Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Рабочая программа'
«Теория вычислительного эксперимента » относится к общенаучному циклу (Вариативная часть 1 семестр) и логически связана с дисциплиной «Непрерывные ма...полностью>>
'Программа дисциплины'
- основные нормативные документы (конвенция о правах ребёнка, кодекс законов о труде РФ, типовое положение об образовательном учреждении дополнительн...полностью>>
'Документ'
Бурный ХХ век начинался с революционных перемен в науке. Был сделан ряд открытий, которые не "вписывались" в прежнюю ньютоновско–картезианс...полностью>>
'Рассказ'
62 — большой срок. Для каждого конкретного человека он значителен особенно: даже самым молодым участ­никам войны, тем, кому в 1945 году было 17-18 ле...полностью>>

Методические указания к практическим занятиям для студентов очной формы обучения специальности 080504 «Государственное и муниципальное управление» (1)

Главная > Методические указания #
Сохрани ссылку в одной из сетей:

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Кузбасский государственный технический университет»

Кафедра государственного и муниципального управления

ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ НАСЕЛЕНИЯ

Методические указания к практическим занятиям

для студентов очной формы обучения специальности

080504 «Государственное и муниципальное управление»

Составитель Н. Т. Леонтьева

Утверждены на заседании кафедры

Протокол № 5 от 03.12.2008

Рекомендованы к печати

учебно-методической комиссией

специальности 080504

Протокол № 4 от 03.12.2008

Электронная копия находится

в библиотеке главного корпуса

ГУ КузГТУ

Кемерово 2008

1. Цель и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе

1.1. Цель дисциплины

Целью дисциплины «Территориальная организация населения» является изучение и практическое освоение научных методов территориальной организации хозяйства, принципов и факторов размещения производительных сил.

1.2. Задачи изучения дисциплины

Задачи изучения дисциплины:

- изучение теоретических и методологических основ теории территориальной организации населения;

- изучение основных современных тенденций развития структурных и организационных процессов расселения, региональных различий в формах территориальной организации населения;

- ориентирование на политико-административной карте Российской Федерации;

- получение навыков в поиске и обосновании путей совершенствования территориальной или пространственной организации общества в конкретных природных и социально-экономических условиях.

Методические указания составлены на основе рабочей программы по дисциплине «Территориальная организация населения» и содержат рекомендации по подготовке к практическим занятиям по каждой теме, контрольные вопросы по курсу, темы рефератов, требования к их содержанию и оформлению, список основной и дополнительной литературы.

Предлагаемый список литературы ориентирован, в том числе, и на её наличие в читальном зале гуманитарных наук библиотеки КузГТУ.

Методические указания могут быть использованы как для аудиторных занятий, так и самостоятельной подготовки студентов, как в процессе изучения дисциплины, так и в контрольных целях.

2. Содержание дисциплины

Тема 1. Предмет, методы и задачи дисциплины «Территориальная организация населения» (2 час.)

1. Предмет исследования дисциплины «Территориальная организация населения»

2. Экономика региона как объективный результат территориального разделения труда

3. Инфраструктура в развитии регионов

4. Основные методы исследования науки

Приступая к изучению территориальной организации населения, прежде всего, следует установить, что же является предметом ее исследования. При этом важно уяснить, что этот курс имеет междисциплинарный характер. Территориальная организация населения является составной частью общей системы знаний о народонаселении и объектом исследований целого ряда наук. Например, дифференциация природных условий исследуется физической географией. Пространственная дифференциация производства – объект экономической географии и региональной экономики. Территориально проявляющиеся различия фактических условий жизнедеятельности людей, в том числе применительно к системам населенных мест, а именно, объект, лежащий на стыке социальной географии и частных социологических теорий – социологии расселения. Собственно объектом исследования в системе территориальной организации населения является неоднородность условий жизнедеятельности в различных типах территориальных поселений, регионах, что выступает объективной основой существования социально-территориальных различий как одного из «срезов» социальных различий в обществе. Предмет дисциплины «Территориальная организация населения» ориентирован на поиск и обоснование путей совершенствования территориальной или пространственной организации общества в конкретных природных и социально-экономических условиях в соответствии с требованиями охраны окружающей среды, преодоления существенных региональных различий в социальных условиях жизни населения.

Рассматривая территориальную организацию населения как научную дисциплину, следует в ней выделить население, проживающее на определенной территории и формирующее определенный круг потребностей и интересов, и территорию с имеющимися на ней ресурсами, использование которых может обеспечить соответствующий уровень удовлетворения потребностей (общественных, коллективных и личных). В связи с этим необходимо уяснить содержание терминов, образующих понятие территориальной организации населения, а именно: «территория», «население» и «организация».

Важным аспектом территориальной организации населения является пространственный разрез развития производительных сил. В этой связи важно определить значимость пространственного фактора для развития экономики Российской Федерации, дополнительные возможности и трудности для экономического развития страны, которые создает наличие обширной территории.

Территориальное разделение труда – это пространственное проявление общественного разделения труда, обусловленное природными, экономическими, социальными, национально-историческими особенностями различных территорий и их географическим положением, это объективный процесс производственной специализации регионов и усиления межрегиональных связей, обмена специализированной продукцией и услугами

Характеристику территориального разделения труда следует давать в следующей последовательности:

- роль фактора территориального разделения труда в формировании рациональной территориальной структуры экономики и территориальной организации производительных сил;

- роль специализации, комплексности и диверсификации в обеспечении стабильного функционирования экономики региона;

- основные блоки отраслей в составе экономики региона.

Рассматривая инфраструктуру как систему учреждений и организаций, комплекс вспомогательных отраслей, обслуживающих и обеспечивающих деятельность социально-экономической системы региона следует иметь в виду, что инфраструктурная обустроенность территории, организация обслуживания непосредственно воздействуют на рисунок размещения производительных сил, расселение, подвижность населения, структуру использования ресурсов территории.

При этом необходимо выделить важнейшие особенности инфраструктуры, составляющие инфраструктуры и их элементы.

Любая теория есть систематизация информации – фактов, символов, умозаключений. Дисциплины отличаются друг от друга не только тем, что они изучают, но и тем, как они изучают свой предмет.

Следует выяснить, какие методы используются при изучении предмета территориальной организации населения и дать им развернутую характеристику.

Учитывая цели территориальной организации населения, ее методологические основы необходимо рассматривать в двух аспектах: 1) общетеоретическом, базирующемся на достижениях экономической теории, политологии, социологии и других наук, отражаемых в общих закономерностях и тенденциях социально-экономического развития мирового хозяйства; 2) регионально-методологическом, базирующемся на выделении и учете особенных тенденций, закономерностей и факторов социально-экономического развития национальной экономики и ее региональных звеньев.

Основная литература:

1. Гладкий, Ю. Н. Регионоведение. / Ю. Н. Гладкий, А. И. Чистобаев. – М. : Гардарики, 2002. – Гл. 1-5.

2. Гранберг, А. Г. Основы региональной экономики : учеб. для вузов; – 2-е изд. / А. Г. Гранберг – М. : ГУ ВШЭ, 2001. –
С. 13-36.

3. Козьева, И. А. Экономическая география и регионалистика : учеб. пособие / И. А. Козьева, Э. Н. Кузьбожев. – М. : КНОРУС, 2005. – С.9-25, 28-50.

4. Региональная экономика : учеб. для вузов / под ред. проф. Т. Г. Морозовой. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : ЮНИТИ, 2002. – С. 10-18.

5. Симагин, Ю. А. Территориальная организация населения и хозяйства : учеб. пособие / под общ. ред. В. Г. Глушковой. – М. : КНОРУС, 2005. – С. 7-12.

6. Лескин, В. Н. Государство и регионы. Теория и практика государственного регулирования территориального развития / В. Н. Лескин, А. Н. Швецов. – М. : Эдиториал УРСС, 2002. – С. 23-31.

Дополнительная литература:

1. Алаев, Э. Б. Социально-экономическая география. Понятийно-терминологический словарь / Э. Б. Алаев. – М. : Мысль, 1983.

2. Блауг, М. Экономическая мысль в ретроспективе / М. Блауг; пер. с англ., – 4-е изд. – М. : Дело ЛТД, 1994.

3. Саушкин, Ю. Г. Экономическая география : история, теория, методы, практика / Ю. Г. Саушкин. – М. : Мысль, 1973.

Тема 2. Теории размещения производительных сил и подходы к формированию региональных хозяйственных комплексов (4 час.)

1. Теории штандорта

2. Теория центральных мест

3. Региональные рынки и пространственная теория цены

4. Теории региональной специализации и межрегиональной торговли

5. Учение о пространственной организации хозяйства А. Леша

6. Региональная наука

7. Отечественная школа региональных экономических исследований

8. Теория диффузии инноваций. Теория поляризованного развития

9. Концепция технополисов

Проблемы экономического пространства привлекали внимание еще античных философов (Аристотель, Платон), создателей социальных утопий (Т. Мор, Т. Компанелла, Ш. Фурье, Р. Оуэн), а в XYII-XYIII вв. постоянно входили в структуру создававшихся экономических учений. Например, Д. Риккардо и его принцип сравнительных преимуществ в межрегиональной торговле и теория ренты по местоположению.

Однако после этого периода фактор пространства выпал из поля зрения общих экономических теорий. Экономическая наука абстрагировалась от пространства. Игнорирование экономического пространства лишало экономические теории общности и гармоничности, приводило к искажающим упрощениям.

Появившиеся в XIX в. глубокие исследования факторов экономического пространства, формирование теорий пространственной и региональной экономики заложили основу для перелома во взаимодействии «точечной» и «пространственной» экономики.

Теоретико-методологические основы территориальной организации населения впервые были сформулированы немецким экономистом Иоганном Генрихом фон Тюненом в труде «Изолированное государство в его отношении к сельскому хозяйству» (1826). Территориальная организация населения включает также и отдельные положения теории размещения производства, опубликованной А. Вебером в 1909 г. в монографии «Теория размещения промышленности». Обоснованию теоретических основ размещения производства посвящены труды А. Леша. Принципы формирования региональной сети расселения обобщены в модели Кристаллера, известной также как теория центральных мест и развитой Лешем. В современном западном мире получила популярность регионалистика, наиболее крупными представителями которой являются У. Айзард (Изард) и П. Хаггет.

При изучении темы «Теории размещения производительных сил и подходы к формированию региональных хозяйственных комплексов» постарайтесь ответить на следующие вопросы:

1. Каковы исходные позиции теории сельскохозяйственного штандорта? Как их отражает графическая схема размещения систем сельского хозяйства?

2. В чем состоит суть метода весовых треугольников В. Лаунгардта?

3. Каковы факторы и ориентации размещения в теории размещения промышленного производства А. Вебера?

4. Какой вклад в развитие теории размещения производительных сил внёс В. Кристаллер? Какие принципиально новые позиции характерны для его подхода к определению рациональной территориальной организации населения?

5. Каковы различия между абсолютными и относительными преимуществами региона при выборе специализации производства и структуры торговли?

6. В чем проявляется новизна подхода А. Леша к решению проблем пространственной организации хозяйства?

7. В чем состоит идейное и методологическое содержание региональной науки?

8. Каковы этапы и вехи региональных исследований в России?

9. Каковы основные идеи теории диффузии инноваций? Каковы основные предпосылки и выводы теории полюсов роста?

10. В чем состоит суть концепции технополисов: назначение, схема организации производства, основные требования? Какую роль играет венчурный бизнес в формировании технополисов?

Основная литература:

1. Блауг, М. Экономическая мысль в ретроспективе / М. Блауг; пер. с англ., – 4-е изд. – М. : Дело ЛТД, 1994. – Гл. 14.

2. Гаврилов, А. И. Региональная экономика и управление : учеб. пособие для вузов / А. И. Гаврилов. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2002. – Гл. 2.

3. Гранберг, А. Г. Основы региональной экономики : учеб. для вузов ; – 2-е изд./ А. Г. Гранберг – М. : ГУ ВШЭ, 2001. –
С. 37-94.

4. Козьева, И. А. Экономическая география и регионалистика : учеб. пособие / И. А. Козьева, Э. Н. Кузьбожев. – М. : КНОРУС, 2005. – С. 15-28.

5. Михеева, Н. Н. Региональная экономика и управление / Н. Н. Михеева. – Хабаровск – 2000. – Гл. 3, 4, 6-12.

6. Симагин, Ю. А. Территориальная организация населения и хозяйства : учеб. пособие / под общ. ред. В. Г. Глушковой. – М. : КНОРУС, 2005. – С. 12-22.

Дополнительная литература:

1. Айзард, У. Некоторые направления регионального развития и сотрудничества и некоторые вопросы в региональной науке, не имеющие ответов // Региональное развитие и сотрудничество. – 1998. – № 1-2.

2. Вебер, А. Теория размещения промышленности / А. Вебер. – М.-Л. : Книга, 1926.

3. Изард, У. Методы регионального анализа : введение в науку о регионах / У. Изард. – М. : Прогресс, 1996.

4. Конти, С. Приложение теории полюсов роста в региональном развитии (опыт Южной Италии) // Территориально-произ-водственные комплексы. – Новосибирск : Наука, 1986. – С. 253-264.

5. Лёш, А. Географическое размещение хозяйства / А. Лёш. – М. : Изд-во иностр. литературы, 1959.

6. Миякава, Я. Инкубаторы и технополисы Японии как формы сочетания науки и производства // Регион: экономика и социология. – 1995. – № 3. – С. 142-157.

Тема 3. Территория и границы Российской Федерации как фактор развития Российского государства (4 час.)

1. Географическое положение и территория России

2. Государственные границы и их протяженность

3. Современные пограничные проблемы

4. Административно-территориальное деление России

5. Экономическое районирование

Изучение темы «Территория и границы Российской Федерации как фактор развития Российского государства» требует знания карты. Менеджер должен уметь мыслить географически, по классическому определению Э. Б. Алаева, пространственно, конкретно и комплексно.

Используя карту, опишите географическое положение России, выделив особенности этого положения и его влияния на хозяйственную деятельность.

Также на карте обозначьте государственные границы Российской Федерации, их протяженность.

При характеристике современных пограничных проблем обратите особое внимание на причины их возникновения.

Смена политического и экономического строя в России потребовала адекватного переустройства территориально-организа-ционной системы. Процесс реформирования территориального деления и управления по инициативе Президента РФ В. В. Путина начался образованием в 2000 году федеральных округов с полномочными представителями Президента в целях укрепления российской государственности («вертикали власти») в условиях огромной страны.

Однако разнородность территориального деления на региональном уровне негативно влияла на решение социально-экономических проблем и эффективность управления ввиду маломощности многих субъектов Федерации. С 2003 года начался процесс укрупнения субъектов Федерации призванный выровнять «баланс интересов» центра и территорий, усилить экономическую мощь всех регионов и на этой основе – благосостояние их населения.

Проанализируйте первые практические шаги по объединению российских регионов, обоснуйте их необходимость, ответив на вопросы:

- почему российские регионы – субъекты Российской Федерации стали объединяться?

- в чем преимущества укрупненных регионов для управ-ления?

- как идет процесс укрупнения, на какой научной основе и какими практическими способами?

Подробнее остановитесь на вопросе, в чем суть и каковы проблемы экономического районирования. Дайте определение макрорегиона и экономического района, назовите их главные признаки и районообразующие факторы. Раскройте состав экономических зон.

Изучите политико-административную карту России, отметив на ней границы Западно-Сибирского экономического района и входящие в его состав субъекты Российской Федерации,а также границы Сибирского федерального округа с входящими в его состав субъектами Российской Федерации.

Основная литература:

1. Кистанов, В. В. Объединение регионов России (преимущества для управления и предпринимательства) / В. В. Кистанов. – М. : Экономика, 2007. – С. 7-52.

2. Козьева, И. А. Экономическая география и регионалистика : учеб. пособие / И. А. Козьева, Э. Н. Кузьбожев. – М. : КНОРУС, 2005. – С. 57-66.

3. Региональная экономика : учебник / под ред. В. И. Видяпина, М. В. Степанова. – М. : ИНФРА-М, 2002. – С. 90-107.

4. Симагин, Ю. А. Территориальная организация населения и хозяйства : учеб. пособие / под общ. ред. В. Г. Глушковой. – М. : КНОРУС, 2005. – С.23-38.

5. Экономическая и социальная география России : учеб. для вузов / под ред. проф. А. Т. Хрущева. – 2-е изд. – М. : Дрофа, 2002. – С. 14-21.

Дополнительная литература:

1. Баранский, Н. Н. Экономическая картография / Н. Н. Баранский, А. И. Преображенский. – М. : Географгиз, 1962. – С. 5-6.

2. Климов, А. А. Пространственное развитие и проблемные территории : Социально-экономические аспекты / А. А. Климов. – М. : КомКнига, 2006. – 288 с. – Раздел 1.

3. Колосовский, Н. Н. Теория экономического районирования / Н. Н. Колосовский. – М.: Мысль, 1969.

4. Лескин, В. Н. Муниципальная Россия : Социально-эконо-мическая ситуация, право, статистика / В. Н. Лескин, А. Н. Швецов. – М. : Эдиториал УРСС, 2001. – 992 с.

5. Саушкин, Ю. Г. Экономическая география : история, теория, методы, практика / Ю. Г. Саушкин. – М. : Мысль, 1973.

Тема 4: «Природные предпосылки социально-экономи-ческого развития России.Экономическая оценка природных условий и ресурсов» (4 час.)

1. Роль природных условий в жизни людей и развитии хозяйства

2. Рельеф России

3. Особенности природно-ресурсного потенциала страны

4. Экономическая оценка природных ресурсов

5. Природные ресурсы Кузбасса

Взаимодействие общества и природы проявляются в конкретных исторических, экономических и природных условиях. Влияние природных условий на разные отрасли хозяйственной деятельности изменчиво: они могут ускорить или задержать темпы развития хозяйства. Из природных условий наиболее важны: географическое положение, особенности геологического строения и рельефа, климатические условия, поверхностные и подземные воды. Раскройте понятие «природные условия» и на примере России рассмотрите влияние названных условий на процессы размещения населения и хозяйства.

Изучите физическую карту России и отметьте на ней наиболее крупные неровности поверхности территории. Изучите также климатическую карту России и найдите климатические пояса и области, пересекающие территорию России.

Природно-ресурсный потенциал страны при эффективном его использовании является одним из важнейших предпосылок её устойчивого развития. Структура природно-ресурсного потенциала – это соотношение между различными видами природных ресурсов внутри территории.

Приведите классификацию основных видов природных ресурсов. Постарайтесь найти ответы на вопросы:

- в чем особенности размещения природных ресурсов по территории Российской Федерации?

- соответствует ли размещение природных ресурсов по территории Российской Федерации размещению населения и хозяйств?

- каковы проблемы использования ресурсов?

Изучите карту энергетических ресурсов России и найдите на ней нефтегазоносные провинции, угольные бассейны, основные месторождения нефти, природного газа, каменного и бурого угля, горючих сланцев.

Природные ресурсы размещены по территории планеты неравномерно. В результате различные материки, регионы, страны имеют разную ресурсообеспеченность. Дайте определение, что такое ресурсообеспеченнность.

Совершенно ясно, что важно определить величину потенциала отдельных ресурсов и общего природного потенциала не только для всей изучаемой территории, но и на единицу площади, на душу населения, т.е. удельные показатели. Раскройте методологию оценки природных ресурсов, природно-ресурсного потенциала.

Подумайте, готова ли наша страна пойти по пути рационального использования природных ресурсов. Существует ли в настоящее время, в ближайшем будущем альтернатива экстенсивному пути освоения месторождений полезных ископаемых? Обоснуйте свою точку зрения.

Специфическими особенностями природно-ресурсного потенциала Кемеровской области являются его разнообразие. Изучите экологическую карту Кемеровской области. Определите, какими природными ресурсами располагает Кузбасс, как они размещены на территории региона.

Основная литература:

1. Козьева, И. А. Экономическая география и регионалистика : учеб. пособие / И. А. Козьева, Э. Н. Кузьбожев. – М. : КНОРУС, 2005. – С. 72-79.

2. Плисецкий, Е. Л. Коммерческая география России : территориальная организация производства и рынка : учеб. пособие / Е. Л. Плисецкий. – М. : КНОРУС, 2007. – С. 49-59.

3. Симагин, Ю. А. Территориальная организация населения и хозяйства : учеб. пособие / под общ. ред. В. Г. Глушковой. – 3-е изд., доп. – М. : КНОРУС, 2007. – С. 39-74.

4. Экономическая и социальная география России : учеб. для вузов / под ред. проф. А. Т. Хрущева. – М. : Дрофа, 2002. –
С. 22-58.

Дополнительная литература:



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Методические указания к практическим занятиям для студентов очной формы обучения специальности 080504 «Государственное и муниципальное управление» (2)

    Методические указания
    Методические указания составлены на основе рабочей программы по дисциплине «Стратегический менеджмент» и содержат рекомендации по подготовке к практическим занятиям по каждой теме, контрольные вопросы по курсу, темы рефератов, требования
  2. Методические указания к практическим занятиям для студентов очной формы обучения специальности 080504 «Государственное и муниципальное управление» (3)

    Методические указания
    Целью изучения дисциплины «Разработка управленческого решения» является формирование у студентов системы знаний, умений и навыков, обеспечивающих принятие ими обоснованных, эффективных управленческих решений.
  3. Планирование карьеры Методические указания к практическим занятиям для студентов очной формы обучения специальности 080504 «Государственное и муниципальное управление»

    Методические указания
    Методические указания составлены на основе рабочей программы по дисциплине «Планирование карьеры» и содержат рекомендации по подготовке к практическим занятиям по каждой теме, контрольные вопросы по курсу, список литературы.
  4. Методические указания к выполнению курсовой работы для студентов всех форм обучения специальности 080504 «Государственное и муниципальное управление»

    Методические указания
    Курсовая работа по дисциплине «Система муниципального управления» выполняется студентами пятого курса, обучающимися по специальности «Государственное и муниципальное управление».
  5. Методические указания по выполнению курсовой работы для студентов всех форм обучения специальности 080504 «Государственное и муниципальное управление»

    Методические указания
    Курсовая работа по дисциплине «Теория управления» представляет собой самостоятельную учебно-исследовательскую работу и предполагает углубленное изучение студентами отдельных проблем теории управления.

Другие похожие документы..