Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Книга'
Одновременно его тело и почти прозрачная кожа приходят в движение....полностью>>
'Доклад'
Доклад на сессию № 20 от 18.06.2011 года по работе Управления сельского хозяйства по подготовке к уборочным работам и выполнению плановых заданий по ...полностью>>
'Документ'
Тема 1. ВВЕДЕНИЕ В МИКРОБИОЛОГИЮ 1.1 Предмет и задачи микробиологии. Основные свойства микроорганизмов Микробиология (от греч. «mikros» – малый, «bio...полностью>>
'Конкурс'
2. Областной конкурс программ по организации работы с детьми и молодежью по месту жительства (далее — Конкурс) является одной из мер областной государ...полностью>>

Программа итогового государственного междисциплинарного экзамена по направлению 030300. 68 Психология подготовки магистра

Главная > Программа
Сохрани ссылку в одной из сетей:

ЧАСТЬ 3. Дисциплины по выбору

Основы феноменологии. Основные проблемы философской психологии в Германии в XIX веке. Формирование главных методологических моделей философской психологии (И.Ф.Гербарт, К.Г.Карус). Психологизм как философское течение XIX века (Ф.Э.Бенеке). Экспериментальная психология В. Вундта. «Психология с эмпирической точки зрения» Ф.Брентано. В.Дильтей и его проект описательной и анализирующей психологии. Т.Липпс и мюнхенская феноменология. Феноменология Э.Гуссерля.. Основные категории и методические приемы трасцендентальной феноменологии. Понятие «эйдетической науки». Эпохэ и трансцендентальная редукция. Нередуцируемый остаток «чистого сознания». Ноэма и ноэза. Проблема адекватного познания сущности актов сознания. Генетическая феноменология. Проблема забвения жизненного мира и седиментации смысла. Г.Фреге: критика психологизма Гуссерля. Кризис западной культуры. Феноменологическая психология и ее развитие в мюнхенской феноменологии. Трансформация феноменологии у М.Хайдеггера. Интерпретация феноменологии в современных экзистенциальных и гуманистических вариантах психологического анализа.

Основная литература

  1. Антология реалистической психологии / ред. Д. Атлас, В. Куренной. М. : Институт философии, теологии и истории св. Фомы, 2006.

  2. Шпигельберг Г. Феноменологическое движение. М. : Логос, 2002.

  3. Молчанов В. Исследования по феноменологии сознания. М. : Территория будущего, 2007.

Дополнительная литература

  1. Куренной В. К вопросу о возникновении феноменологического движения // Логос, 1999. №11/12(21). С. 156-182.

  2. Куренной В. Феноменология Эдмунда Гуссерля // Эдмунд Гуссерль. Избранные работы. М. : Изд. дом «Территория будущего», 2005. С. 7-22.

  3. Лэнгле А. Воспринимать то, что трогает. Феноменология в практике экзистенциального анализа // Экзистенциальный анализ. Бюллетень. 2009. №1. С. 79-112.

  4. Прехтль П. Введение в феноменологию Гуссерля. Томск : Водолей, 1999.

  5. Штайн Э. К проблеме вчувствования // Антология реалистической психологии. М. : Институт философии, теологии и истории св. Фомы, 2006. С. 657-693.

Полилог в психотерапии. Концепции «доминанты на Другом» (А.А. Ухтомский) и «диалога» (М.М. Бахтин). Основные трактовки понятия «диалог». Основные понятия диалогического подхода. Постулаты диалогического подхода. Противоречия диалогического подхода: две трактовки диалога; две трактовки Я; личность клиента как не объект и объект оценивания (постулаты 2 и 6); личность терапевта как субъект и не субъект оценивания (постулаты 6 и 7). Противоречие научной (психологической) и религиозной (православной) ориентаций. Триалогическая концепция личности человека. Содержание, единица, границы и структура личности. Персона, тень и лик. Личность как триалог. Актуал- и онтогенез личности. Самосознание личности. Личность и сущность. Триалогическая модель психотерапии. Основные трактовки понятия «триалог». Основные идеи триалогического подхода. Типы триалогов. Понятия «субвизор» и «супервизор». Специфика внутренних триалогов клиента и терапевта. Триалогическая трактовка процесса психотерапии. Постулаты триалогического подхода.

Структура психического аппарата по З. Фрейду и Э. Берну. Взаимодействие эго-состояний. Анализ индивидуальных эгограмм. Транзакции и их виды. Вербальные и невербальные приемы построения эффективных транзакций. Игры. Понятие сценария. Четыре установки жизни. Директивы, модели, предписания и разрешения. Структура психического аппарата по Юнгу. Сознание (Эго), личное бессознательное (Тень), коллективное бессознательное (Архетипы). Архетип самости. Психотерапия как процесс индивидуации. Четыре типа мотиваций по Лэнгле. Перзон как бессознательная инстанция. Психотерапия как процесс согласования я и Перзон. Структура психического аппарата по Ассаджиоли. Я, субличности и Высшее Я. Психотерапия как синтез субличностей на основе Высшего Я. Структура психического аппарата по Менегетти. Сознательно-логическое я, комплексы бессознательного, монитор отклонения, онтическое Ин-се. Психотерапия как осуществление в жизни человека его онтического Ин-се.

Основная литература.

  1. Ассаджиоли Р. Психосинтез. М. : Институт психотерапии, 2008.

  2. Берн Э. Транзактный анализ в психотерапии. Системная индивидуальная и социальная психиатрия. М. : Академический Проект, 2001. 196 с.

  3. Копьев А. Ф. Диалогический подход в психотерапии и проблемы психологической клиники // Московский психотерапевтический журнал. 1992. №1. С. 33-49.

  4. Орлов А. Б. Психология личности и сущности человека. М. : Академия, 2002. 272 с.

Дополнительная литература.

  1. Копьев А. Ф. Психологическое консультирование: опыт диалогической интерпретации // Вопросы психологии. 1990. №3. С. 17-25.

  2. Менегетти А. Учебник по онтопсихологии. М. : Славянская ассоциация Онтопсихологии, 1997.

  3. Орлов А.Б.  Человекоцентрированное консультирование как область практики и учебная дисциплина: триалогический подход // Развивающаяся психология – основа гуманизации образования / под ред. В. Я. Ляудис, Н. Н. Корж. М. : РПО, 1998. С.172-173.

  4. Психосинтез: теория и практика / сост. и пер. В. Данченко. К., 2002. URL: /books/psyntez/

  5. Флоренская Т. А. Диалог в работе христианского психолога // Начала христианской психологии. М. : Наука, 1995. С. 194-204.

  6. Юнг К.Г. Один современный миф. О вещах, наблюдаемых на небе. М. : Наука, 1993, с.88.

Практика личностного роста. Идея личностного развития per se. Духовные и религиозные практики. Истоки понятия «личностный рост». Движение гуманистической психологии и психотерапии. Содержание термина. Его многозначность и границы применимости. Вопрос о критериях и «координатах» личностного роста. Основные векторы личностного развития в индуизме, буддизме, даосизме, христианстве, суфизме. Моменты общности и различия. Идеалы личностного роста. Базовые условия и общие препятствия для личностного роста. Представления о природе человека в гуманистической психологии. Теория личности К. Роджерса. Понятие организма. Личностный рост в системе отношений «терапевт-клиент». Необходимые и достаточные условия личностного роста: принятие, эмпатия, конгруэнтность. Исследования А. Маслоу. Бытийные и дефицитарные потребности. Понятие самоактуализации. Характеристики самоактуализирующихся людей. Сходства и различия в концепциях К. Роджерса и А. Маслоу. Категория Самости в гештальт-терапии Ф. Перлза. Понятия контакта, границы «организм-среда», «фигуры-фона». Личностный рост и стагнация. Механизмы ретрофлексии, проекции, интроекции. Осознавание в «здесь-и-сейчас»: виды опыта (проприоцепция, перцепция, переживания и т.п.). Особенности работы со сновидениями в гештальт-терапии. Структура психики по К.Г. Юнгу. Понятия архетипа и коллективного бессознательного. Самость как «центральный» архетип. Понятие трансцендентальной функции: психодинамика сознательного и бессознательного. Понятие индивидуации. Роль символа в развитии и самопознании личности. Особенности работы со сновидениями в аналитической психологии. «Картография психики» в психосинтезе Р. Ассаджиоли. Стадии психосинтеза. Внутренняя интеграция и перестройка личности вокруг нового центра. Персональный и трансперсональный психосинтез. Практики психосинтеза.

Идеи А. Маслоу и К.Г. Юнга как источник формирования трансперсонального направления в психологии. «Вечная модель». Категория «измененных состояний сознания» (С. Гроф). Представления К. Уилбера о личностном росте и духовном развитии. Психология и шаманизм (А. Минделл). Работа с осознаваемыми сновидениями (С. Лаберж).

Основная литература.

  1. Братченко С.Л., Миронова М.Р. Личностный рост и его критерии. / Психологические проблемы самореализации личности. СПб, 1997. с. 38-46.

  2. Орлов А.Б. Психология личности и сущности человека. Парадигмы, проекции, практики. М., Academia, 2002.

  3. Фейдимен Дж., Фрейджер Р. Личность и личностный рост. М. : Изд-во РОУ, 1994. С. 413 – 490.

Дополнительная литература.

  1. Юнг К. AION: феноменология исследования Самости. М.: Рефл-бук, Ваклер, 1997 г.

  2. Маслоу А. Основные допущения о природе человека. / Психология бытия. М.: Рефл-бук, Ваклер, 1997

  3. Минделл А. Сновидения в бодрствовании. Методы 24-часового осознаваемого сновидения. М.: АСТ, 2004

  4. Ассаджиоли Р. Психосинтез. – М. Рефл-бук, Ваклер, 1997.

  5. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека.-
    М.: Прогресс, 1994

  6. Уилбер К. Никаких границ. Восточные и западные пути личностного роста. М.: АСТ, 1998, 2003.

Экспрессивная психотерапия. Личная и научная биография Н. Роджерс. Две функции (доминанты) искусства. Акцент на продукт художественного творчества. Акцент на процесс художественного творчества. Оценивание как психологической блокирование художественной экспрессии. Обучение и оценивание. Судьба художественного творчества в онтогенезе. Запреты на творчество. Психотерапия как восстановление утраченного. Психотерапия как фасилитация творчества. Психологическая безопасность и творчество. Экспрессия внутренних содержаний клиента в психотерапии. Развитие исходных принципов человекоцентрированного подхода в экспрессивной психотерапии. Экстенсивная парадигма развития клиентоцентрированной психотерапии. Многообразие языков самовыражения (поза, движение, рисунок, лепка, коллаж, драматизация, коллективная мандала. Кумулятивный психотерапевтический эффект экспрессивных искусств. Язык тела и образы воображения (от изображения к позе, движению, звуку). Означение содержаний внутреннего мира клиента. Понятие творческой связи. Арт-терапия, танцевально-двигательная терапия, интермодальная и экспрессивная терапия, человекоцентрированная терапия на основе экспрессивных искусств. Интерпретация творческих продуктов и фасилитация творчества в целях самоисследования. Профессиональное кредо Н.Роджерс. Методики экспрессивной позы, экспрессивного движения, экспрессивного рисунка, экспрессивного коллажа.

Основная литература

  1. Роджерс Н.  Путь к целостности: человеко-центрированная терапия на основе экспрессивных искусств // Вопросы психологии, 1995. № 1. С. 132-139.

  2. Роджерс Н.  Творчество как усиление себя // Вопросы психологии, 1990. №1. С.164-168.

  3. Роджерс Н.  Путь к целостности: человеко-центрированная терапия на основе экспрессивных искусств // Вопросы психологии, 1995. № 1. С. 132-139.

  4. Роджерс Н. Фасилитация творчества // Вопросы психологии, 2007. № 6. С. 64-73.

Дополнительная литература

        1. Карл Роджерс и его последователи. Психотерапия на пороге ХХI века. – М: Когито-Центр, 2005. – С.160-180.

        2. Орлов А.Б., Волкова Д.Э. Означение содержаний внутреннего мира клиента в разговорной и экспрессивной психотерапии // Вопросы психологии, 2009. № 2. С.88-97.

        3. Rogers N. The Creative Connection: a person-centered approach to expressive therapy. – Santa Rosa, California: The Person-Centered Expressive therapy Institute, 1985.

Гуманистическая групповая психотерапия. Виды терапевтических групп. Эффективность групповой терапии. Эволюция групповой терапии. Общие и специфические особенности терапевтических групп. Предвзятые представления о групповой терапии и ожидания клиентов. Основные проблемы психотерапевтических групп. Пропедевтическая работа с клиентами. Подготовительный тренинг. Общая процедура отбора. Потребности клиентов. Критерии включения клиентов в группу. Критерии исключения из группы. Гомогенный и гетерогенный подходы к композиции группы. Прогноз поведения клиента в группе на основании предтерапевтических диагностических процедур (собеседование, наблюдение, тестирование). Характер терапевтической группы и ее композиция. «Идеальная» группа. Композиция группы и ее эффективность. Терапевтические групповые нормы и их специфика. Терапевтические и атерапевтические нормы. Ожидания участников группы и групповые нормы. Оптимальная групповая культура. Стадии работы в группе. Образование подгрупп. Конфликт в группе и его использование. Самораскрытие (риски и функции). Завершение терапевтического курса (представления и чувства клиентов в связи с окончанием терапевтического курса). Завершение работы группы (возможные реакции на боль расставания). Корригирующий эмоциональный опыт. Воспроизведение клиентом в группе непродуктивных моделей социального взаимодействия. Феномен групповой сплоченности. Запросы на совет и советование. Терапевтические факторы в восприятии клиентов. Личность терапевта. Непрозрачность терапевта и могущество. Прозрачность и человечность терапевта. Перенос и контрперенос. Децентрация позиции терапевта. Навыки группового психотерапевта. Определение принципа здесь-и-сейчас и его связь с эффективностью терапии. Статус терапевта в группе (наблюдатель-клиент-терапевт). Одновременная индивидуальная и групповая терапия. Особые клиенты в группе. Оценка эффективности работы группы. Обучающая группа и психотерапевтическая группа. Знания, умения и навыки группового психотерапевта. Стили руководства группой. Личность группового психотерапевта.

Основная литература

  1. Орлов А.Б. Психология личности и сущности человека: Парадигмы, проекции практики: Учебное пособие для студ. психол. факультетов вузов. М.: Академия, 2002. – С.208-222.

  2. Роджерс К.Р. Клиент-центрированная психотерапия. М.: ЭКСМО-Пресс, 2002.

  3. Ялом И. Теория и практика групповой психотерапии. СПб.: Питер, 2000.

Дополнительная литература

              1. Витакер Д.С. Группа как инструмент психологической помощи. М.: Класс, 2000.

              2. Карл Роджерс и его последователи. Психотерапия на пороге ХХI века. М.: Когито-Центр, 2000.

              3. Кочюнас Р. Психологическое консультирование. Групповая психотерапия. М.: Академический проект, 2010.

              4. Рудестам К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика. – М.: Прогресс, 1990.

              5. Rogers C. On Encounter Groups. – London: Harper and Row, 1970.

Практика психотерапевтического взаимодействия. Медицинская, педагогическая и психологическая парадигмы межличностного взаимодействия как основания практик психотерапевтического взаимодействия в психоаналитической, поведенческой и гуманистической психотерапии. Соотношение диагностической, дидактической и терапевтической функций практики основных психотерапевтических направлений. Структура психотерапевтического взаимодействия. Специфические аспекты практики психотерапевтического взаимодействия в гуманистической психотерапии (позиция терапевта, позиция клиента, существо психотерапевтического отношения, цель и средства психотерапевтической работы). Ценностные установки терапевта и их влияние на терапевтический процесс. Профессиональные установки: триада Роджерса. Эмпатия, ее психологическое содержание. Эмпатическое слушание, его виды и характеристики (пассивное слушание, слушание с реакцией подтверждения, активное слушание и его формы). Уровни эмпатического понимания. Герменевтическая эмпатия. Безусловное принятие, его проявления и функции в терапевтическом процессе. Конгруэнтность психотерапевта, ее способы реализации и эффекты. Интенциональный состав психотерапевтической речи. Изменения интенционального состава речи психотерапевта в процессе его профессионального становления. Интенциональные основания и границы психотерапевтического метода. Специфика направленности психотерапевтического взаимодействия. Внутреннее «я» клиента. Развитие самосознания клиента в процессе формирования психотерапевтических отношений. Специфика первичного приема. Освобождение внутреннего пространства для клиента. Терапевтический контакт: его установление, развитие и углубление, завершение. Практика делегирования инициативы, свободы и ответственности клиенту. Эмпатическая природа психотерапевтического контакта. Вербальные и паравербальные особенности речи психотерапевта. Проблемы и важные характеристики завершения контакта. Основные формы понимания в психотерапии. Причины преимущественного фокусирования на переживаниях клиента в клиентоцентрированной терапии. Эмоциональные переживания как процесс. Структура терапевтического процесса. Когнитивный и эмоциональный аспекты процесса. Стадии терапевтического процесса. Уровни терапевтической работы с клиентом (по Sachse), их назначение и обоснование. Результативность психотерапии. Установки психотерапета и клиента, влияющие на успешность психотерапии. Критерии результативности терапевтического процесса. Супервизия в практике работы психотерапевта. Контртерапевтические установки в терапевтическом общении. Техники и виды супервизии.

Основная литература

  1. Бурлачук Л.Ф., Кочарян А.С.,Жидко М.Е. Основы психотерапии. Киев-Москва, 1999. С. 12-129, 191-351, 353-369.

  2. Бьюндженталь Л. Наука быть живым: диалоги между терапевтом и пациентом. М.: Класс, 1998. С. 20-262.

  3. Роджерс Карл Р. Консультирование и психотерапия. «ЭКСМО-Пресс»,1999 С.126-140.

Дополнительная литература

  1. Джендлин Ю. Фокусирование. Новый психотерапевтический метод работы с переживанием. М.: Класс, 2000. С. 400-422.

  2. Кан М. Между психотерапевтом и клиентом: новые взаимоотношения. СПб.: Б.С.К., 1997. 143 с.

  3. Кириллова Е.И. Интент-анализ психотерапевтической речи: автореф. дисс. …. канд. психол. наук. М., 2010.

  4. Супервизия супервизора: практика в поиске теории. М.: Когито-центр, 2006. 352 с.

  5. Файн Сара Ф., Глассер Пол Г. Первичная консультация: установление контакта и завоевание доверия. М.: Когито-центр, 2003. С.15-21, 199-

Консультативная персонология. Проблема сосуществования двух ветвей психологического знания: фундаментальной и практической психологии личности: «кризис двух психологий». Идея общей персонологии как «науки личности»: единства «академической» психологии и существующих сегодня «психотехнических систем». Условия синтеза: экспертиза языка науки под углом зрения используемости; эспертиза принципов и фактов под углом зрения нетривиальности, информативности, субъективной значимости, действенности. Проблема синтеза естественно-научной и гуманистической парадигм в построениии консультативной практики.

Категории психосферы: кластеры категорий «субстанциональности», «направленности», «активности», «когнитивности», «отношения», «со-бытийности», «действительности» и плеяды категорий «биоцентрических», «протопсихологических»,«базисныхпсихологических»,«метапсихологических», «экстрапсихологических». Ключевые понятия теории и их методологический смысл. Субъект. Личность. «Постулат сообразности» и «принцип неадаптивности». Принцип активной неадаптивности. Феноменология «надситуативной активности». Формальные модели состоятельности устремлений. Методы работы с запросами и ресурсами. «Мультисубъектность личности»: единство «я в себе и для себя» и «я в другом и для другого»; сопряженность «Мое Я – Мое Ты»; «значимые другие» во мне и «я как значимый другой» в жизни других; феноменология «присутствия» присутствующий в других; потребность и способность персонализации; феноменология отраженной субъектности. Позиция психолога-консультанта. Критерии нормы и патологии в функционированни «субъектов» («субличностей»), образующих индивидуальность (основанные на предлагаемых критериях диференциации «ясного» и «измененного» состоятния сознания). Актуализация субъектных позиций (эго-состояний) в условиях гештальттерапии, психодрамы, психосинтеза, процессуально-ориентированной терапии, трансактного анализа. Становление «рефлексивного Я» как условия внутренней коммуникации между эго-состояниями личности.

Четырехуровневая модель построения и оценки эффективности консультативного процесса: «Что делать завтра?», «Как это понять и объяснить?», «Каким образом изменить («перерешить»)?», «Что это значит для консультанта и консультируемого?» Возможности персонального саморазвития в качестве психологов-профессионалов, – «найти свой стиль и усилить себя».

Методы консультирования. «Поддерживающие техники» и «Психотерапевтические вмешательства». Методология «до – после» и методология «мониторинга контакта» Микростуктурный анализ аудио и видеозаписей взаимодействия в системе клиент терапевт. Метод отраженной субъектности. Метапозиция персонолога–консультанта по отношению к психологу-консультанту и его супервизору. Интуитивные (собственные представления слушателей) и «канонические» (общепризнанные в мире консультантов) представления о личности «идеального консультанта». Типичные ошибки консультирования. Типы психотерапевтов и консультантов; необходимость супервизии.

Трансактный анализ (теория личности и интегральная психотерапия) как объект консультативной персонологии. Структурный анализ, анализ трансакций, анализ сценариев жизни и условий преодоления сценариев.

Основная литература

  1. Петровский В. А. Личность в психологии: парадигма субъектности.

Р/на/Дону, 1996.

  1. Петровский В. А. Основы практической консультативной психологии.

Москва, 2008.

  1. Петровский В. А. Логика «Я»: персонологическая перспектива. Самара

2010;

  1. Петровский В. А. Человек над ситуацией. Москва, 2010.

Дополнительная литература

        1. Берн Э. Что вы говорите после того, как сказали «Привет». Москва 2004.

        2. Джойнс В., Я. Стюарт. Современный трансактный анализ. - СПб.: Социально-психологический центр, 1996.

        3. Петровский А.В. Ярошевский М. Г. Теоретическая психология. М. Логос, 2003.

        4. Петровский В.А.. «Метасловарь» // Э Берн. Транзактный анализ в психотерапии. -Академический проект. Москва 2001.

  1. Сосланд А. Фундаментальная структура психотерапевтического метода или как создать свою школу в психотерапии

Основные направления современной психотерапии.

Три основных блока когнитивно-бихевиоральных подходов: методы, основанные на теории научения; методы, основанные на теории информации; методы, основанные на интеграции принципов теории научения и теории информации. Основные методологические принципы когнитивной психотерапии Аарона Бека. Основные понятия: систематическое предубеждение, когнитивный сдвиг, когнитивные структуры, автоматические мысли, когниции - «правила». Четыре основных этапа когнитивной психотерапии Бека. Когнитивные модели личностных расстройств, депрессии, тревожных расстройств, фобии. Рационально-эмотивная терапия Эллиса. Четыре группы иррациональных установок личности. Понятие эмоционально-когнитивной связи. Основные техники РЭТ: формула АВС, определение убеждений. Традиционные оперантные теории и теории социального научения: различные взгляды на человеческое поведение. 7 активных элементов поведенческого консультирования. Основные техники поведенческого подхода: техника прогрессивной мышечной релаксации, ментальная релаксация, моделирование, или поведенческая репетиция и т.п.

Теоретико-психологические основы психодрамы. Теория динамики ролей, теория спонтанности, социометрия. Клиентцентрированная модель психодрамы и социодрама. Основные фазы психодрамы. Основные техники психодрамы. Авторские методики психодрамы: Лопухина Е. «Зазеркалье», Московцева О. «Психодрама кризисов реальности», Лурье Ж. «Дверь в полу». Метод скриптодрамы (интерпретация Шапошникова В.), происхождение, основные особенности.

Сказкотерапия как процесс поиска смысла, расшифровки знаний о мире и взаимоотношениях в нем. Сказкотерапия как процесс объективации проблемных ситуаций. Использование метафор, притч, сказок в различных психотерапевтических модальностях. Проективная сказка в диагностике межличностных отношений. Основные принципы работы с психотерапевтической сказкой. Создание сказки клиентом, методика Ф. Инглиш. Получение сценарного материала по анализу сказки. Законченные и незаконченные сказочные истории. Анализ прошлого и прогноз в будущее.

Основные положения и основные понятия гештальт-терапии Ф. Перлза. Области применения и терапевтические цели гештальт-терапии. Центральная парадигма, понятие об инстинктивном цикле. Модель рассмотрения природы переживания контакта, стадии контакта, виды прерывания контакта, циклическая характеристика жизненных процессов. Методы и техники гештальт-терапии.

Характерные особенности и базисные принципы НЛП. Основные понятия: ведущие репрезентативные системы, транс, проблемные состояния, ресурсное состояние, конгруэнтность, внутренний конфликт. «Три кита» искусного коммуникатора. Характеристика психотерапевтического контакта в НЛП, базисные способности психотерапевта и их развитие, основные характеристики психотерапевтического взаимодействия. Процесс психотерапии в НЛП, его базисные компоненты. Метамодель, рефрейминг, использование притч, метафор, историй. Некоторые техники и приемы психотерапевтической работы: зрительное слияние, якорение, визуально-кинестетическая диссоциация, работа с негативными переживаниями, фобиями.

Основная литература

  1. Основные направления современной психотерапии. М.: Когито-Центр, 2000.

  2. Соколова Е.Т. Психотерапия: теория и практика. М.: Академия, 2002.

  3. Хайгл-Эверс А., Хайгл Ф, Отт Ю., Рюгер У. Базисное руководство по психотерапии / Пер. с нем. Т. Беллендир, М.. Зотова и др. С. - Петербург: Восточно-Европейский Институт психоанализа, Речь, 2001.

Дополнительная литература

  1. Айви А.Е.  Айви  М.Б., Саймэн-Даунинг Л. Психологическое консультирование и психотерапия. М.: Психотерапевтический колледж, 2000.

  2. Психологическое консультирование и психотерапия: Сборник статей. М.: 2004.

  3. Макаров В.В. Психотерапия нового века. М.: Академический проект, 2001.

Современные модели клиентоцентрированной психотерапии. Эволюция взглядов К. Роджерса. «Ранняя» и «поздняя» версия клиентоцентрированной терапии. Проблемы развития КЦТ: авторитарное «роджерианство» vs. размывание границ подхода. Кризис идентичности клиентоцентрированных терапевтов. Основные векторы развития: развитие практики, расширение методов работы, прогресс в исследованиях, развитие обучающих программ, развитие теории (К. Роджерс). Современное состояние и перспективы клиентоцентрированной психотерапии.

Основные направления развития клиентоцентрированной психотерапии. Развитие «классической» версии клиентоцентрированной психотерапии К. Роджерса. Экспириентальный подход (Ю. Джендлин). Экспериментальный подход: проблема факторов, благотворно воздействующих на процесс терапии. Аналитическое направление. Когнитивно-бихевиоральный подход: модель Э. Медоуса. Новые методы и техники клиентоцентрированной терапии. Экспрессивная терапия (Н. Роджерс и др.): работа с образами. Фокусинг: работа с ощущениями. КЦТ и психодрама. КЦТ и иные психотерапевтические школы. Влияние гуманистической психологии на развитие трансперсональной психологии. КЦТ и постмодернистские направления в психотерапии.

Базовые условия психотерапии: эмпатия, конгруэнтность, безоценочное принятие. Дискуссии об их необходимости и достаточности. Их соотношение в современных направлениях клиентоцентрированной терапии. Развитие представлений о феномене эмпатии. «Герменевтическая» эмпатия (В. Кайль). Модель цикла эмпатического взаимодействия. Дискуссии о феномене конгруэнтности. Дискуссии о феномене безоценочного принятия.

Возможности клиентоцентрированной психотерапии в работе с семьями. Вклад В. Сатир. Сравнение классических методов работы с семьей (системная семейная терапия) и методов КЦТ. Образ ребенка в гуманистической психологии. Специфика клиентоцентрированной психотерапии в работе с детьми. Основные принципы недирективной игровой терапии Г. Лендрета, В. Экслайн. Случай Дибса. Групповая клиентоцентрированная терапия. Перспективы работы в формате encounter-group. Выход за пределы психотерапии. Концепция «базовой встречи» в решении острых социальных конфликтов и работе с мировыми проблемами.

Приезд К. Роджерса в Москву (1986г.). Влияние идей К. Роджерса на положение дел в академической и практической психологии. Развитие клиентоцентрированной психотерапии в контексте отечественной психологии. Триалогический подход А.Б. Орлова. Понимающая психотерапия Ф.Е.Василюка. Практика и обучение клиентоцентрированной психотерапии в России.

Основная литература

  1. Карл Роджерс и его последователи: психотерапия на пороге ХХI века / Под ред.Дэвида Брэзиера. – М.: Когито-центр, 2005. – 315с.

  2. Колпачников В.В. Человекоцентрированный подход сегодня // Вопросы психологии, 2007, №4, с. 182-184

Дополнительная литература

  1. Василюк Ф.Е. От психологической практики к психотехнической теории // Московский психотерапевтический журнал, 1992, №1. с. 15-32

  2. Кайль В. Герменевтическая эмпатия в клиентоцентрированной терапии. /script/golink.php?id=5028

  3. Орлов А.Б. Человекоцентрированный подход в психологии, психотерапии, образовании и политике. Основоположник человекоцентрированного подхода (К 100-летию со дня рождения К. Роджерса) / /library/scipubl/rogers100.html (на 01.09.2010)

  4. Орлов А.Б., Хазанова М.А. Феномены эмпатии и конгруэнтности. // Вопросы психологии, 1993, № 4.

  5. Роджерс К. В мире советского профессионала. /library/scipubl/rogers97.html#com (на 01.09.2010)

Человекоцентрированный подход в социальной сфере. Новая психотерапия, недирективный подход, клиеноцентрированный подход, человекоцентрированный подход К.Роджерса. Содержание и форма межличностных отношений. Универсализм психотерапевтического отношения. Специфика отношений человек – человек.

Виды учения. Обучение, центрированное на учащихся. Понятие фасилитации учения. Установки, фасилитирующие учение. Подлинность в процессе обучения. Политика традиционного и человекоцентрированного обучения. Типы учебной дисциплины. Эмпирические свидетельства эффективности человекоцентрированного обучения. Проблемы человекоцентрированного подхода в сфере образования. Тренинги эффективности учителя и родителя (Т.Гордон). Система образования в человекоцентрированной перспективе.

Клиентоцентрированные установки и тенденции в бизнесе. Тренер, консультант, коуч, фасилитатор в организации. Психологическое сопровождение индивидуальных и групповых процессов и достижений. Человеческие ресурсы процессов индивидуального и группового развития.

Человекоцентрированный подход и практика урегулирования этнических, расовых и политических конфликтов. Распределение и перераспределение власти. Политика как поведение в ситуации конфликта интересов. Центрация на факторах ситуации конфликта интересов. Центрация на людях в ситуации конфликта интересов. Фасилитация общения в ситуации конфликта интересов. Реальность общения и снижение межличностной напряженности. Человеческое измерение в политике.

Функция лидера в современном обществе. Лидерство как фактор личностного роста и движущая сила социального и предпринимательского развития. Роль лидера в условиях глобализации рынка. Принципы эффективного взаимодействия человека и системы: самореализация и взаимная функциональность. Лидер и система. Ответственность лидера перед жизнью. Понятие креативности. Личностные предпосылки лидерства и креативности.

Основная литература

  1. Гордон Т. Курс эффективного преподавателя. Как раскрыть в школьниках самое лучшее. М.: Ломоносов, 2009. – 432 с.

  2. Роджерс К., Фрейберг Д. Свобода учиться. – М.: Смысл, 2002. – 527 с.

Дополнительная литература

  1. Merry T. A Guide to the Person-Centered Approach. London: AHP(B), 1990.

  2. Kirschenbaum H., Henderson V. (Eds.) The Carl Rogers Reader. Boston: Houghton Mifflin Company, 1989.

  3. Колпачников В.В. Человекоцентрированный подход в практике психологического консультирования персонала организаций // Вопросы психологии, 2000, 3.

Человекоцентрированный подход и современная семейная психотерапия.

Гуманистическая психология и ее понимание человека. Гуманистическая психология о семье: основные идеи и принципы.

Исторический контекст возникновения системного подхода в мировой культуре, науке и терапии. Роль кибернетики в возникновении системного подхода в психологии. Теория коммуникации и системный подход. Методологическая база подхода, основные школы и их представители. Общее понимание проблем человека в системном подходе.

        Системный поход как методология подхода к проблемам семьи. Методология подхода к семье в кибернетической теории и теории коммуникаци как надиндивидуальному образованию, подчиняющемуся действию системных зависимостей, нон-суммарность, целостность, принцип осциляции; эквифинальность семьи как живой системы. Коммуникационные паттерны как целостные структуры межличностного взаимодействия. Представление о функциональной семье в ССТ – структурные, поведенческие особенности функциональной (здоровой) семьи. Жизненный цикл семьи и функциональные способы его прохождения. Ценностные представления, стоящие за представлениями о функциональности в Системном подходе.

Сопоставление ценностных ориентиров и идейных принципов в подходе к семье в Гуманистической и Системной психологий. Примеры работы с семьей К.Роджерса, В. Сатир. Принципы помощи человеку и семье в человекоцентрированном подходе. Приоритет индивидуального. Важность конгруэнтной коммуникации и принятия другого в семье. Невозможность системности с точки зрения индивидуалистских принципов человеко-центированного подхода. Дискуссия В.Сатир и С.Минухина. Основные приемы и техники работы с семьей в человекоцентированном подходе. Эмоционально-фокусированная супружеская терапия (Сьюзан Джонсон, Лесли Гриндберг). Этические принципы работы с семьей – роль идеалов и ценностей гуманистической терапии и этические принципы, вытекающие из системно- ориентированной работы терапевта.

Новый философский контекст развития терапевтических идей в 20 в. Модернизм-постмодернизм, стурктурализм-поструктурализм, неклассическая и постнеклассическая рациональность. Кибернетика второго порядка. Влияние идей постмодернизма, поструктурализма, конструктивизма (деконструктивизма) на современную терапию и их преломление в современной терапевтической методологии.

Представление о терапевтическом воздействии в классической терапии и постклассической терапии – смена методологических постулатов (Г.Будинайте) Постклассическое представление о природе терапевтического контакта, смена представлений о терапевтической и клиентских позиций в терапии 21 в.

Общее представление об основных постклассических направлениях конца 20-нач 21 вв. Их основные представители, “ареал распространения”. Ведущие направления постклассической – постмодернистской терапии – ОРКТ и нарративный подход. Их методологическое соотношение и сосуществование. Общее и различие в методологической и идейной базе подходов. Специфика методических приемов и техник.

Действительные и “мнимые” точки пересечения новой постмодернисткой (постклассической) терапии с человекоцентированным подходом и его принципами.

Основная литература

  1. Варга А.Я. Г.Л.Будинайте. Теоретические основы системной семейной терапии. // Системная семейная терапия: Классика и современность. М.: Независимая фирма “Класс”, 2005. с.11-59;

  2. Роджерс К. Психология супружеских отношений. Возможные альтернативы. (Серия «Психология для всех»). Пер. с англ. В. Гаврилова. М.: Изд-во Эксмо-пресс, 2002. 288 с.

Дополнительная литература

  1. Ахола Т. Фурман. Б. Краткосрочная позитивная терапия (Терапия фокусированная на решении). СПб.: Речь, 2000. 220 с.

  2. Бейтсон. Г. Экология разума. Избранные статьи по антропологии, психиатрии и эпистемологии. Пер. с англ. М.: Смысл, 2000 г. 476 с.

  3. Будинайте Г.Л. Ориентированная на решение краткосрочная терапия. / Системная семейная терапия: Классика и современность. М.: Независимая фирма “Класс”, 2005. 400 с., с. 233-269;

  4. Будинайте Г.Л. Классическая системная семейная терапия и постклассические направления // Московский психотерапевтический журнал. 2001, № 3, c.79-90.

  5. Жорняк Е.С. Нарративная терапия. / Системная семейная терапия: Классика и современность. М.: Независимая фирма “Класс”, 2005. 400 с. , c. 271-322.

НИС Методология человекоцентрированного подхода. Значения термина «феноменология». Феноменология, феноменологический метод и феноменологический подход. Непосредственный эмоциональный опыт как предмет исследования. Безусловность, беспредпосылочность, беспредвзятость, принятие, эмоциональное понимание как необходимые исследовательские установки. Обнаружение новых элементов эмоционального опыта как цель и результат исследовательской и практической работы в рамках феноменологического метода. Границы феноменологического подхода: фактологический подход. Варианты феноменологического подхода: эмпирическая (наивная) феноменология, философская феноменология, операционализированная (аналитическая) феноменология, дескриптивная феноменология, герменевтическая феноменология. Обучение феноменологии как культивирование, практика и рефлексия феноменологической работы. Специфика феноменологического метода К.Роджерса: принцип принятия различных методологических установок в науке; принцип относительности любого знания; принцип адекватности методологии предмету исследования; принцип погружения в непосредственный эмоциональный опыт как способ исследования и познания; принцип вовлечения исследуемых в процесс исследования на всех его этапах (планирование, сбор данных, анализ результатов, интерпретация результатов, выводы). Феноменология с человеческим лицом. Примеры феноменологических и комбинированных исследований. Проблема публикации результатов исследования. Проблема финансирования феноменологических исследований. Проблема институциализации феноменологических исследований. Возникновение новой психологии как следствие методологической переориентации исследовательской практики. Специфика психотерапевтического отношения. Конструктивные личностные изменения. Психотерапевтические установки, обеспечивающие психотерапевтические эффекты. Конгруэнтностое самовыражение. Безусловное позитивное принятие. Эмпатическое понимание. Процесс психотерапии. Отношения Власти. Медицинская модель. Психологическая модель. Тенденция к самоактуализациии и форматирующая тенденция. Психотерапевтические виньетки. Элементы психотерапевтического опыта (работа в триадах) и их рефлексия. Критика человекоцентрированного подхода: дискуссия о природе человека; проблематика трансферентных отношений; диагностический инструментарий в работе психотерапевта; ограничения вербального психотерапевтического взаимодействия; игнорирование элементов конфронтации в работе с клиентом; элитарная установка; индивидуалистическая концепция «я»; игнорирование гендерных и культурных переменных в работе психотерапевта.

Основная литература

  1. Карл Роджерс и его последователи: психотерапия на пороге XXI века. М.: Когито-Центр, 2005.

  2. Колпачников В.В. Человекоцентрированный подход сегодня // Московский психотерапевтический журнал, 2009, №1. – C. 136-146

  3. Орлов А.Б. Человекоцентрированный подход в психологии, психотерапии, образовании и политике (к 100-летию со дня рождения К.Роджерса) // Вопросы психологии, №2, 2002.

  4. Роджерс К., Фрейберг Д. Свобода учиться. – М.: Смысл, 2002. – 527 с.

Дополнительная литература

  1. Специальный выпуск: Феноменологический подход в психологии и в психотерапии // Московский психотерапевтический журнал, 2009, 2.

  2. Kirschenbaum H., Henderson V. (Eds.) The Carl Rogers Reader. Boston: Houghton Mifflin Company, 1989. – 526 pp.

  3. Merry T. A Guide to the Person-Centered Approach. London: AHP(B), 1990.

  4. Rogers C. Toward a More Human Science of the Person In: Kirschenbaum H., Henderson V. (Eds.) The Carl Rogers Reader. Boston: Houghton Mifflin Company, 1989. 279-295 pp.

НИС Эмпирические исследования в рамках человекоцентрированного подхода. Специфика феноменологического метода К.Роджерса. Возникновение новой психологии как следствие методологической переориентации исследовательской практики. Исследования необходимых и достаточных условий позитивных личностных изменений клиента в процессе психотерапии. Исследования фасилитации психотерапевтического процесса. Исследования фасилитации процесса фокусирования. Исследования фасилитации процесса учения. Исследования фасилитации процесса общения в группе. Исследования фасилитации переговорного процесса. Примеры использования качественных и количественных методов исследования в рамках человекоцентрированного подхода. Проблемы, связанные с использованием как качественных, так и количественных исследовательских методов. Критика исследовательской практики в рамках человекоцентрированного подхода. Практическая направленность и ориентация большинства сторонников человекоцентрированного подхода. Отсутствие базового психологического образования у многих сторонников человекоцентрированного подхода. Недостаточная разработанность качественных методов в психологии. Неадекватность количественных методов исследования применительно к ряду предметных психологических областей, в которых представлен человекоцентрированный подход. Основные дефекты дизайна компаративных исследований в области психотерапии и консультирования.

Основная литература

        1. Карл Роджерс и его последователи: психотерапия на пороге XXI века. М.: Когито-Центр, 2005.

        2. Колпачников В.В. Человекоцентрированный подход сегодня // Московский психотерапевтический журнал, 2009, №1. C. 136-146

        3. Орлов А.Б. Человекоцентрированный подход в психологии, психотерапии, образовании и политике (к 100-летию со дня рождения К.Роджерса) // Вопросы психологии, №2, 2002.

        4. Роджерс К., Фрейберг Д. Свобода учиться. – М.: Смысл, 2002. 527 с.

Дополнительная литература

  1. Специальный выпуск: Феноменологический подход в психологии и в психотерапии // Московский психотерапевтический журнал, 2009, 2.

  2. Kirschenbaum H., Henderson V. (Eds.) The Carl Rogers Reader. Boston: Houghton Mifflin Company, 1989. 526 pp.

  3. Merry T. A Guide to the Person-Centered Approach. London: AHP(B), 1990. 52 pp.

  4. Rogers C. Toward a More Human Science of the Person In: Kirschenbaum H., Henderson V. (Eds.) The Carl Rogers Reader. Boston: Houghton Mifflin Company, 1989. 279-295 pp.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ

К ИТОГОВОМУ ГОСУДАРСТВЕННОМУ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОМУ

ЭКЗАМЕНУ ПО НАПРАВЛЕНИЮ 030300.68 ПСИХОЛОГИЯ

(дисциплины по выбору)

  1. Главные методологические модели философской психологии XIX века.

  2. Основные категории и методические приемы трасцендентальной феноменологии.

  3. Интерпретация феноменологии в современных экзистенциальных и гуманистических вариантах психологического анализа.

  4. Основные понятия диалогического подхода.

  5. Личность как триалог (А.Б. Орлов).

  6. Психотерапия как процесс согласования я и Перзон (по Лэнгле), сознательно-логического «я» и Онто Ин-се (по Менегетти).

  7. Психотерапия как фасилитация творчества.

  8. Развитие принципов человекоцентрированного подхода в экспрессивной психотерапии.

  9. Основные техники экспрессивной психотерапии и возможности их применения.

  10. Место понятия «личностный рост» в основных направлениях психотерапии и консультирования

  11. Источники, условия и барьеры для личностного роста

  12. Представления о личностном росте и духовном развитии в трансперсональной психологии.

  13. Композиция психотерапевтической группы.

  14. Стадии развития психотерапевтической группы.

  15. Принцип здесь-и-сейчас в групповой психотерапии.

  16. Структура, содержание, стадии психотерапевтического контакта.

  17. Структура, содержание, стадии психотерапевтического процесса.

  18. Супервизия в контексте деятельности психотерапевта. Формы супервизии.

  19. Условия синтеза фундаментальной и практической психологии личности.

  20. Мультисубъектная теория личности как ориентир персонологического консультирования.

  21. Объект, предмет, методы консультативной персонологии.

  22. Принципы, модели и техники когнитивной психотерапии (А. Бек, А. Эллис).

  23. Принципы, модели, техники психодрамы и сказкотерапии.

  24. Принципы, модели, техники НЛП и гештальт-терапии.

  25. Актуальное состояние и векторы развития клиентоцентрированной психотерапии

  26. Современные модели клиентоцентрированной психотерапии: взгляды на роль эмпатии, конгруэнтности, безоценочного принятия в терапевтическом процессе

  27. Экспириентальный подход (Ю. Джендлин). Техника фокусирования.

  28. Проблемы, результаты и перспективы человекоцентрированного подхода к образованию.

  29. Эффекты человекоцентрированного подхода в переговорных процессах и межэтнических коммуникациях.

  30. Специфика гуманистического лидерства.

  31. Историческое соотношение человекоцентрированной и системной терапии. Особенности работы с семьей К. Роджерса и В. Сатир.

  32. Философские и методологические основания системной семейной терапии.

  33. Основные направления классической и постклассической терапии

  34. Понимание симптома и основных способов воздействия на проблему в основных направлениях системной семейной терапии.

  35. Методологические принципы человекоцентрированного подхода. Критика человекоцентрированного подхода.

  36. Специфика организации эмпирических исследований в рамках человекоцентрированного подхода

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ОТВЕТА НА ЭКЗАМЕНЕ

К ИТОГОВОМУ ГОСУДАРСТВЕННОМУ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОМУ

ЭКЗАМЕНУ ПО НАПРАВЛЕНИЮ 030300.68 ПСИХОЛОГИЯ

На государственном экзамене выпускник должен подтвердить знания в области дисциплин направления и специальных дисциплин, достаточные для выполнения различных видов профессиональной деятельности (экспертно-диагностической, коррекционно-консультативной, научно-исследователь-ской, образовательно-просветительской) и проявить свои функциональные возможности к самостоятельным суждениям на основе имеющихся знаний.

Он должен иметь сформированное научное мировоззрение и продемонстрировать на итоговом государственном экзамене владение:

1) сформированной системой научных понятий:

  • уметь конструировать определения понятий;

  • грамотно раскрывать содержание понятий, давать характеристику существенных признаков психологических объектов или явлений, отраженных в понятиях;

  • уметь логически устанавливать взаимосвязи между понятиями различного рода и уровня, выделять иерархические и ассоциативные связи между понятиями.

2) фактами психологических теорий:

  • знать теории классической и современной психологии и уметь раскрывать их содержание, знать работы ведущих отечественных и зарубежных психологов;

  • уметь объяснять психологические факты и закономерности, их сущность, структуру и функции, устанавливать взаимосвязи между фактами и выделять иерархические и ассоциативные отношения между ними;

  • иметь представление о практических приложениях теории, ее прогностических возможностях.

3) методами и процедурами:

  • уметь раскрывать содержание метода и процедуры, давать характеристику действий и операций, составляющих сущность метода, процедуры и логической последовательности их применения;

  • давать характеристику условий применения метода, процедуры;

  • демонстрировать знание алгоритма выполнения конкретных действий в различных направлениях профессиональной деятельности (экспертно-диагностической, коррекционно-консультативной, научно-исследовательской, образовательно-просветительской).

Диагностическая шкала оценки ответа студента

Оценка знаний выпускника-психолога проводится с помощью следующей десятибалльной шкалы и фиксируется в оценочном листе

«Отлично»

10, 9, 8

«Хорошо»

7, 6

«Удовлетворительно»

5, 4

«Неудовлетворительно»

3, 2, 1

10. Ответ демонстрирует наличие трех компонентов. При ответе студент демонстрирует глубокий анализ освещаемых проблем, высказывает собственную аргументируемую позицию.

7. Ответ демонстрирует наличие двух компонентов, а третий присутствует частично.

При ответе студент демонстрирует глубокий анализ освещаемых проблем.

5. Ответ демонстрирует наличие двух компонентов, а третий отсутствует.

3. Ответ демонстрирует частичное наличие всех трех компонентов.

9. Ответ демонстрирует наличие трех компонентов.

При ответе студент демонстрирует глубокий анализ освещаемых проблем.

6. Ответ демонстрирует наличие двух компонентов, а третий присутствует частично.

4. Ответ демонстрирует наличие одного компонента, а два других представлены частично.

2. Ответ демонстрирует частичное наличие одного компонента, при этом два других компонента отсутствуют.

8. Ответ демонстрирует наличие трех компонентов.

1. Ответ не демонстрирует ни один из компонентов.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Программа дисциплины Научно-исследовательский семинар «Методология исследований в персонологии»

    Программа дисциплины
    Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»Программа дисциплины Научно-исследовательский семинар «Методология исследований в персонологии» для направления 030300.
  2. М. А. Шолохова Утверждаю: Ректор мггу им. М. А. Шолохова Нечаев В. Д. 20 г. Основная образовательная программа (3)

    Основная образовательная программа
    Социальной ролью (миссией) данной ООП является подготовка высококвалифицированного специалиста - магистра по специальности 030300 «Психология», способного решать задачи, соответствующие его квалификации.
  3. В отделении психологии и возрастной физиологии к декабрю 2008 г состоят 28 действительных членов рао и 29 членов-корреспондентов рао

    Документ
    В Отделении психологии и возрастной физиологии к декабрю 2008 г. состоят 28 действительных членов РАО и 29 членов-корреспондентов РАО. До конца марта деятельностью Отделения руководило бюро в составе: Фельдштейн Д.
  4. Правила проведения вступительных (аттестационных) испытаний, проводимых вузом самостоятельно в фгбоу впо «пглу» (письменно) в 2012 году Вступительные испытания в фгбоу впо «пглу» организуются для лиц

    Документ
    - имеющих среднее профессиональное образование при приеме для обучения по программам бакалавриата или программам подготовки специалиста соответствующего профиля;
  5. Программы Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК)

    Документ
    пониманию значения гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации; совершенствованию и развитию общества на принципах гуманизма,

Другие похожие документы..