Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Учебно-методический комплекс'
Концепции современного естествознания: Учебно-методический комплекс / Авт. и сост.: О. В. Гончарова. – Омск: Омск: Издатель Омский институт (филиал) Р...полностью>>
'Закон'
В целях сокращения масштабов незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ в Российской Федерации Правительство Российской Фед...полностью>>
'Документ'
Серия "Всемирная история живописи" приглашает совершить увлекательное путешествие по знаменитым музеям и художественным галереям. Вы узнаете...полностью>>
'Документ'
які подаються позашкільними закладами до атестаційних комісій (затверджено регіональною експертною радою по ліцензуванню та атестації навчальних закл...полностью>>

Методические рекомендации Составитель: начальник социально- психологического отдела (1)

Главная > Методические рекомендации
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Бюджетное учреждение

Ханты-Мансийского автономного округа-Югры для детей,

нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи

«ЦЕНТР ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ И КОРРЕКЦИИ»

Формирование межэтнической толерантности личности обучающихся

в воспитательной среде образовательных учреждений

Методические рекомендации

Составитель:

начальник социально-

психологического отдела

Центра психолого-педагогической

реабилитации и коррекции

Кречетникова А.В.,

педагог-психолог социально-

психологического отдела

Нарыгин А.А.,

педагог-психолог социально-

психологического отдела

Панюшкина Е.В.

г. Ханты-Мансийск

2010г.

Содержание

Пояснительная записка…………………………………………………………………………3

  1. Теоретические аспекты проблемы определения и содержания толерантности…….6

    1. Понятие толерантности в исторической ретроспективе…………………………………6

    2. Особенности толерантного сознания детей в современных условиях в воспитательном процессе…………………………………………………………………………………….11

  1. Формы, методы и средства формирования этнокультурной компетентности детей……………………………………………………………………………………..13

  2. Система организации толерантного, этнокультурного воспитания детей в условиях летнего детского лагеря………………………………………………………………..22

Словарь терминов………………………………………………………………………………27

Список литературы……………………………………………………………………………..28

Приложение……………………………………………………………………………………..29

Приложение 1…………………………………………………………………………………...29

Диагностическое сопровождение формирования толерантной личности в образовательной среде

Приложение 2…………………………………………………………………………………...40

Программа развития толерантности обучающихся в полиэтнической школе

Приложение 3………………..………………………………………………………………….52

Программа профилактики межэтнических конфликтов в подростковой среде.

Приложение 4…………………………………………………………………………………...80

Сценарий открытия/закрытия фестиваля толерантности «Радужный мост» и «Радужный мост – 2»

Приложение 5…………………………………………………………………………………...99

Принципы образовательной политики школ с полиэтническим составом учащихся

Приложение 6………………………………………………………………………………….100

Договор об оказании образовательных услуг ребенку, не владеющему (слабовладеющему) русским языком

Приложение 7………………………………………………………………………………….100

Жизненное кредо достойного человека (автор д.п.н. Н.Е. Щуркова)

Приложение 8………………………………………………………………………………….104

Притчи, байки, истории и мифы в развитии толерантности детей

Пояснительная записка

Современная политическая ситуация в России показывает, что проблема межэтнических отношений неизменно остается одной из самых сложных и трудно регулируемых. Межэтнические отношения обуславливаются массой различных факторов: политических, исторических, экономических; важную роль наряду с перечисленными факторами играют этнокультурные и социально-психологические факторы. [10]

Роль образования как фактора культурного развития и прогресса явно недооценивалась в последние десятилетия: оно не рассматривалось как средство решения острейших социально-политических, межэтнических, межкультурных проблем и задач в современной России. Именно образование всегда служило главным условием сохранения накопленного потенциала знаний, достижений, традиций и моделей поведения и было действенным средством развития человека, повышение его культурного уровня, сознания и самосознания. Благодаря образованию не только сохраняется устойчивость общества, но и модифицируются формы и типы взаимоотношений людей, взаимодействия культур. Роль образования особенно велика в нашем полиэтническом регионе. Поэтому образование призвано не только способствовать сохранению традиционных позитивных форм воспитания, определяющих воспроизводство языка, обычаев и обеспечивающих этническую идентичность, но и обеспечивать устойчивость этих достижений в условиях расширяющейся сферы межкультурного взаимодействия, помочь обрести новый уровень осмысления этнокультурных элементов в развитии культуры конкретного общества, и обеспечивать приобщение каждого этноса к общечеловеческим достижениям. [9]

В 2001г. Постановлением Правительства Российской Федерации была утверждена Федеральная целевая программа «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе на 2001-2005 годы» [10]. Все принципы и направления данной программы нашли практическое отражение в федеральной программе развития образования, где в качестве главной задачи было определено формирование человека готового к активной созидательной деятельности в современной поликультурной и многонациональной среде, сохраняющего свою социально-культурную идентичность, стремящегося к пониманию других культур, уважающего культурно-этнические общности, умеющего жить в мире и согласии с представителями разных национальностей, рас и верований.

Провозглашенные принципы и установки в деятельности отечественного образования, имеющие большое значение в любой ситуации развития полиэтнического общества, в современных условиях приобретают особую остроту и чрезвычайную важность [9].

Понятие толерантности определяется на основе «Декларации принципов толерантности» (ЮНЕСКО, 1995) как:

  • Ценность и социальная норма гражданского общества, проявляющаяся в праве всех индивидов гражданского общества быть различными;

  • Обеспечение устойчивой гармонии и конструктивного взаимодействия между различными социальными группами;

  • Уважение к разнообразию различных мировых культур, цивилизаций и народов;

  • Готовность к пониманию и сотрудничеству с людьми, различающимися по внешности, языку, убеждениям, обычаям и верованиям;

  • Навыки эффективного межкультурного взаимодействия [2].

Учитывая статьи Декларации выявлены следующие понятия толерантность: солидарность, взаимопонимание, уважение прав и свобод, открытость, признание, культурный плюрализм, отказ от догматизма, от навязывания взглядов, сохранение индивидуальности, предоставление возможностей развития, обеспечение равноправия, согласие, право отличаться друг от друга, открытый диалог, равенство в достоинстве, уважение самобытности, правовая и социальная защита, чуткость, ответственность, предупреждение и решение конфликтов ненасильственными методами, содействие профессиональному росту и интеграции. В результате обобщения выше перечисленных понятий выделены определения содержательных единиц:

  1. Категории: уважение, принятие, понимание, свобода мысли, совести, убеждений; моральный долг; потребность; активное отношение; признание; ценность; обязанность; нормы; взгляды.

  2. Области: многообразие культур, гармония, разнообразие, политика и право, замена культуры войны культурой мира; отдельные люди, группы и государства; плюрализм; различия между людьми по внешнему виду, положению, речи, поведению, поведению и ценностям.

  3. Психологические качества: формы самовыражения и способы проявления человеческой индивидуальности; знания, открытость, общение; отказ от догматизма, от абсолютизации истины; свобода придерживаться своих убеждений и признание такого же права за другими; жизнь в мире и сохранение своей индивидуальности; невозможность навязывания своих взглядов другим [2].

Нельзя не заметить того, что усложнение полиэтнической и экономической обстановки и рост самосознания выходящих на мировую арену новых стран и групп населения стимулируют напряженность в межнациональных отношениях, возникновение этноконфликтов, которые значительно усложняют общую обстановку в поликультурном мире. Этнопроблемы в обществе сегодня предстают в совершенно новых аспектах, на новом уровне, в новых позициях и более жестко.

В Ханты-Мансийском автономном округе принят ряд законодательных актов в целях защиты прав и свобод граждан, принятия профилактических мер, направленных на предупреждение экстремистской деятельности, в соответствии с Федеральным законом от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремисткой деятельности» руководствуясь постановлением Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 14.05.2007 №79 «О Межведомственной комиссии Ханты-Мансийского автономного округа – Югры по противодействию экстремистской деятельности».

Учитывая выше приведенные данные, мы провели исследование об изучении межнациональной конфликтности и состояния межнациональных отношений в молодежной среде в автономном округе. Анализ анкет на вопрос отношения респондентов к представителям других культур, национальностей, религий, показал, что большая часть участников опроса выражают позицию терпимости к представителям других культур, национальностей и религий 68,7%. Испытывают безразличие 19,6% участников, 3,1% относятся положительно, нормальное отношение у 3,6% участников. Агрессия проявляется у 1.9% участников и нетерпимость 2.3%. Изучение мнения респондентов о защите прав своего народа выявил, что 80,7% участников против любых методов защиты своего народа, 19,3% согласны с этим утверждением. Хотя этот процент незначительный, он выявляет скрытую агрессивную установку нетерпимости к другим культурам, национальностям и религиям. Мнение респондентов о сохранении чистоты нации также разделилось. За чистоту нации выразилось положительно 25% участников, и существенно против выразило мнение 75% опрашиваемых. Данные результаты выявляют скрытую бессознательную установку агрессии, нетерпимость к другим культурам и национальностям. Часть вопросов анкет были направлены на изучение ограничения права людей других национальностей в проживании на его национальной территории. Анализ анкет показал, что за ограничения проживания на территории людей другой национальности выразилось 24,3% участников анкетирования, большая же часть участников не согласно с этим утверждением 75,7%. Здесь отслеживается проявление скрытой, бессознательной установки нетерпимости к другим культурам и национальностям.

В целом анализируя анкетные данные, мы получили следующие результаты: 77,1% участников терпимо относятся к представителям других национальностей и культур не испытывая особых проблем, 22,9% участников не отличаются особой толерантностью к другим народам и в некоторых ситуациях проявляют агрессию и не терпимость к другим национальностям, народам. Таким образом, следует сделать вывод о том, что мнение почти четверти респондентов является показателем о тенденции нетерпимости и агрессии по отношению к другим культурам, религиям и национальностям.

Установка общества и государства на расширение и углубление деятельности по формированию толерантного сознания и поведения, по воспитанию веротерпимости, миролюбия, непримиримости к экстремизму приобрела в России особую важность и смысл. Учитывая выше приведенные данные анкет эта проблема особенно актуальна в организации воспитания молодого поколения. Это обусловлено не только остротой реального положения этой проблемы в стране, не только необходимостью сохранения жизненно важных позиций, но и тем, что новые поколения не имеют той положительной практики межкультурных и межэтнических отношений, которая имела место в жизни старшего поколения, получившего опыт содружества во время великой отечественной войны и других тяжелых периодов в истории России. В силу возрастных особенностей молодое поколение не имеет необходимых знаний, позволяющих с достаточной глубиной понимать современные этнопроблемы, не имеет общей культуры и психологической готовности к участию в них [9].

Таким образом, ответственность за будущее и особенности социального положения молодого поколения делают проблему формирования толерантного сознания и развертывания межкультурных, межэтнических отношений актуальной и значимой в воспитательной работе образовательных учреждений.

Данные методические рекомендации предназначены для классных руководителей, педагогов общего и дополнительного образования, педагогов-организаторов образовательных учреждений.

  1. Теоретические аспекты проблемы определения и содержания

толерантности

1.1. Понятие толерантности в исторической ретроспективе

Термин «толерантность» появился в отечественной научной литературе одновременно в нескольких научных дисциплинах: в культурологи, социологии, политологии, экономике, психологии, истории, педагогике. Однако, сам термин «толерантность» трактуется в широком диапазоне: установка толерантности, о толерантности как свойстве личности, о навыках толерантного поведения, о толерантности как ценностной ориентации, как групповой норме, как форме социального взаимодействия, как механизме общения, как отношении, как характеристике выхода из конфликтной ситуации, как культуре ведения диалога, как профессионально значимом качестве специалистов, работающих с людьми – врачей, психологов, политиков, управленцев, педагогов.

В разных языках в зависимости от исторического опыта народов общее содержание понятия толерантности имеет различные смысловые оттенки:

  • В английском языке толерантность – готовность и способность без протеста воспринимать личность или вещь;

  • Во французском – уважение свободы другого, его образа мысли, поведения, политических и религиозных взглядов;

  • В китайском – быть толерантным значит позволять, допускать, проявлять великодушие в отношении других;

  • В арабском толерантность – это прощение, снисхождение, мягкость, снисходительность, сострадание, благосклонность, терпение… расположенность к другим;

  • В персидском – терпение, терпимость, выносливость [5].

Упоминание о толерантности в философских аспектах разного времени выделяет ряд социальных категорий. В число этих категорий входят: социальное сплочение (Платон), равноценное существование (Аристотель), социальное значение, социальные отношения, социальная ситуация (философы Средневековья), суеверия, предрассудки, фанатизм, квинтэссенция идеи, право высказывать собственное мнение (Вольтер), принципы, направленность, терпимость относительно всех мнений, мудрость любого строя мысли (О.Конт), самобытность, собственная сущность, сущность других людей, самопознание, осознание равноценности всех (Н.С. Трубецкой, И.А. Ильин), добро, терпеливость и терпимость, страдательная сторона, душевное качество, великодушие, духовное мужество, невозмутимость, субъективные оттенки толкования (В.Соловьев) [2]. Определение толерантности содержится в краткой философ­ской энциклопедии: «Толерантность — терпимость к иного рода взглядам, нравам, привычкам. Толерантность необходима по отно­шению к особенностям различных народов, наций и религий. Она является признаком уверенности в себе и осознания надежности своих собственных позиций, признаком открытого для всех идей­ного течения, которое не боится сравнения с другими точками зрения и не избегает духовной конкуренции». Также, определение, раскрывающее всю суть толерантности, дано в словаре по этике: «Толерантность — моральное качество, характеризующее отношение к интересам, убеждениям, верованиям, привычкам и поведению других людей. А. Лекторский рассматривает четыре возможные модели толерантности, которым соответствуют некоторые реально существовав­шие и существующие философские концепции.

Первая модель толерантности — «толерантность как безразли­чие». В этом случае толерантность выступает как безразличие к су­ществованию разных взглядов и практик, так как последние рас­сматриваются в качестве неважных перед лицом основных про­блем, с которыми имеет дело общество. В данной модели имеет место непризнание различия в форме невосприятия, нечувстви­тельности к нему.

Вторая модель — «толерантность как невозможность взаимопо­нимания». Согласно данному осмыслению толерантности, религи­озные, метафизические взгляды, специфические ценности той или иной культуры не являются чем-то второстепенным для деятель­ности человека и для развития общества. Толерантность здесь выступает, как уважение к другому и как невозможность понимать его и с ним взаимодействовать.

Третья модель — «толерантность как снисхождение» (мы доба­вили бы «и как сожаление»). В этом понимании толерантность вы­ступает как снисхождение к слабости других, сочетающееся с не­которой долей презрения к ним. Например, я вынужден терпеть взгляды, несостоятельность которых я понимаю и могу показать, но вступать в критическую дискуссию с таким человеком не имеет смысла.

Различия в данной модели допускаются, но тем самым не при­знаются, а лишь воспринимаются, фиксируются. Здесь «толерант­ность не включает в себя принятие ценностей другого; как раз напротив, это есть еще один, может быть, более утонченный и изощренный метод еще больше усилить подчинение другого».

И, наконец, четвертая модель — «толерантность как расшире­ние собственного опыта и критический диалог». Толерантность в этом случае выступает как уважение к чужой позиции в сочетании с установкой на взаимное изменение позиций в результате крити­ческого диалога.

В приведенных определениях можно выделить четыре основных компонента толерантности — это признание, принятие, уважение и понимание. Принятие и признание различий, существующих между людьми, сегодня можно считать наиболее приемлемой формой межкультурного взаимодействия. В толковом словаре Владимира Даля «признавать» значит «признать, что брать за истину, утверж­дать, принимать мнением, убеждением, сознавать». В свою очередь «принимать» — «брать в уважение, во внимание или уважить, со­гласиться; слушать, верить, признавать причиной». С гуманисти­ческих позиций принятие другого таким, каков он есть, обознача­ет изначальную ориентацию на человека и его ценность как лич­ности, готовность взаимодействовать с человеком, признание за ним прав на личные интересы, учет его особенностей, допущение его возможного резкого отличия от остальных. «Принять» — озна­чает вверить, впустить по возможности в свой внутренний мир и соотносить свое поведение и интересы с интересами и поведением другого. Принятие другого, по мнению С.Л. Рубинштейна, значит утверждение самобытного существования именно этого человека, со всеми присущими ему качествами. Это отказ от оценок его лич­ности, безусловное к нему отношение.

Уважение — это чувство, основанное на признании чьих-либо достоинств, заслуг, качеств; уважать — это значит «быть внима­тельным, проявлять внимание». Уважать других в их значимости, в их свободе выбора и свободе решений означает, по З. Бауману, «чтить в другом значимость, в чужом чуждость при этом сходство между мной и другим состоит в нашем различии, в универсальности на­шей уникальности. Лишь уважая мое собственное отличие, я могу уважать и отличие других людей: «Мое отношение к чужому рас­крывается как ответственность, а не просто как безразличный ней­тралитет или даже как когнитивное признание схожести обстоя­тельств (и уж тем более как презрительная версия толерантности). Оно раскрывается как общность участи, а не как простое сходство судеб. Для общности судьбы было бы достаточно взаимной толе­рантности; общая участь требует солидарности».

В контексте толерантности понимание рассматривается с пози­ции герменевтики (искусство понимания чужой индивидуально­сти), согласно которой отрицается сведение понимания к узко­когнитивным целям. Здесь понимание относится к пространству культурных смыслов. В этом плане раскрывается суть такого явле­ния, как понимание одним человеком другого, которое часто оп­ределяется и внутренними состояниями (сопереживанием, интуи­цией), и внешними условиями (влиянием среды и субкультуры, групповыми ожиданиями) [13].

Социологические аспекты изучения толерантности рассматривают данное понятие как социальную реальность, когда социальная значимость различий, существующих между людьми (или группами, к которым они принадлежат) становится актуальной, осознается, субъективно истолковывается, переживается, оценивается, нормируется. В результате трансформируется вся дальнейшая деятельность человека, определяются новые векторы его переживаний, оценок, суждений, намерений, поведения, целей деятельности.

Основываясь на положениях кон­цепции Дж. Берри и М. Плизента о психологической природе этни­ческой толерантности и ее роли в регуляции жизнедеятельности социальной группы, а также на результатах собственных исследований, Н.М. Лебедева и ее коллеги пришли к выводу, что позитивная этническая идентичность является основой этнической толерантно­сти. Также в результате эмпирических исследований межэтническо­го взаимодействия были выявлены социально-психологические фак­торы, влияющие на проявления этнической толерантности - интолерантности:

  • Позитивность-негативность и четкость-амбивалентность этни­ческой и конфессиональной идентичности.

  • Величина культурной дистанции.

  • Степень религиозности.

  • Длительность совместного проживания.

Под этнической толерантностью понимается отсутствие нега­тивного отношения к иной этнической культуре, а точнее - нали­чие позитивного образа иной культуры при сохранении позитив­ного восприятия своей собственной. Это значит, что этническая толерантность не является следствием ассимиляции как отказа от собственной культуры, а представляет собой характеристику ме­жэтнической интеграции, для которой характерно «принятие» и позитивное отношение к своей этнической культуре и этническим культурам групп, с которыми данная группа вступает в контакт. Такое понимание адекватности группового восприятия базируется на постулате ценностного равенства этнических культур и отсут­ствия в этом плане преимущества одной культуры перед другой.

Психолог Е.И. Шлягина трактует этническую толерантность как сложное установочное образование личности, выражающееся в терпимости к чужому образу жизни, чужим обычаям, традициям, нравам, иным чувствам, мнениям и идеям. Исходной методо­логией для исследования этнической толерантности личности яв­ляются культурно-историческая концепция изучения психических явлений Л. Выготского, А. Леонтьева и А. Лурия и историко-эволюционный подход к изучению личности, разрабатываемый А. Асмо­ловым. Как и предыдущие исследователи, Е.И. Шлягина пола­гает, что этническая толерантность личности не может изучаться изолированно от процессов этнической идентификации, так как все этнопсихологические феномены являются гранями одного целостного явления — этнической вариативности личности. В ходе своих исследований авторы выявили внешние и внутренние детер­минанты этнической толерантности [13].

К внутренним детерминантам этнической толерантности отно­сятся:

  1. Индивидуальные свойства личности (возраст, пол, темперамент);

  2. Индивидуально-типологические свойства личности (самооцен­ка, психологический возраст, уровень самоактуализации, сформированность реального «Я» и идеального «Я», иерархия по­требностей, тип межличностных отношений, тип поведения в конфликтной ситуации).

В качестве внешних детерминант этнической толерантности вы­деляют:

  1. Политическую обстановку в стране.

  2. Особенности социально-исторического образа жизни.

  3. Целенаправленную информированность об истории и культуре своей Родины.

  4. Профессиональную ориентацию субъекта.

  5. Рост миграционных процессов в стране.

  6. Травматический шок.

  7. Особенности среды проживания субъекта (проживание в диас­поре в провинциальном полиэтническом городе, в столичном полиэтническом мегаполисе, в полиэтническом городе в пре­делах своей Родины).

Взаимосвязь национального самосознания (или более привыч­ный термин для психологов - «этнической идентичности», лежа­щей в основе проявления национального самосознания) и межэт­нической толерантности раскрыта в педагогическом исследовании Ф. Мубиновой. По ее мнению, национальное самосознание и ме­жэтническая толерантность представляют собой две стороны од­ной медали — культуры межнационального общения. Автор считает, что «здоровое, позитивно ориентированное национальное са­мосознание постоянно сопровождается высоким уровнем межнациональной терпимости, принятием национальных ценностей других народов в такой же мере, как и своего». При этом она определяет межнациональную толерантность «как системную совокупность психологических установок, чувств, определенного набора знаний и общественно-правовых норм (выраженных через закон и тради­ции), а также мировоззренческо - поведенческих ориентации, ко­торые предполагают терпимое или, вернее сказать, «принимаю­щее» отношение представителей какой-либо одной национально­сти (в том числе — на личностном уровне) к другим, инонацио­нальным явлениям (языку, культуре, обычаям, нормам поведения и т.д. и т.п.)». Согласно этому в структуру межнациональ­ной толерантности входят, во-первых, эмоционально-психические нормы, чувства по отношению к другим этническим общнос­тям, во-вторых, знания и представления о других культурах и, наконец, поведенческие установки и мировоззренческие взгляды применительно к инонациональному [13].



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Методические рекомендации Составитель: начальник социально- психологического отдела (2)

    Методические рекомендации
    Современная политическая ситуация в России показывает, что проблема межэтнических отношений неизменно остается одной из самых сложных и трудно регулируемых.
  2. Методические рекомендации для начальников, воспитателей, педагогов-организаторов пришкольных лагерей с дневным пребыванием составитель: В. И. Лоцман

    Методические рекомендации
    Пришкільний табір - самостійна адміністративна структура при загальноосвітньому навчальному закладі. Тому, як і будь-який заклад, пришкільний табір повинен мати цілий ряд документів,
  3. Методические рекомендации Владимир, 2007. Удк 021 ббк 78. 34(2)707

    Методические рекомендации
    Решение проблем, с которыми сегодня сталкиваются библиотекари, обусловливает пересмотр многих традиционных способов деятельности, настоятельно требует инноваций.
  4. Методическое пространство условие развития профессионализма учителя (методические рекомендации в помощь руководителям гмо и шмо педагогов) Оренбург, 2011 г

    Методические рекомендации
    На основании долгосрочной целевой Программы развития образования города Оренбурга на 2010-2012 годы, утвержденной постановлением администрации города Оренбурга от 16.
  5. Методические рекомендации по проведению торжественных мероприятий, посвященных

    Методические рекомендации
    Авторы-составители: А.В. Фомичев, Е.Г. Сергеенкова, методисты по истории и обществознанию предметно-методического структурного подразделения ГОУ МЦ СУО

Другие похожие документы..