Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Закон'
При изучении классификаций объектов сложных систем выявлена общесистемная закономеpность, в пpименениях котоpой большое значение имеет как простота ф...полностью>>
'Учебно-методический комплекс'
Данная программа составлена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специа...полностью>>
'Документ'
Выдающийся русский математик, механик, инженер, изобретатель и педагог Алексей Николаевич Крылов (1863—1945) был неутомимым популяризатором научных з...полностью>>
'Статья'
Статья 1. Внести изменения и дополнения в Закон Российской Федерации "О беженцах" (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации...полностью>>

Рабочей программы учебной дисциплины анатомия человека уровень основной образовательной программы

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Воронежский государственный педагогический университет»

АННОТАЦИЯ

РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

АНАТОМИЯ ЧЕЛОВЕКА

Уровень основной образовательной программы: бакалавриат

Направление подготовки: 050100 Педагогическое образование

Профиль: Биология

Форма обучения: очная

Кафедра: анатомии и физиологии

ФИО разработчиков: д.б.н., доцент Соколова Н.В.

Трудоемкость дисциплины: 4 зачетных единиц

Количество часов: - 144

В.т.ч. аудиторных – 72 час.; СРС – 72 ЧАС.

Форма отчетности: экзамен

г. Воронеж – 2011

  1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Целями освоения дисциплины «Анатомия человека» являются:

Получение студентами современных научных знаний о строении тела человека, изучение структурно-функциональных особенностей органов и систем организма, различных видов аномалий, методов анатомического исследования. Приобретение навыков в использовании полученных знаний при дальнейшем изучении других дисциплин, а также в будущей профессиональной деятельности учителя.

В процессе освоения данной дисциплины студент формирует и демонстрирует следующие компетенции:

Профессиональные:

Способен реализовывать учебные программы базовых и элективных курсов в различных образовательных учреждениях (ПК – 1);

Готов к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся в учебно-воспитательном процессе и внеурочной деятельности (ПК – 7).

Специальные:

Владеет основными биологическими понятиями и знаниями биологических законов и явлений (СК – 1);

Способен объяснять молекулярные основы биологических процессов и физиологические механизмы работы различных систем и органов растений, животных, человека и применять их при выполнении профессиональных функций (СК – 3);

Способен применять биологические и экологические знания для решения прикладных проблем хозяйственной деятельности (СК – 7).

2. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

п/п

Наименование раздела учебной дисциплины

Содержание раздела

в дидактических единицах

1

Общие вопросы анато-мии человека. Содержа-ние предмета, его зада-чи и значение в образо-вании бакалавра педаго-гического образования (профиль биология).

Краткая история развития анатомии, как науки. Принципы и методы современной анатомии. Этапы индивидуального развития человека. Основные типы тканей. Органы, системы, аппараты органов. Телосложение человека. Анатомическая номенклатура. Оси и плоскости человеческого тела.

2

Аппарат движения. Пассивный и активный отделы.

Строение кости. Кость как орган. Общие вопросы строения скелета человека. Общая артросиндесмология. Классификация костей скелета. Общая миология. Строение мышцы как органа. Классификация. Вспомогательные аппараты мышц. Функциональная анатомия мышц головы и шеи, туловища, конечностей.

3

Спланхнология. Общий план строения пищева-рительной трубки. Фун-кциональная анатомия органов пищеварения.

Понятие о топографии органов, строении стенки внутренних органов. Фило- и онтогенез. Анатомия полости рта: преддверие, собственно ротовая полость. Язык. Небо. Слюнные железы. Анатомия зубов. Глотка. Лимфоидное кольцо. Пищевод. Строение, функции. Желудок: строение, функции. Тонкий кишечник: отделы, строение, функции. Толстый кишечник: отделы, строение, функции. Печень. Строение, функции. Сегментарное строение печени, структурно-функциональная единица печени. Желчный пузырь. Поджелудочная железа.

4

Функциональная анато-мия органов дыхания человека. Составные части системы, их ха-рактеристика. Краткий органогенез системы.

Органы дыхания. Фило- и онтогенез. Полость носа. Гортань. Голосовой аппарат гортани. Строение, топография, функции. Трахея. Бронхи. Легкие. Строение, функции, структурно-функциональная единица лёгкого. Сегментарное строение легких.

5

Развитие и функцио-нальная анатомия моче-выделительных органов человека. Особенности строения и функции.

Фило- и онтогенез мочевыделительных органов. Почки: внешнее и внутреннее строение, топография, функции. Мочевой пузырь. Мочеточники. Мочеиспускательный канал. Строение, функции.

6

Развитие и функцио-нальная анатомия половых органов.

Составные части системы. Особенности строения и функции. Важнейшие аномалии развития. Мужские половые органы: внешнее и внутреннее строение. Женские половые органы: внешнее и внутреннее строение.

7

Общая анатомия сосудистой системы. Функциональная анато-мия сердца человека. Важнейшие аномалии развития сердца и крупных сосудов.

Краткие данные о фило- и онтогенезе сердца. Составные части, их функциональная характеристика. Понятие о микроциркуляторном русле. Сердце: строение камер сердца и его клапанного аппарата. Проводящая система сердца. Кровоснабжение и иннервация. Топография сердца. Аорта и ее части. Венозная система. Основные структурные компоненты лимфатической системы, их характеристика. Функции лимфатической системы, лимфоидных органов человека.

8

Общая анатомия нервной системы.

Элементы строения. Классификация нервной системы и взаимосвязь ее частей. Рефлекторная дуга. Обратная афферентация. Развитие ЦНС. Мозговые пузыри и их производные. Анатомическая и функциональная характеристика отделов ЦНС. Вегетативная нервная система. Общие вопросы анатомии периферической нервной системы. Понятие ВНД.

9

Органы чувств. Сенсорные системы.

Общие принципы работы сенсорных систем. Классификация сенсорных систем. Структурно-функциональная организация, свойства сенсорных систем. Регуляция деятельности.

10

Структурно-функцио-нальная организация эндокринной системы.

Понятие о гуморальной регуляции, общая характеристика эндокринной системы. Клас-сификация эндокринных органов. Функциональная анатомия желез внутренней секреции.

3. Образовательные технологии

  • Лекция (вводная, обзорная, лекция – информация, лекция – визуализация);

  • Лабораторное занятие, в основе которого лежит усвоение теоретических знаний с помощью освоения практических навыков;

  • Эксперимент;

  • Занятие – практикум;

  • Занятие с использованием техники «Круглый стол»;

  • Занятия, посвященные обобщению и систематизации знаний в виде тематического зачета (обобщение, систематизация и диагностика знаний и умений);

Каждый из перечисленных видов образовательных технологий предполагает возможность использования ИКТ.

4. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4.1. Основная литература

  1. Анатомия человека. В 2 томах. Т. 1. / М. Р. Сапин, В. Я. Бочаров, Д. Б. Никитюк и др.; под ред. М. Р. Сапина. – Изд. 5-е перераб. и доп. – М.: Медицина, 2002. – 544 с.

  2. Анатомия человека. В 2 томах. Т. 2. / М. Р. Сапин, В. Я. Бочаров, Д. Б. Никитюк и др.; под ред. М. Р. Сапина. – Изд. 5-е перераб. и доп. – М.: Медицина, 2002. – 640 с.

  3. Привес М. Г. Анатомия человека / М. Г. Привес, Н. К. Лысенков, В. И. Бушкович. – 11-е изд., испр. и доп. –- СПб.: Гиппократ, 2006. – 720 с.

  4. Синельников Р. Д. Атлас анатомии человека: Учеб. пособие. 2-е изд., стереотипное. – В 4 томах. Т. 1. / Р. Д. Синельников, Я. Р. Синельников. - М.: Медицина, 1996. - 344 с.

  5. Синельников Р. Д. Атлас анатомии человека: Учеб. пособие. 2-е изд., стереотипное. - В 4 томах. Т. 2. / Р. Д. Синельников, Я. Р. Синельников. - М.: Медицина, 1996. - 264 с.

  6. Синельников Р. Д. Атлас анатомии человека: Учеб. пособие. 2-е изд., стереотипное. - В 4 томах. Т. 3. / Р. Д. Синельников, Я. Р. Синельников. - М.: Медицина, 1996. - 232 с.

4.2. Дополнительная литература

  1. Атлас анатомии человека: Иллюстрированный атлас человеческого тела / Авт. текста С. Паркер. – М.: Слово, 1999. – 64 с.

  2. Борисевич А. И. Словарь терминов и понятий по анатомии человека / А. И. Борисевич, В. Г. Ковешников, О. Ю. Полянский. – М.: Высшая школа, 1990. – 271 с.

  3. Витмор Я. В. П. Анатомия человека в вопросах и ответах: пер. с англ./ Я. В. П. Витмор. – СПб.: Питер Ком, 1998. – 190 с.

  4. Леони Доминик. Анатомия и физиология человека в цифрах: пер. с франц. / Леони Доминик, Берте Реже. – М.: Изд. дом «КРОН-пресс», 1995. – 124 с.

  5. Петренко В. М. Анатомия эмоционального мозга: учебное пособие / В. М. Петренко. – СПб.: СПбГМА, 2002. – 57 с.

  6. Фейц О. Наглядная анатомия: пер. с англ./ О. Фейц, Д. Моффет. – М.: ГЭОТАР-Мед, 2002. – 194 с.

  7. Фениш X. Карманный атлас по анатомии человека на основе международной анатомической номенклатуры / X. Фениш // под ред. проф. С. Д. Денисова. – Минск, "Вышейшая школа", 1996. – 464 с.

  8. Этинген Л. Е. Лекции по анатомии человека / Л. Е. Этинген. – М.: ООО «Медицинское информационное агентство», 2007. – 304 с.

  9. Яновская Т.Ю. Иммунная система / Т. Ю. Яновская. - Ростов н/Д.,Феникс, 2000. - 192с.

4.3. Программное обеспечение и Интернет-ресурсы:

  1. www.skeletos.zharko.ru/ Опорно-двигательный аппарат

  2. http://www.anatomus.ru – анатомия человека в иллюстрациях

  3. http://www.anatomcom.ru – атлас анатомии человека

  4. http://www.vnutry.ru – Анатомия как наука

  5. www.bio.msu.ru – Онлайн-тесты по анатомии человека



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Рабочей программы учебной дисциплины история искусств Уровень основной образовательной программы (2)

    Документ
    Целями освоения дисциплины (модуля) «История искусства» являются: содействие становлению профессиональной компетентности бакалавра художественного образования путем формирования у студентов представления о логике исторического развития
  2. Рабочей программы учебной дисциплины психология развития уровень основной образовательной программы

    Документ
    Целью освоения дисциплины «Психология развития» является формирование у студентов фундаментальных знаний, касающихся движущих сил, условий и механизмов психического развития в подростковом возрасте.
  3. Основная образовательная программа высшего профессионального образования Направление подготовки 072500 Дизайн (2)

    Основная образовательная программа
    1.1. Основная образовательная программа (ООП) бакалавриата, реализуемая вузом по направлению подготовки 072500 дизайн и профилю подготовки графический дизайн, дизайн костюма, дизайн среды.
  4. Основная образовательная программа начального общего образования мбоу «Первомайская основная общеобразовательная школа»

    Основная образовательная программа
    Образовательная программа начального общего образования МБОУ «Первомайская основная общеобразовательная школа” разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования
  5. Задачи профессиональной деятельности выпускника 5 Требования к результатам освоения основной образовательной программы 5 Документы, регламентирующие содержание и организацию образовательного процесса

    Регламент
    Основная образовательная программа, реализуемая Техническим институтом (филиалом) федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.

Другие похожие документы..