Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Активные торгово-экономические отношения России (в лице СССР) с арабскими странами устанавливаются в 1950-60гг. В начале 50-х гг. СССР осознает страте...полностью>>
'Документ'
Цель: познакомить учащихся с творчеством писателя Н.С. Лескова, проанализировать сказ «Очарованный странник»; разобраться в особенностях изображения р...полностью>>
'Литература'
Создание базы для освоения основных понятий и методов современной математики. Освоение курса «Математический анализ» позволит студентам самостоятельно...полностью>>
'Автореферат'
Защита диссертации состоится «01» октября 2009 г. в часов на заседании диссертационного совета Д 513.002.02. при АНО ВПО ЦС РФ «Российский университе...полностью>>

Герменевтика межличностной коммуникации

Главная > Автореферат
Сохрани ссылку в одной из сетей:

На правах рукописи

Болдонова Ирина Сергеевна

ГЕРМЕНЕВТИКА МЕЖЛИЧНОСТНОЙ КОММУНИКАЦИИ

Специальность 09.00.11- социальная философия

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

доктора философских наук

Улан-Удэ -2009

Работа выполнена на кафедре философии ГОУ ВПО

«Восточно-Сибирский государственный технологический университет»

Министерства образования и науки Российской Федерации

Научный консультант: доктор философских наук, профессор

Мантатов Вячеслав Владимирович

Официальные оппоненты:

доктор философских наук, профессор

Коноплев Николай Сергеевич;

доктор философских наук, профессор

Фомина Марина Николаевна;

доктор философских наук, профессор

Балханов Гавриил Иванович

Ведущая организация:

ГОУ ВПО «Забайкальский государственный гуманитарно-педагогический

университет им. Н.Г. Чернышевского»

Защита диссертации состоится ___________ 2010 года в ___ часов на заседании диссертационного совета Д 212.022.01 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора наук при Бурятском государственном университете по адресу: 670000, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, д. 24-a, конференц-зал.

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Бурятского государственного университета им. Д. Банзарова.

Автореферат разослан « » 2010 г.

Ученый секретарь диссертационного совета,

доктор философских наук, Кузнецова А.М.

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования.

Социальная коммуникация, в том числе и межличностная коммуникация стала проблемным полем философских исследований в ХХ веке, поскольку изучая природу общения, можно выявить внутренние закономерности и противоречия становления индивида, его личностных характеристик.

Полноценная деятельность людей неотъемлемо связана с общением, диалогическая природа нашего бытия является главным характерным признаком и условием нашего существования. В современном мире индивид ежедневно сталкивается с изменяющимися условиями общения. В век распространения массовой коммуникации и техногенных явлений личность часто ощущает надломленность, одиночество, разлад с собой и с окружающей действительностью, отсутствие теплоты и задушевности межличностного общения часто приводит к трагической неудовлетворенности жизнью и к отчуждению.

В создавшейся ситуации больше всего страдает межличностная коммуникация как разновидность социальной коммуникации, отражающая специфику взаимодействия индивидов как социальных существ, обеспечивающей нормальную совместную жизнедеятельность людей.

Общественно-политическая ситуация в России XXI века, реформы, преобразования во многих областях способствуют изменениям межличностной коммуникации. Трансформация коммуникационных процессов происходит в политике, государственной власти, экономике, образовании, культуре, требования демократических прав и свобод касаются критериев формирования новой личности. Действительность предъявляет теперь повышенные требования к коммуникативным навыкам и способностям современного человека, который должен приспосабливаться к изменившимся ценностям, отношениям, способам коммуникации. Реализация принципа индивидуализации обучения через компетентностный подход и модернизацию системы образования находится в русле современных тенденций развития нашего общества.

От участия в коммуникационном буме зависит степень социализации и интеллектуализации индивида, установление прочных межличностных отношений, решение практических задач, и, наконец, интеграция в мировое сообщество и процесс глобализации.

С позиции социальной философии особо важно в ХХI веке раскрыть природу, функциональную и содержательную сущность межличностной коммуникации, ее структурные и процессуальные характеристики для того, чтобы определить мировоззренческое значение возможности общаться с себе подобными, полноценно участвовать в диалоге, быть в гармонии с собой и окружающими людьми. В США возникает целое направление мысли в области коммуникативистики, методологическим основанием которого становится герменевтика. Интерпретативные подходы учитывают субъективные качества, влияние духовной традиции, культурного фона, принадлежности к определенной социальной группе. Герменевтические идеи породили подходы, ориентированные на приращении нового знания путем интерпретации.

Коммуникация становится в современном мире фундаментальной основой всей жизнедеятельности людей: онтология коммуникативных процессов позволяет заглянуть в самые глубины смыслов коммуникации, раскрывая новые подходы в раскрытии картины мира. Разные виды коммуникации формируют бытие современной культуры: это и особый мир СМИ, виртуальное пространство Интернет, взаимодействие в транснациональных корпорациях, претерпевающее изменение межличностное общение индивидов и т.д. Художественная коммуникация также становится частью современной культуры в части эстетического освоения действительности.

Степень научной разработанности темы.

Философская герменевтика

У нас в стране изучение герменевтики началось в 20-х годах ХХ века - это традиция, идущая от Фр.Бласса, Г.Брандеса, Г.Шпета и которая прервалась, возобновившись лишь в философских изысканиях 70-80-х годов.

Всесторонний глубокий анализ основных этапов становления герменевтики как одного из самых влиятельных философских течений Запада осуществил А.А.Михайлов .Авторы коллективного труда «Герменевтика: история и современность» И.С.Нарский, Б.Н.Бессонов, Г.И.Рузавин, С.М.Брайович и другие известные исследователи осветили теоретико-познавательный потенциал герменевтики . В монографии В.Г.Кузнецова «Герменевтика и гуманитарное познание» осуществляется детальное исследование герменевтической методологии .

История герменевтики основывается на изложении Г.Г.Шпета, данной им в работе «Герменевтика и ее проблемы». Само исследование сосредоточено на проблеме специфики гуманитарного познания и выработке методологических стандартов для изучения гуманитарных наук.

Понимание изучается в философской литературе и как логико-гносеологическая проблема, и как основная проблема герменевтики у Г.С. Гусева и Г.Л. Тульчинского в работе «Проблема понимания в философии», у А.М. Коршунова и В.В. Мантатова в монографии «Диалектика социального познания» .

Авторы коллективной монографии «Понимание как логико-гносеологическая проблема» рассматривают понимание с разных точек зрения в системе теоретического знания. О гносеологической функции герменевтического понимания пишут в своей статье Кузнецов В.Г. и Алексеев А.П., где говорится о значении категории «общности» между автором текста и интерпретирующим субъектом.

В отечественной философской литературе существует ряд статей, посвященных разным аспектам герменевтики и изучению ее понятийно-категориального аппарата, авторами статей являются: С.М. Брайович , Т.Е.Васильева , А.А.Ивин, О.В. Фурманова 10, Алексеева Л.Н. 11, Ильенков Э.В.12, М.М. Кузнецов 13 , 14 В.С. Малахов 15 , 16, 17и др.

С 80-х годов различные аспекты герменевтики стали объектом исследований докторских и кандидатских диссертаций А.М. Руткевича, М.Х. Кулэ, Т.Е. Васильевой, В.В. Янцена, Е.А. Атманских, В.С. Малахова, Г.А. Мишкиниса, Е.А. Косолаповой и др.

Диссертации 90-х и 2000-х годов свидетельствуют о неослабевающем интересе научных кругов к герменевтической и коммуникативной проблематикам - исследования В.И. Пржиленского, Б.Б. Ярмахова, И.И. Сулима, А.А. Почекунина, Х.-С. Гафарова, О.А. Долговой, В.В. Швайдак, Б. Пазолини, О.В. Костиной, И.А. Чистилиной, И.В. Цветковой и др.

Авторы диссертаций обобщают большой и интересный материал по герменевтике как философскому направлению и учению о понимании феноменов культуры, раскрывают методологические аспекты герменевтики.

Социально-философское осмысление герменевтики

В рамках социально-философской традиции также имеется ряд концепций, обосновывающих, главным образом, два подхода: в русле информационно-инструментальной парадигмы и экзистенциально-феноменологических исследований. В российской философской науке изучение коммуникации традиционно проходило в рамках марксистского критического подхода и накопило немалый багаж знаний, что представлено в трудах Е.Г. Злобиной 18, Ю.Д. Прилюка 19, Н.Н. Обозова 20, A.A. Леонтьева 21 и других. Е.Г. Злобина анализировала межличностное общение с точки зрения психологии и определяли как духовный контакт, а также предпринимались попытки построения философской теории общения на принципах психологии.

В.Е. Кемеров анализирует социально-философскую методологию исследований в области коммуникации, подчеркивая значение субъект-субъектных отношений 22. Л.П. Буева анализирует проблемы общения во взаимосвязи с системой общественных отношений в социальном и социально-философском аспектах 23.

Социологический подход к изучению общения и коммуникации наметился в работах А. А. Брудного 23, Л.Г. Ионина 24, Л. П. Буевой, М. С. Кагана 25, В. М. Соковнина 26, Е.П. Савруцкой 27, С.Е. Кашницкого 28.

Социально-психологический аспект исследования общения и коммуникации широко представлен в трудах А. А. Бодалева 29 А. А. Леонть­ева, Б. Ф. Ломова 29, Б. Д. Парыгина 30, Авторы коллективной монографии “Речь человека в общении” Т.Н.Ушакова, Н.Д.Павлова, И.А.Зачесова анализируют уровни внутренней речи, последовательность оформления мыслей в логически стройные высказывания 31.

Философия коммуникации

В России монографических исследований в области собственно философии коммуникации еще достаточно мало, среди них можно назвать труды А.В. Резаева 32, Л.А. Ситниченко 33, И.П. Ильина 34, М.С. Кагана, В.С. Малахова.

В отечественной литературе ряд авторов осуществили исследования в области классификации теорий коммуникации, среди которых А.В. Соколов 35, Г.Г. Почепцов 36, В.Б. Кашкин 37, И.П. Яковлев 38, М.А. Василик 39 и другие. А.В. Резаев в своей работе “Парадигмы общения” обобщает опыт социально-философского анализа теорий коммуникации и объединяет вышеназванные теории в три большие парадигмы общения: информационно-инструментальную, экзистенциально-феноменологическую, марксистскую.

В области информационно-инструментальной парадигмы Резаев считает, что каждые восемь-девять лет активизировался интерес ученых к коммуникативной проблематике. Первый пик интереса приходится на 50-60-е годы и связан с популярностью кибернетики. В 60-70-х годах приоритетными становятся психология, лингвистика, семиотика и разрабатывается психологический, знаково-семиотический подходы в теории коммуникации в работах К.А. Абульхановой-Славской 40, А.А. Бодалева, В.Н. Панферова 41, А.А. Брудного, А.А. Леонтьева. Третья волна отмечается в 70-80-х годах и характеризуется поворотом в сторону социологизации общения. Резаев отмечает ярко выраженную ориентацию работ Е.Г. Злобиной, М.С. Кагана, Ю.Д. Прилюка на социально-философскую рефлексию коммуникации. Четвертая волна имеет место в 90-х годах и отражает явный поворот в сторону размежевания с информационно-инструментальным подходом и переоценки утилитаристских трактовок общения.

У Г.Г. Почепцова можно выделить по типологическому принципу несколько групп теорий, среди которых выявляются литературоведческая, теории знаков и символов, феноменолого-герменевтическая, психоаналитическая, теории драматизма, социкультурная, антропологическая и постмодернистская.

Одним из новейших исследований в области философии коммуникации является монография И.Н. Инишева «Чтение и дискурс: трансформация философии», в которой автор обосновывает интегральную коммуникативную теорию, которая объединяет философскую герменевтику Гадамера, трансцендентальную прагматику Апеля и теорию коммуникативного действия Хабермаса 42.

Теории социальной коммуникации начали комплексно изучать в США. Наиболее полную картину классификации теорий социальной коммуникации дает С. У. Литтлджон 43.

В концепции Литтлджона герменевтика представлена как универсальная теория экзистенциального направления, берущая истоки в феноменологии Гуссерля, и объединяющая разные ответвления, которые ориентированы на практическое применение.

В англо-американской науке в области интерпретативного подхода ведущими авторами можно назвать Е.Д. Хирша 44, Дж. Андерсона 45, С. Дитца 46, Дж. Стюарта 47, 48. Авторы монографии “Интерпретативный поворот. Философия, наука, культура” Д. Хилий, Дж. Бохман, Р Шустерман полагают, что в результате современные тенденции философии науки и философии языка сошлись на герменевтической традиции, развитии разных интерпретативных дисциплин и это вынесло вопрос об интерпретации в центр философских дискуссий 49.

С. Дитц в ряде статей отмечает существование немецкого идеализма с одной стороны, и англо-американской эмпирической традиции с другой. Он предлагает соединить эти традиции на основе пересмотра и использования философской герменевтики Гадамера.

В сборнике “Интерпретативные подходы к изучению межличностной коммуникации” (1994) под редакцией К. Картер и М. Преснелла осуществляется анализ и систематизация достижений в области изучения философии межличностной коммуникации с герменевтических позиций. К. Картер и М. Преснелл выделяют две современные тенденции развития интерпретативного подхода. Первая из которых говорит о понимании процесса исследования как обширного дискурса, координирующего процесс социально зависимых значений. Вторая тенденция включает многие аспекты коммуникации, охватывая не только межличностную, но и массовую и организационную коммуникации. Интерпретативный подход развивают философы, социологи, антропологи, критики, теоретики искусства 50.

Под редакцией Дж. Пилотты был опубликован в 1982 г. научный сборник по феноменологии и герменевтике в теории социальной коммуникации, который был одним из первых в развитии интерпретативного подхода.

К. У.Уайт пишет о диалогическом подходе к изучению межличностного понимания. Автор перечисляет имена тех ученых, которые внесли вклад в исследование межличностного знания: Бергер и Брадек (1982), Бергер и Калабрезе (1975), Бергер и Дуглас ( 1982), Бергер, Гарднер, Паркс, Шульман, Миллер (1976). Уайт больше говорится о социальной динамике межличностного понимания и ключом к достижению этого Уайт называет вклад Гадамера в изучение коммуникативной природы межличностного понимания 51.

Многие ученые отмечают большой вклад Гадамера в изучение межличностной коммуникации среди них С. Дитц, Дж. Стюарт, Дж. Андерсон и другие.

Теоретическое литературоведение и литературная герменевтика

В отечественной литературе имеется ряд работ о филологической герменевтике, в том числе применительно к изучению произведений древнерусской литературы. Автор учебного пособия «Филологическая герменевтика» Г.И. Богин описывает научную дисциплину, изучающую процессы понимания текста и помещает герменевтику среди филологических дисциплин наряду с литературоведением и лингвистикой 52. В. Айрапетян определяет филологическую герменевтику как словотолковательное искусство 53.

В области собственно литературоведения имеется несколько публикаций, внесших определенный вклад в разработку литературной герменевтики в России. П.П.Гайденко в статье «Герменевтика и кризис буржуазной культурно-истори-ческой традиции» говорит о важности процедуры интерпретации в литературоведении 54.

Авторы монографии «Методологические искания в западном искусствознании» А.Я.Зись и М.П.Стафецкая положительно оценивают методологические возможности философской герменевтики. Авторы выделяют в рамках герменевтики наряду с семиотическим, феноменологическим подходами к изучению литературы и социально-критический подход 55.

Значительный вклад в дело популяризации идей литературной герменевтики и теоретической разработки методологических проблем литературоведения внесли реферативные сборники, справочники, словари: «Современные зарубежные литературоведческие концепции (герменевтика, рецептивная эстетика) /Отв.ред.Цурганова Е.А.; «Современные исследования по герменевтике /Отв.ред. Цурганова Е.А.; «Теории, школы, концепции»; «Терминология современного западного литературоведения (страны Западной Европы и США). Справочник./Отв.ред. Ильин И.П., Цурганова Е.А. 56, 57 .

Основной материал о становлении и развитии литературной герменевтики изложен в журнале “Новая литературная история” (1976), издающемся в США, в эссе “Введение в литературную герменевтику” П.Шонди 58.

Одна из попыток классификации имеющихся течений и направлений в современной герменевтической мысли - книга Т.М.фон Зеебома “К критике герменевтического разума” (1972), где автор дает обзор существующих герменевтических концепций 59.

Немецкая традиция исследования литературной коммуникации отражает богатейший культурно-исторический опыт теоретического литературоведения Германии, во многом продолжая в коммуникативистике герменевтическое направление Гадамера, Яусса, Изера, Шонди, Зеебома.

В частности, П. Штрохшнайдер разрабатывает концепцию, главной мыслью которой является значение литературного произведения в коммуникативной ситуации Средневековья. Литературная коммуникация, делает резюме Штрохшнайдер, содействует развитию социальной интеракции в обществе. Ситуация отправления и получения, по мнению немецкого теоретика литературы А. Бартожинского, является одной из немногих социально активных и фиксированных ситуаций познания в литературной герменевтике. Эту ситуацию - получения можно ставить в ряд с ситуациями научных исследований, в которых также со стороны получателя производится переработка определенной информации 60.

Такое разнообразие подходов обусловлено сложностью самой коммуникации и вследствие этого причастностью к изучению коммуникативных явлений многих отраслей знания. Феномен коммуникации не является статичным, а претерпевает структурные, системные и процессуальные изменения, коммуникация не является простой суммой элементов и не представляет собой единичный акт социального взаимодействия. Коммуникация также социально-психологически, социально-экономически детерминирована, поскольку коммуникация неразрывно переплетена с обществом и общественными отношениями. Большое значение имеет изучение сознания и механизмов работы памяти. Субъекты коммуникативного действия являются личностями, каждая из которых привносит свои характеристики в разговор. Лингвистическая природа общения также дает обширный материал для изучения всем разделам языкознания.

Социально-философское осмысление герменевтики, метода, целей и возможностей представляет еще необъятное поле для дальнейших исследований. Социально-философские проблемы герменевтики и герменевтических частнонаучных дисциплин получают все больший отклик в научном сообществе в связи с возрастающим интересом к миру человека, проблеме взаимоотношений человека и общества.

Объект научного исследования – межличностная коммуникация

Предмет исследования – герменевтическая модель межличностной коммуникации

Цель исследования - выявить специфику герменевтической методологии и ее эвристическую ценность для изучения межличностной коммуникации.

Задачи исследования:

  • рассмотреть исторические формы герменевтики в диахроническом срезе;

  • проанализировать становление и развитие литературной герменевтики и выявить ее коммуникативную направленность;

  • рассмотреть роль современных герменевтических концепций в формировании методологического основания социально-гуманитарных исследований;

  • проанализировать основные направления философии коммуникации;

  • выявить особенности герменевтического направления в философии коммуникации;

  • осуществить сравнительно-сопоставительный анализ функционирования герменевтических категорий в устном и письменном коммуникативных дискурсах;

  • осуществить анализ процессуальных характеристик коммуникации с позиции герменевтической философии коммуникации;

  • выявить смысл герменевтической деятельности в социальном контексте;

  • определить эвристическую ценность герменевтики межличностной коммуникации для развития межличностных отношений.

Теоретико-методологическая основа диссертационного исследования.

Методологической и теоретической основой диссертации явились концепции ведущих философов современности, внесших существенный вклад в разработку герменевтической проблематики. Автор диссертации опирается на феноменологию Э. Гуссерля, онтологическую герменевтику М. Хайдеггера, философскую герменевтику Г.-Г.Гадамера, феноменологическую герменевтику П. Рикера, трансцендентальную прагматику К.-О. Апеля, теорию коммуникативного действия Ю. Хабермаса, герменевтическую феноменологию Г.Г. Шпета, философию диалога М.М. Бахтина. А также в исследованиях мы опирались на концепции Э.Д. Хирша, П. Шонди, Р. Палмера, Г.Р. Яусса, Т. фон Зеебома и других. Среди российских философов необходимо отметить значимость работ А.В. Резаева, В.Г. Кузнецова, И.Н. Инишева, В.С. Малахова и др.

Основным философским методом данного диссертационного исследования является диалектика. В диссертационном исследовании используются общенаучные методы анализа и синтеза, индукции и дедукции, аналогии и обобщения. В работе с текстами применяется понятийно-категориальный аппарат герменевтики.

В первой главе при помощи историко-философского анализа рассматриваются этапы развития герменевтики в диахроническом срезе, выявляется путь совместного сосуществования, отделения и дальнейшего развития литературной герменевтики. Биографический и нарративный методы дали возможность изучить основные герменевтические концепции ХХ века и выявить общие принципы, которые сформировали методологию гуманитарного познания.

Путем использования типологизации формулируются общие положения и принципы герменевтического подхода в философии коммуникации.

Во второй главе доминирующим научным методом становится сравнительно-сопоставительный, при помощи которого анализируются основные направления мысли в философии коммуникации, функционирование герменевтических понятий в устном и письменном дискурсах. На основании синтеза общих и специфических признаков в устном и письменном дискурсах рассматриваются характерные проблемы и пути герменевтического анализа социальных феноменов межличностной коммуникации.

В третьей главе используется структурно-функциональный метод в анализе основных функций коммуникации, специфики социального взаимодействия с точки зрения герменевтического направления в философии коммуникации. Метод социально-философского анализа позволил выявить смысл герменевтической деятельности и возможности применения ее результатов в широком социальном контексте.

Научная новизна исследования

заключается в том, что в диссертации:

  • обоснована эвристическая значимость диалогово-коммуникативной методологии герменевтики применительно к таким социально-гуманитарным наукам как литературная герменевтика и теория социальной коммуникации;

  • выявлены основные понятия и категории, онтологические и гносеологические основания герменевтического направления философии коммуникации;

  • определены особенности диалогового взаимодействия в литературной герменевтике как письменном дискурсе межличностной коммуникации;

  • выявлены отличительные характеристики количественного и качественного подходов в философии коммуникации;

  • сформирована модель устной межличностной коммуникации на основе герменевтического опыта;

  • выявлены специфические способы функционирования герменевтических категорий в художественной письменной коммуникации и устной межличностной коммуникации;

  • в результате сравнительно-сопоставительного анализа ряда концепций в философии коммуникации были выявлены особенности герменевтического направления;

  • рассмотрены герменевтические принципы анализа коммуникации как социального процесса;

  • проанализированы способы применения результатов герменевтических исследований;

  • выявлена эвристическая ценность герменевтического диалога в гармонизации межличностных отношений.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. А. В. Соколов общая теория социальной коммуникации учебное пособие (1)

    Учебное пособие
    В учебном пособии излагается обобщающая теория, содер­жащая общие закономерности, сходство и различие различных видов, уровней и форм социальной коммуникации.
  2. А. В. Соколов общая теория социальной коммуникации учебное пособие (2)

    Учебное пособие
    В учебном пособии излагается обобщающая теория, содер­жащая общие закономерности, сходство и различие различных видов, уровней и форм социальной коммуникации.
  3. А. В. Соколов общая теория социальной коммуникации учебное пособие (3)

    Учебное пособие
    В учебном пособии излагается обобщающая теория, содер­жащая общие закономерности, сходство и различие различных видов, уровней и форм социальной коммуникации.
  4. Мы живем в мире мифов и стереотипов, не замечая подчас, что они уже устарели и стали тормозить развитие той или иной деятельности

    Документ
    Мы живем в мире мифов и стереотипов, не замечая подчас, что они уже устарели и стали тормозить развитие той или иной деятельности. На рубеже ХХ-ХХI веков это произошло с деятельностью по обеспечению информационной безопасности (ДОИБ),
  5. Вобществе жесткой иерархии, каковым являлся Советский Союз, главенствовала только монологическая коммуникация и не было нужды в риторических ухищрениях

    Документ
    В современных условиях резко изменилось отношение к коммуникации. В обществе жесткой иерархии, каковым являлся Советский Союз, главенствовала только монологическая коммуникация и не было нужды в риторических ухищрениях.

Другие похожие документы..