Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Реферат'
Вас восхищала удивительная зелень рано весной, разнообразие форм и красок цветов, плодов и осенних листьев? Совершая походы и путешествия, вы встреча...полностью>>
'Доклад'
Наиболее существенные находки и открытия Галилея. Насколько справедливо утверждение, что «физика спустилась с небес на Землю по наклонной плоскости Г...полностью>>
'Документ'
ВЕДУЩАЯ: Штрафы для алиментщиков вырастут в 5 раз. Закон об этом в первом чтении был одобрен Государственной думой. Депутаты посчитали, что нынешние ш...полностью>>
'Урок'
Начиная свою педагогическую деятельность, я ставила перед собой и перед учащимися ряд целей, таких как научить читать, понимать несложные тексты, вес...полностью>>

М. М. Пришвина «Кладовая солнца» Учитель русского языка и литературы мбоу «Гимназия №13» Гуляева Елена Владимировна Цель всех моих урок

Главная > Урок
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Роль звука в описании пространства сказки-были М.М. Пришвина «Кладовая солнца»

Учитель русского языка и литературы

МБОУ «Гимназия № 13»

Гуляева Елена Владимировна

Цель всех моих уроков по литературе – это воспитание вдумчивого читателя. Учащийся должен так уметь читать, чтобы интерпретировать текст, сопоставлять с личным опытом, входить в диалогические отношения с автором. Один из путей достижения поставленной цели – погружение учеников в творческую лабораторию писателя. Для такой работы я выбираю произведение М. Пришвина «Кладовая солнца». Тема урока звучит как Роль звука в описании пространства сказки-были М.М. Пришвина «Кладовая солнца».

Мой выбор художественного произведения не случаен. Во-первых, жанр «Кладовой солнца» - сказка-быль. Для меня важно показать, что сказка рождается из были.

Во-вторых, Пришвин – писатель-следопыт, путешественник, поэтому я начинаю свой урок с рассказа о писателе и демонстрации его фотографий. Выбор фотографий также не случаен: мне важно было показать, что рабочий кабинет писателя – это лес (показ фото).

Цель: воспитание вдумчивого читателя (цель всех моих уроков литературы по работе с художественным текстом). Постижение языка М. Пришвина; организация пространства художественного произведения; роль звука в описании пространства Звонкой борины и Блудова болота; развитие речи, обогащение словарного запаса учащихся.

Оборудование: музыкальный диск «Звуки природы»; фотографии М. Пришвина; репродукции картин И. Шишкина «Утро в сосновом лесу», К. Васильева «Лесная сказка», Н. Ромадина «Затопленный лес».

На доске написан эпиграф: «Внимание есть основная сила творчества» (М.М. Пришвин).

Ход урока

1. Сегодня на уроке литературы мы с вами будем работать по сказке-были «Кладовая солнца», которую написал М. Пришвин. Что вы слышали о М. Пришвине? (1 мин)

  1. Рассказ о писателе (учитель сообщает лишь самые важные сведения).

Автор сказки-были «Кладовая солнца» - человек удивительный. Его называли писателем-ведуном. Что же значит слово ведун? Оно образовано от слова «ведать», то есть много знать о чем-либо. Ведунами и ведуньями в народе называли колдунов, ворожеек, волшебников. За что же назвали Пришвина ведуном, то есть волшебником? Мир представляется ему чудесным. А почему?

Пришвин видит чудеса в том, мимо чего нередко проходят невнимательные люди. Для писателя в природе все «лично и неповторимо». Его добрые зоркие глаза замечают все. Он говорит о встрече с цветком, бабочкой, водопадом… Метод своего творчества писатель назвал «первый глаз или взгляд ребенка».

Самым большим делом его жизни являлись дневники, которые он вел в течение 50 лет. Вот одна из дневниковых записей: «Внимание есть основная сила творчества».

Для Пришвина-художника очень важна роль слуха. Он пишет: «В молодости, когда слух был острее, я дослушивался до шепота снежинок между собою». «Удалось слышать, как мышь под снегом грызла корешок». (3 мин)

Посмотрите внимательно на фотографию, где изображен М. Пришвин. Что вы о нем можете сказать? (2 мин)

А вот на 2 фотографии М. Пришвин изображен со своей собакой. Он был замечательным охотником, а значит, хорошо знал лес, повадки зверей. Также писатель много путешествовал. Все, что его удивляло, он фотографировал. (1 мин)

  1. Так как ученики 6 класса любят играть, я создаю игровую ситуацию на уроке – мы отправимся в путешествие вместе с писателем, чтобы посмотреть, как он работает. Объявление целей урока: Мы с вами отправимся вслед за Настей и Митрашей – героями сказки-были «Кладовая солнца» - на Блудово болото, где с ними происходят чудесные события. А чтобы для того чтобы не пропустить что-то чудесное в этом путешествии, мы будем прислушиваться и приглядываться. (1 мин). Сразу обговариваю: ученики полностью прочитали произведение.

  2. Беседа по тексту (гл. 3): Мы идем через приболотицу. Что обозначает слово «приболотица»? Под ногами у нас «осели кочки, и тропа стала канавкой, по которой струится вода». Выходим на песчаные холмы, пригорки, называемые в народе боринами. Проходим через первую борину, известную под названием Высокая грива, а потом выходим к Звонкой борине. Вот эта борина описывается Пришвиным подробно. (2 мин)

Почему это место, с вашей точки зрения, получило такое название? (что-то связано со звуком, издающее звук). Верно. Докажем наше утверждение (через проектор на доске проецируется отрывок с выделенными мною словами, на которые мы обращаем внимание). Эти фрагменты выбраны нами, чтобы учащиеся увидели, как писатель выделяет слова, в которых есть звуковое значение.

…Утро продвигалось все больше к рассвету, борина Звонкая наполнялась птичьими песнями, воем, стоном и криком зверьком…Борина с лесом, сосновым и звонким на суходоле, отзывалась всему…

Какие звуки наполняют пространство Звонкой борины? (звуки природы: пение птиц, стоны зверей, вой деревьев). А каких звуков больше? (звуки, издаваемые птицами). Как в тексте передаются звуки, издаваемые птицами? (на доске фрагменты текста, по которым мы работаем)

Видно, как птица поет на сучке…Но все-таки слова, как мы, они сказать не могут, и им приходится выпевать, выкрикивать, выстукивать.

«Тэк-тэк!» - чуть слышно постукивает…Глухарь в темном лесу.

«Шварк-шварк!» - дикий Селезень пролетел в воздухе над речкой.

«Кряк-кряк!» - дикая утка Кряква на озере.

«ГУ-гу-гу…» - красивая птичка Снегирь на березе.

Бекас…раскатывается в воздухе диким барашком. Вроде как бы «жив-жив» кричит кулик Кроншнеп. Тетерев там…бормочет и чуфыркает. Белая Куропатка, как будто ведьма, хохочет.

И закрякают в ответ, и зачуфыркают, и затэтэкают, стараясь всеми голосами ответить нам

Верно. Мы можем выделить 2 группы лексики, передающие птичьи звуки. 1 группа представлена звукоподражательными словами (приводим примеры). 2 группа – звукоподражательными глаголами (примеры). Зачем Пришвин использует так много звукоподражательных слов? Через звукоподражания Пришвин передает своеобразие голоса той или иной птицы (примеры). Все эти звукоподражания сигнализируют о присутствии конкретных птиц. Каких? Подчеркивается, что каждая птица неповторима, у нее свой голос. Таких голосов в природе много, поэтому нужно иметь чуткое ухо, чтобы это услышать и передать в слове.

Все живые существа – птицы и зверьки – стремятся выговорить одно заветное слово – «здравствуй». Весь лес приветствует солнце. Об этом нам сообщает коллективный повествователь – « мы охотники». Почему все стремятся приветствовать именно солнце? (Солнце у всех народов символизирует жизнь, радость, победу света над тьмой. Вот почему все живое так ждет появления солнца).

Писатель оживляет, одухотворяет природу. Такой художественный прием называется олицетворение. Олицетворение – троп, состоящий в том, что неодушевленному предмету, отвлеченному понятию, живому существу, не наделенному сознанием, приписывают качества или действия, присущие человеку.

Даю репродукции художников. Как художники изображают свет, утро на картинах? А может ли картина передать звук? (4 мин). Выбор именно этих репродукций связан с тем, что эти картины – взгляд художника-сказочника.

А где же наши герои – Настя и Митраша? Мы о них немного подзабыли, но они с нами. Они тоже прислушиваются, обсуждают, то происходит вокруг них. Подслушаем их разговор (выразительно читаем фрагмент разговора из главы 3).

Какие испытывают чувства? Что заставляет насторожиться? (звуки, издаваемые Белой Куропаткой,: «как ведьма, хохочет». Это пугает Настю). Оказывается, лес полон самых разнообразных звуков. А сейчас мы с вами в этом убедимся.

Прослушаем музыкальный фрагмент «Прогулки по лесу» (включаю музыкальный диск). Какие звуки вы услышите? Сможем ли мы их (звуки) «перевести» на слова, как это сделал Пришвин? Как звуки передают смену настроения?

Если в Звонкой борине мы слышим, в основном, утреннее радостное пение птиц, приветствующих восход солнца, то посмотрим, что же нас ждет внизу, при спуске к Блудову болоту.

Беседа по тексту (гл.4): И вот мы переместились на болото. Болото – это символ зла, гиблое место у многих народов, куда в заговорах посылаются проклятья, беды, несчастья. Какие звуки мы слышим в этом пространстве? (отрывок текста на доске).

Тут еще совсем не начиналось торжество встречи солнца. Над маленькими корявыми елочками и березками серой мглой висело ночное одеяло и глушило все чудесные звуки Звонкой борины. Только слышался тут тягостный, щемящий и нерадостный вой.

И тогда деревья так стонали и выли на все Блудово болото, как живые существа…

«Кра!» - крикнула ворона.

Злой ветер очень резко рванул. Сплетенные корнями деревья<…>на все Блудово болото зарычали, завыли, застонали.

Работа со словами: «тягостный, щемящий и нерадостный вой». Какое слово из ряда синонимов, на ваш взгляд, самое тревожное? (Это слово «щемящий», так как его ЛЗ – приносящий ноющую боль). Что, кроме неприятных звуков, нас еще настораживает в Блудовом болоте? (В этом месте нет солнца, а значит тепла, света, жизни. Мы не слышим птиц, как в Звонкой борине, только настораживающие, резкие звуки вороны. Серая хмарь задвигает солнце). Хочется ли нам оставаться в этом месте?

Блудово болото противопоставлено Звонкой борине. Такой художественный прием, служащий для усиления выразительности речи путем противопоставления понятий, мыслей, образов, называется антитезой.

  1. Вывод: Вот и подошло к концу наше путешествие. Мы оставили Настю и Митрашу, которые поссорились и пошли разными дорогами. Чем же закончится их путешествие по Блудову болоту, вы узнаете, прочитав до конца художественное произведение.

Что нового вы узнали на уроке? Что вас удивило?

Для учителя очень важна обратная связь, ответная реакция детей. На этом уроке дети не просто удивились, а стали СОУЧАСТНИКАМИ творческого процесса. К этому мы и должны стремиться.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Вохминцева Светлана Михайловна) «Основа личности это ее развитие» (Рейнгард Галина Дмитриевна) «Педагогические методы духовно-нравственного воспитания учащихся на урок

    Урок
    «Роль сказочного текста в формировании и развитии духовно-нравственных основ личности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в период дошкольного возраста» (Фрисс Наталья Владиславовна)
  2. А. З. Долгинов; ред кол.: Б. М. Болотовский и др. М. Мцнмо, 2012[т е. 2011]. 160 с. (Библиотечка Квант+; вып. 122) (Приложение к журналу Квант+; №4/2011). Isbn 978-5-94057-929

    Документ
    1. Вагнер, Бертиль Бертильевич (1941 -).Сто великих чудес природы / Б. Б. Вагнер. - Москва : Вече, 2011. - 431 с. : ил. ; 22 см. - (100 великих).Загл.
  3. Региональные целевые программы по культуре 121

    Документ
    Красноярский край образован в 1934 году. Его площадь составляет 2339,7 тысяч квадратных километров и включает 581 муниципальное образование, из них: 18 городских округов, 44 муниципальных района, 35 городских поселений, 484 сельских поселений.

Другие похожие документы..