Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
пропаганды и развития спортивного туризма и ориентирования среди населения города: работающей молодёжи, студентов и школьников, как важного средства ...полностью>>
'Реферат'
Культура - это специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда...полностью>>
'Литература'
Иван Бунин. «Помню – долгий зимний вечер…»; А. Прокофьев. «Алёнушка»; Д. Кедрин. «Алёнушка»; Н. Рубцов. «Родная деревня»; Дон-Аминадо. «Города и годы»...полностью>>
'Программа'
1. Цель дисциплины состоит в том, чтобы познакомить студентов с основными теоретическими концепциями и актуальными прикладными вопросами, возникающим...полностью>>

Реферат на тему: Проблема суверенитета и вестфальская система национальных государств

Главная > Реферат
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Реферат на тему:

Проблема суверенитета и вестфальская система национальных государств.

Содержание.

Введение………………………………………………………………………3

Основная часть.

  1. Предпосылки возникновения национальных государств в Европе в XVI-XVII вв. Возникновение понятия суверенитет………………………….5

  2. Тридцатилетняя война, заключение Вестфальского договора как переломный момент в развитии европейских отношений.

2.1 Ход, участники войны, заключение Вестфальского мира.…………………………………………………………….……..9

    1. . Политико-историческое значение Вестфальского мира в формировании новых международных стандартов мировой политики…………………………………………………………..12

  1. Проблемы суверенитета в современном мире. Глобализация………16

Заключение………………………………………………………….……..21

Список используемой литературы………………………………….......24

Введение.

Проблема суверенитета на протяжении многих веков нередко затрагивалась в общественно-политических и философских дискуссиях о сущности государственного устройства, о роли и функциях субъектов государства, а также о характере его внешнеполитической деятельности. Государственный суверенитет (фр. souveraineté — верховная власть) понимается как неотчуждаемое юридическое качество независимого государства, символизирующее его политико-правовую самостоятельность, высшую ответственность и ценность как первичного субъекта международного права.1 Таким образом, суверенитет является одним из определяющих признаков современного государства.

Однако в последнее время исследователи все чаще говорят о «размывании» понятия национального суверенитета. Данный процесс связан с явлением глобализации, усилением взаимных связей и взаимозависимости между государствами, что ведет, с одной стороны, к увеличению роли международных организаций (ООН, ЕС и т.д.), которым государства частично делегируют свои суверенные права, с другой — к признанию ряда проблем (например, права человека) выходящими за рамки исключительного ведения отдельных государств и подлежащими международному регулированию. Иными словами, глобализация существенно влияет на сокращение суверенитета национальных государств, которые добровольно жертвуют частью своей власти в пользу межнациональных объединений.

Государства, которые веками боролись за свою независимость и национальную идентичность, переживают новый период в своем развитии, который заключается в повсеместной экономической, политической, культурной интеграции и унификации. К числу таких глобальных явлений можно отнести интернационализацию мировой экономики, стирание государственных границ, а также межрегиональную интеграцию в рамках отдельно взятой страны.

Однако, несмотря на существенные изменения, происходящие в мире в последние несколько десятилетий, государственный суверенитет остается основой конституционного строя большинства государств. Принципы, заложенные в XVII вестфальской системой, остаются прежними в условиях современной реальности: верховенство, независимость и самостоятельность государственной власти на территории государства, независимость в международном общении, обеспечение целостности и неприкосновенности территории.

В контексте глобализации проблема суверенитета в последнее время приобрела особую актуальность и стала одной из наиболее обсуждаемых политологами, социологами и учеными других специальностей.

Для того чтобы лучше уяснить стремительно происходящие процессы, затронувшие практически все государства, и спрогнозировать дальнейшие пути развития, необходимо обратиться к истории, выявить предпосылки и этапы развития борьбы отдельных государств за суверенитет.

В данной работе был произведен анализ работ как классиков политологии и философии (Макс Вебер, Жан Боден, Никколо Макиавелли), так и современных исследователей (Кортунов С.В, Нерсесянц В.С.), изучающих проблему с точки зрения изменяющейся ситуации в мире. Автором были исследованы предпосылки возникновения независимых государств на территории Европы, основные этапы, а также причины создания и последствия вестфальской системы, сказавшиеся на дальнейшей политике государств вплоть до настоящего времени.

  1. Предпосылки образования национальных государств в Европе. Возникновение понятия суверенитет.

В средние века на протяжении нескольких столетий Европа была раздроблена на множество королевств, герцогств и других мелких государств, зачастую вне всякой связи с национальным составом населения. Большая их часть номинально являлась частью Священной Римской империи. В религиозном отношении Европа была католической во главе с Папой Римским. При этом глава римско-католической церкви претендовал на роль не только духовного, но и политического главы всей Европы. В международных отношениях господствовал династический принцип.

Однако в эпоху Возрождения ситуация начала кардинально меняться. В ХIV-XV веках в мировой политике начинается процесс формирования нового государственного и общественного устройства — национальных государств, связанный как с распадом старых империй, так и с появлением и становлением основного элемента национальных государств — буржуазии. Внутри прежних империй, сохраняющих ее внешние признаки, создаются новые национальные государства - Франция, Англия, Португалия, Швеция, Нидерланды, Испания.

Спустя несколько столетий, в XVII веке, произошли события, играющие во многом определяющую роль в развитии процесса борьбы между силами, защищающими феодальные устои, и силами, их расшатывающими. Данный этап можно назвать решающим потому, что именно в межгосударственных спорах и конфликтах, происходящих в XVII столетии (Английская революция, Тридцатилетняя война), во многом определился темп и характер дальнейшего развития стран Европы.

Тридцатилетняя война (1618–1648) началась из-за противостояния габсбургского блока (австрийские и испанские Габсбурги, католические князья Германии, папство) с антигабсбургской коалицией (протестанские князья Германии, Дания, Швеция, Голландия и Франция).

Причиной войны стала великодержавная политика Габсбургов и стремление папства и католических кругов реставрировать власть Римской церкви в той части Германии, где в первой половине XVI в. победила Реформация.

Ее окончание стало своеобразным рубежом, со времени которого начинается новый период в развитии Европейских государств в качестве независимых национальных образований.

Приблизительно в этот же период появляется понятие суверенитета. Жан Боден (1530—1596 гг.) был первым философом, который сформулировал и подробно обосновал это понятие как существенный признак государства: "Суверенитет — это абсолютная и постоянная власть государства... Абсолютная, не связанная никакими законами власть над гражданами и подданными"2. Суверенитет, по Бодену, означает, прежде всего, независимость государства от Папы Римского, от церкви, от германского императора, от сословий, от другого государства. Боден выделяет пять отличительных признаков суверенитета:

  1. Издание законов, адресуемых всем без исключения подданным и учреждениям

  2. Решение вопросов войны и мира

  3. Назначение должностных лиц

  4. Действие в качестве высшего суда, суда в последней инстанции.

  5. Помилование

Суверенитет представлялся философу сконцентрированным в личности правителя, что отражено в этимологии слова.

Впоследствии определение суверенитета по Ж. Бодену было официально утверждено Вестфальской системой в международном праве как принцип невмешательства во внутренние дела других суверенных государств.

Кроме того, вопросы становления национальных государств, права и обязанности субъектов данного процесса были подробно описаны и обоснованы в трудах Н.Макиавелли («Государь»), разработавшего категорию «государственный интерес» и Гуго Гроция («О праве войны и мира»), создавшего основы корпуса международного права. Большую лепту в идейное обоснование национального государства внесли Т.Гоббс и Б.Спиноза, И.Г. Фихте. Сущность и перспективы развития буржуазии как нового субъекта независимого государства рассмотрел Макс Вебер («Протестантская этика и дух капитализма»).

В работах Макиавелли можно найти основную тенденцию общеевропейского политического развития того времени, которая заключалась в образовании единых государств, построенных на национальном признаке. Эти государства зачастую создавались властной рукой одного единственного суверена и именно "макиавелльевскими методами", то есть хитростью и силой.

Н. Макиавелли провозглашает в качестве закона политической морали правило «цель оправдывает средства»: «Пусть обвиняют его поступки, - говорит он о политическом деятеле, - лишь бы оправдывали результаты, и он всегда будет оправдан, если результаты окажутся хороши».

Цель оправдывающая, по Макиавелли, любые средства, есть «общее благо» - это национальное государство, отвечающее широко понимаемым общественным (общенациональным) интересам. Во времена Макиавелли таким могло быть только национальное государство, возникающее на развалинах феодальной раздробленности, на преодолении частных, партикулярных интересов феодальных властителей и нобилитета независимых городов - республик.

Вопросы, касающиеся сущности и функций национального государства, нередко занимали философов, политологов, живших в более позднее время.

Концепция немецкого социолога М.Вебера представлена теоретическими положениями о формировании единой нации, сохранении и расширении территории, эффективном управлении. Анализируя феномен государства, Вебер акцентирует свое внимание, в первую очередь, на таких его аспектах, как нация и территория, а также на насилии как специфическом средстве поддержания легитимного порядка внутри него. Вебер последовательно проводит идею о том, что нация и государство — это два образования, необходимые друг другу для совместного выживания. При этом нация должна стать государством, чтобы защищать границы своего культурного сообщества от посягательств со стороны соседей.

Начало XIX в. – это период бурного нарождения национального самосознания среди европейских народов. Именно наполеоновские войны ускорили процесс национального самоутверждения, пришедший на смену духу Французской буржуазной революции и вызванному ею к жизни идеалу "всемирного гражданства", и Фихте оказался одним из идеологов этого процесса.

По его мнению, регулирующая функция государства, одна из важнейших, только тогда может достигнуть поставленной цели, если оно, как сказано, сумеет оградить национальную экономику от каких бы то ни было внешних связей и контактов. Изоляционизм – основное понятие политического учения Фихте, в котором нашла свое отражение социально-экономическая отсталость тогдашней Германии, вызванная отчасти ее раздробленностью.

Однако вернемся к XVII веку – периоду зарождения национальных государств в Европе.

2. Тридцатилетняя война, заключение Вестфальского договора как переломный момент в развитии европейских отношений.

2.1. Ход, участники войны, заключение Вестфальского мира.

Тридцатилетняя война 1618-1648 гг. - первая общеевропейская война между двумя большими группировками держав: стремившимся к господству над всем «христианским миром» габсбургским блоком (Испания, Австрия), католическими князьями Германии и Польско-Литовским государством (Речь Посполитая), и противодействовавшими этому блоку национальными государствами - Францией, Швецией, Голландией, Данией, Россией. Начавшаяся по религиозным мотивам в результате противостояния между католиками и протестантами, в ходе военных действий она всё более превращалась в борьбу за национальную независимость государств-участников.

Тридцатилетняя война стала первой войной в европейской истории, имевшей тотальный характер: практически все крупные европейские державы были вовлечены в конфликт.

Эту войну можно подразделить на несколько этапов.

Чешский период охватывает 1618-1623 гг. Он начинается с восстания в Чехии против Габсбургов. Иезуиты и ряд высших лиц католической церкви в Чехии были изгнаны из страны. Чехия вышла вторично из-под власти Габсбургов. Вначале восстание развивалось успешно, но в 1621 г. в Пфальц вторглись испанские войска, помогавшие императору, которые жестоко подавили восстание. Фридрих бежал из Чехии, а потом и из Германии. Продолжалась война в Германии, но в 1624 г. окончательная победа католиков казалась неизбежной.

Второй, датский период войны длился с 1624 по 1629 гг. Против войск императора и Католической лиги выступили северо-немецкие князья и датский король, опиравшийся на помощь Швеции, Голландии, Англии и Франции. Датский период закончился занятием Северной Германии войсками императора и Католической лиги, выходом из войны Трансильвании и Дании.

На 1630-1634 гг. приходится третий, шведский период войны. В течение этих лет шведские войска вместе с примкнувшими к ним протестантскими князьями и при поддержки Франции заняли большую часть Германии, но получили поражение от объединенных сил императора и Католической лиги.

В 1635-1648 гг. наступил последний период войны, франко-шведский. В открытую борьбу против Габсбургов вступает Франция. Война принимает затяжной характер и длится до полного истощения участников.

Из Тридцатилетней войны победителями вышли Франция и Швеция, игравшие после этого ведущую роль в европейской дипломатии второй половины ХVII - начала ХVIII вв. Германия, наоборот, была крайне ослаблена войной. Вестфальский мир привел к значительным территориальным изменениям как в самой Германской империи в целом, так и в отдельных княжествах. Голландия и Швейцария были окончательно признаны независимыми государствами. Значительно увеличили свои территории некоторые крупные германские княжества. Вместе с тем, Вестфальский мир окончательно закрепил раздробленность Германии.

Тридцатилетняя война завершила собой историческую эпоху. Она решила вопрос, поднятый Реформацией, - вопрос о месте церкви в государственной жизни Германии и ряда соседних стран.

Условия мира, заключенного в городах Вестфалии в 1648 г., подвели политический итог не только этому тридцатилетию, но и целой эпохе противоборства реформационных сил и их противников. Мир стал результатом навязанного или вынужденного компромисса, который внес существенные коррективы в систему европейских государств и в ситуацию в Германии.

По мнению некоторых ученых, важнейшая проблема эпохи - создание национальных государств на месте средневековой Священной Римской империи - решена не была. Они полагают, что, несмотря на то что Империя фактически распалась, далеко не все возникшие на ее развалинах государства имели национальный характер. Напротив, условия национального развития немцев, чехов, венгров значительно ухудшились. Возросшая независимость князей препятствовала национальному объединению Германии, закрепила раскол ее на протестантский север и католический юг.

Тем не менее, нельзя не признать тот факт, окончание войны стало первым шагом к формированию коалиции национальных государств, который и составил Вестфальский мировой порядок или Вестфальскую систему международных отношений, основные элементы которого действуют и в наши дни.

Этой системе присуще признание в качестве одного из ключевых «принципа национального государственного суверенитета», при котором каждое государство обладает всей полнотой власти на своей территории. Кроме того, одной из характерных ее черт является деидеологизация, то есть устранение конфессионального фактора как одного из основных факторов политики.

    1. Политико-историческое значение Вестфальского мира в формировании новых международных стандартов мировой политики.

События, происходившие во второй половине XVII - начала XVIII века в Европе, положили начало качественно новому этапу в развитии континента и отразились на последующей международно-политической ситуации мира в целом.

Мир, заключенный в 1648 г., отражал новое соотношение сил в Европе. Он закрепил статус вновь образованных государств, боровшихся за свою независимость, и определил границы между сторонами-соперниками. Политическая карта континента долго оставалась неизменной после того, как утвердили в двух вестфальских городах - Мюнстере и Оснабрюке, где велись переговоры о мире.

Итоги окончания Тридцатилетней войны во многом определили облик Европы на много веков вперед. Священная Римская империя фактически прекратила свое существование. Начался процесс создания национальных государств во Франции, Англии, Испании, Швеции. Эти страны стали главными политическими силами на международной арене, захватив лидерство на многие годы. Во внешней политике на смену династическому принципу постепенно приходит национально-государственный.

Примечательно, что новые национальные государства утверждали принцип границ, основанный на естественно-географическом и языковом признаках, что способствовало большему их сплочению и более плодотворному развитию.

Вестфальский договор, заключенный в 1648г. по окончании Тридцатилетней войны, стал точкой отсчета для современного государства как обособленного территориального образования. Он закрепил суверенитет государства в сфере внутренней и внешней политики и тем самым - принцип невмешательства во внутренние дела государств. Данное обстоятельство стало одним из самых значимых событий, ознаменовавших окончание длительной Тридцатилетней войны. «Вестфальская система» сложилась как система уважающих суверенитет друг друга и в принципе равных между собой государств, которые сами определяют свою внутреннюю политику и свободны в своих внешних действиях.3

Он также положил конец Тридцатилетней войне в Западной Европе и санкционировал распад Священной Римской империи на 355 самостоятельных государств, увенчал целую полосу борьбы, острейшего противостояния средневекового католического универсализма, подкрепленного амбициями Габсбургов, с молодыми силами будущего в лице протестантских сословий Империи, руководимых княжеской элитой.

Наряду с образованием государств-наций и правовым закреплением национально-государственного суверенитета в меж­дународных отношениях закрепляется система политического равновесия. Основной ее смысл - компромисс между принци­пом суверенитета и принципом общего интереса.

Основная идея принципа политического равновесия, по мнению С.А.Жигарева, заключалась, с одной стороны, в намерении оградить независимость и свободу государств путем справедливого и пропорционального распределения между ними территорий и населения, с другой – противодействовать стремлению отдельных государств к мировому господству и их попыткам внести изменения в баланс сил4.

Немецкий автор В. Линк говорит о том, что «вестфальский мирный договор содержал «антипротестную» оговорку, направленную против возможных претензий со стороны универсальных сил по наведению порядка – верховных властителей, т. е. императора и Папы Римского. Вестфальский мир устанавливает антиимперский порядок»5

Таким образом, Вестфальская система международных отношений придала новый облик и значение европейскому нормативному порядку, создала новое идейное и, что самое главное, политическое пространство. Вестфальский мир впервые в европейском масштабе открыл то, что политика может быть технологией улаживания конфликтов на международной арене.

Политико-правовые принципы, начало которым положила Вестфальская система международных отношений, явились отражением новых по сравнению со средневековьем реалий. Великие географические открытия не только изменили представления европейцев о мире, но и превратили европейскую историю в мировую: появляются колонии и начинается борьба за раздел мира.

Эти изменения, по сути, сформировали новое геополитическое пространство, на арене которого разворачивались последующие значимые события.

Большинство политологов, историков и исследователей других специальностей сходятся во мнении, что собственно международные (межгосударственные) отношения зародились именно в этот период формирования национальных государств на относительно аморфном пространстве Римской империи. С той поры весь 350-летний период международного взаимодействия вплоть до наших дней рассматривается многими, особенно западными исследователями, как история единой Вестфальской системы международных отношений. Доминирующими субъектами этой системы являются суверенные государства. В системе отсутствует высший арбитр, поэтому государства независимы в проведении внутренней политики в пределах своих национальных границ и в принципе равноправны. Суверенитет предполагает невмешательство в дела друг друга. Со временем государства выработали основанный на этих принципах свод правил, регулирующих международные отношения, - международное право.

Однако не все государства Европы смогли воспользоваться плодами Тридцатилетней войны. Наибольшую выгоду от Вестфальского договора получили Швеция и Франция. Швеция получила новые владения в Германии, самым крупным из которых была Померания. Теперь она контролировала устья всех крупных немецких рек - Везера, Эльбы и Одера, впадавших в Балтийское море, а следовательно, и торговлю по ним. Швеция стала господствующей державой на Балтике и отныне играла важную роль в европейских делах. Франция получила спорные пограничные с Германией земли - Эльзас и Лотарингию (епископства Мец, Туль и Верден).

Вестфальский мир открыл новый период в истории европейской политики и истории Германии.

Созданные на Вестфальских мирных конгрессах принципы федеративного устройства Германии стали основой развития идей федерализма, реализация которых и историческое примирение двух государств произошли уже в наше время, в ХХ веке.

  1. Проблемы суверенитета в современном мире. Глобализация.

В конце XX - начале XXI вв. в области изучения проблем суверенитета появились новые аспекты, возникшие в контексте обсуждения вопросов глобализации и нового мирового порядка. Все активнее стала обсуждаться тема изменения, «размывания», «исчезновения» национального суверенитета. Принципы соблюдения государственного суверенитета предлагается заменить принципами управления глобальной безопасностью, которое осуществляла бы ООН и Совет Безопасности.

Современные исследователи нередко говорят о крушении Вестфальской системы и становлении принципиально нового мирового порядка, подчеркивая при этом, что большинство стран, в том числе европейских, не настаивают на своем национальном суверенитете, все более стремясь к большей открытости и повсеместной интеграции.6 По их мнению, XX век стал расцветом Вестфальской системы, но одновременно стал и началом ее упадка.

Для того чтобы в этом убедиться, достаточно вспомнить приведенное выше определение суверенитета, данное Ж.Боденом (абсолютная и постоянная власть государства над подданными и гражданами).

В современном мире за последние десятилетия произошли следующие процессы, способствовавшие уменьшению роли суверенитета в национальных государствах:

  1. Объем суверенитета становится ограниченным внутренними и внешними факторами

  2. Института прав человека начинает превалировать над институтом суверенитета

  3. Идет быстрое развитие международного гуманитарного права, которое существенно ограничивает власть государства над его гражданами

  4. Происходит становление наднационального образования — Евросоюза, которое последовательно и целенаправленно преодолевает синдром национального государства

Очевидно, что во второй половине 80-х - начале 90-х годов XX в. в международных отношениях произошли кардинальные изменения, которые позволяют говорить о формировании новых системообразующих закономерностей в сфере международных отношений.

Можно выделить два вида критики Вестфальской системы. Один связан с противопоставлением прав человека и права народа на самоопределение принципам государственного суверенитета и территориальной целостности. Второй — с обвинением национальных государств в неспособности обеспечить эффективное управление в условиях глобализации. В качестве альтернативы выдвигается идея управления по сетевому принципу и построения по этому принципу организаций для решения глобальных проблем. Вестфальская система во многих случаях просто не работает, когда мы имеем дело с новыми политическими явлениями современности - и в первую очередь с так называемым «сетевым управлением», которое могущественные державы осуществляют над прочими странами.

На исходе ХХ столетия мировая экономика как совокупность национальных хозяйств и их экономических и политических взаимоотношений обретает новое качество: важнейшей формой и одновременно новым этапом интернационализации хозяйственной жизни становится глобализация. Она охватывает важнейшие процессы социально-экономического развития мира, способствует ускорению экономического роста и модернизации. В то же время глобализация рождает новые противоречия и проблемы в мировой экономике.

Глобализация – это процесс всевозрастающего воздействия различных факторов международного значения (например, тесных экономических и политических связей, культурного и информационного обмена) на социальную действительность в отдельных странах. Это объективный процесс формирования, организации, функционирования и развития принципиально новой всемирной, глобальной системы на основе углубляющейся взаимосвязи и взаимозависимости во всех сферах международного сообщества7.

В настоящее время исследователей занимает вопрос: действительно ли национальное государство является уходящей моделью современности, или же глобализация - это только временное явление, не способное на существование в долгосрочной перспективе? На этот вопрос на данный момент не существует однозначного ответа.

Однако все ученые сходятся во мнении, что необходимы комплексное переосмысление и переоценка понятия суверенитет как в связи с возникновением мирового политического сообщества, так и в связи с уточнением пределов частных суверенитетов, принципов их сочетания друг с другом и построения их иерархии. Глобализация в целом способствует изменению и сокращению суверенных полномочий государств, и при этом процесс является двусторонним: с одной стороны, усиливаются факторы, объективно уменьшающие суверенитет стран, а с другой — большинство государств добровольно и сознательно идет на его ограничение.

Напротив, многие страны сознательно передают часть своих полномочий либо более сильному союзнику (например, такому как США), либо наднациональным структурам (Германия, Франция, Бенилюкс, Португалия, Испания и др.).

Кроме того, растет количество несостоявшихся государств, которые, возможно, никогда и ни при каких обстоятельствах не станут полноценными суверенными государствами. Для них объединение в рамках экономико-политического союза с другими, более развитыми странами, представляется как один из наиболее разумных путей развития в дальнейшем.

Глобализация рассматривается в политической науке как антагонистический процесс. С одной стороны, она во многом положительна для развития международных экономических связей, повышает социальную мобильность, однако, с другой, процессы глобализации размывают метафизическую основу национального суверенитета — национальную идентичность всех без исключения стран мира, что далеко не всегда положительно сказывается на их развитии.

Сторонники глобализации рассматривают ее как широкий, многоплановый процесс, захватывающий все стороны жизни человеческого общества и изменяющий их с лучшую сторону. Они считают, что глобализация логично вытекает из саморазвития экономики. Способствуя свободным потокам товаров, капиталов и информации, глобализация создает «наилучшие условия для роста и человеческого благосостояния» 8 Кроме того, глобализация способствует формированию единого мирового социально-экономического строя, фактически приводя к одновариантности развития.

Однако существует и множество противников глобализации, которые делают неутешительные прогнозы развития ситуации. По мнению бывшего генерального секретаря ООН К.Анан, «миллионы и миллионы граждан убеждаются на собственном опыте, что глобализация не подарок судьбы, а сила разрушения, подрывающая их материальное благополучие или их привычный образ жизни»9

Социальная мобильность, ставшая, как никогда доступной в условиях современной реальности, порождает множество проблем. Миграционные потоки стремительно разрушают идентичность сложившихся национальных государств Европы и Америки. Выходцы из других стран зачастую привносят культурные, религиозные традиции, чуждые для европейского мира, что порождает непримиримые противоречия и конфликты.

Существует еще множество проблем, которые требуют разрешения в условиях современной реальности, и одна из них, связанная с глобализацией – сохранение национальной (в том числе культурной, религиозной) идентичности каждого отдельно взятого государства, его права выступать как независимому субъекту на международной арене и во внутренней политике.

Заключение.

Проблема суверенитета, наряду с поиском особого пути развития страны на протяжении веков являлась определяющим фактором в политической, экономической, религиозной сферах жизнедеятельности. Суверенитет является неотъемлемым признаком национального государства как субъекта мирового процесса. На данный момент невозможно представить какую-либо другую схему организации отношений в мире.

На протяжении многих веков Вестфальская система, зародившаяся в XVII веке, обеспечивала независимость национальных образований по всему миру, регулировала отношения между государствами, являлась официальным подтверждением прав и обязанностей глав государства по отношению к своим подданным и другим государствам.

Однако, достигнув в своем развитии некоего рубежа, европейское сообщество, а вслед за ним и остальные государства, вступают в новый этап развития, связанный с глобальной интеграцией и образованием более мощного сообщества, выступающего арбитром в международных отношениях. Данный факт не мог не сказаться на суверенитете этих стран. В связи с этим, возникает необходимость пересмотра сложившегося понятия суверенитета как неотъемлемого права государства самостоятельно решать собственные дела без вмешательства посторонних государств.

Таким образом, все больше исследователей настаивают на выработке новых подходов к международной политике, которые можно было назвать подготовкой к созданию нео-Вестфальской системы. Она должна учитывать как позитивный, так и негативный опыт Вестфальской системы. Сохранив принцип государственного суверенитета, необходимо предусмотреть эффективные механизмы недопущения ущемления прав национальных образований и отдельных граждан.10

Существует широко распространенное мнение, что глобализация ведет к утрате политической власти и влияния национальными государствами, которые, согласно формуле Д.Белла, «…становятся слишком маленькими для больших житейских проблем и слишком большими – для маленьких».

В современном мире стало недостаточно адекватно реагировать на кризисы и конфликты. Необходимо учиться ими совместно управлять. Это предполагает перенос акцента на разного рода превентивные мероприятия. В долгосрочном плане к ним относится воспитание людей и целых народов в духе культуры мира, диалога между народами и толерантности.

Список используемой литературы:

  1. Асмус В.Ф. Историко-философские этюды. М., Мысль, 1991

  2. Беляев М.П. «Французская и имперская дипломатия в поисках мира: Из истории Вестфальского мирного конгресса», Наука, 2000

  3. Боден Ж. Шесть книг о государстве //Антология мировой политической мысли: В 5 т. Т.2. М., 1999

  4. Вебер М. Хозяйство и общество / Пер. под ред. Л. Г. Ионина. — М.: Изд-во ГУ ВШЭ, 2007

  5. Вебер М. Национальное государство и народнохозяйственная политика // Политические работы. М., 2003

  6. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма // Избранное: Протестантская этика и дух капитализма. М., 2006

  7. Володин А.Г., Широков Г.К. Глобализация: начала, тенденции, перспективы. М., ИВ РАН, 2002

  8. Гайденко П.П. Парадоксы свободы в учении Фихте М.: "Наука", 1990

  9. Делягин М. Общая теория глобализации. // Общество и экономика, - 1998, - № 9

  10. Егер О. Всемирная история,том 3. Новая история, АСТ, 2009

  11. Жигарев С.А. Россия в среде европейских народов. - СПб., 1910

  12. История политических и правовых учений, под общей редакцией В.С.Нерсесянца, М., 2002

  13. Ивонина Л. И., Прокопьев А. Ю. Дипломатия Тридцатилетней войны. — Смоленск, 1996

  14. Кайзер К. Смена эпох // Международная политика.- 2003.-№ 3.

  15. Кортунов С.В., Национальная и международная безопасность: концептуальные основы. Учебное пособие. Издательский дом ГУ-ВШЭ, 2007

  16. Макиавелли Н. Избранные произведения. М.: "Художественная литература",1982.

  17. Ноженко М.В. Национальные государства в Европе Норма,2007

  18. Политология. Энциклопедический словарь. М., 1993: Изд-во Московского Коммерческого университета

  19. Прокопьев А.Ю. Тридцатилетняя война в современной немецкой историографии. //Альманах «Университетский историк». - СПБ: Изд-во Санкт-Петербургского университета. 2002. Вып. 1

1 Политология. Энциклопедический словарь. М., 1993: Изд-во Моск. Коммерч. ун-та

2 Боден Ж. Шесть книг о государстве //Антология мировой политической мысли: В 5 т. Т.2. М., 1999. С.689

3 Кайзер К. Смена эпох // Международная политика.- 2003.-№ 3.

4 Жигарев С.А. Россия в среде европейских народов. - СПб., 1910. - С. 62.

5 Линк В. Имперский или плюралистический мир? // Россия в глобальной политике. Журнал о мировой политике и международных отношениях

6 Кортунов С.В., Национальная и международная безопасность: концептуальные основы. Учебное пособие. Издательский дом ГУ-ВШЭ, 2007

7 Политология. Энциклопедический словарь. М., 1993: Изд-во Московского Коммерческого университета, с.38

8 UNDP. Human Development Report. 1997, New York, p. 82

9 «Известия», 22 августа 1998

10 Кортунов С.В., Национальная и международная безопасность: концептуальные основы. Учебное пособие. Издательский дом ГУ-ВШЭ, 2007, с. 47



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Концепция народно-смеховой культуры в трудах М. М. Бахтина

    Темы рефератов
    Отражение эпохи войн и революций в социальной философии Т. Гоббса. Учение о «естественном состоянии человеческого рода» и возникновении государства, собственности в философии Гоббса и ДЖ.
  2. Программа-минимум кандидатского экзамена по истории науки введение

    Программа-минимум
    Программа разработана Государственным университетом гума­нитарных наук Высшей аттестационной комиссии Минобразования России и одобрена экспертным советом по истории.
  3. Формирование государственности на постъюгославском пространстве: внутренние и внешние факторы

    Диссертация
    Диссертация выполнена на кафедре сравнительной политологии Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский государственный институт международных отношений (Университет)» МИД России
  4. Программа дисциплины национальная, региональная и глобальная безопасность для направления 030200. 62 «Политология» подготовки магистра Автор: доктор исторических наук, профессор

    Программа дисциплины
    Универсальный характер безопасности и системный подход к ее изучению. Современность и история, споры об изучении истории современности. Междисциплинарный, историко-генетический и компаративистский подходы.
  5. Государство от истоков до наших дней

    Библиографический указатель
    Библиографический указатель «Государство от истоков до наших дней», подготовленный Отделом справочно-библиографического и информационного обслуживания научной библиотеки МГИМО (У), включает библиографические записи по политике, истории,

Другие похожие документы..