Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Комунальне підприємство „Єнакієвське трамвайно - тролейбуснеуправління (далі за текстом Підприємство) було зареєстроване якюридична особа розпорядже...полностью>>
'Решение'
Заслушав и обсудив информацию председателя ревизионной комиссии Совета муниципальных образований Курской области Хрулева Ю.В. о результатах ревизии ф...полностью>>
'Творческая работа'
Создание тепловых двигателей – необходимый атрибут современной цивилизации. Данная тема очень актуальна, так как прогресс человечества теснейшим обра...полностью>>
'Документ'
Відповідно до розділу IX Порядку проведення зовнішнього незалежного оцінювання в 2011 році, затвердженого наказом Міністерства освіти і науки України ...полностью>>

Президент Республики Казахстан Утверждена Указом Президента Республики Казахстан от 11 октября 2004 года n 1459 государственная программа

Главная > Программа
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Указ

Президента Республики Казахстан

от 11 октября 2004 года N 1459

О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЕ РАЗВИТИЯ

ОБРАЗОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН

НА 2005 - 2010 ГОДЫ

Подлежит опубликованию

в "Собрании актов" и

республиканской печати

В соответствии с подпунктом 8) статьи 44 Конституции Республики Казахстан и в целях развития системы образования Республики Казахстан постановляю:

1. Утвердить прилагаемую Государственную программу развития образования в Республике Казахстан на 2005 - 2010 годы (далее - Программа).

2. Правительству Республики Казахстан в месячный срок разработать и утвердить план мероприятий по реализации Программы.

3. Центральным и местным исполнительным органам, а также государственным органам, непосредственно подчиненным и подотчетным Президенту Республики Казахстан, принять меры по реализации Программы.

4. Контроль и координацию обеспечения выполнения Программы возложить на Министерство образования и науки Республики Казахстан.

5. Министерству образования и науки Республики Казахстан один раз в полугодие не позднее 25-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, представлять в Администрацию Президента Республики Казахстан и Правительство Республики Казахстан информацию о ходе реализации Программы.

6. Настоящий Указ вступает в силу со дня подписания.

Президент Республики Казахстан

Утверждена

Указом Президента

Республики Казахстан

от 11 октября 2004 года N 1459

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА

развития образования в Республике Казахстан

на 2005 - 2010 годы

1. Паспорт Программы

Наименование программы Государственная программа развития

образования в Республике Казахстан

на 2005 - 2010 годы

Основание для Послание Президента Республики Казахстан

разработки народу Казахстана от 19 марта 2004 года

"К конкурентоспособному Казахстану,

конкурентоспособной экономике, конкуренто -

способной нации", Стратегический план

развития Республики Казахстан до 2010

года, утвержденный Указом Президента

Республики Казахстан от 4 декабря 2001

года N 735

Разработчик Министерство образования и науки

Республики Казахстан

Цель Модернизация национальной системы

многоуровневого образования на основе

приоритетов Стратегического плана

развития Республики Казахстан до 2010

года для повышения качества подготовки

человеческих ресурсов, удовлетворения

потребностей личности и общества

Задачи Обеспечение доступности качественного

образования для всех слоев населения;

совершенствование нормативной правовой базы

функционирования национальной системы

образования на основе дальнейшей

демократизации управления образованием;

воспитание казахстанского патриотизма,

толерантности, высокой культуры, уважения

к правам и свободам человека;

приоритетное развитие государственного

языка;

обновление содержания и структуры

образования на основе отечественных

традиций, мирового опыта и принципов

устойчивого развития;

переход на 12-летнее общее среднее

образование;

реструктуризация системы профессионального

образования и подготовки кадров в

соответствии с рекомендациями

Международной стандартной

классификации образования (МСКО);

создание целостной трехступенчатой модели

подготовки кадров (бакалавриат -

магистратура - докторантура),

основанной на аккумулирующей кредитной

системе обучения;

повышение качества подготовки

высококвалифицированных и

конкурентоспособных кадров для всех

отраслей экономики;

интеграция с мировым образовательным

пространством;

создание национальной системы оценки

качества образования;

формирование единой образовательной

информационной среды;

совершенствование учебно - методического и

научного обеспечения образовательного

процесса;

укрепление материально - технической базы

системы образования;

интеграция образования, науки и

производства;

создание механизмов привлечения ресурсов

секторов экономики для повышения качества

образования;

повышение социального статуса

педагогических работников,

совершенствование финансового, кадрового

обеспечения системы образования,

подготовка менеджеров образования;

обеспечение баланса государственного,

общественного и личностного интересов в

системе многоуровневого непрерывного

образования

Необходимые Объем расходов государственного бюджета,

ресурсы и источники необходимых для реализации Программы,

финансирования составит 330 812,0 млн. тенге, в том числе

из средств республиканского бюджета

175769,8 млн. тенге, из средств местных

бюджетов 155 042,2 млн. тенге

По годам Всего Республи- Местный

канский бюджет

бюджет

2005 год 41402,2 23379,8 18022,4

2006 год 53514,2 34036,9 19477,3

2007 год 53855,9 32150,8 21705,1

2008 год 57769,3 26216,8 31552,5

2009 год 61600,0 29484,4 32115,6

2010 год 62670,4 30501,1 32169,3

Объемы финансирования Программы в 2006 -

2010 годы будут уточняться при

планировании республиканского и местных

бюджетов на соответствующий финансовый год

Ожидаемые результаты В результате реализации Программы:

будет создана эффективная система

управления образованием, обеспечивающая

формирование профессионально - компетентной

личности, конкурентоспособного

специалиста, способного самостоятельно и

творчески решать профессиональные задачи,

осознавать личностную и общественную

значимость профессиональной деятельности,

нести ответственность за ее результаты;

будет обеспечена реализация принципа

"образование для всех в течение всей

жизни";

будут созданы условия для получения

качественного, конкурентоспособного

образования, ориентированного на результат;

осуществится переход на 12-летнее

общее среднее образование;

будут обеспечены доступность и

преемственность всех уровней образования;

будет обеспечено опережающее развитие

образования по сравнению с другими

социальными сферами и отраслями экономики;

осуществится переход на трехступенчатую

модель подготовки специалистов:

бакалавриат - магистратура - докторантура;

будет создана эффективная система научного

и учебно - методического обеспечения всех

уровней образования;

будет создана единая образовательная

информационная среда системы образования;

будет создана система статистических

показателей образования, адекватных

международным статистическим стандартам;

будут созданы система мониторинга и

прогнозирования развития системы

образования, национальная система оценки

качества образования;

будут усилена государственная поддержка и

усовершенствованы механизмы стимулирования

труда педагогических работников;

будут разработаны новые механизмы

финансирования образования;

будут созданы условия для социального

партнерства в профессиональной подготовке

кадров;

активизируется научная и инновационная

деятельность в сфере образования

Сроки 2005 - 2010 годы

реализации Программа будет реализовываться в два

этапа:

первый этап - 2005 - 2007 годы,

второй этап - 2008 - 2010 годы

2. Введение

Государственная программа развития образования в Республике Казахстан на 2005 - 2010 годы (далее - Программа) разработана в соответствии с Посланием Президента Республики Казахстан народу Казахстана от 19 марта 2004 года "К конкурентоспособному Казахстану, конкурентоспособной экономике, конкурентоспособной нации", Стратегическим планом развития Республики Казахстан до 2010 года, утвержденным Указом Президента Республики Казахстан от 4 декабря 2001 года N 735. Программа определяет стратегию, основные направления, приоритеты, задачи и механизмы реализации государственной политики в области образования и служит основанием для внесения изменений и дополнений в законодательство Республики Казахстан, управление и финансирование, структуру и содержание системы образования, кадровую и социальную политику.

Разработка настоящей Программы вызвана необходимостью кардинальных преобразований, направленных на повышение качества образования, решение стратегических задач, стоящих перед казахстанской системой образования в новых экономических и социокультурных условиях.

Программа разработана на основе анализа результатов реализации Государственной программы "Образование", утвержденной Указом Президента Республики Казахстан от 30 сентября 2000 года N 448 (далее - Программа "Образование").

3. Анализ состояния системы образования

Республика Казахстан признана мировым сообществом как государство с рыночной экономикой. За короткий исторический период независимости страна достигла значительного роста в экономике, интегрируясь с мировым сообществом.

В этом контексте возрастают роль и значение системы образования, человеческих ресурсов как критериев уровня общественного развития, экономической мощи и национальной безопасности страны. Изменения в системе общественных отношений оказывают влияние на образование, требуя от него мобильности, адекватного ответа на реалии нового исторического этапа и соответствия потребностям развития экономики.

В условиях быстроизменяющегося мира и увеличения потоков информации фундаментальные предметные знания являются обязательной, но не достаточной целью образования. Обучающиеся должны не просто овладеть суммой знаний, умений и навыков, на что направлена система казахстанского образования (знаниецентризм). Гораздо важнее и сложнее привить обучающимся умение самостоятельно добывать, анализировать, структурировать и эффективно использовать информацию для максимальной самореализации и полезного участия в жизни общества (компетентность).

Казахстанская система образования продолжает развиваться в условиях устаревших методологической базы, структуры и содержания, не позволяющих ей занять достойное место в мировом образовательном пространстве. Содержание образования остается фактологическим и не ориентировано на подготовку обучающихся к компетентному, ответственному и творческому участию в жизни общества. Отсутствие унифицированной системы управления образованием на региональном уровне, недостаток штатной численности специалистов в отделах образования отрицательно сказываются на эффективности управления образованием.

Дошкольное воспитание и обучение

Большинство развитых стран создают возможности для равного доступа к дошкольному образованию. Это выражается не только в уровне финансирования (9,5 % от общего бюджета образования стран Организации экономического сотрудничества и развития, 1999 г.), но и в создании различных моделей дошкольного воспитания, основанных на полнодневном или кратковременном пребывании детей: обязательные материнские школы, школы для малышей, для детей в возрасте от 3 до 5 лет, игровые группы, группы присмотра и ухода за детьми.

В Казахстане, по сравнению с 2000 годом, количество дошкольных организаций выросло на 12 единиц (1 %), в то время как контингент в них вырос на 25421 ребенка (18,7 %), что свидетельствует о дисбалансе между ростом востребованности в дошкольном воспитании и обучении и возможностями удовлетворить эту востребованность (таблица 1). В результате на 100 мест в дошкольной организации приходится от 105 до 130 детей. В целом по республике около 22 тыс. детей стоят в очереди на устройство в дошкольные организации, 127 тыс. пяти - шестилетних детей должны быть охвачены программами предшколы.

Таблица 1

-------------T-------------T---------------------¬

¦Годы ¦Сеть ¦Контингент ¦

+------------+-------------+---------------------+

¦2000 ¦1144 ¦135287 ¦

¦2001 ¦1167 ¦146375 ¦

¦2002 ¦1162 ¦153965 ¦

¦2003 ¦1156 ¦160708 ¦

L------------+-------------+----------------------

В системе дошкольного воспитания трудится 16,3 тысячи педагогических работников, из которых 38,7 % имеют высшее педагогическое образование, 52,8 % - среднее специальное педагогическое образование, 6,4 % - незаконченное высшее педагогическое образование, 2,1 % - среднее образование. 40 % педагогов дошкольных организаций имеют высшую и первую категории, 31,2 % - без категории.

Создается нормативная правовая и учебно - методическая база дошкольного воспитания. Разработаны, апробированы и в 2003 / 2004 учебном году впервые внедрены 19 учебно - методических комплексов из 82 наименований на государственном и русском языках.

В 1999 году в Казахстане введена обязательная предшкольная подготовка детей, что способствовало росту охвата детей программами предшкольной подготовки.

Вместе с тем в дошкольном образовании имеется ряд проблем. В настоящее время только около 40 % детей в предшколе обеспечено учебниками за счет местных бюджетов. В действующих детских садах морально и физически устарели мебель, спортивный инвентарь, библиотечный фонд, игрушки, наглядные средства обучения. Только 58 % районных и городских отделов образования укомплектованы специалистами по дошкольному воспитанию.

Финансирование по остаточному принципу дошкольных организаций, которые имеют статус ГККП (государственные коммунальные казенные предприятия), привело к увеличению оплаты пребывания ребенка в детском саду и сделало дошкольные организации недоступными для малоимущих и социально уязвимых слоев населения, которые наиболее нуждаются в них.

В целом дошкольное воспитание и обучение характеризуются низким охватом детскими садами детей в возрасте от одного года до шести лет (19,1 %). Обязательную программу предшколы получают 40 % пятилетних и 60 % шестилетних детей.

Общее седнее образование

Зарубежный опыт реформ в общеобразовательной школе свидетельствует об увеличении сроков обучения до 12 - 13 лет, внедрении системы внешней оценки учебных достижений и профильного обучения учащихся старшей ступени.

Ощее среднее образование Казахстана характеризуется увеличением численности общеобразовательных школ и уменьшением контингента учащихся в отдельных регионах ввиду демографических и миграционных процессов, что повлекло рост количества малокомплектных школ (таблица 2).

Таблица 2

-----------------T------------------T----------------------¬

¦Учебный год ¦Количество школ ¦Контингент обучающихся¦

+----------------+------------------+----------------------+

¦2000/2001 ¦8109 ¦3043,3 ¦

¦2001/2002 ¦8171 ¦3019,5 ¦

¦2002/2003 ¦8164 ¦3095,6 ¦

¦2003/2004 ¦8260 ¦3026,2 ¦

L----------------+------------------+-----------------------

В республике действуют 4272 малокомплектные (далее - МКШ) общеобразовательные школы (52 % от общего количества школ). В них обучаются 429,1 тыс. детей (14,1 % от общего контингента обучающихся). Затраты на обучение 1 учащегося МКШ на 30 - 100 % (в зависимости от региона) выше, чем в обычной школе. Ввиду отдаленности школ от мест проживания организован подвоз 37 тысяч детей.

Функционируют 3687 (44,6 %) общеобразовательных школ с казахским языком обучения, 2069 (26,1 %) школ с казахским и русским языками обучения. Увеличивается контингент учащихся школ с государственным языком обучения. Если в 2000 году на государственном языке обучались 52,1 %, то в настоящее время - 54,8 % школьников. Действуют школы с родными языками обучения - узбекским, уйгурским, немецким, таджикским, украинским и другими.

В общеобразовательных школах республики работает более 270 тысяч педагогов, из них 195,8 тысячи имеют высшее образование, более 60 тысяч - среднее профессиональное. 36,5 тысячи педагогов имеют высшую категорию, 67 тысяч - первую. В малокомплектных школах работает более 64 тысяч учителей.

В учебный процесс общеобразовательных школ внедрены учебники нового поколения 1 - 8 классов, которыми бесплатно обеспечиваются учащиеся - сироты, дети из малообеспеченных и многодетных семей. В профессиональных школах (лицеях), колледжах внедряются отечественные учебники по специальным дисциплинам.

В результате реализации Государственной программы "Образование" количество психолого - медико - педагогических консультаций увеличилось на 27 единиц, что позволило обеспечить выявление детей, нуждающихся в специальном обучении.

В республике действуют 614 интернатных учреждений, где содержится за счет государства около 75 тысяч детей - сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, из малообеспеченных и многодетных семей, с девиантным поведением, 18 детских домов - интернатов, в том числе один для детей с физическими недостатками, где воспитывается 2,8 тысячи детей, находящихся на полном государственном обеспечении.

Открыто 5 детских деревень семейного типа и 17 домов юношества, где условия жизни приближены к семейным. Получает развитие патронатная форма воспитания.

С 2000 года количество внешкольных организаций увеличилось на 25 единиц, охват учащихся - на 1,6 % (таблица 3).

Таблица 3

----------------T-----------------------T-------------------¬

¦Учебный год ¦Количество внешкольных ¦Контингент ¦

¦ ¦организаций ¦ ¦

+---------------+-----------------------+-------------------+

¦2000/2001 ¦568 ¦219126 ¦

¦2001/2002 ¦598 ¦251684 ¦

¦2002/2003 ¦617 ¦266547 ¦

¦2003/2004 ¦629 ¦291545 ¦

L---------------+-----------------------+--------------------

Вместе с тем в общем среднем образовании обозначились проблемы, требующие своего решения. Из-за отсутствия опыта создания учебников, школы авторов, финансового механизма обеспечения полноценной экспертизы и институциональной поддержки качество учебников вызывает нарекания педагогической общественности.

Эксплуатация устаревших и отсутствие современных учебной мебели и оборудования, спортивного инвентаря (особенно в сельских школах) не позволяют выполнять в полном объеме требования государственного общеобязательного стандарта образования и негативно сказываются на состоянии здоровья детей и подростков. Каждая третья школа республики не имеет предметных кабинетов: химии, физики, биологии, математики и др., специализированных лабораторий и спортивных залов.

256 школ находятся в аварийном состоянии. Нуждается в капитальном ремонте более 2 тысяч школ. Дефицит ученических мест по стране составляет около 500 тысяч.

Государственные общеобязательные стандарты образования, основанные на предметном подходе, не дают ученику четко выраженной позитивной мотивации выбора жизненного пути, интересов и перспектив. Только 30 % старшеклассников осознанно выбирают профессиональную деятельность, соответствующую их способностям. 70 % будущих выпускников обладают низкой самооценкой и не подготовлены к самостоятельности в жизни. Из-за недостаточной профилизации обучения на старшей ступени выпускники школ остаются невостребованными на рынке труда.

Результаты комплексного тестирования показывают невысокий уровень знаний абитуриентов. Доля получивших неудовлетворительные оценки в течение 5 лет остается неизменной и составляет 28 - 30 %. Итоги единого национального тестирования (ЕНТ) 2004 года показывают, что 24,2 % выпускников школ не набрали порогового уровня 40 баллов из 120 возможных, лишь 0,7 % подтвердили отличные оценки, набрав 101 - 120 баллов.

Из более чем 120 тысяч детей с ограниченными возможностями только треть охвачена специальным образованием в коррекционных организациях. Нормативная правовая и программно - методическая база специального образования, система подготовки и переподготовки педагогических кадров для коррекционных учреждений нуждаются в совершенствовании и обновлении. Отсутствует система централизованного учета детей с ограниченными возможностями. Слабо развивается инклюзивное образование.

Начальное и среднее профессиональное образование

Анализ состояния профессионального образования в развитых странах свидетельствует о наличии механизмов стимулирования работодателей для участия в процессе подготовки кадров, а также институциональной основы регулирования качества профобразования (национальные центры присвоения и подтверждения квалификаций) и высокой мобильности и интегрированности профессиональных программ.

Систему начального и среднего профессионального образования Республики Казахстан представляют 722 учебных заведения, в том числе 307 профессиональных школ (лицеев) и 415 колледжей с общим контингентом обучающихся 341,3 тысячи человек.

Контингент обучающихся в учебных заведениях начального профессионального образования с 2000 по 2004 годы увеличился на 10,3 тысячи человек (таблица 4).

Таблица 4

-------------T-----------T-----------T--------------------------¬

¦Учебный год ¦Количество ¦Контингент ¦Количество обучающихся за ¦

¦ ¦ПШ(ПЛ) ¦обучающихся¦счет средств госбюджета ¦

+------------+-----------+-----------+--------------------------+

¦2000/2001 ¦306 ¦88,3 ¦75,4 ¦

¦2001/2002 ¦312 ¦88,1 ¦72,1 ¦

¦2002/2003 ¦312 ¦89,6 ¦82,3 ¦

¦2003/2004 ¦307 ¦98,7 ¦91,3 ¦

L------------+-----------+-----------+---------------------------

По сравнению с 2000 годом количество колледжей выросло на 101 единицу за счет открытия частных учебных заведений. Контингент обучающихся в колледжах увеличился на 86,5 тысячи человек (таблица 5).

Таблица 5

-------------T-----------T-----------T--------------------------¬

¦Учебный год ¦Количество ¦Контингент ¦Количество обучающихся за ¦

¦ ¦колледжей ¦обучающихся¦счет средств госбюджета ¦

+------------+-----------+-----------+--------------------------+

¦2000/2001 ¦314 ¦156,1 ¦43,8 ¦

¦2001/2002 ¦349 ¦189,8 ¦45,7 ¦

¦2002/2003 ¦382 ¦207,9 ¦54,8 ¦

¦2003/2004 ¦415 ¦242,6 ¦63,3 ¦

L------------+-----------+-----------+---------------------------

В учебных заведениях начального и среднего профессионального образования работают 28,1 тысячи педагогов. Из них имеют высшее образование 2231 человек, среднее профессиональное - 5647 человек, остальные - среднее техническое. Имеют высшую категорию 7580 человек, первую - 6989. В колледжах работают 5 докторов наук и 96 кандидатов наук.

Вместе с тем развитие нерегулируемого рынка образовательных услуг в быстро изменяющейся экономической ситуации, отсутствие социального партнерства между работодателями и системой начального и среднего профессионального образования привели к диспропорции в подготовке кадров по уровням образования и секторам экономики. Количество подготавливаемых специалистов технического и обслуживающего труда в расчете на 10 тысяч человек населения значительно ниже, чем в сфере высшего образования, и составляет в колледжах 162 учащихся, в профессиональных школах - 66 учащихся, в то время как в вузах - 439 студентов. Наблюдается увеличение подготовки кадров для сферы обслуживания и непроизводственного сектора, в то время как потребность в технических, строительных и сельскохозяйственных специальностях остается неудовлетворенной.

Работодатели и другие социальные партнеры слабо задействованы в формировании заказа на подготовку специалистов технического и обслуживающего труда. Нет механизма привлечения средств частного сектора экономики в организацию профессионального образования и подготовки кадров. Требуется капитальный ремонт 122 зданий профессиональных школ (45 %), текущий ремонт 115 (42,1 %), недостает 153 кабинета профессионального цикла, 146 - общеобразовательного цикла, 108 учебных лабораторий, 78 учебных мастерских, 33 столовых, 72 медпункта.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Постановление Правительства Республики Казахстан от 9 декабря 2004 года №1295 Об утверждении доклад (1)

    Доклад
    2. Министерству иностранных дел Республики Казахстан в установленном порядке направить доклад в Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин Организации Объединенных Наций.
  2. Постановление Правительства Республики Казахстан от 9 декабря 2004 года №1295 Об утверждении доклад (2)

    Доклад
    2. Министерству иностранных дел Республики Казахстан в установленном порядке направить доклад в Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин Организации Объединенных Наций.
  3. Государственная программа развития образования в Республике Казахстан на 2005-2010 годы

    Программа
    Послание Президента Республики Казахстан народу Казахстана от 19 марта 2004 года «К конкурентоспособному Казахстану, конкурентоспособной экономике, конкуренто-способной нации»,
  4. Утверждены приказом

    Документ
    1. Настоящие Требования к минимуму содержания и уровню подготовки магистров в рамках экспериментальных образовательных программ (далее – Требования) разработаны в соответствии с Государственной программой развития образования в Республике
  5. Республикой Казахстан Конвенции о правах ребенка г. Астана 2006 год Введение Первоначальный доклад

    Доклад
    1. Первоначальный доклад Республики Казахстан о выполнении Конвенции о правах ребенка (далее - Конвенция) рассмотрен на 33-й сессии Комитета Организации Объединенных Наций по правам ребенка (далее - Комитет) 4 июня 2003 года.

Другие похожие документы..