Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
С появлением городов возникла сначала проблема отведения, а затем и очистки сточных вод (сбросов). В зависимости от происхождения сточных вод они мог...полностью>>
'Закон'
Настоящий Закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами "Об общих принципах организации законодательных (предс...полностью>>
'Документ'
Преподавание «Основ археологии» тесно связано с преподаванием всех исторических дисциплин от истории первобытного общества по средние века включитель...полностью>>
'Программа'
4.Задача линейной регрессии в нейросетевых терминах. Задача аппроксимации нелинейной функции многих переменных с использованием нейронной сети. Модел...полностью>>

Учебно-методический комплекс русский язык и культура речи (1)

Главная > Учебно-методический комплекс
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Негосударственное образовательное частное учреждение

высшего профессионального образования

«МОСКОВСКИЙ НОВЫЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ»

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

РУССКИЙ ЯЗЫК И

КУЛЬТУРА РЕЧИ

Высшее профессиональное образование

СПЕЦИАЛЬНОСТИ

030501. 65 ЮРИСПРУДЕНЦИЯ

080105.65 ФИНАНСЫ И КРЕДИТ

080109.65 БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЁТ, АНАЛИЗ И АУДИТ

080507.65 МЕНЕДЖМЕНТ ОРГАНИЗАЦИИ

МОСКВА, 2011

Учебно-методический комплекс подготовлен Дедяевым Ю.М., заведующим кафедрой Общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин, кандидатом исторических наук, доцентом

Учебно-методический комплекс одобрен и рекомендован к опубликованию кафедрой Общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин протокол от 27 января 2011 года №5

Рецензент: Прохорова Н.С., кандидат педагогических наук

Рецензент: Прохорова Л.Л., кандидат педагогических наук

© МНЮИ

ОГЛАВЛЕНИЕ

Раздел I. Пояснительная записка

1. Требования ГОС к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы по направлению подготовки

дипломированного специалиста по дисциплине

"РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ"

Индекс

Дисциплина и ее основные разделы

ГСЭ.Ф

Федеральный компонент

ГСЭ.Ф.07

Русский язык и культура речи:


Стили современного русского литературного языка. Языковая норма, ее роль в становлении и функционировании литературного языка. Речевое взаимодействие. Основные единицы общения. Устная и письменная разновидности литературного языка. Нормативные, коммуникативные, этические аспекты устной и письменной речи. Функциональные стили современного русского языка. Взаимодействие функциональных стилей. Научный стиль. Специфика использования элементов различных языковых уровней в научной речи. Речевые нормы учебной и научной сфер деятельности. Официально-деловой стиль, сфера его функционирования, жанровое разнообразие. Языковые формулы официальных документов. Приемы унификации языка служебных документов. Интернациональные свойства русской официально-деловой письменной речи. Язык и стиль распорядительных документов. Язык и стиль коммерческой корреспонденции. Язык и стиль инструктивно-методических документов. Реклама в деловой речи. Правила оформления документов. Речевой этикет в документе. Жанровая дифференциация и отбор языковых средств в публицистическом стиле. Особенности устной публичной речи. Оратор и его аудитория. Основные виды аргументов. Подготовка речи: выбор темы, цель речи, поиск материала, начало, развертывание и завершение речи. Основные приемы поиска материала и виды вспомогательных материалов. Словесное оформление публичного выступления. Понятливость, информативность и выразительность публичной речи. Разговорная речь в системе функциональных разновидностей русского литературного языка. Условия функционирования разговорной речи, роль внеязыковых факторов. Культура речи. Основные направления совершенствования навыков грамотного письма и говорения.

2. Краткие сведения о дисциплине «РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ»

Специальность 030501.65 Юриспруденция, 080109.65 Бухгалтерский учёт, анализ и аудит, 080507.65 Менеджмент организации

На изучение курса «Русский язык и культура речи» для всех форм обучения учебным планом отведено 198 часов.

Для студентов дневной формы обучения со сроком обучения 5 лет отводится: 100 часов – аудиторных занятий. Из них: 60 часов - на проведение лекций, 40 часов - семинарские и практические занятия, 98 часов – самостоятельная работа. Дисциплина изучается в 1-м и во 2-м семестрах. В 1-м семестре - на изучение отводится 46 аудиторных часов учебного времени. Заканчивается эта часть курса сдачей зачёта. Во 2-м семестре - на изучение отводится 54 часа аудиторных занятий. Эта часть курса также заканчивается сдачей зачёта. Итоговая оценка выставляется по результатам двух успешно сданных зачетов.

Для студентов со сроком обучения - 3 года курс «Русский язык и культура речи» читается во втором семестре. Из 198 часов учебного времени, отведенных на дисциплину 18 часов – аудиторные занятия, 180 часов - самостоятельная работа. Аудиторное время распределяется в соотношении: 12 часов – лекции, 6 часов – практические занятия. Заканчивается курс сдачей зачёта.

Для студентов очно – заочной формы обучения Срок обучения - 6 лет. Дисциплина изучается в третьем семестре. Из 198 часов учебного времени, отведенных на дисциплину, 40 часов - аудиторные занятия, 158 -самостоятельная работа. Аудиторное время распределяется в соотношении: 24 часа – лекции, 16 часов – практические занятия. Зачёт сдаётся в третьем семестре. При наличии компьютерного класса - проводится электронное тестирование, при отсутствии - преподаватель проводит тестирование письменно. Варианты тестовых заданий для письменного тестирования - см. «Практикум».

Срок обучения - 3 года. Дисциплина изучается студентами в первом семестре. На изучение отводится 198 часов учебного времени. Из них аудиторные занятия - 6 часов лекции, самостоятельная работа – 192 часа. В первом же семестре обучения студентами сдаётся зачёт.

Для студентов заочной формы обучения со сроком обучения - 6 лет. Аудиторные занятия со студентами проводятся на 2-й и 3-й учебных сессиях. На изучение отводится 198 часов учебного времени. Из них 20 часов - аудиторных, 178 часов - самостоятельная работа. Аудиторные занятия распределяются следующим образом: 16 часов – лекции, 4 часа – практические занятия. Во время второй учебной сессии - на установочные занятия отводится 12 часов. В ходе третьей сессии выделяется 8 часов учебного времени, и принимается зачет. При наличии компьютерного класса проводится электронное тестирование, при отсутствии - преподаватель проводит тестирование письменно. Варианты тестовых заданий для письменного тестирования - см. «Практикум».

Срок обучения – 3,5 года. На изучение отводится 198 часов учебного времени. Из них 4 часа лекции – аудиторные занятия, 194 часа - самостоятельная работа. Аудиторные занятия со студентами проводятся в 4-ю и 5-ю учебные сессии. Во время четвёртой учебной сессии - на установочные занятия отводится 4 часа лекции. В ходе пятой сессии студенты пишут контрольную работу, и по результатам написанной работы преподаватель оценивает их в форме недифференцированного зачёта. Перечень тем контрольных работ и порядок их выбора приведен в соответствующем разделе УМК.

Цель изучения курса «Русский язык и культура речи» - сделать осмысленной речевую практику студентов, повысить их языковую компетенцию, способствовать эффективному освоению ведущих дисциплин по специальностям. Ориентация на профессиональные требования, предъяв­ляемые к специалистам в области экономики, юриспруденции, обусловила прагматическую направленность основных задач курса:

- сформировать навыки грамотной письменной учебно-науч­ной речи и речи, необходимой в будущей профессиональной деятельности;

- научить вести межличностный и социальный диалог, разре­шать конфликтные ситуации, используя эффективные мето­дики общения;

- научить выступать публично, аргументировать собственную позицию в соответствии с нормами русского литературного языка и речевого этикета;

- анализировать готовые тексты различных жанров, создавать свой текст, осуществлять

правку готового текста с учётом требований оптимальной коммуникации.

- познакомить с различными этнориторическими идеалами, на­циональными особенностями речевого и неречевого поведения;

- совершенствовать уровень владения нормами русского литературного язы­ка;

- уметь распознавать, предупреждать и исправлять речевые ошибки, лингвисти­чески

некорректные высказывания;

- выявлять особенности использования языковых единиц всех уровней в текстах

разной функциональной принадлежности;

Такая ориентация процесса обучения делает необходимым обращение к различным направлениям научных исследований в языкознании: психолингвистике, функциональной стилистике, стилистике текста, практической стилистике, исследованиям по риторике, ораторскому искусству и др.

Изучение курса «Русский язык и культура речи» обеспечивает связь теории и практики: опираясь на фонетический, лексический и грамматический материал, курс призван углубить знания студентов о русском языке, его богатстве, способности выражать различные мысли и чувства, передавать их тончайшие оттенки. В процессе освоения курса студент должен совершенствовать свои навыки в использовании выразительных средств и стилистического многообразия родного языка, в выборе лексических и грамматических синонимов, вариантных форм в зависимости от целей и задач высказывания, от условий общения и стиля речи, а также научиться анализировать языковые особенности различных текстов. Основная цель курса – способствовать повышению культуры письменной и разговорной речи студентов.

Для достижения поставленных задач студенты готовят сообщения и пишут рефераты, контрольные работы, изучают дополнительную литературу, анализируют художественные и другие тексты, осуществляют языковой мониторинг с целью выявления культурно-речевых и стилистических ошибок в средствах массовой информации и разговорной речи. Все виды работы – как учебной, так и творческой – взаимосвязаны и взаимообусловлены.

В результате изучения дисциплины студент должен обладать следующими компетенциями:

иметь представление:

  • о понятии «современный русский литературный язык» и о речи как инструменте эффективного общения;

  • о функциональных стилях современного русского языка, их языковых особенностях;

  • о понятии «культура речи» и коммуникативной компетенциям носителя языка.

знать:

  • основные нормы современного русского литературного языка;

  • основные формы речи;

  • основные способы переработки текстовой информации;

  • основные правила оформления деловых документов.

уметь:

- писать аннотацию, тезисы, рефераты различных типов, курсовую

работу;

- доказывать и обосновывать, аргументировать, опровер­гать, делать

оценки, отвечать на вопросы;

- выступать с самостоятельно с подготовленным докладом, участвовать в

диалоге, беседе, дискуссии; защищать курсовой проект;

- анализировать предмет общения, организовывать обсуждение, управлять общением, использовать этикетные средства для дос­тижения коммуникативных целей; владеть эффективными ме­тодиками коммуникации;

- анализировать конфликты, кризисные ситуации и разре­шать их;

  • переводить устную информацию в письменную, знако­вую в словесную и наоборот;

  • анализировать текст на предмет соответствия его нормам современного русского языка;

  • выступать перед аудиторией.

Обязательный минимум содержания профессиональной образовательной программы по специальностям: 030501.65 – юриспруденция, 080109.65 – бухгалтерский учёт, анализ и аудит, 080507.65 – менеджмент организации – по курсу «Русский язык и культура речи» включают следующие дидактические единицы. Стилистика. Стили современного русского литературного языка. Научный стиль речи. Публицистический стиль речи. Официально-деловой стиль речи. Разговорный стиль речи. Выразительные средства языка. Риторика. Речевое взаимодействие. Основные единицы общения. Логические основы речевого общения. Оратор и его аудитория. Подготовка речи и публичное выступление. Тип связи в тексте. Деловой русский язык. Особенности официально-делового стиля речи. Деловое письмо. Нормы делового письма. Реклама в деловой речи. Служебно-деловое общение: деловые переговоры, интервью, презентация. Деловой этикет. Культура речи. Лингвистические словари русского языка. Нормы современного русского литературного языка: нормы ударения. Нормы современного русского литературного языка: орфоэпические нормы. Нормы современного русского литературного языка: нормы лексической сочетаемости. Нормы современного русского литературного языка: лексические нормы. Нормы современного русского литературного языка: лексические нормы фразеологизмов. Нормы современного русского литературного языка: морфологические нормы. Нормы современного русского литературного языка: морфологические нормы имени числительного. Нормы современного русского литературного языка: синтаксические нормы. Орфографические нормы русского литературного языка. Пунктуационные нормы русского литературного языка. Орфографическая грамотность. Пунктуационная грамотность. Грамматические ошибки. Речевая грамотность.

Дальнейшее углубление и конкретизация знаний студентов по русскому языку и культуре речи происходит при изучении учебных дисциплин «Философия», «Политология», «Социология», "Экономика", "Концепции современного естествознания", "Логика", а также в процессе освоения естественнонаучных и профессиональных дисциплин при обучении в институте.

Раздел II. Тематический план

2.1 Тематический план для студентов очной формы обучения

№№

тем

Наименование разделов и тем

Общее

к-во

часов

Аудиторные часы

Самостоя-

тельная

работа

Всего

в том числе:

Лекции

Семинары,

практич. занятия

1

2

3

4

5

6

7

Раздел I. Русский язык и культура речи: предмет и общие понятия курса.

1.

Предмет, цели и задачи курса. Язык и речь. Языковая и коммуникативная компетенция. Понятие языковой нормы.

12

6

4

2

6

Практическое занятие: «Лингвистическая и коммуникативная компетенции. Понятие языковой нормы». Пробный диктант.

2

Раздел II. Разновидности форм речи.

2.

Особенности коммуникации. Устная и письменная формы речи, диалог и монолог.

8

4

2

2

4

3.

Функционально-смысловые типы речи, понятие функционального стиля. Читательская квалификация.

14

8

6

2

6

Практическое занятие: «Читательская квалификация». Решение тестовых заданий по разделам I - II.

4

Раздел III. Функциональные стили современного русского литературного языка.

4.

Понятие о функциональных стилях. Научный стиль. Официально-деловой стиль. Публицистический стиль.

30

14

8

6

16

5.

Функционально – стилевой состав книжной речи. Разговорная речь и просторечие.

14

6

4

2

8

Индивидуальное контрольное собеседование: «Характеристика функциональных стилей речи».

8

Раздел IV. Культура речи и русский литературный язык.

6.

Основные направления повышения грамотности письменной и устной речи. Ошибки в современной речи, их причины, пути устранения.

14

8

4

4

6

Практическое занятие: «Типичные ошибки в современной речи и их причины». Пробный диктант.

4

Всего за 1-й семестр:

92

46

28

18

46

Зачёт.

Раздел V. Публичная речь и ораторское искусство: история предмета и общие понятия.

7.

Предмет ораторского искусства и его значение для профессиональной деятельности специалиста. История ораторского искусства. Величайшие ораторы прошлого и современности.

14

8

6

2

6

Семинарское занятие: «Ораторское искусство: общая характеристика предмета и основные этапы развития».

2

Раздел VI. Специфика и структура публичного выступления.

8.

Общие требования к публичному выступлению. Виды и структура публичной речи. Особенности деловой и судебной речи. Основные этапы работы оратора над речью.

32

16

8

8

16

Практическое занятие: Методика подготовки публичного выступления.

8

Раздел VII. Требования к ораторской речи.

9.

Логические основы ораторской речи. Техника и культура речи оратора.

36

18

10

8

18

Практическое занятие: Методика произнесения публичной речи.

8

Раздел VIII. Социально – психологические особенности публичного выступления.

10.

Социально – психологические аспекты взаимодействия оратора с аудиторией.

12

6

4

2

6

11.

Основы полемического мастерства. Логические приёмы и уловки спора, дискуссии, полемики.

12

6

4

2

6

Семинар-практикум: «Ораторское искусство в профессиональной деятельности специалиста».

4

Всего за 2-й семестр:

106

54

32

22

52

Зачёт.

Всего за учебный год:

198

100

60

40

98

2.2 Тематический план для очно-заочной формы обучения

№№

тем

Наименование разделов и тем

Общее

к-во

часов

Аудиторные часы

Самостоя-

тельная

работа

Всего

в том числе:

Лекции

Семинары,

практич. занятия

1

2

3

4

5

6

7

Раздел I. Русский язык и культура речи: предмет и общие понятия курса.

1.

Предмет, цели и задачи курса. Язык и речь. Языковая и коммуникативная компетенция. Понятие языковой нормы.

12

2

1

1

10

Практическое занятие: «Лингвистическая и коммуникативная компетенции. Понятие языковой нормы». Пробный диктант.

1

Раздел II. Разновидности форм речи.

2.

Особенности коммуникации. Устная и письменная формы речи, диалог и монолог.

8

2

1

1

6

3.

Функционально-смысловые типы речи, понятие функционального стиля. Читательская квалификация.

14

2

1

1

12

Практическое занятие: «Читательская квалификация». Решение тестовых заданий по разделам I - II.

2

Раздел III. Функциональные стили современного русского литературного языка.

4.

Понятие о функциональных стилях. Научный стиль. Официально-деловой стиль. Публицистический стиль.

30

6

4

2

24

5.

Функционально – стилевой состав книжной речи. Разговорная речь и просторечие.

14

2

1

1

12

Индивидуальное контрольное собеседование: «Характеристика функциональных стилей речи».

3

Раздел IV. Культура речи и русский литературный язык.

6.

Основные направления повышения грамотности письменной и устной речи. Ошибки в современной речи, их причины, пути устранения.

14

4

2

2

10

Практическое занятие: «Типичные ошибки в современной речи и их причины». Пробный диктант.

2

Раздел V. Публичная речь и ораторское искусство: история предмета и общие понятия.

7.

Предмет ораторского искусства и его значение для профессиональной деятельности специалиста. История ораторского искусства. Величайшие ораторы прошлого и современности.

14

4

4

-

10

Семинарское занятие: «Ораторское искусство: общая характеристика предмета и основные этапы развития».

-

Раздел VI. Специфика и структура публичного выступления.

8.

Общие требования к публичному выступлению. Виды и структура публичной речи. Особенности деловой и судебной речи. Основные этапы работы оратора над речью.

32

6

4

2

26

Практическое занятие: Методика подготовки публичного выступления.

2

Раздел VII. Требования к ораторской речи.

9.

Логические основы ораторской речи. Техника и культура речи оратора.

36

8

4

4

28

Практическое занятие: Методика произнесения публичной речи.

4

Раздел VIII. Социально – психологические особенности публичного выступления.

10.

Социально – психологические аспекты взаимодействия оратора с аудиторией.

12

2

1

1

10

11.

Основы полемического мастерства. Логические приёмы и уловки спора, дискуссии, полемики.

12

2

1

1

10

Семинар-практикум: «Ораторское искусство в профессиональной деятельности специалиста».

2

Зачёт.

Всего:

198

40

24

16

158

2.3 Тематический план для заочной формы обучения

№№

тем

Наименование разделов и тем

Общее

к-во

часов

Аудиторные часы

Самостоя-

тельная

работа

Всего

в том числе:

Лекции

Семинары,

практич. занятия

1

2

3

4

5

6

7

Раздел I. Русский язык и культура речи: предмет и общие понятия курса.

1.

Предмет, цели и задачи курса. Язык и речь. Языковая и коммуникативная компетенция. Понятие языковой нормы.

12

1

1

-

11

Практическое занятие: «Лингвистическая и коммуникативная компетенции. Понятие языковой нормы». Пробный диктант.

-

Раздел II. Разновидности форм речи.

2.

Особенности коммуникации. Устная и письменная формы речи, диалог и монолог.

8

-

-

-

8

3.

Функционально-смысловые типы речи, понятие функционального стиля. Читательская квалификация.

14

2

2

-

12

Практическое занятие: «Читательская квалификация». Решение тестовых заданий по разделам I - II.

-

Раздел III. Функциональные стили современного русского литературного языка.

4.

Понятие о функциональных стилях. Научный стиль. Официально-деловой стиль. Публицистический стиль.

30

2

1

1

28

5.

Функционально – стилевой состав книжной речи. Разговорная речь и просторечие.

14

2

1

1

12

Индивидуальное контрольное собеседование: «Характеристика функциональных стилей речи».

2

Раздел IV. Культура речи и русский литературный язык.

6.

Основные направления повышения грамотности письменной и устной речи. Ошибки в современной речи, их причины, пути устранения.

14

1

1

-

13

Практическое занятие: «Типичные ошибки в современной речи и их причины». Пробный диктант.

-

Раздел V. Публичная речь и ораторское искусство: история предмета и общие понятия.

7.

Предмет ораторского искусства и его значение для профессиональной деятельности специалиста. История ораторского искусства. Величайшие ораторы прошлого и современности.

14

2

2

-

12

Семинарское занятие: «Ораторское искусство: общая характеристика предмета и основные этапы развития».

-

Раздел VI. Специфика и структура публичного выступления.

8.

Общие требования к публичному выступлению. Виды и структура публичной речи. Особенности деловой и судебной речи. Основные этапы работы оратора над речью.

32

4

4*

-

28

Практическое занятие: Методика подготовки публичного выступления.

-

Раздел VII. Требования к ораторской речи.

9.

Логические основы ораторской речи. Техника и культура речи оратора.

36

4

2

2

32

Практическое занятие: Методика произнесения публичной речи.

2

Раздел VIII. Социально – психологические особенности публичного выступления.

10.

Социально – психологические аспекты взаимодействия оратора с аудиторией.

12

1

1

-

11

11.

Основы полемического мастерства. Логические приёмы и уловки спора, дискуссии, полемики.

12

1

1

-

11

Семинар-практикум: «Ораторское искусство в профессиональной деятельности специалиста».

-

Зачёт.

Всего:

198

20

16

4

178



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Учебно-методический комплекс русский язык и культура речи (2)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс подготовлен Дедяевым Ю.М., заведующим кафедрой Общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин, кандидатом исторических наук,
  2. Учебно-методический комплекс русский язык и культура речи уровень основной образовательной программы

    Учебно-методический комплекс
    - ФГОС ВПО по направлению подготовки 030900.62 «Юриспруденция» (квалификация (степень) "бакалавр") утвержденный Министерством образования и науки РФ от 4 мая 2010 г N 464.
  3. Учебно-методический комплекс Для всех специальностей Москва 2007

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс «Русский язык и культура РЕЧИ» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.
  4. Кабанова Наталья Васильевна учебно-методический комплекс

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс «Русский язык и культура речи» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 030401.
  5. Учебно-методический комплекс дисциплины русский язык и культура речи специальность 080105 «Финансы и кредит»

    Учебно-методический комплекс
    По специальностям 080109 «Бухучет, анализ и аудит», 080801 «Прикладная информатика (в экономике)», 080502 «Экономика и управление на предприятии (в торговле и общественном питании)», 080102 «Мировая экономика», 080401 «Товароведение

Другие похожие документы..