Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
З метою проведення постійної системної роботи щодо захисту прав громадян, пов’язаних з легалізацією трудових відносин між роботодавцями та найманими п...полностью>>
'Документ'
Вчера в Кремле президент Дмитрий Медведев и премьер-министр Турции Реджеп Тайип Эрдоган провели очередное заседание Совета сотрудничества высшего уро...полностью>>
'Документ'
Знакомство с некоторыми свойствами сложения и вычитания: а)складывать числа можно в любом порядке; б)разность двух одинаковых слагаемых равна 0; в)из ...полностью>>
'Документ'
Лучи мартовского солнца пробивались сквозь молодую листву ясеней и вязов во Дворике Фонтана, а вода играла и струилась среди мозаики теней. Этот откры...полностью>>

План конспект проведения занятий по пожарно технической подготовке (наименование дисциплины)

Главная > Конспект
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Главное управление

по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям

города Москвы

Государственное образовательное учреждение

Учебный Центр

Государственной Противопожарной Службы

имени

Героя Советского Союза Постевого С. И.

У т в е р ж д а ю

Заместитель начальника –

Начальник учебного отдела

УЦ ГПС ГУ ГОЧС МОСКВЫ

Полковник внутренней службы

_________________ А. Н. Глушков

«_______»_________________2004 г.

Цикл пожарной техники и связи

ПЛАН – КОНСПЕКТ

проведения занятий по пожарно – технической подготовке

(наименование дисциплины)

со слушателями группы 11 – месячные курсы

(категория слушателей)

Тема №1 (занятие 1): Общие сведения о насосах

Занятие: 80 минут

Цель занятия: Изучить со слушателями виды насосов, их устройство и работу

Вид занятия: Урок

Литература, используемая при подготовке и проведении занятия:

М. Г. Шувалов. Основы пожарного дела.

Пожарная техника. Часть II. Каталог – справочник.

ЦНИИТЭстроймаш. 1980 г.

Средства спасения. Противопожарная защита 2004.

Каталог.

Правила по охране труда в подразделениях ГПС

Министерства РФ по делам ГО, чрезвычайным

ситуациям и ликвидации последствий стихийных

бедствий. ПОТ РО 01 – 2002 г

Наглядные пособия и оборудование, используемое на занятии:

Плакаты. Натурные образцы.

I. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ ЗАНЯТИЯ………………………………………….…… 10 минут.

1. Организационный момент:

- доклад дежурного, приветствия, проверка личного состава группы;

- сообщение о ходе занятия.

II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ ЗАНЯТИЯ………………………………………….. 60 минут.

1. Изложение нового материала темы:

Вопрос 1. Ведение.

Вопрос 2. Лопастные насосы.

Вопрос 3. Объемные насосы.

Вопрос 4. Струйные насосы.

- 1 -

Вопросы

Содержание

Действия

препода -

вателя

1

2

3

I

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время на вооружении пожарной охраны исполь­зуются разные типы основных пожарных машин. Независимо от шасси, на которых монтируют пожарные машины, все они имеют общие агрегаты и системы: пожарные насосы, емкости, вакуумные системы и т. п.

Насосами называются устройства, предназначенные для пере­мещения жидких или газообразных веществ в ре –

зультате сообще­ния им энергии.

Насосы, устанавливаемые на пожарных машинах, разли –

чаются по принципу действия и конструктивному офор –

млению. Их при­меняют как для подачи огнетушащих средств к месту пожара, так и для выполнения различных вспомогательных операций (до­зировки огнетушащих доба –

вок, создания разрежения, заполнения цистерны и т. п.),

Насосы, устанавливаемые на пожарных машинах, можно раз­делить на следующие группы:

Схема 1

Пожарные насосы


Лопастные

Объемные

центробежные

поршневые

газоструйные

вихревые

роторные

Основные характеристики пожарных насосов – высота

всасывания, напор, создаваемый насосом, подача.

Геометрической высотой всасывания называют раз –

ность отметок оси насоса и уровня поверхности воды в водоеме, из которого жидкость забирают насосом.

Чтобы насос мог поднять жидкость до уровня, располо –

женного ниже оси насоса, он должен создать разряжение (вакуум) во всасывающей линии.

Подъем жидкости происходит в результате разности давлений на поверхности водоема и внутри всасывающей рукавной линии, точнее на уровне оси насоса.

Эту разность давлений называют вакуумметрической высотой всасывания.

Дать под

запись

Зарисовать

схему

Дать под

запись

- 2 -

1

2

3

II

ЛОПАСТНЫЕ

НАСОСЫ

Теоретически вакуумметрическая высота всасывания при атмосферном давлении 0,1 МПа (1 кг/см2) может

быть 10,33 мм вод. ст., практически она не превышает

8 м вод. ст. Высоту всасывания уменьшают сопротивле –

ния во всасывающей линии, сальниках и кранах насоса, неплотности соединений, повышения температуры жид –

кости и другие причины.

Напор, создаваемый пожарными насосами, расхо­дуется на подъем жидкости на высоту от приемного уровня до выхода из спрыска, на преодоление разно­сти давлений на конце всасывающего рукава и у спрыска, на преодо –

ление гидравлических сопротивле­ний во всасывающей и напорной линиях.

Подача (расход) насоса зависит от его конструк­тивных характеристик и частоты вращения вала (для поршне –

вых насосов – частоты движения поршня).

Центробежные пожарные насосы

Широкое распространение центробежных насосов для пожаротушения обусловлено их до­стоинствами:

- равномерной (без пульсации) подачей жидкости;

- относительно малыми габаритами и массой;

- способностью обеспечивать работу «на себя» при за –

крытых напорных линиях без повышения давления сверх допустимого;

- воз­можностью работы на загрязненной воде;

- достаточно высокой надежностью и долговечностью.

Принципиальным недостатком центробежных насосов является то, что они не являются самовсасывающими при работе с откры­того водоисточника. Перед началом работы необходима заливка внутренней полости насоса водой, что усложняет управление и конструкцию насос –

ной установки.

Принцип действия центробежного насоса основан на

переме­щении массы перекачиваемой жидкости от центра к периферии под действием центробежной силы при вращении рабочего коле­са. В связи с этим в центре (приемном окне) рабочего колеса и в пространстве под –водящего канала создается разрежение, кото­рое обеспе –чивает подъем жидкости из водоисточника по всасыва –

ющему рукаву под действием атмосферного давления.

Основные элементы конструкций пожарных центробежных на­сосов

Особенности работы пожарных центробежных насосов, а также место их расположения на раме базового шасси с приво­дом от автомобильного двигателя обусловливают ряд требований к их конструкциям.

Центробежные насосы должны иметь небольшие габа –

риты и массу, быть простыми и удобными в обслужи –вании. Это позволя­ет рационально использовать грузо –

подъемность и объем кузова, а также важно при монта –

же и демонтаже насоса. Насосы должны обладать высо –

кими антикавитационными свойствами и надеж­ностью

Рассказать

Дать под

запись

Рассказать

- 3 -

1

2

3

даже при работе на загрязненной воде. При увеличении геометрической высоты всасывания с 3,5 м до 7 м

уменьшение по­дачи насоса не должно быть более 20% от ее номинального зна­чения. Число точек смазки насоса

должно быть минималь­ным, слив воды из его корпуса и всех коммуникаций осуществля­ется через один сливной кран.

Разнообразные конструкции пожарных центробежных насосов (ПН – 30; ПН – 40; ПН – 60; ПН – 100 и их моди –фикации) имеют ряд общих основных элементов, отли –

чающихся друг от друга у насосов различных типов только формами и размерами.

Рис. 1

Принципиальная схема конструкции

центробежного насоса

1 – вал; 2 – отвод; 3 – уплотнения рабочих колес;

4 – уплотнение вала; 5 – подшипник; 6 – корпус; 7 – рабочее

колесо; 8 – подводящий канал.

Подводящий канал

Подводящий канал соединяет водоисточник с внутрен –ней полостью насоса. Условно подводящий канал можно разделить на 2 участка:

- всасывающий трубопровод (рукав);

- всасывающий патрубок.

Всасывающий патрубок служит для формирования по –

тока жидкости при входе в приемное окно рабочего ко –леса. При этом должно быть обеспечено равномерное распределение скорости по­тока по всей площади сечения патрубка. Принято считать, что скорость потока жидкос –ти во всасывающем патрубке и рукаве не должна пре –

вышать 2 – 3 м/с. Это соответствует минимально допус –

тимым гидравлическим сопротивлениям при минималь –

но возможных геометрических размерах всасывающего рукава.

Наибольшее распространение в конструкциях пожар –ных насосов получил всасывающий патрубок, выпол –ненный в виде прямоосного конфузора с углом раскры –

тия в сторону рабочего колеса 5 – 6°, что обеспечивает минимальные потери напора при всех других возможных формах.

Гидравлическая характеристика подводящего канала в значи­тельной степени определяет такой важный такти –

ко – технический параметр пожарного насоса, как допус –

каемая геометрическая вы­сота всасывания.

Показать

натурный

образец

Рассказать

- 4 -

1

2

3

Фактором, ограничивающим высоту всасывания и час –

тоту вращения вала насоса, является кавитация. При больших высотах всасывания и увеличенных подачах остаточное давление на отдельных участках проточной части подводящего канала и внутренней полости рабо –

чего колеса уменьшается настолько, что становится равным или даже меньшим давления упругости паров жидкости при данной температуре. При этом происходит обра­зование кавитационных пузырьков. Внешними приз –наками кави­тации являются резкое падение подачи и напора, появление шума в насосе, иногда переходящего в треск и вибрацию корпуса на­соса. Возможность возник –

новения кавитации в насосе характери­зуется кавитаци –

онными характеристиками, которые определяются при испытаниях на специальных стендах.

При эксплуатации пожарных центробежных насосов предот­вращение кавитации достигается:

- выбором места установки пожарных машин с мини –

мально воз­можной высотой всасывания;

- снижением потерь во всасывающем рукаве;

- уменьшением частоты вращения вала насоса;

использованием подаваемой воды с минимально воз –

можной температурой;

- обеспечением надежной герметичности всасывающей линии и сальников насоса.

Рабочее колесо

Рабочее колесо с лопатками является основным эле –ментом центробежного насоса. Оно крепится на валу внутри корпуса, который соединен со всасывающей ли –нией.

Рабочее колесо передает механическую энергию от ва –ла насоса к потоку перекачиваемой жидкости. Рабочее колесо со­стоит из двух дисков, между которыми распо –

лагаются лопатки, загнутые в сторону, противоположную направлению вращения колеса. Рабочие колеса проек –

тируют с учетом получения минимальных потерь напо –

ра проточной части, механической прочности и рацио –нальной технологии изготовления. Существуют две фор –

мы профилей лопаток рабочих колес:

- цилиндрическая ПН – 25;

- двоякой кривизны (ПН – 30, ПН – 40УА и их модификации).

Послед­няя форма лопаток обеспечивает минимальные гидравлические потери и лучшие антикавитационные свойства насоса.

Рабочие колеса крепят на валу шпонками со скользя –

щей или плотной посадкой. От перемещения в осевом направлении колеса крепят стопорной гайкой.

Большинство рабочих колес изготавли­вают цельноли –

тыми, как правило, из сплавов алюминия АЛ9В и реже из чугуна СЧ – 18 – 36.

Перед началом работы насос и всасывающий трубо –

провод заполняют водой с по­мощью вакуум – аппарата,

иногда воду заливают из цистерны или другой емкости.

Рассказать

Показать на

натурном

образце

- 5 -

1

2

3

При вращении рабочего колеса вода, заполняющая ка –

налы между его лопатками, под действием центро­бежной силы отбрасывается от центра колеса с боль­шой ско –

ростью, поступает в спиральную камеру и далее в наг –нетательный трубопровод – выкидную линию. В цент –

ральной части насоса, т. е. перед входом воды в рабочее колесо, создается разрежение (вакуум). Под атмосферным давлением вода из водоема по всасы­вающему пожарно - му рукаву устремляется к насосу. Таким образом, вода

непрерывно подается насосом.

Центробежные насосы разделяются на одно – и много –

­колесные, низконапорные, создающие давление до

0,2 МПа (2 кгс/см2), средненапорные – 0,2 . . . 0,6 МПа

(2 . . . 6 кгс/см2), высоконапорные – 0,6 МПа (6 кгс/см2).

Отвод

Отвод предназначен для сбора струй жидкости, выхо –дящей из каналов рабочего колеса, и преобразования ее кинетической энергии в потенциальную энергию давле –

ния или напора, развива­емую насосом. Отводы пожарных центробежных насосов выпол­няются в виде спиральной камеры и диффузора (ПН – 30, 40, 60, 100 и их модифи –

кации) или с направляющим аппаратом и кольцевой напорной камерой (ПН – 45 и их модификации, а также на­сосы на мотопомпах М – 600, 800, МП – 13).

Большинство современных конструкций пожарных центробеж­ных насосов имеют спиральный отвод. Такой отвод обладает ря­дом достоинств по сравнению с нап –

равляющим аппаратом: его конструкция проще, он менее чувствителен к механическим при­месям в перекачивае –мой жидкости, у него более плавная харак­теристика и выше значение КПД. Спираль­ный отвод имеет вид пос –

тоянно расширяющегося канала, охваты­вающего рабочее колесо по окружности и переходящего в прямоосный диффузор у напорного патрубка.

В конструкциях центробежных пожарных насосов со спираль­ным отводом для разгрузки вала от радиальной силы поток жид­кости, выходящей из рабочего колеса, делят на 2 части. Такое деление позволяет получить равные и противоположно направ­ленные напоры для каждой части потока, при этом общая равнодействующая радиальная сила равна нулю. Конструктивно деление потока в спиральном отводе может быть выполнено в двух вариантах.

Вариант 1

Рис. 2

Двойной спиральный отвод

Двойной спи­ральный отвод применяют в большинстве

пожарных насосов. Однако уравновешивание радиальных

Показать на

натурном

образце

Рассказать

- 6 -

1

2

3

сил в конструкциях насосов такого типа достигается только в том случае, если подача от каждого напорного патрубка будет одина­ковой. В противном случае, ради –

альная сила достигает макси­мального значения.

Вариант 2

Рис. 3

Деление потока жидкости перегородкой

В варианте 2 - жидкость делится на 2 потока перегород –

кой 1, установленной в спиральном отводе и соединяют –

ся в один поток в общем диффузоре.

Этот вари­ант применяется только в конструкциях на –

сосов ПН – 110 и ПН – 60 и полностью разгружает вал и подшипники насоса от действия радиальной силы.

В насосах с направляющим аппаратом радиальная си –

ла от­сутствует.

Уплотнения рабочих колес

Уплотнения рабочих колес позволяют уменьшать пе –

ретекание перекачиваемой жидкости из напорной во всасываю­щую полость насоса. В конструкциях пожарных насосов наиболь­шее распространение получили уплот –

нительные кольца, устанав­ливаемые между рабочим колесом и корпусом насоса.

Величина утечек через уплотнения в значительной степени определяет объемный КПД насоса и влияет на подачу огнетушащих жидкостей к месту тушения пожа –

ра.

Уплотнения вала

Уплотнения вала устанавливают между валом и кор –

пу­сом насоса для предотвращения утечки жидкости и возможного подсоса атмосферного воздуха во внутрен –

нюю полость насоса. Неудовлетворительная работа саль –

ников вызывает значительное увеличение времени забо –ра воды из открытого водоема, резкое снижение высоты всасывания, уменьшение напора и подачи, по­явление вибрации насоса и хлопков у ствола.

В пожарных насосах получили распространение наби –

вочные сальники и манжетные уплотнения, устанавли –ваемые в стакане.

Для сальниковой набивки применяют хлопчатобумаж –ную ткань или асбестовый шнур, пропитанные смесью графитового порошка с консистентной смазкой и добав –лением свинцовой стружки. При­знаком хорошей работы набивочных сальников является просачи­вание отдель –

ных капель воды в местах уплотнения.

Показать на

натурном

образце

Показать на

натурном

образце

- 7 -

1

2

3

Манжетные уплотнения типа АСК – 45 состоят из комплекта ко­жаных или резиновых манжет, прижимае –

мых к валу специаль­ными пружинами, а также набора

колец.

Уплотнительные манжеты обычно устанавливают так, что часть их исключает попадание воздуха из окружаю –

щей атмосфе­ры во внутреннюю полость насоса, а другая часть предотвращает перетекание жидкости наружу вдоль вала насоса.

Корпус насоса

Корпус насоса выполняется литым и имеет крышку. Кор­пус и крышка, разъемные в плоскости, перпендику –

лярной оси ва­ла, в собранном виде образуют полость. Между ними проложен уплотнительный резиновый шнур. В корпусе устанавливают под­шипники, сальнико –

вые уплотнения и привод тахометра.

Достоинства центробежных пожарных наосов

Простота устройства, надежность в работе, равномер –

ная подача воды в напорные рукава, способность рабо –

тать при закрытых напорных задвижках и долговечнос –

ти.

Недостатки

Необходимость дополнительного устройства в виде

газоструйного или другого типа вакуум – аппарата для создания разрежения в насосе и всасывающей ру­кавной линии.

Центробежные насосы разделяются на:

- одноколесные;

- много­колесные;

- низконапорные, создающие давление до 0,2 МПа

(2 кгс/см2);

- средненапорные от 0,2 . . . 0,6 МПа (2 . . . 6 кгс/см2);

- высоконапорные - 0,6 МПа (6 кгс/см2) и более;

- с односторонним - и двусторонним подводом воды к рабо­чему колесу.

В пожарной охране в основном исполь­зуют одноколес –

ные высоконапорпые с односторонним подводом воды центробежные насосы. Широкое рас­пространение полу –

чили насосы с подачей воды 30, 40, 60 и 11О л/с.

Таблица 1

Технические характеристики центробежных насосов

Показатель

ПН – 40УА

ПН – 60

ПН – 110

Число напорных патрубков

2

2

2

Диаметр, мм:

патрубков

всасывающего

напорного

рабочего колеса

125

80

320

2 х 125

90

360

200

150

630




Похожие документы:

  1. Конспект для проведения занятий по го и чс тема №1: Нормативно-правовое регулирование по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей военного характера, чрезвычайных ситуаций и пожаров

    Конспект
    Тема №1: Нормативно-правовое регулирование по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей военного характера,
  2. Программы профессиональной подготовки, профессиональной переподготовки и повышения квалификации рядового и младшего начальствующего состава, работников и специалистов мчс россии Рассмотрено и одобрено на учебно-методическом совете мчс россии

    Документ
    Раздел 2.1. Деятельность органов исполнительной власти, специально уполномоченных на решение вопросов в области ГО, органов управления и подразделений ГПС МЧС России.
  3. Конспект лекций по курсу "Безопасность жизнедеятельности"

    Конспект
    Основным элементом производственной среды является труд, который в свою очередь состоит из взаимосвязанных и взаимосвязывающих элементов (рис. 2), составляющих структуру труда: С - субъектов труда, М - "машины " - средств
  4. Программа подготовки личного состава подразделений Государственной противопожарной службы мчс россии (1)

    Программа
    1.1. Программа подготовки личного состава подразделений Государственной противопожарной службы МЧС России (далее – Программа) определяет порядок организации и направления обучения личного состава системы Государственной противопожарной
  5. Программа подготовки личного состава подразделений Государственной противопожарной службы мчс россии (2)

    Программа
    1.1. Программа подготовки личного состава подразделений Государственной противопожарной службы МЧС России (далее – Программа) определяет порядок организации и направления обучения личного состава системы Государственной противопожарной

Другие похожие документы..