Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Закон'
ЗАКОН Сахалинской области от 14.10.2005 N 70-ЗО "О ЛЕКАРСТВЕННОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ НАСЕЛЕНИЯ САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ" (принят Сахалинской областной Ду...полностью>>
'Программа'
Программа составлена в соответствии с государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования по специальности «Филология»...полностью>>
'Реферат'
Актуальность работы. За последние десять лет понятие «миссия» стало едва ли не самым модным в лексиконе европейских и американских менеджеров. К наст...полностью>>
'Документ'
Каждый год мы предлагаем Вам новые увлекательные петешествия и совершенствуем старые программы. И вот теперь мы рады приветствовать Вас на страницах ...полностью>>

Учебно-методический комплекс по дисциплине философия основной образовательной программы (1)

Главная > Учебно-методический комплекс
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Для заочной формы обучения

п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

Аудиторные занятия (часы)

Самостоя-

тельная работа (часы)

лекции

семинары

1

2

3

4

5

6

1.

Предмет философии

5

1

0

4

2.

Античная философия. Милетская школа. Пифагор и пифагорейцы. Гераклит. Парменид. Атомисты

6

1

0

5

1

2

3

4

5

6

3

Сократ. Платон. Аристотель

6

1

0

5

4.

Эллинистический период. Стоицизм. Эпикурейская школа. Скептицизм. Неоплатонизм

5

1

0

4

5.

Христианство. Августин Блаженный. Патристика. Схоластика. Фома Аквинский

5

1

0

4

6.

Возрождение. Николо Кузанский «Об учёном неведении». Франциск Ассизский. Открытие Джордано Бруно

5

1

0

4

7.

Новое время. Френсис Бэкон. Рене Декарт

5

1

0

4

8.

Философия как теория познания. Томас Гоббс. Джон Локк. Джордж Беркли. Давид Юм

5

1

0

4

9.

Характеристика эпохи Просвещения

6

1

0

5

10.

Иммануил Кант

6

1

0

5

11.

Диалектическая система Гегеля

5

0

1

4

12.

Артур Шопенгауэр

5

0

1

4

13.

Людвиг Фейербах. Карл Маркс

5

0

1

4

14.

Позитивизм. Феноменология

5

0

1

4

15.

Фридрих Ницше

5

0

1

4

16.

Философия в России. Славянофильство. Западничество

6

1

0

5

17.

Психоанализ. Зигмунд Фрейд. Карл Густав Юнг

5

0

1

4

18.

Экзистенциализм. С. Кьеркегор

5

0

1

4

19.

М. Хайдеггер. Проблема соотношения бытия и мышления в философии

5

0

1

4

20.

Структурализм. Постструктурализм

6

1

0

5

ИТОГО

106

12

8

86

III. Содержание курса

3.1. Разделы, темы, их краткое содержание

3.1.1. Содержание лекционного материала

Лекция 1. Предмет философии.

Философия – потребность, связанная с познавательной целью человека; основа всякого знания, методология любой науки, так как выявляет закономерности бытия. Философия всегда связана с человеческой индивидуальностью, с я.

Изначально философия зародилась на Востоке (Индия, Египет, Китай). Родина европейской философии – Греция – VI в. до н. э.

I ступень философии - мифологическая: у мифологии и ф. общий исток – космогонические вопросы (вопросы о начале вселенной), для мифологии, как и для ф. характерно синкретичное мышление, но миф ближе к религиозной форме сознания, основывается на вере в сверхъестественные силы, а философия связана со свободным интеллектуальным поиском. Философия – любовь к мудрости.

II ступень – этика: попытка человека осознать себя частью общества. (NB: Сократ – поворот к этической проблеме, к человеку).

III ступень: появляется желание понять, что же есть философия.

Задачи и содержание курса «Философия», его роль в ряду других гуманитарных дисциплин. Исторические типы и формы мировоззрения. Основные функции мировоззрения. Мифологическое, религиозное, философское мировоззрение. Природа, структура, функции мифа. Мифологии древние и современные. Религиозное мировоззрение и исторические формы религии. Происхождение философии; ее отношение к мифу и религии. Проблема европоцентризма в тарктовке истории философии. Мифологическая, религиозная и философская "модели" мира. Идея трансцендентного в философии и в религии. Монизм, дуализм, плюрализм. Практическое, познавательное и ценностное отношение человека к миру. Философская рефлексия. Предмет и структура философского знания. Природа и специфика философских проблем. Философия природы и философия духа. Онтология, гносеология, аксиология как основные разделы философии. Мировоззрение, целеполагание, ориентация. Исторические формы философствования. Метафизика как учение о предельных основаниях бытия и познания. Рационализм и иррационализм. Философия: "строгая наука" (Гуссерль) или "акт жизни" (Бердяев). Методологические функции философии. Притязания разума. Умозрение и эмпирический опыт. Философия и гуманитарное знание. Диалектический метод и его исторические формы. Герменевтический метод в философии. Деструкция и деконструкция - техники анализа современной философии. Философия в системе культуры. Философия Востока и философия Запада. Философия, идеология, политика. Осуществление философии: философия как "искусство жизни". Язык философии: жанры и стили философской литературы. Философия в ситуации постсовременного, постиндустриального, постинформационного и посттоталитарного общества.

Лекция 2. Античная философия. Милетская школа. Пифагор и пифагорейцы. Гераклит. Парменид. Атомисты.

Вопрос, с которого началась философия – поиск единого первоначала. Фалес, Анаксимен, Анаксимандр, Ксенофан. Основное содержание философии Пифагора. Гераклит. Интуитивный характер познания. Истинную природу вещей нельзя познать простым накоплением знаний. Познание осуществляется через чувства, но последние не могут дать истинного знания, которое приобретается только мышлением. Для Гераклита чувства и разум в познании тесно связаны: "Я предпочитаю то, что можно увидеть, услышать и изучить".

Закон изменения: универсальность изменения, его всеобщности. Ему приписывают слова: «все течет». Подлинные его слова следующие: «В одну и ту же реку нельзя войти дважды». Вечное изменение образует способность человеческого развития – возрастание души.

Закон единства и борьбы противоположностей: Гераклит высказал мысль о переходе явлений в свою противоположность.

Учение Парменида представляет собой первую попытку в древнегреческой философии изложить метафизическое понимание окружающего мира, природы.

Демокрит утверждает, что все существующее состоит из атомов и пустоты. Атомы - это неделимые частицы. Атомы соединяются между собой и образуются вещи. Они различаются между собой формой, порядком и поворотом. Атомы едины, неделимы, неизменны и неуничтожимы. Кроме них существует еще пустота, так как без пустоты не было бы возможности перемещения, а также уплотнения и сгущения. Пустота по своему характеру однородна, она может отделять тела между собой, а может находиться и внутри самих тел и отделять отдельные часть этих тел. Атомы же не содержат пустоты, они отличаются абсолютной плотностью.

Лекция 3. Сократ. Платон. Аристотель.

Платоновская теория идей.

Над миром чувственным существует мир сверхчувственного – мир идей, мир вечных норм, мир идеала. Идея обладает сверхчувственным бытием и поэтому постигается только разумом. Идея не может быть выражена в чувственном опыте, она существует сама по себе как общее для множественности чувственных предметов.

Например: идея прекрасного, идея блага. Идея блага связана с телеологическим принципом, лежащим в основании мировоззрения.

Учение Аристотеля. Всё общее разум познаёт постепенно: сначала мы получаем эмпирическое знание, а затем повышаем степень общности знания через науку и искусство и переходим к закономерностям.

Понятия материи и формы связаны с учением об энергии и потенции. Всякое развитие – переход от возможности к реализации. Материя – пассивное начало, материал для формы, бытие как потенция (возможность бытия). Материя – это вещь, бренная действительность. Форма же выполняет роль признака, который реализует конкретный предмет. Форма – это сумма свойств, отличающих один предмет от другого.

Сущность и вещь, также как материя и форма, не существуют в отрыве друг от друга (как у Платона). Форма является конечной целью, к которой стремится всё существующее. Мир находится в творчестве, в стремлении осуществиться.

Бог – первопричина вселенной. Бог движет мир изнутри через полагание внутренних целей.

Понятие пространства и времени: наш мир движется, но вне нашего мира их нет. Земля остаётся в области изменения, зависящего от движения планет.

Этика Аристотеля связана с идеей блага. В стремлении к благу человек деятелен→ это разумная деятельность

Лекция 4. Эллинистический период. Стоицизм. Эпикурейская школа. Скептицизм. Неоплатонизм.

Меняется эпоха: распадается полис→ изменяется отношение человека к миру: с разрушением системы человек становится ответственным сам за себя→ появляется личная мораль. В философии начинает господствовать этика, преобладают вопросы, связанные с человеком и его жизнью→ антропологический аспект. Киники, скептики, эпикурейцы, стоики.

Лекция 5. Христианство. Августин Блаженный. Патристика. Схоластика. Фома Аквинский.

Вплоть до XIV века церковникам принадлежит подлинная монополия в области философии и философия соответственно пишется с точки зрения церкви.

- Философия монотеистична, Бог понимается как единое и уникальное. Средневековая мысль всегда теоцентрична всё сущее определяет Бог.

- Идея креационизма: Источник всего сущего – Бог, Он сотворил мир из ничего. Весь мир – свободный дар Бога.

- Принцип антропоцентризма. У греков господствовал принцип космоцентризам, человек был важен как часть целого. В христианстве же человек создан по образу и подобию Бога, должен уподоблятся Богу и в то же время он повелитель созданного Богом. Библия утверждает, что человек способен принять волю Бога как свою собственную. (У греков тоже была мысль о том, что человек, воплощая благую цель, через интеллект уподобляется высшему существу).

- Средневековая философия филологична по своей сути, так как отталкивается от Библии.

- Мир средневековья – мир дуалистичный (духовенство противопоставлено мирянам, царство Божие – царству мира сего) Средневековый мир, если его сопоставить с миром античности, характеризуется различными формами дуализма. Это был дуализм духовенства и мирян, дуализм латинского и тевтонского начал, дуализм царства божьего и царства мира сего, дуализм духа и плоти. И каждый из них воспроизведен в дуализме пап и императоров. (Это проблема: у Августина в «Граде Божьем»).



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Учебно-методический комплекс по дисциплине философия основной образовательной программы (2)

    Учебно-методический комплекс
    по дисциплине «Философия» федерального компонента цикла ГСЭ – цикла общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин – составлен в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования второго поколения
  2. Учебно-методический комплекс по дисциплине конфликтология основной образовательной программы

    Учебно-методический комплекс
    федерального компонента цикла ОПД – общих профессиональных дисциплин – составлен в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования второго поколения по специальности 030602 (65) – связи
  3. Учебно-методический комплекс по дисциплине культурология основной образовательной программы

    Учебно-методический комплекс
    по дисциплине «Культурология» федерального компонента цикла ГСЭ – цикла общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин – составлен в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования
  4. Учебно-методический комплекс по дисциплине антропология основной образовательной программы

    Учебно-методический комплекс
    по дисциплине «Антропология» федерального компонента цикла ОПД – цикла общих профессиональных дисциплин – составлен в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования второго поколения
  5. Учебно-методический комплекс по дисциплине философия спорта основной образовательной программы

    Учебно-методический комплекс
    по дисциплине «Философия спорта» национально-регионального компонента цикла ДНМ – цикла дисциплин направления специализированной подготовки магистра – составлен в соответствии с учебным планом по направлению 032100 (68) – физическая

Другие похожие документы..