Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Закон'
В школе обучается 151 учащийся, существует 9 классов - комплектов. 1 ступень—2, 2 ступень—5, 3 ступень—2 класса - комплекта. К сожалению, за последни...полностью>>
'Реферат'
Я вважаю, що нам, сучасним старшокласникам, випала виняткова доля: початок нашого дорослого життя збігається з початком третього тисячоліття. На перши...полностью>>
'Программа'
Миссия: внедрение информационных технологий в практику работы санаторно-курортных и лечебно-профилактических учреждений Краснодарского края и курорта ...полностью>>
'Документ'
Зародження економічної думки збігається зі становленням людсь­кого суспільства. Початок викладу історії економічної думки пов'яза­ний з виникненням п...полностью>>

Секцией по специальности 1-79 01 01 «Лечебное дело» Учебно-методического объединения вузов Республики Беларусь по медицинскому образованию протокол №6 от 24

Главная > Пояснительная записка
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Составитель:

Е.Д.Черствый, зав. кафедрой патологической анатомии Учреждения образования «Белорусский государственный медицинский университет», доктор медицинских наук, профессор

Д.Г.Григорьев, доцент кафедры патологической анатомии Учреждения образования «Белорусский государственный медицинский университет», кандидат медицинских наук

П.Г. Киселев, доцент кафедры патологической анатомии Учреждения образования «Белорусский государственный медицинский университет», кандидат медицинских наук

Рецензенты:

Кафедра патологической анатомии Государственного учреждения образования «Белорусская медицинская академия последипломного образования»;

Л.А.Пашкевич, заместитель директора Учреждения здравоохранения «Республиканский научно-практический центр травматологии и ортопедии», доктор медицинских наук

Рекомендована к утверждению в качестве типовой:

Кафедрой патологической анатомии Учреждения образования «Белорусский государственный медицинский университет» (протокол №6 от 06.03.2009г.);

Научно-методическим советом Учреждения образования «Белорусский государственный медицинский университет» (протокол № 8 от 22.04.2009г.);

Секцией по специальности 1-79 01 01 «Лечебное дело» Учебно-методического объединения вузов Республики Беларусь по медицинскому образованию (протокол № 6 от 24.04.2009г.);

Секцией по специальности 1-79 01 02 «Педиатрия» Учебно-методического объединения вузов Республики Беларусь по медицинскому образованию (протокол № 8 от 25.04.2009г.)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Патологическая анатомия – учебная дисциплина, содержащая систематизированные научные знания и методики по структурным, т.е. материальным основам болезни.

В основу типовой учебной программы положены следующие нормативные документы:

Образовательные стандарты по специальностям высшего медицинского образования первой ступени, утвержденные и введенные в действие Постановлением Министерства образования Республики Беларусь № 40 от 02 мая 2008 г.:

1-79 01 01 Лечебное дело (ОС РБ 1-79 01 01-2008)

1-79 01 02 Педиатрия (ОС РБ 1-79 01 02-2008)

Типовые учебные планы по специальностям (специализациям) высшего медицинского образования первой ступени, утвержденные Министерством образования Республики Беларусь 16 апреля 2008 г.:

1-79 01 01 Лечебное дело (регистрационный № L 79-005/тип)

1-79 01 01 01 Военно-медицинское дело (регистрационный № L 79-006/тип)

1-79 01 02 Педиатрия (регистрационный № L 79-007/тип)

Типовая учебная программа дисциплины «Патологическая анатомия» включает новые научные данные по биологии, генетике, иммунологии, с использованием данных современных методов морфологического исследования (электронная микроскопия, иммуногистохимия и цитохимия). Особенность новой типовой учебной программы состоит в постановке задач изучения и преподавания дисциплины, направленных на формирование у студентов академической, социально-личностной и профессиональной компетенции.

Цель преподавания и изучения патологической анатомии состоит в формировании у студентов и приобретении ими научных знаний о структурных основах болезней, их этиологии и патогенезе, для осмысливания теоретических основ медицины, более углубленного изучения клиники и использования полученных знаний в работе врача.

Задачи изучения дисциплины состоят в приобретении студентами академической компетенции, основу которой составляет знание:

  • основных общепатологических процессов, совокупностью которых определяются морфологические проявления той или иной болезни;

  • причин и механизмов типичных общепатологических процессов;

  • важнейших проявлений типичных общепатологических процессов;

  • изучение этиологии, патогенеза и морфологии болезней на разных этапах их развития (морфогенез), структурных основ выздоровления, осложнений, исходов и отдаленных последствий заболеваний;

  • изучение морфологии и механизмов процессов приспособления и компенсации организма в ответ на воздействие патогенных факторов и изменяющихся условий внешней среды;

  • изучение изменений болезней, возникающих как в связи с меняющимися условиями жизни человека и лечением (патоморфоз), так и вследствие терапевтических и диагностических манипуляций (патология терапии);

  • изучение патологоанатомической службы, ее задач в системе здравоохранения и организационно-практических форм решения этих задач.

Задачи преподавания дисциплины состоят в формировании социально-личностной и профессиональной компетенции при обучении студентов, способствующих формированию клинического мышления при соблюдении норм медицинской этики и деонтологии.

Сопоставление морфологических и клинических проявлений болезней на всех этапах их развития позволяет привить студентам навыки клинико-анатомического анализа, овладеть основами синтетического обобщения диагностических признаков болезней и правильного их толкования в причинно-следственных отношениях.

Преподавание и успешное изучение дисциплины «Патологическая анатомия» осуществляется на базе приобретенных студентами знаний и умений по разделам следующих дисциплин:

Медицинская биология и общая генетика. Гельминтозы, циклы развития, пути заражения.

Анатомия человека. Макроскопическое строение внутренних органов и систем.

Гистология, цитология и эмбриология. Микроскопическое строение внутренних органов и систем.

Биологическая химия. Свертывающая, противосвертывающая и фибринолитическая системы крови. Механизмы гомеостаза. Этапы обмена билирубина.

Микробиология, вирусология, иммунология. Понятие об иммунитете и аллергии. Общая характеристика реакций клеточного и гуморального иммунитета.

Требования к подготовке студента по окончании изучения дисциплины

Студент должен знать:

  • морфологические особенности общих патологических процессов;

  • этиологию, патогенез, морфологию болезней на разных этапах их развития (морфогенез), структурные основы выздоровления (саногенез), осложнения, исходы, отдаленные последствия заболеваний, причины и механизмы умирания (танатогенез);

  • изменения болезней в связи с изменяющимися условиями жизни и лечения (патоморфоз);

уметь:

  • применять основные приемы проведения патологоанатомического вскрытия;

  • устанавливать диагноз, суть патологического процесса и заболевания по макропрепаратам, на аутопсии;

  • определять основные общие патологические процессы и заболевания по гистологическим препаратам при люминесцентной биомикроскопии;

  • диагностировать патологические процессы и заболевания по описанию макро- и микроскопических изменений органов, тканей, организма.

Структура содержания дисциплины «Патологическая анатомия»

Содержание патологической анатомии состоит из двух разделов: общей патологической анатомии (общая патология) и частной патологической анатомии (частная патология).

Общая патологическая анатомия рассматривает вопросы патологии клетки и общепатологические процессы, характерные в той или иной степени для всех заболеваний.

Частная патологическая анатомия изучает этиологию, патогенез и морфологию отдельных болезней (нозологическая патологическая анатомия).

Характеристика рекомендуемых методов обучения

При организации обучения используются традиционные методы преподавания дисциплины: лекции, лабораторные занятия; а также элементы управляемой самостоятельной работы студентов. Обучение организуется с использованием традиционных и современных учебно-информационных ресурсов (компьютерных презентаций лекций и лабораторных занятий), интерактивных ресурсов в локальной компьютерной сети вуза и Internet

На лабораторных занятиях студенты проводят изучение макро- и микроскопической картины различных патологических процессов с последующей зарисовкой гистологических препаратов. Учатся правильно представлять полученные данные в виде актов экспертиз, а также формулировать выводы (диагноз). Практическая подготовка обеспечивается также решением студентами ситуационных задач, участием в патологоанатомических вскрытиях.

Студентов знакомят с приемами, особенностями работы и безопасными условиями труда патологоанатома, международными требованиями и этическими нормами при проведении аутопсий. Контроль подготовки студентов, качества обучения осуществляется путем устного опроса и выполнения письменных (в том числе тестовых) контрольных заданий лабораторных и итоговых занятий.

Таблица 1 - Распределение бюджета учебного времени по семестрам

Шифр, название

специальности

Семестр

Количество часов учебных занятий

Форма

аттестации

Всего

аудиторных

из них

лекций

лабораторных

практических

семинаров

1-79 01 01 «Лечебное дело»

1-79 01 02 «Педиатрия»

4

149

86

22

63

-

-

зачет

5

149

87

20

68

-

-

экзамен

Всего часов

298

173

42

131

-

-

ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Наименование раздела (темы)

Количество часов аудиторных занятий

лекций

лабораторных

1. Общая патологическая анатомия

18

51

1.1. Введение. Патологическая анатомия как наука

2

-

1.2. Повреждение (альтерация). Дистрофия и некроз

2

15

1.3. Нарушение кровообращения

2

9

1.4. Воспаление

4

15

1.5. Иммунопатологические процессы

2

3

1.6. Приспособление и компенсация (адаптация)

-

3

1.7. Опухоли

8

15

1.8. Болезни крови

2

3

2. Частная патологическая анатомия

20

68

2.1. Болезни сердечно-сосудистой системы

2

9

2.2. Болезни органов дыхания

2

6

2.3. Болезни органов пищеварения

2

6

2.4. Болезни печени

2

6

2.5. Болезни почек

2

6

2.6. Болезни желез внутренней секреции

-

3

2.7. Туберкулез

2

6

2.8. Инфекционные болезни

2

9

2.9. Патология половых органов и беременности

2

3

2.10. Перинатальная патология и инфекции

2

6

2.11. Врожденные пороки развития (ВПР)

2

6

2.12 Патологическая анатомия радиационных поражений

-

2

Всего часов

42

131

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

  1. Общая патологическая анатомия

1.1 Введение. Патологическая анатомия как наука

Патологическая анатомия, ее содержание, задачи, объекты, методы и уровни исследования. Краткие данные истории развития патологической анатомии. Патологоанатомическая служба и ее значение в системе здравоохранения.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Специальности 1-79 01 03 Медико-профилактическое дело Учебно-методического объединения вузов Республики Беларусь по медицинскому образованию протокол №3 от 12

    Пояснительная записка
    Н.Л.Бацукова, заведующий кафедрой общей гигиены Учреждения образования «Белорусский государственный медицинский университет», кандидат медицинских наук,
  2. Специальности 1-79 01 04 Медико-диагностическое дело Учебно-методического объединения вузов Республики Беларусь по медицинскому образованию протокол №2 от 09

    Пояснительная записка
    Е.И. Михайлова, заведующая кафедрой общей и клинической фармакологии с курсом анестезиологии и реаниматологии Учреждения образования «Гомельский государственный медицинский университет»,
  3. Екцией по специальности 1-79 01 06 «Сестринское дело» Учебно-методического объединения вузов Республики Беларусь по медицинскому образованию протокол №3 от 17 (1)

    Пояснительная записка
    А.В.Дрокин, начальник учебной части – заместитель начальника военной кафедры Учреждения образования «Гродненский государственный медицинский университет»,
  4. Пециальности 1-79 01 04 «Медико-диагностическое дело» Учебно-методического объединения вузов Республики Беларусь по медицинскому образованию протокол №4 от 17 (4)

    Пояснительная записка
    С.Б.Вольф, заведующий кафедрой фтизиатрии Учреждения образования «Гродненский государственный медицинский университет», кандидат медицинских наук, доцент;
  5. Ециальности 1-79 01 06 Сестринское дело Учебно-методического объединения вузов Республики Беларусь по медицинскому образованию протокол №2 от 9 февраля 2010 г

    Пояснительная записка
    О.И.Дубровщик, заведующая кафедрой общей хирургии Учреждения образования «Гродненский государственный медицинский университет», доктор медицинских наук,

Другие похожие документы..