Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Реферат'
Реферат отражает, идентифицирует не вообще содержание соответствующего произведения (документа, издания), а лишь новое, ценное и полезное содержание ...полностью>>
'Документ'
Десять лет пролетело.Теперь я большой Так мне горько и стыдноИ жестоко обидно:Ах, зачем прозевал я в дантисткеПрекрасное тело,А в модисткеУдивительно...полностью>>
'Конкурс'
Областной конкурс «Юный ихтиолог» (Ихтиология с основами экологии водоемов Самарской области) (далее - Конкурс) проводит Государственное бюджетное об...полностью>>
'Документ'
Студентам гарантируется получение академической стипендии, а также они имеют возможность получать стипендии, мэра г. Нижний Тагил или губернатора Све...полностью>>

Visual basic for applications (vba)

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

400

ЧАСТЬ VI

visual BASIC FOR applications (VBA)

Глава 6.1 Создание приложений с помощью VBA

Возможности Visual Basic

Visual Basic является мощным программным средством, с помощью которого можно реализовать широкий спектр прак­тических задач. Основное достоинство этого языка програм­мирования состоит в том, что он оптимально сочетает в себе простоту использования, доступность и большой набор разно­образных возможностей, позволяющих охватить все основные области программистской деятельности.

В названии этого языка слово Visual означает способ, при помо­щи которого данным программным средством создается графиче­ский пользовательский интерфейс (Graphical User Guide, или со­кращенно GUI). Вместо того чтобы описывать в программе, где и каким образом появится на экране тот или иной объект, програм­мист может просто расположить его в нужном месте еще на этапе разработки своего приложения. В качестве таких "заготовок" в по­давляющем большинстве случаев используются встроенные эле­менты управления, то есть уже созданные объекты с заданными на­борами свойств и методов. Программист может изменять значения тех или иных свойств у выбранного объекта, а также описывать для него разнообразные методы. Кроме этого, имеется возможность обработки программистом различных событий, которые могут воз­никать в результате каких-либо действий пользователя.

Основные возможности языка Visual Basic:

401

• Реализация разработчиком максимально гибкого и удоб­ного интерфейса для своего приложения, который сможет удовлетворить потребности даже самого взыска­тельного пользователя;

• Обработка событий мыши и клавиатуры, вывод на экран различных графических изображений;

• Использование стандартных диалогов;

• Обработка файлов и каталогов на жестком диске;

• Доступ к базам данных.

Во всех приложениях пакета Microsoft Office 2000 исполь­зуется единая система программирования, которая носит на­звание Visual Basic for Applications (VBA). Языком програм­мирования в данной системе является Visual Basic, а среда программирования реализована в виде Редактора Visual Basic (VBE), который может быть открыт из любого приложения пакета Office.

Редактор Visual Basic (VBE)

Для того чтобы запустить редактор VBE, необходимо вы­полнить следующую последовательность действий:

1. Открыть приложение пакета Microsoft Office 2000, на­пример, Word.

2. Выполнить команду Сервис \ Макрос Редактор Visual Basic.

После выполнения этих действий на экране откроется окно редактора Visual Basic (см. рис. 6.1).

Основными элементами VBE являются:

Меню. В состав этого элемента входят все команды, кото­рые используются при создании приложений в редакторе VBE. Среди пунктов меню есть как стандартные, присущие боль­шинству окон Windows (File, Edit, View, Window, Help), так и пункты, при помощи которых разработчик может запускать или отлаживать свое приложение (Debug, Run). На рис. 6.1 Меню расположено в верхней части VBE под заголовком окна.

Tool Bar (Панели инструментов). Эти элементы представляют со­бой различные группы кнопок с изображенными на них иконками. При помощи данных кнопок можно выполнять те или иные опера­ции, предусмотренные в среде разработки, не используя при этом меню; то есть выполнять одно действие - нажатие соответствующей

402

кнопки - вместо нескольких, в случае выполнения этой же операции при помощи меню. На рис. 6.1 панели инструментов расположены в верхней части VBE, под элементом Меню.

В VBE существует четыре основные панели инструментов:

Debug (Отладка)

Edit (Правка)

Standard (Стандартная)

UserForm (Пользовательская форма)

По умолчанию отображается только панель Standard. Для того чтобы добавить или удалить какую-либо панель инструментов, следует выбрать команду ToolBars из пункта меню View (или подвести указатель мыши к строке меню и щелкнуть правой кнопкой мыши, вызывая контекстное меню). После этого появится окно со списком основных панелей инструментов (см. рис. 6.2), причем некоторые из них могут иметь слева пометку, что означает наличие их на экране. Выбор панели из списка приведет либо к ее появлению (если радом с названием не было пометки), либо к исчезновению с экрана (если пометка присутствовала).

403

Далее будут рассмотрены панели среды разработки с кратким описанием их назначения и перечислением основных функций.

Панель Debug (см. рис. 6.3) предназначена для выполнения отладки (тестирования) программы с исправлением возникающих ошибок (пункт меню Debug). В Visual Basic предусмотрены ши­рокие возможности для отладки приложения, такие как отслежи­вание текущих значений переменных программы, пошаговое вы­полнение приложения (на каждом шаге выполняется один опера­тор), временная остановка выполнения программы на определен­ном шаге и т. д. Перечень всех элементов панели Debug пред­ставлен в табл. 6.1.

404

Панель Edit (см рис. 6.4) предназначена для работы с текстом программы (пункт меню Edit). Эта панель реализует возможности простейшего текстового редактора: копирование и вырезание текста в буфер обмена, вставка из буфера, поиск или замена слов и фраз в тексте программы и т. д. Список всех элементов панели Edit представлен в табл. 6.2.

405

406

Панель VserForm (см. рис. 6.5) предназначена для перемещения элементов управления в форме, изменения их размеров, выравнива­ния относительно границ формы (пункт меню Format). Перечень всех элементов панели Form Editor представлен в табл. 6.3.

407

В случае выравнивания элементов формы относительно эта­лона (пункт Align Lefts в табл. 6.3) при выполнении одной из воз­можных команд (см. рис. 6.6) изображение кнопки выравнивания на панели Form Editor изменяется в соответствии с выбранным пунктом. Возможны следующие команды:

Lefts - выравнивание всех выделенных объектов относительно левого края эталонного объекта;

Centers - выравнивание по центру эталона относительно вер­тикальной оси;

Rights - выравнивание относительно правого края эталона;

Tops - выравнивание по верхней границе эталонного объекта;

408

Middles - выравнивание по центру эталона относительно го­ризонтальной оси;

Bottoms - выравнивание относительно нижнего края эталон­ного объекта.

Расположение элементов формы относительно ее центра (пункт Center Horizontally в табл. 6.3), которое задается при по­мощи одной из возможных команд (см. рис. 6.7), приводит к из­менению изображения соответствующей кнопки на панели Form Editor аналогично предыдущему пункту (см. рис. 6.6). При этом возможны следующие команды:

Horizontally - выравнивание относительно вертикальной оси. Vertically — выравнивание относительно горизонтальной оси.

Аналогично предыдущим рассмотренным возможностям пре­образование размера выбранных элементов формы (пункт Make With Same Size в табл. 6.3) также приводит к изменению соответ­ствующей кнопки в панели Form Editor. В данном случае возмо­жен выбор одного из следующих пунктов (см. рис. 6.8):

Width — приведение ширины выделенных объектов к эталонной;

Height - преобразование высоты выделенных объектов к вы­соте эталона;

Both - приведение ширины и высоты объектов на форме к эта­лонным размерам.

Панель Standard, или стандартная панель инструментов, является основной в VBE. С ее помощью можно выполнить широкий спектр действий, которые реализованы в пунктах меню File (Файл), Insert (Вставка), Debug (Отладка) и Run (За­пуск). Стандартная панель обычно расположена под строкой

409

меню. Однако при помощи мыши ее можно перетаскивать в любые другие области экрана, при этом панель приобретает вид окна (см. рис. 6.9). В табл. 6.4 приведены основные эле­менты панели Standard и их назначение.

410

411

Properties (Окно свойств). Используется для того, чтобы из­менять свойства текущего объекта, например, документа Word (см. рис. 6.11). В VBE окно свойств, как правило, находится в левом нижнем углу (см. рис. 6.1).

Code (Окно редактирования кода). Предназначено для созда­ния или редактирования кода программы (см. рис. 6.12). Для лю­бой формы или модуля проекта окно редактирования кода мож­но открыть с помощью команды View \ Code.

412

Project (Окно проектов). Используется для удобства работы с элементами проекта (формами и модулями), а также в случае необходимости работы с несколькими проектами одновремен­но (т. е. если VBE был запущен сразу из нескольких одно­именных приложений, например, из нескольких документов Word) (см. рис. 6.13). Содержимое этого окна отображает ие­рархические структуры, в которых вершинами всех иерархий являются открытые в данный момент проекты, а исходящие от них ветви являются составными частями проектов (например, формы или модули). В VBE окно проектов обычно расположено над окном Properties (см. рис. 6.1).

Управление проектами в VBE

Проектом называется набор модулей, которые используются для разработки приложения. В состав проекта входят модули следующих категорий:

• Объекты приложения;

• Формы;

• Стандартные модули;

• Модули классов.

Объекты приложения Office. Представляют собой один или не­сколько документов того приложения Office, из которого был открыт редактор Visual Basic. Например, если таким приложением является Word, то категория называется Microsoft Word Objects.

413

Формы. В данной категории находятся пользовательские формы, составляющие их элементы, а также объявляемые пере­менные, константы, процедуры обработки событий и пользова­тельские процедуры и функции. Для каждой формы проекта соз­дается отдельный модуль.

Стандартные модули. Их содержимым являются процедуры, функции, а также объявляемые переменные и константы, которые можно использовать в других модулях данного приложения.

Модули классов. Предназначены для создания разработчиком собственных классов с описанием их методов и свойств. Модули классов похожи на модули форм, но, в отличие от них, не имеют отображаемого пользовательского интерфейса.

Все открытые проекты и список составляющих их файлов можно увидеть в окне Project (см. рис. 6.13), кнопки которого позволяют выполнять следующие действия:

Открывать окно кода для выбранной формы;

Показывать выбранную форму;

Выводить или прятать категории проекта, показывае­мые в виде папок (например, папка Forms).

Для того чтобы добавить форму (или какой-либо другой объ­ект) в открытый проект, необходимо в меню Insert выбрать пункт

User Form (пользовательская форма) или нажать кнопку

на стандартной панели.

При необходимости удаления какого-либо элемента из проек­та следует:

1. Выбрать в окне Project название соответствующего элемен­та (формы или модуля).

2. Выполнить команду Remove меню Project или контекстного меню выбранного элемента.

414

Глава 6.2 Основы программирования на УВ6

Работа с переменными

Переменные в программе создаются для того, чтобы хранить какие-либо данные. Перед тем как использовать переменную, ее необходимо описать. Данное действие осуществляется при помощи оператора следующего вида:

Dim переменная [As mun]

В этом операторе:

Dim - ключевое слово, свидетельствующее о том, что осу­ществляется объявление переменной;

As - служебное слово, используемое при обозначении типа данных для объявляемой переменной;

Переменная — имя переменной, которая объявляется;

Тип - тип данных для указанной переменной.

В одном операторе можно одновременно описать несколько переменных, указывая каждую последующую через запятую.

В языках программирования ключевыми (служебными) словами называются такие слова, которые используются только для описания каких-либо операторов и не могут быть использованы программи­стом ни в каких других целях. В частности ключевые слова нельзя использовать в качестве имен для переменных в программе. Редак­тор Visual Basic настроен таким образом, что при написании текста программы в окне кода все используемые ключевые слова по умол­чанию будут обозначаться синим цветом, в то время как весь ос­тальной текст изображается черным. В этом случае программист легко может определить, являются ли те слова, которые он планиру­ет использовать, например, в качестве имен для переменных, ключе­выми словами Visual Basic или нет.

Существует несколько ограничений на имена используемых в программе переменных:

• имя должно начинаться только с латинской буквы;

• в имени не должно быть точек, пробелов и русских букв;

• необходимо соблюдать уникальность имен переменных в рамках одной рассматриваемой процедуры:

• количество символов в имени не должно быть более 255. -

415

Зачастую для повышения информативности используемых переменных программисты используют в именах так называе­мые префиксы, которые определяют принадлежность сохраняе­мых в них данных к определенному типу (см. табл. 6.5).

В том случае, когда при описании переменной программист не указывает тип данных, например:

Dim Variable

то создаваемая переменная автоматически будет иметь тип Variant (произвольный). Это означает, что в ней может хра­ниться информация любого типа, однако данная переменная бу­дет занимать значительно больше места в памяти, чем перемен­ная любого другого типа. Поэтому, если заранее известно о том, какого рода информация должна храниться в описываемой пере­менной, то для нее следует указывать такой тип из всех подходя-

416

щих, который требует меньше всего места в памяти. В табл. 6.6 приведено описание всех типов данных, которые используются в Visual Basic.

417

Рассмотренный способ объявления переменных носит назва­ние явного. Кроме приведенного варианта с использованием ключевого слова Dim, существует еще несколько способов:

Private переменная [As тип]

Static переменная [As тип]

Public переменная [As тип]

В этих операторах применяются следующие ключевые слова Visual Basic: Private, Static, Public, которые влияют на область видимости объявляемой переменной (область програм­мы, в которой возможно ее использование). Другими словами, переменная может использоваться только в конкретной процеду­ре, во всех процедурах какого-либо определенного модуля или в любой процедуре данного проекта.

В том случае, когда переменная объявляется с ключевым сло­вом Dim, то это означает, что областью ее использования будет только та процедура, в которой она была описана. Такие пере­менные называются локальными (закрытыми). При этом после выполнения данной процедуры их значения будут потеряны. Эти переменные удобно использовать, к примеру, в качестве счетчи­ков циклов. Если в нескольких процедурах необходимо выпол­нять циклы, то счетчикам для них можно давать одно и то же имя, например, intCounter. В этом случае не будет возникать конфликт имен, который происходит, когда в программе объяв­ляются несколько переменных с одними и теми же именами, имеющими одинаковую область видимости.

Когда объявление переменной в процедуре осуществляется при помощи ключевого слова Static, то она также будет локальной. Отличие от оператора Dim заключается в том, что в этом случае после очередного выполнения данной процедуры ее последнее зна­чение не будет потеряно. Этот оператор удобно использовать при необходимости сохранения значения какой-либо локальной пере­менной после очередного выполнения процедуры.

Если нужно, чтобы значение переменной было доступно в не­скольких процедурах одного модуля, то в этом случае следует использовать оператор Private. Причем объявление перемен­ной необходимо осуществлять в разделе Declarations теку­щего модуля (см. рис. 6.14).

418

Когда нужно использовать какую-либо переменную, которая доступна всем модулям данного проекта, то ее следует объявлять с использованием ключевого слова Public.

Такие переменные называются глобальными (открытыми) и являются противоположностью тех, которые объявляются опера­тором Private. Глобальные переменные также должны описы­ваться в разделе Declarations открытого модуля.

Существует еще один способ объявления переменных, при котором вместо ключевого слова As с последующим указанием типа используется так называемый суффикс типа данных, кото­рый добавляется в конец имени описываемой переменной. Пере­чень всех суффиксов и соответствующих им названий типов при­веден в табл. 6.7.

419

Если при описании переменной использовать приведенные выше суффиксы, то в этом случае оператор для объявления от­крытой переменной целого типа будет выглядеть следующим образом:

Public Counter%.

Итак, для определения типа переменной можно использовать как префиксы, так и суффиксы. Выбор того или иного способа всецело зависит от предпочтений программиста.

Использование констант

Наряду с переменными для хранения информации в програм­ме можно использовать константы. Их особенностью является то, что при описании в программе какой-либо константы ей при­сваивается определенное значение, которое в дальнейшем не мо­жет быть изменено другими операторами.

Существует две разновидности констант: встроенные и поль­зовательские. Встроенные константы Visual Basic предлагаются самой системой и предназначены для хранения самой разнооб­разной информации: коды "горячих" клавиш, используемые цве­та и т. д. Все они имеют префикс vb, например: vbWhite.

Для того чтобы уточнить значение той или иной встроенной константы, а также ее название, следует открыть окно Object Browser, в котором можно найти всю необходимую информацию (см. рис. 6.15). Для этого необходимо или нажать соответствую­щую кнопку на стандартной панели инструментов, или выбрать команду Object Browser в меню View, или нажать клавишу F2.

Пользоваться встроенными константами удобно во многих случаях по той причине, что намного легче запомнить название константы, например, vbWhite, чем число 16777215.

Часто возникает необходимость описывать в программе соб­ственные константы, которые называются пользовательскими, присваивая им определенные значения. Для объявления таких констант используется оператор, аналогичный тому, который употребляется при описании переменной:

Const константа [As тип] = значение

В этом операторе:

Const - ключевое слово, которое показывает, что осуществ­ляется объявление константы;

420

As - ключевое слово для обозначения типа данных объявляе­мой константы;

Константа - имя описываемой константы;

Тип - тип данных для объявляемой константы;

Значение - присваиваемое константе значение указанного типа. Ниже приведены примеры объявления констант различных

типов:

Const bInFlag As Boolean = False

Const intMax As Integer = 1024

Const stxMessage = "Завершение работы"

При помощи одного оператора можно объявить несколько констант, в этом случае они должны быть перечислены через за­пятую, например:

Const intMin = 0, intMax = 1000

При объявлении констант их область видимости задается ана­логично переменным. Если константа была создана в процедуре,

421

то областью ее видимости является только эта процедура. В слу­чае необходимости доступа к константе из всех процедур модуля ее нужно объявлять в разделе Declarations данного модуля, ука­зывая в начале оператора ключевое слово Private. Если же требуется обеспечить доступ к константе из всех процедур про­екта, то при ее объявлении в разделе Declarations следует исполь­зовать ключевое слово Public. Например:

Private Const intMax = 4096 Public Const intMin = 1024



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Нижегородский Государственный Университет им. Н. И. Лобачевского Н. А. Устинов Microsoft Office (Разработка документов в Word, Excel и приложений на Visual Basic for Application). учебное пособие

    Учебное пособие
    В основу настоящего пособия положен семестровый курс лекций по дисциплине «Инструментальные программные средства», который читался автором в течение ряда лет на экономическом факультете Нижегородского Государственного Университета.
  2. Vba(Visual Basic for Application)

    Документ
    Независимо от используемой операционной системы и программных приложений пользователь часто выполняет одни и те же последовательности команд для многих рутинных задач.
  3. Visual basic – незрівнянні переваги та інше

    Документ
    У курсі базової інформатики у середній і вищій школі (для інженерно-технічних напрямів підготовки) можна виокремити два важ­ливі розділи. Це «Комп’ютерні технології» та «Основи алгорит­мі­за­ції і програ­мування».
  4. Лекция Основы программирования Эта лекция введение в Visual Basic for Applications, из которой вы узнаете, как запустить среду программирования и как в ней создавать, редактировать, сохранять и выполнять код

    Лекция
    Эта лекция – введение в Visual Basic for Applications, из которой вы узнаете, как запустить среду программирования и как в ней создавать, редактировать, сохранять и выполнять код.
  5. Редактора Visual Basic Для записи текста программы необходимо создать модуль: Меню "Вставка" Модуль Модуль создается только один раз и в нем записываются все операторы Visual Basic. Любая программа

    Программа
    Овладение практическими навыками разработки и программирования вычислительного процесса линейной структуры и навыками по отладке и тестированию программ.

Другие похожие документы..