарата и по заданию председателя комиссии по бюджету и экономической политике (вх. ЕГД от 12....полностью>>
'Документ'
“А” - организация и проведение учебных мероприятий (школ, семинаров, сборов и т.п., далее по тексту - школ), соревнований спортивных походов (СП), сп...полностью>>
'Семинар'
Основы логистики, логистика снабжения и распределения, транспортное и информационное обеспечение логистики, логистика внешнеторговых операций, управл...полностью>>
'Самостоятельная работа'
Занятие 1. Расспрос, осмотр, пальпация больных с заболеваниями пищевода и желудка. Понятие об эндоскопическом методе обследования пищевода и желудка (...полностью>>

Система работы по организации исследовательской деятельности учащихся

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Система работы по организации исследовательской деятельности учащихся

/в помощь учителю/

Экибастуз, 2006г.

Составитель Тимченко Т.М., заместитель директора по инновационной деятельности школы-лицея №1 г.Экибастуза.

В данной брошюре обобщен опыт работы школы-лицея по организации исследовательской деятельности школьников. В практике работы используются рекомендации РНПЦ «Дарын», а также материалы статей А.И.Савенкова, А.В.Масленникова, М.Н.Арцева, Чечель И.Д. по формированию исследовательской деятельности учащихся.

Организация исследовательской деятельности учащихся

Современные тенденции социального развития ставят перед школой новые задачи – «отход от ориентации на «среднего» ученика, повышенный интерес к одаренным и талантливым детям, к особенностям раскрытия, развития их способностей в процессе образования».

Организация проектной деятельности школьников является одной из современных инновационных педагогических технологий, направленных на развитие творческого потенциала и способностей личности, формирование у школьников умений и навыков исследовательской работы, воспитание самостоятельности и социальной активности. А самое главное в работе над самостоятельным научным проектом школьники учатся применять полученные в школе знания в реальной практической деятельности, имеющей социально-общественную значимость.

Обучение учащихся началам исследовательской деятельности осуществляется, прежде всего, через урок, дополнительное занятие, защиту проектов и рефератов, научно-творческую деятельность при систематическом применении исследовательского подхода в обучении. Очень важно учитывать, что процесс обучения началам научного исследования представляет собой поэтапное, с учетом возрастных особенностей, целенаправленное формирование всех компонентов исследовательской культуры школьника:

  1. Мыслительных умений и навыков: анализ и выделение главного; сравнение; обобщение и систематизация; определение и объяснение понятий, конкретизация, доказательство и опровержение, умение видеть противоречия;

  2. Умений и навыков работы с книгой и другими источниками информации;

  3. Умений и навыков, связанных с культурой устной и письменной речи;

  4. Специальных, исследовательских умений и навыков (в старших классах).

Находясь в поиске наиболее активных форм обучения учебно-исследовательской деятельности, мы в течение четырех лет проводим в школе-лицее защиту реферата в 5-8 классах, причем в 5-6 классах на основе одного-двух источников информации; в 7-8 классах – нескольких. Реферат рассматривается как один из этапов научно-исследовательской работы, но ни в коем случае не как ее заменитель. Реферирование решает прежде всего учебные задачи, такие как обучение навыкам грамотного обзора литературы, сопоставлению различных точек зрения по теме.

В 10 классах экзамен проводится в форме защиты научного проекта. Большинство затруднений, особенно в начале исследовательской деятельности, обусловлены прежде всего непониманием природы как исследовательского, так и реферативного сочинения. Для выявления отличий исследования от реферата лучше всего обратиться к этимологии обозначающих их слов. Говоря об этимологии слова «исследование», заметим, что в этом понятии заключено указание на то, чтобы извлечь нечто «из следа», то есть восстановить некоторый порядок вещей по косвенным признакам, случайным предметам. Следовательно, уже здесь заложено понятие о способности личности сопоставлять, анализировать факты и прогнозировать ситуацию, то есть понятие об основных навыках, требуемых от исследователя. Этимология слова «реферат» связана с понятием «референция», то есть с реально существующими, уже готовыми для деятельности объектами.

При исследовательской деятельности определяющим является подход, а не состав источников, на основании которых выполнена работа. Это особенно показательно в гуманитарных областях. На одних и тех же источниках можно выполнить и реферативную, и исследовательскую работу. Только суть исследовательской работы состоит в сопоставлении первоисточников, их творческом анализе и производимых на его основании новых выводов.

Реферат не должен отражать субъективные взгляды референта на излагаемый вопрос, а также давать оценку тексту. Цель реферата состоит в том, чтобы акцентировать внимание на новых сведениях и определить целесообразность обращения к изначальному тексту. Суть реферативной работы – в выборе материала из первоисточников, наиболее полно освещающих избранную проблему. Специфика реферата заключается в том, что, во-первых, в нем нет развернутых доказательств сравнений, рассуждений, оценок; во- вторых, он отвечает на вопрос о том, что нового, существенного содержится в тексте. Прежде всего учителям нужно помнить, что реферат не является конспектом литературных источников. Жанр этой работы требует от автора анализа используемой информации и самостоятельных выводов. Реферат позволяет проверить не отлько то, насколько учащиеся понимают материал, но и умение самостоятельно добывать и интерпретировать знания.

Руководство реферативной работой предлагает оказание учителем помощи в выборе учеником темы реферата, его консультирование в процессе изучения избранной проблемы и в оформлении текста. Он может давать рекомендации по содержанию введения и заключения, подбору иллюстративного материала и источников информации, оформлению текста, процедуре защиты. Выявить актуальность проблемы, определить структуру работы, сформировать выводы должен ученик сам.

Как правило, работа над рефератом занимает у школьника не менее одного месяца. После того как учитель ознакомится с черновым вариантом реферата, ученику дается время на доработку содержания и редактирование текста. Примерно за неделю до защиты реферат сдается на рецензию учителю-предметнику, руководившему работой.

На процедуре защиты работы учитель зачитывает перед членами комиссии рецензию на реферат. Далее слово для доклада предоставляется ученику. Экземпляр реферата при этом может находиться у докладчика. Доклад должен быть рассчитан на 7-10 минут. Он готовится в виде отдельного текста. Доклад не должен представлять собой пересказ текста реферата, тем более его чтение. В своем выступлении ученик обозначает актуальность выбранной темы, цель реферата, его задачи, сообщает полученные выводы. Допустимо остановиться на наиболее интересных моментах работы. Желательно, чтобы учащийся сообщил, насколько значима тема реферата лично для него. После доклада члены комиссии задают учащемуся вопросы. Члены комиссии совещаются по поводу оценки реферата. В это время ученик не присутствует в помещении, где проводится защита. Затем члены комиссии, высказывают свои мнения относительно содержания реферата и дают (если это необходимо) рекомендации. При оценивании реферата учитываются следующие компоненты работы:

  • Содержательную часть (неординарность темы, глубину раскрытия проблемы, структуру работы, актуальность и т.п.);

  • Оформление (соответствие стандарту оформления, эстетику иллюстративного материала и т.д.);

  • Представление на процедуре защиты (как ученик держится, наскоько свободно ориентируется в тексте реферата, как отвечает на вопросы).

Нашему времени свойственна технологическая направленность. В технологиях обучения особым образом сплавлены ум, мастерство и дело-идеи, методы, формы, результаты. Суть проектного обучения в том, что учащиеся открывают субъективно новые для них факты и выводят новые для себя понятия, а не получают их от учителя в готовом виде. Школьники каждый раз ощущают себя первооткрывателями, и обучение при этом приобретает для них большой личностный смысл, что заметно повышает мотивацию. Радикально меняется и роль учителя: он превращается в более компетентного коллегу, старшего партнера по исследованию, консультанта. Деятельность учителя при организации проектного обучения осуществляется по трем основным направлениям: формирование банка учебно-познавательных задач, создание условий для осуществления и разработки учащимися творческих проектов, вооружение их необходимыми для этого знаниями и умениями.

Успешная реализация технологии проектного обучения возможна, если учитель целенаправленно создает для учащихся благоприятные условия:

  • Предоставляет школьникам возможность выбрать тему проекта, а также индивидуально или совместно с другими планировать работу, реализовать свой проект;

  • Организует распределение подтем по группам (если учащиеся работают в парах или группах), ролей, функций. Эти роли могут быть следующими: организатор, теоретик, программист, сценарист, «интернетчик», видеооператор, экспериментатор, оформитель, докладчик и т.п. Наличие ролей не исключает, а наоборот, подразумевает сотрудничество ребят, объединенных в одной проектной группе, а также между группами;

  • Способствует проявлению поисковой активности учащихся в ходе исследовательской деятельности, когда существует лишь приблизительно представление об ожидаемом результате;

  • Поддерживает и поощряет использование учащимися различных направлений поиска информации, различных методов исследования;

  • Консультирует учащихся на всех этапах работы:

  • Организует подведение итогов промежуточных этапах работы;

  • Предоставляет школьникам возможность для самооценки выполненных ими проектов и работы над ними;

  • Организует праздничную по форме и серьезную по содержанию презентацию всеми участниками проекта их продукта деятельности.

Продукт творческой деятельности может быть разнообразный: модель, макет какого-либо объекта, изобретение, литературно-художественное произведение, картина и т.д. Проект - это самостоятельная творческая работа учащегося, которая предполагает не только комплексное использование материала какого-то определенного предмета, но и опору на знания и умения, полученные при изучении других школьных дисциплин, а также пусть небольшой, но свой личный опыт. «На ошибках учатся» - это выражение как нельзя лучше и справделивее характеризует проектный метод. Создаются благоприятные условия для осуществления личностно-ориентированного подхода в обучении формирования у школьников таких качеств, как самостоятельность, ответственность, критичность и требовательность как товарищам, так и к себе; настойчивость в достижении поставленной цели, умение работать в команде. Даже неудачно выполненный творческий проект имеет положительное педагогическое значение: исчезает страх перед неправильным высказыванием, преодолевается психологическая инерция, развивается творческое воображение, разрабатываются технологии выполнения различных заданий. Главное в проектной деятельности – труд учащихся. В педагогике выделяют несколько типов проектов. Их классифицируют по следующим основаниям: по доминирующему виду деятельности

/исследовательские, творческие, ролевые, информационные, прикладные/; по предметно-содержательности деятельности /монопроекты, межпредметные проекты/; по характеру контактов /внутренние, региональные, международные/; по количеству участников /индивидуальные, парные, групповые/; по продолжительности выполнения /краткосрочные, средней продолжительности, долгосрочные/. А теперь подробно остановимся на исследовательских проектах.

В лицее создаются условия для формирования научно-исследовательской деятельности педагогов и школьников через факультативный курс для старшеклассников. «Введение в научное исследование» для учителей через спецкурс «Методология научного исследования», который ведет

Омарова В.К.

Десятиклассники под руководством учителей-предметников работают в течение года над научным проектом, а 2 июня - защищают. Проект в переводе с латинского языка означает замысел, план; разработанный план сооружения, механизма, схема технологического процесса; предварительный текст какого-либо документа. Проектирование представляет собой процесс создания проекта – прототипа, прообраза предполагаемого объекта или состояния.

Понятия, необходимые для проведения научно-исследовательской работы.

Гипотеза (греч.слово) – основание, предположение, выдвигаемое для объяснения каких-либо явлений и требующее опытной проверки, подтверждения фактами для того, чтобы стать достоверной научной теорией.

Объект исследования – процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранное для изучения.

Предмет исследования – то, что находится в границах объекта исследования в определенном аспекте рассмотрения.

Проблема (греч.слово – задача, задание) – теоретический или практический вопрос, требующий разъяснения.

Последовательность хода научного исследования:

  1. Обоснование актуальности выбранной темы:

    • Постановка цели и конкретных задач исследования;

    • Определение его объекта и предмета;

    • Выбор методов проведения исследования;

    • Описание его процесса и обсуждение результатов исследования;

    • Формулировка выводов и оценка полученных результатов.

  2. Выбор методов научного познания: наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент, абстрагирование, анализ и синтез, исторический метод, метод восхождения от абстрактного к конкретному.

  3. Применение логических законов и правил: закон тождества, закон исключенного третьего, закон достаточного основания; правила построения логических определений и т.д.

  4. Поиск информации: виды информации (обзорная, реферативная, сигнальная, справочная); методы поиска информации.

Содержание этапов работы учащегося в процессе исследования.

На первом этапе необходимо определить область исследования – явление, эпоху, процесс и т.п. Далее в этой области следует выбрать узко определенную и рабочую формулировку темы. Затем приступить к сбору разнообразной информации по проблеме исследования. Для этого следует поработать в библиотеке, обратиться к сети Интернет и другим источникам. Одновременно со сбором информации нужно создать базу данных, в которую включить отрывки текстов по проблеме исследования, библиографию, иллюстративные материалы.

На втором этапе ученик под руководством учителя определяет структуру исследовательской работы: обозначает актуальность проблемы, формулирует цель, задачи, объект и предмет исследования, выбирает методы и методики, необходимые для его проведения.

На третьем этапе учащийся проводит литературный обзор по проблеме исследования и приступает к описанию его этапов, что в дальнейшем составит основную часть исследования.

На заключительном этапе подводятся итоги – формулирует школьник результаты исследования и делает выводы. На данном этапе необходимо уточнить и окончательно сформулировать тему исследования. В любой исследовательской работе как правило, выделяют три основных раздела: введение, основная часть и заключение.

Во введении необходимо обосновать актуальность проблемы исследования на основании актуальности нужно определить объект и предмет исследования. Далее, исходя из объекта и предмета, формулируется цель исследования, а на основании цели определяются его задачи. Объект исследования это процесс, явление и т.п., которое исследуется, а предмет – часть объекта, которую можно преобразовать так, чтобы объект изменился. Другими словами, в предмете исследования указывается то, чему оно посвящено. Цель исследовательской деятельности обычно формулируется кратко, одним предложением, а затем детализируется в задачах. При формулировании задач целесообразно применять глаголы «проанализировать», «описать», «выявить», «определить», «установить» и т.д. Задач исследования не должно быть слишком много. Оптимальное их количество – три-пять. Задачи исследования определяют его методы и методики, то есть те приемы и способы, которыми пользуется исследователь. К ним относятся как общие методы научного познания, такие как анализ, наблюдение, измерение, сравнение, эксперимент, моделирование и др., так и специальные методы. Основная часть исследования содержит обзор источников по проблеме исследования, описание его этапов и процесса. В заключение исследовательской работы автор перечисляет результаты, полученные в ходе исследования, и формулирует выводы. Причем результаты должны находиться в логической связи с задачами исследования, а выводы – с целью.

При оформлении исследовательской работы выделяется титульный лист, оглавление, введение, основная часть, заключение, список литературы и других источников.

Титульный лист /формат А4/ является первой страницей рукописи и оформляется по определенным правилам. Указываются: полное наименование организации образования, где выполнена работа, город; фамилия, имя автора (соавтора), класс; название работы; фамилия, имя, отчество научного руководителя; год. После титульного листа помещается оглавление. Оно включает в себя указание на основные элементы работы: введение, главы, параграфы основной части, заключение, список литературы (библиография), приложения.

Например:

Оглавление

Введение 3

Основная часть

Глава 1 4

1.1. 8

1.2. 11

Глава 2 16

2.1. 20

2.2. 23

Заключение 25

Список литературы 27

Приложения

Приложения 1 28

Приложения 2 30

После заключения принято помещать список использованной литературы и других источников (не менее 3-5). При оформлении списка источников сначала перечисляется литература, а затем другие источники. В информации о книге последовательно указываются ее автор или авторы, название, город, в котором издана книга, издательство, год, количество страниц в тексте.

Правила оформления в списке различных вариантов изданий.

Книга одного и более авторов:

  1. Майоров А.Н. Теория и практика создания текстов для системы образования. – М.: Интеллектцентр, 2001-296с.

  2. Шишов С.Е., Кальней В.А. Мониторинг качества образования в школе.- М.: Российское педагогическое общество.1998. – 354 с.

Сборник с коллективным автором:

Теоретические проблемы и технологии инновационного менеджмента в образовании: Сб.науч.статей /Сост.О.С.Орлов. – Великий Новгород: РИС, 2000.-180с.

Статьи из газеты и журнала:

Михайлов Г.С. Психология принятия решений // Журнал прикладной психологии. -2001.-№5.-с.2-19.

Статьи из энциклопедии и словаря:

  1. Гастев Ю.А., Геллер Е.С. Моделирование// БСЭ. – 3-е изд. – М., 1974.-т.16-с.393-395.

  2. Инновация // Словарь-справочник по научно-техническому творчеству. – Минск, 1995. – с. 50-51.

Приложение – это часть текста научного исследования, имеющая дополнительное (обычно справочное) значение, необходимое для более полного освещения темы. Оно размещается после основного текста. По содержанию среди приложений различают копии документов, статистические материалы и т.п. По форме они представляют собой тексты, графики, карты, таблицы, и др. Основные требования при оформлении приложений можно сформулировать так:

    • размещать после библиографического списка;

    • в оглавлении приложение оформляется в виде самостоятельной рублики , со сквозной нумерацией страниц всего текста;

    • каждое приложение оформляется на отдельном листе и должно иметь заголовок в правом верхнем углу.

Общие правила оформления текста исследовательской работы.

Объем работы: введение не более 2 страниц; исследовательская часть – не более 20 страниц; заключение – не более 1 -2 страницы.

К тексту, выполненному ни компьютере, предъявляются следующие требования:

  • Размер шрифта 12-14, Times NEW Roman, обычный;

  • Интервал – 1,5 – 2;

  • Размер полей: левого 30мм, правого – 10мм, верхнего – 20 мм, нижнего – 20 мм.

Все страницы нумеруются, начиная с титульного листа; цифру номера страницы ставят вверху по центру страницы; на титульном листе номер страницы не ставится. Каждый новый раздел (введение, заключение, список источников, приложения) надо начинать с новой страницы. Расстояние между названиями раздела, заголовками главы или параграфа и последующим текстом должно быть ровно трем интервалам. Заголовок располагается посередине строки, точку в конце заголовка не ставят.

На работу руководитель пишет отзыв, в котором отражает актуальность выбранной темы, личный вклад автора в работу, недостатки работы и рекомендации по дальнейшему использованию результатов.

Защита научного проекта. На выступление отводится 7-10 минут. Подготовку доклада лучше начать с продумывания его структуры. Четкое и ясное представление о работе у самого докладчика – залог понимания его аудиторией. Доклад можно разделить на 3 части, состоящие из отдельных, но связанных между собой блоков.

Первая часть кратко повторяет введение исследовательской работы. Здесь обосновывается актуальность выбранной темы, описывается научная проблема, формируются задачи исследования и указываются основные методы. Во второй части, самой большой по объему, нужно представить содержание глав. Следует назвать итоги проведенного исследования, личный вклад автора; особо подчеркнуть, в чем состоит новизна предлагаемой работы. При изложении основных результатов можно использовать заранее подготовленные схемы, чертежи, графики, таблицы, видеографики, слайды, фильмы. В третьей части целесообразно кратко изложить основные выводы по результатам исследования, не повторяя тех выводов, которые уже были сделаны в ходе изложения по главам. Поскольку устное выступление является своего рода сценическим искусством, то есть включает в себя владение голосом, правильно выбранные жесты и позу, не лишней будет предварительная тренировка чтения доклада.

Положение о мини-школе «Исследователь» школы-лицея №1 г.Экибастуза

В нашей стране одним из приоритетных направлений государственной политики в области образования является социально-педагогическая поддержка и развитие одаренных детей, так как стремительные изменения во всем обществе требуют от человека новых качеств. Прежде всего речь идет о способности к творческому мышлению, самостоятельности в принятии решений, инициативности, следовательно в школе должны закладываться основы развития думающий, самостоятельной личности. Важно именно в школе выявить тех учащихся, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке, жизни; помочь наиболее полно раскрыть их способности. Для реализации этой цели в школе-лицее №1 создано научное общество учащихся «Эврика». Главная задача которого – дать ученику возможность развить свой интеллект в самостоятельной творческой деятельности с учетом индивидуальных способностей и склонностей. Для того чтобы учебное заведение действительно стало центром научно-исследовательской работы одаренных детей, необходима целенаправленная систематическая подготовка учащихся. поэтому в рамках НОУ создан подструктурный компонент – мини-школа «Исследователь», целью которой является: обеспечить условие для самообразования и формирования научно-исследовательской деятельности педагогов и школьников.

Задачи мини-школы:

  1. Развитие специальных исследовательских умений и навыков;

  2. Развитие креативных способностей учащихся;

  3. Обучение навыкам самообразования, формирование внутренней потребности у личности к самосовершенствованию;

  4. Формирование умений и навыков работы с книгой и другими источниками информации.

Структура мини-школы «Исследователь»




Принципы обучения:

  1. Систематичность и преемственность (факультативные курсы: 1-4 кл. – «Почемучки»; 5-8 кл. «Юные исследователи»; 9-11 кл. – «Введение в научное исследование»).

  2. Принцип учета индивидуальных способностей и потребностей учащихся.

  3. Принцип свободы в определении направления поиска (с учетом безопасности жизни и здоровья детей).

  4. Принцип сотрудничества учителя и ученика в совместной поисково-творческой деятельности.

  5. Процесс обучения научному исследованию в мини-школе представляет собой поэтапный с учетом возрастных особенностей, целенаправленного формирования всех компонентов исследовательской культуры школьников. Мини-школа позволяет реализовать совместную исследовательскую деятельность педагогов и учащихся, а также организовать деловое сотрудничество учителей лицея с преподавателями вузов. Состав слушателей школы: педагоги, учащиеся специализированных классов. Руководит мини-школой заместитель директора по инновационной деятельности и научный руководитель школы-лицея. Школа рассчитана на 11 лет обучения для учащихся и два года - для педагогов. Для учащихся организуются занятия:

    • коллективные и групповые (факультативные курсы) 1 час в неделю: 1-4 кл. – «Почемучки»; 5-8 кл. «Юные исследователи»; 9-11 кл. 1 час – «Введение в научное исследование»;

    • для педагогов спецкурс «Методология научного исследования» - 2 часа в месяц;

    • индивидуальные – консультация при написании рефератов и проектов.

Мини-школа нацелена на конечный результат: создание научных проектов, рефератов учащимися и конкретных разработок учителями – научные статьи, доклады, методические рекомендации, брошюры. Итоги подводятся на ежегодной научно-практической конференции педагогов, учащихся.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Итоги IV общероссийской научно-практической конференции с международным участием «Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве»

    Научно-методический сборник
    Исследовательская деятельность учащихся : от детского сада до вуза: Научно-методический сборник в двух томах / Под общей редакцией к. психол. н. А.С. Обухова.
  2. Организация исследовательской деятельности учащихся при обучении химии в гимназии №2 г. Нелидово

    Исследование
    В соответствии с региональным положением гимназия является центром инновационных исследований, организующим поиск, разработку и внедрение нового содержания, форм, методов и технологий обучения.
  3. Организация исследовательской деятельности учащихся при обучении химии

    Документ
    Задачей современной школы является не только обеспечение высокого уровня образования учащихся, но и всестороннее развитие их мышления, умений самостоятельно пополнять свои знания.
  4. Организация исследовательской деятельности учащихся

    Документ
    Исследовательская деятельность школьников – одна из форм организации внеклассной работы по экологии, подразумевающая выполнение и защиту учащимися, индивидуально или в группе, экологического проекта по определенной теме.
  5. Исследовательская деятельность учащихся по изучению поэтики художественных произведений на уроке литературы (на примере изучения творчества М. Ю. Лермонтова в 9 классе)

    Урок
    Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессор кафедры русской, зарубежной литературыи методики преподавания литературыСамарского государственного педагогического университетаМахмудов Шамиль Ахмедович;

Другие похожие документы..