Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Так называется первая персональная выставка Татьяны Ивановны Королёвой, открывающаяся 20 мая в читательском зале научно-технической библиотеки Брянск...полностью>>
'Учебно-методическое пособие'
Раскрывается содержание процесса подготовки дипломных работ. Определены цели и задачи дипломных работ, описана организация подготовки дипломных работ...полностью>>
'Учебно-методический комплекс'
по дисциплине «Технические средства предприятий сервиса» для специальности 100101 «cервис», специализация «cервис электронных систем безопасности (ин...полностью>>
'Документ'
Осташко, Т. О. Сільське господарство України в умовах СОТ: аналітичні передбачення і практичні очікування [Текст] / Т. О. Осташко  Економіка і прогн...полностью>>

Типовая учебная программа для высших учебных заведений по специальности: 1-31 02 01 География

Главная > Программа
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Министерство образования Республики Беларусь

Учебно-методическое объединение высших учебных заведений

Республики Беларусь по естественнонаучному образованию

УТВЕРЖДАЮ

Первый заместитель Министра образования Республики Беларусь

____________________ А.И. Жук

____________________

Регистрационный № ТД-______/тип.

БИОГЕОГРАФИЯ

Типовая учебная программа

для высших учебных заведений по специальности:

1-31 02 01 География

Направление 1-31 02 01- 02 География;

1-31 02 01- 03 Геоинформационные системы

СОГЛАСОВАНО

Председатель Учебно-методического

объединения высших учебных заведений Республики Беларусь по естественнонаучному образованию

____________________ В.В.Самохвал

(подпись)

____________________

(дата)

СОГЛАСОВАНО

Начальник Управления высшего и среднего специального образования

Министерства образования Республики Беларусь

__________________ Ю.И. Миксюк

(подпись)

____________________________

(дата)

Ректор Государственного учреждения образования «Республиканский институт высшей школы»

__________________ М. И. Демчук

(подпись)

__________________

(дата)

Эксперт-нормоконтролер

_____________________

(подпись)

_______________________

(дата)

Минск 2009

СоставителИ: П.А. Митрахович, доцент кафедры физической географии материков и океанов и методики преподавания географии Белорусского государственного университета, кандидат биологических наук, доцент

Рецензенты:

Государственное научно-производственное объединение «Научно-практический центр по биоресурсам» Национальной академии наук Беларуси, лаборатория гидробиологии;

В.Н. Киселев, профессор кафедры физической географии факультета естествознания учреждения образования Белорусский государственный педагогический университет им. М. Танка, доктор географических наук, профессор

РЕКОМЕНДОВАНА К УТВЕРЖДЕНИЮ В КАЧЕСТВЕ ТИПОВОЙ:

Кафедрой физической географии материков и океанов и методики преподавания географии Белорусского государственного университета

(протокол № 3 от 11 2008 г.);

Научно-методическим советом Белорусского государственного университета

(протокол № 1 от 01.12.2008 г.);

Научно-методическим советом по специальности 1-31 02 01 География

Учебно-методического объединения высших учебных заведений Республики Беларусь по естественнонаучному образованию

(протокол № 2 от 05.03 2009 г.)

Ответственный за выпуск: П. А. Митрахович

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Биогеография – наука о географическом распространении, размещении сообществ организмов и факторах определяющих такое распространение и размещение.

Иными словами – это наука, изучающая растительный покров и животное население, флору и фауну, а также абиотические и биотические факторы в биоценозах и экосистемах всех биомов и территорий биогеографического районирования.

Биогеография, рассматривающая флору и фауну, растительный покров и животное население различных географических регионов, дает необходимый материал региональным географическим наукам – физической географии мира и физической географии стран СНГ.

Из географических наук особое значение для биогеографии имеют: ландшафтоведение, климатология, геоморфология, гидрология и география почв.

Цель изучения дисциплины: дать студентам знания об истории развития и эволюции жизни, флоре, фауне и факторах определяющих современное распространение живых организмов.

Задачи дисциплины: научить студентов умело использовать полученные знания для составления биогеографических карт, классификации биоценозов и определения элементарной флоры и фауны изучаемых территорий.

В результате изучения дисциплины студент должен

знать:

  • принципы флористического и фаунистического районирования;

  • основных представителей флоры и фауны биомов суши и водных

экосистем, в том числе Беларуси;

  • причины и факторы, определяющие распространение современных организмов и живших в прошлые геологические эпохи;

уметь:

  • картографировать места обитания систематических групп растений и организмов;

  • выделять из состава биоты эндемические и реликтовые виды;

  • выделять растительные ассоциации при ландшафтных и землеустроительных изысканиях;

  • производить комплексные геоботанические описания лесной, луговой и болотной растительности.

Объем курса составляет всего 220 часов, из них 102 часа аудиторных, в том числе 50 - лекционных, 8 – лабораторных, 44 - практических занятий. Итоговый контроль знаний рекомендуется осуществлять в форме экзамена.

II. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

п/п

Название разделов

и тем

Всего

часов

лекций

лабора-торных

практических

Введение

2

2

-

-

1.

Биогеография

1.1

Основные этапы развития жизни

2

2

1.2

Органический мир Земли

18

4

12

1.3

Ареалы как географические характеристики таксонов

2

2

1.4

Биогеографическое районирование суши

26

6

4

14

1.5

Биомы суши

24

6

4

14

1.6

Высотная дифференциация сообществ

2

2

1.7

Биогеография Мирового океана

2

2

2.

Основы экологии

2.1

Развитие, строение и функционирование биосферы

8

8

2.2

Экологические факторы среды

8

8

2

2.3

Экосистема, биоценоз, популяция

8

8

2

Итого

102

50

8

44

III. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

ВВЕДЕНИЕ

Предмет, цели и задачи курса. Биогеография и экология в системе географических и биологических наук. Основные этапы развития биогеографии и экологии. Значение эволюционной теории Ч. Дарвина для ботанико-географических и зоогеографических исследований. Разработка учения о растительных сообществах в первой половине ХХ века. Роль учения о биосфере В.И. Вернадского в становлении единой биогеографии. Развитие единой биогеографии и ее экологизация во второй половине ХХ века. Современные тенденции развития биогеографии и экологии. Основные понятия биогеографии: флора, фауна, биота, растительность (растительный покров), животное население, биом. Уровни биологической организации. Аутэкология. Синэкология. Геоэкология. Основные понятия экологии: среда, популяция, биоценоз, экосистема.

БИОГЕОГРАФИЯ

    1. 1.1. Основные этапы развития жизни

Происхождение жизни. Докембрийский период. Заселение организмами водной среды. Фотосинтез, образование свободного кислорода в атмосфере и озонового экрана. Палеозойский этап. Заселение растениями и животными суши. Усложнение макроструктуры жизни биосферы, возрастание биологического разнообразия. Концепция фиксизма и мобилизма о формировании флор и фаун. Пермско-триасовый кризис. Мезозойский этап. Появление и завоевание суши цветковыми растениями и млекопитающими. Великое вымирание динозавров. Кайнозойский этап. Формирование современной флоры, фауны и природной зональности.

1.2. Органический мир Земли

Таксоны (вид, род, семейство, отдел, тип, порядок, класс, царство). Основные положения теории происхождения видов Ч. Дарвина. Царства органического мира: Растения, Животные, Грибы и Бактерии. Вирусы. Разнообразие организмов, населяющих Землю (краткая характеристика отделов – для растений и типов – для животных). Флора и фауна Беларуси: история формирования в четвертичный период, краткая характеристика видового разнообразия и численности.

1.3. Ареал как географические характеристики таксонов

Типы ареалов. Величина ареала и причины ее определяющие. Космополиты, эндемики, реликты. Соотношение понятий «эндемик» и «реликт». Центр обилия и центр происхождения форм. Учение Н.И. Вавилова о гомологических рядах и центрах происхождения культурных растений. Центры происхождения культурных растений (краткая характеристика). Охрана генетического фонда.

Географические закономерности распространения организмов. Принципы выделения флористических и фаунистических царств.

1.4. Биогеографическое районирование суши

Флористические регионы суши (характеристика царств, для Голарктического царства – областей). Фаунистические регионы суши. Биотические регионы суши. Флористическое и фаунистическое районирование территории Беларуси.

1.5. Биомы суши

Сообщества зональные и азональные (интразональные, экстразональные и трансзональные). Проявление региональных особенностей материков в структуре зон. Антропогенные изменения сообществ. Растительность и животное население биомов тундр, лесов умеренного пояса, степей, пустынь умеренного, субтропического и тропического поясов, вечнозеленых жестколистных лесов и кустарников, саванн, ксерофильных редколесий и кустарников, тропических листопадных саванно-влажных дождевых лесов. Хозяйственное использование сообществ различных зон. Задачи охраны сообществ с учетом зональных и региональных различий.

1.6. Высотная дифференциация сообществ

Высотная поясность сообществ (оробиомов) и ее соотношение с широтной зональностью. Классы и типы высотной поясности. Представление о базисных, подлесных, лесных и надлесных оробиомах. Альпийская терминология. Факторы, обуславливающие верхние пределы жизни в горных сообществах. Специфические особенности растительного покрова и животного населения высокогорных поясов. Структура высотной поясности в крупнейших горных системах мира.

1.7. Биогеография Мирового океана

Биологическая структура океана в представлении В. И. Вернадского и Л.А. Зенкевича. Сообщества организмов водной среды. Ареалы морских животных и растений. Реликты фауны океана. Биогеографическое районирование Мирового океана. Основные промысловые зоны. Биомы океанических островов (особенности заселения организмами суши и видового разнообразия). Основные типы эпиконтинентальных водоемов как среды обитания организмов. Сообщества организмов озер, рек, ручьев, грунтовых вод, болот, водоемов пещер и временных водотоков. Специфика флоры и фауны соленых озер и водохранилищ.

2. ОСНОВЫ ЭКОЛОГИИ

2.1. Развитие, строение и функционирование биосферы

Понятие о биосфере. Коэволюция органического мира, энергетики и общего строения биосферы. Современная ойкумена. Учение В. И. Вернадского о ноосфере. Границы биосферы. Вертикальное строение биосферы. Соотношение понятий «биосфера» и «географическая оболочка». Биогеосфера, пленки и сгущения жизни. Озон и углекислый газ в современной атмосфере, их значение для биосферы. Постоянный и переменный перенос вещества в атмосфере и его роль в загрязнении биосферы. Значение течений в Мировом океане для биосферы. Экологические области океана. Внутренние водоемы и водотоки, их экологическая классификация. Значение литосферы в развитии биосферы. Концепция фиксизма и новая глобальная тектоника о формировании современной биосферы. Понятие биогеохимической провинции и биогеохимического региона.

Функции живого вещества в биосфере. Энергетическая функция. Средообразующие функции (газовая, окислительно-восстановительная, концентрационная, биохимическая, водная). Большой (биосферный) и малый (биологический) круговороты вещества в биосфере. Понятие биогеохимического цикла. Круговороты биосферно значимых (углерода, азота, фосфора, серы) и токсичных (ртути, свинца) элементов и их нарушения человеком. Основные экологические последствия нарушения этих круговоротов на территории Беларуси.

2.2. Экологические факторы среды

Экологические элементы и экологические факторы. Соотношение понятий «природный ресурс» и «экологический фактор». Амплитуда экологических факторов. Значение фактора минимум, пессимум, оптимум, максимум. Закон минимума (правило Либиха) и закон максисума (правило Шелфорда). Понятие толерантности организмов. Стенобионты и эврибионты. Следствия закона толерантности. Ведущий фактор. Лимитирующий фактор. Закон квантитативной компенсации. Суммация факторов. Синэргизм. Абиотические факторы среды. Климатические факторы среды. Свет в жизни организмов. Фотопериодизм и фотопериодическая адаптация. Температура как экологический фактор. Приспособления организмов к неблагоприятным температурным условиям. Влажность как экологический фактор. Гигроэкологические группы организмов: гидрофилы, гигрофилы, мезофилы и ксерофилы. Взаимодействие между температурой и влажностью при формировании климатических условий среды. Ветер как экологический фактор. Эдафические факторы среды. Фундаментальные свойства почвы как экологический фактор (механический и минералогический состав, плодородие). Организмы – олиготрофы, мезотрофы, эвтрофы, ацидофилы, нейтрофилы, базофилы и индифферентные. Галофиты. Значение снежного покрова в экологии и географии организмов. Экологические факторы водной среды. Орографические факторы. Рельеф и микрорельеф в вертикальной дифференциации сообществ. Ионизирующее излучение как экологический фактор. Последствия аварии на атомных электростанциях и применения атомного оружия. Биотические факторы среды. Внутривидовые и межвидовые факторы. Понятие экологической ниши. Местообитание. Жизненные формы растений и животных. Антропические факторы среды: изменение численности организмов, переселение организмов (целенаправленное и случайное), изменение среды обитания организмов.

Понятие экологической проблемы. Современные определения качества среды. Критерии качества среды. Гигиена окружающей среды. Экологический мониторинг. Биоиндикация. Циклы в динамике среды. Значение экологии в современном мире.

2.3. Экосистема. Биоценоз. Популяция

Соотношения понятий «экосистема», «биогеоценоз», «ландшафт», «геосистема» и «природно-территориальный комплекс». Трофическая структура экосистемы. Продуктивность основных биомов суши. Энергетическая классификация экосистем. Загрязнение, самоочищение и устойчивость экосистем.

Биоценоз – основная часть экосистемы. Составные части биоценоза: фитоценоз, зооценоз, микоценоз и микробоценоз. Биотоп, экотоп, биохора и жизненные области. Видовой состав биоценоза. Организмы – доминанты, субдоминанты, ассектаторы, антропофиты, эдификаторы, субэдификаторы. Вертикальная структура биоценоза. Надземная и подземная ярусность. Горизонтальная структура биоценоза. Синузия. Отношения между организмами в биоценозе. Консорция. Динамика биоценоза (суточная, сезонная, многолетняя). Стадии формирования биоценоза. Сукцессии первичные и вторичные. Флуктуации сообществ. Классификация биоценозов как основа для выделения экосистем. Ассоциация. Группа ассоциаций. Формация. Группа формаций. Класс формаций. Тип биома. Биоценоточеский покров.

Популяция как пространственная и эволюционная единица вида. Генотип и фенотип. Экотип. Климатип. Генофонд популяций. Экологические особенности популяций: плотность, пространственное размещение особей, возрастная структура, численность. Способы расселения организмов: анемохория, гидрохория, фитохория, зоохория, антропохория. Миграции. Инвазии. Влияние хозяйственной деятельности человека на численность популяций. Охрана генетического фонда. Красная книга.

IV. ЛИТЕРАТУРА

Основная

  1. Абдурахманов Г. М., Криволуцкий Д. А., Мяло Е. Г., Огуреева Г. Н. Биогеография. М.: Изд-во «Высшая школа», 2003. – 240 с.

  2. Агаханянц О. Е., Кирвель И. И. Биогеография с основами экологии. Мн.: «Технопринт», 2005. – 464 с.

  3. Воронов А. Г., Дроздов Н. Н., Криволуцкий Д. А., Мяло Е. Г. Биогеография с основами экологии. М.: Изд-во «Высшая школа», 2002. -392 с.

  4. Гурова Т. Ф., Назаренко Л. В. Основы экологии и рационального природопользования. М.: ОНИКС, 2005. – 224 с.

  5. Киселев В. Н. Биогеография с основами экологии. Мн.: Университетское, 1995. -350 с.

  6. Киселев В. Н. Основы экологии. Мн.: Университетское, 2000. - 362 с.

Дополнительная

  1. Воронин Ф. Н. Фауна Белоруссии и охрана природы. Мн.: Вышэйшая школа, 1967, - 418 с.

  2. Воронов А. Г. Биогеография с основами экологии. М.: Изд-во МГУ, 1987. – 264 с.

  3. Лопатин И. К. Зоогеография. Минск: Высшая школа, 1989, - 315 с.

  4. Одум Ю. Экология. В 2-х т. М.: Мир, 1986, - 520 с.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Типовая учебная программа для высших учебных заведений по специальностям: 1-31 02 01 «География» (по направлениям) (2)

    Программа
    Б. А. Фурман, заместитель главного инженера Республиканского Унитарного предприятия аэрокосмических методов в геодезии «Белаэрокосмогеодезия», кандидат технических наук
  2. Типовая учебная программа для высших учебных заведений по специальностям: 1-31 02 01 «География» (по направлениям) (1)

    Программа
    Б. А. Фурман, заместитель главного инженера Республиканского Унитарного предприятия аэрокосмических методов в геодезии «Белаэрокосмогеодезия», кандидат технических наук.
  3. Типовая учебная программа для высших учебных заведений по специальности 1-31 02 01 География (по направлениям)

    Программа
    С.В. Какарека, заведующий лабораторией трансграничного загрязнения и климатологии Государственного научного учреждения «Институт природопользования» Национальной академии наук Беларуси,
  4. Программа для поступающих в магистратуру по специальности 1-24 80 01 «юриспруденция»

    Программа
    Учебная программа для поступающих в магистратуру по специальности «Юриспруденция» разработана на основе государственного образовательного стандарта в соответствии с типовыми учебными программами для высших учебных заведений по специальности
  5. Учебная программа для высших учебных заведений по специальности: 1 21 05 05 Романо-германская филология (английский язык и литература)

    Программа
    Секцией по специальности 21.05.05 - Романо-германская филология Учебно-методического объединения высших учебных заведений Республики Беларусь по гуманитарному образованию

Другие похожие документы..