Поиск
Рекомендуем ознакомиться
Учебно-методический комплекс по дисциплине философия основной образовательной программы (1)
Лекция 6. Возрождение. Николо Кузанский «Об учёном неведении». Франциск Ассизский. Открытие Джордано Бруно.
Возрождение – «весна человечества», «новый прорыв» - мировоззренческая эпоха в рамках Средневековья; началось в XIV веке и было ознаменовано развитием светского знания и гуманистического движения. Центром нового мироощущения стала Флоренция. Предвосхищали эту эпоху «Божественная комедия» Данте и «Де камерон» Боккаччо.
Лекция 7. Новое время. Френсис Бэкон. Рене Декарт.
Характеристика времени.
- XVII век – эпоха революций.
- Развитие мануфактур, торговли возникает практическая потребность в научном знании. Вся эпоха стремится получить практически действенные истины.
- На смену органистическому материализму (пантеизм + панпсихизм – сенсуализм) приходит механистический материализм. Развиваются точные науки, на целое смотрят как на сумму механических частей, а части наделяют свойствами целого.
- «Человек – слуга, интерпретатор природы, он действует и понимает настолько, насколько может установить устройство природы путём наблюдения за вещами и работой ума» - Бэкон. Учёные собирают и классифицируют факты чтобы обосновать методы научного познания.
- Именно эта эпоха даёт толчок атеистическому мировоззрению: разделение церкви и светской жизни, секуляризация общественной жизни идея веротерпимости – ответ на разгул инквизиции.
Лекция 8. Философия как теория познания. Томас Гоббс. Джон Локк. Джордж Беркли. Давид Юм.
Предмет философии по Гоббсу:
Главная область философии – социальная концепция. Г. поддерживает сенсуализм, то есть чувственный опыт в процессе познания. «Нет ни одного понятия в человеческом уме, которое было бы порождено первоначально целиком или частично в органах ощущений». Наука связана с всеобщностью знания, что невозможно почерпнуть только от чувственного опыта.
Г. приближается к Декарту, но с некоторыми акцентами.
Особую роль он отводит языку и отождествляет с ним мышление. Язык – разновидность опыта, он переводит нашу внутреннюю речь во внешнюю. Г. развивает знаковую концепцию языка: «Общее – это языковой знак, закреплённый в слове». Язык возникает в результате социального общения. Основа знания – дефиниция – точное определение слов, которое фиксирует общее значение.
Механистическая концепция мира. Главное свойство – внешняя протяжённость Пространство – конечная протяжённость конечного тела. Время – образ движения. Реально же существует только движение единичных тел. А время существует только в мышлении.
Понимание человека также связано с механистической моделью мира. «Жизнь – лишь движение членов» механистический материализм, отказ от декартовой идеи «разумной души».
Лекция 9. Характеристика эпохи Просвещения.
- Демократичность: влиятельными в обществе становятся не богатые, а оригинальные люди.
- В центре внимания – идеальное общественное устройство.
- Вера в силу разума. Знание – ключ к человеческому счастью. Популярность Философии Декарта.
- Исторический оптимизм, вера в прогресс. Идея линейного развития общества.
- В науках господствует идея развития. Это начинает с идеи Каспара Вольфа в биологии, а затем переходит в историю и культуру.
Иоганн Гердер (повлиял на Карамзина, Радищева, Гоголя) «Идея философии истории человечества» - зарождается историософия. Теория происхождения языка Гердера – связь между развитием языка и мышления. Мышление же обусловлено развитием общества. Развитие каждого человека связано с развитием общества мысль о закономерных изменениях, происходящих в обществе. Появляется идея коллективного разума как начала, являющегося источником развития человечества. Вся культура представляет собой целостную систему.
Лекция 10. Иманнуил Кант.
Основные вопросы философии:
- Что я могу знать?
- Что я должен знать?
- На что я смею надеяться?
Все эти вопросы служат объяснением ответу на вопрос, что есть человек. Осознание себя как свободно мыслящего Я делает человека человеком. К. ставит и практическую задачу научиться свободно и оригинально применять свой разум. Философия К. является неким рубежом: после практически ориентированной философии Декарта и Бэкона он помимо вопросов, связанных с познанием ставит вопрос о том, что есть человек. Человек – не средство, а сама цель. Философия Канта уясняет положения человека по отношению к сущему и его отношение к самому себе.
Задача Канта сходна с задачей Декарта: исследовать разум, чтобы верно его направлять в поиске истины в науках.
Структура опыта в процессе познания
Лекция 11. Диалектическая система Гегеля.
Сфера логического распадается у Гегеля на три формы:
абстрактная, или рассудочная,
диалектическая, или отрицательно разумная, и спекулятивная, или положительно разумная.
Гегель специально подчеркивает, что названные три формы «не составляют трех частей логики, а суть моменты всякого логически реального, т.е. всякого понятия или всего истинного вообще».
В эмпирической истории мышления (как и в любом данном исторически достигнутом его состоянии) эти три формы как правило выступают в виде трех разных и рядом стоящих систем логики.
Гегель дает характеристику трех «моментов» логического мышления, которые должны войти в состав Логики:
«Мышление как рассудок не идет дальше неподвижной определенности и отличия последней от других определенностей; такую ограниченную абстракцию это мышление считает обладающей самостоятельным существованием». Отдельным (обособившимся) историческим воплощением этого «момента» в деятельности мышления выступает догматизм, а логически-теоретическим его самосознанием – «общая», т.е. чисто формальная, логика.
«Диалектический момент есть снятие такими конечными определениями самих себя и их переход в свою противоположность».
«Спекулятивное, или положительно-разумное, постигает единство определений в их противоположности, то утвердительное, которое содержится в их разрешении и переходе». В систематической разработке этого последнего «спекулятивного момента» как развития первых двух,Гегель видит свою собственную миссию и цель своей работы.
Абстрактно эти моменты предстаются частями логического и рассматриваются Гегелем как три ступени одной и той же спекулятивно-логической системы.
Отсюда же вытекает и внешнее, абстрактное членение его логики на: 1) учение о бытии, 2) учение о сущности и 3) учение о понятии и идее.
Лекция 12. Артур Шопенгауэр.
Понятие воли у Ш. противопоставляется рационалистическому представлению о мироздании, заключающееся в том, что мировое начало и идеал человека совпадают [короче, деятельность конкретного человека всё равно ведёт к общему благу]. По Ш. основной принцип бытия – это воля к жизни, бессознательная и По Шопенгауэру, есть мир как явление – это образ, составленный в нашем сознании, наша фантазия; и есть мир воли.
Саморазрушительная. У воли нет ни пошлого, ни будущего, нет множественности, она дана сразу и вся. Воля – это стремление, не имеющее объекта (желание хотеть и всё).
Философия Ш. – это этика абсолютного пессимизма, жизнеотрицания. Пессимизм этот является моральной оценкой рационалистического проекта спасения, предложенного в немецкой классической философии, основанной на подавлении естественных порывов человека. По Шопенгауэру освобождение от воли к жизни – путь к свободе, высшее благо.
Лекция 13. Людвиг Фейербах. Карл Маркс.
В основе философии Ф. - антропологический подход. Однако человек является предметом философии в качестве существа чисто биологического. В первую очередь, человек – это материальное тело, и только как следствие из этого он способен чувствовать и мыслить. Единство духовного и телесного - это две сторон одной реальности – человеческого организма. Ф. больше внимания уделяет именно биологической, а не социальной природе человека (в отличие от Маркса).
Концепция Маркса социологична. К Философским вопросам можно отнести проблему отчуждения. М. рассматривает место человека в обществе и пытается познать, когда и при каких условиях человек реализует себя как целостность. Каждый человек является гражданином, он связан с государством и через эту связь реализует начало своей всеобщности. Но это удаётся ему довольно редко (например, при голосовании). В целом же, человек большую часть своей жизни не участвует во всеобщности. Он замкнут в рамках своей профессиональной когорты. Из этой ситуации Маркс видел два выхода: либо политехническое образование, либо гуманизация труда для преодоления отчуждения человека от его труда.
Идеи Маркса развивал Энгельс: закон реальности – закон изменения; необходимо перевернуть диалектику Гегеля с головы на ноги. В целом, теория Маркса подтверждает стремление философии к практичности.
Лекция 14. Позитивизм. Феноменология.
I этап: 40-е гг. XIX в. – до первой М.В.
Представители:
- Франция – П. связан с рациональной фил. Декарта - Огюст Конт.
- Англия – традиция эмпирической фил. Бэкона – Спенсер.
- Германия – интерес к материализму.
Развитие П. Определили открытия в точных науках. Интерес к ним приобретает статус религиозного поклонения. Особое значение имела теория эволюции Дарвина.
Основные положения:
- П. утверждает главенство науки.
- Научный метод познания переносится и в сферу изучения общества.
- Вера в принципиальную познаваемость мира.
- Культура должна быть светской, свободной от теологии.
Отношение между точными науками и гуманитарным знанием возникает герменевтика – задача истолкования, интерпретации, определения понятий.
Конт: закон трёх стадий развития человечества, характерных для отдельного человека и для общества в целом:
Теологическая стадия.
Метафизическая, абстрактная.
Научная, познавательная – нужно искать действующие законы, пользуясь рассуждением и размышлением.
II этап: эмпириокритицизм – Эр Мах и Рихард Авенариус.
- Меняется представление о материи, появляется идея об исчезновении материи.
- Мир – комплекс ощущений. Метод познания мира – опыт. Категории причина и время – априорны.
- Идеал науки – чисто описание эксперимента.
Феноменология (Э. Гуссерль) – отклик на засилье позитивизма в философии конца XIX – начале XX века критика естественнонаучного знания: «слишком заблудился европейский разум, увлёкся исследованием внешнего мира, так называемой объективностью / объективной природой». Из самой науки исчезло главное – смысл того, что она исследует. Дух сведён к матем. физике. Точные науки игнорируют качество вещей и их смыслы. потеря связи наука – человек, разрыв с субъективностью.
Объективные принципы знания коренятся в сознании человека кризис науки и культуры вытекает из забвения человека. Объективной же науки о духе быть вообще не может, так как дух самодостаточен и независим. Поэтому нельзя применять меры научного знания для познания духа. Призыв: вернуться разуму к самому себе, начинать с Я.
Лекция 15. Фридрих Ницше.
Н. разделял понимание мира, свойственное Шопенгауэру – мир трагический, наполненный космической жизненной стихией. Подлинная жизнь – жизнь творческого становления, требующая переизбытка жизненных сил, которым обладают только исключительные личности. Этот переизбыток – дионисийское начало в культуре. Именно он обеспечивает жизнеспособность культуры, питает её.
Однако восприятие мира как трагедии не оборачивается у Н. пессимизмом и отрицанием жизни, как у Шопенгауэра. Пессимизм по Н. – это результат упадка языческой мифологии. Упадок культуры начался ещё в античности с появления философии Сократа, который внёс в философию нравственное самоуглубление, что и привело к ослаблению творческой, дионисийской стихии в культуре, усугубившемуся в века христианства. Спасение культуры, говорит Н., - в досократовском восприятии жизни, в возврате к мифологии. В мифологии человек един с миром, там отсутствует мораль.
Мощь познания – способ включения в нескончаемый поток творческой энергии. Философия Н. пропитана индивидуализмом – эстетический культ гения и героя. Счастье – в возможности совершить героический жизненный путь.
Н. отвергает жалость и сострадание: «Что не убивает меня, то делает меня сильнее». Н. преодолевает страх страдания и смерти.
Жизнь по Н. – глубочайшее зло. Она не знает и не хочет знать истины. Именно на исключении моральных критериев основан имморализм.
Лекция 16. Философия в России. Славянофильство. Западничество.
Философская мысль в России начала развиваться со второй половины XVIII века. Основные черты:
- ученичество у Запада / связь с религиозной мыслью;
- оформилась в недрах литературы;
- историософичность, поиск исторической судьбы России;
- нелюбовь к рациональным схемам.
Основная проблема: Запад – Россия – Восток: каково историческое будущее России?
Говоря о славянофилах, необходимо исходить из быта, культуры поместного дворянства, связанного с деревней, почвой, для которой свойственны патриархальный уклад, семейственность. Славянофилы первыми создали синтез народного духа и религиозного опыта. Их нельзя назвать врагами западной культуры, они были прекрасно европейски образованы, прошли через Шеллинга и Гегеля. Славянофилы верили в историческое призвание России: явить Западу подлинную свободу. Зачастую их мировоззрение обслуживало консервативную тенденцию.
В центре внимания, также как и у славянофилов, размышления о смысле истории, необходимость определить роль русского народа. Однако, западники не выделяли русских в определённую группу народов, их идеи развивались вне церковной идеи. Россия, по их мнению. Должна была присоединиться к общественному прогрессу с помощью науки и разума.
Историософская концепция:
- размышления касательно истории законов;
- роль личности в истории;
- радикальные политические взгляды: необходимо практическое вмешательство в ход истории.
Прагматическое отношение к роли искусства: литература должна быть рупором социально-политических идей.
Лекция 17. Психоанализ. Зигмунд Фрейд. Карл Густав Юнг.
Психоанализ – ответ на выпад человека из области веры.
Фрейд сформулировал свою концепцию на основе клинической практики. В частности, в клинике доктора Шарко им был применён гипноз. В 10-е годы складывается ассоциация психоаналитиков.
У каждого человека есть свои страхи, агрессивные и запретные влечения – всё, чего стыдится наше сознание. Метод катарсиса – очищение в результате психологического потрясения. Задача врача – вернуть память о болезненном опыте – катарсис – начало излечения. Цена такого излечения – встреча человека с самим собой, со своими страхами.
Человек – это:
- сознательное;
- подсознательное;
- бессознательное.
Лекция 18. Экзистенциализм. С. Кьеркегор.
Экзистенциали́зм (фр. existentialisme от лат. exsistentia — существование), философия существования — направление в философии XX века, рассматривающее человека как уникальное духовное существо, способное к выбору собственной судьбы. Экзистенция трактуется как противоположность эссенции (сущности). Если судьба вещей и животных предопределена, то есть они обладают сущностью прежде существования, то человек обретает свою сущность в процессе своего существования. Основным проявлением экзистенции является свобода, которая подразумевает тревогу за результат своего выбора.
Необходимо признать, что экзистенциализм как философское направление никогда не существовал и не существует. Противоречивость этого исходит из самого содержания «экзистенции», так как она по определению индивидуальна и неповторима, означает переживания отдельно взятого индивида, непохожего ни на кого. Неким аналогом экзистенции можно считать душу человека.
Исходя из этой противоречивости, следует уточнять, что практически никто из мыслителей, причисляемых к экзистенциализму, не был в действительности философом-экзистенциалистом. Единственным, кто четко выражал свою принадлежность к этому направлению, был Ж-П. Сартр. Его позиция была обозначена в докладе «Экзистенциализм — это гуманизм», где он и предпринял попытку обобщить экзистенциалистские устремления отдельных мыслителей начала XX века.
Лекция 19. М. Хайдеггер. Проблема соотношения бытия и мышления в философии.
Бытие распадается на куски. Собрать мир, восстановить целостность. Беда современности: время, когда человек слышит только крик и не слышит голос бытия - тишину.
Бытие даётся при рождении. Мысль относит бытие к человеку. Мысль словесна, даёт бытию слово. Язык – дом бытия. Хранители языка – художники, мыслители, поэты.
Переосмысление «технического истолкования отношения бытия и мысли» (Платон, Аристотель). Мысль противопоставляется практике, делу. Философия боится потерять престиж науки из-за плена логики.
Мышление и бытие слиты (мифологическое сознание – до Сократа). НЕСОКРЫТОСТЬ. Не существует диалога бытия и мышления. «Истина бытия и бытие истины суть единство».
От Сократа и Платона до рационализма Декарта Мышление и бытие разделяются. Мышление само оказывается предметным полем, помещаясь в самосознание. Субъект противопоставляется объекту. Истина – не ядро бытия; ищется в идеальном, в высказывании. Бог – сверхпредмет. Сознание опредмеченно. метафизика. «Эпоха опред. человеческие сущности вне бытия».
Эпоха диалога мышления и бытия. Восстановление утраченного единства.
Чтобы найти бытие и понять его смысл, необходимо обратится к человеческой жизни. Человеческое бытие – тут-бытие. Бытие разворачивается вокруг человека.
Сущность – открыто устремлёно к выходу за пределы, устремлено к другому.
Экзистенция – это:
- существование,
- сущность.
Разрыв между существованием и сущностью – знак забвения бытия.
Лекция 20. Структурализм. Постструктурализм.
Это направление получило развитие в 60-е гг. ХХ века.
Ю. М. Лотман.
Успенский.
Гаспаров.
На Западе: Ч. Пирс – основоположник семиотики: мир – знаковая система.
Соссюр – лингвистическая школа структурализма.
Структурная антропология – Леви-Стросс.
Структура познания - М. Фуко.
Структурализм рассматривает явления чувственного мира. Структура (всё, что познаётся) может быть выражена в модели. Свойства модели:
- целостность (все элементы структуры подчинены целому),
- трансформация (подвижность структур),
- саморегуляция.
Семиотика: любая мысль – знак, связь с лингвистикой. Исследования языка в механизме передачи его содержания, языка знаков.
На исходе структурализма наступает период постструктурализма.
Р. Барт.
Деррида.
Ю. Кристева.
- проблема структурности;
- проблема коммуникативности (знаковый подход);
- шизофренический дискурс (язык абсурда).
3.1.2. Планы семинарских занятий
Тема 1
Предмет и структура философского знания.
1. Понятие мировоззрения, его структура и типы.
2. Предмет философии, её структура и методы.
3. Философии в современном обществе.
Тема 2
Философия Древнего Востока. Античная философия.
1. Особенности возникновения и развитие философии Древнего Востока и ее главные направления.
2. Становление древнегреческой философии, характерные черты и направления.
Тема 3
Античная философия.
1. Досократики.
2. Сократ, Платон, Аристотель.
3. Философия эллинизма.
Тема 4
Средневековая философия.
1. Предпосылки, периодизация, характерные черты средневековой философии.
2. Раннехристианская философия.
3. Схоластика. Фома Аквинский. Полемика реализма и номинализма.
Тема 5
Философия Нового Времени ХVII в. Немецкая классическая философия.
1. Предпосылки и характерные черты философии ХVII в. Проблема познания.
2. Эмпиризм: Бэкон и Локк.
3. Рационализм: Декарт, Спиноза, Лейбниц.
4. Философия Просвещения.
Тема 6
Философия Нового Времени (ХVII – ХVIII вв.). Классическая немецкая философия.
1. Критическая философия Канта, ключевые понятия его философии.
2. Система и метод философии Гегеля.
3. Философия Фейербаха. Немецкая классическая философия и современность.
Тема 7
Постклассическая философия XIX - XX вв.
1.Основные идеи марксистской философии.
2. Позитивизм XIX в. (О. Конт, Дж. С. Милль, Г. Спенсер)
3. Иррационализм и философия жизни. Ф. Ницше. Детерминизм и свобода воли.
4. Своеобразие философской ситуации в XX в.
Тема 8
Онтология и теория познания
1. Понятие бытия, субстанции, материи.
2. Онтологические компоненты философии марксизма.
Тема 9
Онтология и теория познания
1. Гераклит. Парменид. Атомисты.
2. Диалектическая система Гегеля.
3. М. Хайдеггер. Проблема соотношения бытия и мышления в философии.
Тема 10
Феномен человека
1. Природа, сущность и судьба человека.
2. Концепция происхождения человека.
3. Труд, общение, речь – основные факторы антропогенеза.
Тема 11
Феномен человека
1. Возникновение и развитие нравственности как фактор антропогенеза. Понятие человеческого «Я».
2. Человек и животное и животное в человеке.
3. Практические и практически-духовные способы освоения мира и их эволюция в истории общества.
Тема 12
Проблемы познаваемости и природа познавательного отношения
1. Предмет и структура гносеологии
2. Донаучное, научное и вненаучное знание.
3. Уровни и формы познавательной деятельности.
Тема 13
Проблемы познаваемости и природа познавательного отношения
1. Проблема метода в социально-гуманитарном познании.
2. Проблема истины в познании.
3. Диалектика относительных и абсолютных форм истины.
Тема 14
Предмет социальной философии. Общество и его жизнь.
1. Социальная философия как теория и методология познания общества.
2. Понятие общества. Общество как саморазвивающаяся система.
3. Общество как исторический процесс. Формационный и цивилизационный подходы.
Похожие документы:
Учебно-методический комплекс по дисциплине философия основной образовательной программы (2)
Учебно-методический комплекспо дисциплине «Философия» федерального компонента цикла ГСЭ – цикла общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин – составлен в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования второго поколенияУчебно-методический комплекс по дисциплине конфликтология основной образовательной программы
Учебно-методический комплексфедерального компонента цикла ОПД – общих профессиональных дисциплин – составлен в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования второго поколения по специальности 030602 (65) – связиУчебно-методический комплекс по дисциплине культурология основной образовательной программы
Учебно-методический комплекспо дисциплине «Культурология» федерального компонента цикла ГСЭ – цикла общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин – составлен в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образованияУчебно-методический комплекс по дисциплине антропология основной образовательной программы
Учебно-методический комплекспо дисциплине «Антропология» федерального компонента цикла ОПД – цикла общих профессиональных дисциплин – составлен в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования второго поколенияУчебно-методический комплекс по дисциплине философия спорта основной образовательной программы
Учебно-методический комплекспо дисциплине «Философия спорта» национально-регионального компонента цикла ДНМ – цикла дисциплин направления специализированной подготовки магистра – составлен в соответствии с учебным планом по направлению 032100 (68) – физическая