Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
С т е п а н о в н а. Как сегодня тяжко! Вчера-то мы его быстро подкараулили, а сегодня уже час, как его выслеживаем, а поймать не можем. Это все ты в...полностью>>
'Документ'
Как следует из заявленной темы, речь пойдет о природосообразности воспитания. Представления об этом принципе углублялись и расширялись в трудах таких...полностью>>
'Документ'
Проект Положення про технічне обслуговування устаткування підприємств коксохімічного виробництва підготовлено на виконання наказу Міністерства промис...полностью>>
'Документ'
For many multinationals, managing foreign exchange exposures - that is, responding to anticipated changes in exchange rates - is the most important i...полностью>>

Урок зачет. Цели : Повторить и обобщить изученный материал по теме «Россия в 9 17 веках»

Главная > Урок
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Тема: Русь изначальная. 9- 17 века. Урок - зачет.

Цели: Повторить и обобщить изученный материал по теме

«Россия в 9 – 17 веках».

Развивать умение обобщать и систематизировать материал.

Формировать патриотическое сознание и гражданскую позицию.

Воспитывать уважение к истории страны, формировать духовность,

историческую память.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Форма урока: урок - зачет.

Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, иллюстрации с изображением

исторических личностей, фотографии, тесты, презентации,

индивидуальные задания в конвертах.

Ход урока.

  1. Организационный момент. - Ребята, у нас сегодня необычный урок – в классе присутствуют гости. Но мы с вами работаем как обычно.

  2. Вступительное слово.

Ученик.

О! Россия! До боли родная страна.

Для меня ты, Россия, как сердце одна.

Я и другу скажу, я скажу и врагу:

Без тебя, как без сердца, прожить не смогу!- на доске(слайд)

Ученица.

Россия, Русь - куда я ни взгляну...

За все твои страдания и битвы

Люблю твою, Россия, старину,

Твои леса, погосты и молитвы.

Люблю твои избушки и цветы,

И небеса, горящие от зноя,

И шепот ив у смутной воды,

Люблю навек, до вечного покоя...

Россия, Русь! Храни себя, храни.

Звучит песня «Ах ты, Русь моя».(по возможности.)

АХ ТЫ, РУСЬ МОЯ

Побегут в моря воды вешние,

Зацветет земля, сердце радуя.

Ах ты, Русь моя, песня нежная.

Сторона моя неоглядная.

Я пойду в поля вересковые.

Опущу ладонь в синь озерную.

Ах ты, Русь моя, песня новая,

Безмятежная, непритворная.

Ты изведала горя горького,

Навсегда была всем заступницей.

Ах ты, Русь моя, песня гордая,

Беззаветная, неподкупная.

Ты дала мне силы несметные,

Ты любовь моя и спасение.

Ах ты, Русь моя, песня светлая,

Край березовый, край Есенина.

Побегут в моря воды вешние,

Зацветет земля, сердце радуя.

Ах ты, Русь моя, песня нежная,

Край березовый, бесконечный край.

3. Объявление темы урока, целей.

- У нас сегодня урок - зачет, каждый вид работы будет оценен. В результате - оценка за урок.

( Запись темы в тетрадь.)

- Сегодня мы с вами должны повторить и обобщить ранее изученный материал по истории России 9- 17 века, развивать умение систематизировать и обобщать материал; воспитывать уважение к истории своей страны.

Ученик. Самобытная, великая Русь-матушка! Сколько глубин в тебе и духовности! Сколько терпения! А сколько раз ты приносила себя в жертву ради спасения мира! Тебя унижали и старались уничтожить, но ты выстаивала и побеждала ради спасения человечества. Откуда столько силы, Русь-матушка?

Ученица. Сила твоя в истоках твоих, традициях, в культуре твоей древней. Именно в них ты нашла себя, Русь-матушка, не черпала из своих родников силы великие, которых хватило на всех.

Ученик. Давайте вспомним, с чего все начиналось на Руси.

Ученица. Русь, Россия, россияне, русские... Такое краси­вое, звучное название дано нашему народу. Откуда оно про­изошло? Версий много, но нам хочется верить в такое объ­яснение.

Ученик. В давние-давние времена на территории нашей страны жили многочисленные племена восточных славян: древ­ляне, поляне, вятичи, дреговичи и др. Притоком Днепра была река Рось (Русь), и племя, живущее в долине этой реки, называ­лось русы. Вождь русов, создавший дружину, стал завоевывать соседние племена, и название русы стало распространяться на завоеванные территории. Так к IX веку образовалось государст­во с центром в Киеве - Киевская Русь.

Ученица. Шло время. Территория Киевской Руси увели­чивалась путем завоевания и добровольного присоединения но­вых земель.

Ученик. Русь крепла. Князья передавали власть по наслед­ству - старшему сыну. Игорь - Олегу, Святославу. Владимир - святой - Красное Солнышко, князь, в правление которого Русь приняла христианство.

  1. Работа с учащимися.

  • Беседа. – Обратите внимание на портреты. Кто вам уже знаком? (на стене портреты выдающихся личностей).

-Александр Невский, Дмитрий Донской, Ярослав Мудрый, Кузьма Минин, Дмитрий Пожарский и другие.

- Ребята, вам было дано задание: Подготовить сообщение, презентацию о любой исторической личности из ранее изученного материала.

–Аргументируйте, почему вы выбрали именно этого человека.

  • Выступление учащегося -

--сообщение о Ярославе Мудром.

Ученица. Мне бы хотелось несколько подробнее рассказать о Ярославе Мудром - князе Киевском, Время его княжения - это время рассвета Древнерусского государства. Он был образован­ным человеком, много читал, открывал школы при монастырях, строил соборы. Крепил Русь Мудрый Ярослав. Связывал семейными узами, брачными союзами с заморскими странами.

  • задание на доске.- Определите время перечисленных событий. Расположите события в хронологической последовательности.

Крещение Руси – 988г.

Первое упоминание о Москве - 1147г.

Нашествие Батыя на Русь.- 1237г.

Невская битва.- 1240г.

Ледовое побоище.- 1242г.

Куликовская битва.- 1380г.

Свержение монголо - татарского ига.- 1480г.

Воцарение династии Романовых.- 1613г.

  • работа в тетрадях.

Исторический диктант по теме «Россия в 17 веке».

  1. Война между гражданами одного и того же государства. (Гражданская).

  2. Монархическая форма правления в России, основанная на сильной, почти неограниченной власти царя. (Самодержавие)

  3. Начало 17 века называют … временем. (Смутным).

  4. Народное войско во главе с К.Мининым и Д.Пожарским называлось…(ополчение).

  5. В 1649 году Алексей Михайлович написал свод законов. Он назывался…(Соборное уложение).

  6. Крестьяне, которые были собственностью бояр, дворян, царской семьи и духовенства. – (Владельческие).

  7. 17 век называли веком… («бунташным»).

  8. Предприятия, где использовали разделение труда и ручную ремесленную технику . (Мануфактура).

  9. Крупные ежегодные торги . (Ярмарки).

  10. Ткань на шелковой основе с золотым шитьем, имеющая сложные узоры. (Парча)

  • Выступление учащегося-

- презентация об Александре Невском.

Александр Ярославич НЕВСКИЙ

(1220—1263)

Русский государственный деятель, крупный полководец, политический деятель и дипломат. Князь Новгородский и Владимирский. Национальный герой русского народа. В 1240 году Александр Ярославич с небольшой дружиной разбил на реке Неве вторгшиеся в русскую землю шведские войска. В схватке с врагом Александр Ярославич проявил качества выда­ющегося полководца, показал личную храбрость и мужество. За эту битву князь получил почетное прозвище Невского. В 1241 году создал сильное войско из новгородцев, ладожан, ижорцев и карелов, с которыми выступил против немцев, нанес по ним внезапный удар, освободил город Псков и изгнал захватчиков из пределов русской земли. А 5 апреля 1242 года в исторической битве на льду Чудского озера, известной под названием «Ледовое побоище», русские войска под командованием Александра Невского наголову разгромили немецких «псов-рыцарей» и остановили их агрессию на восток.

В 1942 году в честь полководца и патриота Указом Президиума Верховного Совета СССР был учрежден орден Александра Невского.

  • Соотнесите имя и событие: поставьте стрелочки.

-задание на доске ( слайд), на столах учеников карточки - подписать фамилии

Михаил Федорович Образование второго ополчения

Степан Разин Первый русский царь из династии Романовых.

К.Минин и Д.Пожарский Поход «за зипунами»

Патриарх Никон Медный бунт в Москве.

С.Д.Поярков Церковная реформа.

Б.Хмельницкий Плавание по Тихому океану.

Алексей Михайлович Воссоединение Украины с Россией.

  • Выступление учащегося

- сообщение о Дмитрии Донском

Димитрий Иванович ДОНСКОЙ (1350—1389)

Видный государственный деятель, великий русский полководец, национальный герой, организатор освободительной борьбы русского народа против татаро-монгольского ига. В 1378 году войска под командованием Димитрия Ивановича на р. Воже одержали первую победу над татарами. 8 сентября 1380 года в знаменитой битве на Куликовом поле во главе объединенных русских сил он разгромил войска татарского хана Мамая. Могуществу Золотой Орды был нанесен сильный удар. Эта выдающаяся победа положила начало полному освобождению русского народа от татарского ига. За эту победу Димитрий получил от современников почетное прозвище Донского. При Димитрии Донском впервые на Руси появилась артиллерия. Княжение Донского было важным этапом в объединении русских земель в единое государство, в укреплении и возвышении руководящей роли Москвы, которая сделалась при нем крупнейшим торговым и ремесленным городом.

  • Беседа.- Обратите внимание на фотографии стенда. – Кому установлены бюсты на Звоннице? Почему? (Д. Донскому, М.Кутузову, Г.К.Жукову - Три поля России - Куликово, Бородино, Прохоровское)

  • Работа с историческим источником (инд. задания в конвертах разного цвета)

1. Прочитайте отрывки из исторических источников и ответьте на воп­росы:

Всего же более убогих не забывайте, но, насколько можете по силам, кормите и подавайте сиро­те и вдовицу оправдывайте сами, а не давайте сильным губить человека. Ни правого, ни винова­того не убивайте и не повелевайте убить его; если и будет повинен смерти, то не губите никакой христианской души... В дому своем не ленитесь, но за всем наблюдайте; не полагайтесь на тиуна или отрока, чтобы не посмеялись приходящие к вам... На войну выйдя, не ленитесь, не полагай­тесь на воевод; ни питью, ни еде не предавайтесь, ни спанью; сторожей сами снаряживайте, и но­чью, расставив стражу со всех сторон, около вои­нов ложитесь, а вставайте рано; оружия не сни­майте с себя второпях, не оглядевшись по ленос­ти, внезапно ведь человек погибает... Куда бы вы ни держали путь по своим землям, не давайте отрокам причинять вред ни своим, ни чужим, ни селам, ни посевам, чтобы не стали проклинать вас...

  1. В каком жанре написан Владимиром Мономахом этот документ?

  1. Кто такие тиуны и отроки?

3. Каким должен быть князь с точки зрения Мономаха?

2 .Прочитайте отрывок из исторического источника и ответьте на вопросы:

А князья сами себе

Крамолу ковали,

А поганые сами,

С победами рыская

По русской земле,

Дань взимали...

  1. Откуда взят этот отрывок?

  2. Какую «крамолу» ковали себе русские князья?

  3. Кто такие «поганые»? .

3. Прочитайте отрывки из исторических источников и ответьте на вопросы.

В год 6745 пришли безбожные измаильтяне, которые раньше бились с русскими князьями на реке Калке. Первое их нашествие было на Рязанскую землю, и взяли они Рязань, выманили обманом кня­зя Юрия и привели к Пронску, ведь княгиня его была в то время в Пронске. Обманом выманили и княгиню, и убили князя Юрия и его княгиню, и всех жителей его земли перебили...

В год 6478 пришел поганый к Киеву с большой си­лой, со множеством воинов своих, и окружили они город... и был город в великой осаде... И нельзя было голоса слышать от скрипения телег его, рева мно­жества верблюдов его, ржания коней его...

  1. В каком жанре написан этот документ?

  1. Проставьте даты по современной системе летоисчисления.

  1. Кого автор называет измаильтянами?

  1. Прочитайте исторический источник и ответьте на вопросы:

Тогда Игорь взглянул на светлое солнце и увидал, все его воины покрыты от него тьмою. И сказал Игорь своей дружине: «Братья и дружина! Лучше ведь быть зарубленным, чем пленным; так сядем, братья, на своих коней и поглядим на синий Дон»… Русские сыны великие красными щитами перегородили, ища себе чести, а князю - славы. Спозаранок в пятницу растоптали они поганые полки и рассыпались, как стрелы по полю.

1.Как называется это произведение?

2.Какое природное явление описано в этом фрагменте?

3.Чьи полки автор называет «погаными»?

Ответы к заданию «Работа с источниками».

1.

1. Это— поучение.

2. Тиун — управляющий княжеским имуществом;

отроками называли младших воинов в составе княжеской дружины.

3. Как христианин — милостивым, справедливым судьей; как воин — внимательным и осторожным; как князь — должен своими действиями показывать пример.

2.

1. Из «Слова о полку Игореве».

2. Речь идет о междоусобных войнах.

3. Так в «Слове» названы половцы.

3.

  1. Это летопись.

  1. Первая дата — 1237 г., вторая — 1240 г.

3. Так автор называет Батыя и его войско, монголо-татар во­обще.

4.

1. «Слово о полку Игореве».

2. Солнечное затмение.

3. Половцев.

  • Выступление учащегося

- сообщение о Кузьме Минине и Дмитрии Пожарском.

МИНИН Козьма

(Кузьма Минин Захарьев-Сухорук)

(ум. 1616)

Один из главных организаторов и руководителей борьбы за освобождение Русского государства от иностранных захватчиков в начале ХУП века. В 1611 году Минин обратился с патриотическим призывом создать ополчение для освобождения родной земли и собрать для этого средства. Для организации военных сил по совету Минина был приглашен Д. М. По­жарский. Ополчение приняло характер общерусского народного движения. В нем приняли участие вместе с русским народом татары, мордва, чуваши, мари, удмурты. В 1612 году войска ополченцев во главе с Мининым и Пожарским после долгой осады и упорных боев освободили Москву от польских шляхетских интервентов. Непосредственно участвуя в сражении, Козьма Минин проявил высокую доблесть и качества крупного организатора и военачальника. В память о патриотической деятельности Минина и Пожарского им в 1818 году в Москве на Красной площади воздвигнут памятник.

ПОЖАРСКИЙ

Дмитрий Михайлович

(1578 - ок. 1642)

Русский Военачальник и политический деятель. Как истинный патриот своей Родины принимал горячее участие в борьбе за освобождение русской земли от интервентов. В 1611 году возглавил передовой отряд первого ополчения и пришел с ним на помощь восставшим москвичам. Во время этих боев был ранен. В конце того же года был всенародно избран военачальником народного ополчения, организованного Мининым в Нижнем Новгороде. В 1612 году армия народных ополченцев под предводительством Пожарского и Минина выступила к Москве. В результате упорных боев 22—24 августа войска интервентов были окончательно разгромлены и Москва освобождена от польских шляхетских захватчиков. В сражении с врагом Пожарский показал себя талантливым и мужественным руководителем. В 1615—1618 гг. участвовал в отражении новых агрессивных попыток интервентов. В память о патриотической деятельности Минина и Пожарского им в 1818 году в Москве на Красной площади воздвигнут памятник.

  • Работа с контурной картой в рабочих тетрадях - обозначить 2 этапа выступления С.Т.Разина.

  • Тестирование « Россия в 17 веке».

Тема: РОССИЙСКОЕ ГОСУДАРСТВО В XVII в.

Тест . Правление первых Романовых

Вариант 1

А1 Прочитайте фрагмент сочинения историка В.О. Ключевского: «... в Москву стали съезжаться вы­борные со всех концов русской земли. Это был первый бесспорно всесословный земский собор с участием посадских и даже сельских обывате­лей. На соборе первым делом решили среди иноземцев нового царя не искать. Но выбрать своего царя оказалось непросто. Одни предлага­ли одного, другие - другого, перебирали всякие роды, но не могли ни на ком согласиться и так по­теряли немало дней. Многие кандидаты пытались подкупать избирателей, засылали к ним с подар­ками и обещаниями». О каком событии идет речь?

1) создании Второго ополчения

2) созыве земского собора 1613 г.

3) принятии Соборного уложения

4) избрании Бориса Годунова

А2 Власть на местах, во всех уездах России в первой половине XVII в. возглавили назначаемые из цен­тра

1) кормленщики

2) воеводы

3) волостели

4) старосты

А3.

Соправителем при Михаиле Федоровиче в 1618-1633 гг. стал патриарх

1) Иов

2) Никон

3) Гермоген

4) Филарет

А4.

В состав полков нового строя, появившихся к середине XVII в., входили

1) стрельцы

2) гвардейцы

3) драгуны

4) казаки

А5.

Какой документ охарактеризован в сочинении ис­торика В.О. Ключевского :

«С этих пор узаконивается страшное государево «слово и дело». Доносивший на кого-нибудь в измене или в каком-нибудь злоумышлении объ­являл, что за ним есть государево «слово и дело». Тогда начинался розыск «всякими сыски» и по обычаю употребляли при этом пытку. Но и тот, кто доносил, в случае упорства ответчика, также мог подвергнуться беде, если не докажет своего доноса: его постигало то наказание, какое по­стигло бы обвиняемого. Страх казни за неправый и неудачный донос подрывался другою угрозою: за недонесение о каком-нибудь злоумышлении против царя обещана была смертная казнь; даже жена и дети царского недруга подвергались смертной казни, если не доносили на него»?

1) Стоглав

2) Судебник

3) Соборное уложение

4) Кормчие книги

А6

Результаты во внешней политике, достигнутые российскими властями в XVII веке:

1) присоединение Левобережной Украины и Киева

2) завоевание выхода к Балтийскому морю

3) присоединение земель северного Причер­номорья

4) отвоевание у Швеции устья Северной Двины

А7.

Верны ли следующие утверждения?

А. Смута привела к тому, что Россия стала более открытой ко всему иностранно

Б. По велению царя Михаила Романова в Москве была восстановлена Немецкая слобода, где се­лились приезжающие иноземцы.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба утверждения

4) оба утверждения неверны

А8

Установите соответствие между правителями Ки­евской Руси и проведенными ими мероприятия­ми. Полученный ответ впишите в таблицу:

МЕРОПРИЯТИЯ

ПРАВИТЕЛИ

1)

введение воевод-

А)

Михаил Федорович

ского правления

2)

проведение церков-

Б)

Алексей Михайлович

ной реформы

3)

прикрепление по­садских людей к по­садам

4)

учреждение первых полков нового строя

1

2

3

4

А9

Выдвижение на ведущие государственные посты выходцев из провинциальных служилых родов А.Л. Ордина-Нащокина, А.С. Матвеева, прихо­дится на правление

1) Бориса Годунова

2) Михаила Романова

3) Алексея Михайловича

4) Федора Алексеевича



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Урок Что изучает информатика?

    Урок
    Основное содержание модуля История становления информа­тики и пути ее развития. Информация и информационная деятель­ность человека. Человек как биологическая система обработки информа­ции.
  2. Тема урока Кол-во (6)

    Урок
    Понимать принципы и способы периодизации всемирной истории; важ­нейшие методологиче­ские концепции истори­ческого процесса, взаи­мосвязь и особенности истории России и мира
  3. Современного урока

    Урок
    Как разработать урок? Что нужно знать уметь, чтобы построить эффективный урок биологии в школе? В какой форме организовать обучение? Нужен ли план урока учителю и если нужен, то какой? Очень часто задаваемые вопросы студентов и молодых преподавателей.
  4. Учебнику «Физика -10» для классов с углубленным изучением физики авторы: О. Ф. Кабардин; В. А. Орлов; Э. Е. Эвенчик

    Учебник
    Физика как предмет в учебном плане общеобразовательной средней школы занимает особое место по ряду причин. Поворот школы от ориентации учебного процесса на запоминание и воспроизведение учащимися некоторой суммы знаний и умений к ориентации,
  5. Тема урока Кол-во часов (12)

    Урок
    Художественный мир сказки «Царевна-лягушка». Иван Царевич, его помощники и противники. Народная мораль в сказке. Поэтика волшебной сказки. Сказочные формулы.

Другие похожие документы..