Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Вы счастливы вместе, но времени друг для друга постоянно не хватает, 14 февраля — идеальный повод выкроить недельку-другую и отправиться в небольшое ...полностью>>
'Контрольная работа'
Для производственной деятельности предприятиям необходимы основные средства (средства труда) ; они многократно участвуют в производственном процессе,...полностью>>
'Реферат'
Кино - одно из самых молодых и в тоже время одно из самых массовых искусств. Его история по сравнению с тысячелетней историей музыки, живописи или те...полностью>>
'Документ'
8-910- 47-51-83 e-mail zakazkursovoi@ Наш сайт: www.zakazkursovoi.narod.ru Тема: «Недвижимое имущество как объект гражданского права» СОДЕРЖАНИЕ: Тем...полностью>>

Сказка как

Главная > Сказка
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Развитие монологической речи детей 6-7 лет: занятия на основе сказок / авт.-сост. А. А. Гуськова. - Волгоград : Учитель, 2011.-151 с.

ISBN 978-5-7057-2179-5

С повышением внимания к развитию личности ребенка связывается возмож­ность качественного улучшения его речи. Сказка как сокровищница народной мыс­ли способствует формированию связных высказываний детей, имеющих речевые нарушения.

В пособии раскрываются современные подходы к совершенствованию лексико- грамматических средств языка, произношения, восприятия, выразительности моно­логической речи детей подготовительной к школе логопедической группы на мате­риале народных и авторских сказок.

Рассчитано на логопедов, воспитателей дошкольных учреждений, родителей, дети которых имеют речевые нарушения.

ПРЕДИСЛОВИЕ

К числу важнейших задач логопедической работы с дошко­льниками, имеющими общее недоразвитие речи (ОНР), относит­ся формирование у них связной монологической речи. Значи­тельные трудности в овладении навыками связной речи у детей с ОНР обусловлены недоразвитием основных компонентов язы­ковой системы (фонетико-фонематического, лексического, грам­матического), недостаточной сформированностью как звуковой, так и смысловой сторон речи.

На современном этапе одним из актуальных вопросов педа­гогики является поиск новых форм и методов обучений и воспи­тания детей. С повышением внимания к развитию личности ре­бёнка связывается возможность обновления и качественного улучшения системы его речевого развития. Наряду с поиском современных моделей обучения и воспитания, необходимо воз­рождать лучшие образцы народной педагогики. Сказка как со­кровищница русского народа находит свое применение в раз­личных областях работы с детьми дошкольного возраста, имеющими речевые нарушения.

Знакомство ребёнка с художественной литературой начина­ется с миниатюр народного творчества - потешек, песен, затем он слушает сказки. Глубокая человечность, предельно точная моральная направленность, юмор, образность языка - особен­ность сказок.

К. Д. Ушинский пишет: «Родное слово... объясняет ребёнку природу, как не мог бы объяснить её ни один естествоиспыта­тель, оно знакомит его с характером окружающих его людей, с обществом, среди которого он живёт, с его историей и его стремлениями, как не мог бы познакомить ни один историк; оно вводит его в народные верования, в народную поэзию, как не мог бы ввести ни один эстетик...» [27].

Основоположник российской этнопедагогики Г. Н. Волков, анализируя роль сказки в формировании личности ребенка, пи­шет, что «духовный заряд, накопленный народом тысячелетия­ми, может служить человечеству ещё очень долго. Более того, он будет постоянно возрастать и станет еще более могучим. В этом - бессмертие человечества. В этом - вечность воспита­ния, символизирующая вечность движения человечества к сво­ему духовному и нравственному прогрессу» [5].

Сказка является наиболее действенным инструментом, влияющим на познание ребёнка. В диалоге со сказкой, в творче­стве с нею ребёнок впитывает укоренённую в веках гуманисти­ческую философию жизни, неизменную веру в победу добра, любви и счастья. В. Г. Белинский видел в сказке глубочайшее воспитательное средство: «В детстве фантазия есть преобла­дающая способность и сила души, главный её деятель и первый посредник между духом ребёнка и вне его находящимся миром действительности» [1].

Народная сказка в системе воспитания решает следую­щие задачи:

  • донесение в доступной форме до сознания детей общих для всех народов ценностей;

  • воспитание любви ко всем людям и природе;

  • расширение кругозора и представлений о мире;

  • закладывание нравственных основ и начал;

  • развитие связной речи.

Использование сказки в системе логопедических занятий:

  • Коммуникативная направленность каждого слова и выска­зывания ребёнка на занятии.

  • Совершенствование лексико-грамматических средств языка.

  • Совершенствование звуковой стороны речи в сфере произ­ношения, восприятия и выразительности.

  • Развитие диалогической и монологической речи.

  • Эффективность игровой мотивации детской речи.

  • Взаимосвязь зрительного, слухового и моторного анализа­торов.

  • Сотрудничество логопеда с детьми и друг с другом.

  • Создание на занятии благоприятной психологической атмо­сферы, обогащение эмоционально-чувственной сферы ребёнка.

  • Приобщение детей к прошлому и настоящему русской культуры, фольклору.

Формирование нравственно-этического словаря детей на основе изучения народных и авторских сказок.

Существительные: великан, весна, восход, встреча, голова, гордость, день, добро, добродетель, доверие, достоинство, друг, дружба, жар, жара, зима, знание, истина, красавец, ласка, мир, мороз, награда, надежда, нищета, нужда, одобрение, отечество, полдень, похвала, почёт, правда, радость, горе, горесть, грусть, огорчение, скорбь, рассвет, свет, свобода, скромность, слава, смелость, смех, счастье, труд, труженица, успех, утро, карлик, осень, закат, разлука, расставание, скромность, смирение, ночь, зло, порок, недоверие, недостаток, враг, вражда, холод, стужа, лето, невежество, заблуждение, урод, строгость, грубость, вой­на, ссора, наказание, безнадёжность, отчаяние, разочарование, роскошь, достаток, осуждение, чужбина, полночь, порицание, позор, презрение, ложь, обман, закат, сумрак, мрак, темнота, не­воля, рабство, угнетение, тщеславие, позор, трусость, робость, плач, горе, безделье, лень, лодырь, неудача.

Прилагательные: вежливый, виноватый, высокий, горячий, скромный, дорогой, живой, здоровый, искренний, легкий, лю­бимый, молодой, мудрый, настоящий, огромный, полезный, положительный, прилежный, румяный, сильный, смелый, сол­нечный, сытый, толстый, хитрый, хороший, честный, чистый, щедрый, юный, ясный, грубый, правый, низкий, холодный, ти­хий, дешёвый, мёртвый, больной, лицемерный, безобразный, трудный, ненавистный, старый, глупый, фальшивый, крохот­ный, маленький, вредный, отрицательный, ленивый, бледный, слабый, трусливый, робкий, голодный, тонкий, холодный, про­стодушный, плохой, бесчестный, грязный, скупой, старый, тёмный.

Глаголы: брать, веселиться, возвышать, возникать, впускать, встречать, входить, жить, забывать, запрещать, кричать, мед­лить, спешить, радовать, уважать, хвалить, хохотать, грустить, тосковать, скучать, печалиться, унижать, исчезать, выпускать, ложиться, провожать, расходиться, выходить, молчать, спешить, стыдиться, огорчать, печалить, презирать, бранить, плакать.

Наречия: быстро, вместе, вперед, много, можно, нежно, поздно, громко, густо, дорого, легко, тепло, умно, ясно, медлен­но, отдельно, врозь, порознь, назад, тихо, редко, трудно, мало, грубо, рано, холодно, глупо, темно.

Словарь антонимов, используемый при изучении народ­ных и авторских сказок.

Существительные: весна - осень; восход - закат; встреча - разлука, расставание; голова - хвост; гордость - скромность; гордость - смирение; день - ночь; доверие - недоверие; досто­инство - недостаток; друг - враг; дружба - вражда; жар - холод; жара - стужа; жизнь - смерть; защита - нападение; зима - лето; знание - невежество; истина - заблуждение; красавец - урод; ласка - строгость, грубость; мир - война; мороз - зной; награда - наказание; нужда - достаток; одобрение - осуждение; отечество - чужбина; полдень - полночь; похвала - порицание; почёт - по­зор; правда - ложь, обман; радость - горе; рассвет - закат; свет - темнота; свобода - неволя; слава - позор; смелость - трусость; смелость - робость; счастье - горе; труд - безделье, лень; тру­женица - лентяйка; успех - неудача; утро - вечер; храбрость - трусость.

Прилагательные: громкий - тихий; вежливый - грубый; виноватый - правый; высокий - низкий; горячий - холодный; дорогой - дешёвый; живой - мёртвый; здоровый - больной; ис­кренний - лицемерный; лёгкий - трудный; любимый - ненави­стный; молодой - старый; мудрый - глупый; настоящий - фальшивый; новый - старый; огромный - крохотный; полез­ный - вредный; положительный - отрицательный; прилежный - ленивый; румяный - бледный; сильный - слабый; солнечный - пасмурный; сытый - голодный; толстый - тонкий; хитрый - простодушный; хороший - плохой; честный - бесчестный; чистый - грязный; щедрый - скупой; юный - старый; ясный - тёмный.

Глаголы: брать - отдавать; веселиться - грустить; возвы­шать - унижать; возникать - исчезать; впускать - выпускать; встречать - провожать; входить - выходить; говорить - молчать; гордиться; стыдиться; забывать - вспоминать; запрещать - по­зволять; кричать - шептать; медлить - спешить; радовать - огорчать; уважать - презирать; хвалить - бранить; хохотать - плакать.

Наречия: быстро - медленно; вместе - отдельно; вперед - назад; легко - трудно; много - мало; можно - нельзя; нежно - грубо; поздно - рано; тепло - холодно; умно - глупо.

Структура занятий:

  1. Организационный момент - отгадывание загадок об изу­чаемой сказке.

  2. Пальчиковая гимнастика.

  3. Знакомство со сказкой - чтение сказки, просмотр мульти­пликационных фильмов.

  4. Игра «Один - много» - практическое употребление в речи единственного и множественного числа существительных.

  5. Игра «Назови ласково» - образование уменьшительно- ласкательных форм существительных.

  6. Игра «Сосчитай» - употребление в речи согласования числительных с существительными.

  7. Игра «Слова наоборот» - подбор антонимов.

  8. Игра «Слова-друзья» - подбор синонимов.

  9. Развитие общей моторики - театр зверей, развитие мими­ки, пантомимики, подвижные игры с использование фольклора и сюжетов сказок.

  10. Игра «Слова-родственники» - подбор родственных слов.

  11. Развитие связной речи - пересказ по вопросам, подсказка слова или фразы, совместный пересказ ребёнка и логопеда, от­ражённый пересказ, пересказ по частям, пересказ по сюжетным картинкам, игра-драматизация, инсценировка сказок.

  12. Развитие мышления - отгадывание загадок, игра «Что лишнее?».

  13. Знакомство с пословицами - объяснение значений по­словиц.

  14. Итог занятия - логопед совместно с детьми делает вывод по сказке.

Использование народных и авторских сказок при прохо­ждении лексических тем, для проведения занятий по разви­тию связной речи в подготовительной к школе логопедиче­ской группе.

Лексическая тема

Русские народные и авторские сказки

1

2

Осень. Овощи

«Репка», «Мужик и медведь»

Фрукты

«Крошечка-хаврошечка»

Ягоды

В. Катаев «Дудочка и кувшин­чик»

Деревья. Кустарники

«Как коза избушку строила»

Хлеб

«Колосок»

Семья

«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»

Человек

«Маша и медведь»

Домашние животные

«Волк и семеро козлят»

Подготовка птиц и животных к зиме.

«Зимовье зверей»

Зима

«Морозко»

Зимние забавы

«Снегурочка»

Животный мир зимой

«Лисичка-сестричка и серый волк»

Дикие животные

«Колобок», «Два жадных мед­вежонка», «Хвосты», «Заяц- хваста»

Домашние птицы.

«Петушок и бобовое зёрнышко»

Рыбы.

«Байка о щуке зубастой»

Одежда. Ткань. Обувь

Ш. Перро «Золушка»

Посуда.

«Лиса и журавль»

Мебель.

«Три медведя»

Транспорт

В. Сутеев «Разные колёса»

День защитника Отечества

Г.Х. Андерсен «Стойкий оло­вянный солдатик»

Строительство

«Теремок»

Весна

«Заюшкина избушка»

Весна. Сельскохозяйственные работы

«Мужик и медведь»

Насекомые

М. Михайлов «Лесные хоромы»

Безопасность жизни

Ш. Перро «Красная Шапочка»

Животный мир севера

Г.X. Андерсен «Снежная Ко­ролева»

Животные жарких стран

Р. Киплинг «Слонёнок»

Наша Родина

«Никита Кожемяка»

Народные промыслы

«Бычок - смоляной бочок»

Музыкальные инструменты

Братья Гримм «Бременские му­зыканты»

Параметры результативности

      1. Лексико-грамматическая сторона речи:

  • нравственно-этический словарь;

  • словарь антонимов;

  • словарь синонимов;

  • родственные слова.

    1. Развитие связной речи:

  • изложение последовательности событий в сказке;

  • пересказ по сюжетным картинкам;

  • умение анализировать поступки героев.

  1. Эмоциональная окраска звучания сказки (вырази­тельность речи).

  2. Эмоциональное развитие детей:

  • умение сопереживать героям сказки;

  • умение передать эмоциональное состояние героя сказки;

  • развитие мимики, пантомимики, общей моторики.

Тема: РУССКАЯ НАРОДНАЯ СКАЗКА «РЕПКА»

Ход занятия

I. Организационный момент.

  • Отгадайте, с какой сказкой мы сегодня будем знакомиться на занятии:

Чтобы урожай собрать,

Дедушке пришлось позвать:

Бабку, внучку,

Жучку, кошку

Да еще мышонка-крошку.

Так в земле сидела крепко

Жёлтая большая... (репка).

  1. Развитие мелкой моторики.

Дед - пальчиковое упражнение «Дед».

Бабка - пальчиковое упражнение «Бабка».

Репка - пальчиковое упражнение «Репка».

Внучка - пальчиковое упражнение «Бантик».

Собака - пальчиковое упражнение «Собака».

Кошка - пальчиковое упражнение «Кошка».

Мышка - пальчиковое упражнение «Мышка».

  1. Чтение сказки «Репка». Инсценировка сказки.

Посадил дед репку и говорит: «Расти, расти, репка, сладкая и крепкая!»

Выросла репка сладкая, крепкая, большая-пребольшая. По­шёл дед репку рвать: тянет-потянет, вытянуть не может. Позвал дед бабку. Бабка за дедку, дедка за репку - тянут-потянут, вытя­нуть не могут. Позвала бабка внучку. Внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку - тянут-потянут, вытянуть не могут. Позвала внучка Жучку. Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку - тянут-потянут, вытянуть не могут. Позвала Жучка кошку.. Кошка за Жучку, Жучка за внучку, внуч­ка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку - тянут-потянут, вы­тянуть не могут. Позвала кошка мышку. Мышка за кошку, кош­ка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку - тянут-потянут - и вытянули репку.

  1. Игра «Один - много».

Репка - репки. Жучка - Жучки.

Дедушка - дедушки. Кошка - кошки.

Бабушка - бабушки. Мышка - мышки.

Внучка - внучки.

  1. Игра «Назови ласково».

Репа - репка, репочка. Жучка - Жученька.

Дед - дедушка. Кошка - кошечка.

Бабка - бабушка. Мышка - мышенька.

Внучка - внученька.

  1. Игра «Сосчитай».

2 репки, 5 репок. 2 жучки, 5 жучек.

2 дедушки, 5 дедушек. 2 кошки, 5 кошек.

2 бабушки, 5 бабушек. 2 мышки, 5 мышек.

2 внучки, 5 внучек.

  1. Игра «Слова наоборот».

Труд - лень. Легко - трудно.

Дружба - вражда. Вместе - отдельно.

Друзья - враги. Легко - тяжело.

Трудолюбивый - ленивый. Сыто - голодно.

Старый - молодой. Сытый - голодный.

Лёгкий - тяжёлый.

  1. Игра «Слова-родственники».

Кот, кошка, кошечка, котёнок, котище, кошачий.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Сказка как тренинг жизненных умений (2)

    Сказка
    Наверное, многие согласятся, что самые яркие воспоминания из детства - это , рассказанные на ночь тихим мелодичным голосом мамы, и веселые персонажи, рожденные, зачастую, озорным сказочным воображением.
  2. Сказка как средство развития речевого творчества

    Сказка
    В наш стремительный век компьютеризации мы стремимся дать детям повышенный уровень математических знаний, научить англий­скому языку, развить логическое мышление.
  3. Сказка, как способ развития мышления дошкольников

    Сказка
    Эффективным способом развития детей является формирование умения сравнивать и понимать сравнение. Анализ содержания сказки и установление связи содержания с каким-либо метким выражением (пословица, поговорка, приговорка) приучают
  4. Сказка как тренинг жизненных умений (1)

    Сказка
    Наверное, многие согласятся, что самые яркие воспоминания из детства - это сказки, рассказанные на ночь тихим мелодичным голосом мамы, и веселые персонажи, рожденные, зачастую, озорным сказочным воображением.
  5. Сказка как лекарство

    Сказка
    Все мы тоскуем по первозданному. Культура предлагает не слишком большой выбор противоядий от этой тоски. Нас научили стыдиться таких влечений. Мы отпустили длинные волосы и привыкли скрывать под ними свои чувства.

Другие похожие документы..