Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Рабочая программа'
Основная цель курса «Политическое управление» - формирование и развитие способностей к аналитическому мышлению, ориентации в современной политической...полностью>>
'Контрольная работа'
Источниками правового регулирования предпринимательской деятельности в Украине являются Конституция Украины, а также Законы Украины, Указы Президента...полностью>>
'Документ'
ЕГИСТРАЦИОННАЯ ФОРМА-ЗАЯВКА Фамилия Имя Отчество Должность Научная степень Организация Адрес: Индекс Город _ Улица Дом Телефон Факс E-mail Форма участ...полностью>>
'Документ'
Проблема пьянства и алкоголизма продолжает оставаться одной из самых социально значимых и актуальных для нашего государства. Это негативное явление п...полностью>>

Президенте Российской Федерации по реабилитации жертв политических репрессий доклад

Главная > Доклад
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Комиссия при Президенте Российской Федерации

по реабилитации жертв политических репрессий

Доклад

об исполнении Закона Российской Федерации

«О реабилитации жертв политических репрессий»

в 2006-2008 годах

Москва 2009

Содержание

Введение 3

1. Деятельность государственных органов по исполнению Закона 5

2. О деятельности комиссий по восстановлению прав реабилитированных

жертв политических репрессий в субъектах Российской Федерации 27

3. Общественные организации реабилитированных 33

4. Увековечение памяти жертв политических репрессий 35

5 Законодательные и социальные проблемы 41

Заключение 50

* * *

Рекомендации Комиссии при Президенте Российской Федерации по

реабилитации жертв политических репрессий 52

* * *

Протокольное Постановление Комиссии при Президенте Российской

Федерации по реабилитации жертв политических репрессий

от 19 октября 2009 года 57

Одобрен

на заседании Комиссии

при Президенте Российской Федерации

19 октября 2009г. (протокол№1)

В соответствии с пунктом 3 Положения о Комиссии при Президенте Российской Федерации по реабилитации жертв политических репрессий, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 25 августа 2004 г. № 1113, Комиссией проанализирована деятельность государственных органов и общественных организаций по проблемам исполнения Закона Российской Федерации от 18 октября 1991 г. № 1761-1 «О реабилитации жертв политических репрессий».

В предыдущем докладе Комиссии при Президенте Российской Федерации по реабилитации жертв политических репрессий (далее - Комиссия) одобренном на ее заседании 2 марта 2004 г., была дана общая оценка проблемы и масштабов политических репрессий. Отмечалось, что им на различных этапах советской истории подверглись представители всех социальных слоев и групп населения, крестьянства, казачества, интеллигенции, военнослужащих, религиозных конфессий; народы бывшего СССР, депортированные в годы Великой Отечественной войны; иностранные граждане. Признано что «общее количество репрессированных по политическим мотивам за годы советской власти, которых в соответствии с Законом Российской Федерации «О реабилитации жертв политических репрессий» следует считать жертвами политических репрессий, исчисляется десятками миллионов».

Реабилитация жертв политических репрессий началась после смерти Сталина. Были реабилитированы, главным образом видные политические деятели и коммунисты, не участвующие в оппозициях 20-30-х годов. Процесс реабилитации активизировался в годы перестройки. На основании Указа Президиума Верховного Совета СССР от 16 января 1989 года «О дополнительных мерах по восстановлению справедливости в отношении жертв политических репрессий, имевших место в период 30-40-х и начала 50-х годов» было реабилитировано 1 073 750 человек. Затем в соответствии с упомянутым Законом Российской Федерации от 18 октября 1991 года № 1761-1 органами прокуратуры по состоянию на 1 января 2009 года реабилитировано 684 829 граждан. Кроме того, в связи с внесением в Закон изменений и дополнений с 2003 по 2008 год признаны подвергшими политической репрессии и подлежащими реабилитации 257 742 гражданина (дети репрессированных лиц), с выдачей им соответствующих справок. Военной прокуратурой за тот же период признаны жертвами политических репрессий 124 392 лица, пострадавшими от политических репрессий – 24 478 близких родственников репрессированных и подвергшими политическим репрессиям – 18 753. Органами внутренних дел в соответствии с их компетенцией за время действия Закона выдано 2 млн. 561 тысяча справок о реабилитации и более 301 тысячи справок о признании пострадавшими от политических репрессий.

Таким образом, закон реализован в отношении 3 972 140 человек.

Процесс реабилитации жертв политических репрессий, в том числе получения статуса пострадавшего от этих репрессий, продолжался и в последние годы. В Пермской области, например, в 2001 – 2006 гг., реабилитированы органами внутренних дел 8 902, прокуратурой 568 человек. Кроме того, в соответствии с Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 18 апреля 2000 года статус реабилитированного получили более 5 000 лиц, оставшихся в несовершеннолетнем возрасте без попечения одного или обоих родителей, необоснованно репрессированных по политическим мотивам.

В Приморском крае в 2007-2008 гг. органами прокуратуры и внутренних дел реабилитировано 1 430 человек. В Тюменской области в 2008 году прокуратурой и информационным центром ГУВД выдано 793 справки о реабилитации.

1. Деятельность государственных органов по исполнению Закона

В соответствии со статистическими данными за 2006-2008 годы органами прокуратуры проверено 4 799 архивных уголовных дел в отношении 8 228 лиц, обвинявшихся в контрреволюционных, особо опасных государственных преступлениях. Из них 5 923 реабилитированы полностью и 916 – частично, то есть только в связи с обвинениями в контрреволюционных преступлениях.

Непосредственно центральным аппаратом Генеральной прокуратуры Российской Федерации проверено 2 334 архивных дела в отношении 3 695 лиц, из которых 2 330 реабилитированы, 888 в реабилитации отказано.

По состоянию на 01.01.2009 работа по пересмотру архивных уголовных дел практически завершена в 79 регионах. Подлежит проверке незначительное количество дел прокуратурами Иркутской области, Алтайского и Хабаровского краев.

По поводу реабилитации, восстановления нарушенных прав, обеспечения мерами социальной поддержки, компенсаций и возмещения ущерба реабилитированным лицам органами прокуратуры рассмотрено 35 346 обращений граждан (в том числе иностранцев), государственных, общественных и международных организаций, представительств и посольств иностранных государств, из которых 25 551 разрешено в органах прокуратуры. При этом гражданам выдано 12 133 справки о признании их подвергшимися политическим репрессиям и подлежащими реабилитации.

Важное место в работе органов прокуратуры занимал надзор за исполнением реабилитационного законодательства. За указанный период проведено 2 593 проверок, из которых 688 в органах труда и социального развития и 1 341 в комиссиях по восстановлению прав жертв политических репрессий, 385 в органах государственной власти. Подготовлено 368 документов прокурорского реагирования в связи с нарушениями реабилитационного законодательства, дано 510 разъяснений через средства массовой информации того, как следует понимать и применять закон.

Органами военной прокуратуры за тот же период проверено 990 архивных уголовных дел на 1 761 человека, из них военными прокурорами реабилитированы 911 граждан и направлены в суды 204 надзорных представлений на отмену и изменение состоявшихся по делам судебных решений, заключений об отказе в реабилитации на 232 человека.

В 2006-2007 годах в органах военной прокуратуры разрешено 3 357 обращения по вопросам реабилитации. По результатам рассмотрения обращений реабилитированы и признаны жертвами политических репрессий 871 человек.

Кроме этого, за указанный период в связи с разрешением поступающих обращений о реабилитации в правоохранительные органы других государств направлено 29 запросов об оказании международно-правовой помощи с ходатайствами о предоставлении архивных уголовных дел и иных материалов, необходимых для принятия решений.

В органы военной прокуратуры продолжали поступать обращения по вопросам, связанным с исполнением Закона Российской Федерации от 18 октября 1991 г. «О реабилитации жертв политических репрессий» и изданных в его развитие других нормативных актов (о возврате конфискованного имущества, жилья, порядка предоставления и получения льгот в связи с состоявшимися решениями о реабилитации, подтверждения факта репрессий родителей, личной реабилитации и др.). Нередки и первичные обращения граждан с ходатайствами о реабилитации родителей и, в связи с этим, признании их лицами, подвергшимися политической репрессии, и личной реабилитации в соответствии со ст. 1.1 названного закона.

Большая часть обращений касалась пересмотра ранее состоявшихся решений об отказе в реабилитации, принятых в отсутствие заявлений заинтересованных лиц или организаций.

Закон обязывает органы прокуратуры в таких случаях повторно изучать уголовные дела и решать вопрос о признании лиц не подлежащими реабилитации только в судебном порядке.

По этой причине в 2006-2007 годах военными прокурорами вновь пересмотрены и направлены в военные суды уголовные дела на 232 лица с заключениями об отказе в реабилитации и надзорными представлениями на отмену и изменение состоявшихся ранее судебных решений, которые военными судами полностью удовлетворены.

Среди поступающих в органы военной прокуратуры обращений имеются ходатайства о реабилитации иностранных граждан (в основном - Германии), подвергнутых репрессиям не только в уголовном порядке, но и административным репрессиям со стороны советских органов НКВД-МВД в послевоенный период.

Проблема состоит в том, что Законом Российской Федерации от 18 октября 1991 г. «О реабилитации жертв политических репрессий» правовой статус иностранных граждан, помещенных в спецлагеря на длительный срок по постановлениям работников НКВД-МВД СССР, и иностранных граждан, вывезенных в СССР для восстановления разрушенного войной народного хозяйства, не определен, и под действие указанного Закона эти категории иностранных граждан не попадают, о чем заявителям направляются соответствующие разъяснения.

Вопросы, связанные с реабилитацией указанной категории иностранных граждан, не могут быть решены без принятия соответствующего нормативно-правового акта законодательным органом государственной власти.

Органами внутренних дел Российской Федерации за 2006-2008 годы рассмотрено 381 953 заявления о реабилитации граждан, выдано 242 488 справок о реабилитации. Наибольшее число обращений поступило от лиц, репрессированных по национальному признаку - 70,4%1, а также раскулаченных и членов их семей - 19%.

В указанные годы активно осуществлялась работа, связанная с реабилитацией граждан чеченской национальности. Завершено описание архивных дел спецпоселенцев и соответствующие материалы направлены в Архивное управление Правительства Чеченской Республики, увеличена численность подразделения реабилитации ИЦ МВД Республики до 12 человек. ГИАЦ МВД России передано в республиканское МВД 132 286 информационных карт в отношении граждан, репрессированных на территории бывшей Чечено-Ингушской АССР.

С 2007 года ГИАЦ МВД России в рамках исполнения обращения Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации Лукина В.П. продолжает работу по сбору и передаче информации на реабилитированных органами внутренних дел лиц для последующего их включения во всероссийскую книгу памяти «Жертвы политического террора в СССР». На декабрь 2008 года собрана, систематизирована и передана информация в отношении более чем 850 000 реабилитированных граждан.

Вопросы реабилитации жертв политических репрессий, а также исполнения Закона Российской Федерации от 18 октября 1991 г. № 1761-1 ежегодно рассматриваются на всероссийских семинарах-совещаниях руководителей информационных центров органов внутренних дел Российской Федерации.

Основные проблемы исполнения Закона о реабилитации, по мнению Главного информационно-аналитического центра МВД России, связаны с несовершенством законодательства о реабилитации.

В частности, остаются нерешенными такие важные вопросы, как:

- реабилитация раскулаченных, но не выселенных с мест постоянного проживания: указанная категория лиц не попадает под прямое действие пункта «в» статьи 3 Закона;

- серьезные проблемы возникают при решении вопросов, связанных с реабилитацией российских граждан, репрессированных на территории бывших союзных республик (кроме Республики Узбекистан и Республики Таджикистан), где приняты законодательные и нормативные акты о реабилитации, однако, круг лиц, подлежащих реабилитации, существенно отличается от законодательства Российской Федерации. Это лишает часть российских граждан возможности быть реабилитированными и пользоваться льготами. Органы внутренних дел Российской Федерации не имеют законных оснований для реабилитации граждан, репрессированных на территориях государств - бывших республик Союза ССР (например, турки-месхитинцы, выселенные из Грузии, немцы, выселенные с территории Украины и др.).

Принятые дополнения и изменения в Закон по данным вопросам сняло бы значительное количество неразрешенных на сегодня проблем и во многом смягчило бы ненужное социальное напряжение вокруг Закона.

Комиссия разделяет эту точку зрения.

Деятельность ФСБ России по реализации реабилитационного законодательства проходила во взаимодействии с Генеральной прокуратурой Российской Федерации, Главной военной прокуратурой, органами внутренних дел, различными научными и общественными организациями.

В 2006 - 2008 гг. органами федеральной службы безопасности в органы прокуратуры для пересмотра было направлено 10 334 архивных уголовных дел в отношении 17 462 лица. Из них полностью реабилитированы 4 299 граждан, частично – 586 лиц. Количество дел, подлежащих проверке в 2009 году – 308.

По обращениям граждан, государственных и общественных организаций органами федеральной службы безопасности проводилась работа по поиску документов, позволяющих установить судьбы, места захоронений безвинно пострадавших людей, восстановить их честное имя. Этому способствуют организуемые и проводимые с привлечением средств массовой информации круглые столы, конференции, выступления на телевидении и публикации в печати, подготовка и издание мартирологов, книг памяти.

Эта работа осуществлялась во взаимодействии с Институтом российской истории Российской академии наук, Православным Свято-Тихоновским гуманитарным университетом, Научно-исследовательским просветительским центром «Мемориал», государственными архивами Российской Федерации. Результатом стали вышедшие в свет сборники документов: «Трагедия советской деревни. Коллективизация и раскулачивание. 1927-1939» в 5 томах, «История сталинского ГУЛАГа» в 7 томах, «Высылка вместо расстрела. Депортация интеллигенции в документах ВЧК-ГПУ» и др.

Вместе с Российским государственным архивом социально-политической истории завершена работа по исследовательским проектам «Репрессированная интеллигенция. 1917-1934 гг.» и «Следственное дело В.В.Шульгина». С Церковно-научным центром «Православная энциклопедия» опубликованы 13 - 18 тома «Православной энциклопедии», в которых использованы материалы Центрального архива ФСБ России. Московское историко-литературное общество «Возвращение» при содействии Комиссии Правительства Москвы по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий выпустило в свет 10-й том «Книги Памяти» репрессированных корейцев. Московским издательством «Звенья» выпущено четвертое издание компакт-диска «Жертвы политического террора в СССР» на 2 614 978 персоналий2.

Совместно с Сибирским отделением Российской академии наук в октябре с.г. издательство «РОССПЭН» в серии «Архивы Кремля» выпустило 2-ю книгу сборника документов «Политбюро и крестьянство: высылка, спецпоселение. 1930-1940». Завершена работа по общему с Федеральным архивным агентством исследовательскому проекту о высылке интеллигенции «Очистим Россию надолго: репрессии инакомыслящих. Конец 1921 г. - начало 1923 г.».

Проходящие в отдельных государствах бывшего СССР общественно-политические процессы привели к необходимости формирования новых подходов к защите прав граждан, пострадавших в годы массовых политических репрессий, и предоставления обществу правдивой информации, связанной с этой трагической страницей нашей общей истории. Так, 25 сентября 2007 г. в Пресс-центре Информационного агентства REGNUM состоялась презентация книги А.Р.Дюкова «Миф о геноциде. Репрессии советских властей в Эстонии. (1940-1953)», в которой автор на основе материалов Центрального архива ФСБ России опроверг ключевые эстонские мифы о т.н. «оккупационном терроре». Этим же автором на основе предоставленных архивными органами ФСБ документов подготовлены публикации: «Советские репрессии против прибалтийских коллаборационистов Гитлера: новые документы (1943-1946)» // Русский сборник. Исследования по истории России, т. 5; «Советские репрессии в Эстонии: мифы и реальность (июнь 1940-начало июня 1941 гг.)» // Звенья. Серия «Международные отношения», № 1 (9) и др. А в декабре 2008 г. в информационном центре газеты «Известия» состоялась пресс-конференция А.Р.Дюкова, в ходе которой российской общественности была представлена еще одна подготовленная им брошюра – «The Soviet Story – механизм лжи». В ней с использованием исторических документов разоблачена попытка авторов вышедшего в Латвии фильма «The Soviet Story» («Советская история») обвинить СССР, в частности, в геноциде населявших его народов, пособничестве нацистам в проведении карательных операций против евреев на оккупированных фашистской Германией территориях. Значительные ресурсы архивных подразделений органов безопасности направлены на установление судеб и реабилитацию пострадавших от репрессий священнослужителей. Центральный архив ФСБ России по этому вопросу активно взаимодействует с Синодальной комиссией Русской Православной Церкви по канонизации, Православным Свято-Тихоновским гуманитарным университетом, Церковно-научным центром «Православная энциклопедия». Совместными усилиями создан банк данных «Новомученики и Исповедники Русской Православной Церкви XX в.», содержащий сведения о репрессированных священнослужителях, монашествующих и мирянах. Подготовлено соглашение с Марфо-Мариинской обителью о совместном издании Книги памяти. В обитель переданы электронные образцы из архивного уголовного дела. Оказано содействие Новосибирскому епархиальному управлению РПЦ в сборе материалов и сведений о репрессированных служителях религиозного культа.

ФСБ России наработан определенный опыт в предоставлении архивных сведений зарубежным научным и общественным организациям. В качестве положительного примера можно назвать активное сотрудничество с Институтом изучения последствий войн им. Л. Больцманна (Австрия), фондом «Саксонские мемориалы» (ФРГ). По их запросам готовились информационные справки в отношении австрийских и немецких граждан, репрессированных в 1940-1950 гг., передавались копии материалов уголовных дел для вручения родственникам. Совместно с Германским историческим институтом проводились выявление и отбор документов по научно-исследовательскому проекту «Немецкие военные и политические деятели в советском плену. 1944-1956 гг.». По запросу Института современной истории (Белград) предоставлена информация в отношении репрессированных югославов.

По линии Международного Комитета Красного Креста проведена работа по 356 запросам о поиске сведений на 646 человек. Установлены судьбы 112 граждан.

Всего за 2006-2007 гг. рассмотрено органами государственной безопасности 6 628 запросов и заявлений по проблемам реабилитации. В 2008 году только Центральным архивом ФСБ России в процессе работы, связанной с реабилитацией, рассмотрено 1 388 обращений граждан и 840 запросов различных организаций, дано 563 рекомендаций по телефону.

Работа сотрудников ФСБ России по выявлению необходимой ретроспективной информации позволяет гражданам Российской Федерации и иностранным гражданам на практике реализовать предоставленные им законом права.

МИД России, его дипломатические и консульские учреждения за рубежом в 2006-2008 гг. во исполнение требований Закона Российской Федерации «О реабилитации жертв политических репрессий» продолжали оказывать содействие иностранным гражданам и гражданам Российской Федерации, постоянно проживающим за рубежом, в истребовании и получении из соответствующих российских ведомств и учреждений документов о реабилитации, архивных материалов из прекращенных уголовных дел, а также разъяснений относительно порядка получения денежных компенсаций.

В подавляющем большинстве случаев упомянутые лица самостоятельно обращаются в центральные или территориальные органы ФСБ России, Генеральной прокуратуры Российской Федерации, МВД России и российские архивные учреждения. По итогам рассмотрения таких обращений вышеупомянутыми органами готовились соответствующие ответы заявителям, которые направлялись в МИД России с просьбой обеспечить их дальнейшую пересылку заинтересованным лицам за рубежом. Такая пересылка осуществляется МИД России на постоянной основе по каналам дипломатической почты через посольства и консульские учреждения Российской Федерации в соответствующих странах. Количество пересылаемых ответов компетентных российских органов на протяжении последних нескольких лет сохраняется на относительно неизменном уровне (порядка 250-280). География адресатов достаточно широкая, однако основная масса запросов поступает от заявителей, проживающих в Германии, странах Прибалтики, Финляндии, США, Израиле и Польше.

Кроме того, в МИД России периодически поступали ноты посольств зарубежных стран (главным образом, ФРГ и Польши) в Москве с просьбой востребовать в соответствующих российских органах копии материалов о судьбе конкретных лиц, репрессированных в советский период истории (как правило, в 1930-50-х гг.). В таких случаях МИД России запрашивал необходимые сведения либо документы в Управлении регистрации и архивных фондов ФСБ России и по получении ответов направлял их в соответствующие иностранные посольства в Москве.

Крупным успехом в работе по реализации Закона «О реабилитации жертв политических репрессий» стало в 2007 году решение вопроса о переводах за рубеж сумм денежной компенсации реабилитированным лицам, проживающим за пределами Российской Федерации.

В результате многолетних настойчивых усилий МИД России и Минздравсоцразвития России по согласованию с другими заинтересованными российскими ведомствами было подготовлено принятое 31 августа 2007 г. постановление Правительства Российской Федерации № 551 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 марта 1992 г. № 160 «О порядке выплаты денежной компенсации и предоставлении льгот лицам, реабилитированным в соответствии с Законом РСФСР «О реабилитации жертв политических репрессий».

В соответствии с ним российские органы социальной защиты населения отныне могут осуществлять переводы сумм денежной компенсации реабилитированным лицам, проживающим за пределами Российской Федерации, без необходимости личного присутствия заявителя.

Вместе с тем, в работе Министерства по исполнению Закона «О реабилитации жертв политических репрессий» сохранялись определенные проблемные моменты, которые требуют своего решения.

МИД России совместно с Военно-мемориальным центром Вооруженных Сил Российской Федерации провел в ноябре 2007 г. консультации с представителями Государственной межведомственной комиссии по делам увековечения памяти жертв войны и политических репрессий при Кабинете Министров Украины с целью изучения возможности сотрудничества указанных ведомств на межгосударственном уровне. Представители МИД России приняли участие в проработке проекта соглашения между Правительством Российской Федерации и Кабинетом Министров Украины о захоронениях жертв войны и политических репрессий на территории Российской Федерации и Украины (переговоры продолжаются). Однако с учетом выявленных разногласий в подходах по принципиальным вопросам (кого считать жертвами политических репрессий) сотрудничество с украинской стороной представляется проблематичным, а работа над текстом проекта соглашения потребует дополнительного времени.

В соответствии с Протоколом о сотрудничестве с Государственной комиссией Монголии по руководству и организации работ по реабилитации от 14 декабря 1999 г. продолжалось рассмотрение запросов
в отношении монгольских граждан, арестованных на территории МНР
в 1930-1940 гг. и доставленных в СССР, где они были осуждены по советскому законодательству. Монгольская сторона настаивает на реабилитации более чем 450 своих граждан. МИД России в рамках своей компетенции оказывал необходимое содействие Генеральной прокуратуре Российской Федерации, ФСБ России и другим органам в осуществлении контактов с монгольской стороной по данному вопросу.

Работа по реализации Закона Российской Федерации «О реабилитации жертв политических репрессий» - одно из важнейших направлений деятельности архивных учреждений России. Главным ее содержанием является обеспечение правоохранительных органов документной информацией, необходимой для проведения реабилитации граждан, подвергшихся политическим репрессиям. Кроме того, архивные учреждения готовят ответы на запросы граждан и учреждений по вопросам реабилитации, организуют ознакомление заявителей с архивно-следственными и фильтрационно-проверочными делами, предоставляют документальные материалы для проведения научных исследований по проблемам массовых политических репрессий, организуют издание архивных документов и выставки, посвященные памяти жертв политических репрессий.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Управлении Президента Российской Федерации по работе с обращениями граждан и организаций. Руководителю Администрации Президента Российской Федерации в месячный срок утвердить структуру и штатное расписание

    Расписание
    Указ Президента Российской Федерации от 17 февраля 2010 г. N 201 "Об Управлении Президента Российской Федерации по работе с обращениями граждан и организаций"
  2. Российской федерации (48)

    Справочник
    Настоящий краткий справочник подготовлен Организационно-инспекторским департаментом Министерства внутренних дел Российской Федерации в целях единообразного написания отдельных наименований, слов и словосочетаний при подготовке документов,
  3. Доклад уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2010 год Москва, 2011 содержание

    Доклад
    В соответствии с пунктом 1 статьи 33 Федерального конституционного закона «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» представляю Президенту Российской Федерации, в Совет Федерации и Государственную Думу Федерального
  4. Государственно-церковные отношения в Российской Федерации сегодня развиваются в принципиально новых общественно-политических условиях

    Документ
    СОДЕРЖАНИЕ I. Цель, задачи, принципы и методы осуществления политики Российского государства в сфере свободы совести и вероисповеданий II. Основные понятия, используемые в Концепции III.
  5. План Введение. Основная часть. Сталинские репрессии в России. Сталинские репрессии в Хакасии

    Документ
    В этом году на уроках истории мы подробно изучали первую половину ХХ века. Больше всего меня задела тема сталинских репрессий захлестнувших страну в эти годы.

Другие похожие документы..