Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Рабочая программа'
Настоящая программа составлена в соответствии с Учебным планом подготовки слушателей ФПК в рамках общего направления «Теплофизические проблемы в авиа...полностью>>
'Задача'
Изучение языков – это задача, которая сейчас актуальна как никогда. Английский язык остается вне всякого сомнения «языком номер один». Достаточно ска...полностью>>
'Документ'
Положение разработано в соответствии с Кодексом о труде Российской Федерации, Законом «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Фед...полностью>>
'Рабочая программа'
Дисциплина относится к вариативной части профессионального цикла Б.3 основной образовательной программы подготовки бакалавров по профилю "Энерге...полностью>>

Мпийцев недостает одного бога сына Метиды и Зевса, который, согласно предсказанию, должен был сместить Зевса, чтобы править людьми и богами с любовью в сердце

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Дети

Женщина-Артемида едва ли ассоциируется с юной матерью – по крайней мере, беременность и кормление ребенка грудью не приносят ей особой радости. На самом деле она даже может относиться к беременности с отвращением, поскольку одержима стремлением сохранить фигуру. В ней нет инстинктивного желания стать матерью (для этого должна пробудиться Деметра). Тем не менее она любит детей. Если женщина-Артемида все же рожает ребенка, она обычно становится хорошей матерью – как медведица, которая служит ее символом. Став матерью, она поощряет независимость в своих детях и может даже проявить жестокость, вставая на их защиту. Дети женщины-Артемиды убеждены, что в случае необходимости она будет сражаться за них насмерть.

Женщины-Артемиды, не имеющие собственных детей, получают удовлетворение, вкладывая свой особый вид материнской энергии (которую можно назвать энергией молодой тетушки) в общение с чужим ребенком. Из них получаются хорошие мачехи и воспитатели. Принимая подобные роли, они, подобно самой богине Артемиде, покровительствуют девочкам на пороге зрелости.

Матери-Артемиды без сожаления вспоминают младенческий период в жизни своих детей. И в первую очередь они смотрят в будущее, думая о том времени, когда их дети окончательно станут самостоятельными. Активные, склонные к исследованиям мальчики и девочки обнаруживают, что их мать-Артемида готова участвовать во всех их начинаниях. Она довольна, когда ее ребенок приносит домой ужа, и с радостью отправляется с детьми в поход или на лыжную прогулку.

Однако, если ребенок зависим и пассивен, подобные методы воспитания лишь ухудшают ситуацию. Чем настойчивее ее попытки приучить такого ребенка к самостоятельности, тем сильнее он за нее цепляется. В результате ребенок может чувствовать себя отверженным и неспособным жить согласно нормам, навязываемым ему матерью-Артемидой.

Средний возраст

Женщина, воплощающая в себе архетип Артемиды и лишенная качеств других богинь, в возрасте 35-45 лет переживает кризис среднего возраста. Артемида – образ, подходящий для молодой, энергичной, мечтающей о великих свершениях и целеустремленной женщины. Однако по мере того как идут годы, женщина-Артемида замечает, что на карте ее жизни остается все меньше "белых пятен". Она либо добилась успеха в достижении намеченных целей, либо потерпела неудачу и уже ничего нельзя изменить.

И тогда она обращается к своим внутренним глубинам. Здесь ею движет скорее Артемида – богиня Луны, чем богиня охоты. В период менопаузы доселе экстравертная женщина-Артемида погружается в воспоминания и оказывается лицом к лицу с тенями прошлого. В ней просыпаются те чувства и желания, которые она до сих пор игнорировала. Такая углубленная сосредоточенность на самой себе имеет отношение к старухе Гекате, богине темной стороны Луны, привидений и всего сверхъестественного. Геката и Артемида – они обе были богинями Луны и обе скитались по земле. Их взаимосвязь просматривается в женщинах-Артемидах старшего возраста, ступающих на духовный путь с тем же бесстрашием, с каким в молодости они преследовали иные цели.

Старость

Женщина-Артемида сохраняет свою энергию до самой старости. Ее активность никогда не иссякает; тело и ум всегда в движении. В пожилом возрасте она продолжает ясно мыслить, живо воспринимает мир, не чувствует груза прожитых лет и не способна остепениться. Она путешествует, изучая новые места и иные страны.

Этот аспект Артемиды воплощают две известные в Северной Калифорнии женщины. Одна из них, преподавательница естествознания Элизабет Тервиллиджер, водит группы школьников в леса, луга и горы, несмотря на то, что ей уже больше семидесяти лет. Она с радостью замечает змею или гриб, спрятавшийся вблизи корней дерева, указывает своим подопечным на съедобные растения, растущие на склоне холма, или пускает по кругу на пробу салат-латук. Элизабет испытывает воодушевление, общаясь со школьниками, и искренне восхищается природой.

Еще одна Артемида преклонного возраста, Фрэнсис Хорн, получила докторскую степень по психологии, когда ей уже исполнилось семьдесят лет. В семьдесят пять она опубликовала автобиографическую книгу "Я хочу одного".

В книге она описывает свои исследования и отмечает то, что с ее точки зрения имеет непреходящую ценность.

Джорджия О'Киффи, хорошо известная американская художница, оставалась воплощением Артемиды и в возрасте девяноста лет. Страстность, сильная воля и духовное родство с дикой природой Юго-Запада позволили ей достигнуть всего, к чему она стремилась. Те, кто говорят: "В отличие от большинства людей, я всегда знала, чего хочу", сами того не ведая, цитируют ее слова. Она полагала, что ее успеху способствовала некоторая доля агрессивности – способность "вцепиться" в желаемое. Подобно Артемиде, Джорджия О'Киффи безошибочно избирала себе цели в жизни и всегда добивалась своего.

Психологические проблемы

Богиня Артемида скиталась там, где хотела, в окружении нимф, ею выбранных и делавших то, что нравилось ей. В отличие от других богинь, которых нередко преследовали, Артемида никогда не страдала. Наоборот, ни один из тех, кто ее когда-либо оскорбил или же угрожал кому-то из находившихся под ее покровительством, не смог избегнуть ее кары. Подобным образом, если женщина-Артемида и сталкивается с какими-то проблемами, страдает не она, а ее противники.

Отождествление с Артемидой

Женщина-Артемида получает удовлетворение, если может вложить свою колоссальную энергию в работу, имеющую для нее большое значение. Она наслаждается переменами и, если над ней не довлеют архетипы Геры и/или Деметры, вопреки общественному мнению и аргументам родителей, не слишком интересуется семейным очагом. Хотя она избегает тесной эмоциональной близости и соответствующих обязательств, тем не менее ее связывают прочные и длительные сестринские отношения с друзьями – мужчинами и женщинами. Кроме того, она может получать огромное удовольствие от общения с детьми своих знакомых.

Отождествление с Артемидой формирует сильный женский характер. У женщины-Артемиды вырабатывается потребность принимать брошенный ей вызов и быть вовлеченной в важные для нее дела. В противном случае, не найдя себе применения, она теряет почву под ногами и в конечном счете впадает в депрессию. В такой ситуации оказались многие женщины-Артемиды после Второй мировой войны, в годы бума деторождаемости, когда они безуспешно пытались приспособиться к имеющимся в их распоряжении типично женским ролям.

Если мы вспомним, сколь разрушительной была сила Артемиды, направленная на ее недругов, нас не удивит, что бессознательное отождествление с этой богиней может выражаться в действиях, наносящих ущерб и причиняющих боль другим людям. В дальнейших разделах мы рассмотрим негативные аспекты архетипа Артемиды.

Презрение к слабости

Мужчина интересен женщине-Артемиде лишь до тех пор, пока она испытывает потребность в охоте. Если мужчина стремится к глубоким эмоциональным отношениям и думает о женитьбе, возбуждение от "охоты" проходит. Женщина-Артемида теряет к нему интерес и, если он выказывает слабость и признаки зависимости, начинает относиться к нему презрительно. В результате ее любовные отношения ограничиваются романами, в которых все идет хорошо до тех пор, пока мужчина сохраняет некоторую эмоциональную дистанцию. Это характерно для женщин, подсознательно отождествляющих себя с "единственной для себя самой" богиней-девственницей и отрицающих собственную уязвимость и потребность в близком человеке. Чтобы измениться, им нужно открыть для себя ценность любви и доверия.

С мужской точки зрения, такие женщины напоминают русалок – прекрасных и в то же время холодных и бесчувственных. Аналитик-юнгианка Эстер Хардинг утверждает следующее: "Холодность Луны и бессердечность богини Луны символизируют этот аспект женской натуры. Несмотря на отсутствие теплоты и бессердечность, а отчасти, может быть, и благодаря безразличию женщины, ее обезличенный эротизм привлекает мужчин".

Женщина-Артемида может быть жестока по отношению к любящему ее мужчине, если он перестает ее интересовать. В таких случаях она обращается с ним так, как если бы он ей навязывался.

Разрушительная ярость: Калидонский кабан

Разрушительную ипостась богини Артемиды символизирует посвященный ей неукротимый Калидонский кабан. Согласно мифам, она спускала его с привязи, когда была оскорблена.

В мифе говорится: "Глаза кабана сверкали кровью и огнем, его щетина торчала, как грозные копья, его клыки были подобны клыкам индийского слона. Он вытаптывал растущие хлеба, вырывал с корнем виноградные лозы и оливковые деревья и устраивал беспощадную резню, преследуя охваченных паникой овец и рогатый скот". Эта яркая картина разрушения – метафора женщины-Артемиды, вставшей на тропу войны.

Ярость Артемиды уступает только ярости Геры. Однако направленность гнева этих богинь и его причины различны. Женщина-Гера неистовствует и обрушивается на "другую женщину". Гнев Артемиды, вероятнее всего, будет направлен на конкретного мужчину или мужчин вообще, если те не выказывают должного уважения к ней самой или к тому, что для нее ценно.

Например, движение за права женщин семидесятых годов способствовало определенным позитивным изменениям в обществе. Однако многие женщины-Артемиды, осознав свое социальное неравенство с мужчинами, реагировали на это с враждебностью такой силы, которая часто не соответствовала породившим ее причинам. В начале семидесятых годов, когда Калидонский кабан Артемиды сходился лоб в лоб с Поросенком-Шовинистом, благоразумные очевидцы попросту мудро отходили в сторону! Более того, от женщин-Артемид, продолжавших в угаре самоосознания бушевать и после своих заседаний, доставалось не только мужчинам, но и другим женщинам.

В мифе о Калидонском кабане та самая охотница Аталанта, которая потом проиграет состязание в беге Гиппомену, смело встретила атакующего вепря с копьем в руке. К тому времени вепрь уже пронзил клыками и убил многих известных мужчин-героев, пытавшихся с ним сразиться. Его шкура была прочнее воинских доспехов. Теперь настала очередь Аталанты: либо она остановит зверя, либо сама будет уничтожена. Она выжидала до тех пор, пока кабан не приблизился почти вплотную, затем зорко прицелилась и метнула копье в единственное уязвимое место – глаз.

Разрушительная ярость женщины-Артемиды может быть остановлена только таким способом. Так же, как Аталанта, не дрогнув, взглянула в глаза Калидонскому кабану, женщина-Артемида должна взглянуть в глаза собственной деструктивности и увидеть в ней тот аспект себя самой, с которым во избежание больших бед надо бороться.

Чтобы противостоять внутреннему кабану, нужна недюжинная смелость. Женщине-Артемиде необходимо увидеть, как много зла причинила она себе самой и другим. Только тогда она поймет, сколь мнимы были ее представления о собственной безупречности и могуществе. Смирение – урок, возвращающий ей человечность. Ей приходится признать, что она всего лишь обычная женщина со всеми присущими ей недостатками, а не мстящая за любой промах богиня.

Недоступность

Артемида была прозвана "Недоступной". Для женщины-Артемиды, полностью поглощенной своими целями и потому не замечающей чувств других, характерна эмоциональная дистанция с окружающими. Ее равнодушие по отношению к людям, которые о ней заботятся, приводит к тому, что те чувствуют свою ненужность и отверженность. Это вызывает у них возмущение и причиняет им боль.

Женщина-Артемида должна научиться слушать и слышать то, что говорят ей другие люди. В свою очередь, лучшее, что те могут сделать в ответ, – ждать, пока она не оторвется от важного для нее дела и не переключит свое внимание на них (иначе конфликт неизбежен, за исключением тех случаев, когда женщина-Артемида уже готова измениться и ценит любые напоминания о том, что ей нужно корректировать свою жизненную позицию). Артемида – богиня, о которой говорят: "Только что видел ее, а мгновение спустя ее уже нет". Она могла скрыться в лесу молниеносно, как дикие животные, которых иногда можно увидеть, а в следующий момент их и след простыл. Если эмоциональная отстраненность женщины-Артемиды непреднамеренна и возникает вследствие ее глубокой сосредоточенности на работе, ей поможет искреннее желание сохранить отношения с близкими людьми. В этом случае, "исчезнув", она будет стремиться "появиться".

Безжалостность

Артемида нередко бывала безжалостной. Охотнику Актеону, который неумышленно вторгся в ее грот, не хватило такта понять, что таращиться на обнаженную богиню – тягчайшее преступление. Вот Артемида и превратила его в оленя, которого разорвали в клочья его собственные гончие псы. А когда тщеславная Ниобея унизила Лето, мать Артемиды и Аполлона, месть близнецов была беспощадной.

Нежелание прощать нанесенные обиды и причиненное зло, верность дружбе, сила воли, умение отстаивать собственную точку зрения, склонность к активным действиям – все это характеризует женщину-Артемиду. Однако ее безжалостность может быть ужасающей. Достаточно вспомнить: все двенадцать детей Ниобеи были убиты, дабы она никогда больше не могла хвалиться ими перед Лето.

Отсутствие сострадания – следствие того, что женщина-Артемида нередко излишне категорична в своих оценках. Она делит мир на черное и белое. При этом не только те или иные поступки, но также и люди, их совершившие, могут быть либо отвратительны, либо прекрасны. Среднего не дано и, следовательно, она полагает, что вправе мстить беспощадно.

Чтобы взглянуть на мир иначе, ей необходимо развить в себе способность к состраданию и сопереживанию. Это становится возможным уже в зрелом возрасте, по мере того как она обретает жизненный опыт. Многие женщины-Артемиды в юности абсолютно уверены в себе, ощущают свою неуязвимость и потому бескомпромиссны. Они учатся жалеть других, лишь терпя неудачи и страдая от последствий собственных ошибок. Жизненные уроки, полученные женщиной-Артемидой, помогают ей осознать, что люди гораздо сложнее ее прежних черно-белых представлений. В результате в ней открывается способность прощать себе и другим то, чего никогда не простила бы раньше.

Решающий выбор: принесенная в жертву или спасенная Ифигения

В одном из мифов, посвященных Артемиде, – мифе об Ифигении – говорится о важном для женщины-Артемиды выборе: либо стать спасительницей Ифигении, либо же послужить причиной ее смерти.

Эпос о Троянской войне повествует о том, как греки привели свои корабли в некую гавань, чтобы оттуда плыть к берегам Трои. Однако им не удавалось осуществить свои намерения, поскольку не было попутного ветра. Их предводитель, царь Агамемнон, убежденный, что штиль наслан богами, обратился к прорицателю, который сопровождал собравшееся войско. Тот объявил: греками была оскорблена богиня Артемида, и она сменит гнев на милость лишь в том случае, если ей в жертву принесут прекрасную дочь Агамемнона, Ифигению. Агамемнон ответил отказом, но вскоре в стане воинов начались болезни. Они стали роптать. Тогда Агамемнон повелел своей жене Клитемнестре привести к нему Ифигению, чтобы якобы выдать ее замуж за греческого героя Ахилла. В действительности ее жизнь должны были обменять на попутный ветер, который поможет кораблям достигнуть Трои.

То, что произошло потом, излагается в двух версиях. Согласно первой версии, Ифигению умертвили, как того требовала Артемида. Согласно второй, Артемида в момент жертвоприношения заменила Ифигению на алтаре ланью, перенесла прекрасную дочь Агамемнона в далекую Тавриду и сделала ее своей жрицей.

Эти две версии отражают двойственность Артемиды. С одной стороны, она спасает женщин от притеснений со стороны патриархата и оберегает женские ценности. С другой – она может требовать, чтобы женщина принесла в жертву то, что традиционно рассматривается как "женское начало" – восприимчивость, заботливость и привязанность к близким. Вероятно, в каждой женщине-Артемиде есть часть, подобная Ифигении, – юное, доверчивое, прекрасное существо. В образе Ифигении воплощена потенциальная потребность женщины в половой близости, ее уязвимость и зависимость. Сможет ли она, несмотря ни на что, сберечь эту часть себя? Или же Ифигения будет принесена в жертву бесстрастной и несгибаемой целеустремленности Артемиды?

Пути развития

Чтобы преодолеть ограниченность наиболее выраженного в ней архетипа, женщина-Артемида должна развивать свои потенциальные способности; восприимчивость и умение строить близкие отношения. Ей необходимо стать уязвимее, научиться любить и заботиться. В этом ей может помочь любимый мужчина (реже – женщина) или же она должна родить ребенка.

Нередко позитивные изменения возможны лишь в том случае, если женщина-Артемида на некоторое время "останавливается", – когда она уже достигла намеченных целей или потерпела неудачу либо же после того, как в ней гаснет упоение состязанием или "охотой". Любящему ее мужчине следует либо ждать этого момента, либо уповать на помощь Афродиты.

Миф об Аталанте: метафора психологического роста

Аталанта – героиня, чья отвага и способности охотницы и бегуньи были под стать любому мужчине. Ее, оставленную в горах вскоре после рождения, нашла и вскормила медведица. Когда Аталанта выросла и превратилась в прекрасную девушку, ее возлюбленным стал охотник по имени Мелеагр. Неразлучная пара прославилась по всей Греции, особенно после их охоты на Калидонского кабана. Вскоре после этого Мелеагр умер на руках у Аталанты. Она покинула горы, где раньше скиталась вместе с любимым, предстала перед своим отцом и была признана наследницей его трона.

Теперь многие добивались ее, но она с презрением всех отвергала. Когда претенденты на ее руку и сердце начали возмущенно требовать, чтобы она наконец выбрала себе мужа из их числа, Аталанта ответила, что согласится стать женой того, кто победит ее в состязании в беге. Победитель получает ее в жены, проигравший лишается жизни.

Во всех состязаниях быстроногая была впереди. В итоге счастья решил попытать Гиппомен, искренне любивший Аталанту, однако не отличавшийся атлетическими способностями. Он был готов расплатиться жизнью за свою дерзкую попытку. Всю ночь перед состязанием Гиппомен молил о помощи Афродиту, богиню любви. Афродита услышала его мольбы и подарила ему три золотых яблока, благодаря которым он смог победить в состязании.

Яблоко 1: Осознание того, что время проходит. В начале состязания Гиппомен бросил под ноги Аталанте первое яблоко. Это яблоко привлекло ее внимание своей сияющей красотой. Аталанта приостановилась, чтобы поднять яблоко и, пока она пристально его разглядывала, Гиппомен вырвался вперед. Аталанта увидела свое искаженное отражение на круглом боку яблока и подумала: "Так я буду выглядеть в старости".

Многие энергичные женщины не осознают скоротечности времени до тех пор, пока не достигают среднего возраста и не обнаруживают, что в их жизни остается все меньше целей, к которым стоило бы стремиться. Тогда впервые к ним приходит осознание того, что им не суждено быть вечно молодыми; они начинают размышлять о том, как жить дальше.

Яблоко 2: Осознание важности любви. Аталанта опять сосредоточилась на состязании и без усилий догнала Гиппомена. Тогда он бросил ей под ноги второе яблоко Афродиты. Как только Аталанта остановилась и подняла его, на нее нахлынули воспоминания об умершем возлюбленном, Мелеагре. Она ощутила любовное томление, под влиянием Афродиты в ней пробудилось желание физической и эмоциональной близости. Подобные переживания в сочетании с осознанием неумолимости безвозвратно уходящего времени вынуждают женщину-Артемиду задуматься о любви.

Яблоко 3: Инстинкт продолжения рода и творчество. Гиппомен уже видел линию финиша, когда Аталанта догнала его вновь. Она была близка к победе, но Гиппомен бросил третье яблоко. Какую-то долю секунды Аталанта колебалась: пересечь ли ей линию финиша и победить, либо поднять яблоко и проиграть состязание? Она предпочла поднять яблоко. Гиппомен выиграл состязание и Аталанту.

Инстинкт продолжения рода, присущий Афродите (которую в этом поддерживает Деметра), заставляет многих активных, целеустремленных женщин, перешагнувших тридцатипятилетний рубеж, пересмотреть свою жизнь. Ориентированные на профессиональные успехи женщины часто оказываются застигнутыми врасплох, когда внезапно испытывают настоятельную потребность родить ребенка.

Однако третье золотое яблоко символизирует не только биологическое размножение. Для женщины средних лет социальный успех уже не столь значим, как прежде. Пробуждающаяся в ней Афродита заставляет ее находить глубоко личные формы самовыражения.

Когда женщина благодаря любви познает в себе Афродиту, она тем самым преодолевает односторонность архетипа Артемиды и обретает внутреннюю целостность. Теперь она не только сосредоточена на себе самой, но и способна откликнуться на чувства близкого ей человека. Признав ценность любви, она, подобно Аталанте, оказывается перед самым важным в ее жизни выбором.

<<< ОГЛАВЛЕHИЕ >>>

Глава 5

АФИНА:
богиня мудрости и ремесел,
стратег и дочь своего отца

Богиня Афина

Афина – греческая богиня мудрости, покровительница ремесел, известна у римлян как Минерва. Афина – девственница, давшая обет целомудрия и безбрачия. Подобно Артемиде, Афина – статная, прекрасная богиня-воительница, покровительница избранных ею героев, сыновей Афин – города, носящего ее имя. Из всех олимпийских богинь только ее одну изображали в воинских доспехах: забрало ее шлема поднято, являя взорам ее красоту. В одной руке она держит щит, а в другой – копье. Как эмблема, на ее щите или на кромке одеяния изображались переплетенные змеи.

Как и приличествует богине, ответственной не только за военные действия, но и за мирные домашние ремесла, Афину также изображали с копьем в одной руке и с чашей или веретеном в другой. Она покровительствовала не только городам и войскам, но и рукодельницам и ювелирам, гончарам и ткачам. Древние греки считали, что Афина подарила людям уздечку для приручения лошади, плуг, грабли, ярмо для быков и колесницу и обучила первых кораблестроителей. Оливковое дерево было ее особым даром городу Афины. Благодаря этому дару греки начали выращивать маслины.

Афину часто изображали с совой, птицей с огромными круглыми глазами, символизирующей мудрость. Если рядом с Афиной находилась другая фигура, это неизменно был мужчина. Она стоит за сидящим Зевсом как воин, охраняющий своего повелителя, или же изображается вместе с главными греческими героями "Илиады" и "Одиссеи" – Ахиллом и Одиссеем.

С именем Афины связывали военное мастерство и домашние ремесла, то есть те виды деятельности, которые требуют тщательного планирования и четкого исполнения задуманного. Иначе говоря, она является воплощением целенаправленности. Отличительные признаки ее мудрости – стратегический подход к делу, практицизм и стремление к реальным результатам. Афина ценит рациональное мышление и отстаивает превосходство воли и интеллекта над инстинктами. Ей дороги города. Согласно Афине (в противоположность Артемиде), первозданная природа должна быть покорена.



Скачать документ

Похожие документы:

Поиск не дал результатов..