Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Доклад'
«О достигнутых значениях для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления Белоярского городского округа за 2010 год и их планиру...полностью>>
'Научно-исследовательская работа'
Целью данной работы является получение целевого продукта - метил [2-амино-фенил] сульфона, который может быть использован в качестве исходного соедине...полностью>>
'Документ'
Програма соціально-економічного та культурного розвитку Тернопільського району на 2012 рік (далі – програма) базується на аналізі соціально-економічн...полностью>>
'Документ'
Информация, содержащаяся в настоящем ежеквартальном отчете, подлежит раскрытию в соответствии с законодательством Российской Федерации о ценных бумаг...полностью>>

История психологии как наука

Главная > Литература
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Тема: История психологии как наука.

  1. общая характеристика истории психологии.

  2. теоретико-методологические основы.

  3. подходы к периодизации.

Литература:

Ярошевский История психологии.

Петровский Ярошевский История психологии

Ждан А.Н. История психологии от античности до наших дней. МГУ 1990г.

Соколова 13 диалогов о психологии.

Ярошевский Анциферова Развитие и современное состояние зарубежной психологии.

Марцинковская Ярошевский 100 выдающихся психологов мира.

Мир философии 2 части

каталог «История философии»

процесс развития психологического знания

  • психологические представления

история психологии - наука о процессе развития психологического знания на различных этапах эволюции человеческого знания.

Знания о психике и сознании людей в различные исторические эпохи - историческая психоогия.

Роль истории психологи:

  • введение в психологию;

  • теоретико-методологическая основа;

  • личностная (компетентность, научная культура);

  • мировоззренческая;

  • общенаучная.

Цель истории психологии:

накопление и изучение психологических взглядов, концепций и теорий на всех известных этапах эволюции человечества.

Задачи истории психологии:

  • сбор. Обработка, обобщение психологических идей, установление их источников;

  • выявление закономерностей и тенденций развития психологического знания;

  • прогнозирование направлений4

  • проведение науковедческих изысканий, создание информационной базы..;

  • создание картины поступательного развития психологического знания, выявление его критериев.

Направления развития:

  • выделение узловых проблем...

  • нахождение линий исследования...

  • сохранение наработок авторов...

  • построение моделей...

  • создание каталогов, базы данных...

Задачи и направления военно-психологических исследований:

  1. систематизация и периодизация психологических знаний, определение критериев их эффективности;

  2. описание динамики психологических качеств в различных эпохах и войнах;

  3. анализ диагностических и корректирующих психических свойств;

  4. исследование различных групп военнослужащих мирного населения в периоды прошлых войн и конфликтов;

  5. историко-психологическое обеспечение проявлений патриотизма, верности присяге;

  6. формирование психологии воина и полководца;

  7. использование отечественного и зарубежного опыта;

  8. обобщение опыта психологического обеспечения в прошлых и современных войнах.

2 вопрос

объект- психологическое знание;

предмет - закономерный, детерминированный социокультурными факторами процесс развития психологического знания;

принцип - исходная, базовая форма мировоззрения;

  1. объяснительный принцип

  • развития,

  • системности,

  • детерминизма.

Система понятий и категорий.

Законы.

Закономерности:

  • борьба материализма и идеализма...

  • направленность на выработку единой теории...

  • поступательного развития...

  • эволюция в борьбе за выживание школ и направлений...

  • дифференциация знания...

  • зависимость эволюции психологии от:

социально-экономических и политических факторов,

уровня и образа жизни народа, состояния культуры,

состояния науки (гуманитарных и естественных наук)

развитости средств познания;

личностного фактора.

Координаты исследования в истории психологии:

  1. научная;

  2. социо-культурная;

  3. личностная.

Подходы к периодизации:

а) хронологический,

б) эволюционный,

в) религиозный,

г) космологический,

д) формационный.

Древнее время:

  • древний восточный мир,

  • античность,

Средневековье:

  • ренессанс - возрождение.

Новое время:

  • просвещение

Новейшее время.

Современность.

Наш подход - хронологически- персонализационалистский.

Тема: Формирование ассоциативной психологии в 18 веке.

  1. Значение научных взглядов Джона Беркли для становления

  2. Агностицизм и ассоцианизм Давида Юма.

  3. Теория Давида Гартли - вершина материалистического ассоцианизма конца 18 века.

Литература:

  • английские материалисты 18 века -

  • Дж. Беркли Трактат о началах человеческого знания.

  • Дж. Беркли Три разговора М., 1937.

  • Антология мировой философии 2 том,

  • Давид Юм Трактат о человеческой природе. Об уме - 1 книга

  • Давид Юм Диалоги о естественной религии.

  • Быховский Дж. Беркли ЖЗЛ, 1970.

  • Виноградов Н.Д. Философия Д. Юма.

  • Нарский Д. Юм

  • Сабинина М.В. Д. Юм - биографический очерк.

Ассоциативная психология -

  • направление мировой психологической мысли объясняющей динамику психических процессов принципов ассоциаций,

  • утверждает причинно следственный подход к поведению, психике и сознанию человека.

Ассоциация /«соединение»/ -

связь между психическими явлениями, при которой актуализация одного из них влечет за собой появление другого.

Дж. Локк (1690 г.) - «неверные и неестественные сочетания идей».

Виды:

  • по смежности,

  • по сходству,

  • по контрасту.

Психофизиологическая основа - условный рефлекс.

ассоциация при виде внешнего ассоциация «идеальный» образ

объекта, внутри сознания.

Два ведущих направления ассоциативной психологии:

  • естественнонаучное /организм - внешняя среда/;

  • идеалистическое /феномен сознания - феномен сознания/

Психологические воззрения к концу 18 века:

  • психика построена из элементов - ощущений, которые первичны,

  • сложные психические образования вторичны и возникают посредством ассоциаций,

  • условие образования ассоциаций - смежность 2-х психических процессов,

  • закрепление ассоциаций обусловлено подвижностью ассоциируемых элементов и частой повторения в опыте,

  • ассоцианизм - следствие механико-детерминистической картины мира и человека. Психика - часть этого мира.

Джорж Беркли (1685 - 1753 гг.) - субъективный идеалист агностик (чтобы убедить в существовании - дать пинок)

  • отрицание «великого механистического начала»,

  • первичное - феномены сознания, /основатель «феноменализма», на базе которого создана психология в современном ее понимании/,

  • аргумент - эмпиризм: источник знания - чувственный опыт, образуемый ассоциациями /явление духовное/,

  • т.о. опыт - испытываемые субъектом ощущения...

  • любая вещь - комбинация ощущений,

  • из чувственных элементов - образуется пространство как вместилище тел,

  • «быть - значит быть в восприятии»,

  • все, что существует единично,

  • человек воображает и представляет единичное, сочетает и делит идеи,

  • душа обладает разумом - способностью воспринимать идеи; волей -

Солипсизм - отрицание любого бытия кроме собственного познания.

Теория зрительного восприятия пространства Дж. Беркли:

  1. удаленность, положение и величина предметов первоначально воспринимаются только осязанием (глаз ничего не воспринимает),

  2. в опыте происходит соединение зрения и осязания,

  3. связь в опыте обеспечивает правильное поведение человека (ассоциация),

  4. пространственные характеристики даются посредством мышечных ощущений от поворота глаз, напряжения мышц),

  5. зрительные ощущения - комбинации зрительных и осязаемых ощущений,

  6. восприятие пространства - это знания ранее приобретенные через осязание идей,

  7. т.о. зрение - язык осязания, играет огромное значение мышления,

  8. зрительные ощущения условны и имеют знаковую природу.

Идеи, которые опосредуют зрительное восприятие:

  • ощущение от поворота глаза,

  • степень неясность объекта,

  • яркость объекта (близость, удаленность).

Дэвид Юм (1711 - 1776 гг.).

английский философ, историк, публицист, основатель оригинальной скептической науки.

В основе учения:

  1. субстанция - удобная фикция воображения,

  2. учение о причинности - продукт веры, т.е. ассоциация представлений, возникающая в опыте,

  3. субъект и его душа - связки и пучки впечатлений,

  4. о знании: - задача - руководство для практической жизни - критерий - формально-логическое мышление,

  5. вера - результат привычки, - источник практической уверенности,

  6. познавательный опыт (из восприятий):

  • впечатлений /ощущения, эмоции, страсти/,

  • идеи (копии впечатлений) /объект и содержание сознание/,

  1. мотивы - реальные и необходимые причины, делающие свободу воли невозможной,

  2. ассоциации - по сходству, по смежности, по контрасту,

  • объяснительный принцип.

Сознание

/феномены/

ощущения

рефлексии

/копии/


Впечатления

/сообщает интроспекция/

Идеи

/зависят от фактов сознания и образуются путем ассоциаций/


простые

Виды: желания, отвращения, страха, надежды - удовольствия и страдания,

Аффекты:

  • руководят волей,

  • может преодолеться не разумом, а лишь другим аффектом,

  • разум является «рабом аффекта».

Давид Гартли (1705 - 1757 гг.)

метод:

  • опытно-индуктивный,

  • дедуктивный (гипотетический)

Учение о вибрациях и ассоциациях идей. /построена исходя из теории Ньютона/.

  1. психический мир человека - продукт работы организма как вибраторной машины.

  2. механизм

А) вибрации внешнего мира

Б) вибрации в веществе нервов и мозга


В) психические явления

Г) установление связи между вибрациями


результат:

  • вызов одной вибрации ведет к вызову другой,

  • вызов одной идеи ведет к вызову другой.

ассоциации

Тема: Развитие естественно-научного и культурно-исторического направлений в психологии 18 века

  1. Становление естественно-научной парадигмы.

Литература:

  • Ламетри Сочинения. М.: 1983,

  • Ламетри Человек-машина СтПтб 1911,

  • Виктор Сережников О Ламетри. М.: 1935,

  • Вороницин О Ламетри. М.: 1925,

  • Гельвеций О человеке его умственных способностях и его воспитании.

  • Гельвеций Истинный смысл...

  • Кондильяк Сочинения в 2-х томах М.: 1973-1974,

  • Кондильяк Трактат о сиситемах М. 1935

  • Кондильяк Трактат об ощущуениях,

  • Кабанис Отношение между физической и нравственной природой человека.

Особенности французской эмпирической психологии 18 века:

  1. Активность человеческого сознания и психики.

  2. Обусловленность сознания факторами общественного развития.

  3. Системность психологического знания, как критерий его научности.

  4. Способности человека.

  5. Связь с политикой и идеологией, и как следствие с процессом воспитания.

Жюльен Офре де Ламетри (1709 - 1751 гг.).

человек - машина, материально-детерминированная система ... мыслящая.

  • источник движения - чувственные потребности,

  • душа - «мозговой экран», часть организма,

  • познание - отражение реальности в мозговом экране в форме образов, посредством ощущений, воображения,

  • метод исследования - опыт,

  • научность опыта - многократность, варьируемость, выверенность,

  • естественное эволюционное происхождение человека, невозможность чисто биологического объяснения (пример - маугли),

  • роль речи в филогенезе,

  • зависимость состояния души от состояния тела (возраст, питание, воспитание...).

работы Ламетри:

  • Человек-машина,

  • Человек-растение,

  • Анти Сенека,

  • Система Эпикура.

Основа концепции: опыт и наблюдение.

Кандильяк

сочинения:

  • Опыт о происхождении человеческих знаний,

  • Трактат об ощущениях - 1754,

  • Курс занятий по обучению принца Пармского 12 томов.

Концепция Кондильяка - крайний сенсуализм.

Задача - свести рефлексию к ощущению.

Обоснование психологической системы - модели.

  • первое обонятельное ощущение,

  • повторение дает опыт - начало памяти,

  • с появлением памяти - возникают 2 ощущения прошлое и наличное,

  • сильное ощущение приводит к сосредоточению на нем - внимание,

  • внимание к 2 ощущениям дает сравнение, /из сравнения ощущений - потребность, внутренняя неудовлетворенность, стремление к удовольствию, избежать неудовольствия/,

  • результат сравнения - суждение,

спутники ощущений: удовольствия и неудовольствия,

потребность - сравнение ощущений, внутренняя неудовлетворенность, результат познания

мышление - измененные ощущения и их изменения, превращения.

«человек есть не что иное как то что он приобрел».

Тема: продолжение 2.03

Клод Андриан Гельвеций (1715 - 1771 гг.)

1758 - Об уме,

1772 - О человеке.

  • критерий научности психологического знания - системность,

  • предмет исследования - проблема

«откуда берется неравенство умов?»


два пассивных начала

Физическая чувствительность - способность получать различные ощущения

Память - длящееся, но ослабленное ощущение, способность сохранять впечатления


Логика образования психики:

  • из ощущения - интеллектуальные способности,

  • все умственные операции = ощущения,

  • сравнивать идеи - при наличии внимания,

  • внимание предполагает усилие,

  • делать усилие побуждает интерес (пружина человеческой деятельности),

  • интерес - стремление к счастью (физическое удовольствие),

  • качества людей создаются обстоятельствами - «воспитание делает нас тем, чем мы являемся» + условия.

Неравенство людей определяется воспитанием. Воспитание процесс опосредованный, на процесс воспитания влияет социум.

Материалистическое обснование антропогенеза - без производства орудий труда человек не мог бы стать человеком.

Пьер Жан Жорж Кабанис (1757 - 1803 гг.)

Сочинения:

  • Отношения между физической и нравственной природой человека.

Проблематика:

  • отношение между умственной организацией и нравственными способностями,

  • физическое исследование ощущений,

  • влияние возраста на представления и нравственные побуждения,

  • о влиянии полов на психический мир человека,

  • о влиянии темперамента на психический мир человека,

главное - мышление есть функция мозга.

Франция

атеистический материализм:

Мелье, Аруе, Вольтер,

Россия:

Ломоносов, Козельский, Радищев, Вольф,

США:

просветительско-религиозное направление:

Джонсон, Эдвардс

естественно-научное:

Джефферсон, Франклин, Пейн, Бенжамин Раш, Бьюкенен.

Психо-физиологическое направление:

Галлер - швед,

Прохазка - чех.

Другим направлением было культурно-историческое направление.

  1. противопоставление идее механицизма идеи историцизма,

  2. эти идеи проникают в объяснение природы,

  3. психика эволюционизирует вместе с природой,

  4. жизнь общества не только природный но и общественный процесс,

  5. общественные факторы родовые /главенствующие/ по отношению к деятельности индивида.

Человек есть порождение не только природы но и общества.

Джамбаттиста Вико (1668 - 1744 гг.)

главный труд - Основания новой науки об общей природе вещей. - 1725 г

Киссель «Джамбаттиста Вико» М.: 1980.

Открытие новой науки о человеке претендующей на единое знание о человеке.

общество


Богов

/иероглифы/

Героев

/символы/

Людей

/знаки - языки/


В развитии проходит три стадии.

  1. развитие общества в силу внутренних причин, а не игра случая или воля бога,

  2. психические свойства человека - в истории общества (абстрактное мышление - торговля и политическая жизнь ... полисов),

  3. народу культуре, истории свойственна надындивидуальная духовная сила,

  4. вместо культа отдельной личности - культ народного духа,

  5. детерминация психики: приоритет исторически развивающимся духовным силам общества а не отдельным индивидам,

  6. «вечный закон» (народный дух) управляет движением человечества,

  7. человек изменяется вместе с историей,

  8. предмет социальной психологии - личность

Шарль Луи де Монтескье (1689 - 1755 гг.)

  • людьми правят законы общественные и социальные,

  • законы зависят от условий жизни общества (особенно географических),

  • гражданские законы - этнические особенности населения, характер народа, физические свойства страны: климат почва

Мари Жан Антуа Кондорсэ (1743 - 1794 гг.)

работа Эскиз исторической картины прогресса человеческого разума. - 1794

  • картина прогресса историческая,

  • историческое развитие - бесконечный прогресс /10 стадий/, обусловлено внешним и условиями культ развитием и взаимодействием людей,

  • двигатель истории - человеческие массы.

Иоганн Гердер ( 1789-1846)

Идеи философии истории человечества,

Исследование о происхождении языка

  • общественные явления изменяются закономерно,

  • природа человека - продолжение природы,

  • определяющее начало развития разума - гуманность и человечность.

  • духовная активность человека проявляется в языке, связывал языковое творчество с мышлением.

Синкретизм - неразделенность, психологическое знание вплетено во все сферы человеческой жизни, психологические функции неразделены - яркий пример: новорожденный ребенок.

Тема: Развитие психологии в доэкспериментальный период в рамках учений о сознании.

  1. Содержание эволюционных естественно-научных концепций 19 века и их роль в становлении психологии как науки.

  2. Развитие психофизиологии в первой половине 19 века.

  3. Становление психофизики и психометрии.

  4. Развитие ассоцианизма в 19 веке.

Объективные условия выделения психологии в самостоятельную науку:

  • влияние естественных наук на эволюцию психологического знания как закономерность,

  • заимствование эксперимента, из естествознания (в т.ч. из физиологии),

  • развитие собственно естествознания (физические, химические и др. теории жизни, концепция гомеостаза),

  • возникновение психофизики и психометрии,

  • огромный эмпирический материал, нуждающийся в обобщении и анализе средствами новой науки - психологии.

Естественно-научное направление предпосылки формирования ...

Чарльз Дарвин (1809 - 1882 гг.).

учение об эволюционном происхождении видов путем естественного отбора утверждало:
идею естественно-эволюционного происхождения человека;
принцип биологического детерминизма (взамен механистического объяснения мира),
принцип естественного отбора (фактор выживания и фактор наследственности)
принцип целесообразности (все изменения целесообразны),
идею адаптации (естественный отбор отсекает все ненужное, т.е. психика необходимое образование, которое не было отсечено в ходе эволюции, определяющим становится отношение организм - среда, взамен просто организма, предметом стало не сознание индивида, а его поведение в окружающей среде),
идею об окружающей среде как силе (среда сила способная видоизменять жизнедеятельность организма, организм - продукт взаимодействия со средой),
идею индивидуальных вариаций психического (часть эволюционистской теории и позволила сформироваться направлению: дифференциальной психологии, были сформулированны законы наследственности, инициатор дифференциальной психологии Фр. Гальтон - кузен Дарвина),
идею преемственности психики животного и человека (стимуляция направления: зоо- и сравнительная психология, становились новые методы психологического исследования),
идею инстинкта как проблему разума и эмоций (инстинкты связаны с эмоциями, не разумны, движители поведения).

Человек создан по образу и подобию божьему, но из стада обезьян.

Направления, которые стимулировал Ч. Дарвин:

открытие закона Ллойда-Моргана 1894 (не приписывать животному высшие психические способности, если его поведение можно объяснить механизмами более низкого уровня; термины: обучение путем проб и ошибок),
формирование механистического направления (обосновывается отсутствие психики у животных - школа объективной сравнительной психологии),
отвержение теории тропизмов в рассмотрении поведения животных - альтернатива: теория научения животных,
создание Торндайком экспериментальной техники сравнительной психологии («Ум животных», «Ум обезьяны» - книги), создание метода проблемного ящика и лабиринта, сделан вывод о том, что животные решают задачи только путем проб и ошибок, открыты законы научения: эффекта (делать, только то, что награждается), упражнения, готовности,
1900 Смолл - разработка лабиринтной модели поведения,
Йеркс - открыл метод множественного выбора, исследовал проблему обобщения у животных,
Келлер - доказал наличие интеллекта у животных,
создание этологии - науки о поведении животных в естественных условиях,
новая отрасль - детская психология 1876 - Тэн - «Заметки об усвоении речи у детей...» 1877 - «Биографический очерк одного ребенка»,
развитие теории первобытного анемизма - Тейлор, Фрезер (утверждала тождество, равенство психи, сознания первобытного человека).
Психофизиология - область междисциплинарных исследований психологии и нейрофизиологии, направленных на изучение психики в единстве с ее нейрофизиологическим субстратом.
именно физиология стимулировала развитие психологии,
анатомия - одна из основ развития психофизиологии.

Альберт фон Галлер (1708 - 1777 гг.)

«Элементы физиологии» - 8 т.
автономный характер мышечной сократимости,
мышечная сила,
установление собственно законов нервной деятельности независимых от души,
экспериментально обосновал идею локализации психических функций в различных отделах головного мозга,

Георгий Прохазка (1749 - 1820 гг.)

принцип разнообразия непрерывного изменения и развития,
идея животного электричества (жизнь есть гальванический процесс),
учение о нервном аппарате и его функциях (ткани: внешняя и внутренняя структуры, доказал ошибочность представления нервов в виде трубок по которым двигаются живительные духи (Декарт).
развитие идей о нервном рефлексе, выдвижение идеи о рефлекторной дуге, система факторов:
нервная сила - свойство нервной материи,
раздражитель,
организация нервной материи.
описание функций нервов:
функциональная специализация нервов,
душевная функция - внешняя и внутренняя.

Чарльз Белл (1744 - 1842 гг.)

«Новая анатомия мозга»
экспериментально подтвердил функциональное различие между передними и задними отростками спинного мозга,
раскрыл анатомическую основу рефлекторной дуги, как принципа построения спинного мозга,
идея нервного кольца: раздражение - мозг - мышца - мозг, (при исключении элемента кольца - нарушение функций),

Иоганнес Мюллер (1801 - 1858 гг.)

«Руководство по физиологии человека».
закон специфической энергии органов чувств:
мы имеем сознание не объекта а наших нервов,
принцип специфичности - каждый вид нервов отвечает за различные функции,
одна и та же причина вызывает различные ощущения в различных органах чувств.

Франц Галль (1758 - 1828 гг.)

отличил серое вещество от белого,
создатель концепции френологии - зависимость психических функций сознания от анатомического строения, идея локализации отдельных функций в отдельных отделах мозга.

Маршалл Холл (1790 - 1857 гг.)

1832 «Краткое сообщение об одной функции
источник движения - нервное раздражение,
спиной мозг - цепь сегментов рефлекторных дуг отвечающих за определенные функции,
различие функций спинного и головного мозга - экспериментально.

Клод Бернар (1813 - 1878 гг.)

организатор первой лаборатории во Франции,
идея о постоянстве внутренней среды организма,
принцип саморегуляции организма.

Томас Лейкок (1812 - 1876 гг.)

а
распространил деятельность рефлекса на головной мозг.

Эдуард Пфлюгер (1829 - 1910 гг.)

«О сенсорных функциях спинного мозга позвоночных»
психический фактор как регулятор поведения организма, т.е. новая причинность поведения - психическая,
психика и сознание не одно и тоже,
исследовал рефлексы, рефлексы обязательно связаны с психическими функциями.

Герман Гемгольц (1821 - 1894 гг.)

обосновал закон сохранения энергии,
организм - психофизический механизм,
изобрел офтальмоскоп, кемограф,
автор резонансной теории распространения звука,
гипотеза бессознательных умозаключений.

Психофизика - классический раздел психологии, объясняющий многообразие наблюдаемых форм поведения и психических состояний различиями, вызывающих их физических ситуаций.

Эрнст Вебер (1795 - 1878 гг.)

сформулировал закон различительной чувствительности,

Густав Фехнер (1801 - 1887 гг.)

возвел психофизику в ранг науки,
вывел формулу:
E = K*
Психометрия
измерение временных характеристик психических процессов,
область психологии, в которой изучаются проблема измерений во всех ее областях и отраслях.


Скачать документ

Похожие документы:

  1. Задачи: Совершить краткий экскурс в историю психологии, как науки. Провести беседу о свойствах личности и эмпатии

    Документ
    Красивая шкатулка с цветными бумажными сердечками, бабочками, в которых содержатся шуточные советы (в каждой шутке есть доля шутки, а остальное – правда).
  2. Название курса «История психологии». Данный курс реализуется в рамках подготовки по специальности 020400 «Психология», относится к разделу общепрофессиональных дисциплин (федеральная компонента)

    Документ
    «История психологии». Данный курс реализуется в рамках подготовки по специальности 020400 «Психология», относится к разделу общепрофессиональных дисциплин (федеральная компонента).
  3. Программа дисциплины дпп. Ф. 13 История психологии (указывается наименование и шифр дисциплины в соответствии с гос и учебным планом) Томск 2011

    Программа дисциплины
    Целью дисциплины «История психологии» является усвоение студентами специальности 031300.27 «Социальная педагогика» знаний, умений, навыков и компетенций, востребованных в профессиональной деятельности.
  4. История психологии. Ответы на вопросы к экзамену 2010

    Вопросы к экзамену
    Каждый знает, что люди различаются по характеру, способности запоминать и мыслить, действовать мужественно или трусливо и т. п. Такие обыденные представления о различиях между людьми складываются у нас с малых лет и обогащаются по
  5. Текст взят с психологического сайта История психологии (лекции)

    Лекции
    Цель курса – сформировать у студентов систему представлений о развитии основных психологических понятий, а также – ведущих школ и направлений в психологической науке.

Другие похожие документы..