Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Наши душевные переживания отражаются не только в грустном взгляде, но и "выплескиваются" наружу в виде высыпаний, пигментных пятен, потерей...полностью>>
'Правила пользования'
Шли годы… Вернее, бежали… То размеренной ровной цепочкой, затылок в затылок, как сбившиеся в кучку стайеры на долгой дистанции, то быстро-быстро и вп...полностью>>
'Автореферат'
Работа выполнена в Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Волгоградский государственный медицинский универ...полностью>>
'Документ'
На початку третього тисячоліття різко загострилися проблеми соціально-економічного розвитку. Головна суперечність світової економіки дедалі більше пр...полностью>>

Приказ №59/02 от 01 2009 Программа по музыке для 9 класса «Сокровища отечественной музыкальной культуры»

Главная > Программа
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Вятская православная гимназия

во имя преподобного Трифона Вятского

г.Кирова

Утверждаю:

Директор

МОУ ВПГ г.Кирова

_____________________________

Е.Н.Мошкина

Приказ № 59/02 от 01.0.2009

Программа по музыке для 9 класса

«Сокровища отечественной музыкальной культуры»

Автор-составитель:

Балыбердина И.В., учитель музыки

первой квалификационной категории

Киров, 2009

Пояснительная записка

Причина создания программы и ее актуальность

Одной из основных целей преподавания музыки в современной школе является воспитание достойного гражданина России, любовь которого к Родине основана на понимании и уважении отечественной музыкальной культуры, знании выдающихся образцов музыкального творчества, являющихся вкладом русского народа в сокровищницу мировой художественной культуры. Одним из способов достижения этой цели станет реализация курса «Сокровища отечественной музыкальной культуры», который позволит учащимся, опираясь на ранее полученные знания, более глубоко изучить русскую музыку в процессе ее рождения, становления и исторического развития с древности до наших дней.

Все великие культуры знали и ценили высокий воспитательный потенциал музыки. Еще Аристотель говорил, что музыка «может оказывать известное воздействие на этическую сторону души; и раз музыка обладает такими свойствами, то, очевидно, она должна быть включена в число предметов воспитания молодежи». Его современник китайский философ Сюнцзы называл музыку «источником радости мудрых людей» и замечал, что «она способна вызывать в народе хорошие мысли, она глубоко проникает в его сознание и легко изменяет нравы и обычаи». Спустя две тысячи лет французский писатель Ромен Ролан писал о музыке: «Музыка, подобно дождю, капля за каплей просачивается в сердце и оживляет его».

Отечественная культура не является исключением. Иван Тургенев называл музыку «разумом, воплощенным в прекрасных звуках», а Лев Толстой – «стенографией чувств». Воспитательный потенциал музыки велик именно в силу того, что она может сопровождать рационально выраженные знания (о мире, человеке и обществе) сильным иррациональным «зарядом» из переживаний, эмоций, интонаций и различных оттенков человеческих чувств. С особой силой это начало выражено в духовной музыке, являющейся неотъемлемой частью русской национальной культуры. Неслучайно, ее изучение является важной составляющей курса «Сокровища отечественной музыкальной культуры» и способно в полной мере раскрыть воспитательный потенциал предмета. Русская школа всегда придавала большое значение воспитанию музыкой. Этой традиции ныне стремится следовать коллектив Вятской православной гимназии, что придает особую актуальность предлагаемому курсу.

Вместе с тем, образовательный потенциал данного курса, основанного на культурологическом походе к изучению музыки, соответствует стремлению коллектива гимназии к научному осмыслению окружающего мира, общества и человека. Курс «Сокровища отечественной музыкальной культуры» будет способствовать повторению и обобщению знаний, полученных учащимися на уроках музыки в 1-8 классах, причем, в контексте истории развития отечественной музыки, являющейся составной частью окружающей их культурной среды.

Таким образом, создание нового курса «Сокровища отечественной музыкальной культуры» актуально для реализации образовательных и воспитательных задач Вятской православной гимназии.

Цель и задачи программы

Целью музыкального образования и воспитания является создание условий для самореализации и саморазвития личности учащихся, формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников. В данном случае эта цель достигается через углубленное изучении учащимися 9 класса истории развития и лучших образцов русской музыкальной культуры.

В качестве приоритетных в данной программе выдвигаются следующие задачи и направления:

- приобщение к русской музыке, как эмоциональному, нравственно-эстетическому феномену, имеющему непреходящую ценность для всей мировой культуры;

- теоретическое осмысление путей развития русской музыкальной культуры в контексте ее связей с духовным, политическим и социально-экономическим развитием России;

- постижение особенностей языка русской музыки, его выразительных возможностей в создании художественного образа, общих и специфических средств художественной выразительности разных видов искусства;

- развитие в процессе музыкальных занятий через опыт собственной музыкальной деятельности творческого потенциала, ассоциативности мышления, воображения, навыков слушания и слышания музыки;

- воспитание музыкальности, художественного вкуса и потребности в общении с искусством.

Курс рассчитан на 1 год (9 класс), 34 часа, и реализует межпредметные связи с историей, литературой, географией, изобразительным искусством, мировой художественно культурой. Итогом работы по данному курсу могут стать самостоятельные исследовательские работы учащихся: доклады, рефераты, проекты.

Методы преподавания

Реализация данной программы предполагает использование тех методов художественной педагогики, которые нашли отражение в научно-методических исследованиях в области музыкальной педагогики Д.Б.Кабалевского, Л.В.Школяр, Е.Д.Критской и Г.П.Сергеевой, Т.И.Науменко и В.В.Алеева.

Метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки предполагает организацию такой совместной деятельности учителя и учащихся, при которой содержание произведения осваивается на разных уровнях:

а) понимание художественной значимости данного сочинения в контексте культурных ценностей эпохи;

б) осознание нравственной проблематики данного сочинения, ее направленности на формирование личностных установок учащихся;

в) освоение общих художественно-эстетических) и частных языковых) свойств музыкального образа, отражающих степень развития позитивного отношения учащихся к эстетическим ценностям.

Метод интонационно-стилевого постижения музыки выражается в соединении на уроке произведений различных эпох, национальных и индивидуальных стилей, опирается на проблемность вопросов и организацию творческих заданий, направленных на развитие учащихся «схватывать» своеобразие индивидуального воплощения композиторами и исполнителями вечных тем искусства.

Метод эмоциональной драматургии урока состоит в разработке учителем сценария урока – определении последовательности учебных задач, содержания и объема звучащей музыки, момента кульминации урока, последействия, эмоционального тонуса в зависимости от акцента на том или ином сочинении, уровня общего и музыкального развития учащихся и т.д.

Метод концентрической организации музыкального материала выражается в повторении одних и тех же произведений с разными задачами на разных отрезках учебных циклов (четверть, год, блоки начальной и основной школы).

Метод художественного контекста (выхода за пределы музыки) реализуется в результате связи конкретных музыкальных произведений с художественными творениями других видов искусства литературы, изобразительного искусства, кино, театра).

Содержание программы:

Раздел I: Музыка Древней Руси (9 часов)

Неиссякаемый источник русской музыкальной самобытности. Значение народного творчества для развития музыкальной культуры дохристианской Руси. Скоморошество и гуслярство. Виды обрядового фольклора: календарно-обрядовые, хороводные, плясовые, семейно-бытовые песни. Святки и колядки. Масленица. Былина и историческая песня. Колядка «Добрый вечер». Песни «О взятии Казани в 1552 году», «Во кузнице», «Заинька».

Православные основы богослужебного певческого искусства. Крещение Руси и его влияние на развитие отечественной музыкальной культуры. Византийское учение об «ангелоподобном пении». Труд распевщика. Знаменное пение и его значение для развития мелодического начала русской музыки. «Царю Небесный» большого знаменного распева.

Формы византийской гимнографии. Роль Византии в генезисе музыкальной культуры Православия. Тропарь, кондак как основные формы византийской и древнерусской гимнографии. Принципы построения канона. Гимнограф преп. Роман Сладкопевец. Тропарь празднику Рождества Христова. Тропари и кондаки вятским святым преп. Трифону, блаженному Прокопию, Матфею Яранскому. Стихира – краткое хвалебное песнопение в честь праздника или святого. «Стихира преп. Иову Почаевскому». Разделение стихир в зависимости от их назначения на евангельские, догматики, богородичны, хвалитны, стиховны. «Стихира всем русским святым» - непревзойденный по красоте и глубине содержания гимн в честь Святой Руси.

Система Осмогласия. Связь осмогласия с годовым кругом церковного календаря. Глас как совокупность мелодических формул-попевок. Виды гласов. Вклад гимнографа преп. Иоанна Дамаскина в становление системы византийского осмогласия.

Расцвет древнерусского хорового пения. Возрождение русского государства как одно из условий национального подъема XIV-XV веков. Рождение русской кантилены. Мелодическая выразительность церковных гимнов. Подобны. Возникновение крюковой нотации. Напевы Киево-Печерской, Почаевской, Троице-Сергиевой Лавры.

Древние распевы. Многораспевность как новое явление в русской музыкальной культуре. Москва как новый центр певческого искусства. Хор государевых певчих дьяков. Распевщики Савва и Василий Роговы, Федор Христианин, Иван Нос. Происхождение и виды распевов: знаменный, демественный, путевой, строчный.

Становление многоголосия. Раскол русского общества в результате общественных потрясений XVII века. Проникновение в церковное искусство принципов, свойственных светскому стилю барокко – динамизма, контрастности, декоративности и праздничности. Замена системы богослужебного пения системой композиторского творчества. Изобретение киноварных помет распевщиком Иваном Шайдуровым – новый шаг в развитии нотной нотации. Знаменная запись Александра Мезенца. Возникновение и распространение партесного пения. «Мусикийская грамматика» Николая Дилецкого. Жанр партесного концерта. Композитор Василий Титов (ок. 1650- ок.1710) и его концерты.

Раздел II. Русская музыка эпохи Просвещения (7 часов)

История и культура эпохи Просвещения. Решительное обновление общественной и культурной жизни России в результате реформ императора Петра I (1672-1725). Франция как родина идеалов Просвещения XVIII века. Отказ от средневекового канона как одна из главных идей «века Разума и Просвещения». Классицизм как ведущий стиль эпохи Просвещения. Деятели русского Просвещения: поэт и ученый М.В.Ломоносов, живописец Ф.С.Рокотов, архитектор Д.В.Ухтомский, издатель Н.И.Новиков, писатель Д.И.Фонвизин. Партесные концерты В.П.Титова. Создание Придворной певческой капеллы. Ф.Г.Волков (1729-1763) и рождение русского театра. Вклад Ф.Арайи в создание русской оперы.

Расцвет русской бытовой песни – канта. Кант – трехголосая светская песня без инструментального сопровождения. Популярность канта в эпоху Просвещения. «Кант-виват» Петровской эпохи «Орле российский!». Новигацкий кант «Буря море роздымает». «Виватная поступь» канта в хоре «Славься!», венчающем оперу М.И.Глинки «Жизнь за царя». Зарождение светской лирической песни. «Кант о матери». Кант и современная авторская песня.

Барочное многоголосие в творчестве М.С.Березовского (1745-1777). Итальянское влияние в музыкальной культуре России второй половины XVIII века. Создание в 1738 г. в г.Глухове первой профессиональной музыкальной школы. Максим Созонтович Березовский – талантливый ученик итальянских мастеров, создатель первых в истории русской музыки произведений крупной формы – оперы «Демофонт», хорового концерта «Не отверже мене во время старости», Сонаты для скрипки и чембало. Трагическая судьба М.С.Березовского после возвращения в Россию (умер от горячки).

Становление русской композиторской школы. Оживление театральной и музыкальной жизни в России во второй половине XVIII века. Рождение отечественной композиторской школы как результат становления «русской европейскости» в музыке. Первые русские композиторы – выходцы из народных «низов». Музыкальный гений М.С.Березовского. В.А.Пашкевич (1742-1797) и первая русская опера «Несчастье от кареты». И.Е.Хандошкин (1747-1804) как основоположник «русской музыкальной фольклористики». Литературно-музыкальный кружок Н.И.Львова и его роль в популяризации русской народной песни. Первые русские романсы Ф.М.Дубянского (1760-1796) и О.А.Козловского (1757-1831). «Гром победы раздавайся!» - первый светский гимн России. Музыка Е.И.Фомина (1761-1800) как первые шаги к русскому симфонизму.

Жизнь и творчество композитора Дмитрия Степановича Бортнянского (1751-1825). Воспитанник Глуховской музыкальной школы. Десятилетняя стажировка в Италии. Возвращение в Россию. 30-летнее служение русской музыке в должности директора Придворной певческой капеллы. Многообразие жанров в музыкальном творчестве композитора и его прижизненная популярность в России. Его вклад в становление и развитие русской оперы. Песня на слова В.А.Жуковского «Певец во стане русских воинов» прославляющая русских полководцев. «Да исправится молитва моя» Д.С.Бортнянского в исполнении И.С.Козловского.

Д.С.Бортнянский – творец классического хорового концерта. Его интерес к духовной музыке и забота о сохранении древнерусского знаменного распева. «Под Твою милость» - как пример гармонизации греческого распева. Возвышенная простота и сердечность музыки Д.С.Бортнянского. Хоровой концерт как музыкальное завершение и украшение Божественной литургии. Концерт № 35 на псалом № 14 «Господи, кто может пребывать в жилище Твоем» - как завершение творческого пути композитора. Современная жизнь музыкальных произведений Д.С.Бортнянского. Концерт «Воспойте, людие» в исполнении Архиерейского хора Вятской епархии.

Раздел III. Музыкальное искусство России XIX века (10 часов)

История и культура первой половины XIX века. «Дней александровых прекрасное начало» (А.С.Пушкин). Отечественная война 1812 года и ее влияние на подъем патриотических чувств и развитие гражданского самосознания. Поражение восстания декабристов и стагнация общественного развития в годы царствования императора Николая I (1825-1855). Разочарование в идеалах эпохи Просвещения как одна из причин смены художественных стилей – от классицизма к романтизму. Особенности русского романтизма. Наиболее яркие и характерные романические произведения русской литературы («Мцыри» М.Ю.Лермонтова), живописи («Кружевница» В.Г.Тропинина), музыки («Руслан и Людмила» М.И.Глинки).

Высокий слог вокальной лирики. Русский классический романс – олицетворение музыкальной жизни первой половины XIX века. Скромное положение русских музыкантов-профессионалов и широкое распространение музицирования среди населения. Разновидности бытовой камерно-вокальной лирики: романс, элегия, баллада, застольная песня. Самобытное явление «русской песни». Александр Александрович Алябьев (1878-1851) «Соловей». Александр Егорович Варламов (1801-1848) «Белеет парус одинокий». Александр Львович Гурилев (1803-1858) «Разлука».

Творческий гений М.И.Глинки (1804-1857). Биография композитора и его любовь к народной песне. Певучая мелодичность музыки Глинки. Оперы «Жизнь за царя» и «Руслан и Людмила» - «первые произведения написанные в России и для России» (Глинка). Ария Сусанина «Ты взойдешь, моя заря». Музыкальное решение положительных и отрицательных образов оперы «Руслан и Людмила». «Камаринская» и ее значение для развития русской симфонической школы. Богатство и разнообразие творческого наследия композитора.

«Великий учитель музыкальной правды» А.С.Даргомыжский (1813-1869). Биография А.С.Даргомыжского и его роль в развитии симфонизма М.И.Глинки. Эстетика «натуральной школы» - колыбели русского критического реализма. Отражение темы социального неравенства в опере «Русалка». Тема «маленького человека» в сатирическом романсе «Старый капрал». Музыкальное новаторство оперы «Каменный гость». Значение идей А.С.Даргомыжского для творчества композиторов «могучей кучки».

Вершины музыкального эпоса в творчестве А.П.Бородина (1833-1887). Биография композитора. История создания оперы «Князь Игорь». Былинное содержание оперы и соответствующие ему музыкальные приемы автора. Героические образы оперы. Фрагменты оперы: ария князя Игоря «О дайте, дайте мне свободу!», «Плач Ярославны», «Хор поселян», «Половецкие пляски». Вторая «Богатырская» симфония. Эпические романсы «Спящая княжна» и «Песня темного леса». Значение творчества А.П.Бородина для развития традиций русского музыкального эпоса, заложенных М.И.Глинкой.

Темы русской истории в сочинениях М.П.Мусоргского (1839-1881). Великая русская опера «Борис Годунов». Биография композитора. «Прошедшее в настоящем – вот моя задача». Интерес М.П.Мусоргского к судьбе русского народа в эпоху «разброда и шатаний». Отражение истории «смутного времени» в опере «Борис Годунов». Трагичность образа царя Бориса. Ария-монолог «Достиг я высшей власти». «Русь бунтующая» и «Русь молящаяся» в образах оперы. Диалог Юродивого с царем Борисом. Песня Варлаама «Как во городе было во Казани». Хор «Расходилась, разгулялась». Высокая реалистичность хоровых сцен. История стрелецкого бунта в опере «Хованщина». Жизненная достоверность образов старообрядцев – старца Досифея, молодой раскольницы Марфы, князя Ивана Хованского. Значение музыкального новаторства М.П.Мусоргского для развития отечественной музыкальной культуры.

Поэтизация русской народной жизни в произведениях Н.А.Римского-Корсакова (1844-1908). Биография композитора и многогранность его таланта. Народная песенная традиция как источник самобытности творческого наследия Н.А.Римского-Корсакова. Использование композитором древнего славянского фольклора в сказочно-эпической опере «Снегурочка». Пролог – сцена проводов Масленицы. Опера-летопись «Псковитянка». Опера-былина «Садко». Оперы-сказки «Сказка о царе Салтане», «Золотой петушок», «Кащей Бессмертный». Вершина творчества Н.А.Римского-Корсокова – опера «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии». Сюжет, драматургия и главные герои оперы. Использование композитором интонаций знаменного распева и народных песен. Симфоническая картина «Сеча при Керженце». Хор «Ой, беда идет, люди». Вера автора в торжество духовного начала над превратностями земной жизни. Ариозо Февронии «Милый, как без радости прожить» - духовное завещание композитора.

Вершины музыкального романтизма в творчестве П.И.Чайковского (1840-1893). Биография композитора. Конфликт героев как основа драматургии оперы «Евгений Онегин». «Конфликтный симфонизм» увертюры-фантазии «Ромео и Джульетта». Высокая лирика романса «Благословляю вас, леса». Воодушевленная романтическая приподнятость Первого концерта для фортепиано с оркестром. Вечная борьба добра и зла как главная тема балета «Щелкунчик» и Шестой (Патетической) симфонии – вершины романтического творчества композитора.

Раздел IV. Музыкальное искусство России конца XIX – XX века (8 часов).

Новаторское искусство «серебряного века». Предчувствие надвигающихся социальных перемен и переоценка ценностей в художественной культуре рубежа XIX – ХХ веков. «Речь шла об освобождении духовной культуры от гнета социального утилитаризма» (Н.Бердяев). Появление новых течений в поэзии (символизм, футуризм), живописи (кубизм, абстракционизм). Творческое объединение «Мир искусства». Поиск «музыки будущего». Изменение иерархии музыкальных жанров. Духовный ренессанс древнерусского певческого искусства.

Продолжатель традиций классицизма С.И.Танеев (1856-1915). Биография композитора. «Русская полифония» С.И.Танеева как результат «переплавки» классических жанров и форм музыки. Многообразие творческого наследия композитора. Принцип монотематизма. Вечная тема борьбы жизни и смерти в кантате «Иоанн Дамаскин». Тема «Со святыми упокой». Хор «Иду в неведомый я путь».

Продолжатели традиций русского лиризма В.С.Калинников (1866-1900) и А.К.Лядов (1855-1914). Биографии композиторов. Озаренность сочинений В.С.Калинникова любовью к России, ее природе и людям. Творческое использование композитором интонаций народной песни и русского бытового романса. Влияние эпического симфонизма А.П.Бородина и лирических образов П.И.Чайковского на творчество В.С.Калинникова. Первая и Вторая симфонии. Симфонические картины «Былина», «Кедр и Пальма». А.К.Лядов – мастер миниатюры. Фортепианный цикл «Бирюльки». Сюита для оркестра «Восемь русских народных песен». Отражение сфер фантастики и лирики в творчестве композитора. Симфонические миниатюры «Кикимора» и «Волшебное озеро».

Собиратель традиций русской музыкальной классики А.К.Глазунов (1865-1936). Биография композитора. Развитие А.К.Глазуновым традиций лирико-эпического симфонизма М.И.Глинки и А.П.Бородина. «Марш на русскую тему». Симфоническая поэма «Стенька Разин». «Славянский праздник». Фантазия «От мрака к свету». Общественная деятельность А.К.Глазунова по пропаганде и защите русской музыки.

С.В.Рахманинов (1873-1943) – гений в изгнании. Биография композитора. Открытый мелодизм как главная черта романтического стиля С.В.Рахманинова. Второй концерт для фортепиано с оркестром как пример почвенности творчества композитора. Поэма для симфонического оркестра, хора и солистов «Колокола». Трагедия русской эмиграции. «Лишившись родины, я потерял самого себя». Трагичность образного мира сочинений, написанных в изгнании. «Рапсодия на тему Паганини». «Симфонические танцы».

Духовный ренессанс русской церковной музыки. Обращение к духовно хоровой музыке композиторов М.И.Глинки, М.П.Мусоргского, Н.А.Римского-Корсакова и других. Важность личного опыта автора. Путь П.И.Чайковского от написанной им в период скептицизма «Литургии св. Иоанна Златоуста» к «Всенощному бдению», созданному после его обращения к православной вере. Неординарность и концертный симфонизм «Литургии» и «Всенощного бдения» С.В.Рахманинова. Обращение к истокам знаменного пения как суть Нового направления в духовной музыке начала XX века. «Школа Синодального училища». Творческие вершины Нового направления - литургический цикл А.Т.Гречанинова «Страстная седмица». «Да исправится молитва моя» П.Г.Чеснокова, «Херувимская» А.Д.Кастальского.

Музыка современности. Развитие традиций русской музыки в творчестве выдающихся композиторов XX века С.С.Прокофьева, Д.Д.Шостаковича, А.И.Хачатуряна и музыке для кино И.Дунаевского, Т.Хренникова, А.Зацепина, М.Таривердиева, Э.Артемьева, Е.Крылатова. Спор творческого и коммерческого начал в современной популярной музыке. Возрождение традиций церковного пения. Непреходящая ценность отечественной музыкальной культуры.

По итогам освоения программы 9 класса обучающиеся должны:

а) знать / понимать:

- названия, музыкальное содержание и особенности выдающихся произведений, вошедших в сокровищницу отечественной музыкальной культуры, а также основные вехи жизни и творчества их авторов;

- основные принципы и формы византийской гимнографии, оказавшие значительное влияние на становление отечественной музыкальной культуры;

- основные этапы развития отечественного певческого и музыкального искусства от Древней Руси до современной России;

- взаимосвязь процессов в сфере музыкальной культуры с основными тенденциями общественного развития нашего Отечества и всей Европейской цивилизации;

б) уметь:

- определять характерные черты музыкальных произведений в связи с их принадлежностью к тем или иным музыкальным жанрам, направлениям или художественным стилям;

- находить взаимодействия между жизненными явлениями, событиями общественной жизни и их художественным воплощением в образах музыкальных произведений;

- аргументировано рассуждать о месте и роли музыкальной культуры в жизни нашего Отечества,

- критически осмысливать явления современной музыки в контексте сравнения их с лучшими образцами отечественной музыкальной культуры.

в) использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- размышления, выражения собственной позиции относительно прослушанной музыки;

- преломления полученных знаний в эмоционально-личностном отношении к образному миру музыки, которое проявляется в размышлениях о музыке, в выполнении проблемно-творческих заданий;

- певческого и инструментального музицирования на внеклассных и внешкольных музыкальных занятиях, школьных праздниках;

- самостоятельного знакомства с музыкальной культуры и оценки их эстетической значимости;

- определения своего отношения к музыкальным явлениям действительности.

Контроль осуществляется в следующих видах:

входной, текущий, тематический, итоговый, тестирование



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Основная образовательная программа начального общего образования (7)

    Основная образовательная программа
    в обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником начальной школы целевых установок, знаний, умений, навыков, компетенций, определяемых личностными ,
  2. Н. А. Москвина приказ 24. 05. 2011 №76 образовательная программа

    Образовательная программа
    Основная образовательная программа начального общего образования БОУ СОШ № 2 г. Грязовца» Вологодской области (далее - Образовательная программа) является:
  3. Программа начального общего образования (4)

    Программа
    Основная образовательная программа начального общего образования МОУ СОШ № 2 г. Грязовца» Вологодской области (далее - Образовательная программа) является:
  4. Программа начального общего образования санкт-петербург

    Программа
    Государственное образовательное учреждение гимназия № 92 (учредитель– Администрация Выборгского района Санкт-Петербурга) имеет лицензию на право осуществления образовательной деятельности А № 170, выданной на срок с 05.
  5. Учебный план на 2010-2011 учебный год (пятидневная неделя)моу осиковской основной общеобразовательной школы 59 Всего: 59

    Пояснительная записка
    3.2Перечень учебников и учебных пособий, обеспечивающих реализацию учебного плана для образовательных учреждений, работающих по основной образовательной программе «Школа России» 67

Другие похожие документы..