Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Конкурс'
на право заключения государственного контракта на оказание услуг по повышению квалификации инвалидов вследствие боевых действий и военной травмы в рам...полностью>>
'Документ'
В тезисах сделаны акценты на проблемах развития конкурентной среды для предпринимательской деятельности, в частности, на противоправных действиях орг...полностью>>
'Пояснительная записка'
Основным видом деятельности ОАО «ЧМЗ» (далее – Общество) является производство прочего подъемно-транспортного оборудования (код ОКВЭД- 29.22.6). Обще...полностью>>
'Документ'
Интегрирующая цель: В результате работы вы должны получить систему знаний о наследственности и изменчивости, научиться определять форму изменчивости ...полностью>>

Тихомиров О. К. Психология мышления: Учебное посо­бие

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Оценка нарушений мышления составляет одну из важных задач в практике работы патопсихолога. Б. В. Зейгарник [63] выделила три основных вида нарушений мышления. Первый вид — нарушение процесса обобщения — имеет две формы: снижение уровня обобщений и искажение процесса обобщения. Второй вид нарушений мышления — нарушение «логического хода мышле­ния». Сюда относятся «скачка» идей, непоследовательность суж­дений, соскальзывания, «вязкость» мышления, откликаемость. Третья форма нарушений мышления—нарушения целенаправлен­ности мышления, которые выступают в таких видах, как наруше­ние критичности, разноплановость и др. Ю. Ф. Поляковым и его сотрудниками [136] исследуются нарушения селективности актуа­лизации прошлого опыта при решении мыслительных задач. В по­следние годы усилился интерес к использованию результатов об­щепсихологических исследований целеобразования для оценки их нарушений [82; 91]. При разработке принципов психотерапевтиче­ского воздействия также необходимо учитывать всю сложность мыслительной деятельности человека.

Психология спорта также нуждается в знании особенностей мыслительной деятельности спортсмена. Это относится ко всем видам спорта, но особенно к «интеллектуальным» видам спорта. Н. В. Крогиусом разработана развернутая программа изучения шахматиста, которая является составной частью его психологиче­ской подготовки к игре. Программа включает в себя анализ стиля игровой деятельности, наблюдение за внешним обликом и вырази­тельными движениями, анализ времени, затрачиваемого на пар­тию в целом или обдумывание отдельных ходов, анализ типичных тенденций развития шахматистов на протяжении жизненного пути, анализ эффективности игры на разных этапах соревнования и с противниками разного уровня мастерства, анализ игры шахма­тиста в различных ситуациях борьбы, отношения шахматиста к, себе и партнерам. «В целом,— пишет Н. В. Крогиус,— исследова­ние противника и самоанализ должны проводиться по аналогич­ным схемам» [85, с. 176].

В юридической психологии вопросы изучения мышления затра­гиваются при анализе достоверности свидетельских показаний, при разработке стратегии и тактики раскрытия правонарушений, при построении экспертных версий, при совершенствовании при­емов ведения допроса, при разработке проблем правотворчества [140; 189; 196].

Исследования мышления в контексте различных отраслей пси­хологии имеют, конечно, не только прикладную направленность, они способствуют и более глубокому познанию природы самого мышления и тем самым обогащают общую психологическую тео­рию мышления. Особенно хотелось бы подчеркнуть большой вклад патопсихологических исследований в обоснование того, что мыш­ление человека является именно деятельностью, т. е. имеет мотивационную, личностную обусловленность. Вместе с тем общую психологию нельзя представлять как простое суммирование, реги­стрирование тех вкладов, которые создаются ее отраслями. Нужно именно обобщение получаемых материалов, которое не только фиксирует успехи, но и преодолевает неизбежные ограничения, которые свойственны каждому из «отраслевых» подходов к иссле­дованию мышления. Теоретические и экспериментальные обще­психологические исследования должны опережать разработки в соответствующих отраслях психологии, давать основания для раз­вития новых подходов. Примером взаимоотношений такого типа могут служить исследования целеобразования. Развернутые пер­воначально в общепсихологическом плане, они стимулировали изучение целеобразования в патопсихологии, психологии труда, социальной психологии, возрастной и педагогической психологии.

Общая психология мышления (как и общая психология в це­лом) связывается с практикой не только «обходным путем», т. е. через отрасли психологии (психологию труда, социальную, меди­цинскую, педагогическую), но и «напрямую». Дело в том, что в ходе разработки большинства крупных, комплексных научно-тех­нических, медико-биологических или социально-экономических проблем заказ к психологам адресуется в синтетическом, «общем» виде, он редко расчленяется на подзадачи, адресованные только специалистам по психологии труда, социальной или пе­дагогической психологии. Более того, практика часто выдвигает такие проблемы, к которым не подготовлены «отраслевые» пси­хологи, которые требуют дополнительной фундаментальной про­работки как условия получения практически значимых' результа­тов. Целесообразно, по-видимому, и в структуре общей психологии - выделять не только общие теоретические проблемы, общие проб­лемы экспериментальных исследований, но и общие прикладные проблемы.

Для психологии мышления важными, сложными и новыми ока­зались как теоретические, так и прикладные проблемы, связанные с той интенсивно развивающейся областью научно-технических разработок, которая стала называться «искусственный интеллект» [70; 71]. С помощью этой метафоры обозначают разработку слож­ного программного (и математического) обеспечения ЭВМ, поз­воляющего ей решать задачи, ранее решавшиеся человеком. Работы по «искусственному интеллекту» затрагивают компетенцию психологов труда, так как речь идет о появлении новых и значи­тельном видоизменении некоторых традиционных профессий. Од­нако ЭВМ используются и в обучении, поэтому возникли новые разделы педагогической психологии, стала складываться даже дидактика автоматизированного обучения. «Искусственный интел­лект» проникает в область научного, технического и художествен­ного творчества. Появились игры с ЭВМ, используемые для раз­влечения, появились спортивные состязания с помощью ЭВМ, в зарубежных капиталистических странах стали возникать случаи противоправного поведения, включающего использование ЭВМ. Дело, однако, не в длинном списке, а в том, что работы по «искус­ственному интеллекту» оказали очень сильное влияние на психо­логов, поставив такие сложные и новые вопросы, как вопрос о возможностях метода программного моделирования, вопрос о соотношении психических и информационных процессов, вопрос о дифференциации психических и непсихических систем, вопрос о возможностях создания искусственной психики на неорганических носителях.

Прикладные психологические аспекты «искусственного интел­лекта» связаны с разработкой психологических принципов про­граммного обеспечения ЭВМ [182], которые включают в себя принципы оценки готовых программ, принципы оценки результа­тов работы программ, принципы оценки языков программирова­ния, принципы анализа ошибок программистов, принципы оценки естественности языка программирования, принципы оценки про­граммиста, принципы организации коллективов программистов,. принципы обучения программистов, принципы организации диа­лога между человеком и ЭВМ, принципы организации банков данных. При переходе от чисто эмпирической ориентации к тео­ретическому обоснованию этих принципов приходится учитывать, что процесс решения мыслительных задач нельзя сводить к фор­мализованным его компонентам, что он не носит полностью «нор­мированного» характера. Главными прикладными психологически­ми проблемами в рассматриваемой области являются следующие: как добиться того, чтобы человек, пользующийся «искусственным интеллектом», мыслил еще лучше, при- каких психологических ус­ловиях это возможно? Как расширить возможности искусственных интеллектуальных систем за счет использования психологических знаний о процессах мышления? Разработка теоретических и при­кладных вопросов, связанных с проблематикой «искусственного интеллекта», уже оказала большое влияние на психологическую науку в целом. Есть все основания считать, что это влияние будет возрастать, уже в настоящее время оно становится взаимным. Развитие систем искусственного интеллекта приводит к усилению интереса у специалистов этой области к тому, как решает чело­век возникающие перед ним задачи. Этот интерес придает прак­тическую значимость всей психологии мышления и побуждает к более интенсивному развитию психологической науки.

Литература

1. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения, т.т. 3, 20.

2. Материалы Пленума ЦК КПСС, 14—15 июня 1983 г. М., 1983.

3. Абрамова В. Н. Влияние характера мотивации на когнитивный и опе­рациональный компоненты деятельности. — Вопр. психологии, 1980, № 2.

4. Адамар Ж. Исследование психологии процесса изобретения в области математики. М., 1970.

5. Альтшулер Г. С. Алгоритм изобретения. М., 1973.

6. Амосов Н. М. Алгоритмы разума. Киев, 1979.

7. А н а н ь е в Б. Г. Познавательные потребности и интересы.— Уч, зап. ЛГУ^ 1959, № 265.

8. Андреева. Г. М. Социальная психология. М., 1981. О.Аникович А., Григорьев Г., Побожий Ю. Машины играют в «калах». — Наука и жизнь, 1971, № 12.

10. Анохин П. К. Избранные труды. М., 1978.

11. Артемьева Е. -Ю. Психология субъективной семантики. М., 1980.

12. Асмолов А. Г. Деятельность и установка. М., 1979.

13. Б а б а е в а Ю. Д. Целеобразование в интеллектуальной деятельности в условиях диалога с ЭВМ. Канд. дис. М., 1979.

14. Бабаева Ю. Д., В о и с к у н с к и и А. Е., К о б е л е в В. В., Т и х о к и -ров О. К. Диалог с ЭВМ: психологические аспекты.— Вопросы психоло­гии, 1983, № 2.

15. Бассин Ф. В. Проблема «бессознательного». М., 1968.

16. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М., 1979.

17. Белавина И. Г. Применение ЭВМ в режиме диалога для эксперимен­тально-психологического исследования мышления. Канд. дис. М., 1981.

18. Березанская Н. Б. Непроизвольные компоненты целеобразования. Канд. дис. М., 1978.

19. Беседа с А. Н, Туполевым о процессе его работы.— Вопр. психологии, 1973, № 5.

20. Бибрих Р. Р. Исследование видов целеобразования. Канд. дис. М., 1978.

21. Блейлер Э. Аутистическое мышление. Одесса, 1927.

22. Блонский П. П. Избранные педагогические и психологические сочине­ния, т. 2. М., 1979.

23. Блюменфельд Б. М. К характеристике наглядно-действенного мышле­ния.— Изв. АПН РСФСР, 1948, вып. 13.

24. Богданова Т. Г. Целеобразование при различной мотивации. Канд.

дис. М., 1978.

25. Богоявленская Д. Б. Метод исследования уровней интеллектуальной ' активности.— Вопр. психологии, 1971, № 1.

26. Богоявленская Д. Б. Об одном из подходов к исследованию интел­лектуального творчества. — Вопр. психологии, 1976, № 4.

27. Богоявленская Д. Б. Пути к творчеству. М., 1981.

28. Бодалев А. А. Формирование понятия о другом «человеке как личности. М., 1970.

29. Бодалев А. А. Восприятие и понимание человека человеком. М., 1982.

30. Божович Л. И. Познавательные интересы и пути их изучения—Изв. АПН РСФСР, 1955, вып. 13.

31-Бондаровская В. М., Рыбалка В. В. Опыт изучения стратегий конструкторского проектирования средств вычислительной техники.— Вошк психологии, 1979, № 3.

32. Ботвинник М. М. Алгоритм шахматной игры. М., 1968. : 33. Б о т в и н н и к М. М., Ш т и л ь м а н Б. М., Ю д и н А. Д., У ф а с -м а н М. А., Р е з н и ц к и и А. И. Мышление человека и компьютера. М., -

1980.

34. Б рудный А. А. Понимание как философско-психологическая пробле­ма. — Вопр. философии, 1975, № 10.

35. Брунер Дж. Психология познания. М., 1977.

36. Б р у ш л и н с к и и А. В. Психология мышления и кибернетика. М., 1970.

37. Брушлинский А. В. Мышление и прогнозирование. М., 1979.

38. Валлон А. От действия к мысли. М., 1956.

39. Васильев И. А., П о плуж ный В. Л., Т и хом ир о в О. К. Эмоции и мышление. М., 1980.

40. Вилюнас В. К. Психология эмоциональных явлений. М., 1976.

41. Виноградов Ю. Е. Эмоциональная активация в структуре мыслитель­ной деятельности человека. Канд. дис. М., 1972.

42. Войтонис Н. Ю. Предыстория интеллекта. М.—Л., 1949.

43. В о л о в и к о в а М. И. Познавательная мотивация в процессе решения мыслительных задач. Автореф. канд. дис. М., 1980.

44. Вудвортс Р. Экспериментальная психология. М., 1950.

45. Бунд т В. Введение в психологию. М., 1912. ,46. В ыготский Л. С. Развитие высших психических функций. М., 1960.

47. Выготский Л. С. Избранные психологические произведения. М., 1956.

48. Гальперин П. Я., Данилова В. Л. Воспитание систематического мышления в процессе решения малых творческих задач.—Вопр. психоло­гии, 1980, № 1.

49. Гальперин П. Я. Введение в психологию. М., 1976.

50. Г и н д и л и с Н. Л. Совместная деятельность двух ученых. Автореф. канд. дис. М., 1981.

51. Гурова Л. Л. Психологический анализ решения задач. "Воронеж, 1976.

52. Г у р ь е в а Л. П. К анализу факторов, создающих трудности решения мыслительных задач. Дипл. работа. М., 1966.

53. Г у р ь е в а Л. П. Умственная деятельность в условиях автоматизации. Канд. дис. М., 1973.

54. Давыдов В. В. Виды обобщений в обучении. М., 1972.

55. Дарвин Ч. Воспоминания о развитии моего ума и характера. М., 1957. 56-Боно Эдвар де. Рождение новой идеи. М., 1976.

57. Д ж е м с У. Научные основы психологии. Спб., 1902.

58. Д о д о н о в Б. И. Эмоции как ценность. М., 1978.

59. Дрейфус X. Чего не могут вычислительные машины. М., 1978.

60. Ерастов Н.П. Процессы мышления и речевой деятельности. Автореф, докт. дис. М., 1971.

61. «Забавные истории» (составитель А. Ф. Куземченко). М., 1982.

62. Запорожец А. В., Неверович Я.З.К вопросу о генезисе, функции и структуре эмоциональных процессов.—Вопр. психологии, 1974, № 6.

63. Завалишина Д. Н. Интуиция и формирование обобщенного способа решения задач.— Вопр. психологии, 1979, № 2.

64. 3 а р е ц к и и В. К., С е м е н о в И. Н., С т е п а н о в С. Ю. Рефлексивно-личностный аспект формирования решения творческих задач.— Вопр, пси­хологии, 1980, № 5.

65. Зейгарник Б. В. Патология мышления. М., 1962.

66. 3 е и г а р н и к Б. В. Патопсихология. М., 1976. . 67. Зейгарник Б. В. Теория личности Курта Левина. М., 1981.

68. 3 инченко В. П., М у н и п о в В. Л., Г о р д о н В. М. Исследование визуального мышления. — Вопр. психологии, 1973, № 2.

69. 3 н а к о в В. В. Мнемические компоненты целеобразования. Канд. дис. М., 1978.

70. И л ь е н к о в Э. В. Диалектическая логика. Очерки истории и теории. М., 1974.

71. Интеллект человека и программы ЭВМ. Под ред. О. К. Тихомирова. М» 1979.

72. «Искусственный интеллект» и психология. Под ред. О. К. Тихомирова. М., 1976.

73. Исследования мышления в советской психологии. Под ред. Е. В, Шороховой. М., 1966.

74. Исследования по психологии научного творчества в-США. Под ред^ М. Г. Ярошевского. М., 1966.

75. К а л м ы к о в а 3. И. Продуктивное мышление как основа обучаемости.. М., 1981.

76. К еле р В. Исследования интеллекта человекообразных обезьян. М., 1930.-

77. К л о ч к о В. Е. Целеобразование и динамика оценок при решении задач. Канд. дис. М., 1978.

78. К небель М. И., Лурия А. Р. Пути и средства кодирования смыс­ла.— Вопр. психологии, 1971, № 4. 79. К о н И. С. Открытие «Я». М., 1978.

80. К о п и н а О. С. Эмоциональная регуляция мыслительной деятельности » условиях различной мотивации. Канд. дис., 1982.

81. Корнилов Ю. К. Психологические проблемы понимания. Ярославль, 1979.

82. Корнилов А. П. Нарушения целеобразования у психически больных. Канд. дис. М., 1980.

83. К о р н и л о в а Т. В. Целеобразование в «диалоге» с ЭВМ и в условиях общения. Канд. дис. М., 1980.

84. К о у л М., Скрибнер С. Культура и мышление. М., 1977.

85. Крогиус Н. В. Психология шахматного творчества. М., 1981.

86. Крогиус Н. В. Познание людьми друг друга в конфликтной деятельно* ста. Докт. дис. Л., 1980.

87. К у Д р я в ц е в Т. В. Психология технического мышления. М., 1975.

88. Кулюткин Ю. Н. Эвристические методы в структуре решений. М., 1970.

89. Кулюткин Ю. Н. Эвристический поиск, его операционные и эмоцио­нальные компоненты. — Вопр. психологии, 1973,"№ 1.

90. Кулюткин Ю. Н., Сухобская Г. С. Исследование познавательной деятельности учащихся вечерней школы. М., 1977.

91. Курек Н. С. Исследование снижения психической активности у больных шизофренией на материале процессов целеобразования и целедостижения. Автореф. канд. дис. М., 1982.

92.Ладыгина-Котс Н. Н. Предпосылки человеческого мышления. М.» 1965.

93. Ларошфуко Фр. де. Максимы и моральные размышления. М.—Л., 1959.

94. Лейте с Н. С. Об умственной одаренности. М., 1960.

95. Лейте с Н. С. Умственные способности и возраст. М., 1971.

96. Л е о н т ь е в А. А. Речь и общение.— В кн.: Общая психология. Под ред. А. В. Петровского. М., 1976.

97. Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. М., 1959.

98. Л е о н т ь е в А. Н. Мышление. Философская энциклопедия, т. 3. М., 1964.

99. Л е о н т ь е в А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975.

100. Линдсей П., Норман Д. Переработка информации у человека. М„ 1974.

101. Лурия А. Р. Речь и мышление. М., 1975,

102. Лурия А. Р. Язык и сознание. М., 1979.

103. Лурия А. Р., Юдович Ф. Я. Речь и развитие психических процессов у ребенка. М., 1956.

104. Лурия А. Р. Об историческом развитии познавательных процессов. М.. , 1974.

105. Лурия А. Р., Цветков а Л. С. Нейропсихологический анализ реше­ния задач. М., 1966.

106. Мазилов В. А. Исследование локаци» ограничений при решении задач. Автореф. канд. дис, М., 1981,

307. Маркова А. К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. М., 1983.

108. Матейко А. Условия творческого труда. М., 1970.

109. МатюшкинА. М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М, 1972.

110. Матюшкин А. М. Психологическая структура, динамика и развитие познавательной активности.— Вопр. психологии, 1982, № 4.

111. Миллер Д., Галантер Ю., П р и б р а м К. Планы и структура пове­дения. М., 1965.

112. Мухачев В. М. Как рождаются изобретения. М., 1964.

113. Мышление и общение. Тезисы докладов Всесоюзного семинара симпозиума. Алма-Ата, 1973.

314. Мышление и общение в производственной деятельности. Под ред. Ю. К. Корнилова. Ярославль, 1981.

115. Мышление: процесс, деятельность, общение. Под ред. А. В. Брушлинского. М., 1982.

116. Мясищев В. Н. Психологическое значение электрокожной характери­стики человека.— В кн.: Труды ин-та мозга им. Бехтерева. Л., 1935.

117. Найссер У. Познание и реальность. М., 1981.

118. Натадзе Р. Г. Воображение как фактор поведения. Тбилиси, 1972.

119. Натадзе Р. Г. Методы экспериментального исследования формирова­ния реальных понятий.— Вопр. психологии, 1975, № 5.

120. Нильсон Н. Искусственный интеллект. М., 1973.

121. Новоселова С. Л. Развитие мышления в раннем возрасте. М., 1978.

122. Новые идеи в философии. Психология мышления, вып. 16. Спб., 1912.

123. Обухова Л. Ф. Концепция Ж. Пиаже: За и против. М., 1981.

124. Основные направления исследований психологии мышления в капиталисти­ческих странах. Под ред. Е. В. Шороховой. М., 1966.

125. Павлов И. П. Избранные труды. М., 1954.

126. Петренко В. Ф. Введение в экспериментальную психосемантику; ис­следование форм репрезентации в обыденном сознании. М., 1983.

127. Петровская Л. А. Теоретические и методические проблемы социально-психологического тренинга. М., 1982.

128. Петровский А. В. Личность. Деятельность. Коллектив. М., 1982.

129. Пиаже Ж. Избранные психологические произведения. М., 1969.

130. Пиаже Ж., Инельдер Б. Генезис элементарных логических струк­тур. М., 1963.

131. Платонова Т. А. Экспериментальное исследование процесса порожде­ния познавательной мотивации. Автореф. канд. дис. М., 1980.

132. Погибко Ю. Н. О свойствах мышления эксперта-почерковеда.—В кн.;

Научные труды ВНИИ судебной экспертизы. М., 1977.

133. Подгорецкая Н. А. Изучение приемов логического мышления у взрос­лых. М., 1980.

134. Поддьяков Н.Н. Мышление дошкольника. М., 1977.

135. По и я Д. Как решать задачу. М., 1959.

136. Поляков Ю. Ф. Патология познавательной деятельности. М., 1968.

137. П о ном ар ев Я. А. Психология творческого мышления. М., 1960.

138. Пономарев Я. А. Психика и интуиция. М., 1967.

139. Пономарев Я. А. Психология творчества и педагогика. М., 1976. 140-Португалова О.Н. Психологические аспекты в изучении построения экспертных версий.— В кн.: Научные труды НИИ судебной экспертизы, 1977, № 26.

141. Потебня А. А. Мысль и язык.—Полное собр. соч., т. I. Харьков, 1926. t42. Принцип развития в психологии. Под ред. Л. И. Анцыферовой. М., 1978.

143. Проблема научного творчества в современной психологии.. Под ред. М. Г. Ярошевского. М., 1971.

144. Проблемы музыкального мышления и восприятия. Под ред. М. Г, Аранов-ского. М., 1974.

145. Процесс мышления и закономерности анализа, синтеза и обобщения. Под ред. С. Л, Рубинштейна. М., 1960.

146. Психологические исследования интеллектуальной деятельности. Под ред. О. К. Тихомирова. М., 1979.

147. Психологические исследования творческой деятельности. Под ред. О. К. Ти­хомирова. М., 1975. 148 Психологические механизмы целеобразования. Под ред. О. К. Тихомирова. М, 1977.

149. Психология межличностного познания. Под ред. А. А. Бодалева. М., 1981.

150. Психология мышления. Под ред. А. М. Матюшкина. М., 1965.

151. Психология технического творчества. Под ред. Т. В. Кудрявцева. М., 1973.

152. Пуанкаре А. Математическое творчество. Юрьев, 1909.

153. Пушкин В. Н. Эвристика—наука о творческом мышлении. М., 1970.

154. Рибо Т. Творческое воображение. Спб., 1901.

155. Рейтман У. Р. Познание и мышление.— В кн.: Моделирование на уров­не информационных процессов. М., 1968.

156. Ретанова Е.А.,Зинченко В.П-.Вергилес Н.Ю. Исследование перцептивных действий в связи с проблемой инсайта.— Вопр. психологии, 1968. № 4.

157. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. М., 1946.

158. Рубинштейн С. Л. О мышлении и путях его исследования. М., 1958.

159. Рубинштейн С. Л. Принцип детерминизма и психологическая теория мышления. — В кн.: Психологическая наука в СССР, т. 1. М., 1959.

160. Русалов В. М. Биологические основы индивидуально-психологических

различий. М., 1979. 161-Саймон Г. Науки об искусственном. М., 1972.

162. Саймон Б. А. Английская школа и интеллектуальные тесты. М., 1958.

163. Сакман Г. Решение задач в системе человек — ЭВМ. М., 1973.

164. Самарин Ю. А. Очерки психологии ума. М., 1962.

165. Семантика, логика и интуиция в мыслительной деятельности человека. Под ред. А. Н. Соколова, Л. Л. Гуровой, Н. И. Жинкина. М., 1979.

166. Славская К. А. Мысль в действии: психология мышления. М., 1968.

167. Слейгл Дж. Искусственный интеллект; М., 1973i.

168. Смирнов А. А. Проблемы психологии памяти. М., 1966.

169. С мирно в А. А. Процессы мышления при запоминании. — Изв. АПН РСФСР, 1945, вып. 1.

170. Соколов А. Н. Психологический анализ понимания иностранного тек­ста— Изв. АПН РСФСР; 1947, вып. 7.

171. Соколов А. Н. Внутренняя речь и мышление. М., 1968.

172. Талызина Н. Ф. Управление процессом усвоения знаний. М., 1975. "173. Те плов Б. М. Проблемы индивидуальных различий. М., 1961.

174. Телегина Э. Д. Психологический анализ эвристик человека. Канд. дис. М., 1967.

175. Телегина Э.Д. Соотношение осознаваемых и неосознаваемых действий в процессе мышления. — Вопр. психологии, 1975, № 2.

176. Телегина Э. Д., Богданова Т. Г. О влиянии значимости мотива на процесс решения мыслительных задач. — Вопр. психологии, 1980, № 1.

177. Терехов В. А. Исследование механизмов регуляции поиска решения, за­дачи (эвристик). Канд. дис. М., 1967.

178. Терехов В. А., Васильев И. А. К характеристике процессов целе­образования при решении мыслительных задач. — Вопр. психологии, 1975. № 1.

179. Тихомиров О. К. Структура мыслительной деятельности человека. М., 1969.

180. Тихомиров О. К. Алгоритмы и разум.—Автоматика, 1980, № 6.

181. Тихомиров О. К. Теоретические проблемы исследования бессознатель­ного. — Вопр. психологии, 1981, № 2.

182. Тихомиров О.К.,Белавина И.Г.,ВойскунскийА.Е. Психо­логия и практика программного обеспечения ЭВМ. — Вести. Моск. ун-та. Сер. Психология, 1981.

183. Тихомиров О. К. Проблемы системного подхода в психологической на­уке.— В кн.: Методологические проблемы общественных и гуманитарных наук.М., 1982.

184. Тихомиров О. К., Белавин а И. Г., Б ереванская Н. Б., Богданова Т, Г., Васильев И. А. Психология и практика автоматизации проектирования ЭВМ. — Психологический журнал, 1982, № 5.

185. Тульвисте П. К интерпретации параллелей между онтогенезом и исто­рическим развитием мышления. — Учен. зап. Тартусского ун-та, 1977, вып. 411.

186. Узнадзе Д. Н. Психологические исследования. М., 1966.

187. Уотсон 'Д. Б. Психология как наука о поведении. Одесса, 1926.

188.-У см а но в а Э. 3. Мотивы мышления в условиях конфликтной деятельно­сти.— Вопр. психологии, 1980, № 6.

189. Ушаков А. А. О психологии правотворчества. — Учен. зап. Пермского

ун-та, 1975, № 353. 190. Фабри К. Э. Основы зоопсихологии. М., 1976.

191. Фейгенберг И. М. Проблемные ситуации и развитие личности. М., 1981.

192. Франкл В. Поиск смысла жизни в логотерапии. — В кн.: Психология личности. Тексты. М., 1982. 193-. Фрейд 3. Остроумие и его отношение к бессознательному. М., 1925. •

194. Фридман Л. И. Логико-психологический анализ школьных учебных за­дач. М., 1977.

195. Хрестоматия по общей психологии. Психология • мышления. Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер и В. В. Петухова. М., 1981.

196. Уомартов В. Н. Некоторые вопросы психологии допроса.— Вестн. Моск. ун-та. Сер. Право, 1977, № 1.

197. Целеполагание и модели поведения. Тезисы IX Всесоюзного симпозиума по кибернетике, т. 3. М., 1981.

198. Человек и вычислительная техника. Под ред. В. М. Глушкова. Киев, 1970.

199. Человек и компьютер. Под ред. О. К. Тихомирова. М., 1972.

200. Человек и ЭВМ. Под ред. О. К. Тихомирова. М., 1973.

201. Чернов А. П. Мысленный эксперимент. М., 1979.

202. Чуйков В. И. Миссия в Китае. — Новый мир, 1979, № 11 и 12.

203. Шеварев П. А. Обобщенные ассоциации в учебной работе школьников. М., 1959..

204. Шмелев А. Г. Введение в экспериментальную психосемантику: теоретико-методологические основания и психодиагностические возможности. М., 1983.

205. Э л и а в а Н. Л. Об одном факторе, влияющем на разрешение проблем­ной ситуации.— Вопр. психологии, 1972, № 5.

206. Эсаулов А.Ф. Психология решения задач. М., 1972.

207. Эсаулов А. Ф. Решение задач в науке и технике. Л., 1978.

208. Якиманская И. С. Развитие пространственного мышления школьникод. М., 1980.

209. Я к о б с о н П. М. Процесс творческой работы изобретателя. М.—Л., 1934.

210. Ярбус А. Л. Роль движений глаз в процессе зрения. М., 1965.

211. Я р ош е в ск и и М. Г., Карцев В. П. Социальная психология научного коллектива. — Вопр. психологии, 1977, № I.

212. Яр-ошевский М. Г. Сеченов и мировая психологическая мысль. М., 1981.

213. Arnheim R. Visual thinking. Berkley—Los Angeles, 1969.

214. В artlett F. Thinking. London, 1958.

215. Berline D. Structure and direction in thinking. N. Y., 1965.

216. Bolton N. Psychology of thinking. London, 1972.

217. Bourne L., Ekstrand В., Dominowski R. The psychology of thin­king. New Jersey, 1971.

218. В rune r J. S., Goodnow J. J., Austin G. A. A study of thinking. N. Y., 1956.

219. De Groot A. Thought and choice in chess. Hague, 1965.

220. De Groot A., Jongman W. Heuristics in perceptual processes. Proc. XVIII Int. Congress of Psychology. М., 1966.

221. Duncker К. Zur Psychologie des productiven Denkens. Berlin, 1935.

222. Hilgard E., Atkinson R., Atkinson R. Introduction in psychology. N. Y., 1971.

223. К 1 i x F. Erwachendes Denken. Berlin, 1980.

224. Neisser U. Cognitive Psychology. N. Y., 1967.

225. N e w e 11 A., Simon H. Human problem solving. N. Y., 1972.

226. S e 1 z 0. Die Gesetze der productiven tatigleit. — Archiv fur die gesamte Psychologie, 1913, Bd 27, Hf. 1—2.

227. Simon H. What computer means for man and society? — Science, 1977, vol. 195, N 4283.

228. Skinner В. Beyond freedom and dignity. N. Y., 1971.

229. Slobin D. Psycholinbuistics. Berkley, 1972.

230. Tikhomirov О. Struktur der Denktatigkeit des Menschen. — In: Bruschlinski A., Tikhomirov О. Zur Psychologie des Denkens. Berlin, 1975.

231. Tolman E. Collected papers. N. Y., 1951.

232. Wertheimer M. Productive Thinking. N. Y., 1945. •

Оглавление

Предисловие 2

Глава 1 ПРЕДМЕТ И МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИИ МЫШЛЕНИЯ 4

§ 1. ОБЩЕФИЛОСОФСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ИССЛЕДОВАНИЯ МЫШЛЕНИЯ 4

§ 2. ВИДЫ МЫШЛЕНИЯ 4

§ 3. ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ НАУК, ИЗУЧАЮЩИХ МЫШЛЕНИЕ 6

§ 4. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРЕДМЕТА ПСИХОЛОГИИ МЫШЛЕНИЯ 7

§ 5. МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ МЫШЛЕНИЯ 9

Глава 2 ОБЪЕКТ И СУБЪЕКТ МЫШЛЕНИЯ 11

§ 1. ЗАДАЧА КАК ОБЪЕКТ МЫШЛЕНИЯ 11

§ 2. СУБЪЕКТ МЫШЛЕНИЯ 15

Глава 3 МЫШЛЕНИЕ, СОЗНАНИЕ, БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ 17

§ 1. ОСОЗНАННОЕ И НЕОСОЗНАННОЕ В МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 17

§ 2. НЕВЕРБАЛИЗОВАННЫЕ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ АКТЫ 21

§ 3. НЕВЕРБАЛИЗОВАННЫЕ СМЫСЛЫ В МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 25

§ 4. ВИДЫ ОПЕРАЦИОНАЛЬНЫХ СМЫСЛОВ 31

§ 5. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ВЕРБАЛИЗОВАННЫХ 37

И НЕВЕРБАЛИЗОВАННЫХ КОМПОНЕНТОВ ПОИСКА РЕШЕНИЯ ЗАДАЧИ 37

Глава 4 ЭМОЦИИ В СТРУКТУРЕ Ц МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 43

§ 1. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ СООТНОШЕНИЯ МЫШЛЕНИЯ И ЭМОЦИЙ 43

§ 2. ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ АКТИВАЦИЯ В СТРУКТУРЕ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧИ 44

§ 3. ФУНКЦИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ АКТИВАЦИИ 46

§ 4. ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ПАМЯТЬ 50

§ 5. ЭМОЦИИ И НЕВЕРБАЛИЗОВАННЫЙ СМЫСЛ 50

Глава 5 МЫШЛЕНИЕ И ЦЕЛЕОБРАЗОВАНИЕ 52

§ 1. ПРОБЛЕМА ЦЕЛЕОБРАЗОВАНИЯ В ПСИХОЛОГИИ 52

§ 2. МОТИВЫ И ЦЕЛЕОБРАЗОВАНИЕ 57

§ 3. ЭМОЦИИ И ЦЕЛЕОБРАЗОВАНИЕ 61

§ 4. ОБРАЗОВАНИЕ ОБЩИХ И КОНКРЕТНЫХ ЦЕЛЕЙ 66

§ 5. ОЦЕНКА ДОСТИЖИМОСТИ РЕЗУЛЬТАТА КАК КОМПОНЕНТ ЦЕЛИ 68

§ 6. МНЕМИЧЕСКИЕ КОМПОНЕНТЫ ЦЕЛЕОБРАЗОВАНИЯ 70

Глава 6 МЫШЛЕНИЕ И ОБЩЕНИЕ 71

§ 1. МЫШЛЕНИЕ В СТРУКТУРЕ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ПОЗНАНИЯ 71

§ 2. МЫШЛЕНИЕ В СТРУКТУРЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ДРУГОГО ЧЕЛОВЕКА 73

§ 3. МЫШЛЕНИЕ И КОММУНИКАЦИЯ 75

§ 4. УПРАВЛЕНИЕ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ 77

§ 5. СОВМЕСТНАЯ МЫСЛИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 82

§ 6. МЫШЛЕНИЕ В УСЛОВИЯХ ДИАЛОГА С ЭВМ 83

Глава 7. МЫШЛЕНИЕ И ЗНАНИЕ 87

§ 1. ПРИНЦИП ЕДИНСТВА ОБЩЕНИЯ И ОБОБЩЕНИЯ 87

§ 2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ И СРАВНЕНИЕ ПОНЯТИЙ 89

§ 3. КЛАССИФИКАЦИЯ ОБЪЕКТОВ. СЕМАНТИЧЕСКИЕ СЕТИ 90

§ 4.УСВОЕНИЕ ГОТОВЫХ ЗНАНИЙ И КОНТЕКСТУАЛЬНЫЕ СМЫСЛЫ 91

§ 5. ИССЛЕДОВАНИЕ ВИДОВ ОБОБЩЕНИЙ 92

И ПРОЦЕССОВ ФОРМИРОВАНИЙ ОБОБЩЕНИЙ 92

Глава 8 МЫШЛЕНИЕ, СУБЪЕКТ, САМОСОЗНАНИЕ 94

§ 1. МЫСЛЯЩАЯ ЛИЧНОСТЬ 94

§ 2. МЫСЛЯЩИЙ ИНДИВИД 95

§ 3. МЫШЛЕНИЕ И САМОСОЗНАНИЕ 97

Глава 9 ПРИНЦИП РАЗВИТИЯ В ПСИХОЛОГИИ МЫШЛЕНИЯ 102

§ 1. БИОЛОГИЧЕСКАЯ ПРЕДЫСТОРИЯ МЫШЛЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА 102

§ 2. ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА 106

§ 3. ОНТОГЕНЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА 108

Глава 10 ТЕОРИИ МЫШЛЕНИЯ 111

§ 1. МЫШЛЕНИЕ КАК АССОЦИАЦИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ 111

§ 2. МЫШЛЕНИЕ КАК ДЕЙСТВИЕ 112

§ 3. МЫШЛЕНИЕ КАК ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ ОПЕРАЦИЙ 113

§ 4. МЫШЛЕНИЕ КАК АКТ ПЕРЕСТРУКТУРИВАНИЯ СИТУАЦИИ 114

§ 5. МЫШЛЕНИЕ КАК ПОВЕДЕНИЕ 115

§ 6. МЫШЛЕНИЕ КАК МОТИВИРОВАННЫЙ ПРОЦЕСС 117

§ 7. МЫШЛЕНИЕ КАК БИОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС 120

§ 8. МЫШЛЕНИЕ КАК СИСТЕМА ОБРАБОТКИ ИНФОРМАЦИИ 121

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 122

Литература 125

Замеченные опечатки к работе 0. К. Тихомирова «Психология мышления»

Стр.

Строка

Следует читать

83

108

1,2-я сверху

21-я сверху

вообще не рассматривал испытуемый, естест­венно, отсутствует в «дереве игры»; отража­ются различия в степени систематичности (далее по тексту)

«целевой бихевиоризм» Э. Толмена (231).''В оте­чественной лите-

Олег Константинович Тихомиров

ПСИХОЛОГИЯ МЫШЛЕНИЯ

Учебное пособие

Заведующая редакцией Г. С. Ливанова, Редактор Г. П. Баркова. Мл. редактор Э. В. Золотых. Художник Б. А. Валит. Художественный редактор Ю. М. Добрянская. Технический редактор К. С. Чистякова.'Корректоры В. П. Кaдадинская, Л.С. Клочкова



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Учебное пособие Москва, 2008 удк 34 ббк 66. 0

    Учебное пособие
    . Понятие объекта предмета и аксиом теории государства и права 10 §1.3. Методология теории государства и права 1 §1.
  2. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Теоретическое источниковедение»

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс дисциплины составлен профессором кафедры истории Казахстана, доктором исторических наук Аманжолом Кузембайулы на основании государ­ственного общеобязательного стан­дарта образования РК по специальности
  3. Учебно-методический комплекс Для специальностей: 032401 реклама, 080111 маркетинг Москва 2009

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс по «Психологии и педагогике» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по дисциплине «Психология и педагогика».
  4. Учебно-методический комплекс для студентов 1 курса заочной формы обучения специальности «Педагогика и психология» сокращенной образовательной программы

    Учебно-методический комплекс
    Предмет и задачи изучения курса «Русский язык и культура речи». Структура языка и его уровни. По­лифункциональная природа языка (общие и частные функции).
  5. Учебно-методический комплекс одобрен и рекомендован к опубликованию кафедрой теории и истории государства и права протокол от 16 января 2011 года №5 Рецензент: Глотов С. А, профессор Международного юридического института, доктор юридических наук, профессор

    Учебно-методический комплекс
    Материалы учебно-методического комплекса по дисциплине разработаны в соответствии с требованиями Государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования по направлению подготовки (бакалавр) 03050.

Другие похожие документы..