Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Закон'
1. Утвердить прилагаемое Положение о применении единых ставок таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Р...полностью>>
'Документ'
сформировавшееся в результате длительного преобразования поверхностных слоев литосферы под совместным взаимообусловленным взаимодействием гидросферы,...полностью>>
'Конкурс'
Здравствуйте, уважаемые участники конкурса и зрители. Мы рады приветствовать вас на заключительном этапе школьного конкурса «Ученик года – 2009». Сег...полностью>>
'Диплом'
Диплом за «Оригинальное воплощение идеи конкурса» на VIII городской детско – юношеской художественной выставке – конкурсе «Мир без атомных катастроф» ...полностью>>

Приказ № от 2010 г. Рабочая программа по курсу «Литература» 5 класс

Главная > Рабочая программа
Сохрани ссылку в одной из сетей:

1

Смотреть полностью

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Зудиловская средняя общеобразовательная школа»

Первомайского района Алтайского края

«Утверждаю»

директор МОУ «Зудиловская СОШ»

Н.Ф.Емелина__________________

приказ № __от _____2010 г.

Рабочая программа по курсу « Литература»

5 класс

(по программе под редакцией В.Я.Коровиной)

учителя русского языка и литературы МОУ «Зудиловская СОШ»

Воржаковой Т.И.

2010

Содержание

Пояснительная записка_________________________________________________3-9

- Вступление

- Общая характеристика учебного предмета «Литература»

- Организационно-педагогический компонент рабочей программы

- Приоритетные направления учебного предмета «Литература»

Содержание программы________________________________________________10-16

Программное и учебно-методическое обеспечение ГОСТа__________________17-18

Учебно-тематический план курса (составляющие качества образования)____18-30

Календарно-тематическое (поурочное) планирование курса и методические

рекомендации для учащихся и родителей по литературе __________________30-41

Требования к уровню подготовки обучающихся__________________________42-43

Пояснительная записка

Вступление

Рабочая программа - нормативно-управленческий  документ  муниципального образовательного учреждения «Зудиловская средняя общеобразовательная школа», характеризующий систему организации образовательной деятельности педагога.

Программа разработана в соответствии с целями и задачами Образовательной программы школы (утверждена директором школы, приказ №8-од от 08.02.2010 г.) и отражает пути реализации учебного предмета.

При составлении рабочей программы учитывались такие факторы как:
целевые ориентиры и ценностные основания деятельности образовательного учреждения; состояние здоровья учащихся; уровень их способностей; характер   учебной   мотивации; качество   учебных   достижений; образовательные потребности; возможности педагога; состояние учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного учреждения.

Рабочая программа по литературе для 5 класса разработана на основе следующих документов: 1). Федерального компонента государственного стандарта общего образования, утвержденного приказом Минобразования России от 5.03.2004 года, № 1089, 2). Программы для общеобразовательных учреждений, допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации. 10-е издание, под редакцией В.Я.Коровиной (М.: «Просвещение», 2008 г.), 3) Учебника-хрестоматиии под редакцией В.Я.Коровиной, В.П.Журавлёва, В.И.Коровина (М.: «Просвещение», 2008 г.).

Рабочая программа, согласно Федеральному базисному учебному плану общего образования, утверждённого приказом Минобразования России от 09.03.2004 года № 1312, рассчитана на 68 часов (из расчёта 2 учебных часа в неделю).

В процессе обучения используются репродуктивный и продуктивный методы обучения, технология контекстного обучения, информационные технологии; учебно-наглядные пособия, экранные и звуковые средства обучения, репродукции картин, иллюстрации к произведениям, справочная литература.

Программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса.

Программа предусматривает прочное усвоение материала, включает базовые знания и умения, которыми должны овладеть все обучающиеся.

Программа предусматривает различные формы контроля знаний обучающихся: тестирование, ответы (как письменные, так и устные) на вопросы, сочинения.

Общая характеристика учебного предмета

Литература – базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.

Рабочая программа составлена с учетом преемственности с программой начальной школы, закладывающей основы литературного образования. В 5 классе необходимо продолжать работу по совершенствованию навыка осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения, развитию восприятия литературного текста, формированию умений читательской деятельности, воспитанию интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы.

Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд русской классики. Каждое классическое произведение всегда актуально, так как обращено к вечным человеческим ценностям. Школьник постигает категории добра, справедливости, чести, патриотизма, любви к человеку, семье; понимает, что национальная самобытность раскрывается в широком культурном контексте. Целостное восприятие и понимание художественного произведения, формирование умения анализировать и интерпретировать художественный текст возможно только при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя. Ее качество непосредственно зависит от читательской компетенции, включающей способность наслаждаться произведениями словесного искусства, развитый художественный вкус, необходимый объем историко- и теоретико-литературных знаний и умений, отвечающий возрастным особенностям учащегося.

Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

  • осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;

  • выразительное чтение художественного текста;

  • различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);

  • ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;

  • заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;

  • анализ и интерпретация произведения;

  • составление планов и написание отзывов о произведениях;

  • написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;

  • целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.

Учебный предмет «Литература» – одна из важнейших частей образовательной области «Филология». Взаимосвязь литературы и русского языка обусловлена традициями школьного образования и глубинной связью коммуникативной и эстетической функции слова. Искусство слова раскрывает все богатство национального языка, что требует внимания к языку в его художественной функции, а освоение русского языка невозможно без постоянного обращения к художественным произведениям. Освоение литературы как учебного предмета - важнейшее условие речевой и лингвистической грамотности учащегося. Литературное образование способствует формированию его речевой культуры.

Литература тесно связана с другими учебными предметами и, в первую очередь, с русским языком. Единство этих дисциплин обеспечивает, прежде всего, общий для всех филологических наук предмет изучения – слово как единица языка и речи, его функционирование в различных сферах, в том числе эстетической. Содержание обоих курсов базируется на основах фундаментальных наук (лингвистики, стилистики, литературоведения, фольклористики и др.) и предполагает постижение языка и литературы как национально-культурных ценностей. И русский язык, и литература формируют коммуникативные умения и навыки, лежащие в основе человеческой деятельности, мышления. Литература взаимодействует также с дисциплинами художественного цикла (музыкой, изобразительным искусством, мировой художественной культурой): на уроках литературы формируется эстетическое отношение к окружающему миру. Вместе с историей и обществознанием литература обращается к проблемам, непосредственно связанным с общественной сущностью человека, формирует историзм мышления, обогащает культурно-историческую память учащихся, не только способствует освоению знаний по гуманитарным предметам, но и формирует у школьника активное отношение к действительности, к природе, ко всему окружающему миру.

Одна из составляющих литературного образования – литературное творчество учащихся. Творческие работы различных жанров способствуют развитию аналитического и образного мышления школьника, в значительной мере формируя его общую культуру и социально-нравственные ориентиры.

Приоритетные направления учебного предмета

Важнейшее значение в формировании духовно бога­той, гармонически развитой личности с высокими нрав­ственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-куль­турных сведений, нравственно-эстетических представ­лений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирования умений оценивать и анали­зировать художественные произведения, овладения бо­гатейшими выразительными средствами русского лите­ратурного языка.

Цель изучения литературы в школе — приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской класси­ческой и зарубежной литературы. Основа литературного образования — чтение и изучение художественных про­изведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, не­обходимыми для понимания включенных в программу произведений.

Расширение круга чтения, повышение качества чте­ния, уровня восприятия и глубины проникновения в ху­дожественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения ли­тературы в школе. «Чтение — вот лучшее учение», — утверждал А. С. Пушкин. Чтобы чтение стало интерес­ным, продуманным, воздействующим на ум и душу уче­ника, необходимо развить эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитан­ного художественного произведения, развить потребно­сти в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже — вот что должно стать устремлением каждого ученика.

Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать худо­жественно-эстетические потребности детей, развить их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.

Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, ко­торые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали до­стоянием отечественной и мировой литературы. Сле­довательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с класси­ческими образцами мировой словесной культуры, обла­дающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистиче­ские идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.

Анализ текста, при котором не нарушается особое настроение учащихся, возникающее при первом чтении, несомненно, трудная, но почетная задача. То же можно сказать и о формировании вдумчивого, талантливого чи­тателя. «Счастлив учитель, которому удается легко и сво­бодно перейти с учениками от простого чтения к чтению сознательному и вдумчивому, а отсюда — к изучению и анализу образцов художественной литературы без поте­ри того наслаждения, которое дает человеку искусство». И еще: «Литературе так же нужны талантливые читатели, как и талантливые писатели. Именно на них, на этих та­лантливых, чутких, обладающих творческим воображени­ем читателей, и рассчитывает автор, когда напрягает все свои душевные силы в поисках верного образа, верного поворота действий, верного слова.

Художник-автор берет на себя только часть работы. Остальное должен дополнить своим воображением ху­дожник-читатель» (С.Я.Маршак. «Воспитание словом»). Школьники постепенно осознают не только роль книги в жизни писателя, но и роль диалога автора с читателем, его надежду на понимание читателями главного смысла и деталей текста художественного произведения.

Содержание школьного литературного образования концентрично — оно включает два больших концентра (5—9 и 10—11 классы). Внутри первого концентра три возрастные группы (5—6, 7—8 классы и 9 класс). Первая группа активно воспринимает прочитанный текст, но не­достаточно владеет собственно техникой чтения, вто­рая — владеет техникой чтения и более подготовлена к истолкованию прочитанного. Именно поэтому на уроках с первой группой важно уделять больше внимания чтению вслух, развивать и укреплять стремление к чтению худо­жественной литературы, со второй — активному чтению вслух и углублению толкования художественных произве­дений. В 9 классе изучение литературы идет на принци­пиально новой основе — подводятся итоги работы за предыдущие годы, расширяются сведения о биографии писателя, происходит знакомство с новыми темами, проблемами, писателями («Слово о полку Игореве», Гри­боедов, Карамзин, крупные произведения Пушкина, Лер­монтова, Гоголя и др.), углубляется работа по осмысле­нию прочитанного, активно привлекается критическая, мемуарная и справочная литература.

В 10—11 классах предусмотрено изучение художест­венной литературы на историко-литературной основе, монографическое изучение творчества классиков рус­ской литературы.

Объектом изучения литературы являются произведе­ния искусства слова, в первую очередь тексты произведе­ний русской литературы и некоторые тексты зарубежной.

Главной идеей предлагаемой программы является изучение литературы от фольклора к древнерусской литературе, от нее к русской литературе XVIII, XIX и XX веков.

Программа курса (класса) включает в себя произведения русской и зарубежной литературы, под­нимающие вечные проблемы (добро, зло, жестокость и сострадание, великодушие, прекрасное в природе и че­ловеческой жизни, роль и значение книги в жизни писа­теля и читателя и т. д.).

В 5 классе затронута одна из ве­дущих проблем - внимание к книге.

Чтение и изучение произведений зарубежной лите­ратуры в конце курса.

Учителю важно предусмотреть весь процесс чтения учащихся (восприятие, понимание, осмысление, анализ, интерпретация и оценка прочитанного). Только в этом случае школьники приходят к самостоятельному чтению грамотными читателями, могут свободно и с интересом обсудить произведение, высказать свое развернутое, аргументированное суждение о прочитанном стихотво­рении, рассказе, романе, пьесе (может быть, увиденной в театре). В решении этой важной задачи особую роль играют межпредметные и внутрипредметные связи курса литературы, обращение к дру­гим видам искусства, к традициям внутри определенной литературной школы, направления, выявление литера­турных и общекультурных ассоциаций и аллюзий.

Художественные тексты в учебнике-хрестомати­и данной программы сопровождаются рисунками луч­ших художников-иллюстраторов. Очень важно, чтобы у школьников накапливался опыт работы с иллюстрациями, сведения о выдающихся русских ху­дожниках, об их творчестве. Материалы о художниках, композиторах, литературоведах, философах, имена ко­торых встречаются на страницах учебника, ученики найдут в именных указателях и словарях, помещенных в конце учебной книги. Расширению пред­ставлений о биографии писателя, истоках его творчест­ва, жизненной основе его произведений послужат мате­риалы о литературных местах, помещенные в учебнике и учебнике-хрестоматии, в линии книг под общим за­головком «Читаем, думаем, спорим...».

Аннотации тем программы составлены так, что учитель сможет определить ориентиры, необходимые аспекты изучения произведения, подготовить план, кон­спект урока, найти оптимальные формы работы по изу­чению художественного произведения или творчества писателя.

Принцип концентризма, осуществляемый дан­ной программой, предполагает последовательное воз­вращение к определенным авторам и даже иногда к одному и тому же произведению. Однако естественно, что на каждом этапе перед школьниками ставятся различные задачи изучения текста: познакомить с писателем и его лучшими произведениями или углубить первоначальное впечатление от прочитанного, раскрыть подтекст, услож­нить анализ, раскрыть образ автора.

Сохраняя преемственность с программой начальной школы, данная программа концентра 5—9 классов, ре­шая свои специфические задачи, готовит школьников к восприятию линейного историко-литературного курса 10—11 классов, формирует грамотного читателя. По­добный подход поможет учащимся осмыслить сложные произведения художественной литературы каждого пе­риода и осознать, что развитие литературы — это жи­вое поступательное движение.

Одним из признаков правильного понимания текста является выразительность чтения учащими­ся. Именно поэтому формирование навыков вырази­тельного чтения должно проводиться учителем в проду­манной системе: от осмысления содержания и прочте­ния строфы к выразительному чтению стихотворения в целом, от упражнений на уроках к конкурсному чте­нию (в классе, школе, районе). Именно поэто­му в учебник-хрестоматию включены рубрики о художе­ственном чтении, содержащие рекомендации известных актеров (Яков Смоленский, Всеволод Аксенов, Васи­лий Лановой) и воспоминания о чтении произведе­ний русскими писателями-классиками XIX—XX веков (А. С. Пушкин, Н. В. Гоголь, М. Горький, В. В. Маяков­ский, С. А. Есенин, А. Т. Твардовский и др.). Примерные списки стихотворных и прозаических произведений для заучивания наизусть даны в Приложениях к программе. Выбор предложенных текстов зависит от учителя и уча­щихся.

Серьезным результатом плодотворной работы учите­ля на уроках литературы является умение учащихся вер­но понять, интерпретировать произведение и высказать свои суждения в процессе анализа. Обобщение резуль­татов этой работы может быть выражено в форме устной или письменной рецензии, сочинения (очерка, доклада, статьи, ученической исследовательской рабо­ты в профильном классе и пр.), особое внимание важ­но обратить на совершенствование речи уча­щихся, систематически проводя подобную работу со школьниками на уроках литературы и связанных с ними специальных уроках развития речи. В учебнике даны специальные рубрики, обращающие внимание учащихся на работу со словом («Совершенствуем устную речь», «Будьте внимательны к слову» и т. п.). В программу включен перечень необходимых видов работы по разви­тию речи: словарная работа, различные виды переска­за, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы (создание сказок, былин, стихотворений, очерков, рассказов и пр.). Слово учите­ля, которое звучит на любом уроке литературы, являет­ся не только информативным, направляющим, вдохнов­ляющим на новую работу, но и образцом для будущего устного высказывания школьника.

Уроки внеклассного чтения имеют целью не только расширение круга чтения, удовлетворение чи­тательских интересов учащихся, но и формирование у школьников читательской самостоятельности на осно­ве перенесения в сферу самостоятельного чтения опор­ных литературных знаний, читательских умений и на­выков.

Организационно-педагогический компонент образовательной программы второй ступени образования

Образовательные области

Ведущие образовательные технологии

Методы

Приёмы обучения

Формы организации обучения

Филология

Компетентностный подход.

Деятельностный подход.

Разноуровневое обучение.

Личностно-ориентированное развивающее обучение (И.С.Якиманская).

Проектные методы обучения.

Контекстное обучение.

Информационно коммуникативные технологии.

Объяснительно-иллюстративные методы.

Проблемные методы.

Модельные методы.

Исследовательские методы.

Лекция.

Беседа.

Приемы создания ситуаций коллективного или индивидуального выбора, свободного или ограниченного учителем.

Приемы совместного поиска решений.

Диалогические приемы.

Приемы диагностики.

Приемы рефлексии.

Урочная

Урок-экскурсия;

Урок-путешествие;

Урок-соревнование;

Урок взаимообучение;

Интегрированный урок;

Урок-игра.

Внеурочная

(индивидуальные консультации, кружки)

Внутришкольная

(викторины, конкурсы, круглые столы, КВНы, школьное научное общество, олимпиады).

Содержание программы

Введение

Писатели о роли книги в жизни человека и общества. Книга как духовное завещание одного поколения друго­му. Структурные элементы книги (обложка, титул, фор­зац, сноски, оглавление); создатели книги (автор, ху­дожник, редактор, корректор, наборщик и др.). Учебник литературы и работа с ним.

Устное народное творчество

Фольклор — коллективное устное народное творче­ство.

Преображение действительности в духе народных идеалов. Вариативная природа фольклора. Исполните­ли фольклорных произведений. Коллективное и индиви­дуальное в фольклоре.

Малые жанры фольклора. Детский фольклор (колы­бельные песни, пестушки, приговорки, скороговорки, загадки — повторение).

Теория литературы. Фольклор. Устное народ­ное творчество (развитие представлений).

Русские народные сказки

Сказки как вид народной прозы. Сказки о животных, волшебные, бытовые (анекдотические, новеллистиче­ские). Нравоучительный и философский характер ска­зок. Сказители. Собиратели сказок. (Обзор.)

«Царевна-лягушка». Народная мораль в характере и поступках героев. Образ невесты-волшебницы. «Вели­чественная простота, презрение к позе, мягкая гордость собою, недюжинный ум и глубокое, полное неисся­каемой любви сердце, спокойная готовность жертво­вать собою ради торжества своей мечты — вот духов­ные данные Василисы Премудрой...» (М. Горький). Иван Царевич — победитель житейских невзгод. Животные-помощники. Особая роль чудесных противников — Ба­бы-яги, Кощея Бессмертного. Народная мораль в сказ­ке: добро торжествует, зло наказывается. Поэтика вол­шебной сказки. Связь сказочных формул с древними

мифами Изобразительный характер формул волшебной сказки. Фантастика в волшебной сказке.

«Иван крестьянский сын и чудо-юдо». Волшеб­ная богатырская сказка героического содержания. Тема мирного труда и защиты родной земли. Иван — кресть­янский сын как выразитель основной мысли сказки. Нравственное превосходство главного героя. Герои сказ­ки в оценке автора-народа. Особенности сюжета.

«Журавль и цапля», «Солдатская шинель» — на­родные представления о справедливости, добре и зле в сказках о животных и бытовых сказках.

Теория литературы. Сказка. Виды сказок (за­крепление представлений). Постоянные эпитеты. Гипер­бола (начальное представление). Сказочные формулы. Вариативность народных сказок (начальные представ­ления). Сравнение.

Из древнерусской литературы

Начало письменности у восточных славян и возник­новение древнерусской литературы. Культурные и лите­ратурные связи Руси с Византией. Древнехристианская книжность на Руси (Обзор.)

«Повесть временных лет» как литературный памят­ник. «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». Отзвуки фольклора в летописи. Герои ста­ринных «Повестей...» и их подвиги во имя мира на род­ной земле.

Теория литературы. Летопись (начальные пред­ставления).

Из литературы XVIII века

Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ о жизни писателя (детство и годы учения, начало лите­ратурной деятельности). Ломоносов — ученый, поэт, ху­дожник, гражданин.

«Случились вместе два астронома в пиру...» научные истины в поэтической форме. Юмор стихотво­рения.

Теория литературы. Роды литературы: эпос, лирика, драма. Жанры литературы (начальные пред­ставления).

Из литературы XIX века Русские басни

Жанр басни. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII века). (Обзор.)

Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о басно­писце (детство, начало литературной деятельности) «Ворона и Лисица», «Волк и Ягненок», «Свинья под Дубом» (на выбор). Осмеяние пороков — грубой силы, жадности, неблагодарности, хитрости и т. д. «Волк на псарне» — отражение исторических событий в басне; патриотическая позиция автора.

Рассказ и мораль в басне. Аллегория. Выразитель­ное чтение басен (индивидуальное, по ролям, инсцени­рование).

Теория литературы. Басня (развитие представ­лений), аллегория (начальные представления). Понятие об эзоповом языке.

Василий Андреевич Жуковский. Краткий рассказ о поэте (детство и начало творчества, Жуковский-сказоч­ник).

«Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. Герои литератур­ной сказки, особенности сюжета.

«Кубок». Благородство и жестокость. Герои баллады.

Теория литературы. Баллада (начальные пред­ставления).

Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о жизни поэта (детство, годы учения).

Стихотворение «Няне» — поэтизация образа няни; мотивы одиночества и грусти, скрашиваемые любовью няни, ее сказками и песнями.

«У лукоморья дуб зеленый...». Пролог к поэме «Руслан и Людмила» — собирательная картина сюже­тов, образов и событий народных сказок, мотивы и сю­жеты пушкинского произведения.

«Сказка о мертвой царевне и о семи богаты­рях» — ее истоки (сопоставление с русскими народными сказками, сказкой Жуковского «Спящая царевна», со сказками братьев Гримм; «бродячие сюжеты»). Противо­стояние добрых и злых сил в сказке. Царица и царевна, мачеха и падчерица. Помощники царевны. Елисей и богатыри. Соколко. Сходство и различие литературной пуш­кинской сказки и сказки народной. Народная мораль, нравственность —красота внешняя и внутренняя, победа добра над злом, гармоничность положительных героев. Поэтичность, музыкальность пушкинской сказки.

Русская литературная сказка

Антоний Погорельский. «Черная курица, или Под­земные жители». Сказочно-условное, фантастическое и достоверно-реальное в литературной сказке. Нравоучи­тельное содержание и причудливый сюжет произведе­ния. Всеволод Михайлович Гаршин. «Attalea Prin-ceps». Героическое и обыденное в сказке. Трагический финал и жизнеутверждающий пафос произведения.

Теория литературы. Литературная сказка (на­чальные представления). Стихотворная и прозаическая речь. Ритм, рифма, способы рифмовки. «Бродячие сю­жеты» сказок разных народов.

Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте (детство и начало литературной деятельности, ин­терес к истории России).

«Бородино» — отклик на 25-летнюю годовщину Бо­родинского сражения (1837). Историческая основа сти­хотворения. Воспроизведение исторического события устами рядового участника сражения. Мастерство Лер­монтова в создании батальных сцен. Сочетание разго­ворных интонаций с патриотическим пафосом стихотво­рения.

Теория литературы. Сравнение, гипербола, эпи­тет (развитие представлений), метафора, звукопись, ал­литерация (начальные представления).

Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о пи­сателе (детство, годы учения, начало литературной дея­тельности).

«Заколдованное место» — повесть из книги «Вече­ра на хуторе близ Диканьки». Поэтизация народной жиз­ни, народных преданий, сочетание светлого и мрачного, комического и лирического, реального и фантастиче­ского.

Теория литературы. Фантастика (развитие пред­ставлений). Юмор (развитие представлений) Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о поэте (детство и начало литературной деятельности).

«На Волге». Картины природы. Раздумья поэта о судьбе народа. Вера в потенциальные силы народа, луч­шую его судьбу.

«Есть женщины в русских селеньях...» (отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос»). Поэтический образ русской женщины.

Стихотворение «Крестьянские дети». Картины воль­ной жизни крестьянских детей, их забавы, приобщение к труду взрослых. Мир детства — короткая пора в жизни крестьянина. Речевая характеристика персонажей.

Теория литературы. Эпитет (развитие пред­ставлений).

Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писа­теле (детство и начало литературной деятельности).

«Муму» — повествование о жизни в эпоху крепост­ного права. Духовные и нравственные качества Гера­сима: сила, достоинство, сострадание к окружающим, великодушие, трудолюбие. Немота главного героя — символ немого протеста крепостных крестьян.

Теория литературы. Портрет, пейзаж (началь­ные представления). Литературный герой (начальные представления).

Афанасий Афанасьевич Фет. Краткий рассказ о поэте.

Стихотворение «Весенний дождь» — радостная, яр­кая, полная движения картина весенней природы. Крас­ки, звуки, запахи как воплощение красоты жизни.

Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писа­теле (детство, начало литературной деятельности).

«Кавказский пленник». Бессмысленность и жесто­кость национальной вражды. Жилин и Костылин — два разных характера, две разные судьбы. Жилин и Дина. Душевная близость людей из враждующих лагерей. Утверждение гуманистических идеалов.

Теория литературы. Сравнение (развитие по­нятия). Сюжет (начальное представление).

Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности). «Хирургия» - осмеяние глупости и невежества героев рассказа. Юмор ситуации. Речь персонажей как средство их характеристики.

Теория литературы. Юмор (развитие представлений).

«Хирургия» — осмеяние глупости и невежества ге­роев рассказа. Юмор ситуации. Речь персонажей как средство их характеристики.

Теория литературы. Юмор (развитие представ­лений).

Поэты XIX века о Родине и родной природе

Ф. И. Тютчев. «Зима недаром злится...», «Как весел грохот летних бурь...», «Есть в осени первоначаль­ной...»; А. Н. Плещеев. «Весна» (отрывок); И. С. Ни­китин. «Утро», «Зимняя ночь в деревне» (отрывок); А. Н. Майков. «Ласточки»; И. 3. Суриков. «Зима» (от­рывок);

А. В. Кольцов. «В степи». Выразительное чте­ние наизусть стихотворений (по выбору учителя и уча­щихся).

Теория литературы. Стихотворный ритм как средство передачи эмоционального состояния, настро­ения.

Из литературы XX века

Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писате­ле (детство и начало литературной деятельности).

«Косцы». Восприятие прекрасного. Эстетическое и этическое в рассказе. Кровное родство героев с бес­крайними просторами Русской земли, душевным скла­дом песен и сказок, связанных между собой видимыми и тайными силами. Рассказ «Косцы» как поэтическое воспоминание о Родине.

Владимир Галактионович Короленко. Краткий рас­сказ о писателе (детство и начало литературной деятель­ности).

«В дурном обществе». Жизнь детей из благополуч­ной и обездоленной семей. Их общение. Доброта и со­страдание героев повести. Образ серого, сонного горо­да. Равнодушие окружающих людей к беднякам. Вася, Валек, Маруся, Тыбурций. Отец и сын. Размышления ге­роев. «Дурное общество» и «дурные дела». Взаимопони­мание — основа отношений в семье.

Теория литературы. Портрет (развитие пред­ставлений). Композиция литературного произведения (начальные понятия).

Сергей Александрович Есенин. Краткий рассказ о поэте. Стихотворения «Я покинул родимый дом...» и «Низкий дом с голубыми ставнями...» — поэтиче­ское изображение родной природы. Образы малой ро­дины, родных людей как изначальный исток образа Ро­дины, России. Своеобразие языка есенинской лирики.

Павел Петрович Бажов. Краткий рассказ о писате­ле (детство и начало литературной деятельности).

«Медной горы Хозяйка». Реальность и фантастика в сказе. Честность, добросовестность, трудолюбие и та­лант главного героя. Стремление к совершенному мас­терству. Тайны мастерства. Своеобразие языка, интона­ции сказа.

Теория литературы. Сказ как жанр литературы (начальные представления). Сказ и сказка (общее и раз­личное).

Константин Георгиевич Паустовский. Краткий рас­сказ о писателе. «Теплый хлеб», «Заячьи лапы». Добро­та и сострадание, реальное и фантастическое в сказках Паустовского.

Самуил Яковлевич Маршак. Краткий рассказ о пи­сателе. Сказки С. Я. Маршака.

«Двенадцать месяцев» — пьеса-сказка. Положи­тельные и отрицательные герои. Победа добра над злом — традиция русских народных сказок. Художест­венные особенности пьесы-сказки.

Теория литературы. Драма как род литературы (начальные представления). Пьеса-сказка.

Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе (детство, начало литературной деятельности).

«Никита». Быль и фантастика. Главный герой расска­за, единство героя с природой, одухотворение природы в его воображении — жизнь как борьба добра и зла, смена радости и грусти, страдания и счастья. Оптими­стическое восприятие окружающего мира.

Теория литературы. Фантастика в литератур­ном произведении (развитие представлений).

Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о пи­сателе (детство, начало литературной деятельности).

«Васюткино озеро». Бесстрашие, терпение, любовь к природе и ее понимание, находчивость в экстремальных обстоятельствах. Поведение героя в лесу. Основные четры характера героя. «Открытие» Васюткой нового озера. Становление характера юного героя через испытания, преодоление сложных жизненных ситуаций.

Теория литературы. Автобиографичность литературного произведения (начальные представления).

«Ради жизни на Земле…»

Стихотворные произведения о войне. Патриотиче­ские подвиги в годы Великой Отечественной войны.

К. М. Симонов. «Майор привез мальчишку на ла­фете...»; А. Т. Твардовский. «Рассказ танкиста».

Война и дети — обостренно трагическая и героиче­ская тема произведений о Великой Отечественной войне.

Произведения о Родине и родной природе

И. Бунин. «Помню — долгий зимний вечер...»; А. Прокофьев. «Аленушка»; Д. Кедрин. «Аленушка»; Н. Рубцов. «Родная деревня», Дон-Аминадо. «Города и годы».

Стихотворные лирические произведения о Родине, родной природе как выражение поэтического восприя­тия окружающего мира и осмысление собственного ми­роощущения, настроения. Конкретные пейзажные зари­совки и обобщенный образ России. Сближение образов волшебных сказок и русской природы в лирических сти­хотворениях.

Писатели улыбаются

Саша Черный. «Кавказский пленник», «Игорь-Ро­бинзон». Образы и сюжеты литературной классики как темы произведений для детей.

Теория литературы. Юмор (развитие понятия).

Из зарубежной литературы

Роберт Льюис Стивенсон. Краткий рассказ о пи­сателе.

«Вересковый мед». Подвиг героя во имя сохране­ния традиций предков.

Теория литературы. Баллада (развитие пред­ставлений). Даниель Дефо. Краткий рассказ о писателе.

«Робинзон Крузо». Жизнь и необычайные приклю­чения Робинзона Крузо, характер героя (смелость, муже­ство, находчивость, несгибаемость перед жизненными обстоятельствами). Гимн неисчерпаемым возможностям человека.

Ханс Кристиан Андерсен. Краткий рассказ о писа­теле.

«Снежная королева». Символический смысл фанта­стических образов и художественных деталей в сказке Андерсена. Кай и Герда. Мужественное сердце Герды. Поиски Кая. Помощники Герды (цветы, ворон, олень, Маленькая разбойница и др.). Снежная королева и Гер­да — противопоставление красоты внутренней и внеш­ней. Победа добра, любви и дружбы.

Жорж Санд. «О чем говорят цветы». Спор героев о прекрасном. Речевая характеристика персонажей.

Марк Твен. Краткий рассказ о писателе.

«Приключения Тома Сойера». Том и Гек. Дружба мальчиков. Игры, забавы, находчивость, предприимчи­вость. Черты характера Тома, раскрывшиеся в отноше­ниях с друзьями. Том и Бекки, их дружба. Внутренний мир героев М. Твена. Причудливое сочетание реальных жизненных проблем и игровых приключенческих си­туаций.

Изобретательность в играх — умение сделать окру­жающий мир интересным.

Джек Лондон. Краткий рассказ о писателе. «Сказание о Кише» — сказание о взрослении под­ростка, вынужденного добывать пищу, заботиться о стар­ших. Уважение взрослых. Характер мальчика — смелость, мужество, изобретательность, смекалка, чувство собст­венного достоинства — опора в труднейших жизненных обстоятельствах. Мастерство писателя в поэтическом изображении жизни северного народа.

Программное и учебно-методическое обеспечение ГОСа

Программа

Базовый учебник

Методическое обеспечение

Дидактическое

обеспечение

Программа общеобразо-вательных

учреждений 5 - 11 классы (базовый уровень) под редакцией В.Я.Коровиной

Допущено Министер-ством образования и науки РФ

2008

Литература. 5 кл. Учеб.-хрестоматия для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. / Авт.-сост. В.Я.Коровина и др.

1) Золотарева И.В., Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе. 5 класс.

М.: «ВАКО», 2009

2) Еремина О.А. Поурочное планирование по литературе: 5 класс: к учебнику В.Я.Коровиной «Литература: 5 класс» / О.А.Еремина – М.: Издательство «Экзамен», 2008

3) Занимательные материалы по литературе. 5 класс. / Сост. Н.И.Еременко. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2005

4) Литература 5 кл. Поурочные планы. / Соста-витель: Карасёва И.В. Издательство «Учитель – АСТ»,2008

5) Курдюмова Т.Ф. Изучение литературы в 5 классе: Метод. рекомендации. – М.: Просвещение, 2004

6) Коровина В.Я. Литература: 5 кл.: Метод. советы / В.Я.Коровина, И.С.Збарский; Под ред. В.И.Коровина. – М.: Просвещение, 2005

6) Скрипкина В.А. Контрольные и проверочные Работы по литературе. 5-8 классы: Метод. пособие. – 2-е изд. – М.: Дрофа, 1998

7) Турьянская Б.И. Материалы к урокам литературы в 5, 6, 7 классах. – М.: Русское слово, 2007

8) Демиденко Е.Л. Новые контрольные и проверочные работы по литературе. 5-9 кл.: Метод. пособие. – М.: Дрофа, 2006

9) Егорова Н.В. Поурочные разработки по зарубежной литературе. 5-9 классы. – М. ВАКО, 2004

1) Шаталова О.В. Дидактические материалы по литературе: 5-й кл.: к учебнику В.Я.Коровиной и др. «Литература. 5-й класс» / О.В.Шаталова. – М.: «Экзамен», 2006

2) Миронова Н.А. Тесты по литературе: 5-й класс: к учебнику В.Я.Коровиной и др. «Литература. 5 класс» / Н.А.Миронова. – М.: Издательство «Экзамен», 2006

3) Лейфман И.М. Карточки для дифферен-цированного контроля знаний по литературе. 5 класс. – М.: Материк-Альфа, 2003

Учебно-тематический план курса

Раздел, кол-во часов, тема урока

Составляющие качества образования

П.-И.

Д.-К.

Ц.-О.

Введение. (1 час)

1. Роль книги в жизни человека и общества.

Знать: о роли книги в жизни человека, своеобразие нового предмета «литература», структуру учебника-хрестоматии

Уметь: пользоваться учебником

Развитие навыков ведения дискуссии

УНТ. (6 часов)

2. Что такое фольклор? Малые жанры фольклора. Детский фольклор.

Знать: фольклор, жанры фольклора, их отличительные признаки

Уметь: определять жанр произведения

Раскрыть мудрость, поучающий смысл и совершенство формы пословиц и поговорок

3. Сказка – вид народной прозы. Волшебная сказка «Царевна-лягушка». Образ невесты-волшебницы.

Знать: жанровые особенности сказки, схему построения волшебной сказки

Уметь: пересказывать сказку, охарактеризовать героев сказки

Развитие воображения и речи уч-ся

4. Художественный мир сказки «Царевна-лягушка».

Знать: особенности волшебной сказки, героев, отражение в ней народных идеалов

Уметь: мотивировать ответ

Развивать воображение и речь уч-ся

5. «Иван- крестьянский сын и чудо- юдо» - волшебная сказка героического характера.

Знать: жанровые особенности волшебной сказки

Уметь: видеть жанровые признаки волшебной сказки и пересказывать ее фрагменты

Развивать навыки художественного пересказа

6. Сказка о животных «Журавль и цапля». Народные представления о справедливости. Бытовая сказка «Солдатская шинель». Народные представления о добре и зле.

Знать: отличие сказки о животных и бытовой сказки от волшебной

Уметь: определять вид сказки, опираясь на ее жанровые особенности

7. Итоговый урок по фольклору

Развивать творческие способности, познавательную активность детей

ДРЛ (1 час)

8. «Повесть временных лет» как литературный памятник. Герои летописного сказания «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича».

Знать: причины появления письменности у восточных славян и возникновении ДРЛ

Уметь: читать произведение ДРЛ

Приобщение уч-ся к культуре Древней Руси

РЛ XVIII века ( 1 ч)

9. М.В.Ломоносов. Юмористическое нравоучение «Случились вместе два астронома в пиру».

Знать: некоторые факты из биографии: детство, годы учения

Уметь: выразительно читать

РЛ XIX века ( 29 ч)

10. Роды и жанры литературы. Истоки басенного жанра. И.А.Крылов: детство. Начало литературной деятельности.

Знать: роды и жанры литературы, особенности басни как литературного жанра, факты биографии Крылова

Уметь: определять идейно-смысловую нагрузку в баснях

Уметь: охарактеризовать эпоху Крылова

11. «Волк на псарне». Отражение исторических событий в басне. Патриотическая позиция автора.

Знать: историю создания басни, ее содержание

Уметь: выразительно читать по ролям, наизусть

Приобщение уч-ся к истории России

12. «Свинья под дубом», «Ворона и лисица», «Волк и ягненок»: осмеяние пороков: жадности, невежества, хитрости, глупости.

Знать: содержание басен Крылова и их моральный аспект

Уметь: понимать иносказательный подтекст басен и их мораль

Развивать творческие способности уч-ся

13. В.А.Жуковский: детство и начало литературного творчества. Сказка «Спящая царевна».

Знать: историю создания сказки, отличие литературной сказки от народной

Уметь: выразительно читать и составлять план

14. Баллада В.А.Жуковского «Кубок». Благородство и жестокость героев.

Знать: особенности жанра баллады, содержание баллады

Уметь: кратко пересказать сюжет, давать характеристику героям

Уметь создавать письменное оригинальное произведение

15. Детство А.С.Пушкина. Годы учения. Стихотворение «Няне».

Знать: факты биографии Пушкина, стихотворение как поэтизацию образа няни Арины Родионовны

16. Поэма «Руслан и Людмила» (Пролог). Собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок

Знать: поэтические средства художественной выразительности

Уметь: определять роль Пролога в поэме, работать с художественным текстом

17. «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». Истоки рождения сюжета. Противостояние добрых и злых сил.

Знать: содержание сказки, истоки рождения сюжета, систему образов сказки

Уметь: описывать и характеризовать центральные образы

18. Сопоставление «Сказки о мертвой царевне…» А.С.Пушкина с народной и сказкой В.А.Жуковского «Спящая царевна»

Знать: сюжеты сказок, их отличительные особенности

Уметь: проводить сравнительный анализ по заданным параметрам

Понимать и находить «бродячие» сюжеты сказок, владеть навыком развернутого ответа на проблемный вопрос

19. «Чудесный мир сказок Жуковского и Пушкина».

Знать: содержание изученных произведений

Активизировать знания уч-ся, побудить их к углубленному чтению, развивать творческие способности

20. Русская литера-турная сказка (1 ч)

Антоний Погорельский «Черная курица, или Подземные жители».

Вс.Гаршин «Attаleа Princeps».

Знать: содержание и сюжет сказок

-

21. М.Ю.Лермонтов: детство и начало литературной деятельности, интерес к истории России. «Бородино».

Знать: факты биографии поэта, условия, в которых формировался характер, первое представление о своеобразии лирики Лермонтова

Уметь: определять композицию произведения

Воспитание уважения к великому прошлому России

22. «Бородино»: художественный анализ текста.

Знать: содержание стихотворения, сюжет, героев, их поступки

Уметь: наблюдать за развитием сюжета и поведением героев

Показывать и понимать патриотический пафос стихотворения, мастерство Лермонтова в создании батальных сцен

23. Н.В.Гоголь: детство, годы учения, начало литературной деятельности. Народные предания – основа повести «Заколдованное место».

Знать: своеобразие первого сборника Гоголя, героев и сюжет повести

Уметь: охарактеризовать повествовательную манеру писателя, приводить примеры из текста

24. Реальность и Фантастика в повести «Заколдованное место»

Знать: особенности повести: сочетание реальности и фантастики, трагического и комического

25. Н.А.Некрасов: детство и начало литературной деятельности. Картины природы и жизни народа в стихотворении «На Волге».

Знать: черты личности поэта, нашедшие отражение в стихотворении

Уметь: находить эпитеты и сравнения

Сопоставить стихотворение с картиной И.Е.Репина «Бурлаки на Волге»

26. Поэтический образ русской крестьянки в отрывке «Есть женщины в русских селеньях…» из поэмы «Мороз, Красный Нос».

Знать: об образах русской женщины, воссозданных Некрасовым

Уметь: выразительно читать текст

27. Мир детства в стихотворении «Крестьянские дети».

Знать: содержание стихотворения

Уметь: определять тему и основную мысль художественного текста

28. И.С.Тургенев: детство, начало творческой деятельности. Рассказ «Муму». Знакомство с героями.

Знать: обстоятельства, объясняющие появление рассказа, историко-культурный контекст рассказа

Уметь: понимать роль портрета и пейзажа в рассказе,

охарактеризовать литературного героя,

сопоставлять поступки героев, делать выводы, рассуждать, формулировать свои впечатления от рассказа, в том числе и в письменной форме

Отражение истории России в литературе

29. История отношений Герасима и Татьяны.

Знать: об отношении героя к Татьяне: его доброту, заботу, великодушие

30. Герасим и Муму.

Знать: сюжет рассказа

31. Духовные и нравственные качества Герасима. Протест героя против барства и рабства.

Знать: правила написания сочинения на основе литературного произведения

Воспитывать

уважение к себе

32. Л.Н.Толстой. Рассказ «Кавказский пленник» как протест против национальной вражды.

Знать: о творческом пути писателя, истории создания рассказа

Уметь: работать с текстом художественного произведения

Воспитание толерантности

33. Жилин и Костылин – два характера, две судьбы

Знать: приемы создания образа

Уметь: отбирать материал для сопоставительного анализа

34. Картины природы в рассказе. Краткость и выразительность языка Толстого.

Знать: роль пейзажных зарисовок в рассказе

Уметь: работать с языком художественного произведения

Воспитание любви к слову

35.Юмористический и сатирический талант А.П.Чехова. Рассказ «Хирургия».

Знать: проблематику рассказа: осмеяние глупости и невежества героев

Уметь: читать по ролям

36. Юмористические рассказы А.П.Чехова.

Знать: содержание рассказов

Уметь: инсценировать, выразительно читать, иллюстрировать

37. Русские поэты XIX века о Родине, родной природе и о себе. Образы природы в русской поэзии XIX века.

Знать: стихотворения поэтов XIX века о природе

Уметь: анализировать поэтический текст: выделять средства передачи настроения, сравнивать стихи разных поэтов

Воспитание любви к природе, Родине

38. Итоговый урок по литературе XIX века.

Знать: тексты изученных произведений

Уметь: определять автора по отрывку, ориентироваться в опорных теоретических понятиях

РЛ XX века ( 17ч)

39. И.А.Бунин «Косцы». Человек и природа в рассказе

Знать: содержание рассказа, особенности раскрытия темы

Уметь: отвечать на вопросы

Развитие навыков анализа стиля писателя

40. В.Г.Короленко: детство писателя, начало литературной деятельности. Сюжет и композиция повести «В дурном обществе».

Знать, уметь: охарактеризовать героев повести, давать оценку их поступкам, определять и формулировать роль пейзажа, сравнений; знать композицию повести; понять и объяснить смысл названия повести «В дурном обществе», определять позицию автора;

дать развернутый ответ на один из вопросов: 1) Каким вы представляете себе Васю (Валека, Соню, Марусю, Тыбурция…)?

2) Какой эпизод запомнился больше и почему?

3) Как вы понимаете слова Тыбурция: «Может быть это и хорошо, что твоя дорога пролегла через нашу»?

41. Жизнь детей из благополучной и обездоленной семей.

Воспитание милосердия по отношению к больным и обездоленным

42. Простота и выразительность языка повести. Подготовка к сочинению.

43. С.А.Есенин. Слово о поэте. Поэтическое изображение Родины и родной природы в стихотворениях «Я покинул родимый дом…», «Низкий дом с голубыми ставнями…».

Знать: особенности изображения темы Родины и природы в стихах Есенина

Уметь: читать и анализировать поэтический текст

Обращение к слову, образному строю, художественным приемам, ритму

44. П.П.Бажов. Слово о писателе. «Медной горы Хозяйка». Образы героев в сказе.

Знать: особенности стиля Бажова

Уметь: пересказывать сказы Бажова

Развитие внимания к народному слову

45. К.Г.Паустовский. Слово о писателе. Герои и их поступки в сказке «Теплый хлеб».

Знать: содержание рассказа

Уметь: определять тему произведения, выделять проблемы

Развивать познавательную активность и инициативу

46. С.Я.Маршак. Слово о писателе. Пьеса-сказка «Двенадцать месяцев». Положительные и отрицательные герои пьесы.

Знать: особенности драматической сказки

Уметь: читать драматическое произведение

Работать над развитием воображения, фантазии детей

47. Художественные особенности драматической сказки Маршака. Юмор в сказке.

48. А.П.Платонов. Слово о писателе. «Никита». Быль и фантастика. Душевный мир главного героя.

Знать: содержание рассказа

Уметь: воспринять и осмыслить особый мир платоновских героев, разъяснять приемы раскрытия характеров, своеобразие стилистики платоновской прозы

49. В.П.Астафьев. Слово о писателе. «Васюткино озеро». Автобиографичность произведения.

Знать: своеобразие творчества Астафьева

Уметь: определять значение картин природы, характеризовать героя, объяснять смысл названия рассказа

50. Становление характера Васютки через преодоление испытаний, сложных жизненных ситуаций.

Знать: как раскрывается поведение и характер героя в худож. произведении

Воспитание стойкости и мужества, умения выстоять в необычных жизненных условиях

51. Сочинение «Какие поступки сверстников вызывают мое восхищение (негодование)?» (По произведениям Короленко, Паустовского, Маршака, Платонова, Астафьева)

Уметь работать с планом, писать сочинение

52. «Ради жизни на Земле…» (1ч)

К.М.Симонов «Майор привез мальчишку на лафете…». А.Т.Твардовский «Рассказ танкиста».

Знать о раскрытии темы войны в поэзии

Развитие патриотического чувства

53. Произведения о Родине и родной природе (1ч)

Поэтическое восприятие окружающего мира природы в стихотворениях поэтов XX века: И.Бунина, А.Прокофьева, Д.Кедрина, Н.Рубцова, Дон-Аминадо.

Знать, уметь и владеть навыками анализа поэтического произведения (уметь определять тему, идею, значение заголовка, находить средства художественной выразительности, понимать их роль в стихотворении, особенность звукового оформления, рифму, определять настроение, которым проникнуто стихотворение)

Развитие любви к поэзии

54. Писатели улыбаются (1ч)

Саша Черный. Образы детей в рассказах «Кавказский пленник», «Игорь Робинзон».

Знать, что такое юмор

55. Итоговый урок по русской литературе

Развитие интереса и любви к литературе

56. Зарубежная литература (10ч)

Р.Л.Стивенсон. «Вересковый мед». Подвиг героя.

Знать творчество Стивенсона, особенности его произведения

57-58. Д.Дефо. Слово о писателе. «Робинзон Крузо» - произведение о силе человеческого духа.

Знать: факты биографии и творчества,

Уметь: характеризовать поведение и характер героя, его душевные и нравственные качества, которые помогли выжить на острове; пересказывать эпизоды произведения

Знать, что в наше время обозначают слова «робинзон» и «робинзонада»

59. Х.К.Андерсен. Слово о писателе. «Снежная королева»: реальное и фантастическое в сказке. Кай и Герда.

Знать: своеобразие Андерсена-сказочника, жанровые и компози-ционные особенности сказки

Уметь и владеть навыком создания портретной и сравнительной характеристики героев, сравнивать сказки Андерсена, доказывать, приводить примеры, что ради любви герои сказок способны на подвиг, понимать и объяснять смысл слов из Евангелия, прочитанных бабушкой в конце сказки «Снежная королева»: «Если не будете как дети, не войдете в царствие небесное!»

60. «В поисках Кая».

61. Наши любимые сказки Андерсена.

62. Ж.Санд. «О чем говорят цветы». Спор героев о красоте.

Знать, как реализуется в худож. произведении тема красоты

Развитие внимания, интереса к литературе, навыков сотрудничества

63. М.Твен. «Приключения Тома Сойера». Образ главного героя.

Иметь представление о личности и творческой деятельности М.Твена

Уметь: составлять словесный портрет героев, оценивать и анализировать поступки героев

64. Дж.Лондон. «Сказание о Кише». Становление характера героя.

Знать: биографию Дж.Лондона, особенность его произведений

Уметь: объяснить смысл названия рассказа, понимать и объяснять специфику жанра «сказание», характеризовать образ героя

Понимать и доказывать, как реальность и миф сочетаются в рассказе

65. Итоговый урок.

Знать и уметь определять роды и жанры произведений; владеть теоретико-литературными понятиями из программы, которые помогают анализировать художественное произведение;

Уметь: объяснять свою точку зрения по понравившимся произведениям

Календарно-тематическое планирование (поурочное)

и методические рекомендации для учащихся и родителей

по литературе. 5 класс

    по учебнику-хрестоматии В.Я.Коровина, В.П.Журавлева, В.И.Коровина.

68 часов – 2 урока в неделю

Дата

п/п

№  п/т

Тема урока.

Основное содержание

Вид урока. Основные виды деятельности учителя и учащихся

ТСО

Домашнее задание

 

1

Вводный урок. Роль книги в жизни человека и общества. Создатели книги — авторы, художники, редакторы, корректоры.
Учебник литературы и работа с ним.

Лекция. Тестирование

 

Стр.6,

вопросы

1-4.

 

2

Верования древних славян. Миф «Сотворение Земли». Языческие представления о Земле и ее создании.

Лекция. Беседа

Презентация

Стр.8, задание

1-2, 4, 5, 8

 

3

Малые жанры фольклора. Детский фольклор (колыбельные песни, частушки, считалки, заклички, скороговорки, загадки).

Новый материал

 

Вспомнить и записать в тетради

образцы детского фольклора

 

4

Русские народные сказки. Виды сказок. Нравоучительный, философский характер сказок. Сказка «Царевна-лягушка»: герои, сюжет. Реальный и фантастический мир в сказке.

Новый материал

Диск

«Виртуальная школа Кирилла и Мефодия». 

Презентация 

Стр.10-11,

статья о сказках.

Пересказ.

 

5

Образ невесты-волшебницы, ее духовный облик. Смелость, упорство Ивана-царевича. Преодоление героем трудностей. Роль бабы Яги в сказке.

Урок-беседа

 

Стр.14-20 читать.

Стр.26

вопросы 1-4.

 

6

Народная мораль и сказке: добро торжествует, зло наказывается. Эстетика волшебной сказки.

Урок-беседа

 

Стр.26, вопрос 8

 

7

Сказка «Иван-крестьянский сын и чудо-юдо». Нравственное превосходство героя над своими старшими братьями. Герои сказки в оценке народа. Особенности сюжета.

Урок-беседа

Диск

«Виртуальная школа Кирилла и Мефодия»  

Читать стр.32-36.

Стр.36,

вопросы 1-5.

 

8

Развитие речи. Итоговый урок по теме «Устное народное творчество». Издание коллективного фольклорного
сборника.

Развитие речи

 

Подготовить пересказ

Отрывка из сказки.

 

9

Возникновение древнерусской литературы. Начало письменности на Руси. «Повесть временных лет».

Новый материал

Презентация

Стр.39, статья о

древней русской литературе

 

10

Летописный рассказ «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». Подвиги героев летописи во имя мира на родной земле.

Урок-беседа

 

Стр.42,

вопросы 1-3

 

11

М.В. Ломоносов. Научные знания в поэтической форме в стихотворении «Случились вместе два Астронома в пиру...».

Урок-беседа

Презентация

Стр.45,

вопросы 1-4

 

12

Жанр басни. Истоки басенного жанра. Эзоп, Лафонтен, А.Е. Измайлов.

Новый материал

Презентация 

Стр.47, статья о басне.

Читать басню Крылова

«Ворона и лисица» и

«Свинья под дубом»

 

13

И.Л.Крылов. «Ворона и Лисица», «Свинья под Дубом». Осмеяние пороков — лести, глупости, жадности, неблагодарности.

Урок-беседа

Диск «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия» 

Стр.55,

вопросы 1-4.

Подготовить

инсценированное

чтение басни

 

14

Отражение исторических событий Отечественной войны 1812 года в басне «Волк на псарне». Инсценировка басен Крылова.

Урок-беседа

 

Стр.51,

вопросы 1-3.

Выучить басню наизусть

 

15

В.А. Жуковский. Сказка «Спящая царевна». Особенности сюжета, языка литературной сказки.

Новый материал

Диск

«Виртуальная школа Кирилла и Мефодия»  

Стр.58, статья о Жуковском,

читать сказку «Спящая царевна»

 

16

В.А. Жуковский «Кубок». Благородство и жестокость героев. Особенность жанра баллады.

Урок-беседа

 

Стр.71. История создания баллад.

Стр.72,

вопросы 1-4.

 

17

Л.С. Пушкин. Пролог к поэме «Руслан и Людмила» («У Лукоморья дуб зеленый...»). Сюжеты и образы народных сказок в Прологе.

Новый материал

Презентация

Отрывок из поэмы наизусть.

Стр.75,

вопросы 1-4

 

18

«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Противостояние добрых и злых сил в сказке. Царица, мачеха и царевна. Помощники царевны: богатыри, Елисей, Соколко.

Новый материал

 

Стр.83-92, читать.

Стр.92,

вопросы 1-3

 

19

Сопоставление сказки А.С.Пушкина с народными сказками, сказкой В.А. Жуковского «Спящая царевна» и сказкой братьев Гримм «Белоснежка». «Бродячие» сюжеты.

Урок-беседа

 

Стр.95-96,

статья о сказках Пушкина

 

20

Красота внешняя и внутренняя, победа добра над злом. Гармоничность положительных героев. Поэтичность, музыкальность пушкинской сказки. Стихотворная и прозаическая речь, ритм.

Урок-беседа

 

Читать сказку В.А.Жуковского

«Три пояса». Стр.100

 

21

Урок внеклассного чтения. Беседа по сказке Л. Погорельского «Черная курица, или Подземные жители».

Урок-беседа

Тестирование

 

Подготовить сообщения,

презентации по творчеству

М.Ю.Лермонтова

 

22

М.Ю. Лермонтов. «Бородино» (1837). Историческая основа стихотворения.

Урок-беседа

диск «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия» 

Презентация 

Стр.144, статья о

М.Ю.Лермонтове.

Пересказ.

 

23

Историческое событие, переданное устами его рядового участника. Особенность восприятия героического сражения молодым солдатом и современным читателем. Патриотический пафос стихотворения.

Урок-беседа

 

Стр.150,

вопросы 1-5.

Сообщения,

презентации по творчеству

Н.Гоголя

 

24

.В. Гоголь. Рассказ «Заколдованное место».

Новый материал

Презентация 

Стр.151-152, статья.

Пересказ. Читать стр.158-162

 

25

Поэтизация народной жизни, сочетание комического и трагического, светлого и мрачного, реального и фантастического • в рассказе «Заколдованное место».

Урок-беседа

 

Стр.162,

вопросы 1-3.

Сообщения,

презентации по творчеству

Н.А.Некрасова

 

26

Н.А.Некрасов. Воспоминания поэта — основа стихотворения «На Волге». Картины природы и судьба народа. Образы бурлаков. Изменение отношения рассказчика к родной реке.

Урок-беседа

Фонохрестоматия 

Презентация

Стр.167,

вопросы 1-4.

Отрывок из стихотворения

наизусть.

 

27

Поэтический образ русской женщины в отрывке из поэмы «Мороз, Красный нос».

Урок-беседа

Фонохрестоматия  

СТр.169,

вопросы 1-3.

Отрывок из поэмы наизусть.

 

28

И.С. Тургенев. «Муму» - рассказ о жизни в эпоху крепостного права.

Новый материал

Презентация 

Стр.170-171, статья о

И.С.Тургеневе.

Подготовить пересказ.

 

29

Искалеченные судьбы Герасима и Татьяны. Произвол, деспотизм барыни.

Урок-беседа

 

Стр.182-200 читать.

Стр.201,

вопросы 1-4.

 

30

Духовные и нравственные качества Герасима: сила, достоинство, великодушие, трудолюбие, доброта.

Урок-беседа

 

Стр.201,

вопросы 5-10

 

31

Финал рассказа. Немой Герасим — символ крепостного крестьянства.

Урок-беседа

 

Стр.202,

вопросы 11, 12.

Домашнее сочинение.

 

32

Л.Н.Толстой «Кавказский пленник» — рассказ о бессмысленности и жестокости национальной вражды.

Новый материал

Презентация

Стр.203, статья о Л.Н.Толстом,

пересказ.

 

33

Разные характеры, разные судьбы Жилина и Костылина.

Урок-беседа

 

Сравнительная характеристика

двух героев.

 

34

Жилин и Дина. Душевная близость людей из враждующих лагерей. Утверждение гуманистических идеалов в рассказе.

Урок-беседа

Тестирование

 

Стр.229,

вопросы 1-4.

Сообщения,

презентации по творчеству

А.П.Чехова

 

35

Л.П. Чехов. Рассказ «Хирургия». Осмеяние глупости и невежества героев рассказа. Юмор ситуации.

Новый материал

Фонохрестоматия  Презентация

Стр.230-231, статья,

пересказ. Стр.236, вопрос 1-5.

 

36

Поэты XIX века о Родине, родной природе и о себе. Урок--концерт. Выразительное чтение наизусть стихотворений Ф.И.Тютчева, Л.Л. Фета, Л.Н. Плещеева, А.М. Жемчужникова, Л.В. Кольцова, Н.C. Никитина, Л.Н. Майкова, Л.С. Пушкина, И.З. Сурикова.

Новый материал

Фонохрестоматия  Презентация

Стр.238, читать статью.

Одно из стихотворений

по выбору учителя наизусть.

 

37

И.Л. Бунин. Рассказ «Косцы». Родство героев с бескрайними просторами родной земли, душевностью ее песен и сказок.

Новый материал

Презентация

Стр.3,

часть вторая.

Статья о Бунине.

 

38

В.Г Короленко. Работа над I и II главами повести «В дурном обществе». Рассказчик, от имени которого ведется повествование; его жизнь в родном доме после смерти матери. Образ серого равнодушного города.

Новый материал

диск «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия»  

Презентация

Стр. 21-29 читать.

Стр.57,

вопросы 1-5.

 

39

Жизнь детей из благополучной и обездоленной семей. Вася, Валек, Маруся, Тыбурций. Работа над III—VI главами.

Урок-беседа

 

Стр.38-43, читать.

Стр.42,

вопросы 4-7.

 

40

Нравственные проблемы, вставшие перед героем повести. Работа над заключительными главами повести.

Урок-беседа

 

Стр.42,

вопросы 8-12

 

41

Развитие речи. Письменные ответы на вопросы по повести В.Г. Короленко «В дурном обществе».

Развитие речи

 

Сообщения,

презентации по творчеству

А.И.Куприна.

 

42

А.И.Куприн. Рассказ «Тапер». Необычайная встреча признанного музыканта с талантливым мальчиком-пианистом.

Новый материал

Диск

«Виртуальная школа Кирилла и Мефодия»  

Презентация 

Стр.57,

вопросы 1-5, 8

письменно

 

43

П.II.Бажов. «Медной горы Хозяйка». Образ Степана.

Новый материал

Презентация 

Стр.75,

вопросы 1-3

 

44

Отражение в сказе народных представлений о положительном герое. Образ Хозяйки Медной горы. Сказ и сказка.

Урок-беседа

 

Стр.75,

вопросы 4-7,

задание №8 письменно

 

45

К.Г.Паустовский. «Теплый хлеб» — сказка о труде и взаимной выручке.

Новый материал

 

Стр.79, статья о Паустовском.

Стр.88,

вопросы 1-3.

 

46

Сказочные и реальные мотивы в сказке. Народная мудрость и народная мораль в сказке.

Урок-беседа

 

Стр.88,

вопросы 4-8.

 

47

С.Я.Маршак. Пьеса-сказка «Двенадцать месяцев». Художественные особенности пьесы-сказки.

Урок-беседа

Видеофильм 

Стр.107,

вопросы 1-3

 

48

Положительные и отрицательные герои сказки. Победа добра над злом.

Урок-беседа

 

Стр.107,

вопросы 5-6

 

49

А.А.Платонов. Рассказ «Никита». Единство героя рассказа с природой, одухотворение ее в его воображении.

Новый материал

Презентация

Стр.117,

вопросы 1-4

 

50

Жизнь как борьба добра и зла, смена радости и грусти, счастья и страдания. Восприятие окружающего мира ребенком.

Урок-беседа

 

Стр.117, вопрос 7 письменно,

8-9 устно

 

51

В.П.Астафьев. Автобиографический рассказ «Васюткино озеро».

Новый материал

диск

«Виртуальная школа Кирилла и Мефодия»   

Стр.118, статья о писателе.

Читать «Васюткино озеро»

до стр.130.

 

52

Поведение героя в лесу, его бесстрашие, терпение, любовь к природе, внимание к ней. «Открытие» Васюткой нового озера.

Урок-беседа

 

Стр.144,

вопросы 4-9.

 

53

«Ради жизни па земле» Поэты о Великой Отечественной войне А.Твардовский «Рассказ танкиста».

Новый материал

Презентация

Фонохрестоматия

Стр.145, пересказ статьи.

«Рассказ танкиста» наизусть.

 

54

К.М. Симонов «Майор привоз мальчишку на лафете». Война и дети.

Урок-беседа

 

Стр.150,

вопрос 1-3,

выразительное чтение

стихотворения на оценку.

 

55

И.А.Бунин, С. А. Клычков, С.А.Есенин. О родине и родной природе

Урок-беседа

Фонохрестоматия 

Подготовить выразительное

чтение одного стихотворения

наизусть по выбору.

 

56

« Родина, неяркая моя» в стихотворениях Н. Рубцова, Дон-Альминадо,

Д. Кедрина,

А. Прокофьева.

Урок-беседа

Фонохрестоматия 

Подготовить выразительное

чтение одного стихотворения

наизусть по выбору.

 

57

Развитие речи Сочинение-описание картины

В. Васнецова «Аленушка».

Развитие речи 

 

 

 

58

Игры «кавказских пленников» и «робинзонов» в рассказах

С. Черного

Новый материал 

 

Подготовиться к зачёту

по вопросам за курс

русской литературы 

 

59

Урок-зачет по итоговым вопросам за курс русской литературы

Урок-зачёт 

 

 

 

60

Р.Л. Стивенсон, Баллада «Вересковый мед». Подвиг героя во имя сохранения тайны предков, их традиций

Новый материал

 

Подготовить выразительное

чтение баллады

наизусть. 

 

61

Д. Дефо «Робинзон Крузо, ею жизнь и необычайные приключения»

Новый материал 

Презентация 

Составить карту своего

острова и разработать

план выживания 

 

62

Характер героя, его смелость, находчивость, умение выстоять в любых жизненных обстоятельствах.

Урок-беседа 

 

 

 

63

Х.К. Андерсен. Сказка «Снежная королева»

Видео-урок 

Видеофильм 

Подготовить художественный

пересказ 1-й истории.

 

64

Кай и Герда. Перемена, произошедшая с Каем. Противопоставление красот внутренней и внешней — Герда и Снежная королева.

 Урок-диспут

 

Нарисовать портреты

героев до встречи со

Снежной королевой и после.

 

65

Мужественное сердце Герды. Победа добра, любви, дружбы

Урок-семинар 

 

Создание

обложки для сказки

Х.К.Андерсена

«Снежная королева». 

 

66

М. Твен «Приключения Тома Сойера». Неприятие героем фальши взрослого мира. Радость игры

Новый материал 

 

Прочитать рассказ Дж. Лондона

«Сказание о Кише».Подготовить презентацию

о жизни и творчестве писателя. 

 

67

Д. Лондон. «Сказание о Кише» как рассказ о взрослении человека в суровых условиях

Новый материал 

Презентация 

Подготовиться к

читательской конференции. 

 

68

Итоговый урок. Рекомендация книг для летнего чтения.

Читательская конференция

Требования к уровню подготовки обучающихся

Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

В результате изучения литературы ученик должен

знать/понимать

  • образную природу словесного искусства;

  • содержание изученных литературных произведений;

  • основные факты жизни и творческого пути И.С.Тургенева, А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя, А.П.Чехова, Л.Н.Толстого;

  • изученные теоретико-литературные понятия;

уметь

  • воспринимать и анализировать художественный текст;

  • выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;

  • определять род и жанр литературного произведения;

  • выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев,

  • характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;

  • сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;

  • выявлять авторскую позицию;

  • выражать свое отношение к прочитанному;

  • выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

  • владеть различными видами пересказа;

  • строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

  • участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;

  • писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;

  • определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;

  • поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).

42

1

Смотреть полностью


Скачать документ

Похожие документы:

  1. Приказ № от 2010 года рабочая программа по курсу «технология» для 5 класса 2010-2011 учебный год пояснительная записка

    Рабочая программа
    освоение технологических знаний, основ культуры созидательного труда, представлений о технологической культуре на основе включения учащихся в разнообразные виды трудовой деятельности по созданию личностно или общественно значимых изделий;
  2. Приказ № от 201 г. Рабочая программа по курсу «Окружающий мир» Класс 1 4 Б

    Рабочая программа
    Рабочая программа по курсу «окружающий мир» разработана на основе Концепции стандарта второго поколения, требований к результатам освоения основной общеобразовательной программы начального общего образования, фундаментального ядра
  3. Приказ № от 20 г. Рабочая программа по химии в 10 классе (профильный уровень)

    Рабочая программа
    Настоящая рабочая программа разработана применительно к учебной программе курса органической химии для 10 класса ( профильный уровень) общеобразовательных учреждений О.
  4. Приказ № от 2010 го да рабочая программа по биологии для 6 класса

    Рабочая программа
    освоение знаний о методах научного познания природы; современной биологической картине мира: законах природы и эволюции жизни; знакомство с основами строения и жизнедеятельности организмов, принципы их классификации.
  5. Приказ № от 2010 г. Рабочая программа по курсу «православная культура» 10 класс

    Рабочая программа
    Учебник: Учебно-методический комплекс для средней школы. Православная культура в 10-11 классах: Экспериментальное учебное пособие / Скоробогатов В.Д., Рыжова Т.

Другие похожие документы..