Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
История возникновения г. Павлова уходит вглубь веков и связана с историей развития Российского государства. Самое раннее упоминание о Павлове относит...полностью>>
'Программа'
Управление инвестиционными проектами. Программа. Методические указания по выполнению эссе. Для студентов II курса, обучающихся по направлению 521500 ...полностью>>
'Урок'
Оборудование: осенние экибаны, сборник стихов петровских поэтов «Росинка», буклеты «Петровску-300 лет» пословицы, поговорки, сказки, рассказы о хлебе...полностью>>
'Программа'
10.00-13.00 – Круглый стол «Муниципальные кадры России-2008», бизнес-центр, оператор – Ассоциация малых и средних городов России-АМСГР, модератор – О...полностью>>

Учебно-методический комплекс по дисциплине философия основной образовательной программы (1)

Главная > Учебно-методический комплекс
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Лекция 6. Возрождение. Николо Кузанский «Об учёном неведении». Франциск Ассизский. Открытие Джордано Бруно.

Возрождение – «весна человечества», «новый прорыв» - мировоззренческая эпоха в рамках Средневековья; началось в XIV веке и было ознаменовано развитием светского знания и гуманистического движения. Центром нового мироощущения стала Флоренция. Предвосхищали эту эпоху «Божественная комедия» Данте и «Де камерон» Боккаччо.

Лекция 7. Новое время. Френсис Бэкон. Рене Декарт.

Характеристика времени.

- XVII век – эпоха революций.

- Развитие мануфактур, торговли возникает практическая потребность в научном знании. Вся эпоха стремится получить практически действенные истины.

- На смену органистическому материализму (пантеизм + панпсихизм – сенсуализм) приходит механистический материализм. Развиваются точные науки, на целое смотрят как на сумму механических частей, а части наделяют свойствами целого.

- «Человек – слуга, интерпретатор природы, он действует и понимает настолько, насколько может установить устройство природы путём наблюдения за вещами и работой ума» - Бэкон. Учёные собирают и классифицируют факты чтобы обосновать методы научного познания.

- Именно эта эпоха даёт толчок атеистическому мировоззрению: разделение церкви и светской жизни, секуляризация общественной жизни идея веротерпимости – ответ на разгул инквизиции.

Лекция 8. Философия как теория познания. Томас Гоббс. Джон Локк. Джордж Беркли. Давид Юм.

Предмет философии по Гоббсу:

Главная область философии – социальная концепция. Г. поддерживает сенсуализм, то есть чувственный опыт в процессе познания. «Нет ни одного понятия в человеческом уме, которое было бы порождено первоначально целиком или частично в органах ощущений». Наука связана с всеобщностью знания, что невозможно почерпнуть только от чувственного опыта.

Г. приближается к Декарту, но с некоторыми акцентами.

Особую роль он отводит языку и отождествляет с ним мышление. Язык – разновидность опыта, он переводит нашу внутреннюю речь во внешнюю. Г. развивает знаковую концепцию языка: «Общее – это языковой знак, закреплённый в слове». Язык возникает в результате социального общения. Основа знания – дефиниция – точное определение слов, которое фиксирует общее значение.

Механистическая концепция мира. Главное свойство – внешняя протяжённость Пространство – конечная протяжённость конечного тела. Время – образ движения. Реально же существует только движение единичных тел. А время существует только в мышлении.

Понимание человека также связано с механистической моделью мира. «Жизнь – лишь движение членов» механистический материализм, отказ от декартовой идеи «разумной души».

Лекция 9. Характеристика эпохи Просвещения.

- Демократичность: влиятельными в обществе становятся не богатые, а оригинальные люди.

- В центре внимания – идеальное общественное устройство.

- Вера в силу разума. Знание – ключ к человеческому счастью. Популярность Философии Декарта.

- Исторический оптимизм, вера в прогресс. Идея линейного развития общества.

- В науках господствует идея развития. Это начинает с идеи Каспара Вольфа в биологии, а затем переходит в историю и культуру.

Иоганн Гердер (повлиял на Карамзина, Радищева, Гоголя) «Идея философии истории человечества» - зарождается историософия. Теория происхождения языка Гердера – связь между развитием языка и мышления. Мышление же обусловлено развитием общества. Развитие каждого человека связано с развитием общества мысль о закономерных изменениях, происходящих в обществе. Появляется идея коллективного разума как начала, являющегося источником развития человечества. Вся культура представляет собой целостную систему.

Лекция 10. Иманнуил Кант.

Основные вопросы философии:

- Что я могу знать?

- Что я должен знать?

- На что я смею надеяться?

Все эти вопросы служат объяснением ответу на вопрос, что есть человек. Осознание себя как свободно мыслящего Я делает человека человеком. К. ставит и практическую задачу научиться свободно и оригинально применять свой разум. Философия К. является неким рубежом: после практически ориентированной философии Декарта и Бэкона он помимо вопросов, связанных с познанием ставит вопрос о том, что есть человек. Человек – не средство, а сама цель. Философия Канта уясняет положения человека по отношению к сущему и его отношение к самому себе.

Задача Канта сходна с задачей Декарта: исследовать разум, чтобы верно его направлять в поиске истины в науках.

Структура опыта в процессе познания

Лекция 11. Диалектическая система Гегеля.

Сфера логического распадается у Гегеля на три формы:

абстрактная, или рассудочная,

диалектическая, или отрицательно разумная, и спекулятивная, или положительно разумная.

Гегель специально подчеркивает, что названные три формы «не составляют трех частей логики, а суть моменты всякого логически реального, т.е. всякого понятия или всего истинного вообще».

В эмпирической истории мышления (как и в любом данном исторически достигнутом его состоянии) эти три формы как правило выступают в виде трех разных и рядом стоящих систем логики.

Гегель дает характеристику трех «моментов» логического мышления, которые должны войти в состав Логики:

«Мышление как рассудок не идет дальше неподвижной определенности и отличия последней от других определенностей; такую ограниченную абстракцию это мышление считает обладающей самостоятельным существованием». Отдельным (обособившимся) историческим воплощением этого «момента» в деятельности мышления выступает догматизм, а логически-теоретическим его самосознанием – «общая», т.е. чисто формальная, логика.

«Диалектический момент есть снятие такими конечными определениями самих себя и их переход в свою противоположность».

«Спекулятивное, или положительно-разумное, постигает единство определений в их противоположности, то утвердительное, которое содержится в их разрешении и переходе». В систематической разработке этого последнего «спекулятивного момента» как развития первых двух,Гегель видит свою собственную миссию и цель своей работы.

Абстрактно эти моменты предстаются частями логического и рассматриваются Гегелем как три ступени одной и той же спекулятивно-логической системы.

Отсюда же вытекает и внешнее, абстрактное членение его логики на: 1) учение о бытии, 2) учение о сущности и 3) учение о понятии и идее.

Лекция 12. Артур Шопенгауэр.

Понятие воли у Ш. противопоставляется рационалистическому представлению о мироздании, заключающееся в том, что мировое начало и идеал человека совпадают [короче, деятельность конкретного человека всё равно ведёт к общему благу]. По Ш. основной принцип бытия – это воля к жизни, бессознательная и По Шопенгауэру, есть мир как явление – это образ, составленный в нашем сознании, наша фантазия; и есть мир воли.

Саморазрушительная. У воли нет ни пошлого, ни будущего, нет множественности, она дана сразу и вся. Воля – это стремление, не имеющее объекта (желание хотеть и всё).

Философия Ш. – это этика абсолютного пессимизма, жизнеотрицания. Пессимизм этот является моральной оценкой рационалистического проекта спасения, предложенного в немецкой классической философии, основанной на подавлении естественных порывов человека. По Шопенгауэру освобождение от воли к жизни – путь к свободе, высшее благо.

Лекция 13. Людвиг Фейербах. Карл Маркс.

В основе философии Ф. - антропологический подход. Однако человек является предметом философии в качестве существа чисто биологического. В первую очередь, человек – это материальное тело, и только как следствие из этого он способен чувствовать и мыслить. Единство духовного и телесного - это две сторон одной реальности – человеческого организма. Ф. больше внимания уделяет именно биологической, а не социальной природе человека (в отличие от Маркса).

Концепция Маркса социологична. К Философским вопросам можно отнести проблему отчуждения. М. рассматривает место человека в обществе и пытается познать, когда и при каких условиях человек реализует себя как целостность. Каждый человек является гражданином, он связан с государством и через эту связь реализует начало своей всеобщности. Но это удаётся ему довольно редко (например, при голосовании). В целом же, человек большую часть своей жизни не участвует во всеобщности. Он замкнут в рамках своей профессиональной когорты. Из этой ситуации Маркс видел два выхода: либо политехническое образование, либо гуманизация труда для преодоления отчуждения человека от его труда.

Идеи Маркса развивал Энгельс: закон реальности – закон изменения; необходимо перевернуть диалектику Гегеля с головы на ноги. В целом, теория Маркса подтверждает стремление философии к практичности.

Лекция 14. Позитивизм. Феноменология.

I этап: 40-е гг. XIX в. – до первой М.В.

Представители:

- Франция – П. связан с рациональной фил. Декарта - Огюст Конт.

- Англия – традиция эмпирической фил. Бэкона – Спенсер.

- Германия – интерес к материализму.

Развитие П. Определили открытия в точных науках. Интерес к ним приобретает статус религиозного поклонения. Особое значение имела теория эволюции Дарвина.

Основные положения:

- П. утверждает главенство науки.

- Научный метод познания переносится и в сферу изучения общества.

- Вера в принципиальную познаваемость мира.

- Культура должна быть светской, свободной от теологии.

Отношение между точными науками и гуманитарным знанием возникает герменевтика – задача истолкования, интерпретации, определения понятий.

Конт: закон трёх стадий развития человечества, характерных для отдельного человека и для общества в целом:

  1. Теологическая стадия.

  2. Метафизическая, абстрактная.

  3. Научная, познавательная – нужно искать действующие законы, пользуясь рассуждением и размышлением.

II этап: эмпириокритицизм – Эр Мах и Рихард Авенариус.

- Меняется представление о материи, появляется идея об исчезновении материи.

- Мир – комплекс ощущений. Метод познания мира – опыт. Категории причина и время – априорны.

- Идеал науки – чисто описание эксперимента.

Феноменология (Э. Гуссерль) – отклик на засилье позитивизма в философии конца XIX – начале XX века критика естественнонаучного знания: «слишком заблудился европейский разум, увлёкся исследованием внешнего мира, так называемой объективностью / объективной природой». Из самой науки исчезло главное – смысл того, что она исследует. Дух сведён к матем. физике. Точные науки игнорируют качество вещей и их смыслы.  потеря связи наука – человек, разрыв с субъективностью.

Объективные принципы знания коренятся в сознании человека кризис науки и культуры вытекает из забвения человека. Объективной же науки о духе быть вообще не может, так как дух самодостаточен и независим. Поэтому нельзя применять меры научного знания для познания духа. Призыв: вернуться разуму к самому себе, начинать с Я.

Лекция 15. Фридрих Ницше.

Н. разделял понимание мира, свойственное Шопенгауэру – мир трагический, наполненный космической жизненной стихией. Подлинная жизнь – жизнь творческого становления, требующая переизбытка жизненных сил, которым обладают только исключительные личности. Этот переизбыток – дионисийское начало в культуре. Именно он обеспечивает жизнеспособность культуры, питает её.

Однако восприятие мира как трагедии не оборачивается у Н. пессимизмом и отрицанием жизни, как у Шопенгауэра. Пессимизм по Н. – это результат упадка языческой мифологии. Упадок культуры начался ещё в античности с появления философии Сократа, который внёс в философию нравственное самоуглубление, что и привело к ослаблению творческой, дионисийской стихии в культуре, усугубившемуся в века христианства. Спасение культуры, говорит Н., - в досократовском восприятии жизни, в возврате к мифологии. В мифологии человек един с миром, там отсутствует мораль.

Мощь познания – способ включения в нескончаемый поток творческой энергии. Философия Н. пропитана индивидуализмом – эстетический культ гения и героя. Счастье – в возможности совершить героический жизненный путь.

Н. отвергает жалость и сострадание: «Что не убивает меня, то делает меня сильнее». Н. преодолевает страх страдания и смерти.

Жизнь по Н. – глубочайшее зло. Она не знает и не хочет знать истины. Именно на исключении моральных критериев основан имморализм.

Лекция 16. Философия в России. Славянофильство. Западничество.

Философская мысль в России начала развиваться со второй половины XVIII века. Основные черты:

- ученичество у Запада / связь с религиозной мыслью;

- оформилась в недрах литературы;

- историософичность, поиск исторической судьбы России;

- нелюбовь к рациональным схемам.

Основная проблема: Запад – Россия – Восток: каково историческое будущее России?

Говоря о славянофилах, необходимо исходить из быта, культуры поместного дворянства, связанного с деревней, почвой, для которой свойственны патриархальный уклад, семейственность. Славянофилы первыми создали синтез народного духа и религиозного опыта. Их нельзя назвать врагами западной культуры, они были прекрасно европейски образованы, прошли через Шеллинга и Гегеля. Славянофилы верили в историческое призвание России: явить Западу подлинную свободу. Зачастую их мировоззрение обслуживало консервативную тенденцию.

В центре внимания, также как и у славянофилов, размышления о смысле истории, необходимость определить роль русского народа. Однако, западники не выделяли русских в определённую группу народов, их идеи развивались вне церковной идеи. Россия, по их мнению. Должна была присоединиться к общественному прогрессу с помощью науки и разума.

Историософская концепция:

- размышления касательно истории законов;

- роль личности в истории;

- радикальные политические взгляды: необходимо практическое вмешательство в ход истории.

Прагматическое отношение к роли искусства: литература должна быть рупором социально-политических идей.

Лекция 17. Психоанализ. Зигмунд Фрейд. Карл Густав Юнг.

Психоанализ – ответ на выпад человека из области веры.

Фрейд сформулировал свою концепцию на основе клинической практики. В частности, в клинике доктора Шарко им был применён гипноз. В 10-е годы складывается ассоциация психоаналитиков.

У каждого человека есть свои страхи, агрессивные и запретные влечения – всё, чего стыдится наше сознание. Метод катарсиса – очищение в результате психологического потрясения. Задача врача – вернуть память о болезненном опыте – катарсис – начало излечения. Цена такого излечения – встреча человека с самим собой, со своими страхами.

Человек – это:

- сознательное;

- подсознательное;

- бессознательное.

Лекция 18. Экзистенциализм. С. Кьеркегор.

Экзистенциали́зм (фр. existentialisme от лат. exsistentia — существование), философия существования — направление в философии XX века, рассматривающее человека как уникальное духовное существо, способное к выбору собственной судьбы. Экзистенция трактуется как противоположность эссенции (сущности). Если судьба вещей и животных предопределена, то есть они обладают сущностью прежде существования, то человек обретает свою сущность в процессе своего существования. Основным проявлением экзистенции является свобода, которая подразумевает тревогу за результат своего выбора.

Необходимо признать, что экзистенциализм как философское направление никогда не существовал и не существует. Противоречивость этого исходит из самого содержания «экзистенции», так как она по определению индивидуальна и неповторима, означает переживания отдельно взятого индивида, непохожего ни на кого. Неким аналогом экзистенции можно считать душу человека.

Исходя из этой противоречивости, следует уточнять, что практически никто из мыслителей, причисляемых к экзистенциализму, не был в действительности философом-экзистенциалистом. Единственным, кто четко выражал свою принадлежность к этому направлению, был Ж-П. Сартр. Его позиция была обозначена в докладе «Экзистенциализм — это гуманизм», где он и предпринял попытку обобщить экзистенциалистские устремления отдельных мыслителей начала XX века.

Лекция 19. М. Хайдеггер. Проблема соотношения бытия и мышления в философии.

Бытие распадается на куски. Собрать мир, восстановить целостность. Беда современности: время, когда человек слышит только крик и не слышит голос бытия - тишину.

Бытие даётся при рождении. Мысль относит бытие к человеку. Мысль словесна, даёт бытию слово. Язык – дом бытия. Хранители языка – художники, мыслители, поэты.

Переосмысление «технического истолкования отношения бытия и мысли» (Платон, Аристотель). Мысль противопоставляется практике, делу. Философия боится потерять престиж науки из-за плена логики.

  1. Мышление и бытие слиты (мифологическое сознание – до Сократа).  НЕСОКРЫТОСТЬ. Не существует диалога бытия и мышления. «Истина бытия и бытие истины суть единство».

  2. От Сократа и Платона до рационализма Декарта Мышление и бытие разделяются. Мышление само оказывается предметным полем, помещаясь в самосознание. Субъект противопоставляется объекту. Истина – не ядро бытия; ищется в идеальном, в высказывании. Бог – сверхпредмет. Сознание опредмеченно.  метафизика. «Эпоха опред. человеческие сущности вне бытия».

  3. Эпоха диалога мышления и бытия. Восстановление утраченного единства.

Чтобы найти бытие и понять его смысл, необходимо обратится к человеческой жизни. Человеческое бытие – тут-бытие. Бытие разворачивается вокруг человека.

Сущность – открыто устремлёно к выходу за пределы, устремлено к другому.

Экзистенция – это:

- существование,

- сущность.

Разрыв между существованием и сущностью – знак забвения бытия.

Лекция 20. Структурализм. Постструктурализм.

Это направление получило развитие в 60-е гг. ХХ века.

Ю. М. Лотман.

Успенский.

Гаспаров.

На Западе: Ч. Пирс – основоположник семиотики: мир – знаковая система.

Соссюр – лингвистическая школа структурализма.

Структурная антропология – Леви-Стросс.

Структура познания - М. Фуко.

Структурализм рассматривает явления чувственного мира. Структура (всё, что познаётся) может быть выражена в модели. Свойства модели:

- целостность (все элементы структуры подчинены целому),

- трансформация (подвижность структур),

- саморегуляция.

Семиотика: любая мысль – знак, связь с лингвистикой. Исследования языка в механизме передачи его содержания, языка знаков.

На исходе структурализма наступает период постструктурализма.

Р. Барт.

Деррида.

Ю. Кристева.

- проблема структурности;

- проблема коммуникативности (знаковый подход);

- шизофренический дискурс (язык абсурда).

3.1.2. Планы семинарских занятий

Тема 1

Предмет и структура философского знания.

1. Понятие мировоззрения, его структура и типы.

2. Предмет философии, её структура и методы.

3. Философии в современном обществе.

Тема 2

Философия Древнего Востока. Античная философия.

1. Особенности возникновения и развитие философии Древнего Востока и ее главные направления.

2. Становление древнегреческой философии, характерные черты и направления.

Тема 3

Античная философия.

1. Досократики.

2. Сократ, Платон, Аристотель.

3. Философия эллинизма.

Тема 4

Средневековая философия.

1. Предпосылки, периодизация, характерные черты средневековой философии.

2. Раннехристианская философия.

3. Схоластика. Фома Аквинский. Полемика реализма и номинализма.

Тема 5

Философия Нового Времени ХVII в. Немецкая классическая философия.

1. Предпосылки и характерные черты философии ХVII в. Проблема познания.

2. Эмпиризм: Бэкон и Локк.

3. Рационализм: Декарт, Спиноза, Лейбниц.

4. Философия Просвещения.

Тема 6

Философия Нового Времени (ХVII – ХVIII вв.). Классическая немецкая философия.

1. Критическая философия Канта, ключевые понятия его философии.

2. Система и метод философии Гегеля.

3. Философия Фейербаха. Немецкая классическая философия и современность.

Тема 7

Постклассическая философия XIX - XX вв.

1.Основные идеи марксистской философии.

2. Позитивизм XIX в. (О. Конт, Дж. С. Милль, Г. Спенсер)

3. Иррационализм и философия жизни. Ф. Ницше. Детерминизм и свобода воли.

4. Своеобразие философской ситуации в XX в.

Тема 8

Онтология и теория познания

1. Понятие бытия, субстанции, материи.

2. Онтологические компоненты философии марксизма.

Тема 9

Онтология и теория познания

1. Гераклит. Парменид. Атомисты.

2. Диалектическая система Гегеля.

3. М. Хайдеггер. Проблема соотношения бытия и мышления в философии.

Тема 10

Феномен человека

1. Природа, сущность и судьба человека.

2. Концепция происхождения человека.

3. Труд, общение, речь – основные факторы антропогенеза.

Тема 11

Феномен человека

1. Возникновение и развитие нравственности как фактор антропогенеза. Понятие человеческого «Я».

2. Человек и животное и животное в человеке.

3. Практические и практически-духовные способы освоения мира и их эволюция в истории общества.

Тема 12

Проблемы познаваемости и природа познавательного отношения

1. Предмет и структура гносеологии

2. Донаучное, научное и вненаучное знание.

3. Уровни и формы познавательной деятельности.

Тема 13

Проблемы познаваемости и природа познавательного отношения

1. Проблема метода в социально-гуманитарном познании.

2. Проблема истины в познании.

3. Диалектика относительных и абсолютных форм истины.

Тема 14

Предмет социальной философии. Общество и его жизнь.

1. Социальная философия как теория и методология познания общества.

2. Понятие общества. Общество как саморазвивающаяся система.

3. Общество как исторический процесс. Формационный и цивилизационный подходы.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Учебно-методический комплекс по дисциплине философия основной образовательной программы (2)

    Учебно-методический комплекс
    по дисциплине «Философия» федерального компонента цикла ГСЭ – цикла общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин – составлен в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования второго поколения
  2. Учебно-методический комплекс по дисциплине конфликтология основной образовательной программы

    Учебно-методический комплекс
    федерального компонента цикла ОПД – общих профессиональных дисциплин – составлен в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования второго поколения по специальности 030602 (65) – связи
  3. Учебно-методический комплекс по дисциплине культурология основной образовательной программы

    Учебно-методический комплекс
    по дисциплине «Культурология» федерального компонента цикла ГСЭ – цикла общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин – составлен в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования
  4. Учебно-методический комплекс по дисциплине антропология основной образовательной программы

    Учебно-методический комплекс
    по дисциплине «Антропология» федерального компонента цикла ОПД – цикла общих профессиональных дисциплин – составлен в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования второго поколения
  5. Учебно-методический комплекс по дисциплине философия спорта основной образовательной программы

    Учебно-методический комплекс
    по дисциплине «Философия спорта» национально-регионального компонента цикла ДНМ – цикла дисциплин направления специализированной подготовки магистра – составлен в соответствии с учебным планом по направлению 032100 (68) – физическая

Другие похожие документы..