Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Рабочая программа'
Приказ Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полно...полностью>>
'Документ'
На підставі статей 6, 24, 31 Закону України «Про місцеві державні адміністрації», закону України «Про оплату праці», на виконання розпорядження голов...полностью>>
'Автореферат'
Защита диссертации состоится «14» февраля 2007 г. в 13 часов на заседании диссертационного совета Д.212.208.01. по философским и социологическим наука...полностью>>
'Анализ'
№ 1 –В.М.Васнецов, конец XIX века; №2 – Леонардо да Винчи, «Мадонна Литта», конец XV в.; №3 – Рафаэль, «Сикстинская мадонна», XVI в.; №4 – Неизвестны...полностью>>

Центральный федеральный округ (далее макрорегион) базовый макрорегион страны фактически олицетворяющий Россию перед остальным миром

Главная > Реферат
Сохрани ссылку в одной из сетей:

2.10.1. Агропромышленный комплекс

Агропромышленный комплекс является одной из базовых отраслей народного хозяйства Центрального федерального округа. В 2009 году на долю округа приходилось 22,4 процента (или 565 млрд. рублей) общего объема производства продукции сельского хозяйства Российской Федерации. Сельское хозяйство округа занимает 3 место в России, доля которого в суммарном валовом региональном продукте составляет 2,3 процента. Наибольшая доля в производстве продукции сельского хозяйства округа принадлежит Белгородской, Московской, Воронежской, Липецкой, Курской и Тамбовской областям.

Численность сельского населения округа – 7 млн. человек. С 1990 по 2010 годы доля сельского населения снизилась на 2,8 процента. В сельскохозяйственном производстве занято свыше 1,3 млн. человек, 18,9 процента  сельского населения. Уровень заработной платы и уровень жизни сельского населения крайне низкие.

В округе на 1 жителя приходится 0,38 га посевных площадей, на
1 занятого в сельском хозяйстве – 10,7 га. Валовой сбор зерна в расчете на
1 человека составляет 0,58 тонны, на 1 занятого в сельском хозяйстве – 16,3 тонны.

В округе насчитывается 40,5 тыс. крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей, 7,4 тыс. крупных и средних сельскохозяйственных предприятий и 5,0 тыс. малых предприятий.

Посевные площади всех сельскохозяйственных культур за период с 1990 по 2009 годы сократились на 40 процентов, в том числе зерновых культур – на 32,5235235235235235235235235235235235235235235235235235235235235235235235235235235235235235235235235235235235235235235235235235235235235235235235235235235235235235235235235235235235235235235235235235235235235235235235235235235235235235235235235235235235235235235235235235235235235235235235235235235235235235235235235235235235235235235235235235235235235235235235235235235235235235235 процента, сахарной свеклы – на 50 процентов, льна-долгунца – на 91 процент, картофеля – на 41 процент. В то же время, посевные площади подсолнечника увеличились на 62,6 процента, овощей – остались на уровне 1990 года.

Поголовье крупного рогатого скота (КРС) с 1990 по 2009 годы сократилось более чем в 4 раза. Округ занимает 3 место в России по количеству КРС. Поголовье свиней уменьшилось в 2 раза. Тем не менее, округ занимает 1 место в стране по количеству свиней в хозяйствах всех категорий. Поголовье овец и коз снизилось более чем в 6 раз.

На долю округа приходится 18,3 процента молока, производимого в России, и 16,5 процента объема производства крупного рогатого скота на убой в живом весе (2 и 3 место среди округов России соответственно).

В 2009 году в целом по округу производство скота и птицы на убой в живом весе составило 2632,2 тыс. тонн, что на 12,4 процента выше уровня 2008 года, молока – 6004,2 тыс. тонн, что на 2,7 процента меньше уровня 2008 года.

В последнее время одной из самых быстро развивающихся подотраслей животноводства в округе является свиноводство. Поголовье свиней в округе в 2009 году увеличилось на 17,3 процента к уровню 2008 года, производство на убой (в живом весе) – на 24,3 процента и составило 803 тыс. тонн.

За соответствующий период поголовье птицы увеличилось на 9,1 процента, производство на убой (в живом весе) – на 15,3 процента и составило 1275,3 тыс. тонн.

В округе успешно стало развиваться пчеловодство. По производству меда округ занимает 2 место – 17,8 процента меда в стране.

С учетом рациональной нормы потребления округ не в полной мере обеспечивает себя мясом, молокопродуктами, яйцом и хлебопродуктами за счет собственного производства. Из других субъектов Российской Федерации и из-за рубежа в Центральный федеральный округ ввозится около 60 процентов потребляемого мяса и мясопродуктов, 27 процентов молока и молочных продуктов, 16 процентов яиц. Полностью удовлетворяется потребность в растительном масле, сахаре и картофеле.

Приоритетом развития агропромышленного комплекса округа является обеспечение потребностей населения округа в доступных и высококачественных отечественных продуктах питания, устойчивое развитие сельских территорий, повышение занятости и уровня жизни сельского населения.

Основным принципом развития агропромышленного комплекса округа является переход на индустриальный способ ведения сельского хозяйства, основой которого является возрастающая энерговооруженность производства. В настоящее время до 70 процентов сельскохозяйственной техники имеют сверхнормативный срок службы и подлежат замене.

Государственная финансовая поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей совместно с частным бизнесом, диверсифицирующего свои активы в агропромышленном комплексе, создает возможность для внедрения и увеличения в агропромышленном производстве высокопроизводительной техники и других современных средств и методов производства.

Для достижения мирового уровня в развитии транспортной инфраструктуры и логистики, информационно-аналитического обеспечения необходимо привлечение инвестиций, которые являются одним из наиболее эффективных инструментов ускорения экономического роста, развития новых рынков, формирования новых возможностей для повышения деловой и социальной активности в обществе, в частности в сельском хозяйстве.

Развитие сельского хозяйства во многом зависит и от уровня профессиональной подготовки населения, работающего в этой сфере.

В настоящее время доля инженерно-технического персонала с высшим профессиональным образованием не достигает 30 процентов. Удельный вес молодежи в составе инженерно-технических служб менее 7 процентов.

Таким образом, требуется увеличение на селе доли инженерно-технического персонала с высшим и средним профессиональным образованием, в том числе за счет привлечения молодых специалистов, для обслуживания парка современной высокопроизводительной техники мирового уровня, позволяющей внедрять научно обоснованные ресурсосберегающие технологии.

Принимаемые меры государственной поддержки, направленные на повышение конкурентоспособности российской сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, в том числе повышение доступности кредитов посредством предоставления субсидий, содействие сельскохозяйственным товаропроизводителям в приобретении материальных ресурсов (минеральных удобрений, электрической энергии, горюче-смазочных материалов), проведение государственных закупочных и товарных интервенций, мониторинг цен основных видов сельскохозяйственной продукции, способствуют сокращению издержек производства и росту прибыльности сельскохозяйственных организаций. Однако рост цен на материально-технические ресурсы, потребляемые в сельском хозяйстве, остается фактором, оказывающим негативное воздействие на его состояние.

Приоритетными направлениями развития сельского хозяйства на дальнейшую перспективу станет развитие молочного скотоводства, мясного скотоводства, птицеводства, зернового рынка, пчеловодства, производства льна, пищевой и перерабатывающей промышленности.

Развитие молочного животноводства. В стратегический период необходимо увеличение производства всех основных видов молочных продуктов. Дополнительная потребность в молочном сырье к 2020 году составит до 3 млн. тонн.

В перспективе, особенно в областях, граничащих с Московской областью, основное производство молока может быть сосредоточено на крупных фермах с поголовьем 600-1200 коров, входящих в состав холдингов. При этом модернизация ферм будет происходить как путем реконструкции существующих производственных площадей в бывших совхозах и колхозах, так и путем нового строительства ферм с беспривязным содержанием скота, что соответствует имеющимся в хозяйствах земельным площадям для производства требуемого количества кормов.

Для решения кормовой проблемы необходимо увеличение производства бобовых культур за счет внедрения новых селекционных сортов сои, рапса и других высокобелковых культур, адаптированных к климатическим условиям различных регионов Центрального федерального округа, повышение сохранности заготавливаемых кормов на основе строительства и использования специальных хранилищ, обеспечение устойчивого функционирования агроландшафтов, прекращение деградации пастбищ и снижения плодородия почв.

Развитие мясного скотоводства. Государственная политика в части мясного скотоводства будет ориентирована на активное проведение организационных и экономических изменений, содействующих повышению эффективности деятельности организаций и предприятий по производству конкурентоспособных мясных продуктов. Особое внимание будет уделено разработке и реализации механизмов, повышающих инвестиционную привлекательность выращивания и откорма молодняка крупного рогатого скота.

В настоящее время Центральный федеральный округ располагают возможностями увеличить производство говядины к 2015 году в 2 раза (относительно уровня 2008 года), а к 2020 году – почти в 3 раза.

В ближайшее десятилетие основным источником получения говядины будет откормочный контингент из молочных стад.

Прогнозируется к 2020 году довести поголовье мясного скота в округе до 100 тыс. голов, увеличить производство свинины до 800 тыс. тонн.

С этой целью в округе предусматривается ввод новых наукоемких автоматизированных ферм с современными эффективными технологиями производства мяса, а также реконструкция и модернизация промышленных и кормопроизводственных комплексов с учетом возникших в течение продолжительной их эксплуатации (биологическое старение, эпизоотия, состояние экосистемы) ограничений, формирование маточного стада свиней и КРС на базе лучших отечественных и мировых генетических достижений, осуществление эффективной инвестиционной политики с целью привлечения в отрасль отечественного и зарубежного капитала.

Развитие птицеводства. Государственная политика в части птицеводства будет направлена на интенсивное развитие отрасли, которая способна в наиболее короткие сроки обеспечить значительное увеличение объёмов производства диетического мяса птицы, что в свою очередь будет способствовать повышению занятости населения и улучшению социального климата в сельской местности. Предполагается создать крупные вертикально интегрированные кластеры с законченным циклом – от производства кормов и выращивания птицы до ее забоя, переработки, реализации продукции и утилизации отходов.

Особое внимание будет уделено созданию новых мощных племптицере­продукторов, способных обеспечить потребности отрасли в племенной продук­ции и полностью решить проблему технологической независимости птицево­дов от иностранных поставщиков селекционно-племенного материала. Параллельно будут создаваться мощности по переработке мяса птицы.

Развитие зернового хозяйства. В округе целесообразно использовать экспортный потенциал как один из мощных и постоянно действующих стимулов для наращивания производства зерна и повышения его качества. Для этого целесообразно рассмотреть возможность распределения квоты на экспорт отдельных видов зерна по территории с учетом специализации зон и регионов их производства с целью рационального размещения посевов зерновых культур и повышения эффективности использования природно-экономического потенциала округа, а также обеспечить повышение удельного веса зерна твердых сортов пшеницы, гречихи, пивоваренного ячменя, кукурузы, бобовых культур.

В настоящее время в округе функционирует кластер по производству зерновых и зернобобовых культур (Орловская, Липецкая, Тамбовская, Курская, Белгородская и Воронежская области). В дальнейшем планируется поддерживать производство данных культур в этих областях на уровне, позволяющем полностью обеспечивать собственные потребности, а также экспортировать продукцию на внутренний и внешний рынки.

В северных регионах Центрального федерального округа необходимо сохранить и постепенно увеличивать собственное производство зерновых до уровня, необходимого для поддержания минимальных продовольственных резервов для обеспечения развития животноводства.

Развитие производства льна. Увеличение производства льна в округе может быть осуществлено при условии долговременного роста объемов его внутреннего потребления, а также сокращения импорта хлопкового сырья.

Главным препятствием для успешной реализации имеющегося потенциала развития льняного комплекса округа является недостаточный уровень технического оснащения отрасли.

Выполнение работ по модернизации, техническому и технологическому переоснащению сферы первичной переработки в ряде льносеющих регионов Центрального федерального округа будет способствовать восстановлению первичной переработки льна-долгунца.

Развитие пчеловодства. Для дальнейшего развития пчеловодства необходимо широкое освоение технологии комплексного использования пчелиных семей, расширение масштабов производства, внедрение научно обоснованных технологий получения биологически активных продуктов пчеловодства, совершенствование работы по сертификации пчеловодческой продукции и создание сети соответствующих лабораторий, повышение требований к качеству выпускаемой продукции в соответствие с международными стандартами и стимулирование научно-исследовательской деятельности в пчеловодстве в области содержания и разведения пчел, мониторинга пчеловодства с условиями внешней среды, производства продукции и пр.

Пищевая и перерабатывающая промышленность занимает одно из ведущих мест в агропромышленном комплексе округа по созданию валового регионального продукта, численности занятых в ней работников.

Лидирующее положение занимают сахарная, мукомольно-крупяная, маслобойная, мясная, спиртовая, кондитерская, плодоовощная и табачно-махорочная отрасли пищевой промышленности.

Принятие и реализация отраслевых программ по развитию свеклосахарного подкомплекса; первичной переработке скота; маслоделию и сыроделию, доступность инвестиционных кредитов посредством предоставления субсидий на строительство и реконструкцию сахарных заводов, объектов первичной переработки мяса и молока способствуют развитию и повышению конкурентоспособности пищевой и перерабатывающей промышленности.

Приоритетным направлением округа на дальнейшую перспективу определено развитие сахарной промышленности.

Для увеличения инвестиций в свеклосахарный комплекс и последовательного наращивания производства свекловичного сахара в России необходимо, прежде всего, обеспечить комплексный режим импортных поставок сахара, сахаросодержащих продуктов и закупок сахара-сырца. На территории регионов Центрального федерального округа – доноров сахара (Белгородская, Курская, Воронежская, Тамбовская области) в дальнейшем необходимо увеличивать сырьевую базу и осуществлять скоординированное строительство новых сахарных производств.

Поддержание почвенного плодородия. Для систематического воспроизводства плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения, получения стабильных урожаев и улучшения баланса питательных веществ в почвах с учетом биоклиматического потенциала агроландшафтов реализуется федеральная целевая программа «Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов как национального достояния России на 2006 – 2010 годы и на период до 2013 года».

По данным Кадастра мелиорируемых сельскохозяйственных угодий и технического состояния гидромелиоративных систем по состоянию на 1 января 2009 года мелиоративный комплекс округа представлен наличием 1922,3 тыс. га (21,2 процента к наличию в Российской Федерации) мелиорированных земель, из них 485,5 тыс. га орошаемых и 1436,8 тыс. га осушаемых земель.

Для сохранения и воспроизводства земельных ресурсов, используемых в сельскохозяйственном производстве в сложных агроландшафтных и природно-климатических условиях, необходимо обеспечить:

  • строительство и реконструкцию мелиоративных и водохозяйственных объектов;

  • реабилитацию почв на землях, загрязненных в результате аварии на Чернобыльской АЭС;

  • освоения современных систем земледелия и землеустройства с учетом перспективы развития земель сельскохозяйственного назначения;

  • проведения комплекса агрохимических мероприятий, направленных на повышение эффективности использования удобрений и мелиорантов в сельском хозяйстве;

  • выполнения гидромелиоративных, культуртехнических, противоэрозионных мероприятий и работ по реабилитации нарушенных земель;

  • осуществления агролесомелиоративных и фитомелиоративных мероприятий;

  • выполнение научно-исследовательских и конструкторских разработок.

Основными направлениями реализации государственной политики в развитии АПК округа должны стать:

  • привлечение инвестиций в основной капитал;

  • переход сельхозтоваропроизводителей на инновационный способ ведения сельского хозяйства;

  • увеличение темпов структурно-технологической модернизации;

  • увеличение энерговооруженности производства;

  • обновление устаревшего парка машин современной высокопроизводительной техникой мирового уровня;

  • заменена устаревших машин на универсально-комбинированную спецтехнику и спецоборудование;

  • увеличение объема производства продукции сельского хозяйства до рациональных норм потребления на душу населения и экспортных возможностей;

  • обеспечение полного цикла производства сельхозпродукции;

  • расширение производства продукции с высокой добавленной стоимостью;

  • сохранение и воспроизводство земельных ресурсов;

  • развитие социальной инфраструктуры в сельской местности;

  • улучшение жилищных условий в сельской местности;

  • развитие системы подготовки и повышения квалификации кадров.

Реализация Стратегии позволит получить комплексный эффект в сельском хозяйстве округа, включающий:

  • снижение зависимости национальной экономики от поставок сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия из зарубежных стран;

  • формирование в агропромышленном комплексе эффективных, ориентированных на рынок и обладающих потенциалом саморазвития бизнес-структур нового поколения;

  • повышение инновационной активности и уровня обновления основных фондов предприятий агропромышленного комплекса и смежных отраслей;

  • повышение производительности труда;

  • повышение спроса на квалифицированные кадры, улучшение их возрастной структуры.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Стратегия социально-экономического развития Центрального федерального округа на период до 2020 года Москва (1)

    Реферат
    Центральный федеральный округ базовый макрорегион страны фактически олицетворяющий Россию перед остальным миром. Связи регионов округа со всеми регионами страны обширны и многообразны.
  2. Стратегия социально-экономического развития Центрального федерального округа на период до 2020 года Москва (2)

    Реферат
    Центральный федеральный округ базовый макрорегион страны фактически олицетворяющий Россию перед остальным миром. Связи регионов округа со всеми регионами страны обширны и многообразны.
  3. Информационный бюллетень osint №22 ноябрь декабрь 2011 г

    Информационный бюллетень
    1. Журнал -The 9/11 Essays - Homeland Security Affairs ( 2011 ) is the peer-reviewed online journal of the Naval Postgraduate School Center for Homeland Defense and Security (CHDS) (англ)
  4. Новости связи (32)

    Документ
    Правительство Российской Федерации приняло постановление №215, согласно которому Правительственная комиссия по федеральной связи преобразовывается в Правительственную комиссию по федеральной связи и информационным технологиям, а также
  5. Чеченский государственный университет центр системных региональных исследований и прогнозирования иппк юфу и испи ран

    Документ
    В монографии на материалах Чеченской Республики, с использованием геополитико-конфликтологического подхода, основательно рассматриваются вопросы, связанные с обеспечением национальной безопасности России на региональном уровне.

Другие похожие документы..