Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Сочинение'
В качестве темы своей работы я выбрала творчество английского поэта и публициста Джона Мильтона, в первую очередь, потому что огромный интерес у меня...полностью>>
'Памятка'
Каждый из нас задавался вопросом: «Почему очевидцы несчастного случая не могут эффективно оказать первую медицинскую помощь ?» Совершенно очевидно, ч...полностью>>
'Документ'
С древнейших времен и до сегодняшнего дня даосские учителя выглядят удивительно "юными и здоровыми. Судя по их облику, активности и подвижности,...полностью>>
'Документ'
с 17 по 3.0 .11 Улетовский с. Танга «Сказка» мл. гр. с 1 - .0 .11 с. Верх-Чита «Березка» яс. Гр. с 1 по .0 .11 Техникумы, ПТУ 1 Сретенский Педагогиче...полностью>>

План лекций на 2003 год для студентов-экономистов 3 курса д/о (28 часов)

Главная > Лекции
Сохрани ссылку в одной из сетей:

План лекций на 2003 год

для студентов-экономистов 3 курса д/о

(28 часов)

Число

Тема

13.05

  1. Сельское хозяйство как отрасль

  2. Аграрная структура. Типы сельскохозяйственных предприятий

20.05

  1. Семейная ферма. Коллективное сельхозпредприятие

  2. Обобществление в сельском хозяйстве. Агропромышленная интеграция

27.05

  1. Сельскохозяйственная кооперация.

  2. Агропромышленный комплекс

  3. Сельскохозяйственный маркетинг

03.06

  1. Сельскохозяйственный кредит

  2. Земельные отношения

10.06

1. Агропродовольственная политика

17.06

  1. Аграрная экономика переходного периода

  2. Аграрная реформа в России

24.06

зачет

Лекции с 13.40 по 16.30

Мясницкая ул., 20, ауд. 125

Учебник: Е. Серова. Аграрная экономика. М.:ВШЭ. 1999.

1.Лекция 1.Сельское хозяйство как отрасль

Специфика сельского хозяйства как отрасли экономики и специфичность аграрных отношений

  1. Совершенная конкуренция

Большое количество продавцов и покупателей, каждый из которых недостаточно велик, чтобы влиять на цены

Свобода продавцов вступать на рынок и его покидать

Развитые - развивающиеся страны

  1. Земля как средство производства

Плодородие земли

Низкая эластичность

  1. Зависимость от природного фактора

  2. Ограниченные возможности диверсификации продукции

Диверсификация

Паритет цен

5.Низкая эластичность спроса на продукты питания по цене

в странах ОЭСР - 0,2-0,25

  1. Низкая эластичность спроса на продовольствие по доходу

Закон Энгеля

  1. Долгосрочная фермерская проблема

P

D

D’

S

P’

Q

  1. Иммобильность ресурсов в сельском хозяйстве

Не только сфера производства, но и сфера жизни

Земли не выводятся из оборота

Преобладание постоянных издержек над переменными - низкая возможность сокращения постоянных затрат

(США 1929-1933 - падение производства - 6, падение цен - 63%)

  1. Краткосрочная фермерская проблема

Рис. 1.3. Краткосрочная фермерская проблема.Влияние изменений объема производства на цены и доходы.

Рис. 1.4. Краткосрочная фермерская проблема. Влияние изменения спроса на цены и доходы.

  1. Особенность поведения семейной фермы. Эффект загибания кривой предложения

  2. Особый характер отношения общества к агарному сектору

Распространенность аграрного протекционизма

Самостоятельное рассмотрение: Особенности предложения сельхозпродукции. Особенности спроса на сельхоз. и продовольственную продукцию.

2.Лекция 2. Аграрная структура. Типы сельскохозяйственных предприятий

  1. Натуральные - товарные

  2. Размеры сельхозпредприятий

Физический и экономический размер; Европейская единица размера (стандартная валовая прибыль за год =1200 ЭКЮ)

Таблица 2.1

Таблица2.2

Таблица 2.3

  1. Земельные отношения

  2. Применения наемного труда

Сезонность производства

"Собери сам" (pick-your-own)

Выполнение работ по контракту

  1. Полная и частичная занятость

Таблица 2.4

Таблица 2.5

Понятие сельской политики

  1. Организационно-производственные формы сельхозпредприятий

Семейное предприятие - предприятие управляемое преимущественно одной семьей

Коллективное предприятие- предполагает совместное владение средствами производства и совместное управление хозяйством

Антрепренерское предприятие - как правило, крупные предприятия, собственник которого чаще всего лично не участвует в производстве, но организует управление и привлекает значительное количество наемного труда

Таблица 2.6

Диаграмма Чихиро Накайама

0%

коммерческая ферма


с

е

м

е

й

н

а

я

ф

е

р

м

а

а

н

т

р

е

п

р

е

р

с

к

а

100%

0%

Т

о

в

а

р

н

о

с

т

ь

натуральная ферма


Доля семейного труда


Рис. 2.1. Соотношение различных типов ферм в зависимости от степени товарности и использования наемного труда

Индивидуальные фермы, партнерства, корпорации

3.Лекция 3. Семейная ферма. Коллективное сельхозпредприятие

  1. Семейная ферма

Три ипостаси семейной фермы (аграрная фирма; трудовое хозяйство; потребительское хозяйство)

Функция полезности семейной фермы. Кривые безразличия. Субъективная заработная плата

Модель Чаянова

Предпосылки: (1) отсутствие рынка труда; (2) продукт может потребляться семьей или продаваться на рынке; (3) все трудовые хоз-ва имеют доступ к земле (4) Существует некоторый прожиточный минимум

I1 I2

Pxf(L)

A

Ye

Ymin Lmax

Рабочие дни Свободные дни

Рис. 2.3. А.В. Чаянов. Модель трудового крестьянского хозяйства

Понятие самоэксплуатации.

Демографический цикл крестьянской семьи и модификация модели Чаянова

I1

Р

I1

I2

ис. 2.4. Влияние роста соотношения c/w на кривые безразличия и равновесие модели А.В. Чаянова.

Модель Накайамы

Предпосылки; (1) крестьянское хозяйство производит только один гомогенный продукт, который продается на конкурентном рынке по известной крестьянину цене Px; (2) существует только два производственных фактора — земля и труд; (3) крестьянин владеет земельной площадью S, размер которой фиксирован. Земельного рынка не существует (нет ни купли-продажи, ни аренды земли); (4) нет рынка труда. Крестьяне трудятся только в своих хозяйствах и не могут нанять дополнительную рабочую силу. Количество используемого труда — L; (5) крестьянское хозяйство не имеет других источников дохода, кроме своего хозяйства. Весь продукт хозяйства продается на рынке, и, соответственно, весь доход хозяйства Y существует в денежной форме; (6) производственная функция крестьянского хозяйства f (L,S) имеет уменьшающуюся предельную продуктивность; (7) нет сезонности производства.

I1 I2

Pxf(L,S)

A

Y*

Y0

O L1 L2 L* Lmax

O’ L1 L2 L* Lmax

PxfL(L,S)

- dL/dY

A’

С

Рис. 2.5. Ч. Накайама. Базовая модель субъективного равновесия крестьянского хозяйства

Условия равновесия

- max

1. Функция полезности каждого из этих субъектов формулируется по-разному:

U = PxX - для потребительского хозяйства;

U = WL - для трудового хозяйства;

U = Pxf(L) - WL - для антрепренерского хозяйства;

U = Pxf(L,S) - для семейного фермерского хозяйства.

При этом X — объем товара, приобретаемого по цене Px, а W — рыночная ставка заработной платы.

2. Условия субъективного равновесия также различны:

dX/dU = Px - для потребительского хозяйства;

-dL/dU = W - для трудового хозяйства;

PxfL = W - для антрепренерского хозяйства;

-dL/dU = PxfL - для семейного фермерского хозяйства.

Эффект загибания назад кривой предложения семейного хозяйства

I график


P

PY

S

I2 I1


P2

P1

P2f(L)

P1f(L)


P2Y

Y3 Y

L

L2

Y1

III график


L

L2 L1

Рис. 2.6. Эффект загибающейся кривой предложения для семейного хозяйства

  1. Коллективное хозяйство

Киббуц, ГАЕК, Латинская Америка, Лонго-Ьэй (Франция, Швейцария), Португалия после 1975, Франкистская Испания, Эмиилия-Романия, Соцстраны

Две ипостаси коллективного хозяйства: в качестве антрепренерского хозяйства, нанимающего рабочую силу, и в качестве коллектива трудовых хозяйств, живущих продажей собственной рабочей силы

4.Лекция 5. Сельскохозяйственная кооперация

  1. История возникновения крестьянской кооперации

Архаичная кооперация

Рочдельское общество справедливых пионеров (1844)

Райффайзеновские сельские кредитные кооперативы (конец 1840х)

  1. Понятие

Форма организации производства в виде добровольного объединения сельскохозяйственных производителей (крестьян, фермеров) для достижения общих хозяйственных целей, действующего под контролем ее членов и на бесприбыльной основе.

  1. Принципы

  • добровольность членства, основанная на экономическом интересе

  • контроль членов над делами кооператива, выборность руководящих органов, принятие решений по принципу «один член — один голос»

  • функционирование на свой страх и риск, за свой счет, материальная ответственность участников

  • бесприбыльность функционирования

  • непосредственное участие членов кооператива в его операциях, распределение кооперативного дохода пропорционально этому участию, а не пропорционально вложенному капиталу (кооперативные выплаты)

Отступление от принципов

МКА о других - социальных принципах

  1. Отличие сельскохозяйственного кооператива от других коллективных форм предприятий

Таблица 3.3. Отличия кооператива и корпорации

Отличия

Корпорация

Кооператив

Цель

  • прибыль для инвесторов;

  • рост стоимости акций

  • продажа товаров или услуг широкому кругу потребителей

  • рост доходов членов

  • рост доходов преимущественно своих членов

Организация

  • любой гражданин может приобрести акции (исключение — закрытые общества)

акции продаются на фондовом рынке

  • объединение членов с едиными интересами, вводятся ограничения на членство

  • паи не подлежат открытой продаже

Контроль

  • голосование по принципу «одна акция — один голос»

  • разрешена передача голоса; частое возникновение внутренних групп контроля

  • голосование по принципу «один член —один голос»

  • обычно нет голосования по доверенности, почти не бывает групп контроля

Источники капитала

  • инвесторы

  • преимущественно члены

Распределение чистого дохода

  • дивиденды акционерам пропорционально акциям

  • кооперативные доплаты членам пропорционально участию в капитале после выплаты незначительных дивидендов

Дивиденды

  • не ограничены

  • как правило, ограничены

Функционирование

  • операции осуществляются с любыми клиентами

  • сделки купли-продажи являются законченными транзакциями

  • обслуживаются преимущественно члены

  • сделки купли-продажи осуществляются по поручению членов и заканчиваются после осуществления кооперативных выплат

Налоги

  • налоги на прибыль (доходы) платит и корпорация, и акционеры

  • налог уплачивается только на одном уровне, обычно на уровне членов кооператива

Антимонопольное регулирование

  • подлежат

  • как правило, подлежат с ограничениями

Потребительский кооператив

Вертикальный и горизонтальный кооперативы

1 2

3 4


Рис. 3.1. Сопоставление различных типов коллективных форм предприятий, близких к сельскохозяйственному кооперативу.

5. Виды сельхозкооперативов

Сбытовой, снабженческий, сервисны

Локальный (первичный), ассоциации (зональные), федерации (национальные)

6. Сельскохозяйственный кооператив как форма вертикального интегрирования

Таблица 3.5. Доля кооперативов в общем объеме продаж сельскохозяйственной продукции в некоторых странах ЕС, 1989 г., %

Великобритания

Дания

Нидерланды

Германия

Франция

Свинина

17

98

23

н.д.

78

Говядина

5

44

16

н.д.

30

Птица

0

0

23

н.д.

40

Яйца

17

60

15

н.д.

25

Молоко

4

91

84

65

50

Сахарная свекла

1

17

63

н.д.

16

Зерно

19

47

65

52

75

Фрукты

21

90

75

30-40

45

Овощи

25

90

82

55-65

35

Источник: М. Трейси. Сельское хозяйство и продовольствие в экономике развитых стран\Введение в теорию, практику и политику. СПб.: Эк.школа.1995. С. 109.

5.Лекция 6. Агропромышленный комплекс

1 Понятие

цепочка отраслей экономики, тесно связанных с аграрным сектором (АПК, агробизнес)

  1. Сферы

I сфера - совокупность отраслей, обеспечивающих сельское хозяйство средствами производства (в западной литературе — восходящий сектор)

крупные масштабы производства (5-6 крупнейших национальных или транснациональных корпораций, часто являющихся специализированными подразделениями компаний, не ориентированных на сельское хозяйство. British Petroleum корма, Renault и Fiat сельскохозяйственную технику, Bayer — семена)

фермерские кооперативы (корма (Германия, Франция, Италия, Великобритания, некоторые страны Северной Европы), семена (Германия), сельскохозяйственную технику и агрохимикаты (Италия))

концентрация на рынках ресурсов для сельского хозяйства (США: 4 крупнейшие компании -50% рынков техники, удобрений, химических средств и семян; комбайнов и тракторов - 80%.)

наука (8-9% поступлений от продаж на исследования и разработку новых видов продукции)

II сфера - сельское хозяйство

III сфера - совокупность отраслей, обеспечивающих поступление продукции с ферм к конечному потребителю, т.е. заготовительную сеть, первичную и вторичную переработку продукции, системы оптовой и розничной торговли

Рост доли

Структура

Реализация:

Сами фермеры (ограничения по ценообразованию)

Организованные рынки (институты, которые специально организованы как место встречи продавцов и покупателей)

Товарные биржи

Оптовые рынки

Аукционы (английский, голландский, двойной, аукцион одновременного конкурирования, зарытый)

Агенты (комиссионеры, брокеры, спекулянты)

Фермерские кооперативы

Рыночные советы

Переработка

очень мелкие предприятия (ЕС-12 три четверти сектора занимают предприятия с численностью занятых менее 20 чел)

концентрация (доля 10 крупнейших компаний Великобритании и Франции составляет около 30%, в Германии и Испании — 11-12%. По кофе, сахару, растительным маслам и т.п.-70-80%). 15 - в первых 40 (Газпром в 1997 - 421)

Оптовая и розничная торговля

Розничная цепочка (1859, США)

Супермаркеты и торговые центры (400-2500 кв.м,, ЕС 60-80% продовольствия - в них)

Потребления продвольствия вне дома (ЕС- 15-25%, США - 43%)

Система скоростных закусочных

Продовольственная цепочка

Таблица 3.10. Структура агробизнеса США, 1993 г., в % от ВВП

Сектор агробизнеса

%

Восходящий сектор агробизнеса

5,2

Сельское хозяйство

1,4

Нисходящий сектор агробизнеса

9,2

PВ том числе:

2,7

переработка

транспортировка

0,6

оптовая и розничная торговля

5,9

Всего

15,8

6.Лекция 7. Сельскохозяйственный маркетинг

1.Понятие

доведение сельскохозяйственная продукции до конечного потребителя. Он включает закупку, хранение, транспортировку, переработку и распределение продукции

2. Эффективность маркетинга

Техническая эффективность маркетинга отражает уровень затрат на физические функции маркетинга на единицу продукции

Ценовая эффективность показывает, насколько быстро и точно цены реагируют на изменения в покупательском спросе и поступают по рыночным каналам обратно к производителям

  1. Подходы к изучению маркетинга

функциональный аспект

  • обмен — купля-продажа;

  • физическая обработка — переработка, хранение, транспортировка;

  • содействие продвижению товара — стандартизация, финансирование, страхование риска, информация.

Институциональный аспект

(1) торговые посредники (оптовые и розничные торговцы); (2) посредники-агенты (брокеры и комиссионеры); (3) посредники-спекулянты; (4) организации, содействующие маркетингу (торговые ассоциации, информационные агентства и т.д.); (5) переработчики продукции

Анализ структуры рынка

метод рыночных (или продовольственных) цепочек

4. Рыночная маржа

Разница между ценой, которую получает фермер, и ценой, которую платит потребитель за конечный продукт

Производный и первичный спрос и предложение

A

Pr

Первичный спрос


Производный спрос


Рис. 3.4. Соотношение розничной и закупочной цены Эластичное предложение маркетинговых услуг.

Первичный спрос

Pr

Pr

Pf

Первичный спрос


Pr

Pr

Pf

Производный спрос


Производный спрос

Q Q”


Q Q”


Рис. 3.5. Соотношение розничной и закупочной цены. Неэластичное предложение маркетинговых услуг.

Если

Если

Таблица 3.11. Эластичность первичного и производного спроса
на некоторые продукты питания, США.

Эластичность спроса

первичного

производного

Говядина

-0,644

-0,416

Куры

-0,777

-0,602

Яйца

-0,318

-0,225

Молоко

-0,346

-0,323

Яблоки

-0,720

-0,676

Пшеничная мука

-0,300

-0,244

Источник: P. S. George, G. A. King. Consumer Demand for Food commodities in the USA with projection for 1980. Giannini Foundation Monograph 26, California Agricultural Experiment Station. Mar. 1971.

5. Фьючерсный рынок и хеджирование

Фьючерсный рынок – рынок фьючерсных контрактов

Фьючерсный контракт – документ, в котором оговаривается будущая поставка товара

Определенного качества

В определенное время и место

Все условия и параметры носят стандартный характер

Форвардный контракт - контракт между покупателем и продавцом о поставке продукции на определенную будущую дату по согласованной в момент исполнения цене

Биржа, клиринговая палата, брокеры

Открытые длинные позиции (стоять в продажу)

Открытая короткая позиция (позиция на покупку)

Хеджирование – форма страхования рисков изменения будущих цен с помощью фьючерсных контрактов

Таблица 3.12. Пример совершенного хеджа при продаже скота.

Рынок
физического товара

Фьючерсный
рынок

Октябрь

желаемая цена
на июнь— $50 за 1 ц
живого веса

короткая позиция
$50 за 1 ц
живого веса

Июнь

цена продажи

$45 за 1 ц
живого веса

длинная позиция

$45 за 1 ц
живого веса

Прибыль/убыток

-$5 за 1 ц

+$5 за 1 ц

Совершенный хедж

Базис (разница между ценой местного рынка и ценой фьючерсного рынка)

  1. Децентрализованные рынки

Изоценовые контуры

Арбитраж

Причины отсутствия выравнивания:

Гетерогенность продукта

Неполная информация о рынках

Временной лаг

Распространенность вертикальной интеграции (долгосрочные контракты)

Неэкономические торговые барьеры

Лекция 6. Агропродовольственная политика

I. Политэкономия и эволюция государственного регулирования агропродовольственного сектора

1.Причины и цели государственного регулирования

Внешнеторговые аргумент

ЗА:

самообеспеченности нации продовольствием (коэффициента самообеспеченности, эндогенные продукты, экономическое определение самообеспеченности, самообеспеченность на основе калорийного содержания, проблема продовольственной безопасности)

этическая причина (может производить - должна производить)

отрицательный платежный баланс

ПРОТИВ:

теория сравнительных издержек (оценка через производственные издержки, недостатки, молодая отрасль)

свободная торговля в мире приносит выгоды всем участникам

Аргументы по поводу доходов в сельском хозяйстве

Снижение доходов в с/х

важность для нации семейного фермерского хозяйства (аграрный фундаментализм, Джефферсон, Паалберг, демократический капитализм)

Природоохранные аргументы

  1. Группы интересов

Политики

Чиновники

I и III сферы АПК

Аграрные лобби

III. Экономика госрегулирования

Потребительские субсидии

IV. Производственные квоты

Выигрыш фермера:

  1. от повышения цены OP*BQ-OPeEQe

  2. от экономии издержек Q*CEQe

  3. Всего (PeP*BA- ACE)

Проигрыш покпуателя:

  1. от роста цен PeP*BA

  2. от недопотребления ABE

  3. Всего (PeP*BA- ABE)

Общие потери общества

. (PeP*BA- ACE)- (PeP*BA-ABE)=-(ACE+ABE)

Последствия программы:

Снижение эффективности с.х. (двух- и многоуровневое квотирование)

Высокая стоимость реализации программы

V. Ограничения на использование земли

Фермер прлучает тот же выигрыш, что и при квотах + компенсационный платеж

Потребитель – те же потери

+ потери налогоплательщика

Самораскручивающаяся мера

Выведение низкопродуктивных земель

Замещение ресурсов

Платежи за непроизводство (напр., молока)

VI. Интервенции

Закупочная интервенция

Интервенционные запасы и их реализация

Уничтожение

Экспорт

Реализация на неконкурирующих рынках

Продпомощь

Долгосрочное хранение

Американская и европейская модель интервенций

VII. Прямые ценовые субсидии

Минимальная цена

Твердые субсидии и разностные платежи

VIII. Внешнеторговые меры

Импортные тарифы (адвалорные и переменные) и квоты

Экспортные субсидии

IX. Меры снижения издержек

Последствия:

росту прибыли производителей;

увеличение спроса на удешевленный ресурс;

рост объема предложения продукции;

рост спроса на другие ресурсы.

Условия введения таких мер:

Конкурентность

Эластичность предложения

Специфичность ресурса

X. Структурная политика

Структурная политика исходит из задачи сократить число лиц, живущих сельскохозяйственным доходом. Тогда прибыльность оставшихся будет повышена.

уменьшение числа фермеров (альтернативной занятости в сельской местности, программы переподготовки сельскохозяйственных работников, даже миграционные программы, ранний выход на пенсию)

увеличение средних размеров ферм

Самосокращающиеся – самораскручивающиеся субсидии

XI. Меры, не нацеленные на повышение рентабельности

XII. Потребительские субсидии

Реализационные (товарные) интервенции

Целевые прод. субсидии

Экспортные тарифы и квоты

Самостоятельное рассмотрение: Методы количественной оценки уровня государственной поддержки с.х.

Лекция 7. Аграрные реформы в России

  1. Сельское хозяйство России накануне реформы

Государственное сельское хозяйство:

Госмонополия на землю

Госзакупки и дифференцированные цены

Фондовое снабжение

Аграрная структура

Характеристика производства накануне реформ

1990: 15,3% ВВП, 13,9% занятых, 11,5% основных фондов

с.х. угодья – 214 млн. га (13% территории) (Для ср. США –53%, Украина и Казахстан – около 70%)

нетто-импортер

60% -животнноводство, 40% - растениеводство; 40% растениеводства – зерно, 40% зерна – пшеница

неравномерное производство (14 регионов из 70 – 40% ВПСХ)

Необходимость реформ

Две основные проблемы: отсутствие эндогенных эк. стимулов для производителей и низкая мотивация труда

Черты кризиса

Низкие темпы

Низкая продуктивность

Продовольственные дотации  (1) дефициты на фоне растущей з.пл.; (2)бюджетный кризис на фоне падающих цен на нефть

Неудачность попыток частичного реформирования

  1. Концепция реформы и ее отличие от других стран

Земельные преобразования

Реорганизация сельхозпредприятий

Приватизация III сферы АПК

Политика регулирования

  1. Земельная реформа

Эволюция подходов

Земельное законодательство 1980-х

Пожизненное наследуемое владение

Аренда и фермерство

Реорганизация колхозов и совхозов: концпция

Паевание:

земельный и имущественный пай

Районная норма бесплатного наделения землей

Районный фонд перераспределения земли

Современная российская аграрная структура

Эволюция крупных хозяйств (три пути из трансформации)

Фермерство

ЛПХ

Современное земельное законодательство России



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Тематические планы лекций и практических занятий 1 курс план лекций по истории фармации для студентов 1 курса фармацевтического факультета на осенний семестр Nнедели

    Документ
    Минеральные включения растительной клетки: одиночные кристаллы оксалата кальция, друзы, рафиды, кристаллический песок, кристаллическая обкладка, цистолиты.
  2. Рабочая программа для студентов I ii курса специальности 080103 «национальная экономика»

    Рабочая программа
    Преподавание экономической теории строится, исходя из требуемого уровня базовой подготовки экономистов в области финансов и кредита, бухгалтерского учета и аудита, менеджмента и других экономических специальностей.
  3. Программа Для студентов 3-го курса специальности «Мировая экономика»

    Программа
    Рабочая программа по курсу «Международные валютно-кредитные отношения» составлена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта по направлению 521600 – Экономика.
  4. Программа учебной дисциплины для студентов всех форм обучения по специальностям 080109 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»

    Программа
    Информационные системы в экономике. Программа учебной дисциплины для студентов всех форм обучения по специальностей 080109 – «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» и 080105 – «Финансы и кредит».
  5. Программа курса «сравнительная политология» для студентов 2-3 курса факультета Политологии мгимо(У) мид россии, отделение Экономической политологии и отделение Сравнительной политологии

    Программа курса
    д.полит.н., зав.кафедрой Сравнительной политологии МГИМО(У) МИД России профессор Ильин М.В., к.полит.н., доцент кафедры Сравнительной политологии Миронюк М.

Другие похожие документы..