Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Обзорная экскурсия по городу, которая знакомит с архитектурой, историей и культурой белорусской столицы. Знакомство с самыми значительными улицами и ...полностью>>
'Документ'
Роскошный особняк в стиле Второй Империи был построен между 1869 и 1875 годами архитектором Анри Параном для Эдуарда Андре, происходившего из богатейш...полностью>>
'Исследование'
Фридрих Поль Берг родился 11 ноября 1943 года в Нью-Йорке в семье немецких эмигрантов. В 1965 году окончил Колумбийский университет, получив степень ...полностью>>
'Документ'
Православный опыт помощи наркозависимым и алкоголезависимым людям. Некоторые направления взаимодействия с государственными структурами в области проф...полностью>>

Программа дисциплины логика для направления 030100. 62 Философия подготовки бакалавра

Главная > Программа дисциплины
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Министерство экономического развития и торговли

Российской Федерации

Государственный университет –

Факультет философии

Программа дисциплины

ЛОГИКА


для направления 030100.62 - Философия

подготовки бакалавра

Авторы Драгалина-Черная Е.Г., Макеева Л.Б.

edragalina@hse.ru

lmakeeva@hse.ru

Рекомендована секцией УМС факультета философии

Председатель

Б.Н.Кашников

____________________________

«____» _______________2011г.

Утверждена УС факультета философии

Ученый секретарь

____________________________

«____» _______________2011г.

Одобрена на заседании

кафедры онтологии, логики и теории познания

Зав. кафедрой Порус В.Н.

____________________________

«_____» _____________2011г.

Москва, 2011

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Курс логики на отделении философии философского факультета НИУ-ВШЭ читается в течение 6-ти модулей (3-х модулей на первом курсе бакалавриата и 3-х модулей - на втором курсе). Чтение этого курса преследует следующие основные цели:

  • ознакомление с логическими принципами анализа информации и принятия рациональных решений;

  • обучение образцам корректных логических операций и металогическим знаниям, служащим основой преодоления ситуационной обусловленности логических навыков;

  • обучение правилам аргументации и полемики, навыкам рационального убеждения в дискурсах различного типа, в том числе, в философском дискурсе;

  • ознакомление с концептуальным аппаратом логической семиотики и принципами его использования в интерпретации текстовой информации; обоснование специфики семиосферы, семантико-прагматический анализ философского дискурса с использованием аппарата теории речевых актов;

  • оценка философского значения и границ метода формализации, знакомство с теоретико-модельными и теоретико-доказательственными свойствами формальных теорий, анализ методологического значения «ограничительных» теорем о выразительных, вычислительных и дедуктивных возможностях формализмов;

  • углубление культурологической подготовки студентов на основе знакомства с синхроническим и диахроническим многообразием рациональности.

Роль учебного курса логики на философском факультете НИУ-ВШЭ оценивается, исходя из многовековой традиции, рассматривающей логику как «органон философии» и включающей её в тривиум - фундамент классического образования. Логическая грамотность – не дополнение, а базисный компонент профессиональной компетентности любого гуманитария, в особенности, философа. Эта профессиональная компетентность предъявляет особые требования к аналитической культуре, предполагая систематическое и осознанное обращение к логическим методам. Изучение логики образует базисный компонент профессиональной подготовки философа, поскольку способствует формированию культуры мышления, прививает способность логически правильно выстраивать и анализировать философские аргументы, помогает понять роль логики в современных философских исследованиях. Аналитический стиль философствования, овладение которым невозможно без обстоятельного ознакомления с логикой, обязателен для современных профессиональных философов независимо от того, какими проблемами они занимаются и к какой философской «епархии» себя причисляют.

Экспансия дисциплин когнитивного цикла - стратегического менеджмента, программной инженерии, когнитивной психологии, когнитивной лингвистики, семиотики - во все без исключения области профессиональной подготовки студентов НИУ-ВШЭ предъявляет новые требования к уровню владения ими методами математической логики. Разумное сочетание методов современной математической логики с проблематикой традиционной логики, имеющей безусловное общегуманитарное значение, является сегодня центральной задачей преподавания логики студентам - гуманитариям. В связи с развитием компьютерных технологий особое внимание в разделах курса, связанных с изучением математической логики, уделяется теоретико-модельным и теоретико-доказательственным свойствам формальных теорий, анализу методологического значения «ограничительных» теорем о выразительных, вычислительных и дедуктивных возможностях формализмов, связанных с выявлением принципов и границ метода формализации. Систематическое обращение к металогическим вопросам поможет осознать логику как явление культуры, составить представление об основных этапах её развития на фоне смены исторических типов рациональности и послужит введением в методологическую проблематику современных неклассических логик, связанную со спецификой неклассической науки и неклассической рациональности.

Индуктивная и вероятностная логика, изучаемая студентами второго курса, имеют особое значение для тех, кто готовится стать философом, в силу ряда причин. Во-первых, хотя с XVII в. индукция находилась в центре внимания многих выдающихся ученых и философов, и было предпринято немало усилий для ее логического анализа, современное состояние индуктивной логики разительно отличается от состояния дедуктивной логики, которая изучается студентами-философами на первом курсе. Дедуктивная логика, по крайней мере в своих основных разделах, является общепризнанной и хорошо проработанной научной дисциплиной: основные ее понятия имеют точные определения, процедуры и правила строго сформулированы, существует общее согласие логиков относительно построения ее основных теорий. Индуктивная логика довольно далека от такого благополучного состояния; среди логиков нет принципиального согласия относительно определения многих ее ключевых понятий и трактовки основных принципов и правил, поэтому существующие теории в индуктивной и вероятностной логике можно рассматривать как блоки в системе, которую еще только предстоит возвести. Любая научная дисциплина в подобном состоянии в значительно большей степени нуждается в философском осмыслении ее проблем и методов, а потому служит полем для философских дискуссий. Во-вторых, и как следствие первого, многие темы в курсе индуктивной и вероятностной логики являются по своему характеру чисто философскими (например, проблема оправдания индукции, индукция как метод познания, природа вероятности и т.п.), и, наконец, в-третьих, исследования по индуктивной и вероятностной логике сохраняют тесную и непосредственную связь с такими философскими дисциплинами, как философия науки, эпистемология и философская логика. Таким образом, философский потенциал индуктивной логики огромен, что превращает ее в важный предмет изучения для студентов-философов.

Разделы курса, связанные с изучением индуктивной и вероятностной логики студентамами отделения философии факультета философии НИУ-ВШЭ, преследует следующие цели:

• содействовать развитию логической культуры студентов, формированию у них навыков критического мышления и обоснованного рассуждения;

• расширить спектр логических знаний у студентов-философов, включив в него исследования по индуктивной и вероятностной логике, дать четкое и ясное представление о видах и критериях сильных индуктивных рассуждений, о значении проблемы индукции для построения индуктивной и вероятностной логики, о применении понятия вероятности для анализа индуктивных рассуждений;

• продемонстрировать тесную связь исследований по индуктивной и вероятностной логике с проблемами в философии науки, эпистемологии, философской логике;

• привить практические навыки решения логических задач и выполнения упражнений по индуктивной и вероятностной логике;

• научить студентов четко распознавать логические ошибки и просчеты в индуктивных рассуждениях.

В результате усвоения раздела курса, посвященного индуктивной и вероятностной логике, студент должен

  • знать – основные понятия и принципы индуктивной и вероятностной логики, различие между индуктивными и дедуктивными рассуждениями, основные виды индуктивных (правдоподобных) рассуждений, суть и значение проблемы индукции, основные подходы к ее решению, миллевские методы установления причинных связей и их теоретическую реконструкцию Г.Х. фон Вригтом, аксиомы и правила исчисления вероятности, основные интерпретации вероятности (классическую, частотную (статистическую), персоналистскую и логическую), их основные принципы и пути их использования для построения вероятностной логики.

  • уметь – определять различные виды индуктивных (правдоподобных) рассуждений и оценивать их силу, применять математические ресурсы теории вероятности для анализа индуктивных рассуждений.

  • иметь представление – об истории развития индуктивной логики, о роли индукции в научном и обыденном познании, о природе вероятности, о роли теоремы Байеса как механизма обучения на опыте.

Разделы курса, посвященные изучению индуктивной и вероятностной логики, базируются на знании студентами-философами таких учебных дисциплин, как дедуктивная логика и высшая математика, включающая в качестве своего раздела теорию вероятности.

    Курс логики на философском факультете НИУ-ВШЭ завершается углубленным изучением ключевых проблем логической семантики. Проблематика смысла и значения, уходящая корнями в сакраментальный для любого философствующего субъекта вопрос «Что все это значит?», образует ядро не только современной аналитической философии, но также феноменологии, герменевтики и всех направлений философии, апеллирующих к «трансцендентальной смысловой реальности». Вместе с тем, выявление принципов и границ формализации знания, тесно связанное с задачами преодоления семантических парадоксов, предполагает обращение к таким теоретико-модельным свойствам формальных теорий как полнота, непротиворечивость, компактность, категоричность, а также к точным результатам современной математической логики о выразительных и дедуктивных возможностях формализмов. Построение точных семантик для неклассических логических систем служит эффективным средством аналитической реконструкции традиционных онтологических и эпистемологических проблем, связанных с категориями истинности, необходимости, долженствования, сущности и существования, знания и веры. Обращение к концептуальному аппарату теории речевых актов позволяет включить в сферу логического анализа не только синтаксис и семантику, но и прагматику языка.

Обучение логическим приемам аргументации - рационального обоснования мнений и действий - традиционная составляющая курса логики. Этот раздел курса предполагает обращение к широкому спектру задач обоснования, таким как выдвижение и проверка гипотез, аргументированные ответы на вопросы, поиск оснований для целевого поведения и ценностных суждений, обоснование принимаемых способов структурирования проблемы и выбора одной их альтернатив её решения, доказательность рассуждений в контексте публичного дискурса. Критический потенциал логики, связанный с анализом и нейтрализацией различных форм демагогического манипулирования, обострит чуткость специалиста - философа к идеологическим коннотациям философской терминологии, к фантомным идеологемам и категориальным ошибкам в философском дискурсе. Понимание принципов рационально-логической организации текста – необходимый компонент профессиональной подготовки философа. Владение концептуальным аппаратом логики поможет ему критически оценивать философскую аргументацию, рационализировать и упростить решение многих проблем: находить противоречия и выявлять импликативные отношения между аргументами, исключать информационную избыточность текстов. Знакомство с логической семантикой послужит стимулом к осознанию специфики семиосферы, критическому анализу семантики философского дискурса с точки зрения соотношения его «материи» и «формы».

Курс логики на философском факультете НИУ-ВШЭ охватывает шесть модулей и включает чтение лекций и проведение семинарских занятий. Проведение семинарских занятий по логике связано с обучением практическим навыкам корректных логических операций и является необходимым компонентом курса логики. Учебным планом предусмотрены 5 контрольных работ, два зачета и два экзамена. Первый зачет проводится в конце первого модуля на первом курсе в письменной форме, предполагая ответы на тестовые вопросы и решение задач. Второй зачет проводится на втором курсе в конце второго модуля в устной форме и включает ответы на теоретические вопросы и выполнение практических упражнений. Изучение курса логики для студентов первого и второго курсов бакалавриата завершается устными экзаменами, включающими теоретические вопросы и решение задач.

Настоящая программа составлена профессором кафедры онтологии, логики и теории познания факультета философии ГУ-ВШЭ, доктором философских наук Драгалиной-Черной Еленой Григорьевной (часть 1 «Дедуктивная логика» и часть 3 «Логическая семантика») и доцентом кафедры онтологии, логики и теории познания факультета философии ГУ-ВШЭ, кандидатом философских наук Макеевой Лолитой Брониславовной (часть 2 «Индуктивная и вероятностная логика»).

Тематический план учебной дисциплины

ЧАСТЬ 1. ДЕДУКТИВНАЯ ЛОГИКА

Название

Темы

Всего

часов

Аудиторные часы

Самостоятельная работа

Лекции

Сем. и практ.

занятия

Раздел I. Предмет логики

22

6

4

12

Раздел II. Основы логической семиотики

34

8

6

20

Раздел III. Элементы традиционной логики

64

12

12

40

3.1.

Традиционная теория понятия

32

6

6

20

3.2.

Силлогистика

32

6

6

20

Раздел IV. Классическая логика

96

24

22

50

4.1.

Классическая логика высказываний

49

12

12

25

4.2.

Классическая логика предикатов

47

12

10

25

Итого:

216

50

44

122

Формы рубежного контроля и структура итоговой оценки по первой части курса

  • текущий контроль (доклады, обсуждения, решение задач);

  • промежуточный контроль (написание трех аудиторных контрольных работ, включающих решение задач - по 60 мин.);

  • итоговый контроль (письменный зачет, включающий ответы на тестовые вопросы и решение задач - 120 минут, и устный экзамен, включающий теоретические вопросы и решение задач – 120 минут);

  • итоговая оценка по учебной дисциплине складывается из следующих элементов: работа на практических занятиях (30%), три письменные аудиторные контрольные работы (20%), письменный зачет (20%), устный экзамен (30%).

ЧАСТЬ 2. ИНДУКТИВНАЯ И ВЕРОЯТНОСТНАЯ ЛОГИКА

пп

Название

темы

Всего

часов

Аудиторные часы

Самостоятельная работа

Лекции

Сем. и практ. занятия

1.

Предмет индуктивной логики

10

2

2

6

2.

Основные виды правдоподобных рассуждений

18

4

4

10

3.

Проблема индукции

12

2

2

8

4.

Методы установления причинных связей

16

4

4

8

5.

Индуктивная логика и вероятность

10

2

2

6

6.

Исчисление вероятностей

12

2

2

8

7.

Основные интерпретации вероятности их использование для построения вероятностной логики

24

6

4

14

Итого:

102

22

20

60



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Программа дисциплины Эстетика для направления 030100. 62 «Философия» подготовки бакалавра Автор Вострова Галина Александровна

    Программа дисциплины
    Задача лекций состоит в ознакомлении студентов с основными периодами, направлениями и концепциями в истории эстетической мысли от античности до эстетических теорий ХХ века; раскрытии специфики эстетики как науки философского цикла;
  2. Программа дисциплины «логика» для направления 030100. 68 «Философия» подготовки магистра для магистерской программы «Философская антропология»

    Программа дисциплины
    Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики"
  3. Программа дисциплины концепции и концептуальный анализ в математике и гуманитарном знании  для направления 030100. 62 «Философия» подготовки бакалавра

    Программа дисциплины
    Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.
  4. Программа дисциплины Логическая семиотика для направления 030100. 62 Философия подготовки бакалавра Автор Драгалина Черная Е. Г

    Программа дисциплины
    оценка философского значения и границ метода формализации, знакомство с теоретико-модельными и теоретико-доказательственными свойствами формальных теорий,
  5. Программа дисциплины Логическая семантика для направления 030100. 62 Философия подготовки бакалавра Автор Драгалина Черная Е. Г

    Программа дисциплины
    Место логической семантики в системе когнитивных наук. Логическая семантика и когнитивная психология. Лингвистическая и логическая семантика. Теория значения и теория референции.

Другие похожие документы..