Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
1. Сформировать у учащихся представление о природной зоне степей; познакомить с географическим положением зоны степей, климатом, животным и раститель...полностью>>
'Документ'
Интродукция лекарственных растений представляет собой введение в культуру дикорастущих растений как в пределах ареала, так и в новых областях, где эт...полностью>>
'Документ'
3 - Згідно ст.18 Уніфікованих Правил та звичаїв для документарних акредитивів, у разі не сплати комісій бенефіціаром, усі комісії стягуються з заявни...полностью>>

Жильсон Э. Философия в средние века: От истоков патристики до конца XIV века / Этьен Жильсон

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

** «Соединение формы и материи есть причина субстанции» (лат.).

*** «причина этого состава есть соединительная причина» (лат.).

**** «все, что есть причина причины, есть причина причиненного» (лат.).

С. 241. * Биография Гонория Августодунско-го неизвестна. Исследователи средневековой богословской литературы именуют его «загадочным». О нем известно только из его сочинений (около 40 трактатов богословского и исторического содержания, включая «Об образе мира» и «Светильник», или «Элюцидарий»). «Элюцида-рий», по мнению некоторых исследователей, составлен под влиянием Ансельма Кентерберийс-кого, учеником которого, как полагают, был Го-норий. Жил, очевидно, в Аугсбурге (его латинское название August Vindelicorum было ошибочно принято за Отен в Бургундии: в действительности это название – Augustodonium). О Гонории подробнее см.: Гуревич А. Я. Популярное богословие и народная религиозность средних веков // Из истории культуры средних веков и Возрождения. М., 1974.

** «Миром называется как бы всестороннее движение» (лат.).

С. 242. * Жильсон приводит эту цитату в переводе из Вульгаты. Синодальный перевод: «Ты поставил землю на твердых основах; не поколеблется она во веки и веки. Бездною, как одеянием, покрыл Ты ее» (Пс. 103:5 – 6).

С. 243. * «равенство, однообразие, гладь» (лат.).

** «ровная поверхность» (лат.).

Примечани

630

С. 244. * «корабль дождей» (лат.).

** «ты не порождаешь» (лат.).

С. 245. * «вечность» (лат.).

** Кодр – последний легендарный царь Афин.

*** Эвандр – в римской мифологии сын или внук аркадского царя, бежавший в Италию и построивший город на холме, названном Палати-ном, союзник Энея.

**** Вероятно, имеется в виду последний легендарный римский царь Тарквиний Гордый (ок. 534 – 509 до н. э.).

***** Фридрих 1 Барбаросса (ок. 1125 – 1190) – германский король (с 1152), император Священной Римской империи (с 1155).

С. 246. * «перенос знания» (лат.). Если вспомнить высказывание Амвросия Медиоланского о разнице между «традицией» язычества и новым идеалом спасения в христианстве (см. примеч. к с. 85), то утверждение Жильсона, что с точки зрения «средневековых» людей их «время было продолжением античности», выглядит не столь убедительным.

** Этот объем знаний входил в своеобразные средневековые учебники, которым считалась, например, «Схоластическая история» Петра Ко-местора. О ней и ее переводе на старофранцузский язык, осуществленном в XIV в. Гийаром де Мулэном, см.: Неретина С. С. Слово и текст в средневековой культуре. История: миф, время, загадка.

*** Правильнее его труд было бы назвать не «Всеобщим зерцалом», а «Великим зерцалом». О Винценте см. примеч. к с. 146.

**** «женщина = тихий воздух» (лат.).

***** «труп = плоть, отданная червям» (лат.).

С. 247. * Александр Неккам – учился в Париже ок. 1180 г., стал аббатом. В числе его трудов, помимо трактата «О природе вещей», – дидактические стихи «О восхвалении Божественной мудрости», «Об именах хозяйственной утвари», возможно, также трактат «Священник перед алтарем». Он был знаком с произведениями Аристотеля «О небе», «О душе», возможно, с «Историей животных».

** «Крокодил – это водяная змея большого размера, опасная для буйволов» (лат.).

*** «О времена, о нравы, о занятия, о вопро-шания!» (лат.)

**** «Италия присвоила себе знание гражданского права, а небесное писание и свободные искусства неоспоримо отдали предпочтение городу Парижу» (лат.).

***** Мерлин – сказочный пророк и волшебник при дворе короля Артура. – Прим. перев.

****** «Согласно предсказанию Мерлина расцветшая в Оксфорде мудрость перейдет в свое время в страны Гибернии» (лат.).

С. 248. * В Бургундии.

** См.: Оттон Фрейзингенский. Хроника, или История о двух царствах; его оке. Деяния императора Фридриха I / Перев. Т. И. Кузнецовой // Памятники средневековой латинской литературы X – XII веков. «Два града» здесь переведены как «два царства».

*** Речь идет об идее «переноса царств», разработанной св. Иеронимом на основе ветхозаветных пророчеств Даниила и знаменовавшей переход и наследование империи от одной династии к другой: Ассиро-Вавилонское царство сменилось Мидийско-Персидским, затем – Греко-Македонским и Римским. Идея «переноса царств» сочеталась с идеей «переноса знаний». Подчеркивалось не только значение преемства, но и переосмысление роли понятий и терминов знания при переходе с одного уровня познания на другой.

**** Лангобарды также относились к германским племенам. Здесь под «германцами» понимается нечто близкое к современному «немцы». – Прим. перев.

С. 249. * «Священной Римской империей германской нации» стала именоваться германской империей лишь с конца XV в. «Священной римской империей» именовалась империя Карла Великого, когда он, будучи коронован в 800 г. короной «римских императоров», объявил о намерении создать подобие Града Божьего на земле.

** Фома (Томас) Бекеш Кентерберийский (ок. 1115 – 29 декабря 1170) – учился в Мертоне, Лондоне и Париже, сначала был архидиаконом Кен-терберийским, затем перешел на службу к королю, став канцлером, рыцарем, воспитателем королевского сына; известны отличные отзывы о нем Иоанна Солсберийского. В 1162 г. под давлением короля был избран архиепископом Кентерберийс-ким. После ссоры с королем, последовавшей в результате неудачной попытки Бекета не допустить вмешательства государства в церковную юрисдикцию и имущественные дела церкви, бежал из Англии и жил в добровольном изгнании в цистерци-анском монастыре Понтиньи близ Санса. После возвращения в Англию, где он отлучил от церкви многих епископов за нарушение правил коронации наследника престола, он был убит. Признан мучеником церкви и провозглашен святым. Рефор-

631

Примечани

мация, напротив, объявила Бекета государственным преступником и десакрализовала,

* * * Симон из Турне – парижский магистр конца XII – начала XIII в. Написал «Наставления к Священному Писанию, или Сентенции», «Вопросы», «Пояснение к символу Афанасия», трактат «О теологии катафатической и апофатичес-кой» и др. В его произведениях чувствуется влияние Псевдо-Дионисия Ареопагита и Иоанна Скота Эриугены. Как и Гильберт Порретанский, высоко оценивал труды Боэция, и прежде всего его «Небольшие теологические трактаты»; был знаком с трактатами Аристотеля «Физика», «О душе», «Никомахова этика».

**** «Свет для познания и пламя для любви» (лат.).

***** «Святая Церковь – тело Христово, оживляется единым духом, объединяется и освящается единою верой» (лат.).

С. 250. * «Итак, что есть Церковь, если не множество верующих, сообщество христиан?.. Святая Церковь – это сообщество верующих» (лат.).

** «как есть» (лат.).

С. 251. * Экзорцист – в средневековой католической церкви – священнослужитель, изгоняющий злых духов. – Прим. перев.

** «Римский император должен быть избран папой» (лат.).

*** «Всякая власть – от Бога» (лат.).

**** «Государь – служитель священников и младший для них» (лат.).

***** Букв.: «строитель моста не истязатель» (лат.).

****** «Пусть душа государя читает языком священника» (лат.).

******* Имеется в виду «меч духовный» и «меч светский». – Прим. перев.

С. 252. * «Ведь все священники божественны, и поскольку они божественны, их может судить один только Бог» (лат.). – Прим. перев.

** «О Папе Римском», «О единой Церкви» (лат.).

*** «Ведь не Христос это предписал, и не апостолы это освятили» (лат.).

С. 253. * «Если кто-то, следовательно, не желает подчиниться тому, что заслуживает проклятия от Бога, коему в этом порядке он меньше всего сопротивляется» (лат.).

** «И, таким образом, короли, которые являют образ царя Христа, больше связаны бракосочетанием своим, таинство которого они выражают в большей степени» (лат.).

*** «Что другое есть Божья Церковь, если не собрание верных христиан в одной вере, надежде и любви, живущих вместе в доме Божьем?» (лат.)

**** «Итак, для управления ею (Церковью) короли при своем посвящении принимают власть» (лат.).

***** «Ведь поэтому они правят над Церковью, которая есть Царство Божье, и, будучи соправителями Христа, направляют ее, заботятся о ней и защищают ее» (лат.).

****** «Миром здесь называется святая Церковь, которая странствует в этом мире» (лат.).

******* «И если мы хотим признать истину, что и царь – священник и священник – царь, потому что он Помазанник Божий, это может называться так по праву» (лат.).

С. 254. * «Царь могущественнее и достойнее священника, ибо он является лучшим и более достойным воспроизведением природы Христа или образом его власти» (лат.).

** «Телами христиан правят хуже, если царская власть отделяется от Церкви» (лат.).

С. 255. * Имеются в виду Альберт Великий и Фома Аквинский. – Прим. перев.

** «Наконец я прибыл в Париж, где эта отрасль познания уже давно и всемерно процветала» {Петр Абеляр. История моих бедствий. С. 12).

С. 256. * «прелесть красноречия и красоту построения» (лат.).

С. 257. * «Рим, равный тебе, – ничто, ибо сейчас ты – почти полная развалина, / Павши, ты учишь, / Как высоко ценилась во цвете лет. Долгий век твой разрушил твою надменность, / Но и твердыни Цезаря, и храмы падают с высот в болото... / Град пал, о чем, пытаясь сказать что-либо достойное, / Я мог бы сказать: Рим был» (лат.).

** Жоашен дю Белле (1522 – 1560) – французский поэт, член «Плеяды», написал ее манифест – «Защита и прославление французского языка»; увлекался идеями Платона. – Прим. перев.

*** «Иисус – сладостная память / В истинной радости сердца, / Но Его присутствие превыше меда и сладкого сока. / Нельзя петь ни о чем более приятном, / Нельзя слушать ничего более веселого, / Нельзя мыслить ничего более нежного, / Чем Иисус, Сын Божий. / Иисус, ты – надежда для кающихся, / Как и милосердный к просителям, / Как благой к вопрошающим, / Но что ты для ищущих?» (лат.)

Примечани

632

**** Реми де Гурмон (1858 – 1915) – французский писатель и критик (наиболее авторитетный среди символистов); в 1892 г. написал эссе «Мистическая латынь». – Прим. перев.

С. 258. * Гимнософисты – название, данное греками членам древнеиндийской секты, которая отличалась от ортодоксального индуизма лишь аскетизмом и повышенной склонностью к созерцанию природы. Греки узнали о гимнософистах в эпоху завоеваний Александра Македонского. – Прим. перев.

С. 259. * Бестиарии или лапидарии – в средние века соответственно описания животных или драгоценных и полудрагоценных камней с их аллегорическим толкованием. – Прим. перев.

ГЛАВА ШЕСТАЯ

С. 261. * Мутазилиты (араб. – обособившиеся) – создатели мусульманской рационалистической теологии в арабском халифате в VIII – IX вв. Названы так в связи с отходом первых му-тазилитов Васила ибн Аты (ум. в 748) и Амра ибн Убайды (ум. в 762) от кружка их учителя Ха-сана аль-Басри. Мутазилиты отрицали многие догматы ортодоксального ислама. Так, они полагали, что единство Бога означает отсутствие в нем какой-либо множественности, следовательно – каких-либо качеств. Их наличие означало бы отрицание единственности Бога, а, следовательно, отказ от центрального постулата ислама: «Нет божества, кроме Аллаха». Поэтому Бог может характеризоваться чисто апофатически. Мутазилиты полагали Коран не извечным, но сотворенным, что противоречило букве Писания. Сторонники этого направления признавали в определенной мере свободу воли человека, они выступали противниками антропоморфизма в теологии, оказали влияние на многие еретические философские течения Ближнего Востока. Об этом см.: Фролова Е. А. История средневековой арабо-мусуль-манской философии. Уч. пос. М., 1995. С. 42 – 57. См. в названной книге об аль-Ашари, аль-Фараби, Ибн Сине, Ибн Бадже, Ибн Рушде и библиографию.

С. 262. * По другим данным, годы жизни алъ-Кинди (полное имя – Абу-Юсуф Якуб ибн-Ис-хак аль-Кинди) – 800 – ок. 860/879. – Прим. перев.

** Аль-Кинди называли «философом арабов». Его трактат «О первой философии» см.: Избран-

ные произведения мыслителей стран Ближнего и Среднего Востока. М., 1961.

*** «согласно взгляду Платона и Аристотеля» (лат.).

**** Аль-Фараби родился в 870/875 гг. – Прим. перев.

***** Аль-Фараби было написано несколько трактатов, включающих перечень трудов Аристотеля («Слово о классификации наук», «О том, что должно предшествовать изучению философии» и др.). Но в произведении «Философия Аристотеля» не упоминаются аристотелевские сочинения «О душе», «Никомахова этика», хотя в ара-боязычной среде были распространены произведения, составленные на основе трактатов Аристотеля. Одна из заслуг аль-Фараби состоит в том, что он умел отличать подлинно аристотелевские труды от псевдоаристотелевских сочинений. См.: Бурабаев М.С. Об отношении к предшествующей философии в учении аль-Фараби // Аль-Фараби. Историко-философские трактаты. Алма-Ата, 1985. С. 53 – 54.

****** На русском языке этот трактат назван «Об общности взглядов двух философов – Божественного Платона и Аристотеля {Аль-Фараби. Философские трактаты. Алма-Ата, 1970). Другие изданные трактаты Аль-Фараби: Существо вопросов //Математические трактаты. Алма-Ата, 1972. Социально-этические трактаты. Алма-Ата, 1973. Логические трактаты. Алма-Ата, 1975. Историко-философские трактаты. Естественнонаучные трактаты. Алма-Ата, 1987.

С. 263. * Аль-Ашари (873 – 936) принадлежал к возникшей несколько ранее секте мутакалли-мов и был, скорее, основателем ее «философствующего направления» – ашаритов. Мутакал-лимы – представители калама, исповедующие это учение. Абу-ль-Хасан аль-Ашари начинал как мутазилит, но впоследствии занял компромиссную в отношении традиционалистов позицию, чтобы легализовать калам. Аль-Ашари был против крайнего рационализма мутазилитов, порицал их связь с философией. Признавая значение разума, он полагал необходимостью для верующего следовать авторитетам. Он возражал и против буквального, и против чисто аллегорического прочтения текста Корана, придерживался учения о существовании реальных и вечных атрибутов Бога, о несотворенности Корана как вечного слова Бога, не соглашался с концепцией свободы воли. См.: Абу-л-Хасан ал-Ашари-Одобрение занятия каламом // Средневекова

633

Примечани

арабская философия. Проблемы и решения. М., 1998. О нем см.: Фролова Е. А. История средневековой арабо-мусульманской философии. С. 55 – 56.

** Суфизм – мистико-аскетическое направление в исламе.

С. 265. * Авиценна, или Абу Али Хусейн ибн Абдаллах Ибн Сина (980 – 1037) жил в Средней Азии и Иране, автор многочисленных сочинений на арабском языке и фарси. См. переводы произведений Ибн Сины на русский язык: Даниш-Намэ. Сталинабад, 1957; Канон врачебной науки. Ташкент, 1965. Избранные философские произведения. М., 1980. Книга знания. Избранные философские произведения. М., 1999.

С. 266. * «Лошадность есть только лошад-ность» (лат.).

С. 267. * «Легко исполнимая возможность» (лат.).

** «Необходимое бытие» (лат.).

С. 268. * «что» (лат.).

** «что такое?» (лат.)

*** «Самосущее» (лат.).

*** ""«Необходимое бытие» (лат.).

С. 269. * Абу Хамид алъ-Газали родился ок. 1028 г. См.переводы на русский язык: Аль-Газа-ли Абу Хамид. Воскрешение наук о вере. М., 1980; Газали. Избавляющий от заблуждения // Григорян С. Н. Из истории философии Средней Азии и Ирана VII – XII веков. М., 1960. См. также: Игнатенко А. Познать Непознаваемое (аль-Газа-ли о рациональном познании трансцендентного – ал-гайб) II Средневековая арабская философия. Проблемы и решения. М., 1998.

С. 270. * Иногда считается, что, когда Абеляр из-за гонений помышлял о переселении к язычникам, чтобы среди врагов Христа жить по-христиански, о чем он писал в «Истории моих бедствий» (с. 49), то одним из «язычников» мог быть именно Авемпас.

С. 271. * См. примеч. к с. 8.

** «Аверроэс, который сделал большой комментарий» (итал.).

С. 272. * «Разумом заключаю с необходимостью, что интеллект нумерически один, но твердо противостою этому верой» (лат.).

С. 273. * «Учение Аристотеля – это высшая истина, ибо у него интеллект был целью человеческого разумения. Поэтому правильно говорится, что он был создан и дан нам божественным провидением, чтобы мы изучали все то, что может быть изучено» (лат.).

** Здесь впервые поставлена проблема соотношения однозначности и эквивокативности (двузначности, двуосмысленности) бытия, которая в данном контексте выглядит как проблема, поставленная Аверроэсом, хотя на деле она была поставлена всем строем христианского мышления и терминологически была выражена Боэцием в V – нач. VI в. Об этом см.: Неретина С.С. Тропы и концепты. С. 22 – 28.

С. 274. * «Интеллект среди форм создает универсальность» (лат.).

С. 276. * Перевод И. Ю. Крачковского. – Прим. перев.

С. 279. * Каббалистическая «Книга творения».

** Перевод «Источника жизни» (фрагмент) см. в «Антологии мировой философии» (т. I ч. 2), а также в сб. «Знание за пределами науки» (М., 1996).

*** «Толкователь Иоанна Испанского перевел это с арабского не без помощи Доминго» (лат.). – Имеется в виду Доминик Гундиссалин (Гунди-сальви) (XII в.), архидиакон из Сеговии. Пытался по-новому интерпретировать арабо-аристотелев-скую философию, представляя ее в своих сочинениях как систему, в которой философия подразделяется на метафизику, физику, политику, экономику и этику. Критерием разделения философского знания является специфика объекта и отношение знания к движению и к материи. Написал трактаты «О единстве», «О происхождении мира», «О разделении философии» (1150). Бытие он представляет как соединение материи (основание множественности) и формы, которая является конституирующим принципом этого единства. Оно коренится в первоначальном творящем Единстве. Поскольку все созданное Творцом различно, то тварное Единство отлично от творящего. Последнее безначально, бесконечно, лишено различий и изменения, а первое, напротив, представлено во множественности, различенное™ и изменчивости. Гундиссалин выделяет три ступени нисхождения от творящего Единства к сотворенному: Интеллект (Ум), Душа и физический мир. Материя пронизывает все эти три ступени. О Гундиссалине см.: Огурцов А.П. Дисциплинарная структура науки. М., 1988. С. 177 – 178.

С. 281. * «В бытии нет ничего, кроме трех, а именно: материи и формы, первой сущности, и воли, являющейся посредником между крайними» (лат.).

Примечани

634

** Раймунд Себундский (Сабундский; ум. в 1432) – испанский богослов, автор сочинения «Естественная теология», которую Монтень по просьбе своего отца в 1569 г. перевел на французский язык. «Апологии Раймунда Сабундско-го» посвящена гл. XII в кн. 2 «Опытов» Монте-ня. О нем см. ниже.

*** Ноэтика – учение о мировом разуме, «нусе».

С. 282. * Моисей бен Маймуд (Маймонид) родился в Кордове, столице Испанского арабо-му-сульманского халифата, получил религиозно-иудаистское образование. Из-за преследований евреев покинул страну. В 1165 г. поселился в Каире, столице египетского халифата, в 1187 г. стал лейб-медиком султана Салах-ад-Дина (Са-ладина), при дворе которого написал главное философское произведение «Путеводитель заблудших» (1190), которое при жизни Маймонида было переведено с арабского на еврейский (1204), а позже – на латинский язык. Фрагменты книги см.: Григорян С. Н. Из истории философии Средней Азии и Ирана VII – XII веков (Приложение); Антология мировой философии. Т. I. 4.2.

ГЛАВА СЕДЬМАЯ

С. 286. * На русском языке эта книга Аристотеля иногда называется «О метеорологических явлениях» или «Метеорология».

** Альфред из Сарешела (Альфред Английский, Англ) – его упоминают Роберт Гроссетест и Роджер Бэкон как переводчика с арабского сочинения Псевдо-Аристотеля «О растениях», к которому он сделал краткий комментарий, и трактата Аристотеля «Метеоры». Считается, что он – автор работы «О движении сердца», в которой пытается соединить неоплатоническую метафизику с учением о душе Аристотеля и медициной Галена. По представлениям Альфреда, душа – это бестелесная, разумная форма, или энтелехия, тела; она – главный орган тела, т. е. сердце.

*** Даниэл из Морли принадлежал к кругу то-ледских переводчиков XII в., способствовал расширению знания об арабской философии в целом, но особенно об астрономии.

С. 287. * «Всякая интеллигенция наполнена формами» (лат.).

** Под «информацией» понимается и «придание формы» вещам, и наделение их вербальнос-тью, то есть то, чем и сейчас нагружено это слово.

*** «Единство существует повсюду, где каждая вещь едина, и она есть то, что есть» (лат.).

**** «То, что есть, есть потому, что есть единое» (лат.).

***** «Всякое бытие происходит от формы» (лат.).

С. 289. * 2 Кор. 12:2 – 4.

С. 290. * Генрих из Сузы (1295 – 1366) – теолог-мистик, родился в Констанце, в 1324 – 1327 гг. учился у Мейстера Экхарта в Кёльне, где написал свое первое произведение «Книжица об истине». В 1327 г. возвращается в Констанц, где до 1339 г. преподает в монастырской школе. В эти годы написана по-немецки «Книжица о вечной мудрости», которую он сам перевел на латынь под названием «Часы мудрости». С 1348 по 1366 г. жил в Ульме. Автор автобиографии («Жизнь»). Солидарен с Мейстером Экхартом в представлении о Боге, о триединстве. Он отвергает упреки в пантеизме, отличая мир идей от созданного твар-ного мира. См.: Сузо Г. Книжица истины / Пе-рев. со средневерхненемецкого языка и примеч. М. Ю. Реутина // Вопросы философии. 2000. № 7; это же произведение в переводе И. М. Прохоровой помещено в «Антологии средневековой мысли» (т. II). См. о нем: Реутин М. Ю. Блаженный Генрих Сузо и его «Апология» Мейстера Экхарта // Там же.

** «бытие всего» (лат.).

*** «причинное бытие» (лат.).

**** 1 Кор. 15:28.

С. 291. * Давид Динанский – философ конца XII – XIII вв., родом из Бельгии; о его жизни почти ничего не известно. Альберт Великий излагает его учение так: «Провозглашается, что одна-единственная субстанция присуща не только всем телам, но и всем душам и что она есть не что иное, как Сам Бог, хотя субстанция, из которой произошли все тела, называется гиле (hyle); субстанция же, от которой произошли все души, называется разумом, или умом. При этом провозглашается, что Бог – это субстанция всех тел и всех душ. Следовательно, очевидно, что Бог, гиле и ум – одна и та же субстанция» (Albertus Magnus. Summa theologiae. P. II, tract. XII, qu. 72, membr. 4, art. 2, n. 4).

C. 292. * Ксенофан – древнегреческий поэт и философ (VI – V вв. до н. э.); исходил из единого сущего, которое мыслилось им как бог и как совпадающее с универсумом.

635

Примечани

** «необходимое на пределе необходимости, и то, что после Него, имеет нечто возможное и случайное, но не Он сам, и все Он производит из Себя, без посредника или иного» (лат.).

*** «как я полностью уверен» (лат.).

**** «Праведные законодатели, мудрейшие, заботящиеся о спасении других, на которых излился Божий свет, и Его знание, и Его слово на их языках, такие, как Моисей, Магомет, и Христос, который был могущественнее тех двоих и искуснее в проповеди» (лат.).

***** Михаил Скот (ум. в 1235) – автор трактата «Введение в философию», посвященного разделению философского знания, где использованы труд Доминика Гундиссалина и арабские источники. Существенное изменение, внесенное им в систему знаний, состоит в трояком делении дисциплин на теоретическое, практическое и обыденное знание. В состав практической философии он вводит не только этику и политику (гражданские дисциплины), но ряд ремесел, связанных с медициной, сельским хозяйством, алхимией, кораблестроением, строительством. Об этом см.: Огурцов А.П. Дисциплинарная структура науки. С. 178.

С. 293. * «Сообщество магистров и школяров, обучающихся в Париже» (лат.). – См. об этом ниже.

** Гильом Оксеррский (ум. в 1231/1237) – преподаватель теологии в Париже, архидиакон из Бове, член созданной папой Григорием IX Комиссии для ревизии книг Аристотеля по естественной истории. До 1231 г. написал комментарий к «Антиклаудиану» Алана Лилльского. Свой главный комментарий он составил к «Сентенциям» Петра Ломбардского, где цитируются работы Аристотеля «Никомахова этика», «О душе», «Физика».

Филипп Гревский (ум. в 1236) – канцлер Парижского университета в 1218 г. Около 1228 г. написал «Сумму теологических вопросов», или «Благую сумму», где приводятся более 70 цитат из «Физики», «Никомаховой этики» и «Метафизики» Аристотеля.

*** Гильом Овернъский (Гильом из Оверни) (ок.1180 – 1249) – родился в Орийаке, преподавал теологию в Париже; епископ Парижский с 1228 г. Ему принадлежат работы «О душе», «О Троице», «О Вселенной». Испытал влияние Маймо-нида и Ибн Гебироля. В космологии и психологии придерживался идей Платона. Его Мир-Архетип есть Бог Сын и Истинный Бог. В теории познания следовал взглядам Августина. Прини-

мал идею простоты души Аристотеля и деление ума на материальный и действующий. Одним из первых в XIII в. ставил вопрос о генезисе принципов наук, различая две группы высших принципов: правила истины (логический закон противоречия и закон исключенного третьего) и правила нравственности (естественный закон). О нем см. ниже на с. 314 – 320.

**** «Да не читаются книги Аристотеля по метафизике и естественной истории, и даже лучшее из них, а также учение магистра Давида Ди-нанского, еретика Амальрика и Мауриция Испанского» (лат.). Об этом также см.: Шевкина Г. В. Сигер Брабантский и парижские аверроисты XIII века. М., 1972.

***** К сожалению, Э. Жильсон ограничился только этим странным замечанием о пантеизме Абеляра. В обвинительном листе Сансского собора такого пункта нет.

С. 296. * «Частный учебный центр» (лат.).

** Годом основания Болонского университета считается 1158 г., когда император Фридрих I Барбаросса обнародовал хартию – первый законодательный акт, где говорилось об «universitas», а не об объединении учащихся, которое существовало с XI в.

С. 297. * «Хартия Парижского университета» (лат.).

С. 298. * Александр Гэльский (1170/1180 – 1245) – парижский магистр теологии, францисканец. В своем труде «Сумма всеобщей теологии» в 4 частях он использует метод сопоставления противоречивых суждений, примененный Абеляром в «Да и Нет». Игнорируя «Физику» и «Метафизику» Аристотеля, он обращается к его «Этике» и трактату «О душе». Философия Аристотеля у него исполняет служебные функции относительно теологии. Он – реалист; универсалии, полагает он, существуют, хотя и не как самостоятельные сущности, но «до вещей»; универсалии в вещи есть формы вещей.

С. 299. * «Этими тремя частями, то есть Священством, Империей и Обучением, как тремя добродетелями, а именно добродетелями природной, животворящей и познавательной, католическая церковь



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Жильсон Этьен Философия в средние века

    Документ
    Первое издание этой книги вышло в 1922 г. Предлагая по прошествии более чем 20 лет ее значительно расширенный вариант, мы сохранили первоначальный характер книги.
  2. Петрушенко Віктор Леонтійович загальна редакція, тематика лекційного курсу, плани семінарських занять, рекомендації до написання реферат

    Реферат
    доктор філософських наук, професор, зав. кафедри філософії Петрушенко Віктор Леонтійович (загальна редакція, тематика лекційного курсу, плани семінарських занять, рекомендації до написання рефератів, теми рефератів, питання канд.
  3. Религиозная толерантность (1)

    Книга
    Религиозная толерантность. Историческое и политическое измерения / Составление и общая редекция А.А.Красикова и Е.С.Токаревой. – М.: Московское бюро по правам человека, Academia, 2006.
  4. Религиозная толерантность (2)

    Книга
    Религиозная толерантность. Историческое и политическое измерения / Составление и общая редекция А.А.Красикова и Е.С.Токаревой. – М.: Московское бюро по правам человека, Academia, 2006.
  5. Виртуальные основы этики духовного оздоровления

    Диссертация
    Диссертация выполнена на кафедре прикладной этики, религиоведения и теологии им. А.С. Хомякова Тульского государственного педагогического университета

Другие похожие документы..