Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Академический календарь разработан в рамках инновационной образовательной программы Московского государственного медико-стоматологического университе...полностью>>
'Документ'
Эксперт «ОВ», президент негосударственного пенсионного фонда «Империя» А. Г. Морозов: Государство преследует, но не предотвращает факты мошенничества...полностью>>
'Документ'
Оргкомитет XII конференции «Высокочистые вещества и материалы. Получение, свойства, применение» приглашает Вас принять участие в работе конференции, ...полностью>>
'Документ'
Молодое поколение является базовым ядром дальнейшего развития любого общества. Положение молодежи является своеобразным барометром состояния общества...полностью>>

Повышение стратегического потенциала экономики россии на основе активизации системы государственно-частного партнерства

Главная > Автореферат
Сохрани ссылку в одной из сетей:

По мнению аналитиков, мировой финансовый кризис даст мощный толчок развитию государственно-частного партнерства в России. Аналогичные процессы прошли в своё время во всех развитых странах мира. Один из последних примеров – Япония середины 1990-х годов ХХ в.

Стремительное развитие институтов государственно-частного партнерства в России на фоне кризиса может быть вызвано дефицитом государственного бюджета. Из-за нехватки средств государственный бюджет рискует попасть в зависимость от внешних заимствований. Поэтому структура его распределения должна стать более прозрачной, что будет препятствовать бесконтрольному растрачиванию средств, превалирующему в последние годы.

В этой связи можно предположить, что международные кредиторы будут настаивать на повышении эффективности государственных программ, немыслимых без государственно-частных партнерств. Поэтому, по нашему мнению, в ближайшие годы начнется рост концессионных соглашений, государственно-частных альянсов и партнёрств, основанных не столько на дружеских взаимоотношениях власть имущих лиц и отдельных бизнесменов, а, скорее, на поиске эффективных вариантов сотрудничества.

В контексте государственного строительства партнерские отношения с бизнесом приобретают стратегическое значение. Именно государство должно определить, какими станут эти взаимоотношения и вообще станут ли они партнерскими. Представляется, что сегодня российский бизнес в гораздо большей степени готов к переходу на партнерские отношения с государством, чем несколько лет тому назад. Важное условие перехода к таким отношениям – не только зрелость потенциальных партнеров, но и изменение парадигмы их восприятия как исключительно ценного общественного института рыночной экономики и стабильной демократии.

В настоящее время Россия находится в кризисной фазе, и выход из нее не может быть обеспечен только возможностями государства. Поэтому требуется решение проблем реального и добросовестного его взаимодействия с бизнесом при реализации антикризисных мер.

Однако реализовать антикризисную стратегию мешает определенное несовпадение векторов интересов бизнеса и власти. Власть сегодня ориентирована в основном на сохранение экономического потенциала и обеспечение жизнедеятельности общества, а интерес бизнеса – поиск различного рода преференций и лоббирование государственной поддержки для своих производств. Партнерство государства и бизнеса призвано решить антикризисные задачи, особенно макроэкономического уровня и обрести реальные рычаги взаимодействия в сложных кризисных условиях.

Независимо от категориальной оценки государственно-частного партнерства напрашиваются следующие выводы:

а) партнерства являются средством достижения цели, а не целью самой по себе;

б) партнерства предполагают взаимный обмен ресурсами и разделение ответственности; при этом под ресурсами понимаются не только материальные или денежные средства – в это понятие входят также и интеллектуальные ресурсы и общая ответственность за их использование;

в) партнеры (особенно со стороны бизнеса) должны быть готовы отказаться от определенной доли контроля ситуации, учитывая обострение кризисной ситуации в экономике;

г) необходима достаточная степень взаимного уважения и доверия между партнерами, чтобы они обеспечивали существенную общность целей (однако полное единство целей не обязательно).

В диссертации предлагаются разработанные основы «договорной» технологии партнеров с анализом ее особенностей и форм реализации.

Проблема договора в государственно-частном партнерстве усложняется тем, что одним из партнеров выступает государство. И это нельзя недооценивать, так как возможное заключение договоров с неравными условиями для партнеров, естественно, подрывает основную идею партнерства. В этом аспекте необходимо учитывать и возможность коррупционных воздействий на качество договоров, и поэтому, по возможности, целесообразно анализировать партнерские договоры на наличие коррупционных элементов (завышение/занижение цены, подмена материалов, особенности оплаты, оценка результатов и др.).

Юридические варианты «партнерств» чрезвычайно обширны, что позволяет накладывать многие из них на различные формы государственно-частных партнерств, естественно, с учетом специфики участвующих в них лиц и субъектов хозяйствования. Данные варианты рассматриваются и оцениваются в работе.

С практической точки зрения государственно-частное партнерство – это институциональный, финансовый и организационный альянс между государством и бизнесом в целях реализации национальных и международных, масштабных и локальных, как правило, общественно значимых проектов в широком спектре сфер деятельности: от развития стратегически важных сфер экономики до обеспечения общественных услуг.

В работе систематизированы ограничения и риски при реализации государственно-частных партнеров. Основные риски государственно-частного партнерства исходят от государства, которое, во-первых, не обеспечило этот институт эффективной законодательной базой; во-вторых, не всегда выполняет свои обязательства; в-третьих, всегда велика возможность коррупционного влияния (со стороны чиновников) на реализацию проектов совместного партнерства; в-четвертых, инвесторы не всегда положительно реагируют на присутствие государства в составе собственников.

Применение механизмов партнерства ведет к принципиально качественному изменению и повышению эффективности работы государственного сегмента. Модель партнерства имеет возможность успешно конкурировать с традиционной системой предоставления бюджетных услуг, облегчить процесс долгосрочного планирования для объектов общественной инфраструктуры и бюджетных услуг, а также улучшить соотношение цены и качества за счет прозрачности расходов в процессе оказания услуг. К этому надо добавить и трансформацию традиционных конкурентных рыночных инструментов.

Важность проблемы государственно-частного партнерства подтверждается созданием в ряде отраслей консультативно-экспертных советов по поддержке государственно-частного партнерства. В частности, в Министерстве транспорта РФ создан (3 марта 2006 г.) Экспертный совет по государственно-частному партнерству «в целях обеспечения взаимодействия министерства с деловыми кругами и общественностью». Утверждено Положение об Экспертном совете, где определены цели и задачи совета, в частности это касается разработки и внесения в министерство предложений и рекомендаций в виде аналитических докладов и записок, проектов и других материалов. Этот опыт заслуживает внимания и оценки в других ведомствах страны.

Необходимо отметить, что в настоящее время отсутствует (в теоретическом и практическом плане) единая трактовка (определение) такого сложного и многостороннего финансово-экономического и организационного института специфических отношений, каким является «государственно-частное партнерство». При возникновении, а в дальнейшем при решении сложных проблем взаимодействия бизнеса и власти в разных сферах отношений и различных его организационных воплощениях используется широкий спектр трактовок и механизмов, зачастую слабо интегрированных и целенаправленных.

Представляется целесообразным использование двухуровневой трактовки данного института отношений бизнеса и власти, включающей:

а) общее концептуальное определение этой формы отношений, связанное с его принципиальными особенностями;

б) ряд частных определений, соответствующих особенностям сложных отношений власти и бизнеса в различных социально-экономических сферах развития страны, включая институциональные отношения, инвестиционную и инновационную сферу, сферу финансовых взаимоотношений поддержки бизнеса и власти, обеспечение общих интересов власти и бизнеса при реализации проектов, отвечающих интересам страны.

В общей концептуальной трактовке «государственно-частное партнерство» представляет собой особую форму отношений власти и бизнеса, институт доверительного взаимодействия разных субъектов собственности, имеющих общие цели и носящих равнообязательный характер как по расходам и рискам, так и по полученным результатам.

В различных экономических энциклопедиях и словарях термин «партнерство» имеет широкую трактовку (англ. partnership) от совместного предприятия нескольких собственников (с различными формами участия) до партнеров с ограниченной ответственностью (partnership limited) – аналога товариществ с такой же формой ответственности. Зачастую «партнерства» основываются на договоре, а не на уставе. В практике Великобритании и США партнерство учреждается т.н. договором «за печатью». С точки зрения судебной практики доказательством существования партнерства является участие в распределении прибыли, а не просто сама совместная деятельность4. Существует и такая форма как «корпоративное партнерство», которое не закреплено (как правило) в учредительных документах, а поддерживается специальным договором. К этим формам можно добавить «партнерства с ограниченной ответственностью (и с полной)», когда партнеры несут перед другими лицами (кредиторами и др.) ответственность, определяемую размером вклада участника (или независимо от размера вклада).

Термин «Государственно-частное партнерство» можно рассматривать в широком и узком смыслах.

Первое – это различные формы взаимодействия государства и бизнеса в достижении общих целей социально-экономического развития, например, совместная работа по совершенствованию бизнес-климата и улучшению инвестиционного имиджа страны.

Второе – институционально-организационный альянс между государством и бизнесом в целях реализации масштабных и локальных проектов в различных сферах деятельности: от развития стратегически важных отраслей промышленности, развития инфраструктуры до обеспечения общественных услуг.

Формы и схемы реализации ГЧП могут быть различными, однако они реализуются в рамках «Принципиальной схемы», представленной в работе.

В трактовках ГЧП иногда наблюдается неточная формулировка сущности этого института. В частности, мы имеем ввиду «социальную деятельность», «социальную ответственность» бизнеса, когда он участвует в реализации социальных мер, например, в развитии детских домов, в строительстве спортивных школ, поддержке инвалидов и др. Это - не партнерство, а «социальная функция» любого цивилизованного бизнеса. Эта путаница отнюдь не случайна и является следствием отсутствия соответствующего нормативно-правового обеспечения ГЧП.

Практически этой социальной функцией бизнеса прикрывается отсутствие со стороны государства и бизнеса стремления налаживать эффективное и взаимовыгодной сотрудничество, которое объясняется недоверием партнеров друг к другу. В результате можно констатировать лишь разговоры о партнерстве вместо активной и плодотворной деятельности. Следует при этом подчеркнуть, что критерий рентабельности не всегда должен являться решающим при выборе партнерства. Более важными являются критерии, связанные с обеспечением национальных интересов, интересов экономики и общества страны в целом.

По данным Всемирного банка, более 50% проектов ГЧП при своем осуществлении сталкиваются с системными проблемами. Естественно, для каждой страны набор таких проблем специфичен. В нашей стране они связаны, во-первых, с отсутствием определения в законодательстве ГЧП как объекта государственного регулирования. Во-вторых, с неэффективным использованием государственной собственности частными операторами и нерациональным расходованием бюджетных средств. В-третьих, со сложностью урегулирования прав на объекты интеллектуальной собственности, созданные с использованием бюджетных средств, прежде всего при владении, использовании и распоряжении результатами НИОКР. Имеет место и «барьер некомпетентности», слабой информированности участников о возможных моделях партнерских отношений и способах их оптимизации.

В диссертации систематизируется широкий спектр разных форм партнерств, которые в основном сводятся к нижеперечисленным формам.

1. Разнообразные контракты, которые государство предоставляет частным компаниям: на выполнение работ и оказание общественных услуг, на управление, на поставку продукции для государственных нужд, контракты технической помощи и т.д.

2. Арендные (лизинговые) отношения, возникающие в связи с передачей государством в аренду частному сектору своей собственности: зданий, сооружений, производственного оборудования (в качестве платы за пользование частные компании вносят в казну арендную плату).

3. Соглашения о разделе продукции (СРП).

4. Государственно-частные предприятия, когда участие частного сектора может предполагать акционирование и создание совместных предприятий.

5. Известной формой ГЧП при осуществлении крупных, капиталоемких проектов являются концессии.

Задача, на наш взгляд, состоит в том, чтобы сформировать приемлемую и перспективную для общества и государства модель взаимоотношений с «социально-ответственным» бизнесом, который должен представлять собой не только «производителя собственных доходов», но и эффективного оператора использования и перераспределения ресурсов, руководствуясь как своими интересами, так и интересами государства и общества.

Необходимо дать в российском законодательстве четкое определение ГЧП. Это позволит установить предмет регулирования, устранить нормативно-правовые и административные барьеры для его развития. Попытки отдельных субъектов Российской Федерации самим законодательно определиться с регулированием ГЧП лишь частично компенсируют этот недостаток. Тиражирование региональных законодательных инициатив неизбежно входит в противоречие с федеральным законодательством и может усугубить ситуацию. Представляется целесообразным принять специальный нормативный акт о формах и механизмах ГЧП, допускаемых в Российской Федерации. Не менее важно установить и декларировать приоритетные предметные области для инициирования и поддержки ГЧП в отраслях, субъектах РФ, муниципалитетах.

Такими предметными областями, помимо традиционных, могут быть: природоохранная деятельность, здравоохранение, управление общественным транспортом, ряд других социальных услуг; внедрение (коммерциализация) результатов НИОКР, финансируемых за счет бюджета; работы в области создания современной инфраструктуры.

Должны быть разработаны и апробированы эффективные процедуры разработки и обсуждения проектов ГЧП с привлечением тех представителей гражданского общества, интересы которых этот проект прямо или косвенно затрагивает. Разработке контрактной документации по проектам ГЧП должно, в ряде случаев, предшествовать общественное обсуждение (экспертиза) ожидаемых результатов.

Государственно-частное партнерство может реализовываться в большинстве сфер экономики страны, причем в самых разных формах и видах. В данном исследовании делается попытка показать обширность и важность сфер, которые нуждаются в партнерстве. ГЧП реализуется в разных сферах, но к основным из них целесообразно отнести следующие (табл. 3)

Таблица 3

Основные сферы экономики, наиболее нуждающиеся в государственно-частном партнерстве и перспективы его реализации

Сферы реализации

государственно-частного партнерства

Особенности форм и механизмов

государственно-частного партнерства

  1. Инновационное инвестирование, создание технопарков для разработки высоких технологий

Государство берет на себя создание инфраструктуры (включая социальную), предоставляет преференции. Частные компании вкладывают средства в разработку технологий

  1. Сфера транспортной инфраструктуры (аэропорты, мосты, порты, дороги, вокзалы и др.)

Государство осуществляет основное финансирование крупных транспортных инфраструктурных проектов, привлекая в качестве партнера частный бизнес для решения отдельных задач проекта, учитывая интерес бизнеса в будущем к этим объектам

  1. Строительство социального жилья

В настоящее время эта сфера активно поддерживается государством через механизм ипотеки

  1. Создание городской инфраструктуры в крупных городах

В ряде городов, в частности в Москве, активно реализуются проекты в этой сфере на принципах ГЧП

  1. Объекты инфраструктуры здравоохранения и образования

Бизнес начинает активно идти в эти сферы, но при достаточном присутствии там государства либо в форме бюджетных ресурсов, либо льготных условий для вложения средств

  1. Системы электроснабжения, водоснабжения, канализации

Бизнес пока неохотно идет в эти проекты, но если будут гарантии последующей передачи им этих объектов, активность его усилится

  1. Государственный заказ и закупки

Специфическая форма партнерства, в которой стороны заинтересованы в обоюдном эффекте: государство – в необходимом результате, продукте; бизнес – в стабильной прибыли

В качестве примера можно привести один из наиболее крупных реализованных проектов последних лет, где активно и плодотворно сотрудничают представители государственных и частных структур, - осуществляемое Открытым акционерным обществом «Ростерминалуголь» строительство угольного терминала в морском торговом порту «Усть-Луга» (проект реализуется при активном участии автора работы).

В странах ЕС удельный вес инвестиций на принципах ГЧП составляет: железные дороги – 46%, автодороги – 35, энергетика – 7, аэропорты – 6%. Самый крупный проект на концессионной основе – Евротоннель (общий объем инвестиций – 15 млрд. долл.). ЕС планирует за 20 лет привлечь посредством ГЧП примерно 400 млрд. евро в трансъевропейские транспортные и телекоммуникационные сети, в энергетическую инфраструктуру.

Пока в России только разрабатываются концептуальные основы концессий. В стране нет как соответствующих институтов, так и четкого представления о том, как должны регулироваться компании, созданные на основе концессий. Узкая сфера применения Федерального закона «О концессионных соглашениях» – классический тип ГЧП в развитых странах. Однако указанный закон, принятый в 2005 г., необоснованно сузил свой предмет регулирования и охватывает только инфраструктурные проекты. В настоящее время данные вопросы не урегулированы. Передача прав собственности на результаты НИОКР исполнителям не решит данных проблем.

На основе проведенного анализа можно сделать вывод о том, что экономический потенциал концессий в России достаточно высок. В качестве приоритетных направлений применения концессий должны рассматриваться объекты производственной инфраструктуры при условии сохранения их в государственной собственности и создания системы регулирования и контроля со стороны органов государственной власти за деятельностью частных компаний.

Сегодня основная задача государственной власти и бизнеса – выработка конкретных процедур применения инструментов партнерства и их обкатка на пилотных проектах. На настоящем этапе внедрения практики концессий необходимо предпринять целый ряд важнейших мер: создать специализированный орган, ответственный за реализацию государственной политики в области концессионной деятельности; разработать и создать механизм определения ответственности государства за причинение своими действиями/бездействием убытков концессионеру; внести изменения в отраслевые нормативные правовые акты, отражающие особенности осуществления ГЧП в отдельных отраслях; разработать и утвердить типовые отраслевые концессионные соглашения с учетом отраслевой специфики; разработать и создать механизмы оценки, одобрения и контроля осуществления соглашений, определяющих ГЧП; установить ведомства, уполномоченные на выполнение указанных функций.

Особенно важны проекты развития инфраструктуры в Сибири и на Дальнем Востоке, что позволит этим регионам более активно включиться в единое экономическое пространство России, расширить объем экономических связей со странами АТР и другими трансграничными территориями, а также решить социально-демографическую проблему, связанную с созданием рабочих мест и сдерживанием оттока населения из дальневосточных регионов России. Наиболее остро стоят проблемы взаимодействия власти и бизнеса в портах. С одной стороны, работающим в портах стивидорным компаниям приходится арендовать принадлежащий государству инфраструктурный комплекс. С другой стороны, законодательно статус операторов и государства в управлении портовым имуществом до сих пор не определен, и поэтому компании-операторы едва ли будут вкладывать средства в развитие инфраструктуры в условиях, когда в любой момент могут ее лишиться. Единственным выходом в данной ситуации является государственно-частное партнерство на транспорте.

Таблица 4



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Развитие туристского комплекса региона на основе повышения инвестиционной привлекательности туристско-рекреационных территорий

    Автореферат
    Защита состоится « » 2011 г. в часов на заседании диссертационного совета Д 212.219.02 при ГОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный инженерно-экономический университет» по адресу: 191002, Санкт-Петербург, ул.
  2. Участие кредитных организаций в реализации проектов государственно-частного партнерства

    Автореферат диссертации
    Работа выполнена на кафедре финансов и отраслевой экономики Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации»
  3. Государственное регулирование инновационного развития экономики региона 08. 00. 05 экономика и управление народным хозяйством (управление инновациями и инвестиционной деятельностью; региональная экономика)

    Автореферат диссертации
    Защита состоится 17 октября 2008 года в 13-00 час. на заседании диссертационного совета Д 212.029.01 по экономическим наукам при ГОУ ВПО «Волгоградский государственный университет» по адресу: 4 62, г.
  4. Трансформация системы государственных закупок в российской экономике

    Автореферат диссертации
    Защита состоится 17 ноября в 14 часов на заседании Диссертационного совета Д. 002.009.03 по присуждению ученой степени доктора экономических наук при Институте экономики РАН по адресу: 117218, Москва, Нахимовский проспект, 32.
  5. Организационно-экономические основы формирования дорожной сети в контексте регионального развития

    Автореферат
    Работа выполнена в Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов»

Другие похожие документы..