Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Урок'
2. Озвучивание темы и целей урока (тема заранее написана на доске). Тема сегодняшнего урока: Построение чертежа ночной сорочки. В ходе урока вы познак...полностью>>
'Рабочая программа'
1.1 Цель преподавания дисциплины: показать, что многие процессы в электрохимии, как и в физике, химии и механике твердых тел носят стохастический, кол...полностью>>
'Документ'
В соответствии с пунктом 11 статьи 209 Налогового кодекса Кыргызской Республики и в целях обеспечения единого порядка определения товарных потерь Пра...полностью>>
'Контрольная работа'
выполнение контрольной работы Выполнение и сдача контр....полностью>>

Курс лекций и практических занятий, проводимый на основе данной программы, прошел многолетнюю апробацию при подготовке аспирантов нефилософских специальностей нгу.

Главная > Курс лекций
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Курс лекций и практических занятий, проводимый на основе данной программы, прошел многолетнюю апробацию при подготовке аспирантов нефилософских специальностей НГУ. Программа составлена в соответствии с государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования .

Авторы-составители :

д-р филос н.,проф. Сталина Сергеевна Розова

д-р филос н.,проф Людмила Сергеевна Сычева

к.филос.н., доц. Валентин Петрович Таратута

Печатается по решению кафедры философии НГУ

 Новосибирский государственный

университет, 2004

I. Организационно-методический раздел

Целью курса является углубленное изучение философии, направленное на формирование у каждого аспиранта осознанного личностного отношения к философским проблемам, отчетливого понимания специфики философии как фундаментальной основы любого и, в частности, этического и познавательного отношения человека к миру.

Задачи курса. Курс ориентирован на специальное изучение аспирантами философии и методологии науки как гносеологической базы их профессиональной исследовательской деятельности, необходимой для формирования у каждого аспиранта адекватного современному состоянию науки уровня философской рефлексии

Требования к уровню освоения содержания курса. По окончании курса слушатели должны:

а) иметь углубленное представление о своеобразии философии, ее месте в культуре, научных, философских и религиозных картинах мироздания, сущности, назначении и смысле жизни человека;

б) знать условия формирования личности, ее свободы, ответственности за сохранение жизни, природы, культуры; понимать роль в истории, обязанности человека по отношению к другим и самому себе;

в) иметь представление о многообразии форм человеческого знания, соотношении истины и заблуждения, знания и веры, рационального и иррационального в человеческой жизнедеятельности, особенностях функционирования знания в современном обществе, духовных ценностях, их значении в творчестве и повседневной жизни;

г) понимать роль науки в развитии цивилизации, во взаимодействии науки и техники, иметь представление о связанных с ними современных социальных и этических проблемах, понимать ценность научной рациональности и ее исторических типов, знать структуру, формы и методы научного познания, их эволюцию.

II. Содержание курса.

Разделы спецкурса. Тематически курс разбит на четыре раздела:

  1. Специфика философского знания.

  2. История философии. Философские альтернативы ХХ века.

  3. Онтология. Теория познания. Философия науки.

  4. Социальная философия. Философская антропология

I. Специфика философского знания.

Предмет философии как методологическая проблема.

Постановка вопроса о предмете философии как аналогия с вопросом о предмете науки. Вопрос о предмете науки как попытка выявить и зафиксировать границы научной дисциплины, определяемые принципами отбора и систематизации знания. Связь вопроса о предмете науки с ее кумулятивным характером.

Обращенность философии к предельным основаниям и исходным предпосылкам мировосприятия, которые уже не могут быть рационально обоснованы, как источник ее некумулятивности. Некумулятивный характер философии и отсутствие общефилософских принципов отбора и систематизации знаний и проблем. Невозможность однозначного ответа на вопрос о предмете философии и некорректность самого вопроса.

Оправданность этого вопроса в рамках отдельных философских школ и по отношению к философии как учебному предмету. История философии как последовательность мировоззрений, не теряющих своего значения и не сменяющих друг друга, а продолжающих сосуществовать в настоящем как целостные и самодостаточные миры.

Курс философии как решение двуединой задачи - изложение различных философских концепций и погружение в одну из них с целью начать философствовать, то есть строить собственное мировоззрение. Ограничение на этом пути в виде принципа дополнительности Нильса Бора: практическое применение всякого слова находится в дополнительном отношении с попытками его строгого определения, то есть попытки строгого определения философии дополнительны к попыткам философствовать, опираясь на конкретные образцы.

Философия как выявление и анализ предельных оснований человеческой жизни и деятельности.

Понятие предельных оснований как границ рационального обоснования выбора. Точки произвольного выбора как один из видов границ человеческой свободы. Ценности и гносеологические допущения как два типа предельных оснований. Философия как служба обеспечения свободы, как создание арсенала субъективных предпосылок выбора.

Проблема существования объективного мира, проблема его предзаданности субъекту познания, проблема фундамента познания и проблема критерия истины как точки произвольного выбора при формировании гносеологических допущений.

Способы бытия философии в культуре.

Понятие реальной философии как совокупности самых разных актов философствования, совершаемых людьми по стихийно сложившимся образцам. Философия учений и систем как продукт профессиональной деятельности философов, направленной на выявление, осмысление и анализ стихийно сложившихся традиций реальной философии и ее результатов.

Индивидуальное бытие философии в форме «живых» актов философствования, совершаемых конкретными людьми, и продуктов этих актов – философского содержания их сознания. Надындивидуальное бытие философии в форме социальных эстафет философствования, передающих образцы философских актов от человека к человеку и от поколения к поколению. Философские знания и программы философствования, зафиксированные в текстах, как содержание социальной памяти.

Проявление реальной философии на уровне индивида в наличии у человека феномена рефлексии, в рефлексивном устройстве человеческого сознания. Проявление реальной философии в надындивидуальной форме ее существования в наличии неявных философских знаний, имплицитно содержащихся в житейском здравом смысле и научных понятиях.

Различные интерпретации природы философии.

Неопозитивистская концепция философии.

Логический позитивизм о философии как аналитической деятельности по отысканию значений языковых выражений, фиксирующих как обыденный опыт, так и научные знания. Отрицание у философии собственной проблематики и претензий на статус онтологической теории. Критика метафизики и очищение философии от метафизических проблем, признаваемых бессмысленными. Философский анализ языка науки как единственная цель философии. Философия как аспект научной деятельности, проясняющий смысл научных понятий, составная часть научного исследования, благодаря которой ученый осознает свои собственные действия.

Лингвистический позитивизм о неправильном употреблении языка как источнике философских проблем. Философия как критико-аналитическая деятельность по прояснению языка, как анализ речевой практики.

Феноменологическая концепция философии

Идея философии как «строгой науки», как науки о «чистой субъективности». Обнаружение небеспредпосылочности «естественной установки» повседневного и научного опыта. Феноменологическая редукция как способ достижения подлинно философской установки сознания, позволяющей иметь дело с самой реальностью, постичь реальность в непосредственном опыте, в «первоначальной интуиции».

Абсолютная беспредпосылочность философского подхода к реальности. Первичность трансцендентального самопознания по отношению к опытному знанию. Интенциональность сознания как первоисточник всех смыслообразований сознания. Трансцендентальная субьективность как центр всякого мышления, как абсолютная основа чистого опыта и источник, порождающий действительность.

Радикальное противопоставление естественных наук и философии как «строгой науки»: невозможность для ученого покинуть естественную установку сознания и установить контакт с философией. Кризис европейских наук и философии как следствие становления экспериментальной науки и математического естествознания. Необходимость преодолеть объективизм науки и выработать более высокий тип научности путем обращения философии к проблемам жизненного мира, понимаемого как конституирующая деятельность трансцендентальной субъективности, как «объективированная субъективность».

Экзистенциалистская интерпретация природы философии.

Признание своеобразия природы философии самой фундаментальной философской проблемой. Антропологизация философии. Отдельный человек как исходный пункт философствования. Стремление подойти к человеку изнутри, проанализировать сферу внутренней жизни человека. Усмотрение источника философского знания в жизненном опыте человека, в его индивидуальных переживаниях подлинности своего существования. Задача философии – формирование личности человека

Философствование как прояснение экзистенциальной ситуации, радикально отличающееся от научного мышления. Трансцендирование как специфически философский метод мышления, позволяющий освободиться от предметности, свойственной научному и обыденному мышлению и обратиться к прояснению и истолкованию непредметного бытия – экзистенции как источника подлинности существования человека и трансценденции как подлинного бытия. Три этапа трансцендирования: «ориентация в мире», «прояснение или озарение экзистенции» и «чтение шифров трансценденции».

Невозможность для философии стать методологией науки. Итог философских размышлений – не новое знание о мире или человеке, но изменение отношения человека к окружающему миру. Цель философских поисков – не новый вид научности, а новый вид веры. Философская вера как фундаментальная потребность человека и как итог его самостоятельных размышлений, «конкретного философствования».

Философия как «фундаментальная онтология» человеческого существования, его «бытие-в-мире», понимаемого как его духовно-эмоциональная включенность в жизненные события. Предмет философии – особого рода переживания, образующие основные атрибуты существования человека: беспокойство, страх, нерешительность, колебание, страдание, отчаяние. Герменевтика как основной метод философских исследований. Философствование как постоянное вопрошание о бытии сущего с целью способствовать соответствию между человеком и его бытием.

Смысл бытия как самая универсальная философская проблема. Отличие философии от науки в непосредственной связи с человеком. Наука и научная объективность как всего лишь один из производных способов человеческого существования.

II. История философии

Античная философия.

Космологизм ранней греческой философии, стремление понять сущность природы, космоса, мира в целом. Решение проблемы единого и многого, отсутствие постановки основного вопроса о противопоставлении природы и духа. Проблема первоначала в милетской школе. Пифагор и пифагореизм: число как начало, практический, мистический и нравственный аспекты пифагорейского учения.. Гераклит - учение о противоположностях и становлении, образно-метафорическая форма мышления.

Элеаты - Ксенофан, Парменид, Зенон. Появление гносеологических проблем об отношении знания к действительности. Проблема бытия и небытия. Противопоставление истины и мнения. Введение аргументации и использование косвенного доказательства. Борьба против диалектики Гераклита. Апории Зенона и их философский смысл.

Атомизм Демокрита. Понятие атома и пустоты. Проблема детерминизма. Теория "истечений" как основа представлений о познании.

Платон. Теория "эйдосов-идей" в философии Платона. Идея как образец творения («Тимей», «Кратил»). Идея как бытие и вещь инобытие идеи («Софист»). Иерархия идей, идея как мера («Политик»). Идея как число («Филеб»). Единое-Благо как верховная идея («Государство»). Познание как "припоминание". Платон о душе и ее бессмертии. Проблема отношения единичных вещей и общих понятий. Учение о государстве.

Аристотель. Критика теории идей Платона. Учение о материи и форме. Учение о возможном и действительном бытии. Четыре типа причин . Разработка учений о категориях; логики. «Органон» как орудие всякого знания и рассуждения. Учение о космосе. Континуализм. Движение. Перводвигатель. Ум. Душа мира. Душа человека. Социальная философия Аристотеля.

Эллинистическая и римская философия. Преобладание этических проблем. Школы эллинистической философии: кинизм (онтологические и гносеологические идеи; этика; образ жизни мудреца киника) эпикуреизм (принцип удовольствия; атомизм в эпикурейской физике, логике, этике), идеал эпикурейского мудреца и историческая судьба эпикуреизма; стоицизм (учение о причинности, необходимости и судьбе; этика); скептицизм как теоретическое обоснование индивидуализма (проповедь полного отказа от знания у Пиррона, что дает покой, свободу от сомнений, равнодушие к страстям).

Философские школы поздней античности. Плотин и Порфирий. «Единое» и его ипостаси, происхождение физического космоса, природа и судьба человека, эманация и познание, возвращение к «Абсолюту» и экстаз. Неоплатонизм. Ямвлих и неоплатоническая теургия. Прокл – завершение основных понятий и методов неоплатонизма. Влияние неоплатонизма на дальнейшее развитие философии.

Философия европейского средневековья.

Христианская догматика и философская мысль. Бог, человек и мир в христианской философии. Апологетика и патристика. Личность и учение А. Августина. Схоластика как феномен средневековой культуры и философии. Монастыри, церковные школы и университеты, их роль в развитии европейской образованности. Основные проблемы: отношение души и тела, веры и знания, предопределения и свободы воли; специфика их постановки и решения. Спор об универсалиях, полемика номинализма и реализма. Проблема доказательства бытия Бога. Философский синтез Фомы Аквинского: отношение разума и веры, философии и теологии, учение о Боге и мире,

Возникновение опытного естествознания, натурализм в оксфордской схоластике. Философские и естественнонаучные идеи Роджера Бэкона. Знание и его роль в жизни человека. Значение естественнонаучного знания для развития философии. Разделение философии и теологии. Иоанн Дунс Скотт. Уильям Оккам. Независимость веры от разума. Эмпиризм и примат индивидуального. «Бритва Оккама» и распад традиционной метафизики.

Философия эпохи Возрождения.

Социокультурный смысл понятий «возрождения» и «гуманизм». Антропоцентризм как принцип возрожденческой картины мира. Кружки гуманистов и их роль в культуре Возрождения. Платоновская академия во Флоренции. Философские взгляды Марсилио Фичино. Крушение схоластической иерархии и десакрализация природы.

«Философия природы» и экспериментальное естествознание. Опыт. Закон и необходимость. Феномен Леонардо да Винчи. Коперниканская революция в космологии, десакрализация космоса, гелиоцентризм и пересмотр физической картины мира.

Учение о мире и человеке, его свободе и назначении. Пантеизм как философское обоснование религиозного свободомыслия и активности индивида. Героический энтузиазм Джордано Бруно. Человек как «микрокосм» и доктрина достоинства человека Пико делла Мирандолы. Переориентация философии на этическую проблематику. Эразм Роттердамский.

Учение о познании. Возрождение скептицизма, учение о двух истинах. Николай Кузанский.

Философия истории, социально-философские теории, социальный утопизм, государство, политика и мораль. Т. Мор, Н. Макиавелли, Т. Кампанелла.

Философия Нового времени (XVII - XVIII вв.)

Своеобразие и фундаментальные основания классической новоевропейской философии: тесная связь с естествознанием; анализ и разработка проблем научного метода; механицизм; созерцательный характер гносеологии, особенно свойственный материалистам; представление о познании как об индивидуальном процессе, непонимание общественной природы познания; деизм; особая форма постановки основного вопроса философии ( отношение индивидуального сознания к природе); борьба эмпиризма и рационализма в познании; обоснование рационализма как нормы культуры; детальная разработка концепции прав и свобод человека, концепции гражданского общества.

Ф. Бэкон. «Новый Органон» и проблема метода в философии. Эмпирический метод и критика силлогизма. Проект прагматического преобразования науки: "Знание - сила", тождество истины и пользы, знания и могущества. Критика предрассудков как идолов в познании. Разработка индуктивной методологии науки.

Р. Декарт о предмете и методе философии. Рационализм и дуализм. Радикальное сомнение как универсальный гносеологический принцип. Индукция, интуиция и дедукция. Критика предрассудков, авторитетов и традиций. Непосредственная данность и преимущественная достоверность сознания. Проблема существования внешнего мира. Доказательства существования Бога. Бог как гарант существования мира и истинного знания. Учение о врожденных идеях. Ясность и отчетливость как критерий истины. Свобода воли и проблема источника заблуждений. Проблема и правила метода. Материя и движение в философии Декарта. Значение идей Декарта для дальнейшего развития философии.

Рационалистическая метафизика в XVIIвеке. Б. Спиноза. Пантеизм. Бог, природа, субстанция. Атрибуты и модусы субстанции. Универсальный детерминизм Спинозы. Свобода как осознанная необходимость. Геометрический метод в учении о человеке, его разуме и свободе. Проблема воли и учение об аффектах.

Г. Ф. Лейбниц. Предмет философии. Отношение философии и науки. Разум и учение о вечных истинах. Опыт и истины факта. Монадология как система идеалистического плюрализма. Простая субстанция как монада. Понятие предустановленной гармонии. Учение о возможных мирах. Закон достаточного основания. Критика эмпиризма Локка, локковской теории абстракции и новое обоснование рационализма. Проблема добра и зла. Теодицея.

Эволюция английского эмпиризма. Дж. Локк. Вопрос об источниках знания. Критика Локком концепции врожденных идей Декарта. Идея пассивности, беспредпосылочности мышления. Внутренний и внешний опыт. Простые и сложные идеи. Локковская теория абстракции. Учение о первичных и вторичных качествах. Социально-политические взгляды Локка. Концепция частной собственности как неотъемлемого свойства и права индивида. Законы государства как гарантия жизни, личной свободы и собственности.

Субъективный идеализм Дж. Беркли. Критика концепции первичных и вторичных качеств, понятий материи и пространства. Непоследовательность концепции Беркли, переход на позиции объективного идеализма как попытка преодоления солипсизма.

Д. Юм. Последовательно проведенный эмпиризм как основа скептицизма Юма. Учение о причинности. Скептицизм как логическое завершение представлений о беспредпосылочности познания, как "указание" на необходимость разработки новых моделей познания. Значение учения Юма в истории философии.

Европейское Просвещение. Фундаментальные характеристики просветительской мысли: опора на собственный разум и программа преобразования сознания. Французское Просвещение - наиболее радикальная и политизированная форма просветительской мысли. Материя как единственная реальность. Движение - источник всех свойств материи. Абсолютизация необходимости. Человек как изолированный индивид, невыявленность его социальной сущности. Требование освобождения от конфессиональных, национальных и сословных границ.

Немецкая классическая философия.

Немецкая классическая философия как завершение философской классики: идея активности познания; подходы к пониманию социальной природы познания; диалектика.

И. Кант. Коперниканский переворот в понимании природы и характера человеческого мышления. Идея активности мышления и принципа конструирования предмета опыта. "Вещь в себе" и явление в философии Канта. Априоризм. Пространство и время как априорные формы чувственного созерцания. Чувственность и рассудок. Система категорий чистого рассудка. Априоризм Канта как подход к пониманию социального характера познания индивида. Учение Канта о границах опыта и противоположности "вещей в себе" и "вещей для нас". Непознаваемость вещей в себе как следствие априоризма. Природа и свобода. Этика Канта. Категорический императив Канта как закон практического разума. Человек как субъект автономного поведения и собственного совершенствования. Моральный закон и достоинство человека.

Г. В. Ф. Гегель. Абсолютный идеализм Гегеля. Учение Гегеля об абсолютной идее как единстве субстанции и самосознания. Развитие абсолютной идеи по законам человеческого познания. Категории как этапы развития абсолютной идеи. Диалектический характер развития идеи. Диалектика Гегеля как универсальный метод познания мира. Триадичность развития: тезис - антитезис - синтезис, отрицательность как "пружина" всякого развития. Природа как отчуждение идеи, дух как снятие отчуждения в природе. Абсолютный идеализм Гегеля - преодоление представлений о познании как об индивидуальном процессе. Свобода как исходная и центральная категория социальной философии. Утверждение свободы как подлинной природы человека и общества. Гражданское общество и правовое государство.

Л. Фейербах. Антропологический материализм Фейербаха в противоположность механистическому материализму XVII века. Человек как единственный и высший предмет философии. Природа - не механизм, а организм. Человек как природное существо, как единство души и тела. Этика любви. "Я" и "Ты". Религия как отчуждение родовой сущности человека. Объективация человеческой сущности и человеческих ожиданий как тайна религии. Зависимость как первопричина религии.

К. Маркс. Влияние философских идей Гегеля и Фейербаха на философию Маркса. Общественная практика как предметная деятельность и ее роль в познании. Общественная природа познания. Философская антропология Маркса. Человек как совокупность всех общественных отношений. Проблема отчуждения. Философия истории Маркса. История человечества как рационально постигаемый закономерный процесс. Учение об общественно-экономических формациях. Материалистическое понимание истории. Идея прогресса. Роль классов и классовой борьбы в развитии общества. Реформирование диалектики Гегеля. Философия и становление идеологии марксизма. Философия Маркса и ее значение для духовной культуры XIX - XX века.

Постклассическая философия XIX – начала ХХ вв.

Позитивизм. «Первый позитивизм». Социокультурные предпосылки возникновения позитивизма. Программа "позитивной" философии О. Конта. "Возврат" к эмпиризму Беркли и Юма. Философия и наука. Предмет философии. Классификация наук. "Закон трех стадий развития человеческого духа" Конта. Социология в системе наук. Г. Спенсер. «Второй позитивизм», эмпириокритицизм. Новые открытия в науке и кризис метафизической гносеологии и методологии. Феноменалистская теория познания. Относительность научных истин, знание как символ, отметка для практики. Р. Авенариус: идея «принципиальной координации» субъекта и объекта. Опыт и задача «очищения опыта».Э. Мах: теория «нейтральных элементов опыта». Критика теории «интроекции» и принцип «экономии мышления»..

Иррационализм и философия жизни. Критика классической философии. Экзистенциальная философия С. Кьеркегора. А. Шопенгауэр. Мир как воля и представление. Метафизика морали. Пессимизм.

Философия Ф. Ницше. Эволюция воззрений Ницше, три периода его творчества. Критика рационализма и "культурнабожности". "Воля к власти" - плюралистическая онтология, психология, политика. "Вечное возвращение" как антитезис христианскому воскресению. Ницше о демократии, прогрессе, социализме и анархизме. "Последний человек" и "сверхчеловек". Ницше о "смерти Бога". Фальсификация наследия Ницше, современные интерпретации его философии. Философия Ницше в России.

Неокантианство Х!Х века: проблематика, школы, представления. Социальные и теоретико-гносеологические основания неокантианства, смысл лозунга «назад к Канту». Попытки преодоления дуализма Канта.

Ориентация на математическое естествознание в Марбургской школе неокантианства. Критика кантовской «вещи самой по себе» и трансцендентальный метод. Критика эмпиризма и метафизики. Материя как гипотеза, математическое знание в качестве критерия научности. Г. Коген, П. Наторп, Э. Кассирер.

Баденская школа неокантианства. Единство и различие естествознание и истории (В. Виндельбанд). Противопоставление наук о природе наукам о культуре в философии Г. Риккерта. Границы естественнонаучного образования понятий. Номиналистическая онтология и критика платонизма. Философия культуры и проблема ценности. Сфера ценностей и сфера бытия. Метод «отнесения к ценностям». Неокантианство и социология М. Вебера.

Современная западная философия. Философские альтернативы ХХ века.

Американский прагматизм. Критика декартовского сомнения и учение о закреплении верований Ч.С. Пирса. Радикальный эмпиризм. Многообразие религиозного опыта. У. Джемс. Сознание как средство приспособления к действительности; истина как успешность или полезность применения в опыте понятий, идей, теорий. Прагматистское понимание практики. Инструментализм Д. Дьюи. Идеи, гипотезы, научные теории как интеллектуальные инструменты для решения задач и ориентации в проблемных ситуациях.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Общий курс Издание 2-е, дополненное и переработанное Рекомендовано Министерством общего и профессионального образования в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений Москва «Прометей» 2001

    Литература
    Достоинством учебного пособия члена-корреспондента РАН, профессора, доктора философских наук Ж.Т.Тощенко является четкая теоретико-методологическая позиция при рассмотрении проблем экономической, социальной, политической и духовной
  2. М. П. Горчакова-Сибирская (отв ред., Спбгиэу), д-р философ наук, проф

    Документ
    д-р пед. наук, проф. М. П. Горчакова-Сибирская (отв. ред., СПбГИЭУ), д-р философ. наук, проф. Е. А. Гусева (зам. отв. ред. СПбГИЭУ), канд. пед. наук М.
  3. Ежегодная богословская конференция 2002 г богословие

    Документ
    Второе общее заявление и предложение Церквам п. 7. гласит «Восточные православные (нехалкидониты. — О. Д.) согласны, что Православные имеют право применять формулировку «две природы», поскольку согласны различать ‘в одном воображении’.

Другие похожие документы..