Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Автореферат'
Защита состоится " 14 " ноября 2007 г. в часов на заседании диссертационного совета КМ 212.278.04 при Ульяновском государственном университ...полностью>>
'Пояснительная записка'
Рабочая программа по литературному чтению базового уровня для 4 класса составлена на основе требований Федерального компонента государственного станд...полностью>>
'Автореферат'
Защита состоится 2 апреля 2009 года в 14 час. 30 мин. на заседании Диссертационного совета Д 203.002.06 при Академии управления МВД России по адресу:...полностью>>
'Документ'
Идеальное исполнение бюджета предполагает полное покрытие расходов доходами. При этом превышение бюджета над его расходами называется профицитом бюдже...полностью>>

Рабочая программа «приобщение детей к истокам русской народной культуры» ( для детей второй младшей, средней, старшей и подготовительной групп)

Главная > Рабочая программа
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Согласована Утверждена

Методист МОУ ДПО УМОЦ Заведующая МДОУ

Доленко Л.И.______________ д/сад № 23 «Радуга»

«____»______________2009 год Заплатникова М.В.______

«_______»__________2009 г.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

общеразвивающего вида № 23 «Радуга» Комитета по вопросам

образования Администрации Щелковского муниципального района

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «ПРИОБЩЕНИЕ

ДЕТЕЙ К ИСТОКАМ РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ»

(для детей второй младшей, средней, старшей

и подготовительной групп).

На 2009 – 2010 учебный год

Автор-разработчик: Скицко В.П. –заместитель заведующей

по воспитательной и методической работе.

г.Щелково, 2009 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

«Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов – авторитета, достойно завоеванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках. Литературе, языке, живописи…Национальные отличия сохранятся и в XXI веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний» (Д.С.Лихачев)

Именно поэтому родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность.

Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянных сквозь сито веков. Типовая Программа воспитания и обучения детей в детском саду как руководство и основной документ для воспитателей таких задач не ставила. Правда, уже в младших группах ею предусматривалось приобщение детей к народной игрушке ( пирамидке, матрешке, каталкам, качалкам, игрушке-забаве и др.), малышей знакомили с русскими народными играми, хороводами, народными песнями, потешками, скороговорками, сказками, загадками. Кроме того, в Программе присутствовали задачи по знакомству детей с декоративно-прикладным искусством Хохломы, Городца, дымковской, каргопольской, филимоновской игрушкой. От возраста к возрасту усложнялись задачи по слушанию и воспроизведению фольклора, восприятию яркости цветовых образов в народном искусстве, выразительности в передаче игровых действий в сочетании со словом.

Представления выпускников детского сада о русской культуре были отрывочны и поверхностны. Это происходило потому, что в Программе задачи по знакомству дошкольников с родной культурой были сформулированы слишком общими фразами. Например: «Воспитывать любовь к Родине, родному краю, селу; «Познакомить с некоторыми изделиями народного искусства» и т.п. При этом совершенно не обозначенными оставались средства и методы решения данных задач, а у воспитателя чаще всего не было соответствующих материалов и пособий. Окружающая действительность (особенно в городе) также не давала возможности реально приобщать детей к народной культуре.

Кроме того, давно забыты и не употребляются в разговорной речи старославянские слова и изречения, почти не используются потешки, поговорки, пословицы, которыми так богат русский язык.

В современной жизни практически отсутствуют предметы народного быта, упоминаемые в фольклорных произведениях. Поэтому многие педагоги, опрометчиво считая, что некоторые слова и выражения фольклорных произведений недоступны детям, или сами не понимая и не умея их объяснить, упускали в них очень важные смысловые оттенки или пересказывали русские народные сказки на современном языке. Воспитатели зачастую недооценивали присказки, заклички, потешки, поговорки, народные игры, плохо их знали наизусть и поэтому не всегда могли использовать их к месту.

Музыкальные руководители, воспринимая народные песенки как попевки-распевки, почти не включали их в игры и праздники, увлекаясь современным материалом.

Исходя из вышеизложенного наш детский сад выбрал приоритетным направлением в работе с детьми «Приобщение детей к истокам русской народной культуры». Дополнительное занятие по данному разделу ведется во всех возрастных группах, начиная со второй младшей группы, во вторую половину дня, 1 раз в неделю.

Продолжительность занятий: во второй младшей группе – 15 минут

в средней группе - 20 минут

в старшей группе - 25 минут

в подготовительной группе - 30 минут

Всего 36 занятий в год в каждой группе.

Диагностика проводится 2 раза в год: вводная (январь), итоговая (май).

Цель программы: приобщить детей ко всем видам национального искусства – от архитектуры до живописи, от пляски, сказки и музыки до театра. Это и будет основа любви к Родине.

Задачи:

  1. Дать детям знания о предметах национального характера.

  2. Знакомить с праздниками и традициями русского народа.

  3. Воспитывать у детей нравственно-патриотические чувства к родному краю, городу, стране через народное творчество.

  4. Воспитывать в детях особенные черты русского характера: доброту, красоту, честность, правдивость, трудолюбие, верность и т.д., широко используя все виды русского фольклора ( сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т.д.)

  5. Познакомить детей с произведениями народно-прикладного искусства, развивать у детей творческое воображение при изготовлении своих работ в русском стиле.

  6. Познакомить детей со старославянскими словами, объяснить их значение.

Данная программа составлена с учетом реализации межпредметных связей по разделам.

    • «Изодеятельность», где используются произведения народно-прикладного искусства.

    • «Музыкальное воспитание», где разучиваются русские народные песни, хороводы, танцы, игры и т.д.

    • «Художественная литература» - использование фольклора во всех его проявлениях ( сказки, песенки, пословицы, поговорки, былины, докучные сказки и т.д.)

    • «Ознакомление с окружающим», где знакомят детей с предметами национального характера. Знакомство детей с народными праздниками и традициями позволят им наблюдать за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений.

    • «Физическое воспитание», где знакомят детей с народными играми.

Народное искусство в воспитательно-образовательной работе с детьми

используем в интегрированной форме как на занятиях, так и в процессе самостоятельной деятельности детей:

  • Игры

  • Праздники

  • Досуги

  • Посиделки

  • Занятия в музее «Русской избы»

  • Прогулки

  • Отдельные режимные моменты.

Свою работу в детском саду коллектив строит на следующих основных принципах:

  • Во-первых, на тщательном, обусловленном возрастными возможностями детей, отборе художественного материала по различным видам народного искусства(музыкальное, художественно-речевое, декоративно-прикладное) при условии их тесной взаимосвязи и между собой, и с классическим искусством;

  • Во-вторых, интеграции работы на основе народного искусства с различными направлениями воспитательной работы и видами деятельности детей (ознакомление с природой, развитие речи, различные игры);

  • В-третьих, активного включения детей в разнообразные художественно-творческие деятельности: музыкальную, изобразительную, игровую, художественно-речевую, театрализованную;

  • В-четвертых, на основе индивидуального подхода к детям, учета их индивидуальных предпочтений.

  • В-пятых, на основе широкого включения выполненных детьми произведений в жизнь дошкольного учреждения: оформления и проведения праздников и досугов, создание эстетической среды в повседневной жизни.

УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

(МЛАДШАЯ ГРУППА)

№ п/п

РАЗДЕЛ

Количество занятий

1.

Знакомство с русским народным творчеством: сказки, потешки, загадки, приметы, поговорки, песенки

26

2.

Знакомство с русскими народными праздниками

2

3.

Знакомство детей с предметами национального обихода

7

4.

Знакомство с народным музыкальным инструментом: гусли.

1

Физическая культура - русские народные подвижные игры:

  • «Салки-догонялки»

  • «В гости к солнышку»

  • «Волк и козлята»

  • «Лошадки»

  • «Лиса»

  • «Утица»

  • «Пчелы и ласточка»

  • «Заинька»

  • «Птички»

  • «Кот и мыши»

  • «Жмурки»

  • «Курочка»

  • Хоровод «Ходит Васька серенький»

  • «Два веселых гуся»

  • «Пастух и стадо»

Рисование «Русская матрешка».

УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.

( СРЕДНЯЯ ГРУППА).

№ п/п

РАЗДЕЛ

Количество занятий

1.

Знакомство с устным народным творчеством: сказки, потешки, поговорки, приметы, пословицы, загадки, песенки.

22

2.

Знакомство детей с предметами национального обихода

4

3.

Знакомство детей с народными праздниками и традициями

6

4.

Знакомство с произведениями народно-прикладного искусства.

3

5.

Знакомство с русскими народными инструментами

1

Физическая культура – русские народные подвижные игры:

  • «У медведя во бору»

  • «Баба-Яга»

  • «Салки»

  • «Кошки-мышки»

  • «Салки-догонялки»

  • «Гори, гори ясно»

  • «Воробей»

  • «Птички»

  • «Лиса»

  • «Пятнашки»

Рисование «Русская матрешка»

«Сказочные птицы».

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.

(СТАРШАЯ ГРУППА)

№ п/п

РАЗДЕЛ

Количество занятий

1.

Знакомство детей с устным народным творчеством: сказки, пословицы, поговорки, потешки, приметы, загадки, докучные сказки. Небылицы.

24

2.

Знакомство с предметами национального обихода

3

3.

Знакомство с произведениями народно-прикладного искусства

3

4.

Знакомство детей с народными праздниками и традициями

6

Физкультура – подвижные игры:

  • «Скакалка»

  • «Лиса и зайцы»

  • «Медведь»

  • «Выпал беленький снежок» - хоровод

  • «Игра с матрешкой»

  • «Солнышко-ведрышко»

Рисование

1.»Сия прялка изрядна – хозяюшка обрядна»

2.»Этот волшебный завиток»

3.»Народная вышивка»

4.»Сказочные птицы»

5. «Забавные птицы» ( лепка дымковской игрушки)

УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.

( ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ К ШКОЛЕ ГРУППА)

№ п/п

РАЗДЕЛ

Количество занятий

1.

Знакомство детей с устным народным творчеством: сказки, былины, небылицы, докучные сказки, потешки, поговорки, пословицы, потешки, загадки.

16

2.

Знакомство с предметами национального обихода

2

3.

Знакомство с произведениями народно-прикладного искусства.

8

4.

Знакомство детей с праздниками, традициями и историей русского народа

10

Физкультура – русские народные подвижные игры:

  • «Ручеек»

  • «Обыкновенные жмурки»

  • «У медведя во бору»

  • «Фанты»

  • «Горелки»

  • «Пятнашки»

  • «Штандр»

  • «Лапта»

  • «Городки»

  • «Классы»

  • «Молчанка»



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Рабочая программа учебной дисциплины «Педагогика» Специальность

    Рабочая программа
    Воспитание детей раннего и дошкольного возраста осуществляется в семье и дошкольных учреждениях, при этом ведущая роль принадлежит общественному дошкольному воспитанию.
  2. Образовательная программа показывает как с учетом конкретных условий и особенностей контингента воспитанников создается собственная модель организации воспитания, образования и развития дошкольников в мдоу. (1)

    Образовательная программа
    Образовательная программа является обязательным нормативным документом, разрабатываемым и реализуемым, каждым образовательным учреждением самостоятельно согласно п.
  3. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (для слабовидящих детей, детей с амблиопией и косоглазием)

    Образовательная программа
    Основная общеобразовательная программа дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (для слабовидящих детей, детей с амблиопией и косоглазием)
  4. Теоретико-методологические аспекты формирования этнокультурной компетентности школьников

    Документ
    9. Применение идей и методов этнопедагогики в учебно-воспитательном процессе детского творческого объединения декоративно-прикладного искусства «Марьюшка».
  5. Программы коррекционного обучения Парциальные программы

    Программа
    МДОУ № 4 с сентября 2010 года работает по основной общеобразовательной программе, составленной в соответствии с федеральными государственными требованиями.

Другие похожие документы..