Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Учебно-методическое пособие'
Л.Н. Бродовская, В.В. Буравлева, В.М. Бухараев, М.А. Галеева, А.А. Гафаров, Д.И. Люкшин, А.М. Миндрахманов Р.А. Набиев, А.А. Садыков, Р.А. Циунчук, А....полностью>>
'Курсовая'
Курсовая работа по стилистике — завершающая письмен­ная работа по изучаемому предмету, выполняемая в 7 семест­ре. Контрольные работы № 1 — № 4 — подг...полностью>>
'Закон'
Комплексный сравнительный анализ законодательных актов о государственной гражданской службе Российской Федерации и муниципальной службе Российской Фед...полностью>>
'Документ'
Билет 7: 2. Особенности американского федерализма. Разграничение полномочий и межбюджетные отношения. Одной из центральных проблем упорядочения бюдже...полностью>>

Курс лекций для студентов (специальность 030503 (51,52) «Правоведение» среднего профессионального образования)

Главная > Курс лекций
Сохрани ссылку в одной из сетей:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ПРАВОСУДИЯ

Кафедра организации судебной и правоохранительной деятельности

НОТАРИАТ

Курс лекций

для студентов

(специальность 030503 (51,52) «Правоведение»

среднего профессионального образования)

Москва

2011

Фондовые лекции по учебной дисциплине «Нотариат» для специальности 030503 (52) – 0201 «Правоведение» среднего профессионального образования. – М.: Российская академия правосудия. - ___с.

ОДОБРЕНО Соответствует Государственным

Предметно-цикловой комиссией требованиям к минимуму содержания

по обще-профессиональным и уровню подготовки выпускников по

дисциплинам ГОУ ВПО специальности 0201 «Правоведение»

«Российская академия правосудия» повышенного уровня среднего

профессионального образования

Кафедра организации судебной и

правоохранительной деятельности

ГОУ ВПО «Российская академия

правосудия» протокол от 4 сентября

2006 года № 1.

Автор: Цымбаренко Алла Геннадьевна

кандидат юридических наук, доцент,

доцент кафедры организации судебной и

правоохранительной деятельности Российской академии

правосудия

Рецензент__________________________________________________________

© Цымбаренко А.Г., 2011

© Российская академия правосудия, 2011

СОДЕРЖАНИЕ

РАЗДЕЛ I

ОБЩАЯ ЧАСТЬ

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ НОТАРИАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ЛЕКЦИЯ № 1.

Нотариат в РФ. Правовой статус нотариуса. Должностные лица, имеющие право совершать нотариальные действия

План лекции:

Понятие нотариата. Условия назначения на должность нотариуса и прекращение полномочий нотариуса. Порядок учреждения и ликвидации должности нотариуса. Лицензия на право нотариальной деятельности. Ограничения в деятельности нотариуса.

Понятие нотариального округа. Права, обязанности, ответственность и страхование деятельности нотариуса, занимающегося частной практикой. Стажер, помощник нотариуса и их правовое положение. Финансовое обеспечение нотариальной деятельности.

Нотариальные палаты - Федеральная и региональные, порядок их образования, финансирование и полномочия, органы нотариальной палаты. Контроль за деятельностью нотариусов.

Система органов нотариата. Правовой статус нотариусов и должностных лиц, уполномоченных совершать нотариальные действия. Нотариусы, занимающиеся частной практикой (ст. 35 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате); нотариусы, работающие в государственных нотариальных конторах (ст.36 Основ); должностные лица органов местного самоуправления (ст.37 Основ); должностные лица консульских учреждений Российской Федерации (ст. 38 Основ).

Л Е К Ц И Я :

Согласно подпункту «л» пункта 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации нотариат находится в совместном ведении Федерации и ее субъектов. Основы законодательства Российской Федерации о нотариате были приняты 11 февраля 1993 года, то есть до принятия Конституции РФ, по правовому статусу относятся к федеральному закону.

В настоящее время на территории России около менее 1 % нотариусов работают в государственных нотариальных конторах. В Российской Федерации в большинстве регионов более 10 лет закрыты государственные нотариальные конторы в связи спереходом нотариусов на частную практику.

Правовое регулирование нотариальной деятельности в России закреплено в Конституции Российской Федерации, Основах законодательства Российской Федерации о нотариате, Гражданском кодексе Российской Федерации, Гражданско-процессуальном кодексе Российской Федерации, Налоговом кодексе Российской Федерации, Семейном кодексе Российской Федерации. При совершении нотариальных действий нотариусы также применяют нормы Жилищного кодекса Российской Федерации, Земельного кодекса Российской Федерации, федеральных законов «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», «О гражданстве», «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», «Об оружии», «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», «О выборах Президента Российской Федерации», законов «О записи актов гражданского состояния», «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» и др.

Нотариат в Российской Федерации представляет собой систему должностных лиц и государственных органов, на которых действующим законодательством возложено совершение нотариальных действий от имени Российской Федерации в сфере бесспорной юрисдикции, а именно: нотариусами, работающими в государственных нотариальных конторах, нотариусами, занимающимися частной практикой, главами местной администрации поселений и специально уполномоченными лицами местного самоуправления, главами местной администрации муниципального района и специально уполномоченных лиц местного самоуправления муниципального района в случае отсутствия в населенном пункте нотариуса, должностными лицами консульских учреждений РФ (ст. 1 Основ законодательства о нотариате), обеспечивающих в соответствии с Конституцией Российской Федерации защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц в сфере бесспорной юрисдикции.

Нотариат является составной частью составной частью правовой системы любого государства. В системе правоохранительных органов нотариат наиболее тесно связан с судом. Судебный контроль за деятельностью нотариусов заключается в рассмотрении жалоб на действия их нотариусов и вынесения судами решений по искам об оспаривании нотариальных актов, вынесение решений о лишении нотариуса права заниматься нотариальной деятельностью. Основная задача нотариуса состоит в том, чтобы после совершения любого нотариального действия не возникало споров между сторонами, каждое нотариальное действие направлено на юридическое закрепление гражданских прав и предупреждение их возможного нарушения в будущем.

Нотариат в Российской Федерации является нотариатом латинского типа как публично-правовой, правоприменительный и правозащитный институт, как один из видов несудебной защиты прав граждан и юридических лиц. Нотариальные действия обеспечивают охрану и защиту прав и интересов граждан и юридических лиц, закрепление этих прав и интересов и предупреждение их нарушения в будущем. Все нотариальные действия совершаются в соответствии с установленными законом нормами. Предметом деятельности нотариуса могут быть только бесспорные факты.

Российский нотариат в лице Федеральной нотариальной палаты с 1995 года входит в систему международного латинского нотариата, объединяющего в своем составе более 60 нотариатов всех континентов (за исключением Австралии). Международный союз нотариата (до 2005 года - Международный Союз Латинского нотариата) создан в 1948 году и объединяет национальные нотариаты. Из числа наиболее крупных в систему Латинского нотариата входят нотариаты Австрии, Германии, Франции, Испании, Италии, Турции, Швейцарии, Японии, большинство нотариатов стран Латинской Америки. В числе новых стран системы Латинского нотариата вошли ряд государств Африки, Китай.

В системе латинского нотариата нотариус выступает как независимый представитель своего государства, наделенный в установленном законом порядке полномочиями совершать нотариальные действия, несущий личную имущественную ответственность за каждое совершенное им нотариальное действие.

При существующей в остальных странах англосаксонской правовой модели нотариус и нотариальные документы не играют той роли, какая отведена им в странах Латинского нотариата. Основную группу профессиональных юристов в странах с англосаксонской системой права составляют адвокаты, которые являются представителями конкретных лиц и не исполняют публичных функций. При англосаксонской системе права основное внимание уделяется свидетельским показаниям как средству доказывания, в том числе и письменным доказательствам, судебному прецеденту, нотариусы же выполняют сугубо удостоверительные функции.

В РФ нотариальные действия от имени государства имеют право совершать нотариусы, работающие в государственных нотариальных конторах и нотариусы, занимающиеся частной практикой. Оформленные нотариусами документы имеют одинаковую юридическую силу. При совершении нотариальных действий нотариусы обладают равными правами и несут одинаковые обязанности (ст. 2 Основ).

Нотариусом в Российской Федерации может быть гражданин РФ, имеющий высшее юридическое образование, прошедший стажировку сроком не менее одного года в государственной нотариальной конторе или у нотариуса, занимающегося частной практикой, сдавший квалификационный экзамен, получивший лицензию на право нотариальной деятельности. Срок стажировки лиц, имеющих стаж по юридической специальности не менее трех лет, может быть сокращен до шести месяцев совместным решением Управления Министерства юстиции субъекта и нотариальной палаты субъекта, где стажер проходит практику.

Гражданин, получивший лицензию на право нотариальной деятельности, но не приступивший к работе в должности нотариуса в течение трех лет, допускается к должности нотариуса только после повторной сдачи квалификационного экзамена. Если гражданин, имеющий лицензию, работает в нотариальной конторе в должности помощника нотариуса или лица, исполняющего обязанности нотариуса, повторно экзамен сдавать не нужно.

При наличии в нотариальном округе государственной нотариальной конторы и вакансии в ней нотариус назначается на должность в государственную нотариальную контору приказом Управления Министерства юстиции субъекта по трудовому договору на государственную службу.

В случае, если в нотариальном округе государственная нотариальная контора имеется наряду с нотариусами, занимающимися частной практикой, лицо, получившее лицензию на право нотариальной деятельности, может быть назначено как в государственную нотариальную контору, так и на должность нотариуса, занимающегося частной практикой в конкретном нотариальном округе.

Для назначения на должность нотариуса, занимающегося частной практикой, лицо, имеющее лицензию на право нотариальной деятельности, должно подать заявление в конкурсную комиссию при нотариальной палате субъекта, в которой объявляется конкурс в связи с открывшейся вакансией.

Количество должностей нотариусов (квота) в нотариальном округе определяются в порядке, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в сфере нотариата, совместно с Федеральной нотариальной палатой. Наличие вакансий возникает ввиду сложения нотариусами полномочий по собственному желанию (состояние здоровья, смена профессии); смерти нотариуса; вступлением в силу решения суда о лишении права заниматься нотариальной деятельностью по ходатайству нотариальной палаты субъекта за нарушение законодательства, неоднократное совершение дисциплинарных проступков, по состоянию здоровья; увеличением квоты в данном нотариальном округе.

Нотариальный округ в Российской Федерации (территория деятельности нотариуса) устанавливается в соответствии с административно-территориальным делением РФ. В городах, имеющих районное деление, нотариальным округом является вся территория соответствующего города. Назначение нотариуса на должность в конкретный нотариальный округ, без закрепления нотариусов по районам приводит к тому, что в крупных городах нотариусы арендуют или приобретают офисы в центре города. Управления Министерства юстиции субъекта и региональные нотариальные палаты в регионах не могут обязать нотариуса открыть офис на окраине города или по какому-либо конкретному адресу.

Нотариальные палаты образуются в каждой республике в составе РФ, автономной области, автономной округе, крае, области, городах Москве и Санкт-Петербурге.

Нотариальные палаты городов Москвы и Санкт-Петербурга объединяют по профессиональному принципу всех нотариусов города Москвы и Санкт-Петербурга соответственно. Московская областная нотариальная палата объединяет всех нотариусов Московской области, включает в себя 64 нотариальных округа, по количеству районов в Московской области, также отдельные нотариальные округа созданы в так называемых закрытых городах, некоторых наукоградах. Соответственно Липецкая областная нотариальная объединяет всех нотариусов г.Липецка и Липецкой области, частнопрактикующие нотариусы назначаются приказом Управления МЮ по Липецкой области в нотариальные округа соответственно г. Липецка и каждого района Липецкой области. Например, нотариус города Данков и Данковского района Липецкой области. Если нотариус назначен приказом Управления МЮ в город Липецк (в городе имеется районное деление), то нотариальным округом является весь город Липецк.

Таким образом, нотариальная палата субъекта объединяет по профессиональному принципу нотариусов одного (г. Москва и г. Санкт-Петербург соответственно) или нескольких нотариальных округов (палаты областей, краев, республик), что определяется соглашением или протоколом между соответствующей региональной нотариальной палатой и Управлением Министерства юстиции субъекта (ранее - учреждениями или отделами юстиции).

После решения конкурсной комиссии Управление Министерства юстиции соответствующего субъекта издает приказ о назначении лица, имеющего лицензию на право нотариальной деятельности, нотариусом, занимающимся частной практикой в конкретном нотариальном округе без ограничения срока.

Нотариус, занимающийся частной практикой, обязан заключить договор страхования своей нотариальной деятельности и не вправе совершать нотариальную деятельность без страхового полиса. (1 500 000 миллиона рублей в городском поселении, 1 000 000 рублей в сельском поселении)

При наличии в нотариальном округе нотариусов, работающих в государственной нотариальной конторе и нотариусов, занимающихся частной практикой, частнопрактикующие нотариусы не вправе совершать три вида нотариальных действий: выдачу свидетельств о праве на наследство; выдачу свидетельств о праве собственности в случае смерти одного из супругов; принятие мер к охране наследственного имущества – эти три вида нотариальных действий совершают только нотариусы, работающие в государственной нотариальной конторе.

При отсутствии в нотариальном округе государственной нотариальной конторы совершение указанных нотариальных действий поручается совместным решением Управления Министерства юстиции субъекта и региональной нотариальной палаты частнопрактикующим нотариусам путем издания приказа соответствующим Управлением Министерства юстиции.

Нотариус, работающий в государственной нотариальной конторе, получает заработную плату, как и любой государственный служащий.

Нотариус, занимающийся частной практикой, относится к категории так называемого самозанятого населения. Источником финансирования нотариуса, занимающегося частной практикой, являются денежные средства, полученные им за совершение нотариальных действий и оказание услуг правового и технического характера, других финансовых поступлений, не противоречащих законодательству РФ.

Денежные средства, полученные нотариусом, занимающимся частной практикой, после расходов на обеспечение нотариальной деятельности (заработная плата сотрудников, страхование нотариальной деятельности, аренда или приобретение офиса в собственность, коммунальные платежи и ремонт, другие расходы по содержанию офиса, приобретение необходимой оргтехники и расходных материалов), уплаты налогов, других обязательных платежей, поступают в собственность нотариуса. Нотариус, занимающийся частной практикой, обязан подавать ежегодно Декларацию о доходах по форме № 3НДФЛ и другие декларации, предусмотренные действующим налоговым законодательством.

При этом размер нотариальных тарифов, взыскиваемых нотариусами, работающими в государственных нотариальных конторах и нотариусами, занимающимися частной практикой, одинаков и определяется Налоговым кодексом РФ и ст. 221 Основ законодательства РФ о нотариате. Налоговый кодекс регулирует пошлину, взыскиваемую нотариусами, работающими в государственных нотариальных конторах и тариф, равный госпошлине, взыскиваемый частнопрактикующим нотариусом за совершение тех нотариальных действиях, для которых законом предусмотрена обязательная нотариальная форма.

Ст. 221 Основ законодательства РФ о нотариате устанавливает размер тарифов, взыскиваемых как нотариусами, работающими в государственных нотариальных конторах, так и частнопрактикующими нотариусами за нотариальные действия, для которых законом обязательная нотариальная форма не предусмотрена, но граждане или юридические лица обратились к нотариусу за оформлением документа в нотариальной форме.

Таким образом, на сегодняшний день нотариусы, работающие в государственных нотариальных конторах, взыскивают как государственную пошлину, так и тариф, частнопрактикующие нотариусы – только тариф.

Статья 23 Основ законодательства о нотариате предусматривает в качестве источника финансирования деятельности частнопрактикующего нотариуса, кроме тарифа, также и взимание денег за оказание услуг правового и техническского характера. Размер технической и правовой работы устанавливается ежегодно на общем собрании нотариусов нотариальной палаты субъекта и обязателен к исполнению всеми нотариусами, являющимися членами данной нотариальной палаты.

При совершении нотариального действия за пределами офиса нотариальной конторы нотариальный тариф (государственная пошлина) взыскивается в полуторном размере.

Статья 2 Основ законодательства РФ о нотариате устанавливает, что, кроме нотариусов, право совершать некоторые виды нотариальных действий от имени государства при определенных условиях имеют некоторые должностные лица.

Главы местных администраций и специально уполномоченные должностные лица органов местного саомуправления, главы местной администрации муниципального района и специально уполномоченные должностные лица местного самоуправления муниципального района вправе в случае отсутствия в населенном пункте нотариуса совершать 5 видов нотариальных действий, а именно:

  1. удостоверять завещания;

  2. удостоверять доверенности;

  3. принимать меры к охране наследственного имущества;

  4. свидетельствовать верность копий документов и выписок из них.

  5. свидетельствовать подлинность подписи на документах. (ст. 37 Основ о нотариате)

За совершение указанных нотариальных действий должностные лица взыскивают государственную пошлину в размерах, установленных действующим Налоговым кодексом РФ.

Должностные лица консульских учреждений Российской Федерации совершают следующие нотариальные действия:

1) удостоверяют сделки, кроме договоров об отчуждении недвижимого имущества, находящегося на территории Российской Федерации;

2) принимают меры к охране наследственного имущества;

3) выдают свидетельства о праве на наследство;

4) выдают свидетельства о праве собственности на долю в общем имуществе супругов;

5) свидетельствуют верность копий документов и выписок из них;

6) свидетельствуют подлинность подписи на документах;

7) свидетельствуют верность перевода документов с одного языка на другой;

8) удостоверяют факт нахождения гражданина в живых;

9) удостоверяют факт нахождения гражданина в определенном месте;

10) удостоверяют тождественность гражданина с лицом, изображенным на фотографии;

11) удостоверяют время предъявления документов;

12) принимают в депозит денежные суммы и ценные бумаги;

13) совершают исполнительные надписи;

14) принимают на хранение документы;

15) обеспечивают доказательства;

16) совершают морские протесты ( ст. 38 Основ о нотариате).

За совершение нотариальных действий должностные лица консульских учреждений РФ взыскивают консульский сбор, размер которого определяется Прикахом МИД РФ.

Гражданский кодекс РФ определяет круг должностных лиц, имеющих право на совершение доверенностей и завещаний, приравненных к нотариальным.

Согласно пункту 3 статьи 185 Гражданского кодекса Российской Федерации к нотариально удостоверенным доверенностям приравниваются:

  1. доверенности военнослужащих и других лиц, находящихся на излечении в госпиталях, санаториях и других военно-лечебных учреждениях, удостоверенные начальником такого учреждения, его заместителем по медицинской части, старшим или дежурным врачом;

  2. доверенности военнослужащих, а в пунктах дислокации воинских частей, соединений, учреждений и военно-учебных заведений, где нет нотариальных контор и других органов, совершающих нотариальные действия, также доверенности рабочих и служащих, членов их семей и членов семей военнослужащих, удостоверенные командиром (начальником) этих частей, соединения, учреждения или заведения;

  3. доверенности лиц, находящихся в местах лишения свободы, удостоверенные начальником соответствующего места лишения свободы;

  4. доверенности совершеннолетних дееспособных граждан, находящихся в учреждениях социальной защиты населения, удостоверенные администрацией этого учреждения или руководителем (его заместителем) соответствующего органа социальной защиты населения.

Согласно пункту 2 статьи 1127 Гражданского кодекса РФ, приравниваются к нотариально удостоверенным завещания:

  1. завещания граждан, находящихся на излечении в больницах, госпиталях, других стационарных лечебных учреждениях или проживающих в домах престарелых и инвалидов, удостоверенные главными врачами, их заместителями по медицинской части или дежурными врачами этих больниц, госпиталей, директорами или главными врачами домов для престарелых и инвалидов;

  2. завещания граждан, находящихся во время плавания на судах, плавающих под государственным флагом Российской Федерации, удостоверенные капитанами этих судов;

  3. завещания граждан, находящихся в разведочных, арктических или других подобных экспедициях, удостоверенных начальниками этих экспедиций;

  4. завещания военнослужащих, а в пунктах дислокации воинских частей, где нет нотариусов, также завещания работающих в этих частях гражданских лиц, членов их семей и членов семей военнослужащих, удостоверенные командирами воинских частей;

  5. завещания граждан, находящихся в местах лишения свободы, удостоверенные начальниками мест лишения свободы.

Согласно пункту 3 статьи 1127 Гражданского кодекса РФ, завещание, приравненное в нотариально удостоверенному, должно быть подписано обязательно в присутствии лица, удостоверяющего завещание, и свидетеля, также подписывающего завещания, под страхом его недействительности (пункт 3 статьи 1124 ГК РФ).

Данные доверенности и завещания имеют одинаковую юридическую силу с доверенностями и завещаниями, удостоверенными нотариально.

Должностные лица, уполномоченные удостоверять доверенности в соответствии с пунктом 3 статьи 185 ГК РФ, имеют также право свидетельствовать подлинность подписи на заявлении о принятии наследства (абзац 3 пункта 1 ст. 1153 ГК РФ) и на заявлении об отказе от наследства ( ст. 1159 ГК РФ).

Должностные лица, указанные в ст. 185 и 1127 ГКРФ и имеющие право на удостоверение доверенностей и завещаний, а также двух видов подлинности подписи на заявлениях, приравненных к нотариальным, государственную пошлину не взыскивают.

Согласно ст. 22 Федерального закона «О статусе военнослужащих» командиры воинских частей, в том числе начальники военно-медицинских учреждений с участим военнослужащих, проходящих военною службу по призыву и по контракту, а в случае отсутствия в пункте дислокации воинской части нотариуса и других органов, совершающих нотариальные действия, с участием членов семей военнослужащих и граждан, призванных (поступивших) на военную службу, совершают нотариальные действия как должностные лица органов исполнительной власти ( то есть ст. 37 Основ о нотариате), в то время как в статьях 187 и 1127 Гражданского кодекса РФ так называемые командирские доверенности и завещания приравниваются к нотариальным.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Отчет по итогам самообследования государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования Ростовской области «Новочеркасский колледж промышленных технологий и управления»

    Публичный отчет
    Самообследование государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования Ростовской области «Новочеркасский колледж промышленных технологий и управления» (ГБОУ СПО РО «НКПТиУ») проведено на основании
  2. Муниципальное образовательное учреждение среднего профессионального образования "южно-сибирский региональный колледж" г. Саяногорска моу спо «юсрк» публичный доклад

    Доклад
    Муниципальное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Южно-Сибирский региональный колледж» (далее по тексту – «Колледж») является муниципальным образовательным учреждением и реализует основные профессиональные
  3. Отчет о работе государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования

    Публичный отчет
    Мы работаем для того, чтобы содействовать функционированию и развитию системы НПО и СПО Кузбасса в подготовке качественных профессионально-педагогических кадров,
  4. Отчет о результатах самообследования утвержден

    Публичный отчет
    В соответствии с требованиями ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», «Методическими рекомендациями по реализации программы аттестации образовательных учреждений высшего профессионального образования и их филиалов» (утв.
  5. 2. Организационно-правовое обеспечение образовательной деятельности Академии

    Документ
    Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Российская академия правосудия» создана в соответствии с Указом Президента РФ от 11.

Другие похожие документы..