Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Урок'
В основу преподавания технологии положен деятельностный подход к изучению трудовых процессов. При организации уроков предполагается создание у учащих...полностью>>
'Урок'
Программа фестиваля: Приветствие (название команды, девиз, приветствие всем участникам – не более -х минут). Фестиваль состоит из 3-х конкурсов....полностью>>
'Документ'
Окупація у 1918-1921 роках території Української Народної Республіки Російською Соціалістичною Федеративною Совєтською республікою і її правові наслі...полностью>>
'Книга'
Нынче все сходятся на том, что перестройку де­лают люди, что от их труда зависит благосостояние общества. Но разногласия возникают при ответах на воп...полностью>>

Учебно-методический комплекс дисциплины «логопедия. Афазия» Специальность 050715 Логопедия

Главная > Учебно-методический комплекс
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Поволжская государственная социально-гуманитарная академия»

Утвержден

на заседании кафедры логопедии

Протокол № от

Зав.кафедрой__________

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ДИСЦИПЛИНЫ «ЛОГОПЕДИЯ. АФАЗИЯ»

Специальность 050715 Логопедия

факультет коррекционной педагогики

Составитель: ст. преподаватель Михайлова Е.А.

Самара - 2010

СОДЕРЖАНИЕ

I РАЗДЕЛ

1. Выписка из стандарта

2. Пояснительная записка

3. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

4. Объем дисциплины и виды учебной работы

5.Содержание дисциплины.

5.1.Учебно-тематический план дисциплины

5.2. Содержание разделов дисциплины

5.3. Методические рекомендации к проведению лабораторных занятий

- тема по порядку

- вопросы для проверки знаний

- задания для самостоятельной работы

6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендованная литература

7. Содержание итогового и промежуточного контроля

7.1 .Вопросы к контрольным работам (для заочного отделения)

7.2. Контрольно-измерительные материалы для промежуточной аттестации

7.3. Тематика курсовых и дипломных работ

7.4. Вопросы к экзамену по дисциплине

7.5. Образцы заданий для итоговой государственной аттестации

8. Использование ИКТ в педагогическом процессе

9. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины

10. Словарь терминов

II РАЗДЕЛ

Рабочая программа

I. РАЗДЕЛ

1.Выписка из стандарта

Афазия. История, определение, статистика, нейролингвистический подход, причины и механизмы, классификация, дифференциальная диагностика, речевые и неречевые нарушения, степень выраженности, прогноз, специфика обследования, принципы и методы восстановительного обучения.

2. Пояснительная записка

Программа курса предназначена для студентов 4-го курса (8-й семестр) отделения логопедии.

Афазии - это речевые расстройства, возникающие при нарушении мозгового кровообращения или травмы головного мозга, в основном у взрослых, реже у детей. В большинстве случаев они возникают при поражении левого полушария головного мозга, в основном, при поражении теменной, височной, и лобной долей головного мозга. В основе каждой формы афазии лежит первично нарушенная нейропсихологическая предпосылка. При всех формах афазии в той или иной степени нарушается понимание речи, экспрессивная речь, письмо, чтение и счет.

Цели дисциплины – студент должен приобрести навыки коррекционного сопровождения процесса восстановительного обучения больных с афазией, способствовать их социализации, вести восстановительное обучение со взрослыми, использовать разнообразные приемы, методы и средства восстановления не только речи, но и других психических процессов.

Задачей логопеда-афазиолога является определение формы афазии и составление плана и программы преодоления этой формы афазии.

Изучение курса «Афазия» опирается на фундаментальные знания по лингвистике, психолингвистике, специальной педагогике и психологии, дисциплинам медико-биологического цикла: нейропсихологии, неврологических основ логопедии, анатомии и физиологии ЦНС и др.

Задачи дисциплины:

1. Обучение:

  • знаниям о характеристике основных форм афазий по ведущим классификациям, о методах, приемах и содержании нейропсихологического обследования больных с афазией, о методах, приемах, организации восстановительного обучения больных с афазией на разных этапах;

  • умениям дифференцировать очаг поражения, центральный механизм и центральный дефект, клинические проявления форм афазии; проводить дифференциальную диагностику сходных форм афазии; проводить нейропсихологическое обследование больных с афазией, анализировать медицинские данные, самостоятельно ставить логопедические заключения, делать прогнозы; самостоятельно ставить педагогические задачи в процессе восстановительного обучения при афазии;

  • навыкам составления конспектов индивидуальных и подгрупповых занятий с больными с различными формами афазии.

2. Воспитание:

  • профессиональной культуры в организации и построении процесса восстановительного обучения с больными с разными формами афазии.

  • стремления к совершенствованию профессиональной компетенции в процессе работы с литературой, Интернет ресурсами и т.д.;

  • профессионального интереса к научно-практической деятельности и творческого подхода к ее организации.

3. Развитие:

  • профессиональной компетенции в русле гуманистических ценностных ориентаций;

  • профессионального мышления, познавательных способностей студентов;

  • коммуникативной компетентности и личностных качеств, необходимых логопеду для профессиональной деятельности.

В лекционном курсе рассматриваются вопросы истории изучения афазии, характеристика основных форм афазии по ведущим классификациям, вопросы организации и содержания нейролингвистического обследования, организации восстановительного обучения на разных этапах при различных формах афазии.

Лабораторные занятия могут проводиться как в аудиториях, так и в специальных учреждениях: в неврологических отделениях, отделениях нейрохирургии, медицинских реабилитационных центрах.

Целью самостоятельной работы является изучение студентами специальной литературы, подготовка рефератов, развитие аналитико-синтетической деятельности в процессе обработки полученной информации и заполнения таблиц, апробирование полученных знаний в собственной коррекционно-педагогической деятельности.

В программу включены контрольные вопросы и задания, нацеленные на углубленную самостоятельную работу студентов, дан список рекомендуемой специальной литературы, предложена примерная тематика рефератов и перечень вопросов к экзамену.

Курс рассчитан на 26 часов лекционных, 40 часов лабораторных занятий; отдельные вопросы курса выносятся для самостоятельной работы. Экзамен. Внутри семестровая аттестация проводится в виде контрольной работы, тестовых заданий.

3. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать основные понятия и термины, этиологию афазии, механизмы и симптомокомплекс основных форм афазий по ведущим классификациям, методологические принципы организации и проведения нейропсихологического обследования, восстановительного обучения при разных формах афазий.

Уметь анализировать специальную литературу по дисциплине, проводить нейропсихологическое обследование больных с разными формами афазии, составлять конспекты индивидуальных и подгрупповых занятий с больными при разных формах афазии.

Владеть навыками диагностики различных форм афазии, навыками планирования индивидуальных занятий с больными в зависимости от формы афазии и этапа восстановительного обучения, навыками общения с больными с разными формами афазии их родственниками.

4. Объем дисциплины и виды учебной работы

Виды занятий

Дневное

отделение

Заочное отделение

Общая трудоемкость

132

132

Аудиторные занятия

66

26

Лекции

26

14

Практические занятия (семинары)

12

Лабораторные занятия

40

Самостоятельная работа

66

106

Указать другие виды работы (если есть), в том числе курсовые проекты, рефераты

Вид итогового контроля (зачет, экзамен)

Экзамен

Экзамен

5. Содержание дисциплины

5.1. Учебно-тематический план дисциплины

Наименование тем

Всего

часов

Аудиторная

работа

Самос-тоятель-ная

работа

лекции

практи-

ческие

ДО

ЗО

ДО

ЗО

ДО

ЗО

ДО

ЗО

1.История развития учения об афазии. Классификации афазий.

16

8

4

1

6

1

6

6

2.Характеристика моторных форм афазии.

14

13

2

1

4

2

8

10

3.Характеристика сенсорных форм афазии.

14

13

2

1

4

2

8

10

4.Обследование больных с афазией.

16

22

2

1

4

1

10

20

5.Восстановительное обучение при афазии. Методики раннего этапа восстановительного обучения.

18

20

4

4

6

2

8

14

6.Методики резидуального этапа восстановления речи при различных формах афазии.

24

26

6

6

8

4

10

16

7.Преодоление алексии, аграфии, апраксии и акалькулии при афазии.

10

10

2

2

6

10

8.Афазии у больных левшей, амбидекстров, полиглотов. Особенности восстановительного обучения.

8

10

2

2

4

10

9.Афазия у детей и подростков. Организация нейропсихологической реабилитации больных с афазией.

12

10

2

4

6

10

5.2. Содержание разделов дисциплин

Тема 1. История развития учения об афазии. Классификации афазий.

Характеристика первого этапа развития учения об афазии. Вклад в афазиологию П. Брока и К. Вернике. Первые классификации афазии. Понятие об афазии Дж. Х. Джексона.

Характеристика второго этапа развития учения об афазии. Взгляд зарубежных ученых на природу афазических расстройств. Формирование концепций афазии в отечественной науке.

Психофизиологическая концепция афазии А. Р. Лурия.

Нейролингвистическая концепция афазии. Аспекты языка и их нарушение при афазии. Расстройство функций и видов речи при афазии.

Современное состояние афазиологии. Определения афазий. Этиология. Симптомокомплекс афазического расстройства.

Лингвистическая классификация афазий по Р. Якобсону. Теоретическое обоснование. Характеристика основных форм.

Нейролингвистическая классификация афазий (Т.Б. Глезерман, Т.Г. Визель). ТеоретичВ5ское обоснование. Характеристика основных форм.

Нейропсихологическая классификация афазий А.Р.Лурия. Теоретическое обоснование. Характеристика основных форм.

Тема 2. Характеристика моторных форм афазии.

Динамическая афазия, локализация очага поражения, центральный механизм, центральный дефект. Специфика нарушения экспрессивной речи. Варианты динамической афазии по Т.В. Ахутиной. Специфика нарушения понимания. Алексия, аграфия при динамической афазии. Понятие «синдрома динамической афазии».

Эфферентная моторная афазия, локализация очага поражения, центральный механизм, центральный дефект. Специфика нарушения экспрессивной речи. Понятие аграмматизма типа «телеграфный стиль». Специфика нарушения понимания. Алексия, аграфия при эфферентной моторной афазии. Понятие «синдрома эфферентной моторной афазии».

Афферентная моторная афазия, локализация очага поражения, центральный механизм, центральный дефект. Специфика нарушения экспрессивной речи. Проявления оральной апраксии при афферентной моторной афазии. Варианты афферентной моторной афазии по А.Р. Лурия. Специфика нарушения понимания. Алексия, аграфия при афферентной моторной афазии. Понятие «синдрома афферентной моторной афазии».

Сравнительная характеристика эфферентной и афферентной моторной афазии.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Учебно-методический комплекс дисциплины «основы нейропсихологии» Специальности 050715 Логопедия

    Учебно-методический комплекс
    Функциональная организация мозга и психическая деятельность. Три основных функциональных блока мозга: блок регуляции тонуса и бодрствования; блок приема, переработки и хранения информации; блок программирования, регуляции и контроля
  2. Учебно-методический комплекс дисциплины «неврологические основы логопедии» Специальность 050715 Логопедия

    Учебно-методический комплекс
    Курс "Неврологические основы логопедии" является систем­но-научной основой ряда медико-педагогических дисциплин. Он базируется на полученных знаниях по курсам "Невропатология", "Анатомия, физиология и пато­логия
  3. Учебно-методический комплекс дисциплины «основы медицинских знаний и здорового образа жизни» Специальности 050715 Логопедия

    Учебно-методический комплекс
    Алалия. История, определение, статистика, этиология, механизмы нарушения, классификация, дифференциальная диагностика, динамика развития, обследование, принципы, организация и содержание коррекционно-воспитательного воздействия.
  4. Учебно-методический комплекс дисциплины «невропатология» Специальности

    Учебно-методический комплекс
    Значение курса невропатологии для специальной педагогики. Эволюция нервной системы. Строение и функции нервной системы человека. Возрастная эволюция мозга.
  5. Учебно-методический комплекс дисциплины «нейропсихология» Специальности 050716 Специальная психология

    Учебно-методический комплекс
    Основные принципы строения мозга. Теория динамической локализации высших психических функций. Нейропсихологические симптомы и нейропсихологические синдромы.

Другие похожие документы..