Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Алкофанк – пьянка алконавт – пьяница баклан – молодой человек башня – голова башню сносит – сходить с ума булкотряс - дискотека бункер - подвал бутсы ...полностью>>
'Рассказ'
Скребицкий "От первых проталин до первой грозы" Г. Троепольский "Белый Бим Черное ухо" Дж. Даррелл "Моя семья и звери" ...полностью>>
'Лекции'
4. Краткое описание: текст «Ананда Лахари» является частью и представляет собой сорок одну первую строфу от текста, который называется «Саундарья Лах...полностью>>
'Регламент'
Ми, представники політичних сил – Блоку Юлії Тимошенко та Блоку «Наша Україна Народна Самооборона», визнаючи волю і демократичний вибір Українського ...полностью>>

Урок обобщения и повторения по теме: «Гражданская война в России»

Главная > Урок
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Урок обобщения и повторения по теме:

«Гражданская война в России»

Цели:

1) Показать глубину трагедии русского народа ввергнутого в братоубийственную войну.

2) Воспитывать чувство толерантности, терпимости, готовности к диалогу.

3) Развивать творческие способности учащихся, умение анализировать исторические документы.

Оборудование: карта «Гражданская война и иностранная интервенция в России», таблицы, набор документов, памятки, грамзапись.

Эпиграф: «Человеческая жизнь есть жертва в искуплении жертвы, и человек не в праве осуждать и судить другого человека. Приговор выносит история, наше дело понять…»

Прапорщик Пауль

Ход урока

(звучит музыка)

I. Объявление темы и постановка проблемы:

- Почему гражданская война это трагедия народа русского?

II. Повторение и обобщение.

1) Вступление.

Ученик читает стихотворение.

Учитель: В нашем сознании Великая Отечественная война нередко заслоняет войну гражданскую. Но как не опасен фашизм – страшнее гражданская война. Гитлер – это нашествие чуждой силы, гражданская война – это война отца с сыном, брата с братом. Мы ничего не поймем в событиях 1918-1922гг., если будем искать правых и виновных. У каждого из них была своя правда, своя Родина.

Белые и красные, зеленные. Кто они? За какие идеалы боролись? Может быть, ответов на эти вопросы, мы сумеем понять, почему по разную сторону баррикад оказались бывшие друзья, близкие родственники. Например, штаб Фрунзе возглавил Николай Махров, а начальником штаба у Врангеля был его брат Петр Махров. В штабе Тухачевского генерал Алексей Сологут, у Пилсудского Владимир Сологут.

Н.А. Бердяев писал: «Когда ведут кровавую борьбу на площадях, улицах, на больших дорогах, в полях и лесах, тогда сама истина перестает уже интересовать; не до нее». Мы попытаемся, если не постичь истину, то хотя бы поискать ее.

2) Работа в группах.

1 группа – анализирует заявление штаба Добровольной армии и листовку генерала Врангеля.

Задания:

1. Дайте оценку заявления.

2. В чем причины не популярной идеи белого движения?

3. За какие идеи боролось белое движение?

4. Назовите причины его поражения.

2 группа – работа со статьей В.И. Ленина «К истории вопроса о несчастном мире».

Задания:

1.Какие причины победы Красной армии в гражданской войне называют:

а) В.И.Ленин;

б) противники большевиков?

2. Каким хотели видеть будущее России большевики?

3. Назовите причины победы красных в гражданской войне.

3 группа – работа с программой батьки Махно.

Задание:

1. Привлекают ли вас лозунги Махно?

2. Почему за ними пошли в годы гражданской войны десятки тысяч крестьян, сотни тысяч?

3) Отчеты групп. Учитель обобщает отчет каждой группы.

III. Краеведческий материал.

Вам было дано задание – провести социологический опрос среди ваших родственников.

Вопросы интервью:

- Как коснулась гражданская война вашей семьи?

- Что нужно делать, чтобы сегодня не возникла новая гражданская война?

IV. Заключение.

- Обсуждение проблемы урока по группам.

- Какие выводы можете выделить?

Учитель: Клод Анри Сен-Симон, как то писал, что если Франция потеряет по 50 лучших представителей каждой профессии, то нация станет телом без души. Россия в эти страшные годы потеряла гораздо больше (10-12 млн. человек). Понадобились десятилетия, чтобы заново оценить события и осознать простейшие истины; в этой войне нет ни победителей, ни побежденных, это народная трагедия.

Две России боролись друг с другом. Но и те и другие наши соотечественники. Память о них это будет примирение людей разных взглядов. Сохранение мира – одна из самых главных задач, которая стоит перед обществом.

V. Домашнее задание.

Написать сочинение-эссе: «Считаете ли вы сегодня нужным выяснять, на чей стороне в 1918-1922гг. сражались ваши предки?»

VI. Итог урока. (Рефлексия)

- Что нового вы узнали на уроке?

- С какой целью вам было предложено задание по группам?

- Какие задания оказались самыми трудными, какие самые легкие?

- Почему?

- Что вам помешало выполнить задание?

- Как справиться с трудными, если они возникают вновь?

- Что еще можно узнать по теме урока?

- Из каких источников?

На образовательную методику «Работа с одаренными детьми через научно-исследовательскую деятельности».

Методика реализуется учителями с 2002г. При ее помощи успешно идет развитие одаренных детей. Ребята занимаясь научно-исследовательской работой, занимают призовые места в районе, крае и на уровне России. Дети свободно защищают свои работы перед комиссией экспертов. С помощью данных методик идет воспитание и отбор одаренных детей, с целью дальнейшего их развития, повышается уровень образовательности детей, формируется система научных взглядов.

Заместитель директора по УВР А.Н.Ярыш

Утверждаю

Директор МОУ СОШ №9 Л.Н.Литвиненко



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Мочалова Светлана Романовна учитель истории и обществознания высшей категории мосш №2 разработка урока

    Разработка урока
    Цель урока: в результате исследования источников сформировать представление о том, что гражданская война стала национальной трагедией народа; опираясь на исторические источники сформировать представление о причинах победы красного движения.
  2. Чеканова Наталья Викторовна, учитель истории и обществознания моу «сош №5» города Бийска Алтайского края Наименование опыта Использование икт на урок

    Урок
    Современное общество неразрывно связано с процессом информатизации. Происходит повсеместное внедрение компьютерных технологий. При этом одно из приоритетных направлений процесса информатизации современного общества – информатизация образования.
  3. Уроках истории. Урок по теме "Династический кризис. Восстание декабристов 14 декабря 1825 года"

    Урок
    Цель урока: учащиеся должны понять главные особенности первого антикрепостнического этапа революционного движения в России, его социальный состав и направленность.
  4. Беловой Елены Владимировны По теме: Использование икт на урок

    Урок
    На сегодняшний день вопрос о факте использования ИКТ в учебном процессе уже не актуален. Основная проблема современного обучения заключается в комплексной методике применения всех имеющихся в наличии учителя технических возможностей,
  5. Рабочая программа бровийчук светланы евгеньевны ( учитель истории и обществознания II категория) по истории 5 класс

    Рабочая программа
    Настоящая рабочая программа разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования, Примерной программы основного общего образования по истории и Авторской программы под редакцией А.

Другие похожие документы..