Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Основная образовательная программа'
В.С. Каменевой, заместителем директора по учебной работе ФГБОУ СПО «Центральная музыкальная школа (колледж) при Московской государственной консервато...полностью>>
'Документ'
Спонсорство и благотворительность как инструмент PR....полностью>>
'Документ'
Оформление: Текст сказки П.Ершова «Конек – Горбунок», портрет П.П.Ершова, карточки с заданиями, карточки с названиями команд, жетоны, рисунок с изобр...полностью>>
'Документ'
У меня есть сосед, молодой хозяин и молодой охотник. В одно прекрасное июльское утро заехал я к нему верхом с предложением отправиться вместе на тете...полностью>>

Программа итогового экзамена по специальности 080111 Маркетинг Орел-2010

Главная > Программа
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Министерство образования и науки РФ

Орловский государственный технический университет

Факультет дистанционного обучения

ПРОГРАММА ИтоговОГО ЭКЗАМЕНА

по специальности 080111 - Маркетинг

Орел-2010

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Основы маркетинга

Сущность, цели, основные принципы и функции маркетинга. Эволюция развития маркетинга. Концепции маркетинга. Маркетинговая среда и ее структура. Приоритет потребителя.

Маркетинговые исследования. Сегментация. Выбор целевого рынка. Стратегии маркетинга.

Комплекс маркетинга: товар, цена, распределение, продвижение.

Управление маркетингом. Организация маркетинга. Сферы применения маркетинга.

Маркетинг и общество.

Экзаменационные задания

маркетинг: классическое определение, основные понятия

маркетинговые концепции: сущность, последовательность появления

комплекс маркетинга: сущность, элементы

маркетинг-микс: понятие, элементы, процедура разработки элементов

товар: понятие, уровни, классификация

сегментация рынка: понятие, критерии

позиционирование: понятие, критерии

Организация маркетинговой деятельности

Маркетинг как интегрирующая функция в принятии управленческих решений.

Управление маркетингом на корпоративном уровне: портфельные стратегии, стратегии роста, конкурентные стратегии. Конкурентные преимущества предприятия.

Управление маркетингом на функциональном уровне: сегментация рынка, выбор целевых сегментов, позиционирование и репозиционирование, разработка комплекса маркетинга.

Управление маркетингом на инструментальном уровне: управление товаром, ценой, каналами распределения и коммуникационными маркетинговыми средствами.

Функциональные связи маркетинга на предприятии. Типовое положение и организационные структуры службы маркетинга.

Стратегическое и оперативное планирование маркетинга на предприятии. Последовательность разработки планов. Бюджет маркетинга. Особенности выбора стратегии развития малых, средних и крупных фирм. Контроль, оценка и аудит маркетинга.

Экзаменационные задания

маркетинговая стратегия: сущность, виды, элементы, процедуры разработки

портфельный анализ маркетинговых данных: принцип построения, особености построения матрицы БКГ

Задача: Сформулировать определение базового рынка и определить географические границы базового рынка

Комментарии:

Для предприятия с рыночной ориентацией важно определить свой базовый рынок исходя из предназначения товара, той цели, ради достижения которой потребители покупают этот товар.

Географические границы товарного рынка чаще всего определяются ад-министративными барьерами (город) или экономическими регионами.

Критериями, по которым можно определить географические границы, являются:

1. С позиций продавца:

- примерно одинаковые транспортные издержки на доставку продукта в пределах одного рынка (различие в пределах 5%);

- отсутствие каких-либо барьеров, препятствующих перемещению товара внутри рынка;

- единая технология товародвижения и хранения.

2. С позиций покупателя:

- одинаковые цены на товар;

- незначительность транспортных и временных затрат на перемещение по-купателя к продавцу;

  • доступность продавца с помощью средств связи (по телефону).

Задача:

Необходимо определить:

А) предельную цену на товар;

Б) техническую цену на товар;

В) целевую цену.

Комментарии:

Предельная цена соответствует прямым (переменным) издержкам.

Техническая цена позволяет покрыть не только прямые, но и постоян-ные издержки.

Целевая (желательная) цена.Одним из методов расчета целевой цены состоит в применении фиксированной надбавки (маржа) к технической цене, например равной 20 %.

Задача:

На основе маркетинговой информации фирмы, представленной в таблице 1, необходимо:

    1. оценить сбалансированность портфеля фирмы, если средний темп роста ВВП страны, на территории которой работает фирма, составил 14%

    2. порекомендовать для каждой стратегической бизнес-единицы маркенговую стратегию.

Таблица 1 – Исходные данные для проведения портфельного анализа

Стратегические бизнес-единицы (СБЕ) фирмы

Годовой объем продаж, млн. руб.

Годовой объем продаж аналогичной продукции у главного конкурента, млн. руб.

Цепной темп роста отрасли, %

А

1

2

1

Б

1

0,5

15

Г

3

10

9

Комментарии:

Матрица БКГ рост/доля рынка рассматривает направления хозяйственной деятельности компании в двух измерениях, как это следует из таблицы 1 и показано на рисунке.

Рисунок - Матрица Бостонской консультационной группы

В матрице БКГ используются два критерия для оценки портфельной стратегии предприятия: темп роста целевого сегмента рынка в качестве индикатора привлекательности и доля рынка относительно самого опасного конкурента (конкурента-лидера) в качестве индикатора конкурентоспособности. Получаем таблицу с двумя входами, разбитую линиями раздела на четыре квадранта.

По вертикальной оси «рост рынка» откладываются показатели темпов роста рынка, используемые БКГ в качестве переменной, характеризующей его привлекательность.

При этом считается, что быстро растущие рынки являются более привлекательными, так как предприятие имеет возможность добиться увеличения своей доли на них без особых усилий. Кроме того, расширение доли предприятия на растущем рынке будет особенно ценным по мере его дальнейшего развития. Средняя точка между высокой и низкой скоростью роста устанавливается произвольно, но как достаточно распространенные рассматриваются темпы роста на уровне 10 % в год.

Поскольку рынок необязательно растет, но может и уменьшаться, то нулевую точку на оси Y могут помещать не в начало координат, а выше; тогда от нулевой точки до начала координат будут располагаться отрицательные значения скорости изменения объема продаж.

По горизонтальной оси «доля рынка» откладывается относительная доля рынка (отношение доли рынка предприятия к доле предприятия-лидера), которая используется в качестве переменной, описывающей относительную конкурентоспособность. Отметки на этой оси нанесены в относительном масштабе. Средняя точка соответ­ствует 1,0, что означает равенство рыночных долей предприятия и ее основного конкурента; относительная доля, равная 0,1, означает, что объем продаж предприятия составля­ет лишь 10 % объема продаж крупнейшего конкурента; точка, соответствующая 4, означает, что предприятие является лидером рынка, имеющим четырехкратное превосход­ство над ближайшим последователем. Считается, что высокая доля рынка, во-первых, означает преимущество предприятия над конкурентами по издержкам. Издержки могут быть снижены и за счет экономии при закупках комплектующих, в процессе произ­водства товара, а также благодаря грамотному маркетингу. Во-вторых, пре­имущество обладания крупной долей рынка состоит в том, что высокая по­пулярность продукции предприятия создает основу для заключения выгодных соглашений с покупателями, что в потенциале означает рост прибыли.

Итак, каждый из четырех квадрантов описывает существенно различную ситуацию, требующую отдельного подхода с точки зрения финансирования и выработки маркетинговой стратегии.

Условие преуспевания предприятия - наличие у нее портфеля товаров, характеризующихся различными темпами роста объемов продаж и различными долями рынка. Содержание портфеля - функция баланса денежных потоков. Очевидно, что обеспечение роста объемов продаж товара требует постоянных вливаний денежных средств, товары же, объем продаж которых характеризуется низкими тем­пами роста, генерируют избыточные денежные потоки. Предприятие, как правило, нуждается и в тех и в других видах товаров.

Объемы сопряженных с товарами денежных потоков определяются следую­щими правилами:

- чистая прибыль и наличные денежные средства есть функция доли рынка. Высокий уровень прибыли, и значительная доля рынка всегда сопутствуют друг другу. Это итог общих наблюдений, объясняемый кривой опыта;

- рост требует вливания денежных средств для финансирования дополни­тельных активов. Дополнительные денежные средства, требуемые для под­держания доли рынка, есть функция темпа роста;

- высокая доля рынка должна быть заработана или выкуплена. Покупка до­лей рынка требует дополнительных инвестиций;

- ни один из товарных рынков не может расти бесконечно. Отдача от роста должна поступать в период замедления роста, иначе на нее не стоит и рас­считывать. Отдача - это денежные средства, которые не могут быть инвес­тированы в тот же самый товар.

Товары с высокой долей рынка на медленно растущих рынках - это «денежные дойные коровы», которые приносят большой объем денежных средств, превышающий необходимые для поддержания их доли рынка реинвестиции. Нет ни потребности, ни необходимости вкладывать получаемый избыток в генерировавшие его товары. В действительности, если норма возврата превышает темпы роста, денежные средства помогут неограниченно реинвестироваться.

Товары с низкой долей рынка на медленно растущих рынках - это «собаки», которые приносят некую прибыль, но она должна быть полностью реинвестирована в поддержание доли их рынка. Наиболее целесообразное решение - отказ от производства такого товара.

Все товары в итоге превращаются либо в «дойных коров», либо в «собак». Ценность товара всецело зависит от того, удастся ли ему завоевать лидирующие рыночные позиции до того, как темпы роста рынка начнут уменьшаться.

Товары с низкой долей рынка и высокими темпами роста относятся к «вопросительным знакам» («трудным детям»), как правило, требующим намного больше средств, чем они в состоя­нии самостоятельно генерировать. В отсутствие дополнительных инвестиций они «отстают в развитии» и «умирают». Если получаемые денежные средства не позволяют расширять принадлежащую «знакам вопроса» долю рынка, то по мере замедления темпов роста рынка, они превращаются в «собак». «Знаки вопроса» требуют больших денежных инвестиций для «покупки» доли рынка. Товар с низкой долей на быстро растущем рынке является обузой до тех пор, пока он не станет лидером.

Товар с высокой долей рынка на быстро растущем рынке входит в категорию «звезд», и, как правило, приносит именно ту прибыль, на которую рассчитывало предприятие, но с генерацией денежных потоков дело обстоит сложнее. Если он останется лидером, то предприятие вправе ожидать огромного притока денежных средств в тот момент, когда рост рынка замедлится и потребность в реинвестици­ях сократится. Угасающая «звезда» постепенно «перерождается» в «дойную корову» - обеспечивающую большие объемы продаж, высокую прибыль, высокую стабильность, безопасность и излишек денежных средств, которые можно вкладывать куда угодно.

Необходимость наличия сбалансированного бизнес-портфеля, таким образом, очевидна. Каждому предприятию необходимы товары, которые требуют вложения в них денежных средств. Каждому предприятию необходимы товары, которые генерируют денеж­ные средства. И каждый товар должен в итоге превратиться в источник денеж­ных средств; в противном случае он ничего не стоит. Сбалансированный портфель содержит:

- «звезды», обладающие высокой долей на быстрорастущем рынке, что га­рантирует их успех в будущем;

- «денежные дойные коровы», поставляющие фонды для будущего роста;

- «знаки вопроса», условием превращения которых в «звезды» выступает до­полнительное финансирование;

- «собаки» не обязательны (они являются доказательством ошибок либо при занятии лидирующих позиций во время периода роста рынка, либо при попытке выхода с рынка и сокращения убытков).

После того как предприятие с помощью матрицы определило свою стратегическую позицию на целевом рынке, оно должно определить возможные стратегии формирования привлекательности товарного предложения с учетом наиболее вероятного сценария будущего развития.

В соответствии с рисунком 5 можно избрать одну из следующих четырех портфельных стратегий.

Расширение производства. Цель - увеличение доли рынка предприятия, даже если для этого придется пожертвовать краткосрочными доходами. Стратегия расширения обычно применяется к вопросительным знакам, которые имеют шансы «вспыхнуть» сверхновыми звездами.

Сохранение. Цель - сохранение доли рынка предприятия. Наиболее целесообразно ис­пользование данной стратегии по отношению к сильным дойным коровам, которые приносят значительные объемы денежных средств.

Уборка «урожая». Цель - увеличение краткосрочных денежных поступлений, невзирая на долгосрочные последствия. Стратегия включает в себя возможность реше­ния об отказе от бизнеса и применения программы постоянного сокращения расхо­дов по производству и реализации продукции. Предприятие планирует собрать «урожай», «снять сливки» с бизнеса. Стратегия уборки «урожая» подразумевает прекращение научно-исследовательских работ, от­каз от замены оборудования, снижение расходов на рекламу и т. д. Ставка делается на то, что снижение расходов произойдет быстрее, чем упадет объем продаж продукции предприятия, что приведет к увеличению положительного притока денежных средств. Данная стратегия обычно применяется к слабым дойным коровам с неопределенным будущим, когда требуется увеличить «надои», и к вопросительным знакам и собакам.

Ликвидация. Цель стратегии - продажа или ликвидация бизнеса, возможно, поку­патель сможет использовать имеющиеся ресурсы более эффективно. Применяется она по преимуществу к собакам и вопросительным знакам, которые снижают прибыль предприятия.

Экономика предприятия

Экономические основы функционирования предприятия. Потенциал предприятия и эффективность его использования. Экономические показатели результатов хозяйственной деятельности предприятия. Планирование на предприятии. Учетные и контрольные функции в системе управления предприятием.

Экзаменационные задания

Тема 1 Понятие предприятия

Понятие предприятия

Понятие юридического лица

Тема 2 Состав и структура основных средств (ОС).

Понятие основных средств.

Показатели, характеризующие использование ОС (фондоотдача, фондоемкость, коэффициенты: сменности, экстенсивности, интенсивности, интегральный).

Сущность и виды амортизации.

Тема 3 Нематериальные активы

Понятие нематериальных активов

Состав нематериальных активов: интеллектуальная собственность, репутация бренда, организационные расходы.

Тема 4 Оборотные средства

Понятие и классификация оборотных средств.

Показатели использования оборотных средств (коэффициент оборачиваемости, коэффициент загрузки, длительность одного оборота).

Тема 5 Инвестиции

Понятие инвестиций.

Показатели оценки эффективности инвестиционных проектов (чистая текущая стоимость, индекс рентабельности, внутренняя норма дохода, срок окупаемости проета).

Тема 6 Трудовые ресурсы

Понятие списочной и явочной численности работников.

Определение среднесписочной численности работников.

Тема 7 Оплата труда

Понятие и формы оплаты труда (сдельная и повременная).

Понятие тарифной ставки, тарифного коэффициента и тарифной сетки.

Тема 8 Себестоимость продукции

Понятие и виды себестоимости продукции (производственная, полная)

Статьи калькуляции продукции (структура формирования полной себестоимости).

Тема 9 Ценообразование

Понятие цены и факторы, влияющие на ее формирование.

Структура цены (из каких элементов складывается).

Тема 10 Прибыль

Понятие и виды прибыли.

Этапы формирования чистой прибыли (валовая, балансовая и налогооблагаемая прибыль).

Понятие и сущность рентабельности.

ТИПОВЫЕ ЗАДАЧИ:

1 Определить полную себестоимость продукции, а также отпускную и розничную цену, если затраты на ее изготовление составили, руб.:

  • сырье и основные материалы 300,0

  • вспомогательные материалы 50,0

  • основная заработная плата производствен-

ных рабочих 120,0

Принять:

  • дополнительная заработная плата производ-

ственных рабочих 50%

  • отчисления на социальные нужды 26%

  • общепроизводственные расходы 150%

  • общехозяйственные расходы 80%

  • коммерческие расходы 1%

  • норматив рентабельности 20%

  • торговая надбавка 10%

Решение:

Материальные затраты: 300+50=350 руб.

Оплата труда: 120+120*50%=120+60=180 руб.

ЕСН: 180*26%=46,8 руб.

Общепроизводств. расходы: 120*150%=180 руб.

Общехозяйств. расх.: 120*80%=96 руб.

Итого производственная себестоимость:350+180+46,8+180+96=852,8 руб.

Коммерческие расходы: 852,8*1%=8,53 руб.

Итого полная себестоимость: 852,8+8,53=861,33 руб.

Норматив рентабельности: 861,33*20%=172,27 руб.

Цена отпускная: 861,33+172,27=1033,60 руб.

Цена розничная: 1033,60*10%=1136,96 руб.

2 Определить показатели эффективности использования основных средств (ОС) предприятия: фондоотдачу (Фо), фондоемкость (Фё) и фондовооруженность (Фв). Сделать вывод.

Стоимость ОС на начало года 26 млн. руб. В течение года были введены ОС на сумму 4,5 млн.руб., и выбыли ОС на сумму 1,5 млн.руб. Годовой объем выпущенной продукции составил 84 млн.руб. Среднесписочная численность работников предприятия 1000 чел.

Решение:

Фондоотдача: Фо=В/Сср.г.

В=84 млн.руб.

Сср.г.=(Сн.г.+Ск.г.)/2

Ск.г.=26+4,5-1,5=29 млн.руб.

Сср.г.=(26+29)/2=27,5 млн.руб.

Фо=84/27,5=3,05 руб./руб., т.е. затратив 1 руб. основных средств получаем 3,05 руб. выручки

Фондоемкость: Фё=1/Фо=1/3,05=0,33 руб., т.е. получая 1 руб. выручки затрачиваем 0,33 руб. основных средств

Фондовооруженность: Фв=Сср.г./Чср.сп.=27500000/1000=27500 руб./чел., т.е. на одного работника в среднем приходится основных средств на сумму 27500 руб.

3 Рассчитать показатели оборачиваемости оборотных средств за соответствующие периоды и провести анализ оборачиваемости оборотных средств предприятия.

Наименование показателей

1-й квартал

2-й квартал

Изменения

(+;-)

1 Объем товарооборота (ТО), руб.

3500000

4000000

2 Остаток средней величины оборотных средств (ОС), руб.

120000

95000

3 Коэффициент оборачиваемости (Коб.), кол-во оборотов

4 Продолжительность одного оборота (Тоб), дни

5 Коэффициент загрузки (Кзагр), руб./руб.

Решение:

Коб.=ТО/ОС; Кз=1/Коб.; Тоб.=Д/Коб. (где Д – количество дней в рассматриваемом периоде: год-360, квартал-90 и месяц – 30 дней).

Наименование показателей

1-й квартал

2-й квартал

Изменения

(+;-)

1 Объем товарооборота (ТО), руб.

3500000

4000000

4000000-3500000=500

2 Остаток средней величины оборотных средств (ОС), руб.

120000

95000

95000-120000 =

= - 25000

3 Коэффициент оборачиваемости (Коб.), количество оборотов

3500000/120000

=29,17

4000000/95000

=42,10

12,94

4 Продолжительность одного оборота (Тоб), дни

90/29,17=3,08

90/42,10=2,13

-0,95

5 Коэффициент загрузки (Кзагр), руб./руб.

1/29,17=0,03

1/42,10=0,02

-0,01

4 Определить заработок рабочего по сдельно-премиальной системе оплаты труда, если разряд работ четвертый, тарифный коэффициент 4-го разряда – 1,5, часовая тарифная ставка первого разряда – 20 руб. За месяц он должен был сделать 500 деталей по 20 мин на одну деталь. Он выполнил норму на 115%. По действующему премиальному Положению, при перевыполнении норм до 20% - расценки увеличиваются в два раза.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Программа моделирования процесса распространения лазерного излучения в мутных средах Mcml-doppler / Энгельсский технологический институт (филиал) гоу впо саратовский государственный технический университет Тип эвм: Intel Pentium;

    Программа
    Старухин П.Ю., Клинаев Ю.В. Программа моделирования процесса распространения лазерного излучения в мутных средах Mcml-doppler / Энгельсский технологический институт (филиал) ГОУ ВПО Саратовский государственный технический университет
  2. Министерство образования и науки Российской Федерации (48)

    Реферат
    Приложение В. Сертификат системы менеджмента качества ISO 9001:2 . Сертификаты о прохождении профессионального (языкового) стажа в регионе «Шампань – Арденн» .
  3. Е. В. Леонтьева -г. П. Окорокова

    Документ
    Н47 НЕПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫЕ НЕКОММЕРЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ И ОБЩЕСТВЕННОЕ ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЕ ДВИЖЕНИЕ РОССИИ: История. Опыт. Перспективы. — М.: МГОФ «Знание», 2008.

Другие похожие документы..