Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Поясніть зміст поняття „системне проектування”. Наведіть приклади методів системного проектування. Охарактеризуйте класичні моделі циклу життя інформ...полностью>>
'Основная образовательная программа'
1.1. Основная образовательная программа бакалавриата, реализуемая вузом по направлению подготовки 120700 «Землеустройство и кадастры» и профилю подго...полностью>>
'Конкурс'
ПО ОТБОРУ СТРАХОВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ДЛЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ВЛАДЕЛЬЦЕВ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ МУНИЦИПАЛ...полностью>>
'Методичні рекомендації'
Методичні рекомендації підготувала О.В. Чеботарьова — учитель індивідуального навчання хворих дітей вдома спецшколи-інтернату № 15 м. Києва для дітей...полностью>>

Центральный федеральный округ (далее макрорегион) базовый макрорегион страны фактически олицетворяющий Россию перед остальным миром

Главная > Реферат
Сохрани ссылку в одной из сетей:

В построении инновационной экономики макрорегиона особая роль отводится таким тенденциям мирового и российского технологического развития как разработка и внедрение нано- и биотехнологий, которые существенно изменят принципы создания высокотехнологичных продуктов как в промышленности, так и в агропромышленном комплексе и здравоохранении.

Происходящие процессы интеграции России в мировые экономические структуры, в том числе возможное вступление во всемирную торговую организацию, предполагают изменение потоков движения товаров и услуг, что окажет существенное влияние на экономику макрорегиона. Данные процессы диктуют внедрение принципов благоприятствования условиям ведения торговли, увеличение свободы информации о движениях товаров и услуг для всех участников рынка. Прогнозируемое при этом усиление конкуренции на внутреннем рынке, в сочетании с ускоренной модернизацией экономики и социальной сферы, повлечет за собой повышение конкурентоспособности макрорегиона в масштабе страны и мира.

Развитие эффективной экономики невозможно без мощного финансового обеспечения. Основой этого станет использование механизмов государственно-частного партнерства, активизация всех инструментов привлечения инвестиций в экономику Центрального федерального округа. При этом координирующая роль на пересечении процессов стратегического планирования, прогнозирования, бюджетирования, осуществления государственных закупок, нормативного правового регулирования и т.д. отводится методу программно-целевого бюджетирования.

Кроме того, в последние годы возникли серьезные противоречия между развитием г. Москвы как мегаполиса – крупнейшего сервисного, торгового, образовательного, научного, финансового, медицинского, спортивного и транспортного центра страны, города, в котором необходимо обеспечить комфортные условия жизни более чем 10,5 млн. жителей и исполнением им столичных функций. В первую очередь это выразилось в транспортном коллапсе города.

Существует также настоятельная необходимость сбалансированного развития г. Москвы и Московской области, теснейшим образом связанных общей транспортной, энергетической, социальной и сервисной инфраструктурой, а также наличием большого числа взаимосвязанных федеральных организаций и, наконец, фактически, общим потенциалом трудовых ресурсов и территорий проживания, особенно с учетом сезонной миграции. По-существу г. Москва и Московская область вынуждены развиваться как единый Московский регион.

Таким образом, стратегической целью развития макрорегиона является формирование пространства гармоничного развития, через создание условий для успешного развития человеческого капитала и повышения уровня жизни населения, формирование комфортной среды проживания и развивающейся эффективной экономики.

Основные цели развития Центрального федерального округа:

- Создание условий для повышения уровня жизни населения;

- Формирование комфортного жизненного пространства;

- Формирование диверсифицированной конкурентоспособной экономики;

- Снятие инфраструктурных ограничений развития экономики;

- Формирование финансовых механизмов развития экономики.

Задачи:

- Обеспечение развития транспортной сети, удовлетворяющей потребности макрорегиона и других регионов страны с учетом растущей транспортной нагрузки, рациональная организация транспортных потоков с учетом снижения загрязнения атмосферного воздуха выбросами загрязняющих веществ от автотранспорта.

- Содействие модернизации основных фондов добывающих и обрабатывающих отраслей промышленности, инфраструктурных отраслей.

- Выявление и формирование кластеров, формирование условий для их развития, создание возможностей для перспективной экономической специализации регионов Центрального федерального округа.

- Обеспечение условий для опережающего развития транспортной инфраструктуры.

- Обеспечение условий для опережающего развития энергетической инфраструктуры.

- Создание благоприятного инвестиционного климата.

- Использование механизмов государственно-частного партнерства.

- Формирование эффективного рынка труда, создание эффективной системы трудоустройства выпускников, молодежи и социально незащищенных категорий граждан.

- Сохранение и укрепление здоровья населения.

- Обеспечение рациональной организации, сохранения и воспроизводства человеческого капитала.

- Обеспечение соответствия структуры и качества подготовки специалистов системой образования макрорегиона потребностям экономики.

- Обеспечение доступности для населения, в т.ч. для молодежи, качественного жилья (коэффициент доступности жилья – меньше 5 лет).

- Доведение общей площади жилых помещений, приходящейся в среднем на одного жителя до уровня 30,2 кв. м.

1.5. Сценарий социально-экономического развития Центрального федерального округа

В качестве возможных сценариев социального и экономического развития Центрального федерального округа рассматриваются:

1. Эволюционный (инерционный) сценарий – прямое пролонгирование основных параметров социально-экономического развития макрорегиона, имеющих место в ретроспективе. Очевидно, что данный сценарий предпочтителен в том случае, если на протяжении достаточно длительного периода времени имела место устойчивая позитивная динамика социально-экономического развития макрорегиона по всем основным рассматриваемым в Стратегии направлениям. В этом случае сохраняются приоритеты развития, пропорции ресурсного обеспечения различных мер, а также состав применяемых механизмов и институтов.

Традиционными преимуществами такого сценария являются отработанность механизмов поддержки, наличие сложившейся системы управления и снижение издержек управления, получение заметного эффекта в ближнесрочной перспективе.

К возможным рискам сценария относятся падающая эффективность, вытеснение частных инвестиций, сохранение круга активных субъектов социально-экономического и инновационного развития, исчерпание ресурсного и/или технологического потенциала, сужение базы для долгосрочного развития. Критический параметр – исчерпание потенциала трудовых ресурсов округа.

В случае центрального макрорегиона, очевидно, такой сценарий не применим в силу того, что главное условие – наличие устойчивой позитивной динамики основных направлений – не соблюдается.

2. Инвестиционный сценарий – преимущественное развитие инфраструктурной базы макрорегиона.

Его преимущества – это развитие инфраструктурного потенциала для долгосрочного развития, повышение инвестиционной привлекательности, формирование «институционального ядра» в социально-экономической сфере, реализация отдельных прорывных направлений научно-технического развития.

Возможными рисками сценария являются некорректность выбора направлений инвестиций, замораживание вложенных средств, неэффективность использования нового инфраструктурного потенциала.

3. Партнерский сценарий – развитие механизмов государственно-частного партнерства, привлечение новых инвесторов, частного бизнеса к участию в реализации Стратегии в сочетании с усилением их роли в выработке и принятии решений.

Преимущества: расширение круга инвестиционно-активных компаний, рост внебюджетного софинансирования, усиление координации стратегических мероприятий, рациональность выбора направлений развития.

Риски: «размывание» приоритетов развития, смещение целей субъектов реализации Стратегии к ближней перспективе (2 - 3 года), рост финансовых и временных издержек управления Стратегией.

4. Комплексный сценарий – включает элементы всех трех сформулированных выше сценариев.

Возможные преимущества: объединяет основные преимущества каждого из сформулированных выше сценариев.

Возможные риски: при реализации данного подхода риски носят исключительно системный характер.

На основе проведенного анализа социально-экономического состояния макрорегиона, основных тенденций его развития, с учётом инновационного сценария Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, а так же с учетом оценки рисков и преимуществ каждого из сценариев, именно данный, комплексный, сценарий наиболее полно использует конкурентные преимущества регионов Центрального федерального округа и в дальнейшем рассматриваться в качестве базового (целевого).

Принятый в Стратегии за базовый сценарий развития Центрального федерального округа увязан с инновационным сценарием Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года.

Такой подход предполагает развитие макрорегиона по инновационному пути, обеспечивая опережающее прорывное развитие в тех секторах экономики, которые определяют специализацию округа в масштабах страны и мира. Это, в свою очередь, требует реализации конкурентных преимуществ: в сфере научной и изобретательской деятельности, внедрении наукоемких технологий, развитии транспорта, энергетики, инвестиционной и банковской инфраструктуры, капитализации предприятий, состоянии бизнес-среды и благосостоянии населения.

Базовый сценарий предусматривает:

  • модернизацию социальной инфраструктуры, включая образование, здравоохранение, социальную защиту, культуру, физическую культуру и спорт, жилищный сектор, обеспечивающую формирование комфортных условий жизни населения и определяющую качество человеческого капитала;

  • опору на рост производительности труда, который позволит приблизить доходы граждан к уровню развитых стран;

  • модернизацию инфраструктурных отраслей, направленную на преодоление ограничений развития экономики и создание условий для ускоренного экономического развития регионов Центрального федерального округа;

  • масштабное технологическое обновление и модернизацию производств;

  • развитие новых секторов экономики, обеспечивающих производство продукции с высокой долей добавленной стоимости;

  • создание условий для развития предприятий инновационной направленности, обслуживающих нужды высокотехнологичных секторов экономики и проектов развития;

  • создание и развитие наукоградов, инновационно-производственных центров, технопарков, образовательных и научных центров;

  • ускоренное развитие институтов, обеспечивающих защиту прав собственности, усиление конкурентности рынков, снижение инвестиционных и предпринимательских рисков, административных барьеров, повышение качества государственных услуг, развитие государственно-частного партнерства.

В период до 2020 года выделяются 2 этапа экономического развития.

Первый этап (2011 - 2015 годы) предусматривает:

  • модернизацию транспортной и энергетической инфраструктуры;

  • модернизацию промышленности и индустриализацию сельского хозяйства;

  • интеграцию информационных и производственных технологий, развитие систем контроля качества, ориентацию продукции на требования конкретного потребителя, поддержку продукции в течение жизненного цикла, усиление обслуживающего сектора;

  • внедрение природосберегающих технологий и восстановление нарушенной природы;

  • внедрение энерго- и ресурсосберегающих технологий.

Лимитирующими факторами этого этапа будут последствия финансово-экономического кризиса, недостаток квалифицированных кадров, проблемы со строительной и дорожной техникой, отставание темпов обновления от потребностей развития.

Второй этап (2016 - 2020 годы) предусматривает продолжение крупномасштабного внедрения инновационных технологий в сфере добывающей и перерабатывающей промышленности, энергетики, транспорта, агропромышленном комплексе, бытовой сфере. Возрастание технологической и инновационной составляющей в экономике макрорегиона будет определяться качеством профессиональных кадров и необходимостью общего повышения качества жизни через модернизацию и ускоренное развитие социальной сферы, включающей образование, здравоохранение, жилищный сектор.

На втором этапе предусматривается:

  • развитие инновационной экономики, участие в международном разделении труда в сферах высоких технологий и экономики, основанной на знаниях, расширение участия российской науки в приоритетных направлениях научных исследований;

  • усиление проникновения современных высоких технологий в средне- и низкотехнологичные сектора производственной сферы;

  • завершение реализации крупномасштабных проектов в области энергетики и транспорта;

  • ускоренное развитие человеческого капитала и сферы услуг до уровня развитых стран.

Основные сдерживающие факторы реализации целевого сценария будут связаны с рисками нехватки квалифицированных кадров, социальным неравенством, растущими затратами на сохранение и восстановление окружающей среды.

В период 2011 – 2020 годов на территории округа должны быть реализованы следующие масштабные проекты и достигнуты показатели развития:

  1. Проведение инвентаризации всех ресурсов округа, объектов и источников негативного воздействия на окружающую среду, реализация проектов создания оптимальной природной и поселенческой среды, а также предотвращения, снижения и ликвидации негативного воздействия на окружающую среду.

  2. Оптимизация системы сохранения, обеспечения и воспроизводства человеческого капитала, достижение ожидаемой продолжительности жизни при рождении в 72,2 года.

  3. Проведение модернизации экономики округа. Увеличение производительности труда (валовой региональный продукт на одного занятого в экономике) в 2,2 раза, снижение энергоемкости экономики (без учета г. Москвы) на 50 процентов.

  4. Индустриализация сельскохозяйственного труда с повышением энергообеспеченности в 5 раз и сокращением занятых в сельском хозяйстве в 2 раза. Формирование агропромышленного кластера округа, оптимально сочетающего в себе как индустриальные комплексы вертикальной интеграции (агрогородки), так и мелкотоварное производство (семейные фермы) на базе сетей коллективного пользования, с возможным развитием таковых до уровня обслуживания не только мелкотоварного, но и среднего сельхозпроизводства, включающих в себя элементы сбытовой инфраструктуры.

  5. Модернизация транспортной сети Центрального федерального округа с увеличением средней скорости перемещения грузов внутри округа в два раза, пассажиров в 2,5 раза.

  6. Развитие магистрального и местного воздушного транспорта макрорегиона с увеличением интенсивности использования воздушного пространства в 5 раз.

  7. Развитие информационно-коммуникационных технологий с переводом большинства государственных и общераспространенных услуг в электронный вид, сокращение времени оказания таких услуг в 10 раз.

  8. Создание сетевой инфраструктуры инновационного развития и коммерциализации результатов научной и изобретательской деятельности: иннограды «Сколково», «Зеленая долина» и другие, сеть наукоградов, технопарков, бизнес-инкубаторов, специализированных юридических, проектных, консалтинговых, внедренческих и других структур.

  9. Налаживание реальной системы поддержки мобильности населения через организацию найма жилья, создание сети доходных домов, социальных гостиниц и общежитий.

  10. Повышение профессиональной и территориальной востребованности населения через ориентацию системы образования на выпуск специалистов, отвечающих потребностям экономического развития.

  11. Превращение г. Москвы в мировой финансово-деловой центр с современной инфраструктурой ведения финансовых и деловых операций.

  12. Реализация общеокружных праздничных мероприятий: 200 лет Отечественной войны 1812 года, 400 лет Дома Романовых, 50 лет полета Юрия Гагарина, как мероприятий единения российских диаспор всего мира.

  13. Проведение Чемпионата мира по футболу в 2018 году, матчи которого пройдут, в том числе, в Московском регионе и г. Ярославле.

  14. Повышение локализации автомобилестроительного кластера Калужской области с максимальным удлинением региональных цепочек добавленной стоимости и созданием межрегиональных центров профессиональной подготовки кадров для формирования новых кластеров на территории макрорегиона.

  15. Формирование сахарного кластера со строительством новых сахарных заводов и реконструкцией действующих, развитием сырьевой базы.

  16. Формирование общеокружного кластера строительных материалов.

  17. Комплексное развитие и модернизация систем коммунальной инфраструктуры, проведение капитального ремонта жилищного фонда в целях гарантированного предоставления жилищно-коммунальных услуг по установленным стандартам

РАЗДЕЛ 2. Текущее состояние и основные направления развития ключевых отраслей экономики, включая развитие зон опережающего роста и формирование кластеров. Приоритетные межотраслевые направления развития Центрального федерального округа

2.1. Производство и распределение электроэнергии

В 2009 году суммарная выработка электроэнергии в макрорегионе составила 218,1 млрд.кВтч, что на 5 процентов меньше выработки 2008 года Внутреннее потребление электроэнергии – 198,8 млрд.кВтч или 90 процентов от выработки, положительное сальдо экспорт-импорта электроэнергии – 19,2 млрд.кВтч, транзит электроэнергии через округ – около 101,9 млрд.кВтч. Таким образом, генерирующая мощность энергетики округа является избыточной при существующем уровне потребления электроэнергии. Теплоэнергии было произведено и потреблено 112,4 млн. Гкал.

Электроэнергетическая отрасль округа – это высокоавтоматизированный комплекс электростанций, электрических сетей и объектов электросетевого хозяйства, объединенных единым технологическим циклом и централизованным оперативно-диспетчерским управлением. В большинстве регионов Центрального федерального округа ее роль в производстве ВВП больше среднемировой и среднеевропейской. Так, среднемировая электроемкость ВВП составляет 288,0 кВтч/1000 долл.США, среднеевропейская – 226,0 кВтч/1000 долл.США, среднероссийская – 456 кВтч/1000 долл.США или 584,6 кВтч/1000 долл.США без учета Москвы, а средняя по макрорегиону без учета Москвы – 507,8 кВтч/1000 долл.США. Зависимость российского ВВП от потребляемой электроэнергии в два с лишним раза больше, чем в Европе.

Стратегическими приоритетами в сфере производства и распределения электроэнергии являются:

1. Предложение электроэнергии потребителям по доступным ценам, соизмеримым с ценами на электроэнергию в развитых странах, обеспечивающих потребности электроэнергетики в текущем функционировании и в инвестиционном развитии, а также создающих стимулы для энергосбережения у потребителей;

2. Повышение эффективности функционирования электроэнергетики, в том числе за счет:

  • снижения удельных расходов топлива на тепловых электростанциях путем внедрения современного высокоэкономичного оборудования;

  • сокращения потерь электрической и тепловой энергии в сетях;

  • повышения коэффициентов использования установленной мощности;

  • совершенствование тарифного и антимонопольного регулирования;

  • внедрение энергосберегающих технологий в сфере энергопотребления;

  • совершенствование систем учета электроэнергии.

В целом в Центральном федеральном округе к 2020 году электропотребление достигнет уровня 262,7 млрд. кВтч.

При среднем приросте потребления электроэнергии по округу 63,9 млрд.кВтч (32,1 процента к 2009 году) наибольший прирост придется на энергосистему Москвы и Московской области – 39,6 млрд.кВтч (на 43,3 процента, что составляет 62,6 процента всего прироста по округу), а также на Белгородскую и Липецкую области – 10,2 и 3,6 млрд.кВтч соответственно.

Прирост производства теплоэнергии будет значительно меньше и составит 11,64 процента или 155,4 млн.Гкал.

Энергетика ОЭС Центра выбрасывает 1229 тыс. т диоксида серы, (28,6 процента от всех источников загрязнений европейской части страны). В связи с этим намечено ужесточение экологических требований к объектам энергетики округа.

Обновлению устаревшего парка котельных и энергетических установок и обеспечению удаленных населенных пунктов регионов Центрального федерального округа как электричеством, так и теплом за счет подключения к газу будет способствовать развитие системы средней и малой когенерации на основе газотурбинных и газопоршневых установок.

К положительным последствиям ожидаемых к 2015 году изменений климата, в первую очередь, можно отнести сокращение отопительного периода и значительную вследствие этого экономию топливно-энергетических ресурсов, ветровых нагрузок на ЛЭП. В то же время отмечается тренд в сторону уменьшения ветроэнергетического потенциала округа, что наложит ограничения на эксплуатацию существующих ветроэнергетических установок и на дальнейшее их развитие в указанных регионах Центрального федерального округа.

2.2. Химическая и нефтехимическая промышленность

Химический комплекс является базовым сегментом промышленности Центрального федерального округа, производящим около четверти общероссийского объема химической продукции. Крупнейшие химические узлы сформировались в округе в Тульской, Тамбовской, Московской и Ярославской областях, что в значительной степени способствовало развитию этих регионов.

На территории округа расположены свыше 100 средних и крупных предприятий химической и нефтехимической промышленности. Наиболее крупными из них расположены:

1. По производству минеральных удобрений в Воронежской, Московской, Смоленской и Тульской областях.

2. По производству синтетических красителей, формалина и смол в Тамбовской области.

3. По производству лакокрасочных материалов и сырья для лакокрасочной промышленности в Ярославской, Московской, Тамбовской и Владимирской областях.

4. По производству полипропилена в г. Москва.

5. По производству химических волокон и нитей в Тульской, Московской и Владимирской областях.

6. По производству полиэфирного волокна из вторичного ПЭТФ-сырья во Владимирской области.

На экспорт отгружается до 40 процентов произведенной химической и нефтехимической продукции. Сравнение товарной структуры российского экспорта и импорта показывает, что из страны вывозится преимущественно химическая продукция низких, а ввозится – продукции высоких переделов, начиная от синтетических смол и пластмасс, до изделий из них и химических волокон и нитей.

Приоритетом развития химической промышленности округа является повышение конкурентоспособности химического комплекса России и обеспечение эффективного соответствия объемов производства, качества и ассортимента химической и нефтехимической продукции совокупному спросу российского и мирового рынков. Этот процесс подразумевает:

1. Техническое перевооружение и модернизация действующих и создание новых экономически эффективных и экологически безопасных производств.

2. Развитие экспортного потенциала и внутреннего рынка химической продукции.

3. Организационно-структурное развитие химического комплекса в направлении увеличения выпуска высокотехнологичной продукции, главным образом с помощью вертикальной и горизонтальной интеграции, создания инжиниринговых центров и центров компетенции.

4. Повышение эффективности НИОКР и инновационной активности предприятий химического комплекса, в том числе с использованием возможностей Российской корпорации нанотехнологий, Российской венчурной компании и других механизмов партнерства государства, бизнеса и науки.

5. Развитие транспортно-логистической инфраструктуры, предусматривающее увеличение производства специальных видов транспортных средств: железнодорожных и автомобильных цистерн, контейнеров и др., лицензирование организаций, занимающихся транспортировкой опасных видов химической продукции, страхование ответственности и рисков, связанных с транспортировкой опасных видов химической продукции.

Усилия научного потенциала химической промышленности будут направлены на разработку и реализацию прорывных инновационных проектов, технологических процессов по выпуску конкурентоспособной продукции на базе экономически эффективных, экологически безопасных и ресурсосберегающих технологий. Основными приоритетами инновационной и научно-технической политики в химической промышленности являются:

  • материалы на базе нанотехнологий со специфическими эксплуатационными свойствами: сверхпрочность, твердость, химо-термостойкость, химическая и каталитическая активность и др., для химической и аэрокосмической отрасли; атомных станций, авто-судостроения, при разработке и производстве современных образцов вооружений, лекарственных препаратов и т.д.;



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Стратегия социально-экономического развития Центрального федерального округа на период до 2020 года Москва (1)

    Реферат
    Центральный федеральный округ базовый макрорегион страны фактически олицетворяющий Россию перед остальным миром. Связи регионов округа со всеми регионами страны обширны и многообразны.
  2. Стратегия социально-экономического развития Центрального федерального округа на период до 2020 года Москва (2)

    Реферат
    Центральный федеральный округ базовый макрорегион страны фактически олицетворяющий Россию перед остальным миром. Связи регионов округа со всеми регионами страны обширны и многообразны.
  3. Информационный бюллетень osint №22 ноябрь декабрь 2011 г

    Информационный бюллетень
    1. Журнал -The 9/11 Essays - Homeland Security Affairs ( 2011 ) is the peer-reviewed online journal of the Naval Postgraduate School Center for Homeland Defense and Security (CHDS) (англ)
  4. Новости связи (32)

    Документ
    Правительство Российской Федерации приняло постановление №215, согласно которому Правительственная комиссия по федеральной связи преобразовывается в Правительственную комиссию по федеральной связи и информационным технологиям, а также
  5. Чеченский государственный университет центр системных региональных исследований и прогнозирования иппк юфу и испи ран

    Документ
    В монографии на материалах Чеченской Республики, с использованием геополитико-конфликтологического подхода, основательно рассматриваются вопросы, связанные с обеспечением национальной безопасности России на региональном уровне.

Другие похожие документы..