Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Сегодня, когда мы говорим об экономической науке, то непременно делим её на два основных течения научной мысли: на классическую экономику и кейнсианс...полностью>>
'Урок'
развивать умения конспектировать лекцию учителя (заполнять таблицу), связную речь учащихся, углублять навыки самостоятельной работы с дополнительной ...полностью>>
'Автореферат'
Защита состоится «23» декабря 2011 года в 14:00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.196.03 при ФГБОУ ВПО «Российский экономический униве...полностью>>
'Конкурс'
Проведение школьных предметных недель стало традицией в нашей школе. Они проходят раз в год. С 15 по 21 марта в школе проходила неделя математики, фи...полностью>>

Рекомендации по проведению занятий 10

Главная > Контрольные вопросы
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Могилев, Александр Владимирович
Практикум по информатике: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений/ Н.И. Пак, Е.К. Хеннер; Хеннер, Евгений Карлович. - М.: Академия, 2002.- 608 с. : ил..- (Высшее образование)
ISBN 5-7695-0529-X, 30 000 экз.

Практикум по тематике, уровню сложности и методическим подходам соответветствует учебному пособию А.В.Могилева, Н.И.Пака и Е.К.Хеннера «Информатика». Он включает разделы: теоретическая информатика; программное обеспечение ЭВМ; языки и методы программирования; вычислительная техника; компьютерные сети и телекоммуникации; информационные системы; компьютерное моделирование. Даны наборы тренировочных заданий; лабораторные работы; материалы для тестового контроля по основным темам.Для студентов университетов и педагогических вузов, проходящих подготовку в качестве бакалавров и магистров образования по профилю «Информатика», а также для учителей информатики. Может быть полезным преподавателям информатики в вузах при подготовке и проведении занятий. Может использоваться при реализации образовательных программ в различных вузах, в которых информатика является одним из профилирующих предметов, а также в процессе переподготовки и повышения квалификации учителей информатики в системе повышения квалификации работников образования.

Кибернетика
Информатика

ББК 32.81
УДК 076.5

ПРЕДИСЛОВИЕ 7

Глава 1 9

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНФОРМАТИКИ 9

§ 1. ИНФОРМАТИКА КАК НАУКА И КАК ВИД ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 10

Рекомендации по проведению занятий 10

Краткие сведения 10

Контрольные вопросы 12

Проблемные вопросы 13

Темы для рефератов 13

Темы семинарских занятий 14

Дополнительная литература 14

§ 2. ИНФОРМАЦИЯ, ЕЕ ВИДЫ И СВОЙСТВА 16

Краткие сведения 16

Вероятностный подход 17

Контрольные вопросы 21

Проблемные вопросы 22

Темы для рефератов 22

Темы семинарских занятий 23

Задачи и упражнения 23

Дополнительная литература 24

§ 3. СИСТЕМЫ СЧИСЛЕНИЯ 26

Рекомендации по проведению занятий 26

Краткие сведения 26

Контрольные вопросы 32

Темы для рефератов 33

Темы семинарских занятий 33

Задачи и упражнения 33

Лабораторная работа 34

Дополнительная литература 40

§ 4. КОДИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИИ Рекомендации по проведению занятий 40

Контрольные вопросы 41

Темы для рефератов 41

Темы семинарских занятий 41

Задачи и упражнения 42

§ 5. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ДАННЫХ В ПАМЯТИ ЭВМ 42

Краткие сведения 42

Лабораторная работа 46

Дополнительная литература 54

§ 6. ЭЛЕМЕНТЫ ТЕОРИИ ГРАФОВ 54

Рекомендации по проведению занятий 54

Контрольные вопросы 55

Темы для рефератов 55

Темы семинарских занятий 55

Задачи и упражнения 56

Дополнительная литература 57

§ 7. АЛГОРИТМ И ЕГО СВОЙСТВА 57

Рекомендации по проведению занятий 57

Контрольные вопросы 58

Темы для рефератов 59

Темы семинарских занятий 59

Рекомендации по программному обеспечению 59

Задачи и упражнения 60

Лабораторные работы 60

Дополнительная литература 60

Дополнительная литература 61

Краткие сведения 61

Контрольные вопросы 62

Темы для рефератов 62

Темы семинарских занятий 63

Рекомендации по программному обеспечению 63

Задачи и упражнения 63

Задачи и упражнения 64

Лабораторные работы 65

Дополнительная литература 72

§ 9. ПРИНЦИПЫ РАЗРАБОТКИ АЛГОРИТМОВ И ПРОГРАММ ДЛЯ РЕШЕНИЯ ПРИКЛАДНЫХ ЗАДАЧ 73

Рекомендации по проведению занятий 73

Контрольные вопросы 73

Темы для рефератов 74

Темы семинарских занятий 74

Лабораторные работы 75

Дополнительная литература 75

Тесты к главе 1 76

Введение в информатику 76

Информационные технологии 77

Информация 78

Кодирование информации 79

Графы 81

Алгоритмы 82

Структуры данных 90

Правильные ответы 92

Введение в информатику 92

Глава 2 95

ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭВМ 95

§ 1. ОПЕРАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ 96

Рекомендации по проведению занятий 96

Краткие сведения 96

Краткие сведения 105

Файловая оболочка NORTON COMMANDER 105

Пакет программ NC 105

Краткие сведения 112

Windows95 (98) 112

Общая характеристика 112

Контрольные вопросы 120

Темы для рефератов 120

Темы семинарских занятий 121

Рекомендации по программному обеспечению 121

Задачи и упражнения 121

Лабораторные работы 123

Дополнительная литература 123

§ 2. ПОНЯТИЕ О СИСТЕМЕ ПРОГРАММИРОВАНИЯ 124

Рекомендации по проведению занятий 124

Темы для рефератов 124

Тема семинарских занятий 125

Дополнительная литература 125

§ 3. ПРИКЛАДНОЕ ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБЩЕГО НАЗНАЧЕНИЯ 126

Рекомендации по проведению занятий 126

Темы для рефератов 126

Темы семинарских занятий 127

Дополнительная литература 127

§ 4. СИСТЕМЫ ОБРАБОТКИ ТЕКСТОВ 128

Рекомендации по проведению занятий 128

Краткие сведения 128

Контрольные вопросы 135

Темы для рефератов 136

Темы семинарских занятий 136

Рекомендации по программному обеспечению 136

Лабораторные работы 148

Дополнительная литература 152

§ 5. СИСТЕМЫ КОМПЬЮТЕРНОЙ ГРАФИКИ 152

Рекомендации по проведению занятий 152

Краткие сведения 153

Контрольные вопросы 155

Темы для рефератов 155

Темы семинарских занятий 156

Рекомендации по программному обеспечению 156

Лабораторные работы 162

Дополнительная литература 163

§ 6. БАЗЫ ДАННЫХ И СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ БАЗАМИ ДАННЫХ 163

Рекомендации по проведению занятий 163

Краткие сведения 164

Контрольные вопросы 166

Темы для рефератов 167

Темы семинарских занятий 167

Рекомендации по программному обеспечению 167

Лабораторные работы 179

Дополнительная литература 181

§ 7. ЭЛЕКТРОННЫЕ ТАБЛИЦЫ 182

Рекомендации по проведению занятий 182

Краткие сведения 182

Контрольные вопросы 185

Темы для рефератов 185

Рекомендации по программному обеспечению 186

Лабораторные работы 201

Дополнительная литература 205

Глава 3 228

ЯЗЫКИ И МЕТОДЫ ПРОГРАММИРОВАНИЯ 228

§ 1. ПАСКАЛЬ КАК ЯЗЫК СТРУКТУРНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ 229

Рекомендации по проведению занятий 229

Краткие сведения 230

Темы семинарских занятий 239

Рекомендации по программному обеспечению 239

Лабораторные работы 359

Дополнительная литература 360

§ 2. МЕТОДЫ И ИСКУССТВО ПРОГРАММИРОВАНИЯ 360

Рекомендации по проведению занятий 360

Темы семинарских занятий 361

Рекомендации по программному обеспечению 361

Краткие сведения Рекурсивные алгоритмы 361

Краткие сведения 382

Контрольные вопросы 385

Дополнительная литература 401

§ 3. ВВЕДЕНИЕ В ПРОГРАММИРОВАНИЕ НА ЯЗЫКЕ СИ 402

Рекомендации по проведению занятий 402

Краткие сведения 402

Контрольные вопросы 411

Темы для рефератов 412

Темы семинарских занятий 412

Рекомендации по программному обеспечению 412

Лабораторные работы 420

Дополнительная литература 420

§ 4. ОСНОВЫ ЛОГИЧЕСКОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ НА ЯЗЫКЕ ПРОЛОГ 421

Рекомендации по проведению занятий 421

Краткие сведения 421

Контрольные вопросы 425

Темы для рефератов 425

Рекомендации по программному обеспечению 426

Лабораторные работы 434

Дополнительная литература 435

§ 5. ВВЕДЕНИЕ В ОБЪЕКТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ПРОГРАММИРОВАНИЕ 436

Рекомендации по проведению занятий 436

Темы семинарских занятий 436

Рекомендации по программному обеспечению 436

Краткие сведения 436

Краткие сведения Система Дельфи 457

Дополнительная литература 463

Глава 4. ВЫЧИСЛИТЕЛЬНАЯ ТЕХНИКА 519

§ 1. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНОЙ ТЕХНИКИ 519

Рекомендации по проведению занятий 519

Краткие сведения 520

Контрольные вопросы 521

Темы для рефератов 522

Темы семинарских занятий 522

Дополнительная литература 522

§ 2. АРХИТЕКТУРА ЭВМ 523

Рекомендации по проведению занятий 523

Краткие сведения 523

Контрольные вопросы 524

Темы для рефератов 525

Темы семинарских занятий 525

Дополнительная литература 525

§ 3. АРХИТЕКТУРА МИКРОПРОЦЕССОРОВ Рекомендации по проведению занятий 526

Краткие сведения 527

Контрольные вопросы 528

Темы для рефератов 529

Темы семинарских занятий 529

Дополнительная литература 529

§ 4. УЧЕБНАЯ МОДЕЛЬ МИКРОКОМПЬЮТЕРА 530

Рекомендации по проведению занятий 530

Краткие сведения 531

Контрольные вопросы 537

Темы семинарских занятий 539

Рекомендации по программному обеспечению 539

Лабораторные работы 573

§ 5. ВНЕШНИЕ УСТРОЙСТВА ЭВМ: ФИЗИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ И ХАРАКТЕРИСТИКИ 594

Рекомендации по проведению занятий 594

Краткие сведения 594

Контрольные вопросы 596

Темы для рефератов 596

Темы семинарских занятий 597

Дополнительная литература 597

§ 6. ЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЭВМ 597

Рекомендации по проведению занятий 597

Краткие сведения 598

Контрольные вопросы 600

Темы для рефератов 601

Темы семинарских занятий 601

Дополнительная литература 609

Глава 5 635

КОМПЬЮТЕРНЫЕ СЕТИ И ТЕЛЕКОММУНИКАЦИИ 635

§ 1. ЛОКАЛЬНЫЕ СЕТИ 636

Рекомендации по проведению занятий 636

Контрольные вопросы 636

Темы для рефератов 637

Темы семинарских занятий 637

Рекомендации по программному обеспечению 637

Лабораторные работы 639

Дополнительная литература 639

§ 2. ГЛОБАЛЬНЫЕ СЕТИ 639

Рекомендации по проведению занятий 639

Контрольные вопросы 640

Темы для рефератов 641

Темы семинарских занятий 642

Лабораторные работы 644

Дополнительная литература 645

Глава 6 661

ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ 661

§ 1. БАНКИ ИНФОРМАЦИИ 662

Рекомендации по проведению занятий 662

Контрольные вопросы 662

Темы для рефератов 662

Темы семинарских занятий 663

Рекомендации по программному обеспечению 663

Лабораторные работы 668

Дополнительная литература 673

§ 2. АВТОМАТИЗИРОВАННЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ 674

Рекомендации по проведению занятий 674

Краткие сведения 675

Контрольные вопросы 677

Темы для рефератов 677

Темы семинарских занятий 678

Рекомендации по программному обеспечению 678

Лабораторные работы 689

Дополнительная литература 695

Глава 7 703

КОМПЬЮТЕРНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ 703

§ 1. ВВЕДЕНИЕ В КОМПЬЮТЕРНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ 703

Рекомендации по проведению занятий по компьютерному моделированию 703

Темы для рефератов 705

Дополнительная литература 706

§ 2. МОДЕЛИРОВАНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ 707

Краткие сведения 707

Контрольные вопросы 712

Темы семинарских занятий 713

Дополнительная литература 718

Краткие сведения 719

Контрольные вопросы 721

Темы семинарских занятий 721

Дополнительная литература 726

Краткие сведения 727

Контрольные вопросы 731

Темы для рефератов 732

Краткие сведения 737

Контрольные вопросы 740

Темы для рефератов 740

Дополнительная литература 746

§ 3. КОМПЬЮТЕРНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ В ЭКОЛОГИИ 747

Краткие сведения 747

Контрольные вопросы 750

Темы для рефератов 750

Дополнительная литература 756

§ 4. МОДЕЛИРОВАНИЕ СЛУЧАЙНЫХ ПРОЦЕССОВ 756

Краткие сведения 756

Контрольные вопросы 759

Темы для рефератов 759

Дополнительная литература 765

ПРЕДИСЛОВИЕ

Данный практикум по тематике, уровню сложности и методическим подходам соответствует учебному пособию А.В. Могилева, Н.И. Пака и Е.К. Хеннера "Информатика" (Издательский центр "Академия", 1999), является его продолжением и опирается на теоретический материал, изложенный в указанном пособии.

Практикум охватывает все разделы, присутствующие в указанном пособии:

  • теоретические основы информатики;

  • программное обеспечение;

  • языки и методы программирования;

  • вычислительная техника;

  • компьютерные сети и телекоммуникации;

  • информационные системы;

  • компьютерное моделирование.

Как и указанное учебное пособие, практикум предназначен для реализации профессиональных образовательных программ в различных вузах, в которых информатика является одной из профилирующих дисциплин.

Авторы надеются, что практикум будет полезен не только студентам педагогических вузов и классических университетов, избравшим обучение информатике сферой своей будущей профессиональной деятельности, но и учителям информатики для самообразования и повышения квалификации. Часть материалов, отраженных в практикуме, можно использовать в школах при углубленном изучении информатики.

Выполнение работ в объеме данного практикума позволит выработать устойчивые навыки во многих областях практической деятельности современной информатики. В силу своего назначения практикум не исчерпывает большинства включенных в него тем, но создает базу для специализации в той или иной сфере информатики.

При выполнении работ практикума доля самостоятельной деятельности студентов должна быть существенно выше, чем при других видах учебной работы; преподаватель в этой ситуации достаточно часто выступает в роли консультанта. Это помогает будущему специалисту научиться самостоятельно осваивать новые знания и навыки, что является одной из важнейших целей обучения.

Практикум поддерживает различные виды деятельности, дополняющей теоретическую подготовку. Он включает темы для рефератов, темы для семинарских занятий, упражнения и задачи, лабораторные работы по основным темам и разделам курса информатики.

Не все темы, изучаемые в курсе информатики, связаны с приобретением узкопрактических навыков, связанных с компьютером, решением задач. Такими являются, например, чисто теоретические темы "Информатика как наука и как вид практической деятельности", "История развития вычислительной техники" и другие. В силу особенностей подготовки той аудитории, которой адресован практикум, и некоторые другие темы не ориентированы на приобретение практических навыков в узком смысле слова. Не требуется от учителя, например, уметь разрабатывать трансляторы, администрировать сетевые операционные системы и тому подобное. Авторы трактуют понятие "практикум" достаточно широко, поэтому по ряду разделов приходится ограничиться указанием тем семинарских занятий, рефератов. Более того, авторы сочли возможным не затрагивать вообще некоторых вопросов, присутствующих в базовом учебном пособии для ознакомления. Для некоторых таких тем практикум для той категории студентов, которой он адресован, нуждается в специальных программных системах-тренажерах, разработка которых в основном - дело будущего.

В то же время очень многие вопросы информатики требуют от студентов приобретения навыков решения задач, пользования весьма сложными программами, разработки пользовательских программ на нескольких языках программирования. По соответствующим темам практикум включает задачи и упражнения, лабораторные работы. Учитывая состояние наличного компьютерного и программного обеспечения различных вузов, авторы рассчитывали на персональные компьютеры того уровня, который сегодня практически стал общераспространенным. Сложнее вопрос о программных средствах, необходимых для решения задач и выполнения лабораторных работ. Часть из них являются общераспространенными (некоторые операционные системы и их оболочки, пакет Microsoft Office и др.), часть распространяется фирмами-производителями бесплатно - особенно когда речь идет не о новейших версиях (но вполне достаточных для ознакомления с информационными технологиями, заложенными в них). Подчеркнем, что практикум отнюдь не столь специализирован, чтобы, например, при выполнении работы по машинной графике почувствовалась разница между свободно распространяемой версией CorelDraw 5 и весьма дорогой CorelDraw 7 (написано в конце 2000 г.; скорее всего, этот пример быстро станет неактуальным). Некоторые программы, используемые в данном практикуме, могут быть свободно получены из Internet; соответствующие справки приведены в тексте.

Последовательность прохождения тем практикума может отличаться от той, в которой расположен материал в данной книге. Информатика не столь формализована как, например, математика, и многие разделы информатики при изучении можно менять местами. Порядок прохождения курса определяется конкретным вузом.

Для большей части лабораторных работ приводится примерная оценка трудоемкости (в часах). Она исходит из того, что студенты предварительно подготовились к выполнению работы, освоили соответствующий теоретический материал. Эта продолжительность может корректироваться преподавателем, ведущим занятия, путем определения обязательных для исполнения заданий (если в работе их несколько).

В практикум включен также набор тестов для контроля знаний. Эти тесты охватывают не только темы, включенные в практикум, но и те, которые отражены в базовом учебном пособии. Тесты будут полезны как для самооценки знаний по различным темам, так и для подготовки к выполнению работ практикума.

Авторы практикума - преподаватели кафедр информатики Воронежского, Красноярского и Пермского педагогических университетов.

В работе над пособием частично использованы материалы, предоставленные авторам их коллегами. Прежде всего это доцент кафедры информатики Пермского госпедуниверситета А.П.Шестаков (часть практических заданий для гл. 1, 4 и 7); доцент кафедры информатики Вятского госпедуниверситета С.М.Окулов (часть заданий гл. 3, связанных с программированием на Паскале); ст. преподаватель кафедры методики преподавания информатики Красноярского госпедуниверситета Л. Б.Хегай (часть заданий гл. 2, связанных с программами Word, Excel, Access, освоением компьютерной графики); доценты кафедры информатики Пермского госпедуниверситета Е.В.Соснина (гл. 1, лабораторные работы по машинам Поста и Тьюринга) и Т.И. Клигман (гл. 6, работа с ГИС "Карта Москвы"); инженер ИВЦ Пермского госпедуниверситета А.В.Князев (гл. 6, программа-имитатор ГИС). Авторы чрезвычайно им за это благодарны.

Глава 1

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНФОРМАТИКИ

Теоретические основы информатики - пока не вполне сложившийся и устоявшийся раздел науки. Он возникает на наших глазах, что делает его особенно интересным: нечасто удается наблюдать и даже участвовать в рождении новой науки! Как и теоретические разделы других наук, теоретическая информатика формируется в основном под влиянием потребностей обучения информатике.

Теоретическая информатика - наука в значительной степени математизированная. Она базируется на ряде разделов математики: теории автоматов и алгоритмов, математической логике, теории формальных языков и грамматик, реляционной алгебре, теории информации и др.

Теоретическая информатика старается методами точного анализа ответить на основные вопросы, возникающие при хранении и обработке информации, например, чему равно количество информации, сосредоточенной в той или иной информационной системе, какова наиболее рациональная организация информации для хранения или поиска, а также существуют ли алгоритмы и каковы свойства алгоритмов преобразования информации.

Конструкторы устройств хранения данных проявляют чудеса изобретательности, увеличивая объем и плотность хранения данных на дисках, но в основе этой деятельности лежат теория информации и теория кодирования.

Для решения прикладных задач существуют замечательные программы, но для того, чтобы грамотно поставить прикладную задачу, привести ее к виду, который подвластен компьютеру, надо знать основы информационного и математического моделирования и т.д.

Только освоив эти разделы информатики, можно считать себя специалистом в этой науке. Другое дело - с какой глубиной осваивать; многие разделы теоретической информатики достаточно сложны и требуют основательной математической подготовки.

Большую часть практических занятий по теоретической информатике целесообразно строить в семинарской форме. Полезна подготовка рефератов, чтение докладов.

Важная задача практикума по этому разделу - формирование познавательных интересов, выработка навыков самостоятельной работы с литературой, расширение кругозора в области информатики.

§ 1. ИНФОРМАТИКА КАК НАУКА И КАК ВИД
ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Рекомендации по проведению занятий

Практические занятия по этой теме проводятся на семинарах. Важную роль играет написание и защита рефератов.

Краткие сведения

Информатика - это наука и сфера практической деятельности, связанная с различными аспектами получения, хранения, обработки, передачи и использования информации.

"Понятие информатики охватывает области, связанные с разработкой, созданием, использованием и материально-техническим обслуживанием систем обработки информации, включая машины, оборудование, организационные аспекты, а также комплекс промышленного, коммерческого, административного и социального воздействия" - такая формулировка была дана в 1978 г. Международным конгрессом по информатике.

С современной точки зрения понятие "информатика" шире, чем используемое в англоязычных странах Computer Science, поскольку включает как прикладную часть ("компьютерные науки"), так и теоретическую, связанную с отмеченными выше аспектами действий с информацией.

Информатика включает в себя следующие основные разделы: теоретическую информатику, вычислительную технику, программирование, информационные системы, искусственный интеллект. Она является конгломератом наук, объединенных общим объектом исследования.

Научное ядро информатики относят к фундаментальным наукам, поскольку ее основные понятия носят общенаучный характер, используются во многих других науках и видах деятельности.

Информатика имеет существенные социальные аспекты. Она "включает... комплекс промышленного, коммерческого, административного и социального воздействия". Информатизация, т.е. процесс проникновения информационных технологий во все сферы жизни и деятельности общества, сильно влияет на социальную сферу. В настоящее время в общественном устройстве развитых стран появились черты информационного общества, во все сферы жизни и деятельности членов которого включены средства информатики в качестве орудий интеллектуального труда, переработки любой информации, моделирования реальных и прогнозируемых событий, управления производством, обучения и т.д.

Под влиянием информатизации радикально меняется структура труда, совершается переток людей из сферы прямого материального производства в так называемую информационную сферу. Промышленные рабочие и крестьяне, составлявшие в середине XX века более 2/3 населения, сегодня в развитых странах составляют менее 1/3. К середине 90-х годов численность "информационных работников" (к которым причисляют всех, в чьей профессиональной деятельности доминирует умственный труд) достигла в США 60 %. Добавим, что за те же годы производительность труда в США за счет научно-технического прогресса (ведь информатизация - его главная движущая сила) в целом выросла на 37 %.

Информатизация сильнейшим образом влияет на структуру экономики ведущих в экономическом отношении стран. В числе их лидирующих отраслей промышленности традиционные добывающие и обрабатывающие отрасли оттеснены максимально наукоемкими производствами электроники, средств связи и вычислительной техники - так называемой сферой высоких технологий. Темпы развития сферы высоких технологий и уровень прибылей в ней превышают в 5- 10 раз темпы развития традиционных отраслей производства.

Существуют и отрицательные социальные последствия информатизации общества (по крайней мере при оценке с традиционных позиций): более быстрое высвобождение рабочей силы, чем это может освоить общество, повышенная социальная напряженность из-за роста интеллектуальной конкуренции, усиление контроля со стороны государства за каждым членом общества в демократических странах и т.д.

Правовые аспекты информатики связаны с тем, что деятельность программистов и других специалистов, работающих в сфере информатики, все чаще выступает в качестве объекта правового регулирования. Некоторые действия при этом могут быть квалифицированы как правонарушения (преступления). Регулированию подлежат вопросы собственности на информацию, охрана авторских прав на компьютерные программы и базы данных, гарантии сохранения конфиденциальности и секретности определенных видов информации и многое другое. Информатизация социальной сферы, распространение информационных сетей породили как новые виды преступности, так и многочисленные правовые проблемы, правовое регулирование которых далеко от завершения.

В Российской Федерации (как и в других странах) действуют специальные правовые акты, регламентирующие отношения в сфере информации. К ним, в частности, относятся:

  • Закон Российской Федерации "О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных" (1992 г.);

  • Указ Президента Российской Федерации "Об основах государственной политики в сфере информатизации" (1994 г., изменения и дополнения - 1995 г.);

  • Закон Российской Федерации "Об информации, информатизации и защите информации" (1995 г.);

  • Закон Российской Федерации "Об участии в международном информационном обмене" (1996 г.);

  • Постановление Правительства Российской Федерации "О сертификации средств защиты информации" (1995 г.);

  • Постановление Правительства Российской Федерации "О государственном учете и регистрации баз и банков данных" (1996 г.);

  • Постановления Правительства Российской Федерации "О государственном учете и регистрации баз и банков данных" и "Об утверждении положения о государственной системе научно-технической информации" (1997 г.).

Этические аспекты информатики чрезвычайно важны. Далеко не все правила, регламентирующие деятельность в сфере информатики, можно свести к правовым нормам. Очень многое определяется соблюдением неписаных правил поведения для тех, кто причастен к миру компьютеров. Как и в любой другой большой и разветвленной сфере человеческой деятельности, в информатике к настоящему времени сложились определенные морально-этические нормы поведения и деятельности.

Этика - система норм нравственного поведения человека. Всякий раз, собираясь совершить сомнительный поступок в сфере профессиональной деятельности, человек должен задуматься, соответствует ли он этическим нормам, сложившимся в профессиональном сообществе.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Методические рекомендации по проведению занятий. Тематическое планирование содержания программы по темам и объему

    Методические рекомендации
    В проекте Федерального компонента государственного Образовательного стандарта общего образования одной из целей, связанных с модернизацией содержания общего образования, является гуманистическая направленность образования.
  2. Методические рекомендации по проведению занятий с применением интерактивных форм обучения в фгбоу впо «Тюменский государственный университет»

    Методические рекомендации
    Одно из направлений совершенствования подготовки студентов в современном вузе – введение интерактивных форм обучения. В Федеральных государственных стандартах высшего профессионального образования одним из требований к организации
  3. Рекомендации для проведения занятий по темам (2)

    Документ
    Основной материал излагается на лекции с использованием презентаций, интерактивной доски и закрепляется на практических занятиях в компьютерном классе.
  4. Рекомендации по проведению Ход проведения мероприятия

    Документ
    Занятие реализуется в рамках программы клуба авторской песни «Арион» по разделу «Знакомство с авторской песней и творчеством авторов», где дети изучают особенности жанра авторской песни, биографию авторов, их стихи и песни, а также
  5. Рекомендации по проведению музыкальных занятий с детьми в группах ципр

    Документ
    Первая проблема решается просто – детей делят на подгруппы по возрастам так, чтобы в каждой из них было по 5-7 человек. Например, дети в возрасте до года – первая подгруппа; 1 год – 1,2 м.

Другие похожие документы..