Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Программа'
Изучение в школе художественных и научно-познавательных произведений природоведческого характера в наши дни приобретает особенно большое значение. На...полностью>>
'Документ'
Опорные тестовые задания для курсов повышения квалификации средних медицинских и фармацевтических работников по направлению «Медицинский массаж». – М...полностью>>
'Реферат'
Банковская система – одна из важнейших и неотъемлемых структур рыночной экономики. Развитие банков и товарно-денежных отношений исторически шло парал...полностью>>
'Лекция'
4. Лекция: Ввод и редактирование данных В лекции изучаются способы ввода и редактирования данных в документах Microsoft Excel 2007. Приведены основные...полностью>>

Учебно-методический комплекс по дисциплине «экология и общественность» для специальности/направления 021100/030501 Составитель

Главная > Учебно-методический комплекс
Сохрани ссылку в одной из сетей:

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

УДМУРТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИНСТИТУТ ПРАВА, СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ И БЕЗОПАСНОСТИ

КАФЕДРА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО, АГАРНОГО И ПРИРОДОРЕСУРСНОГО ПРАВА

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«ЭКОЛОГИЯ И ОБЩЕСТВЕННОСТЬ»

для специальности/направления 021100/030501

Составитель:

к.ю.н., доцент кафедры экологического, аграрного и природоресурсного права Белокрылова Е.А.

Рассмотрено и утверждено на заседании кафедры

экологического, аграрного и природоресурсного права

«____»_______________ 2007 г.

Заведующий кафедрой экологического,

аграрного и природоресурсного права

д.ю.н., профессор Яковлев В.Н.

Подпись: _______________________

Согласовано с методической комиссией ИПСУБ УдГУ «___»__________ 2007 г.

Председатель методической комиссии ______________________________________

Подпись: _________________

г. Ижевск, 2007

Перечень материалов, входящих в учебно-методический комплекс:

  1. Извлечение из ГОС ВПО по специальности (направлению подготовки).

  1. Рабочая программа по дисциплине.

  1. Планы семинарских и практических занятий.

  1. Методические рекомендации для преподавателей, ведущих семинарские и практические занятия.

  1. Пакет контрольных заданий для текущей и промежуточной аттестации.

  1. Методические указания по выполнению учебно-исследовательских работ.

I. Извлечение из государственного образовательного стандарта

по специальности «Юриспруденция» и направлению «Юриспруденция»

Программа дисциплины составлена на основании действующего законодательства Российской Федерации. При разработке программы учтены методические рекомендации по разработке и оформлению рабочей программы.

Современное неудовлетворительное состояние окружающей среды в мире, экономический кризис требуют принятия кардинальных мер, поиска путей для выхода из создавшегося положения. В настоящее время в общественном сознании утвердилась мысль о том, что к числу таких мер должно быть отнесено дальнейшее усиление роли общественных организаций, выступающих в защиту природы.

До последнего времени российские реформаторы не рассматривали инициативы граждан как значимую социальную силу. Основные экономические и социальные преобразования общества строились практически без опоры на конструктивные общественные инициативы.

Несмотря на то, что Российская Федерация провозглашена правовым государством, в нашей стране практически отсутствуют реальные механизмы влияния общественности на принятие решений, в том числе и экологически значимых. Это является следствием практически неразвитого гражданского общества и демократии вообще, недостаточной социальной направленности экологической политики, приоритета экономических критериев при принятии решений, социальной пассивности, общего низкого уровня жизни гражданской и экологической культуры населения и, особенно, власть имущих и чиновников всех рангов.

Несмотря на это, эффективной мерой по предотвращению принятия экологически непродуманных решений уже на стадии разработки предпроектной и проектной документации является участие общественности. Оно служит инструментом согласования интересов различных групп, вовлеченных в планирование и осуществление намечаемой деятельности, затрагиваемых ее возможными воздействиями или выражающих интерес к проекту. Также общественное участие используется в качестве инструмента для решения различных задач, таких как выявление возможных воздействий, изучение социальной значимости проекта и определение наиболее значимых воздействий, изучение альтернатив, планирование мер по уменьшению и содействие улучшению качества принимаемых решений. И, наконец, участие общественности – инструмент осуществления прав граждан на получение информации и участие в принятии экологически значимых решений.

Именно поэтому изучение студентами данного спецкурса является актуальным, поскольку в рамках дисциплины происходит рассмотрение и анализ возможных процедур участия общественности на стадиях реализации экологически значимых решений.

В рамках настоящей дисциплины рассматриваются разнообразные проблемы, возникающие при принятии экологически значимых решений, в частности на стадии определения мест строительства, участия общественности в процедуре оценки воздействия на окружающую среду и участия в процессе экологической экспертизы (как государственной, так и общественной). Вопросы нормативно-правового закрепления участия общественности, принципы и формы участия общественности, аспекты возникновения, развития общественных экологических организаций, а также общественные экологические организации как правовой и социальный институт являются предметом данного спецкурса.

Принципы построения курса

В основу курса «Экология и общественность» положены следующие принципы:

  • полноты и достоверности изучаемых эколого-правовых понятий, категорий, положений, институтов;

  • сравнительного изложения учебного материала на базе положений современного экологического права России, международного и европейского экологического права;

  • научно-практической полезности изучения материала для студентов, обучающих по специализации «экологическое, агарное и природоресурсное право».

Основными целями и задачами данного курса являются:

  • выявление особенностей участия общественных экологических организаций и заинтересованной общественности в экологически значимой сфере;

  • установление специфики экологически значимой деятельности и экологически значимых объектов;

  • определение экологически значимых объектов и их особенностей;

  • классификация промышленных объектов в зависимости от класса опасности;

  • выделение специфических черт общественного экологического участия в процедуре подготовки, принятия и реализации экологически значимых решений;

  • установление способов защиты общественными объединениями нарушенных экологических прав и законных интересов граждан.

II. Рабочая программа по дисциплине

Очная Заочная

Нормативные сроки нормативные сроки

Курс ……………………………………………… 5 5

Семестр ………………………………………….. 9 9

Всего аудиторных часов ………………………. 52 16

Лекции, час ……………………………………… 30 16

Лабораторные работы, час ……………………..

Практические (семинарские) занятия, час ….. 12 -

Самостоятельная работа, час …………………..

Экзамен (семестр) ………………………………..

Зачет (семестр) ……………………………………9 9

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Наименование тем и разделов

Лекции

(час.)

Семинары

(час.)

Самост.

работа (час.)*

Понятие общественных экологических организаций

4

2

Понятие экологических прав граждан

4

4

Социально-экологические конфликты и место общественных экологических организаций в их разрешении

2

Анализ нормативно-правовых актов, регулирующих возникновение, изменение или прекращение деятельности общественных экологических организаций как разновидности некоммерческих организаций

2

2

Участие общественных экологических организаций на стадиях реализации экологически значимых решений или размещения экологически значимых промышленных объектов

4

4

Участие общественных экологических организаций на стадиях проектирования экологически значимых объектов

2

Участие общественных экологических организаций в рамках проведения оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС) при планировании и проектировании экологически значимой деятельности

4

Общественная экологическая экспертиза

2

Участие общественности в определении места строительства экологически значимых объектов и предоставлении земельных участков

2

Участие общественных экологических организаций на стадии строительства и эксплуатации экологически значимых промышленных объектов

2

Международные экологические организации

2

Всего:

30

12


Тематический план по заочной (нормативной) форме обучения

Курс ……………………………………………… 5

Семестр ………………………………………….. 9

Всего аудиторных часов ………………………. 20

Лекции, час ……………………………………… 16

Лабораторные работы, час ……………………..

Практические (семинарские) занятия, час …..

Самостоятельная работа, час …………………..

Экзамен (семестр) ………………………………..

Зачет (семестр) ……………………………………9

Наименование тем и разделов

Лекции

(час.)

Понятие общественных экологических организаций

2

Понятие экологических прав граждан

2

Социально-экологические конфликты и место общественных экологических организаций в их разрешении

2

Анализ нормативно-правовых актов, регулирующих возникновение, изменение или прекращение деятельности общественных экологических организаций как разновидности некоммерческих организаций

2

Участие общественных экологических организаций на стадиях реализации экологически значимых решений или размещения экологически значимых промышленных объектов

2

Участие общественных экологических организаций на стадиях проектирования экологически значимых объектов

1

Участие общественных экологических организаций в рамках проведения оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС) при планировании и проектировании экологически значимой деятельности

2

Общественная экологическая экспертиза

1

Участие общественности в определении места строительства экологически значимых объектов и предоставлении земельных участков

1

Участие общественных экологических организаций на стадии строительства и эксплуатации экологически значимых промышленных объектов

1

Всего:

16

____________

* Здесь и в последующих учебно-тематических планах следует иметь в виду условность распределения часов самостоятельной работы по темам, поскольку общее количество часов, предусмотренных рабочим учебным планом для самостоятельной работы студентов, отводится не только для подготовки к конкретным темам практических и семинарских занятий, но также и для подготовки к зачету и экзамену, а также для написания курсовой работы.

Содержание курса лекционных занятий*

Тема 1. Понятие общественных экологических организаций (4 час.)
  1. Общественные экологические организации: понятие, виды, функции, задачи.

  2. Сущность и содержание понятий «организация», «общественность», «общественное участие», «заинтересованная общественность», «общественные организации».

  3. Общественные экологические организации как социальный и правовой институты.

  4. Классификация общественных экологических организаций.

  5. Объективные предпосылки возникновения и функционирования общественных экологических организаций.

  6. Субъективные причины возникновения и функционирования общественных экологических организаций.

  7. Характеристика общественных экологических организаций Удмуртской республики: виды, особенности.

Тема 2. Понятие экологических прав граждан (4 час.)

  1. Понятие и виды экологических прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации.

  2. Классификация экологических прав и свобод граждан.

  3. Право на благоприятную окружающую среду: понятие и основные проблемы реализации.

  4. Право на доступ к экологически значимой информации и основания ограничения этого права.

  5. Право на возмещение ущерба, причиненного экологическим правонарушением: правовые пути и проблемы реализации.

  6. Виды и способы защиты нарушенных прав и свобод человека и гражданина.

  7. Роль и место общественных экологических организации в защите нарушенных прав и свобод человека и гражданина.

Тема 3. Социально-экологические конфликты и место общественных экологических организаций в их разрешении (2 час.)

  1. Понятие и типы социально-экологических конфликтов.

  2. Характеристика социально-экологических конфликтов. Конфликты между властью и обществом. Конфликты между социальными субъектами местного сообщества. Конфликты между группами населения. Политические и экономические конфликты в сфере экологии.

  3. Общественные экологические организации как инструмент конструктивного разрешения социально-экологических конфликтов.

  4. Способы и методы разрешения социально-экологических конфликтов, применяемые общественными экологическими организациями.

Тема 4. Анализ нормативно-правовых актов, регулирующих возникновение, изменение или прекращение деятельности общественных экологических организаций как разновидности некоммерческих организаций (4 час.)

  1. Международно-правовые акты, регулирующие деятельность общественных экологических организаций.

  2. Конституция Российской Федерации как основной источник деятельности общественных экологических организаций.

  3. Нормативно-правовые акты федерального уровня, регулирующие возникновение, изменение или прекращение деятельности общественных экологических организаций.

  4. Нормативно-правовые акты субъектов РФ, регулирующие возникновение, изменение или прекращение деятельности общественных экологических организаций.

  5. Нормативно-правовые акты органов местного самоуправления, регулирующие возникновение, изменение или прекращение деятельности общественных экологических организаций.

  6. Характеристика устава общественной экологической организации как основного документа, определяющего ее деятельность.

Тема 5. Участие общественных экологических организаций на стадиях реализации экологически значимых решений или размещения экологически значимых промышленных объектов (4 час.)

  1. Подходы к определению экологически значимых решений, существующие в современном экологическом праве.

  2. Экологически значимые решения: понятие, виды.

  3. Стадии экологически значимых решений: понятие, виды.

  4. Понятие экологически значимых объектов. Виды экологически значимых объектов. Классы опасности промышленных объектов в РФ.

  5. Экологически опасные объекты Удмуртской республики: основная характеристика.

  6. Основные правовые формы и методы участия общественных экологических организаций в области реализации экологически значимых решений или размещения экологически значимых промышленных объектов.

Тема 6. Участие общественных экологических организаций на стадиях проектирования экологически значимых объектов (4 час.)

  1. Понятие стадии проектирования экологически значимых объектов.

  2. Понятие и состав предпроектной и проектной документации на строительство экологически значимого промышленного объекта.

  3. Участие общественности на стадии обоснования инвестиций в строительство экологически значимого промышленного объекта.

  4. Правовые проблемы проведения на территории РФ экологических референдумов: основная характеристика.

  5. Технико-экономическое обоснование как основной документ инженерно-экологических обоснований для строительства экологически значимых промышленных объектов. Порядок согласования с общественными экологическими организациями.

Тема 7. Участие общественных экологических организаций в рамках проведения оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС) при планировании и проектировании экологически значимой деятельности (4 час.)



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Учебно-методический комплекс по дисциплине «экологическое право» для специальности/направления 021100/030501 Составитель

    Учебно-методический комплекс
    Программа дисциплины «Экологическое право» составлена на основании действующего законодательства Российской Федерации, где отражаются представление о сущности, характере и специфике экологического права, основных этапах его возникновения
  2. Учебно-методический комплекс по дисциплине «земельное право» для специальности/направления 021100/030501 Составитель

    Учебно-методический комплекс
    Программа дисциплины составлена на основании действующего законодательства Российской Федерации. При разработке программы учтены методические рекомендации по разработке и оформлению рабочей программы по курсу «Земельное право» высшего
  3. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Конституционное право зарубежных стран»

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс (УМК) по учебной дисциплине «Конституционное право зарубежных стран» содержит методические рекомендации к изучению курса, программу курса, планы семинарских занятий, методические рекомендации по работе
  4. Опилат Наталья Ивановна земельное право учебно-методический комплекс

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс (УМК) предназначен для изучения курса «Земельное право». Он рассчитан на студентов дневной и заочной форм обучения специальности 030501 – «Юриспруденция» Кемеровского института (филиала) Российского государственного
  5. Учебно-методический комплекс Для студентов очной формы обучения Юридического факультета (9)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс разработан в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 021100 - 030501(65) “Юриспруденция”, утвержденного приказом Министерства

Другие похожие документы..