Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Доклад'
Важная информация: участие с докладом в конференции подразумевает согласие Автора на публикацию материалов доклада в открытой печати, если иное не ог...полностью>>
'Документ'
3.1.1. На оборудовании, приобретаемом за счет средств, выделяемых по инновационной образовательной программе, предполагается реализация следующих про...полностью>>
'Документ'
…А у нас в «Приюте Альпиниста» есть добрая традиция встречать Новый год в горах! Традиции этой уже … лет! Плато «Каравелла» ждет старых и новых друзей...полностью>>
'Методическая разработка'
Т Е М А № 4: «Действия работников организаций и населения в чрезвычайных ситуациях техногенного характера, а также при угрозе совершения террористиче...полностью>>

Культура Франции эпохи Просвещения и революции. Искусство во Франции в 1760 – 1770-ые годы

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Культура Франции эпохи Просвещения и революции.

Искусство во Франции в 1760 – 1770-ые годы

В это время углубляются идеологические противоречия, происходит дальнейший рост самосознания третьего сословия, политическая активность буржуазии становится еще более значительной. Королевская Академия во Франции выступила против рококо, так как рококо – стиль французской аристократии, не отвечал потребностям абсолютистского государства. Целью искусства Академия провозгласила возрождение государственного парадного стиля конца 17 века, то есть классицизма. Сюжеты из римской истории должны были давать образцы поведения и гражданской доблести. Так возник антидворянский классицизм. Его главными задачами была критика рококо, пропаганда культа разума, поиск в античности подходящих примеров. Большую роль сыграло открытие в 1755 году развалин Помпей, раскопки города Геркуланума, изучение архитектуры юга Италии.

Проект площади Согласия в Париже.

Площадь Согласия – одна из самых красивых в Париже – занимает обширный участок между Тюильрийским садом и Елисейскими полями. Эта площадь – классический образец планирования целого комплекса. Площадь была разбита в середине XVII века по проекту архитектора Габриэля и сначала носила имя Людовика XV. В плане она прямоугольная, разбита на берегу Сены между садами Тюильри и Елисейскими полями. К площади ведут три луча аллей. С одной стороны она застроена зданиями Военного и Военно-Морского министерств. Между ними идет Королевская улица. Фасады зданий решены в виде колоннад коринфского ордера, опирающихся на аркаду с рустованными пилонами. Подобно другим «королевским» площадям, она была украшена конной статуей монарха – Людовика XV, но было в ее планировке и нечто принципиально новое: она не застроена по периметру домами, благодаря чему с любой точки площади открываются широкие перспективы. Можно сказать – площадь пространственно связана с остальным городом.

В 1787-90 гг. через Сену был перекинут мост Согласия, который на противоположном берегу упирается в здание Национального собрания (бывший Бурбонский дворец). Позже по оси Королевской площади была построена церковь Мадлен, решенная в виде периптера с классическим портиком на фасаде. Два последних здания замкнули ансамбль классицистической архитектуры с двух сторон.

Площадь Согласия – один из самых трагических свидетелей истории Франции. В самом начале Французской революции памятник королю был низвергнут, а площадь Людовика XV переименована в площадь Революции Здесь были казнены король Людовик Шестнадцатый, Мария Антуантетта, Дантон, Робеспьер и другие деятели Французской революции. В 1795 году площадь, ставшая свидетелем многочисленных казней, получила примирительное название – площадь Согласия.

Малый Трианон в Версале (1762 – 1768) – одна из первых построек нового классицизма. Решен как загородный особняк. Классический портик объединяет два этажа. Вписан в пейзаж, прост и параден одновременно. Каждая сторона фасада самостоятельна, низкие парапеты, четыре лестницы сгруппированы попарно.

Пантеон в Париже (Церковь Святой Женевьевы – покровительницы Парижа) (1713 – 1780) архитектор Суфло

В плане здание – крест. Купол с фонарем на барабане, по периметру барабана идут колонны. Главный фасад решен как портик с коринфскими колоннами и классическим фронтоном. Главная идея этого сооружения – переход от тяжелого портика к легкому яйцевидному куполу. Пантеон памятник Разуму, Просвещению, гражданским идеям. Здесь покоится прах великих французов: Жан Жака Руссо, Виктора Гюго, Эмиля Золя, Александра Дюма и многих других.

Скульптура эпохи Просвещения

Влияние рококо сказалось в отсутствии монументальности, в камерном и декоративном характере скульптуры. Мягкость и живописность проявлялись до середины 18 века. С середины 18 века появилось тяготение к простоте, строгости и лаконизму. Поиск героического начала привел скульпторов к античным образцам.

Этьен Морис Фальконе (1716 – 1791)

Он был другом знаменитого философа Дени Дидро, вольнодумцем. Для русского человека Фальконе в первую очередь - создатель прославленного «Медного всадника» в Санкт-Петербурге. Образ Петра для скульптора – воплощение дерзания и смелости человеческой мысли и действия. Приехав в Россию, Фальконе увлекся образом преобразователя. Он решил изобразить его верхом на вздыбленном коне на краю скалы. Скала должна была олицетворять средневековую Русь, которую решил изменить император. Для пьедестала в финских краях был найден Гром-камень, который сложнейшими путями привезли по воде в Петербург. Так как до этого скульптор никогда не работал над конными статуями, перед его мастерской соорудили специальный помост, на который постоянно въезжали и поднимали коней на дыбы лучшие кавалеристы империи. Отсюда поразительная правда фигуры коня. Интересно решен образ самого императора. Поднятая рука – жест непреклонной воли, голова гордо вскинута, лицо озарено светом мысли. Модель для головы вылепила ученица Фальконе – Мари Колло. На голове Петра – лавровый венок, знак военных побед. На Петре античный плащ, на боку длинный меч. Ни мундира, ни звезд, ни лент. Это придает статуе поразительную обобщенность, Петр – воплощенный образ законодателя, преобразователя, идеального государя. Невозможно переоценить образ «Медного всадника» в истории культуры России. К нему обращались в своем творчестве многие художники и поэты России. Пушкин сделал его главным героем своей последней гениальной поэмы.

Жан Антуан Гудон (1714 – 1828)

Создатель гражданственного портрета. Он был способен передать многогранность характеристик, психологию, правду, веру в человека. На его скульптурных портретах знаменитые деятели эпохи Просвещения: хмурый Руссо (1778 г.), готов вступить в беседу Дидро, надменен трибун Мирабо. Во весь рост представлен мужественный борец Вашингтон.

Вольтер (1781) Эрмитаж. Философ изображен сидящим в кресле. Он слегка подался вперед, композиция пирамидальная и уравновешенная. В одежде философа подобие античной тоги. Это черты героизации прославленного скептика и борца с церковью. Вольтер полон напряженной экспрессии. Его руки нервно впились в кресло, лицо полно внутреннего огня, оно озарено иронической улыбкой, которая так характерна для этого века. Взгляд Вольтера проницателен. Персонаж при полном портретном сходстве становится настоящим воплощением эпохи Разума и скептицизма.

Искусство Франции эпохи Великой Французской революции

Накануне грандиозных событий 1789 года, когда на арену истории должна была выйти французская буржуазия, идеалы античности придавали деятелям третьего сословия величие в собственных глазах. Наряженные, по словам Маркса, в тоги античных героев, в одежды Брутов и Цезарей, деятели Великой Французской революции видели себя истинными творцами истории в духе древних. Вот в чем истинная причина обращения к античности в конце 18 – начале 19 века.

В живописи эти тенденции с потрясающей силой воплотил художник эпохи Французской революции Жак Луи Давид.

Жак Луи Давид (1748 – 18825)

Создатель революционного классицизма, участник трагических событий 1789 – 1794 годов, друг Робеспьера, организатор революционных празднеств, после революции - придворный художник Наполеона, затем – эмигрант. Давид начинал свое творчество с мифологических сюжетов в духе Академии. В 1776 году он получил Римскую премию и отправился в Италию, где страстно изучал античность. Вернувшись на родину, Давид возглавил общественное движение, направленное против легкомысленного рококо. Он обратился к римской истории и портретам.

«Клятва Горациев» 1784 год

Картина прославляет искусство, жизнь и нравственные принципы Древнего Рима как образец, достойный подражания. Рим вел борьбу с Альба-Лонгой. Исход борьбы должно было решить единоборство братьев Горациев – римлян, с Куриациями. Давид изображает тот момент, когда Горации клянутся перед отцом в верности отчизне и готовности умереть за нее.

При этом один из братьев женат на сестре Куриациев, а их собственная сестра обручена с одним из Куриациев, ведь Куриации – друзья детства Горациев. Нужно совершить выбор.

Весь художественный язык картины доказывает нам, что выбор уже сделан. Горации не остановятся перед семейными узами в борьбе с врагами отчизны.

Картина разделена на три части с помощью античной аркады, опирающейся на колонны дорического ордера. Дорика – выражение мужского героического начала. Центральная арка обрамляет фигуру отца, левая – фигуры братьев Горациев, правая – фигуры женщин. Отделяя одну фигуру от другой, арки в то же время соединяют их воедино. Поза отца подчеркивает величие жертвы, которая будет принесена во имя Рима. Наклон фигуры отца чуть назад и положение копья сына-воина образуют симметричное построение.

Воины-сыновья у Давида – воплощение героизма, образец для подражания. Их суровые решительные лица и неустрашимый облик должны служить образцом для подражания. Долг и дисциплина – высшие добродетели. Расположенные в ряд мужественные профили воинов напоминают древнеримские барельефы. Воины облачены в одежды той эпохи, соответствуют исторической правде и их шлемы. Яркое солнце высвечивает руки мужчин, театрально воздетые в едином порыве, и скрещенные сверкающие мечи. Ноги воинов твердо и уверенно упираются в плиты пола. Отец смотрит вверх, взывая к богам. Руки и мечи – смысловой центр картины.

В противоположность мужским фигурам, женские фигуры – воплощение скорби. В белом – Сабина, жена одного из Горациев и сестра их врага Куриация. Она склонилась к своей золовке Камилле, обрученной с ее братом. Камилла будет убита своим братом, за то, что оплакивала смерть жениха-Куриация. Мать Куриациев прикрывает внуков, но один из них отстраняет бабушкину руку, чтобы взглянуть на мечи. Дети тоже должны быть готовы жертвовать жизнью во имя отчизны. Цвета на картине чистые и ясные, преобладает красный – цвет страсти, который через несколько лет станет цветом Революции.

«Клятва в зале для игры в мяч» 1791 год.

В этой картине Давид к самой животрепещущей действительности.

Он стал свидетелем того момента, когда депутаты третьего сословия, которых не пустили в зал собрания,

собрались в зале для игры в мяч и поклялись не выходить из него, пока не будет выработана конституция и объявили себя Национальным собранием. Картина осталась не законченной, но с нее начинается сотрудничество Давида с деятелями революции.

«Смерть Марата».1793 год.

На картине изображен Марат, «друг народа», как называла его революционная печать, знаменитый оратор, журналист, призывавший к террору против врагов революции. Пришедшая к нему под видом просительницы жирондистка Шарлотта Корде,

нанесла Марату смертельный удар кинжалом. Потрясенный смертью Марата, Давид написал его лежащим в ванне, которую Марат должен был принимать из-за болезни. В руках убитого лист с недописанной статьей, волосы перехвачены платком. Ванна и драпировка ткани превращают эти детали в античный саркофаг, то есть гробницу героя, простой деревянный брус, на котором стояла чернильница – в надгробие с надписью «Марату – Давид». Темный фон, резкий свет – все придает образу монументальность, героизм, выразительность

Произведения искусства, принадлежащие французским королям, было решено собрать и выставить для всеобщего обозрения в одном месте. В 1793 году бывший королевский дворец Лувр стал первой в мире национальной галереей. Его первым директором стал Давид. В это время художник был избран в Конвент и отдал свой голос за казнь короля. Но после падения Робеспьера Марат попал в тюрьму, и его удалось оттуда вызволить только усилиями его жены – сторонницы королевской власти, и его учеников, оказавшихся близкими к режиму Директории. В это время Давид создал свой автопортрет.

После прихода к власти Наполеона художник стал его горячим почитателем и создал несколько его портретов откровенно пропагандистского характера. Таков «Портрет Наполеона на перевале Сен-Бернар» 1800 года, «Коронование императора и императрицы» 1806-1807 годов.

«Портрет Наполеона в кабинете»1812 год

Перед нами великолепный портрет императора, выполненный в натуральную величину. Он – образец добродетели, чьи помыслы направлены только на благо подданных. На часах в правом углу картины – 4,13 минут утра. Свечи почти догорели, и Наполеон, проработавший всю ночь над документами государственной важности, поднялся из-за стола.

Император предстает на портрете воплощением державного величия и самоуверенности, а между тем в это время он потерпел поражение в Испании и лихорадочно готовился к походу в Россию. На груди его два ордена: звезда Почетного легиона и итальянский железный крест, оба ордена он учредил сам. До наших дней Орден Почетного легиона – самая значительная награда французской республики. На письменном столе лежит Кодекс Наполеона – свод законов, который и по сегодняшний день остается основой французского гражданского права. Резное кресло Наполеона выдержано в суровом мужественном стиле, тяжеловесном, величественном, как постройки императорского Рима. Этот стиль и получил названия императорский – ампир. Давид сыграл немалую роль в утверждении ампира. Под столом лежат «Сравнительные жизнеописания» Плутарха, великая книга, созданная в период расцвета Римской империи. В этой книге рассказывается о деяниях Александра Македонского и Юлия Цезаря, тем самым Давид уподобил Наполеона этим героям древности. В левой руке император держит государственную печать, которой он только что скреплял документы. Характерным жестом Наполеон заложил руку за борт белого жилета. Давид сумел сохранить равновесие, создавая одновременно и правдивый и несколько идеализированный портрет императора.

В 1815 году Наполеон был разбит при Ватерлоо, и Давиду пришлось бежать из Франции в Брюссель, так как родственники Бурбонов не могли ему простить его деяний эпохи революции. Там он и умер.

Архитектура эпохи революции и империи.

В эпоху самой революции строительства не велось. Но появилось много смелых проектов. В эпоху Наполеона складывается стиль ампир, для которого характерны большая суровость и лаконизм. Массивные геометрические объемы, четкая ордерная система, при этом наиболее преобладающим становится дорический ордер. Архитекторы стремятся подчеркнуть различие между гладью стены и колоннами. Для усиления этого контраста стали использовать цвет. На фоне окрашенной в светло-желтый, голубой или зеленый цвет стены фасадов резко выделялись белые колонны и скульптурные детали. Для этих деталей часто избиралась военная тематика: мечи, копья, щиты, доспехи, лавровые венки, крылатые Славы и сфинксы. На потолки часто шла позолота, фон стен в интерьере мог быть темно-синий или красный, все это сочеталось с белым мрамором.

Зданиям самого различного назначения начинают придавать античные формы. Вспомним церковь Мадлен на главной оси площади Согласия в Париже.

В это же время становится излюбленным мотив триумфальной арки.

Таковы «Триумфальная арка» Шальгрена в Париже на площади Звезды в начале Елисейских полей. Она поставлена на возвышении пологого холма. Крупные формы арки рассчитаны на восприятие с большого расстояния. Арка торжественна, парадна. Гладь ее стен подчеркнута усложненными скульптурными композициями.

Другая триумфальная арка архитектора Персье решена в форме арки Септимия Севера в Риме.

На Вандомской площади, где с начала 18 в. стояли здания в стиле классицизм, окружающие площадь, была установлена 44-метровая Вандомская колонна со статуей Наполеона наверху, выполненная по образцу римской колонны Траяна. Колонна была отлита из пушек, захваченных французами во время Аустерлицкого сражения.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Xvii век: эпоха Просвещения, Гойя и Гете

    Документ
    Восемнадцатое столетие вошло в историю мировой культуры как эпоха Просвещения. Выдающиеся мыслители и художники уверовали в то, что гуманистические идеи способны изменить мир, а в будущем человечество ожидает торжество Разума.
  2. Программа дисциплины «История западной культуры» для направления: 031400. 62 «Культурология» Одобрено на заседании «Кафедры наук о культуре» (1)

    Программа дисциплины
    Лекция 6. Сентиментализм. Семья, любовь и дружба в эпоху сентиментализма. Универсальные сюжеты в литературе сентиментализма. Жанры «домашней литературы»: письмо, дневник.
  3. Программа дисциплины «История западной культуры» для направления: 031400. 62 «Культурология» Одобрено на заседании «Кафедры наук о культуре» (2)

    Программа дисциплины
    Хронологические и географические граница культуры Античности. Проблемы и типичные заблуждения в датировке. Традиционное периодизация истории Греции. Новое открытие греческой культуры: Г.
  4. Вся история Казахстана с 2008-2011 год

    Документ
    "Конституционный закон Республики Казахстан ""О государственной независимости Республики Казахстан"" был принят: 16 августа 1991 года"
  5. Человек между Царством и Империей: Сб материалов междунар конф. / Ран. Ин-т человека; Под ред. М. С. Киселевой. М., 2003. 527 с.: ил. (Человек в русской культуре). Библиогр в конце ст

    Документ
    Человек между Царством и Империей: Сб. материалов междунар. конф. / РАН. Ин-т человека; Под ред. М.С. Киселевой. - М., 2003. - 527 с.: ил. - (Человек в русской культуре).

Другие похожие документы..