Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Правила пользования'
1. Авторизация - разрешение, предоставляемое банком-эмитентом и (или) Visa International на проведение операции с использованием карточки, т.е. выдач...полностью>>
'Лекция'
Лечение больных ИМ, осложненным острой левожелудочковой недостаточностью, должно проводиться под постоянным контролем клинических, лабораторных, элект...полностью>>
'Методические рекомендации'
Методически рекомендации по производственной практике составлены на основании Государственного образовательного стандарта высшего профессионального о...полностью>>
'Реферат'
Под термином "артериальная гипертензия" подразумевают синдром повышения АД при "гипертонической болезни" и "симптоматических...полностью>>

Программа города Москвы на среднесрочный период 2012-2016 гг. «Развитие образования города Москвы» («Столичное образование»)

Главная > Программа
Сохрани ссылку в одной из сетей:

«Наша новая школа:

государственная программа города Москвы

на среднесрочный период 2012-2016 гг.

«Развитие образования города Москвы» («Столичное образование»)

Проект программы развития ГБОУ СОШ №1014

«Мотивационная среда школы: качество образования для качества жизни»

Обоснование необходимости проекта программы

В настоящее время система образования должна работать на опережение, готовить человека к жизни в постоянно меняющихся условиях. От этого зависит реализация планов долгосрочного развития экономики и социальной сферы Российской Федерации. Образование должно способствовать развитию человеческого потенциала, решению наиболее значимых и острых социальных проблем. В связи с этим можно говорить о принципиальном изменении роли и места образовательных систем в современном мире. Школа, как основная и самая продолжительная ступень образования, становится ключевым моментом обеспечения нового качества образования, от чего зависит дальнейшая жизненная успешность и каждого человека, и общества в целом.

Проект программы развития ОУ, являясь организационной основой реализации государственной политики в сфере образования, обеспечивает научно-методическую проработку и апробацию системных изменений, реализует новые подходы к формированию современной модели образования, отвечающей задачам Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 г., Национальной инициативы «Наша новая школа», идеям Приоритетного национального проекта «Образование».

Главная идея данного проекта Программы развития школы - обеспечение нового качества образования, ориентированного на повышение качества жизни будущих выпускников и всего нашего общества, за счет создания в школе мотивационной образовательной среды.

В национальной инициативе «Наша новая школа» подчеркивается: «Облик школ, как по форме, так и по содержанию, должен значительно измениться. Мы получим реальную отдачу, если учиться в школе будет и увлекательно, и интересно, если она станет центром не только обязательного образования, но и самоподготовки, занятий творчеством и спортом... Насыщенная, интересная и увлекательная школьная жизнь становится важнейшим условием формирования здорового образа жизни». Это отражено в теме нашего проекта. Качество жизни является одним из главных показателей благополучия общества в целом и отдельных его граждан. А зависит оно сегодня, в первую очередь, от способности и умения людей решать реальные, разнообразные жизненные и профессиональные задачи, т.е. от компетентности. Именно эту задачу должно решать сегодня образование. При этом качество любой деятельности зависит от ее мотивации. Это касается и работы учителей, и учебной деятельности школьников. Создание мотивационной среды школы означает насыщение образовательного пространства и самого образовательного процесса мотивирующими факторами, стимулирующими активность субъектов образования и обеспечивающими качество образования.

Мотивационная среда это среда, обладающая комплексом стимулирующих факторов (материальных, организационных, психологических, педагогических, технологических), определяющих высокую мотивацию (систему внутренних побуждений к действию) всех субъектов образовательного процесса (учащихся, педагогов, администрации, родителей, социальных партнеров ОУ), обеспечивающую повышение качества образования.

Мы определяем образование как целенаправленный социокультурный процесс содействия в саморазвитии человека, личности и индивидуальности через специально организованные процессы обучения, воспитания и развития, реализуемые с помощью учебных, воспитательных и развивающих программ.

Качество образования, обеспечивающее качество жизни в будущем (как социальная категория, определяющая состояние и результативность образования, его соответствие потребностям и ожиданиям общества в развитии и формировании гражданских, бытовых и профессиональных компетенций личности), определяется качеством целей и задач, качеством процесса, качеством условий и среды, качеством содержания, технологий и т.д. В результативном аспекте качество образования сегодня обязательно предполагает выход на сформированность ключевых, базовых, специальных и других компетенций, в идеале - на компетентностную модель выпускника, которая до сих пор полностью не определена, что открывает возможности для творческого решения этой проблемы в каждой конкретной школе.

В Федеральной целевой программе развития образования отмечается, что образование должно быть направлено на решение таких задач, как самоопределение личности, ее интеграцию в национальную и мировую культуру, формирование у школьников духовности, инициативности, самостоятельности, гражданской ответственности и других качеств человека.

Миссия российской школы определяется как «образование (воспитание и обучение) мыслящих людей, имеющих систему нравственных убеждений и волю, готовых и способных активно участвовать в развитии России, защите её национальных интересов, становления гражданского самосознания, преодоления пассивности и социальной апатии».

Образовательная политика в городе Москве строится на основе принципов и идей развития образования в России и с учетом специфики социально-экономического и культурного развития мегаполиса. Педагогический коллектив школы считает, что успешность решения поставленных задач зависит как от позиции администрации, так и каждого педагога, их возможности включиться в деятельность по формированию принципиально новых профессиональных установок. Это позволит сохранить динамику развития московской школы как многовариантной, разноуровневой, личностно-ориентированной образовательной системы.

В соответствии с этим в основание разрабатываемой программы развития заложены принципы, которые представляют систему требований к образовательной программе с позиций актуальных направлений развития современного образовательного учреждения:

1. Целостность — процесс образования создает систему условий для развития целостной
гармоничной личности с помощью точно избранных мер и средств воздействий на нее.

  1. Необходимость и достаточность — образовательная система включает все необходимые и достаточные компоненты в соответствии с целью и моделью личности.

  2. Оптимальность — получение наивысших возможных результатов при наименьших затратах ресурсов, времени и сил участников.

  3. Адресность и адекватность — содержание образования вытекает из логики развития личности, соответствует возможностям, интересам, потребностям в зонах актуального и ближайшего развития, отражает образовательные запросы родителей, социального развития.

  4. Субъектность — предполагает активную позицию всех участников образовательного процесса: педагогов, родителей, представителей общественности, социальных партнеров и самих учащихся, включает процессы саморазвития, механизмы взаимовлияния и взаимодействия.

  1. Скоординированность — включает взаимосвязь и четкое разграничение функций, которые выполняют в образовательном процессе родители, учителя, классные руководители, педагоги дополнительного образования, общественные воспитатели, детское самоуправление, сам ребенок.

  2. Оригинальность — соответствие уровню развития детей и педагогического мастерства воспитателя, возможность создавать оригинальные учебные и воспитательные программы на уровне классов и других объединений учащихся, варьировать годовые планы работы.

  3. Свобода творчества — точность и обязательность цели и задач образовательного процесса сочетается со свободой выбора средств и путей их реализации, с живым творчеством всех его участников.

  4. Способностью к развитию — в самой образовательной программе должна быть заложена ее динамичность, возможность ее усовершенствования в соответствии с меняющимися реалиями жизни, в соответствии с развитием педагогической науки и других отраслей знания.

Анализ состояния и перспектив развития рынка образовательных услуг

При подготовке данного проекта, педагогический коллектив школы провел серьезный анализ социокультурной ситуации, состояния и перспектив развития рынка образовательных услуг в стране и в мире, с тем, чтобы учесть тенденции и факторы общественного развития, оказывающие непосредственное влияние на развитие образования, а также запросы и потребности родителей и учащихся, возможности самой школы.

Проведенный анализ позволил сделать вывод о том, что необходимо главное внимание уделить организации образовательной среды ОУ, которая должна стать мотивационной.

Факторы развития образовательной среды школы

Оценка сформированности информационного пространства проекта

Следующим этапом подготовки проекта программы развития стал факторный анализ образовательной ситуации самой школы, чтобы оценить уровень готовности школы к реализации проекта, уровень информированности педагогов об актуальном состоянии школьной системы.

В ходе проблемно-ориентированного коллективного анализа педагогов выделены 4 группы факторов, влияющих на актуальное состояние школы и определяющих ее развитие:

1. Позитивные факторы внешнего порядка (задаваемые извне школы):

  • повышение внимания со стороны государства к проблемам образования;

  • активное взаимодействие муниципальных органов власти со школой;

  • высокий внешний статус и имидж школы;

  • возможность участия школьников в окружных, городских, российских и международных мероприятиях;

  • приток новых учеников за счет повышения рождаемости, строительства новых домов и расширения Москвы;

  • повышение интереса родителей и детей к получению качественного образования;

  • благоустроенная территория, наличие современного стадиона;

  • связь с высшими учебными заведениями города;

  • возможности использования Интернет- ресурсов для образования;

  • возможность участия учителей в профессиональных конкурсах.

2. Негативные факторы внешнего порядка (угрозы школе извне):

  • социальные проблемы общества (наркомания, алкоголизм, субкультуры);

  • слабое финансирования образования со стороны государства;

  • невысокий социальный статус учителя в обществе, низкая зарплата учителей;

  • негативное отношение СМИ к учителю и к школе;

  • сокращение учебной нагрузки (новые федеральные учебные планы);

  • низкий уровень культуры некоторых родителей, их равнодушие к проблемам школы;

  • отсутствие в микрорайоне крупных культурных центров;

3. Позитивные внутренние факторы (преимущества и сильные стороны самой школы):

  • энтузиазм коллектива и администрации, вера в будущее школы;

  • успехи учащихся;

  • высококвалифицированный, творческий педагогический коллектив, постоянный состав;

  • дружественная обстановка в ОУ, взаимопонимание и взаимовыручка коллег;

  • высокий нравственный и культурный уровень педагогического коллектива;

  • постоянное повышение квалификации;

  • методическая помощь со стороны ОМЦ, консультирование учителей;

  • минимальный процент неблагополучных семей и детей, состоящих на учёте в ОДН;

  • высокий уровень толерантности, взаимоуважение между всеми участниками образовательного процесса;

  • сложившаяся система учебной и воспитательной работы, опыт и традиции школы.

4. Негативные внутренние факторы (слабые стороны школы и проблемы):

  • недостаточная материально-техническая база;

  • снижение общего уровня развития и культуры поступающих в школу детей;

  • расхождение в оценке ценностей взрослых и детей;

  • мало договорных отношений с ВУЗами;

  • отсутствие многообразия выбора профилей в старших классах;

  • недостаточная помощь в решении индивидуальных проблем.

ДИАГНОСТИКА СОСТОЯНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ШКОЛЫ

Для конкретизации целей, задач и ожидаемых результатов программы развития была проведена системная диагностика актуального и желаемого состояния образовательной среды школы с участием всех основных субъектов образовательного процесса: учащихся, учителей и родителей, результаты которой представлены в Приложении 1.

Обоснование инновационного характера программы развития ОУ

Программа развития ОУ опирается на следующие концептуальные ключевые идеи.

  1. Мотивация - это система или комплекс мотивов. Мотив - внутреннее побуждение к действию. Он включает в себя само стремление, действовать тем или иным образом, а также причину этого желания. Эта причина, как правило, связана с внутренними потребностями человека, противоречиями, которые он стремится разрешить, и внешними стимулами поведения. Ключ к успеху в любой деятельности — богатая и положительная мотивация.

  2. При этом положительные стимулы порождают положительную мотивацию, отрицательные стимулы порождают отрицательную мотивацию — мотивы избегания неприятностей. Педагогика и психология успеха доказала, что ориентация на избегание неприятностей равноценна ориентации на неприятности, т.е. ведет к неудачам. Только ориентация на успех может привести личность к успеху. Значит, надо использовать положительные стимулы в образовательном процессе по отношению ко всем его субъектам и формировать положительные мотивы.

  3. Чем более богатой, комплексной будет мотивация, чем больше конкретных мотивов будет сформировано, тем более активной будет личность в деятельности, тем более устойчивым будет стремление к успеху. Нельзя опираться в образовательном процессе только на мотивы познавательного интереса и мотивы долга и ответственности.

4. Поэтому надо развивать всю систему мотивов личностного развития учащихся, а именно:

  • мотивы самовоспитания, саморазвития, самообразования;

  • мотивы творческого самовыражения и самоутверждения и самореализации;

  • мотивы самопознания, самоопределения, социальной пробы сил;

  • мотивы познавательного интереса, поднимающиеся от интереса к фактам и явлениям до интереса к причинно-следственным связям, закономерностям и далее к мотивам творческого преобразования окружающего мира;

  • деловые мотивы, включающие интерес к делу, стремление к качественному выполнению работы, мотивы долга и ответственности;

  • социальные мотивы, включающие понимание значимости качественного образования для прогресса общества и личного успешного участия в этом прогрессе;

  • коммуникативные мотивы, включающие желание общаться с одноклассниками в совместной социально-полезной деятельности, желание общаться с преподавателями как интересными, референтными людьми;

  • мотивы успеха, от успеха в учебе до достижения поставленных жизненных целей. Развитие мотивов качественного образования должно быть обусловлено созданием соответствующей мотивационной образовательной среды, обладающей комплексом стимулирующих факторов, определяющих высокую мотивацию и активность всех субъектов образовательного процесса, что и обеспечивает повышение качества образования, а соответственно в дальнейшем и качества жизни.

Такой подход является инновационным с позиций педагогической науки и практики, т.к. системно обосновывает повышение качества образования за счет создания целостной мотивационной образовательной среды школы во всех ее аспектах: материальном, организационном, психологическом, педагогическом и технологическом.

ЧТО МЫ БУДЕМ МЕНЯТЬ?

Образовательная среда школы - это совокупность условий и возможностей личностного развития. Образно говоря, это «территория», где существуют источники педагогического влияния, порождаются его факторы, действуют закономерности и принципы, осуществляется деятельность, цель которой - образование (воспитание, обучение и развитие) человека. При этом, в целом отражая признаки доминирующей культуры, культурно-образовательные среды в «недрах своих» содержат условия для формирования субъекта следующей культурной эпохи. Это так называемый инновационный компонент педагогической культуры. Именно поэтому возможны и необходимы инновационные изменения в образовательной среде современной школы.

Мы рассматриваем образовательную среду как сложное, многоуровневое явление, которое включает в себя несколько аспектов: материальный, организационный, психологический, педагогический, технологический. И каждый из этих аспектов среды мы планируем наполнить мотивирующими и стимулирующими факторами, что и позволит говорить о создании мотивационной среды школы. Такая среда обеспечит более высокий уровень качества образования в современном его понимании.

Диагностика показала достаточно высокий уровень развития культурно-образовательной среды школы и высокую степень ее влияния на учащихся. Что же мы хотим менять?

Мы хотим сделать среду адаптивной, чтобы обеспечивать адекватную реакцию школы на изменяющиеся условия внешней среды, в то же время приспосабливаться к возможностям самого ОУ, к личностным особенностям, потребностям, мотивам и отношениям, сложившимся между участниками образовательного процесса, и с учетом этого развивать их.

Мы хотим сделать среду гуманитарной с приоритетом гуманистических духовных ценностей, обладающей такими характеристиками, как целостность и автономность, создающей условия для развития субъектного характера образовательного процесса, когда каждый участник становится его автором.

Мы хотим сделать среду саморазвивающейся, инновационной, динамичной и обновляющейся, чтобы обеспечить качественное образование в постоянно изменяющейся социокультурной ситуации не только за счет адаптации, но и за счет опережающего развития.

Мы хотим сделать среду более открытой, чтобы использовать педагогический потенциал окружающей среды, родителей, социальных партнеров школы и обеспечить наиболее успешное развитие школьника в открытом взаимодействии (диалоге) его в окружающей среде.

Мы хотим сделать среду более технологичной, чтобы обеспечить гарантированный результат в получении качественного образования, используя новые гуманитарные и информационные технологии, соответствующие современному уровню оснащения ОП.

Мы хотим сделать среду более комфортной и оптимистичной, чтобы противостоять угрозе отчуждения детей и родителей от школы и образования, чтобы создать обстановку успеха, обеспечить каждому ребенку максимальное раскрытие его способностей и возможностей.

Данные приоритеты определяет векторы изменений от наличного состояния к будущему.

Векторы изменений

От знаниевой парадигмы обучения к парадигме развития, самоопределения и самореализации личности.

От отрицательных мотивов избегания неприятностей к комплексной положительной мотивации успеха, познавательного интереса, самовоспитания, общения.

От традиционной учебной деятельности к организации всей жизнедеятельности школьника, обеспечивающей полноценное проживание им каждого периода детства.

От знаний, умений и навыков к формированию личностных и предметных компетенций.

От традиционных методик преподавания к современным образовательным технологиям гуманитарного и деятельностного характера.

От организации школьного пространства к созданию комфортной мотивационной образовательной среды, обеспечивающей активность и успех каждого ребенка.

От традиционных отношений «учитель-ученик», «учитель-родитель» к отношениям сотрудничества, сотворчества, социального партнерства всех субъектов образования.

От качества образования к качеству жизни в стенах и за пределами школы.

Мероприятия по реализации проекта

На основе проведенного анализа и совместного целеполагания педагогами школы был определен круг необходимых инновационных изменений, адресно относящихся к специфике развития образовательной системы школы:

Системная оптимизация образования в начальной школе, предполагающая:

  • координацию процессов обучения, воспитания и развития в рамках учебной деятельности;

  • обеспечение максимальных возможностей для каждого ребенка в саморазвитии и самореализации через организацию дополнительной образовательной и воспитательной работы во 2 половине дня;

  • увеличение разнообразия образовательных услуг с учетом образовательных потребностей детей и родителей и с учетом целей и задач развития образовательной системы школы.

Обновление и оптимизация учебного плана: Внедрение основ проектирования в начальной школе; социальное проектирование в основной школе; исследовательская и проектная деятельность в старших классах; широкое внедрение новых моделей уроков, гуманитарных технологий (интеграция, обучение на коммуникативно-познавательной основе, модерация, погружение и др.). Расширение спектра элективных курсов для учащихся 10-11 классов с учётом образовательных потребностей учащихся и их родителей.

Корректировка и создание авторских рабочих программ и учебных спецкурсов в целях реализации новых ценностных и содержательных составляющих образовательной программы учреждения, ориентированных на различные области знаний, («Курс практической грамотности», «Основы поэтики: теория и практика анализа художественного текста», «Решение задач по физике», «Мир, Математика, Математики», «Человек – общество – мир», «Современная русская литература», «Деловое письмо на английском языке», «Французская и российская молодежь: проблемы, интересы, мечты», «Локальные конфликты в ХХ веке», «Религия мира: история и современность»). Издание соответствующих учебных статей, методических пособий силами школы.

Гуманизация и гуманитаризация, расширение общекультурной составляющей образования; расширение возможностей межкультурной коммуникации через развитие сотрудничества со школами России и школами стран Ближнего Зарубежья (см. Приложение 2).

Создание Центра мониторинга и поддержки с целью оперативного анализа и коррекции процесса инновационных изменений в образовательной системе школы, а также педагогического сопровождения образования и поддержки личностного развития учащихся (мониторинг качества образования, мотивации обучения и состояния здоровья, оказание индивидуальной помощи школьникам; консультирование учащихся и родителей, оказание разнообразной помощи семьям учащихся в обеспечении их развития, в трудных жизненных ситуациях и т.д.).

Развитие деятельности ученического научно – исследовательского общества «ПОИСК» с целью обучения школьников современным информационным и аналитическим умениям: самостоятельной поисковой работе в различных областях знания, ориентации в информационной среде, реферативной и аналитической работе по сбору и обработке информации, проведению самостоятельных исследовательских проектов в различных направлениях современной науки, оформлению и презентации результатов исследования на разном уровне в форме публикуемых учебных рефератов, эссе, докладов, научных статей. Школьная конференция проектных, исследовательских и творческих работ учащихся также поднимает на новый уровень и централизует проведение ставших уже традиционными в школе Предметных декад.

Обогащение психологической среды школы, обеспечение ее эмоциональной насыщенности с учетом возрастных и личностных особенностей и потребностей учащихся на каждой ступени образования за счет создания уголков эмоций: для младших школьников (скамейка смеха, диванчик примирения, доска открытий, ромашка добрых дел, вернисаж детского творчества); для подростков (шкатулка добрых дел, уголок поощрения «Мои успехи», «Когда я вырасту», уголок психолога «Вы спросите - я отвечу!»), для старшеклассников (стена гласности, доска достижений «Получилось!», барометр настроения, почтовый ящик пожеланий), продолжить оформление Зала истории школы для развития чувства гордости за школу, чувства принадлежности к ней; создание мест уединения, тишины и индивидуальной работы над проектами и учебными заданиями с использованием школьной библиотеки.

Перевод на качественно более высокий уровень информационной и технологической среды школы: оборудование спутникового телевидения для просмотра передач, оборудование сервера для создания локальной сети школы. С целью оптимизации и повышения качества обучения и его актуальности необходимы современные технические средства обучения: спецкабинеты, оборудованные цифровыми носителями, интерактивные доски, компьютеры и проекторы.

Организация «внутрифирменного» повышения квалификации педагогов школы как наиболее эффективной современной модели повышения квалификации: в области информационных и коммуникационных технологий, в сфере гуманитарных образовательных технологий, психологии мотивации деятельности, педагогики успеха, педагогики культурно-образовательной среды и др.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Государственная программа города Москвы на среднесрочный период (2012-2016 гг.) Развитие образования города Москвы ("Столичное образование") Ответственный исполнитель

    Программа
    Государственная программа города Москвы на среднесрочный период (2012-2016 гг.) Развитие образования города Москвы ("Столичное образование")
  2. Концепция развития физической культуры и спорта в системе департамента образования города москвы на среднесрочный период (2012 2016 г г.)

    Документ
    Основополагающей задачей государственной политики города Москвы является создание условий для роста благосостояния населения, национального самосознания и обеспечения долгосрочной социальной стабильности.
  3. Программа города Москвы на среднесрочный период (2012-2016 гг.) "Градостроительная политика" том 1 Ответственный исполнитель (координатор)

    Программа
    Подпрограмма 1. «Разработка основных положений градостроительной политики и обеспечение на основе взаимоувязки разработки и реализации государственных программ города Москвы»
  4. Сводный план основных мероприятий, проводимых в системе образования, для педагогических работников образовательных учреждений на первое полугодие 2012 года

    Документ
    Участники городской экспериментальной площадки кафедры филологического образования: ответственные за экспериментальную работу в школах, учителя-экспериментаторы,
  5. План работы юго-западного окружного управления образования на второе полугодие 2011 года

    Документ
    - Разработан план материально-технического обеспечения инновационными товарами 38 учреждений округа для ликвидации дефицита мест в ДОУ на сумму 77 992,10 тыс.

Другие похожие документы..