Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Учебное пособие'
История: Учебное пособие (Правление в России с IX по XXI век) для студентов всех специальностей СПО / Сост. Пасько М.М. - Кемерово. Гос.проф –пед.кол...полностью>>
'Задача'
Явление носит название «промышленный меланизм» (2 балла). Впервые было обнаружено в 1848 г. в Манчестере. Побочным эффектом индустриализации является...полностью>>
'Документ'
Жилинский, С. Э. Предпринимательское право (правовые основы предпринимательской деятельности) : учебник / С. Э. Жилинский. – 3-е изд., испр. и доп. – ...полностью>>
'Документ'
2045 год. Центр материка ПанЕвразия. Мегаполис – Москва-Е. Всемирная гражданская сеть боди-сервиса. Приемная центрального офиса Международного Институ...полностью>>

Типология уроков

Главная > Урок
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Типология уроков

Каждый урок своеобразен и отличается от другого урока по своим целям, содержанию, методам, структуре, поведению преподавателя и учащихся и т.д. Потребность классификации уроков по общим признакам появилась в педагогике очень давно.

Подходы к классификации были самые различные. Так Иванов С.В. предложил за основу классификации взять главные этапы учебного процесса и выделил следующие типы уроков:

• вводные уроки;

• уроки первичного ознакомления с материалом;

• уроки образования понятий;

• уроки установления законов и правил;

• уроки применения полученных знаний на практике;

• уроки навыков;

• комбинированные уроки.

И.Н. Казанцев классифицировал уроки по признаку основного способа их проведения:

• урок с разнообразными типами занятий;

• урок-лекция;

• урок - беседа;

• урок - экскурсия;

• киноурок;

• урок самостоятельной работы учащихся в классе;

• лабораторные и иные практические занятия.

Уроки также классифицировались, исходя из методов обучения, содержания и способов проведения уроков, способов организации учебной деятельности.

Но чаще всего в теории и практике в различных вариантах встречается классификация уроков по основной образовательной цели. Это наиболее правильный подход. Среди других авторов это утверждает автор учебника по педагогике Харламов И.Ф. и автор многих работ по управлению УВП и образовательным учреждениям Конаржевский Ю.А.

Почему? Прежде всего, потому, что любая разновидность уроков детерминируется триединой учебной целью. Именно она диктует:

• содержание учебного материала;

• методы и формы обучения;

• формы организации познавательной деятельности;

• логику построения урока.

В уроке все подчиняется его цели. Исходя из этой классификации типология уроков выглядит следующим образом:

1. Комбинированный урок.

2. Урок усвоения нового материала.

3. Урок повторения и закрепления изучаемого материала.

4. Урок систематизации и углубления изучаемого материала.

5. Урок учета и контроля знаний.

При отнесении урока к тому или иному типу учитывается преобладающий характер работы учителя и учащихся. Над содержанием учебного материала усвоение, закрепление, повторение, контроль. Представляя структуру урока, обращаем внимание на то, что название типа урока связано с ведущим, типообразующим этапом урока. Именно этот ведущий этап урока влияет на определение обучающего аспекта триединой дидактической цели.

  1. Комбинированный урок

Заметим, что свое название данный тип урока получил потому, что три вида учебной деятельности: усвоение, закрепление и повторение - выступают как самостоятельные этапы. И еще. Этот тип урока имеет полный ассортимент возможных этапов. Структура любого другого типа урока представляет собой некоторую комбинацию данных этапов урока.

Кроме того, в данном этапе урока - три ведущих этапа, а это значит, что образовательный аспект ТДЦ состоит из трех взаимосвязанных составляющих:

1. Организационный этап

2. Этап проверки домашнего

3. Этап всестороннего повторения материал

4. Этап подготовки к изучению нового

5. Этап усвоения новых

6. Этап проверки и понимания нового

7. Этап закрепления новых

8. Подведение итогов

Обучающий аспект ТДЦ: повторить, объяснить (усвоить, осмыслить…), закрепить

Методы и формы работы на каждом этапе - это творчество учителя. Главное - создание условий для активной познавательной деятельности учащихся, включения учащихся в такую деятельность. Можно предложить также адаптивную организационную модель (преимущественная самостоятельная работа учащихся).

Фронтальная работа преподавателя со всеми учащимся

Индивидуальная работа преподавателя с учащимися

Самостоятельная работа учащихся

  1. Урок усвоения нового материала

Этот тип урока представляет собой следующую комбинацию этапов известных из структуры комбинированного урока.

1. Организационный этап

4. Этап подготовки учащихся к активному усвоению нового материала

5. Этап усвоения новых знаний

6. Этап проверки понимания нового материала

8. Этап подведения итогов урока

Обучающий аспект ТДЦ: усвоить (осознать, разобраться, объяснить)…

Основным назначением этого урока является формирование знаний учащихся. Включение учащихся в познавательную деятельность по освоению нового материала - это творческие наработки преподавателя.

  1. Урок повторения и закрепления изучаемого материала

Архитектоника этого типа урока может быть представлена в следующем виде:

1. Организационный этап.

2. Этап проверки домашнего задания.

3. Этап повторения изученного материала.

4. Закрепления изученного материала.

8. Этап подведения итогов урока

Обучающий аспект ТДЦ: повторить, закрепить умения применять знания….к решению практических задач…

Стержнем педагогического пути на этом типе урока является тренировка, которая обязательно должна предполагать необходимую вариативность работ, требующую от учащихся переноса знаний и умений, их использования в нестандартных ситуациях.

4. Урок систематизации и углубления изученного материала

Такие уроки проводятся, обычно, в конце изучения большой темы, или в конце четверти, учебного года. Специфика их заключается в том, что учитель для систематизации и углубления знаний выделяет узловые вопросы программы, усвоение которых предопределяет овладение предметом, готовность решать более сложные учебные задачи.

1. Организационный этап.

2. Этап проверки домашнего задания.

Этап систематизации и углубления знаний

3. Повторение изученного материала.

7. Закрепление изученного материала.

4. Подготовка к усвоению более сложного материала.

6. Проверка понимания изученного материала.

8. Подведение итогов урока

Обучающий аспект ТДЦ: Систематизировать и углубить знания учащихся по теме...

Главное на таком уроке показать перспективность изученного материала, показать его возможности для решения сложных, нестандартных учебных и жизненных задач, а также на основе умозаключений делать обобщающие выводы.

5. Урок учета и контроля знаний

На уроках такого типа важно выявить не только знание учащимися фактического материала, но и уровень осмысления и обобщения материала, умение учащихся приобретенные знания при решении различного рода учебных задач.

1. Организационный этап.

4. Этап подготовки учащихся к продуктивной самостоятельной работе.

Этап всесторонней проверки знаний

3. Повторение изученного материала.

7. Закрепление изученного материала.

6. Проверка понимания изученного материала.

8. Подведение итогов урока.

Обучающий аспект ТДЦ: Оценить (проанализировать, проконтролировать) качество знаний учащихся по теме ....

Подобные типы уроков выполняют ориентирующую, диагностическую, контролирующую, стимулирующую функции обучения.

Информация к размышлению

Тип урока - это не штамп, не шаблон, не какая-то застывшая форма организации учебной работы, которую можно механически подставить под ту или иную учебную ситуацию. Это организационная модель, результативность которой зависит от творческой мысли учителя, от его умений включить учащихся в процесс познания, мотивировать познавательную деятельность

учащихся, от его желания отойти от шаблона и штампа педагогической практики.

Состав комбинированного урока и содержание его этапов.

Почему мы взяли именно комбинированный урок?

Во-первых, потому что он является наиболее распространенным типом урока. В практике работы нашей школы до сих пор, несмотря на все перестроенные тенденции, примерно 50-60 процентов всех уроков являются комбинированными на них за 45 минут происходит и проверка домашнего задания, и опрос, и процесс усвоения нового материала, и его домашнего задания.

Во-вторых, из различной постановки этапов, входящих в состав комбинированного урока, конструируются все остальные типы уроков. Зная его состав и содержание этапов, не трудно разобраться в них и осмыслить типологию урока.

В третьих, даже при отказе от традиционного построения урока дидактические требования к опросу, закреплению знаний, изложению и усвоению нового материала остаются в силе, и их нельзя игнорировать.

В четвертых, комбинированный урок еще долго будет, находится на вооружении определенной части учительства, и его не имеет смысла отвергать, а надо подвести под него развивающую основу, вскрыть его резервы, показывать его неиспользуемые возможности.

Об отношениях учителя учащегося на уроке.

В основе отношений учителя к ученику должен лежать целостный взгляд учителя на личность ученика. Учителя ребенок не может интересовать только как ученик, на него необходимо смотреть как на личность со всеми ее качествами и потребностями, целями и желаниями и строить свои отношения не как учитель с учеником, а как человек с человеком, не ограничивая общение с ним своими должностными обязанностями.

Урок должен основывается на живой педагогике Ума и сердца, а не на внешний, формальной. Замечательный писатель, написавший немало интересных книг о школе, М Панич, писал; «Педагогика внешняя, формальная идет к ребенку, исходя только из того, каким он должен стать. Настоящая педагогика, живая, стремящаяся, прежде всего, понять ребенка, такого, какой он есть».

Итак, первое условие, повышающее эффективность комбинированного урока, - это отношение сотрудничества, на основе которых он должен строится. Вторым условием является превращение комбинированного урока в «урок развития».

Все системы обучения дают определение учебной деятельности, а её необходимо рассматривать как специальное исследование чего-то, как изменение не предмета, а самого субъекта деятельности - ученика. Развивающий урок должен строится учителем как процесс коллективного труда учеников: под его руководством с четкой системой его организации. Учитель выступает не как специалист, передающий ученикам учебную информацию, а как организатор процесса учение, руководитель самодеятельности учащихся, оказывающий им нужную помощь и поддержку. Для того чтобы комбинированный урок стал действительно развивающим, он должен конструироваться и проводится на основе принципов, следование которым дает возможность воспитать всесторонне развитую и социально зрелую личность эти. принципы сформулированы психологом. Л.М. Фридманом в его книге «Педагогический опыт глазами психолога».

Принцип первый: самодеятельность учащихся в ходе урока.

Принцип второй: самоорганизация учащихся в ходе урока.

Принцип третий: развитие личности.

Принцип четвёртый: формирование коллективизма

Принцип ролевого участия.

Принцип ответственности.

Принцип психологического обеспечения.

Ход урока

Организационный

1 этап

Дидактическая задача:

> Подготовка учащихся к работе на уроке

Содержание этапа:

> Взаимное приветствие учителя и учащихся, определение отсутствующих, внешнего вида учащихся, состояние классного помещения.

Условие достижения положительного результата:

> Требовательность, сдержанность, собранность учителя, отсутствие многословия, последовательность в предъявлении требований.

Проверка домашнего задания

2 этап

Дидактическая задача:

Установить правильность и сознательность выполнения домашних заданий всем классом, устранять в ходе проверки обнаруженные проблемы в знаниях, осуществляя дополнительное совершенствование знаний, умения и навыков. Содержание этапа:

Выявления уровня знаний учащихся заданного на дом материала, определение типичной недостаточности в знаниях и причин их появления, .ликвидация обнаруженной недостаточности.

Условия достижения положительного результата

определенность учителя, целевая направленность его деятельности, использование учителем системы приемов, позволяющих оперировать выполнение домашнего задания у большинства учащихся класса.

Возможные формы обучения;

> мозговой штурм

> выводы по условию и выполнению домашнего задания

> тестирование, фронтальный опрос

> беседа по опорным схемам

> самоконтроль

> индивидуальные задания

> решение задач

> юридический словарь

> урок-суд

> «Своя игра»

Показатель выполнения дидактической задачи:

выявление учителем за короткий промежуток времени (5-7 минут) уровня знаний у большинства учащихся класса и установление типичных недостатков в их усвоении. Домашнее задание на большинстве уроков можно проверить в самом начале, если знание необходимы для усвоения новой темы. Однако не исключено, когда домашнее задание проверяется в конце урока.

Без отзыва, без оценки учителя, ученик не владеет результатом, и не ощущает радости успеха или горечи ошибок.

Всесторонняя проверка знаний

3 этап

Дидактическая задача:

глубоко и все сторонне проверять знания 1-4 учащихся, выявлять причины появления пробелов в знании и умении, стимулировать опрашиваемого и весь класс к овладению рациональным примером умения и самообразования.

Содержание этапа:

проверка разными методами объема и качества усвоенного материала, комментирования ответов учащихся, оценка их знаний, умение, навыков.

Условие достижения положительного результата:

использование самых разных методов проверки знаний, начиная от фонт. Беседы индивидуального опроса и кончая тестовой проверкой, которые дают возможность за 10-15 минут получить ответы учащихся всего класса на 10-20 вопросов.

Возможные Формы обучения

> фронтальный опрос

> индивидуальный опрос (карточки)

> ответы по командам

> применение дидактических игр (домино, лото, головоломки, ребусы, кроссворды)

> по итогам разделов проведение тестов

> игра «Отгадайте»

> Свая игра

Показатель выполнения дидактической задачи:

> Проверка учителем не только объем и правильность знаний, но так же их глубокое осознание, гибкость и оперативность, умение использовать их на практике;

> Решение ответов, направления на указание положительного и отрицательных сторон в знании учащихся;

> Активная деятельность всего класса в ходе проверки знании отдельных учащихся

Подготовка учащихся к активности и сознательности усвоения знаний

4этап

Дидактическая задача:

Организовать и целеноправить познавательную деятельность учащихся Содержание этапа

Сообщение темы, цели и задачи изучение нового материала;

Показать практическую значимость изучение нового материала, постановка перед учащимися учебной проблемы.

Условие достижения положительного результата:

Предварительное обдумывания учителем формулировки цели, задач практической значимости для учащихся нового учебного материала, учебной проблемы, фиксации всего нового в поурочном плане.

Умение учителя четко определить образовательную цель урока для учеников, показать чему они должны научиться в ходе урока, какими навыками, знаниями овладеть.

Возможные формы работы

> Сообщение цели, задачи, темы урока

> Ассоциации связанные с новой темой

> Хронологический и терминологический диктант

Показатель выполнения дидактической задачи:

> Активность познавательной деятельности учащихся на последующих этапах;

> Эффективность восприятия материала;

> Понимание учащихся практической значимости изучаемого материала. Во многих случаях цели и задачи можно объяснить ученикам одновременно с сообщением темы. Способы могут быть разными, но все должны соответствовать логике процессов и учебной ситуации, созданной учителем.

Усвоение новых знаний

5 этап

Дидактическая задача:

Дать учащимся конкретное представление об изучаемых фактах, явлениях, об основной идее изучаемого вопроса, правила, принципа, закона;

Добиться от учащихся восприятия, осознания осмысления, выработанного соответственным умением навыками.

Содержание этапа:

Организованное внимание;

> Сообщение учителем нового материала;

> Одновременная организация восприятия, осознания, осмысления, обобщения и систематизировать этот материал учащимся.

Условия достижения положительного результата:

> Использование примеров усиления, не производимого восприятия с целью привлечения особенного внимания учащихся к существенным сторонам материала;

> Организация самостоятельной работы учащихся с книгой;

> Постановка перед учащимися учебной проблемы, создание проблемной ситуации, постановка эвристических вопросов как приемов, активизирующих процесс осмысления;

> Составление систематизирующих таблиц, когда это возможно;

> Проведение словарной работы, как одного из инструментов осознания учебного материала.

Возможные формы обучения

> Метод развернутой лекции

> Работа с текстом в группах (микро групп)

> Постановка учебных проблемных задач, вопросов, ситуаций

> Составление таблицы сравнение (например, сравнение экономических программ: 1 политика «военного коммунизма», 2 новая экономическая политика)

> словарная работа с историческими понятиями

> составление схемы после изучения самостоятельно определенного текста

Показатель выполнения дидактической задачи:

> если учитель использовал метод рассказы, лекции, объяснения, самостоятельные работы учащихся, то критерием выполнения дидактической задачи может служить качество ответов учащихся на следующих этапах урока.

Проверка понимание учениками новых знаний

6 этап

Дидактическая задача:

> выявить понимание учащихся основной идеи изучаемого вопроса на уровне сравнения с ранее изученным сходным материалом, умения объяснить нестандартные

ситуации.

Содержание этапа:

> организация мыслительной деятельности на уровне сравнения, сопоставление, определение причинно-следственных связей явлений, органов, процессов.

> Создание нестандартных ситуаций, объяснение или решение которых требует применение изученного на уроке материала.

Условие достижения положительного результата:

> Актуализация опорных и полученных знаний учащихся

> Мотивации познавательной деятельности учащихся

> Создание ситуации успеха

> Объяснение, разъяснение трудных для учащихся вопросов.

Возможные Формы обучения:

> Фронтальный опрос

> Проведение небольшой самостоятельной работы по вариантам

> Хронологический диктант

> Заполнение схемы по домашнему заданию

> Составление сравнительной таблицы

> Поиск ответов на проблемные вопросы

> Терминологический мини - диктант.

Показатель выполнения дидактической цели:

> Выяснение участием уровня осознанности изучаемого материала

> Умение учащихся узнавать новый материал в предложенных задачах, процессах

> Умение воспроизводить основные идеи нового материала и на их основе объяснить суть процессов и явлений.

Закрепление знаний учащимся

7 этап

Дидактическая задача:

> Закрепить в памяти учащихся те знания и умения, которые необходимы для самостоятельной работы по повторению материала.

Содержание этапа:

> Закрепление знаний и умений;

> Закрепление методики изученного вопроса;

> Закрепление методики, предстоящего ответа ученика при очередной проверки знаний.

Условия достижения положительного результата:

> Не только принимать, но и оперировать знаниями, решать теоретические и практические задачи;

> Использовать разнообразные формы закрепления знаний.

Возможные формы обучения:

> Урок-соревнование по закреплению и систематизации знаний учащихся по определенным разделам

> Исторические диктанты

> Игра «Поле чудес» - закрепляя и обобщая произведенные темы.

> Семинарские занятия

> Ответы на вопросы: Что? Где? Когда? Викторины

> Индивидуальные задания: «Соотнеси даты и события»

«Восстанови хронологическую последовательность событий» и т.д.

> Эссе

> Мини - сочинение

> Сочинения - рассуждение

> Игра суд

Показатель выполнения дидактической задачи;

> Умение учащимися узнавать и соотносить факты с понятными правилами, идеями;

> Умение воспроизводить основные идеи новых материалов;

> Умение выделять существенные признаки ведущих понятий, конкретизировать эти признаки;

> Активность учащихся.

Закрепление можно строить не как повторение, только пройденного, чтобы лучше запомнилось, а как работу, требующую творческого применения только что полученных знании.

Информация учащимися о домашнем задании.

8 этап

Инструктаж по его выполнению

Знаешь - проверяй,

Не проверяешь - не задавай.

Дидактическая задача:

Сообщить учащимися о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения и подвести итоги урока,

Содержание этапа:

> Информация о домашнем задании, инструктаж по его

выполнению.

Условия достижения положительного результата:

> Спокойно, терпеливо объясняйте содержание примеров работы и последовательность ее выполнения;

> Обязательно выполнение этапа в границах урока, до звонка;

> Умение в коротких методических указаниях дать учащимся понятие о том, что они должны готовить домашнее задание;

> Использовать дифференцированный подход при задании учебного материала на дом.

Возможные формы обучения:

> Своевременная информация о домашнем задании

> Четкость, ясность и содержание домашнего задания

> Составление схем, таблиц по конкретному заданию.

> Подготовить краткое сообщение.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Типология уроков классические типы урока

    Урок
    • Урок-лекция; • урок-беседа; • урок с использованием учебного кино-, видеофильма; • урок теоретических или практических самостоятельных ра­бот (исследовательского типа);
  2. 1. Типология уроков в начальной школе (фгос)

    Урок
    Ход познания – «от учеников». Учитель составляет и обсуждает план урока вместе с учащимися, использует в ходе урока дидактический материал, позволяющий ученику выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания.
  3. Урок клеточка педагогического процесса

    Урок
  4. Уроки изучения нового учебного материала (1-й тип)

    Урок
    Уроки классифицируют, исходя из дидактической цели, цели организации занятий, содержания и способов проведения урока, основных этапов учебного процесса, дидактических задач, которые решаются на уроке, методов обучения, способов организации
  5. Самостоятельная работа учащихся; лабораторные и практические работы; сочетание различных форм занятий. 3 Если же за основу типологии берутся основные этапы учебного процесса, то выделяют уроки: вводные; первичного ознакомления с материалом

    Самостоятельная работа
    Изучение сущности и структуры урока приводит к выводу, что урок является сложным педагогическим объектом. Как и всякие сложные объекты, уроки могут быть разделены на типы по различным признакам.

Другие похожие документы..