Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Профессор и зав. кафедрой социологии Высшей школы экономики (Санкт-Петербургский филиал), директор Центра молодежных исследований ГУ-ВШЭ в Санкт-Пете...полностью>>
'Сказка'
Долго ли коротко ли, скоро сказка сказывается, скоро и дело делается, прибыли на царский двор князь Четырёхугольник и боярин Треугольник с выполненны...полностью>>
'Документ'
формирование личности) Учитель Воспитатель Социальный педагог Преподаватель Ведущий теле- и радио- программ Консультант Преподаватель экономики Масте...полностью>>
'Рабочая программа'
Цель изучения дисциплины «Логистика в книжном деле» — формирование знаний у студентов по проблемам планирования, организации, управления и контроля дв...полностью>>

Стратегия повышения качества жизни инвалидов в городе Москве

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Основными инструментами реализации Стратегии должны стать:

- регулярный анализ и прогнозирование потребностей инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности в реабилитационных услугах;

- оптимизация процессов создания в городе доступной инфраструктуры для инвалидов с различными ограничениями жизнедеятельности;

- постоянная актуализация комплекса выполняемых работ, исходя из реальных запросов инвалидов и членов их семей;

- устранение дисбаланса общественных отношений в городе и формирование толерантного отношения к инвалидам и проблемам, связанным с инвалидностью.

В соответствии с предлагаемой Стратегией – Стратегией равных возможностей - должны быть скоординированы и взаимоувязаны между собой все утвержденные (37) и разрабатываемые городские целевые программы (по мероприятиям, срокам, ресурсам и ожидаемым результатам).

При этом реализация Стратегии в долгосрочной перспективе не должна снизить уже достигнутые темпы работы. В 2009 году необходимо сделать мощный рывок, поскольку каждый шаг в этом направлении тестирует общество на человечность, степень цивилизованности, а значит и приумножает тот социальный позитив, в котором нуждается все городское сообщество.

Принципы «равных возможностей» отвергают устоявшийся в последнее время термин «люди с ограниченными возможностями». Возможности у всех людей равны, но именно сложившиеся в обществе барьеры делают их «ограниченными». Стратегия в соответствии с Конвенцией отвергает эти барьеры, как искусственное явление, придуманное и реализованное людьми, для которых инвалидность – отклонение от «нормы», которую они сами же и придумали.

Стратегическая задача города - освободиться от этого многолетнего заблуждения, не только исходя из всегда актуальных гуманистических соображений, но и отчетливо понимая: без трудового и общественного вклада инвалидов Россия и Москва не станет экономически процветающей страной. Из этой когорты людей должны появиться высокопрофессиональные специалисты по информационным технологиям, инновациям, психологи и педагоги нового поколения, финансовые консультанты и банковские менеджеры, предприниматели.

По определению действующего Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» «инвалид - это лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты». Общество, конечно, должно делать всё необходимое для того, чтобы предотвращать возникновение каких-либо отклонений в здоровье у своих граждан. Но этого не удается избегать, поэтому инвалидность не перестает быть общественно нормальным явлением.

Равные возможности - это не просто безбарьерная среда обитания, доступность общественных учреждений, это - «универсальный дизайн», который означает дизайн предметов, обстановок, программ и услуг, призванный сделать их в максимально возможной степени пригодными к пользованию для всех людей без необходимости адаптации или специального дизайна. «Универсальный дизайн» не исключает специальные устройства для конкретных групп инвалидов, где это необходимо.

Равные возможности – это и наличие достаточного числа рабочих мест, приспособленных к особенностям инвалидов.

Очевидно, что равные возможности должны быть не просто благим пожеланием и броским лозунгом, а частью ментальности всех членов общества. Они должны обеспечить свободное, ничем не ограниченное соучастие инвалидов в образовательном процессе (инклюзивность), в трудовой и общественной деятельности. В городе «равных возможностей» инвалид не должен себя ощущать инвалидом.

Уже в 2009 году, москвичами должны быть реализованы опорные принципы отношения к инвалидам, изложенные в Конвенции и Стратегии:

- уважение присущего человеку достоинства, его личной самостоятельности, включая свободу делать свой собственный выбор, и независимости;

- недискриминация;

- полное и эффективное вовлечение и включение в общество;

- уважение особенностей инвалидов и их принятие в качестве компонента людского многообразия и части человечества;

- равенство возможностей;

- доступность;

- равенство мужчин и женщин;

- уважение развивающихся способностей детей-инвалидов и уважение права детей-инвалидов сохранять свою индивидуальность.

Москвичам предстоит совместными усилиями внедрить эти принципы в жизнь нашего города, без которых будут бесполезны все усилия по превращению Москвы в место жизни, где у всех действительно равные возможности для самореализации во благо каждого персонально и России в целом.

I. Равный доступ к медицинскому обслуживанию

В целях предотвращения хронизации заболеваний, приводящих к стойкой утрате трудоспособности и формированию тяжелых степеней ограничений жизнедеятельности, в ближайшие три года необходимо обеспечить:

- беспрепятственный доступ инвалидов ко всем видам гарантированной государственной медицинской помощи;

- полный охват детей с врожденными аномалиями и пороками развития диспансеризацией, своевременной высокотехнологичной помощью путем их раннего выявления и коррекции;

- внедрение новых форм и методов восстановительной терапии, реконструктивной хирургии, применение современных инновационных технологий в целях устранения или возможно более полной компенсации нарушений состояния здоровья, развитие новых форм медицинского обслуживания лежачих и плохо передвигающихся лиц;

- подготовку медицинских кадров, владеющих высокотехнологичными методами реабилитационной помощи разным категориям лиц с ограничениями жизнедеятельности;

- разработку системы управления и информатизации в целях усиления контроля за полнотой и качеством обслуживания лиц, состоящих на диспансерном учете;

- формирование у москвичей здорового образа жизни и проведение профилактических мероприятий.

При этом необходимо создание новых центров высоких технологий, развитие сети учреждений медицинской реабилитации, укрепление их материально-технической базы, повышение качества и эффективности их деятельности. До открытия профильных специализированных центров требуется вводить гибкие формы оказания реабилитационных услуг инвалидам на основе частно-государственного партнерства.

Вместе с тем, основным сдерживающим препятствием для обеспечения инвалидам равного с другими гражданами доступа к медицинским услугам является неприспособленность учреждений здравоохранения. В связи с этим, необходимо ускорить темпы этой работы, а в 2009 году определить в каждом округе и/или районе 1-2 базовых, опорных медицинских учреждения, готовых к приему пациентов с патологиями опорно-двигательного аппарата, зрения, слуха.

II. Равный доступ к воспитанию и образованию

Достижимыми целевыми индикаторами Стратегии в этом секторе являются:

- создание специальных условий для детей, имеющих особые образовательные потребности во всех типах и видах образовательных учреждений города.

- дифференицированный подход при принятии решений о формах воспитания и образования детей-инвалидов на основе оценки состояния здоровья ребенка.

Максимальное удовлетворение социального запроса родителей (законных представителей) на разные формы обучения (с учетом территориальной доступности образовательного учреждения от места проживания).

В условиях инклюзивного обучения ребенок – инвалид чувствует себя равным среди равных, ему легче войти в обычную жизнь, процесс адаптации и самореализации. При такой форме обучения он не чувствует свою ущербность и отгороженность от общества. Кроме того, совместное обучение детей с особенностями развития и детей, не имеющих таких нарушений, способствует формированию толерантного отношения к инвалидам и членам их семей.

Оценки показывают, что вполне реально к 2020 году дать возможность практически всем московским детям-инвалидам, родители которых изъявят желание, посещать дошкольные и школьные образовательные учреждения общего типа.

В качестве временного решения проблемы в 2009 году необходимо обеспечить условия детям (при желании родителей) обучаться в доступных общеобразовательных учреждениях, раскрепив их (4-5) в разрезе районов, вблизи места жительства. Неприспособленные учреждения, в которых учатся дети-инвалиды, предполагается оснастить специальными мобильными лестничными подъемниками, световыми и звуковыми информационными устройствами, тактильными дорожками. В штаты общеобразовательных учреждений будут введены должности педагогов нового поколения – тьютеров, которые будут обеспечивать наставничество и сопровождение этой особой категории обучающихся.

Особое внимание будет уделено детям, которые по состоянию здоровья получают образование на дому, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий. К 2012 году необходимо создать максимально благоприятные условия для включения этой категории детей не только в учебный процесс, но и в общую жизнь школы, района, города.

Не позднее 2010 года этим детям должен быть обеспечен бесплатный выход в сеть Интернет с ежемесячной компенсацией затрат родителям (законным представителям) за оплату трафика.

Детям с тяжелыми (множественными) нарушениями здоровья, находящимся в учреждениях интернатного типа, должны быть созданы условия для комфортного жизнеобеспечения и гарантированного обучения, соответствующего их психофизическому развитию и потенциальным возможностям.

  1. Равные возможности на рынке труда

Для создания равных возможностей инвалидам на рынке труда необходимо:

- устранить диспропорции между количеством и структурой создаваемых работодателями рабочих мест для инвалидов и спросом на них самих инвалидов с тяжелыми ограничениями, которым трудно найти работу и адаптироваться в обычной среде;

- создавать специальные рабочие места для инвалидов-колясочников, лиц с полной и частичной потерей зрения на крупных отраслевых предприятиях и специализированных предприятиях, применяющих труд инвалидов;

- обеспечить инвалидам беспрепятственный доступ к рабочим местам и инфраструктуре предприятий.

До 2012 года необходимо создать условия для занятости всех желающих инвалидов, исходя из состояния их здоровья, профессиональных навыков и уровня социальных притязаний.

Для достижения этой цели в 2009 году необходимо сосредоточиться на следующих основных направлениях:

- создать на крупных промышленных предприятиях специальные цеха (участки) для гарантированного трудоустройства инвалидов по востребованным на рынке труда специальностям с развитием инфраструктуры по месту работы услуг по реабилитации, организации досуга и др.;

- сохранить существующие рабочие места на предприятиях, находящихся в ведении общественных организаций инвалидов, предприятиях ЗАО «Горспецпром» и в других специализированных организациях, применяющих труд инвалидов;

- стимулировать самозанятость инвалидов и создание ими предприятий малого бизнеса;

- реформировать действующую систему государственной поддержки инвалидов на рынке труда, основанной на принципе «бюджетные деньги идут работодателю вслед за инвалидом» (на дотирование заработной платы, специальных приспособлений рабочего места, компенсацию затрат на медико-социальные услуги и реабилитацию).

IV. Доступ к реабилитационным услугам. Непрерывная реабилитация

Материальная поддержка инвалидов государством не может сводиться лишь к пенсиям и социальным выплатам. С расширением возможностей для социальной интеграции происходит процесс снижения степени зависимости инвалидов от дотационных денежных выплат.

Для обеспечения равного доступа инвалидов к реабилитации должен быть реализован принцип, когда все необходимые мероприятия и расходы, связанные с инвалидностью, должны предоставляться гражданину в соответствии с установленными государством стандартами и программами реабилитации, разработанными на основе профессиональной оценки состояния здоровья человека и его реабилитационных возможностей.

В связи с этим, уже сейчас должны быть выделены категории инвалидов, которые по объективным обстоятельствам вынуждены нести значительную финансовую нагрузку в связи с инвалидностью, и введены дополнительные меры их материальной поддержки для компенсации затрат по наиболее значимым направлениям.

Одновременно необходимо добиться полной обеспеченности всех нуждающихся инвалидов государственными реабилитационными услугами.

Уже к 2010 году должно стать нормой:

- доступное получение инвалидами положенных по законодательству технических средств реабилитации и других реабилитационных услуг;

- обеспечение в установленном порядке санаторно-курортным лечением ветеранов и инвалидов, а также создание условий для отдыха и оздоровления тяжелых инвалидов, имеющих противопоказания к санаторно-курортному лечению, совместно с членами их семей;

- использование потенциала негосударственных организаций в целях расширения возможностей для реабилитации тяжелых инвалидов.

Не позднее 2012 года необходимо:

- окончательно сформировать полноценную городскую службу оказания реабилитационной помощи инвалидам;

- организовать систему психологической и социальной помощи и поддержки членов семей инвалидов вследствие тяжелых соматических и психических заболеваний, травм, детей и взрослых с врожденными дефектами и аномалиями, которые не могут осуществлять полноценную трудовую и общественную деятельность.

По данным международных исследований, трудопотери, связанные с появлением в семье инвалида и необходимостью постоянного постороннего ухода и наблюдения со стороны родственников, в совокупном выражении могут составлять от 0,5 до 1 процента ВВП (при численности инвалидов не менее 10 процентов от общей численности населения). Каждый доллар, вложенный в реабилитацию инвалидов и создание вспомогательных служб помощи членам их семей, дает 10-кратный экономический эффект. Действующие в городе государственные реабилитационные структуры разной ведомственной подчиненности ориентированы в основном на работу с теми москвичами, которые могут прийти сами.

Необходимо перестроить деятельность разных реабилитационных учреждений на активную помощь тяжелым инвалидам, уйти от «уравниловки», разработать дифференцированные реабилитационные программы для разных категорий инвалидов (в зависимости от возраста, состояния здоровья, степени ограничений жизнедеятельности, уровня притязаний и т.д.), направленные на комплексное устранение или компенсацию утраченных функций. Реабилитационная помощь должна стать кондуктивной не только для инвалидов, но и для членов их семей. Ряд проектов в этом направлении уже реализуется, однако необходимо расширить эту работу, особенно для родителей детей с онкологическими заболеваниями, ДЦП, спинальников, инвалидов с психическими и интеллектуальными нарушениями.

В учреждениях и организациях, имеющих отношение к реабилитации инвалидов и других нуждающихся в этом категориях населения, требуется внедрить самые современные технологии и методики, оснастить оборудованием, в т.ч. для занятий физкультурой и спортом, для интеллектуального развития и др.

Важнейшим элементом должно стать выстраивание системы психологического и реабилитационного сопровождения как самих инвалидов, так и их ближнего круга (родителей, братьев и сестер, супругов, других родственников). Для этого должны быть внедрены новые подходы к работе с семьями в целях их адаптации, избежания стрессов и минимизации жизненных рисков. Нужно не просто помочь инвалиду через тех, кто помогает ему каждый день, но и помочь тому, кто помогает инвалиду.

Необходимо добиться, чтобы процесс реабилитации имел непрерывный характер, независимо от заболевания, перехода в другую возрастную категорию, перемены места жительства. Для этого на базе действующих учреждений здравоохранения, образования, социальной защиты населения, занятости, культуры, физической культуры и спорта должна быть создана городская многопрофильная служба реабилитации инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности, работающая на единых принципах - раннего и адекватного вмешательства, преемственности и непрерывности.

V. Безбарьерная среда обитания и универсальный дизайн

Чтобы инвалиды имели возможность всесторонне участвовать во всех аспектах жизни, необходимо предпринять исчерпывающие меры по обеспечению их доступа к физическому окружению, к транспорту, к информации и связи, включая информационно-коммуникационные технологии и системы, а также к другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения.

Для этого необходимо:

- совершенствовать стандарты и руководящие ориентиры, регламентирующие доступность объектов и услуг для населения, вводить их в действие и следить за их соблюдением;

- добиться, чтобы организации всех форм собственности (включая негосударственные), предлагающие услуги населению в разных сферах, учитывали все аспекты доступности их для разных категорий инвалидов;

- организовывать для всех вовлеченных сторон методическую поддержку и инструктаж по проблемам доступности среды для инвалидов;

- размещать в зданиях и других объектах, открытых для населения, информацию в легко читаемой и понятной форме, в том числе выполненной азбукой Брайля;

- предоставлять специализированные услуги помощников и посредников, в том числе проводников и профессиональных сурдопереводчиков, для облегчения доступа к предоставляемым услугам;

- поощрять доступ инвалидов к новым информационно-коммуникационным технологиям и системам, включая Интернет;

- поощрять проектирование, разработку, производство и распространение изначально доступных для всех пользователей продуктов, в том числе в строительстве, информационно-коммуникационных технологий и систем.

В развитие этих принципов, необходимо добиться того, чтобы все новые и реконструируемые объекты, расположенные на территории города Москвы, изначально проектировались и строились по принципам «универсального дизайна» - доступными для разных категорий пользователей. Прежде всего, эта норма должна неукоснительно соблюдаться при строительстве зданий и сооружений, построенных по городскому заказу.

Принятие решений о возможности адаптации для инвалидов объектов сложившейся застройки должно основываться на результатах обследований их специализированными организациями и рекомендаций межведомственных рабочих групп, созданных в управах районов (постановление Правительства Москвы от 17 декабря 2004 г. № 852-ПП) в целях инвентаризации городских объектов и мониторинга за их адаптацией. В случае отсутствия возможности приспособления объекта (из-за финансовых возможностей, конструктивных и технических характеристик), необходимо обеспечивать условия для временного доступа в него инвалидов с помощью мобильных вспомогательных технических устройств, реализации в сфере потребительского рынка и услуг специальных сервисных программ для инвалидов и других маломобильных лиц.

В 2009 году необходимо подготовить комплекс дополнительных взаимоувязанных мероприятий в действующую Комплексную целевую программу в целях адаптации мест проживания, обслуживания и перемещения инвалидов с тяжелыми ограничениями в передвижении (на колясках, с опорами) и ориентации (незрячих и глухих лиц) объектов общественной инфраструктуры города:

  • тротуаров разных категорий;

  • переходов (наземных, подземных и надземных);

  • зон остановок общественного пассажирского транспорта;

  • объектов коллективного пользования (торговли, медицины, образования, досуга, культуры, органов государственных власти, осуществляющих работу с населением и организациями в режиме «Одного окна» и др.).

Особое внимание необходимо уделить изменениям в жилом секторе:

- строительстве квартир для инвалидов - колясочников;

- внедрению принципов универсального дизайна при строительстве и реконструкции жилых домов (подъезды, лифты, межквартирные коридоры и пр.), а также обустройстве дворовых территорий.

В сложившейся застройке в 2010 – 2012 годах должны быть оборудованы определенные с участием инвалидов социально значимые и наиболее посещаемые инвалидами объекты социальной сферы (здравоохранения, образования, социальной защиты населения, физкультуры и спорта, культуры, медико-социальной экспертизы), потребительского рынка и услуг, пешеходные переходы (наземные и подземные), остановки общественного наземного пассажирского транспорта; жилые дома, в которых проживают инвалиды – колясочники, лица с тяжелыми ограничениями в передвижении (их квартиры, входы в подъезды и подъезды), и прилегающие к ним территории; помещения, занимаемые общественными организациями инвалидов.

На следующем этапе по итогам инвентаризации и проведенной работы собственниками объектов, балансодержателями, осуществляется плановое переоборудование неприспособленных городских объектов. Данные об объектах старой застройки, которые невозможно приспособить для инвалидов (по заключению специализированной организации), заносятся в специализированную общегородскую базу данных и доводятся до сведения инвалидов и их общественных организаций.

Для осуществления предложенной Стратегии предлагается сохранить отработанную в 2007 – 2008 годах практику:

1) формирование префектурами административных округов по предложениям органов социальной защиты населения, подготовленным совместно с общественными организациями инвалидов, адресных списков объектов, подлежащих адаптации в первоочередном порядке, и последующим представление их в заинтересованные отраслевые органы исполнительной власти;

2) определение состава и объемов работ по каждому объекту городского подчинения, назначение кураторов, ответственных за их организацию и выполнение в установленные сроки;

3) установление многоуровневой системы контроля за выполнением работ;

4) периодичный (квартальный, полугодовой и годовой) анализ реализации работ и их корректировка.

В случае принятия предложенной технологии работы, возможны следующие реальные сроки обустройства для инвалидов объектов сложившейся застройки, находящихся в ведении города (при наличии технических возможностей для переоборудования): учреждения здравоохранения – к 2016 году; образования – к 2016 году; социальной защиты населения – в 2010 году; культуры – к 2011 году; учреждения физической культуры и спорта – к 2011 году; учреждения службы занятости – к 2012 году; семейной и молодежной политики – к 2012 году; наземные пешеходные переходы – к 2011 году, подземные тоннели и мосты – к 2014 году; средства наземного пассажирского транспорта – к 2015 году; остановочные пункты – к 2012 году; жилые дома и прилегающие к ним территории – к 2020 году.

Организации потребительского рынка смогут завершить эту работу в 2012 году.

Таким образом, к 2020 году Москва вплотную приблизится к решению проблемы доступности городской среды обитания для инвалидов.

VI. Общественная и социальная активность инвалидов. Равный доступ к услугам в сфере потребления, культуры, спорта

Инвалиды должны иметь право участвовать наравне с другими жителями Москвы в общественной и социальной жизни столицы. Для этого требуется предпринять все надлежащие меры для обеспечения инвалидам доступа к произведениям культуры, к телевизионным программам, фильмам, театральным постановкам и другим культурным мероприятиям, а также к местам культурных мероприятий или услуг, в театры, музеи, кинотеатры, библиотеки, к памятникам и объектам, имеющим национальную культурную значимость.

Для того, чтобы наделить инвалидов возможностью участвовать наравне с другими в проведении досуга и отдыха и в спортивных мероприятиях, необходимо:

- поощрять и пропагандировать участие инвалидов в общегородских мероприятиях разного уровня;

- организовывать спортивные и досуговые мероприятия для инвалидов с участием в них широких слоев населения;

- обеспечивать доступ инвалидам, включая детей-инвалидов, к спортивным, рекреационным и туристическим объектам.

Особое внимание необходимо уделить организации досуговой работы для инвалидов с тяжелыми нарушениями состояния здоровья:

- организовать их отдых с элементами реабилитации совместно с родственниками в ближнем Подмосковье и прилегающих областях;

- организовать оздоровление «тяжелых» детей-инвалидов в зарубежных здравницах и загородных отделениях клиник федеральных головных медицинских центров;

- расширить возможности инвалидам и членам их семей для экскурсионного обслуживания, организации досуга и т.д.

VII. Социальное партнерство в создании равных возможностей

Обеспечение равных возможностей невозможно без создания атмосферы социальной сплоченности. Решение этой задачи невозможно без участия всех государственных и общественных институтов, без вовлечения в этот процесс максимально возможного круга москвичей.

У каждого юридического и физического лица должно, начиная с 2009 года, найтись свое дело в этом процессе, которое кроме общественной пользы будет приносить массу положительных эмоций, и являться неотъемлемой частью понятия «комфортной жизни».

Конечно, государственные органы должны брать на себя инициативную роль в постановке конкретных вопросов и конструировании социальных технологий, организовывать общественную экспертизу проектов властных решений, и, в конечном счете, нести всю полноту ответственности за формирование городской среды на основе равных возможностей.

По инициативе Правительства Москвы уже в ближайшее время:

- будет подготовлен пакет проектов нормативных правовых актов, направленных на совершенствование системы социальной интеграции инвалидов;

- все городские целевые программы будут скоординированы, исходя из требований реализации Стратегии;

- будет предложено ввести институт представительства интересов инвалидов в трудовых коллективах и государственных органах с широкими распорядительными функциями.

В трудовых коллективах (независимо от формы собственности) необходимо разработать программы поддержки работающих там инвалидов.

В реализации Стратегии ключевая роль принадлежит общественным и политическим организациям, действующим на территории Москвы, которые не просто должны стать партнерами государственным органам, но и взять на себя инициативу по продвижению в реальную жизнь основных идей Стратегии. Важно также, чтобы этой важнейшей работой занимались не только некоммерческие общественные организации, но и все другие общественные институты.

Немаловажная роль в предстоящей работе принадлежит бизнесу. Именно предприниматели, как никто другие, должны понять важность приобщения инвалидов к посильной для них занятости. При должном уровне квалификации эти люди своим трудом сторицей окупают затраты и на обучение, и на приспособление рабочих мест под их потребности. Тем более, что в Москве, как и во всей стране, нарастает дефицит трудовых ресурсов, который невозможно (да и не нужно) компенсировать притоком мигрантов.

Со своей стороны в ближайшие 2-3 года должна увеличиться численность инвалидов, занятых в городских структурах.

Привлечение средств массовой информации к освещению деятельности органов исполнительной власти в решении вопросов комплексной реабилитации инвалидов, а также в формировании толерантного отношения к инвалидам трудно переоценить. Очевидно, что без должного участия СМИ город равных возможностей также останется лишь благим пожеланием. Жители Москвы должны получать в полной мере информацию о деятельности Правительства Москвы в этой сфере. Необходимо предпринять всё зависящее, чтобы донести до горожан ценности равных возможностей через проведение массовых мероприятий, средства наглядной агитации, раздачу материалов на улицах, рассылку по почте, всеми другими доступными способами. Для этой цели в рамках Года равных возможностей будет проведен блок мероприятий, которые должны быть пролонгированы на следующий долгосрочный период.

Недостаточное информирование общества и стереотипное отношение к инвалидам лишают детей – инвалидов возможности совместного обучения или просто общения со сверстниками, ограничивая тем самым круг общения детей с инвалидностью и развивая в них комплексы.

В общеобразовательных школах должны быть введены занятия по пониманию инвалидности, построенные таким образом, чтобы дети могли прочувствовать каждую ситуацию на своем личном опыте и поделиться своими эмоциями и чувствами с другими ребятами. Требуется также подключить к этой работе молодых инвалидов для того, чтобы дети имели возможность формировать свое отношение к инвалидам, общаясь с ними напрямую.

В ходе этой работы у школьников будет сформировано адекватное отношение к людям с инвалидностью, понимание, что инвалиды такие же люди, как и все остальные: они делают те же вещи, что и все люди, только иногда другими способами.

Требуется разработать и осуществить комплекс дополнительных специальных мероприятий не для инвалидов, а для обычных москвичей, направленных на формирование толерантного отношения общества к инвалидам, как к равноправным членам городского сообщества, правильного понимания их проблем.

VIII. Организация работы над реализацией Стратегии

В целях достижения поставленных целей предполагается реализовать Стратегию в три этапа:

I этап - 2009 год - Год равных возможностей. Предполагается сконцентрировать основные усилия на:

- проработке основных направлений Стратегии и формировании мероприятий комплексной городской целевой программы на 2010-2012 годы;

- разработке среднесрочных (промежуточных) стандартов, нормативов и порядков их реализации по наиболее актуальным проблемам инвалидов (обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации и услугами; развитие инклюзивного и коррекционного образования детей-инвалидов; создание условий для рационального трудоустройства инвалидов на московском рынке труда; формирование в городе комфортной среды жизнедеятельности);

- реализации предусмотренных в 2009 году мероприятий Года равных возможностей в рамках Комплексной целевой программы «Социальная интеграция инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности города Москвы» на 2007 - 2009 годы, откорректированных в соответствии с принципами предлагаемой Стратегии.

II этап – 2010- 2015 годы (переходные период). Предполагается:

- внедрение разработанных в 2009 году среднесрочных стандартов, нормативов и порядков их реализации;

- предварительная оценка внедрений, а также выполняемых в рамках городских целевых программ мероприятий и, при необходимости, их корректировка;

- реализация предусмотренных распорядительными документами Правительства Москвы мероприятий, оценка хода их выполнения, эффективности и результативности.

III этап – 2015-2020 годы (завершающий период):

- пересмотр действующих и разработка на их основе оптимальных городских стандартов, нормативов и порядков их реализации по всем аспектам социальной интеграции инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности;

- анализ, обобщение и оценка выполненных мероприятий, разработка предложений по последующему совершенствованию системы социальной интеграции инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности в городе Москве.

Реализация Стратегии возможна при условии достижения целевых индикаторов и показателей для каждого этапа их решения.

Обоснованные значения целевых показателей и индикаторов первого этапа, планируемые для достижения к концу 2009 года (по объемам и качеству оказанных инвалидам и другим лицам с ограничениями жизнедеятельности услуг в сфере медицинской, профессиональной и социальной реабилитации, обеспечению техническими средствами реабилитации; охвату детей-инвалидов воспитанием и образованием; показателям дополнительно приспособленных для инвалидов объектов городской инфраструктуры и др.), приведены в Комплексной целевой программе «Социальная интеграция инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности города Москвы» на 2007 - 2009 годы.

В последующие периоды целевые показатели будут определяться, исходя из целей и принципов данной Стратегии в городских программах, касающихся всех аспектов жизни инвалидов и членов их семей, в соответствии с утвержденными распорядительными документами Правительства Москвы.

Для достижения поставленных целей Стратегии сформированы и рассмотрены три сценария возможного хода ее реализации (пессимистический, оптимистический, реалистический).

В качестве критериев оценки сценариев приняты основные качественные и количественные показатели, характеризующие:

- охват инвалидов реабилитационными услугами,

- развитие сети городских учреждений, предоставляющих эти услуги,

- удельный вес полностью отвечающих требованиям действующих строительных норм и правил о доступности для инвалидов с различными ограничениями жизнедеятельности объектов городской инфраструктуры.

Пессимистический вариант предусматривает сохранение на существующем уровне или ухудшение показателей качества реабилитационной помощи инвалидам и другим лицам с ограничениями жизнедеятельности.

Такой сценарий может возникнуть вследствие следующих внешних негативных факторов:

- сохранения прежних порядков предоставления реабилитационных мероприятий, технических средств и услуг инвалидам в соответствии с утвержденным Правительством Российской Федерации федеральным перечнем, и объемов финансирования этих расходов из федерального бюджета на уровне последних двух лет или их снижение;

- снижения уровня государственной поддержки инвалидов и членов их семей и дальнейшего усложнения порядков предоставления государственных гарантий инвалидам; снижения объема бесплатных государственных реабилитационных услуг для инвалидов;

- резкого ухудшения демографической ситуации в городе.

Вступление в силу указанных факторов приведет к резкому ухудшению качества жизни инвалидов из-за отсутствия возможностей компенсировать имеющиеся ограничения жизнедеятельности вследствие нарушений состояния здоровья.

При этом варианте можно прогнозировать значительное увеличение численности инвалидов во всех возрастных группах, а также возрастание доли лиц I и II групп инвалидности, имеющих тяжелые ограничения, а также детей-инвалидов.

Возможными вариантами для рассмотрения являются следующие сценарии - оптимистический и реалистический, при которых качественные показатели улучшаются.

Оптимистический вариант предусматривает достижение к 2009 году:

- 100% охвата инвалидов необходимыми в соответствии с индивидуальной программой реабилитации реабилитационными услугами (по восстановительному и санаторно-курортному лечению; обеспечению техническими средствами реабилитации; воспитанию и образованию детей-инвалидов и др.);

- полного приспособления действующих на территории города всех объектов социальной инфраструктуры (независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности) для инвалидов с физическими недостатками.

Для реализации оптимистического варианта необходимо выделение финансовых ресурсов из бюджетов всех уровней в 2009 году в объеме не менее 150 млрд. рублей. Эти данные являются расчетными из-за отсутствия по ряду объектов достоверных сведений об их доступности, о требуемых составах и объемах работ и необходимых для этого финансовых средствах.

Реалистический вариант сформирован при условии полной мобилизации ресурсов бюджетного финансирования по всем видам расходов отраслевых и территориальных органов исполнительной власти на финансирование мероприятий Комплексной целевой программы «Социальная интеграция инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности города Москвы» на 2007 - 2009 годы, а также привлечения внебюджетных источников, с учетом увеличения уровня бюджетного финансирования на:

- обеспечение в полном объеме заявленной потребности инвалидов в технических средствах и реабилитационных услугах; расширение их спектра; реализацию программ и пилотных проектов, направленных на социальный патронаж, психологическую и социальную помощь и поддержку членам семей инвалидов вследствие тяжелых соматических и психических заболеваний, травм, детей и взрослых с врожденными дефектами и аномалиями;

- проведение дополнительных работ по приспособлению наиболее значимых объектов городской среды: объектов культуры и социальной сферы, улично-пешеходной сети, жилых домов, в которых проживают инвалиды, и прилегающих к ним территорий, остановок общественного наземного пассажирского транспорта и другие мероприятия;

- разработку и реализацию специальных проектов, направленных на формирование толерантного отношения общества к инвалидам.

Результат интегрированного воздействия вышеперечисленных факторов позволит сконцентрировать усилия на достижении главных целевых задачах - максимально возможного (с учетом конструктивных и технических особенностей) приспособления города для нужд инвалидов и маломобильных граждан, реабилитации инвалидов и их трудоустройства.

Для осуществления этого варианта реализации Стратегии проведена корректировка мероприятий Комплексной целевой программы «Социальная интеграция инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности города Москвы» на 2007 - 2009 годы.

Общий объем финансирования реалистического варианта в 2009 году составит более 21,5 млрд. руб., в т. ч. из городского бюджета – 17,4 млрд. руб.

В последующие периоды целевое планирование мероприятий и прогнозных объемов финансирования на их реализацию предполагается осуществлять на среднесрочные периоды (на срок до 3–х лет) на основе оценки полученных результатов и анализа современного состояния проблемы путем разработки и принятия в установленном Правительством Москвы порядке городских целевых программ.

Сравнительный анализ предложенных вариантов показал, что оптимистический вариант обеспечивает наиболее высокий уровень качества жизни москвичам в планируемом периоде, но требует и максимальных затрат на реализацию. Однако, он практически не реализуем из-за объективных бюджетных ограничений, а также объективной невозможности реализовать в полном объеме в этот период всего комплекса требуемых работ по адаптации городской среды для инвалидов (организовать обследование каждого объекта сложившейся застройки городского подчинения специализированной организацией для принятия решения о возможности его переоборудования для доступа инвалидов; определить состав и объемы работ; разработать проектно-сметную документацию; провести разрешительные и согласовательные процедуры; организовать процедуры конкурсного размещения государственного заказа на соответствующие работы; организовать их осуществление).

Реалистический вариант, позволяющий достичь значительного повышения качества жизни инвалидов при оптимальных затратах, рекомендуется для принятия.

Общий контроль за реализацией Стратегии осуществляет Правительство Москвы.

Реализация Стратегии осуществляется на основе городских программ, выполняемых государственными заказчиками в соответствии с имеющимися полномочиями в установленном порядке путем заключения государственных контрактов на закупку и поставку продукции для государственных нужд между государственными заказчиками с исполнителями, отобранными в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

Организация мониторинга за ходом выполнения Стратегии возлагается на Департамент социальной защиты населения города Москвы.

Для обеспечения мониторинга хода реализации Стратегии руководители городских программ, уполномоченные за реализацию направлений Стратегии, ежегодно представляют в Департамент социальной защиты населения города Москвы:

- до 1 февраля отчеты о выполнении мероприятий программ с указанием результатов их выполнения, причин срыва сроков намеченных мероприятий и несоответствия результатов целевым показателям и финансовым затратам;

- до 15 октября - отчет за 9 месяцев текущего года и об ожидаемом выполнении за год.

Департамент социальной защиты населения города Москвы представляет в Департамент экономической политики и развития города Москвы и Департамент финансов города Москвы сводные отчеты в срок до 1 марта и 15 ноября соответственно.

Для обеспечения мониторинга хода реализации Стратегии Департамент социальной защиты населения города Москвы на основе отчетов руководителей городских программ, в которых реализуются направления Стратегии, ежегодно формирует и представляет Мэру Москвы до 1 мая сводный отчет о ходе ее реализации.

Ход и результаты выполнения Стратегии могут рассматриваться на заседаниях Координационного совета по делам инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности при Правительстве Москвы и заседаниях Правительства Москвы с заслушиванием отчетов руководителей городских программ, в которых реализуются направления Стратегии.

* . * . *

Год за годом, совместными усилиями москвичей можно превратить Москву в место, где будет комфортно жить всем людям, независимо от их индивидуальных особенностей. Только соединив административный и финансовый ресурс города с высокими человеческими качествами жителей столицы, можно решить социально значимую задачу – существенно повысить качество и уровень жизни москвичей, имеющих ограничения жизнедеятельности вследствие нарушения состояния здоровья.

1 Городская целевая подпрограмма по вопросам физической культуры и спорта и спорта для лиц с ограниченными возможностями здоровья (2008-2009 гг.);

городская целевая комплексная программа - «Культура Москвы» на 2008-2010 гг.,

городская целевая программа развития наземного городского пассажирского транспорта в городе Москве на 2007 -2009 гг.;

городская целевая программа строительства гаражей-стоянок в г. Москве на период 2008 – 2010 г.;

городская целевая программа по капитальному ремонту многоквартирных домов г. Москвы на 2008 – 2014 гг.

Отдельные профильные направления отрабатываются в городских программах развития «Столичное здравоохранение на 2008-2010 гг.», «Столичное образование - 5», «Молодежь Москвы» (2007-2009 гг.) и др.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Правительство москвы постановление от 17 февраля 2009 г. N 115-пп о годе равных возможностей в городе москве и стратегии повышения качества жизни инвалидов в городе москве на период до 2020 года

    Документ
    1. Одобрить Стратегию повышения качества жизни инвалидов в городе Москве на период до 2020 года (далее - Стратегия), определяющую на основе Конвенции о правах инвалидов N 61/106 Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций
  2. Одокладе Московской городской Думы «О состоянии законодательства города Москвы в 2010 году»

    Доклад
    2. Опубликовать текст доклада Московской городской Думы «О состоянии законодательства города Москвы в 2010 году» в «Ведомостях Московской городской Думы», издать в электронном виде на CD-диске, а также разместить текст доклада на
  3. В городе москве (2)

    Доклад
    Авторский коллектив: О.В.Кучмаева, доктор экономических наук, профессор; Н.П.Иванова, кандидат педагогических наук; Е.А.Марыганова, кандидат экономических наук; М.
  4. Департамент культуры города Москвы Государственное бюджетное учреждение культуры города Москвы

    Документ
    1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18.12. 2006 г. № 230 ФЗ (ред. от 04. 10. 2010) [Электронный ресурс]. – Доступ из справ.
  5. Постановлением Правительства Москвы от 14. 02. 2011 г. №28-пп, государственной программой «Социальная поддержка жителей города Москвы на 2012-2016 г г.» муниципальное Собрание приняло решение

    Решение
    В соответствии с Комплексной целевой программой «Социальная интеграция инвалидов города Москвы», утвержденной Постановлением Правительства Москвы от 14.

Другие похожие документы..