Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Закон'
Д. 501.001.73 при Московском государственном университете имени М.В. Ломоносова по адресу: 11 1, Москва, ГСП-1, Ленинские горы, МГУ, 1-й корпус гуман...полностью>>
'Методическая разработка'
Цель занятия: познакомить учащихся с творчеством композиторов и поэтов времен Великой Отечественной войны на примере песни М. Блантера на слова М. Ис...полностью>>
'Документ'
Как передается возбуждение — от одного нейрона другому или от нейрона, например, на мышечное волокно? Этой проблемой интересуются не только профессио...полностью>>
'Рассказ'
Я хочу рассказать о моем любимом герое Гамлете. В Гамлете столько мужества, ума и силы. Недаром он современник эпохи Возрождения. Эпоха Ренессанса по...полностью>>

Окказиональное словообразование на примере творчества В. Маяковского

Главная > Курсовая
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации

Камчатский государственный университет имени Витуса Беринга

кафедра русского языка

Курсовая работа по русскому языку

Тема: Окказиональное словообразование на примере творчества В.Маяковского.

Студентки 2-го курса

филологического факультета

очного отделения

Ходжер Е.А.

Научный руководитель:

доцент кафедры русского языка

Деревнюк Нина Степановна

«___» ___________ 2007г.

Оценка _____________

Г. Петропавловск-Камчатский

2007г.

Аннотация

Данная работа охватывает раздел окказионального словообразования. Она ставит целью дать целостное представление о словообразовании и его видах, а также раскрывает понятие об авторских неологизмах. Рассмотрены наиболее типичные случаи употребления окказионализмов, сферы их применения и структура. Примеры, приведенные в данном исследовании, взяты из творчества В.Маяковского.

This work covers section of occasional word-formation. It sets as the purpose to give complete representation about word-formation and his kinds, and also opens concept about author's neologisms. The most typical cases of the use of nonce words, spheres of their application and structure are considered. The examples resulted in the given research, are taken from V.Majakovskogo's creativity.

Содержание.

Введение……………………………………………………4

Глава 1. Словообразование………………………………………………...5

 Понятие о словообразовании…………………………………………….5

 Способы словообразования………………………………………………7

Глава 2. В.Маяковский – новатор слова…………………………………10

 Знакомство с понятиями «окказионализм», «окказиональное словообразование». Отличие неологизма от окказионализма…………………10

 Сфера создания окказиональных слов…………………………………...13

 Образование окказиональных слов………………………………………13

 Особенности языка В.Маяковского. Словотворчество поэта…………..15

Заключение………………………………………………28

Список литературы………………………………………..29

Говорят, что вот

Маяковский, видите ли,

поэт, так пусть он сидит на

своей поэтической

лавочке… Мне наплевать

на то, что я поэт. Я не поэт, а

прежде всего поставивший

свое перо в услуженье,

заметьте, в услуженье,

сегодняшнему часу и

настоящей

действительности…

(Из выступления на диспуте

«Пути и политика «Совкино»).

Введение.

Опираясь на общие законы словообразования и на особенности окказиональных слов в современном русском языке, мы сделали попытку определить специфику словотворчества поэта и классифицировать окказиональные слова В.Маяковского.

Объектом исследования в представленной работе являются авторские неологизмы в поэтическом творчестве В.Маяковского.

Предмет исследования - особенности словообразовательной структуры этих слов.

Цель исследования - изучение наиболее характерных особенностей окказионального словообразования на основе языкового материала.

Задачи исследования:

  1. Рассмотреть раздел «Словообразование». Описать способы словообразования.

  2. Знакомство с понятиями «окказионализм», «окказиональное словообразование». Отличие неологизма от окказионализма.

  3. Рассмотреть специфику словотворчества В.Маяковского

  4. Создать определенную классификацию собранного материала и сделать выводы по результатам исследования в области окказионального словообразования.

Глава 1. Словообразование.

1. Понятие о словообразовании.

Словообразование в современном русском языке изучает структуры слов и законы их образования: образование новых слов путем соединения друг с другом корневых и аффиксальных морфем либо безаффиксальным способом по определенным моделям, существующим в языке. Существует такое понятие как словообразовательная система, которая представляет собой совокупность словообразовательных типов языка – продуктивный и непродуктивный – в их взаимодействии. Специфика словообразования в структуре языка определяется словообразовательными значениями и средствами их выражения. Словообразовательное значение включает значение, присущее слову в целом (а не отдельной словоформе или нескольким словоформам), и формально выражается внутрисловными средствами у части слов, относящихся к данной части речи.

Слово, полученное в результате процесса словообразования, называется производным или мотивированным. Исходное же слово называется производящим, или мотивирующим.

Словообразование как языковой процесс называется также деривацией, а его результаты – дериватами. Слова, имеющие более одной мотивации, относятся одновременно к разным словообразовательным способам, типам и подтипам. Исчерпывающее рассмотрение всех слов, имеющих более чем одну мотивацию, - задача словообразовательного словаря языка. Задача грамматики – характеристика всех типов мотивации, существующих в словообразовательной системе языка.

Различают синхронное и диахроническое словообразование. Диахроническое словообразование изучает реальные процессы образования одних языковых знаков от других на протяжении исторического развития языка, а также исторические изменения словообразовательной структуры отдельных слов (в частности, путем опрощения и переразложения). Синхронное словообразование изучает не столько процессы, сколько отношения между словами, сосуществующими в одном синхронном срезе языка.

Так, русское слово зонтик с синхронной точки зрения является производным от слова зонт. Оно образовано с помощью присоединения к последнему суффикса -ик со значением уменьшительности. Однако реальная историческая последовательность появления этих слов в русском языке иная. Сначала из нидерландского языка было заимствовано слово зонтик (нидерл. zonnedek). Затем произошло переразложение, т.е. перемещение границы морфем внутри слова (в данном случае – ее возникновение). Заключительная часть корня -ик под влиянием аналогии (домик, столик и т.д.) стала восприниматься как самостоятельная морфема – уменьшительный суффикс. Вследствие этого возникло слово без уменьшительного суффикса – зонт. Таким образом, с синхронной точки зрения, можно говорить о следующем направлении словообразования: зонт  зонтик, а с диахронной – об обратном: зонтик  зонт.

Словообразовательная система русского языка представлена значительным количеством словообразовательных типов. Словообразовательный тип – это схема построения производных слов. Словообразовательные типы различаются по ряду признаков. Так, словообразовательные типы различаются в зависимости от соотношения значений производного и производящего слов и от того, к какой части речи принадлежат производящее и производное слова. По этому признаку выделяются две разновидности словообразовательных типов.

  1. Значение производного слова отличается от значения производящего слова: мечтать мечтатель (тот, кто мечтает), жить  житель (тот, кто живет). Словообразовательные типы рассматриваемой группы называют типами лексического словообразования (лексической деривации).

  2. Значение производного и производящего слов одинаково: грубый грубость, храбрыйхрабрость (обозначает признак); петь  пение (обозначает действие). Производные слова словообразовательных типов этой группы всегда выполняют иную синтаксическую функцию, чем производящие. Поэтому словообразовательные типы данной разновидности называют типами синтаксического словообразования (синтаксической деривации).

Выделяют типы продуктивные и непродуктивные. Тип, по которому в современном языке образуются новые слова является продуктивным. Тип, по которому в современном языке не образуются новые слова – непродуктивным.

Ряд последовательно связанных между собой пар составляет словообразовательную цепочку: учить  учитель  учительствовать. Существительное учитель, занимающее срединное место в этой цепочке, оказывается производным по отношению к одному глаголу (учить) и мотивирующим по отношению к другому (учительствовать). Движение по цепочке в обратном направлении демонстрирует последовательность шагов образования глагола учительствовать, своего рода его «словообразовательную предысторию». Множество однокоренных слов называется словообразовательным гнездом, а совокупность всех цепочек с этими словами задает структуру гнезда.

Как цепочки в целом, так и отдельные пары слов, связанные отношением мотивации, выделяются в результате словообразовательного анализа. Его следует отличать от морфемного анализа, который состоит в расчленении слова на составляющие его морфемы. Словообразовательный же анализ подразумевает определение мотивирующего слова и проведенной с ним операции, в частном случае выделение форманта, участвовавшего в образовании слова. Полный словообразовательный анализ подразумевает также восстановление всех предшествующих словообразовательных шагов, т.е. установление для данного слова всей его словообразовательной цепочки.

Другим важным понятием словообразования является словообразовательное значение. Речь идет, прежде всего, о значении аффиксов, используемых в рамках одного словообразовательного шага. Рассматривается ряд аналогичных шагов с разными мотивирующими словами, в которых участвует данный аффикс. Существуют два основных подхода к выделению словообразовательного значения. При первом подходе оно определяется при помощи «семантического вычитания»: как повторяющиеся семантические различия между производными и мотивирующими словами. При втором подходе оно определяется как общая часть семантики соответствующих производных слов.

Производные слова, относящиеся к одной части речи и образованные с помощью одной и той же операции с одним и тем же значением, образуют словообразовательный тип. Так, в один словообразовательный тип входят существительные с уменьшительным суффиксом -ик: домик, садик, лилипутик; глаголы с приставкой за- в «начинательном» значении: забегать, запрыгать, зазвенеть и др.

2. Способы словообразования.

Словарный состав русского языка находится в состоянии непрерывного изменения. Одна из закономерностей развития словарного состава языка – пополнение его новыми словами. Пополнение это происходит двумя путями: путем образования новых слов и путем заимствования слов из других языков. Решающую роль в развитии и обогащении лексического состава языка играет образование новых слов на базе уже существующих в нем слов.

Словообразовательный тип - основная единица классификации в словообразовательной системе русского языка. Более крупная единица классификации – способ словообразования, объединяющая ряд словообразовательных типов с одним и тем же средством словообразования (приставкой, суффиксом, постфиксом и т. д.).

Слова могут возникать в языке сами по себе, в процессе их употребления, независимо от сознательной словотворческой деятельности человека. Этот процесс можно назвать собственно словообразованием. Слова, ранее выступавшие в качестве самостоятельных лексических единиц, в процессе длительного их употребления рядом друг с другом с течением времени перестают осознаваться как отдельные, становятся частями одного структурного целого, сливаются в новое слово. Именно так из сочетания сего дня – «этого дня» образовалось слово сегодня.

Слова могут сознательно создаваться говорящим в тот или иной момент речевой деятельности. Этот процесс является уже словопроизводством. Используя сложившиеся в русском языке приемы и правила, человек намеренно создает из существующего языкового материала новые слова.

В зависимости от того, какие средства используются для образования новых слов, слова можно распределить на две группы:

1. Слова, образованные морфологическим способом (с помощью различных морфем).

2. Слова, образованные неморфологическим способом (без помощи морфем).

Основные типы морфологического словообразования, существующие сейчас в русском языке, - сложение, аффиксация, безаффиксный способ словообразования, аббревиация (усечение, Лекант), обратное словообразование.

Сложение основ представляет собой образование нового слова путем объединения в одно словесное целое двух и более слов: рельсоукладчик, научно-технический.

Аффиксация – создание нового слова посредством присоединения к основе образующего слова или к слову в целом тех или иных аффиксов. Аффиксальный способ словообразования является самым продуктивным и богатым видом морфологического словопроизводства: прочный сверхпрочный (префиксальный способ); глаз глазной (суффиксальный способ); братьбраться (постфиксальный способ) и т. д.

Безаффиксный способ словообразования среди других типов морфологического способа является наименее действенным и распространенным: с его помощью образуются только имена существительные. Безаффиксный способ словообразования можно определить как такой способ производства слов, когда образующая основа без добавления каких-либо аффиксов становится основой имени существительного. В качестве образующих основ могут выступать лишь основы глаголов и прилагательных: рвань рваный, причал причалить.

Аббревиация – образование новых слов с помощью чистого сокращения. В целом данный способ является непродуктивным для русского языка, так как ограничен сферой имен существительных: Питер (Петербург), баскет (баскетбол), спец (специалист).

Обратное словообразование – это такое словопроизводство, посредством которого новое слово образуется от существующего не в виде производного, а в виде производящего: зонт зонтик, фляга фляжка.

Неморфологические способы русского словообразования включают в себя: лексико-синтаксический способ (сращение, слияние), лексико-семантический способ, морфолого-синтаксический способ.

Лексико-синтаксический способ – возникновение новых слов в результате сращения в одно слово двух и более лексических единиц, которые ранее объединялись в сочетании: сей час сейчас, и того итого, из вне извне. Этим способом образуются разные части речи, но в современном русском языке этот способ наиболее характерен для образования наречий: вверх, вдаль, намертво.

Лексико-семантический способ – способ словообразования, при котором новые лексические единицы возникают в результате изменений в семантике уже существующих в русском языке слов, т. е. один из путей появления в языке омонимов, равных по звуковому облику, но различных по значению: красный (цвет) – красный (красноармеец).

Морфолого-синтаксический способ – образование новых лексических единиц, в результате перехода слов или словоформы одного лексико-грамматического класса в другой лексико-грамматический класс, или переход в другую часть речи: столовая (из разряда имен прилагательных в существительное), последний (из прилагательного в местоимение: в значении этот, тот).

Глава 2. Окказионализмы. В.Маяковский – новатор слова.

1. Знакомство с понятиями «окказионализм», «окказиональное словообразование». Отличие неологизма от окказионализма.

Изучая окказиональное словообразование, мы изучаем особый аспект языка - его творческую сторону. Это словообразование ориентировано не на существующие языковые правила, а на потенциальные языковые возможности и на способность говорящего реализовать их в речи. Окказионализмы - своего рода демонстрация того, на что способен язык при создании новых слов.

Окказиональными словами (или окказионализмами) принято называть слова, существующие, как правило, лишь в определенном, породившем их контексте, не вошедшие в язык.

Окказиональный - (лат. occasionalis 'случайный') – слова, образуемые «по случаю», в конкретных условиях речевой коммуникации и, как правило, противоречащие языковой норме, отклоняющиеся от привычных способов образования слов в данном языке. Неузуальный, несоответствующий общепринятому употреблению, характеризующийся индивидуальным вкусом, обусловленный специфическим контекстом употребления.(«Словарь лингвистических терминов» О.С. Ахмановой – 4, с.20)

Окказиональные явления обычно бывают индивидуальными новшествами, принадлежащими отдельным лицам, чаще писателям. Поэтому окказионализмы разного рода иногда называют индивидуальными (или авторскими), подчеркивая их «необщепринятость» и отнесенность к известному создателю. При этом окказиональное противопоставляют общенародному, языковому.

Понятие окказиональный состоит в оппозиции другому термину – «узуальный», т. е. отвечающий принятому в данном языковом коллективе употреблению слов, фразеологических оборотах, грамматических конструкций и т. д. Следовательно, все слова в современном русском языке можно разделить на два больших класса: слова «канонические» - обычные, общего пользования, литературные слова. И слова окказиональные – случайные, индивидуального пользования, возникающие экспромтом в процессе самой речи. Слова эти различны между собой по ряду свойств и признаков, в общем и целом сводящихся – на уровне лексики – к признакам различия между языком и речью: канонические слова – это лексические единицы языка, а окказиональные – лексические единицы речи.

Окказионализмы характеризуются следующими признаками:

1. Принадлежность к речи;

2. Невоспроизводимость (творимость);

3. Ненормативность;

4. Функциональная одноразовость;

5. Экспрессивность;

6. Индивидуальная принадлежность.

Рассмотрим более подробно эти признаки:

1. Принадлежность к речи наиболее важный признак окказиональных слов. В окказионализмах содержится противоречие между фактом речи и нормой языка. Они выражают в особых языковых формах предельную конкретность соответствующих ситуаций. Факт создания и употребления окказионализмов это факт речи, а не языка.

2. Творимость окказионализмов противопоставлена воспроизводимости узуальных слов. Под воспроизводимостью понимается функциональная повторяемость слова в готовом виде. Так как окказионализмы явление речевое, то они не воспроизводятся, а творятся заново всякий раз для каждого конкретного случая их употребления. Существует принципиальная разница между подлинной воспроизводимостью узуальных слов и мнимой воспроизводимостью окказиональных, которая называется повторяемостью. Окказионализмы не воспроизводятся, а повторяются, цитируются с определенной целью, например, при чтении какого-либо произведения, содержащего окказионализмы.

3. Ненормативность характерная особенность окказиональных слов. Окказиональные слова мотивированно неправильные слова, являются одним из проявлений поэтической речи (в самом широком смысле). Создание окказионализмов это сознательное отклонение от нормы и, если оно достаточно осознается, обязательно несет в себе дополнительную информацию, т.е. выступает как образное средство, как средство показа какой-либо характеристики речевой, социальной, диалектной, профессиональной, возрастной и т.д.

4. Важнейшим свойством окказионализмов является их одноразовость. Это свойство выражается в том, что окказионализмы создаются для того, чтобы употребить в речи всего один раз. Окказиональные слова передают особенность ситуации, ее предельную конкретность, которую не может выразить узуальное слово.

5. Под экспрессивностью понимают выразительные качества речи, отличающие ее от обычной (стилистически нейтральной) и придающие ей образность и эмоциональную окрашенность. Обязательная экспрессивность характерная черта окказиональных слов. Это их сквозной признак, в отличие от узуальных слов, большей части которых не свойственна экспрессивность. Кроме того, экспрессивность окказионализмов носит ингерентный характер. Ингерентная экспрессия означает, что окказиональные слова экспрессивны сами по себе, в силу особенностей своего строения. Степень окказиональности и соответственно экспрессивности разных окказиональных слов неодинакова: чем меньше формальных и семантических нарушений, тем меньше окказиональности (а вместе с нею и экспрессивности) содержится в этом слове, и наоборот.

6. Еще один важный признак окказиональных слов их принадлежность к определенному лицу. Для окказионализма его авторская принадлежность является принципиальным условием пребывания в окказиональном статусе.

Таким образом, окказиональное слово это речевая экспрессивная единица, обладающая свойством невоспроизводимости, ненормативности и функциональной одноразовости.

Окказиональные слова отличаются от новообразований языка (неологизмов) тем, что сохраняют свою новизну, свежесть независимо от реального времени их создания. Неологизм - (от греч. 'новый' и 'слово') – это слово, значение слова или словосочетание, недавно появившиеся в языке. Из этого определения ясно, что понятие неологизма изменчиво во времени и относительно: неологизмом слово остается до тех пор, пока говорящие ощущают в нем новизну. Например, для русского языка конца 20 в. определенная новизна ощущается большинством в словах иноязычного происхождения имиджмейкер, Интернет, в словах, образованных из русских морфем: белодомовцы (о защитниках Белого дома в Москве во время октябрьских событий 1993), наличка (т.е. наличные деньги), разгосударствление (преобразование государственной собственности в какую-либо иную – частную, кооперативную, коллективную) и т.п.

Неологизмы это новые слова или выражения, свежесть и необычность которых ясно ощущается носителями языка. Неологизмы делятся на общеязыковые (как новообразованные, так и новозаимствованные) и авторские, индивидуально-стилистические. Возникновение общеязыковых неологизмов связано с обозначением нового предмета или явления. Авторские, индивидуально-стилистические, окказиональные неологизмы преследуют определенные художественные цели. Они редко выходят за пределы контекста и не получают широкого распространения. Неологизмы создаются в языке по продуктивным моделям, по образцу уже существующих в языке слов. Общеязыковые неологизмы обычно довольно скоро перестают восприниматься как новые слова, новизна их со временем стирается; а окказионализмы, если они не вошли в язык, не стали общеупотребительными, то так и остаются новыми словами.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Когнитивное пространство словосращения ( на материале русского и английского языков) 10. 02. 20 сравнительно-историческое, типологическое и сопоставительное языкознание

    Автореферат
    Защита состоится «__» 200 года в час. мин. на заседании диссертационного совета Д 212.263.03 в Тверском государственном университете по адресу: Россия, 17 , г.
  2. Диссертация на соискание ученой степени (5)

    Диссертация
    Данное исследование посвящено анализу принципов построения, структурной организации зевгматических конструкций, определению и описанию их основных функций, выявлению особенностей функционирования зевгматических конструкций в тексте.
  3. Рабочая программа наименование дисциплины Стилистика и литературное редактирование (указывается наименование в соответствии с учебным планом)

    Рабочая программа
    Цель курса: ознакомить студентов с вопросами стилистической дифференциации языковых средств, охарактеризовать нормы литературного языка, показать наиболее целесообразное использование синонимических вариантов, привить навыки обоснованного
  4. Программа повышения квалификации учителей русского языка и литературы «Актуальные проблемы содержания и преподавания русского языка и литературы в условиях модернизации образования»

    Программа
    Структура и содержание Единого государственного экзамена (ЕГЭ) по русскому языку и литературе. Методика подготовки учащихся к работе с материалами ЕГЭ по русскому языку и литературе.
  5. Российский университет дружбы народов вопросы лингвистики и лингводидактики иностранного языка делового и профессионального общения

    Документ
    Материалы сборника посвящены актуальным проблемам преподавания иностранного языка делового общения, современным тенденциям профессионально-ориентированного обучения иностранным языкам,

Другие похожие документы..